Научная статья на тему 'Потенциал медиаобразования в развитии проектной работы студентов'

Потенциал медиаобразования в развитии проектной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEDIA EDUCATION / MEDIA EDUCATIONAL PROJECT / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенязь Анастасия Вячеславовна

В статье характеризован медиаобразовательный проект как метод медиаобразования, являющийся наиболее актуальным на сегодняшний день для реализации образовательных программ медийной направленности. Рассмотрены существующие подходы к пониманию проекта и проектной деятельности в сфере менеджмента, уточнены взаимосвязи с родственными понятиями проектирования, проектной компетентности. Уточнены характеристики образовательного проекта как совокупности педагогических методов. Автор акцентирует внимание на специфике медиаобразовательных проектов как способа формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенязь Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF MEDIA EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS PROJECT WORK

The article describes media educational project as the most relevant method for professional media educational programs. Approaches towards projects and project activity in management are reviewed, related concepts of project design and project competence are clarified. Characteristics of educational projects as a complex of pedagogical methods are specified. Author focuses on specifics of media educational projects as a mean of personal and professional formation of students.

Текст научной работы на тему «Потенциал медиаобразования в развитии проектной работы студентов»

Таким образом, проведенное исследование позволяет увидеть полноту представлений о

медиаобразования в российском дискурсе, что может стать платформой для проведения

исследований по влиянию медиаобразования на достижения различных результатах как у

школьников, так и студентов различных направлений.

Список литературы / References

1. Дубовер Д.А. Медиаобразование как среда развития социальных компетенций у обучающихся различных образовательных ступеней // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / Сост. и научн. ред. О.М. Скибина. Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», 2018. С. 60-65.

2. Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп. 2008. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.m/интерактивная-журналистская-модель-медиаобразования/ (дата обращения: 21.05.2019).

3. Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.

4. Фатеева Ирина Анатольевна. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник ЧелГУ, 2015. № 5 (360). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/novye-tehnologicheskie-formaty-mediaobrazovatelnyh-proektov/ (дата обращения: 30.10.2019).

5. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.

6. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.

7. Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие / А.В. Федоров, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина; под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. Ин-т имени А.П. Чехова, 2015. 184 с.

8. Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сборник трудов научно-практической конференции в рамках международного форума «Медиобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017 г. / Под ред. И.В. Жилавской, И.А.Фатеевой. М.: МПГУ, 2017.

9. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) / Сост. Е.И. Кузьмин, И.В. Жилавская, Д.Д. Игнатова, под ред. И.В. Жилавской. М.: МЦБС, 2014. 212 с.

ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОЕКТНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Пенязь А.В. Email: [email protected]

Пенязь Анастасия Вячеславовна — магистрант, кафедра медиаобразования, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в статье характеризован медиаобразовательный проект как метод медиаобразования, являющийся наиболее актуальным на сегодняшний день для реализации образовательных программ медийной направленности. Рассмотрены существующие подходы к пониманию проекта и проектной деятельности в сфере менеджмента, уточнены взаимосвязи с родственными понятиями проектирования, проектной компетентности. Уточнены характеристики образовательного проекта как совокупности педагогических методов. Автор акцентирует внимание на специфике медиаобразовательных проектов как способа формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся. Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательный проект, проектная деятельность.

THE POTENTIAL OF MEDIA EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF

STUDENTS PROJECT WORK Peniaz A.V.

Peniaz Anastasia Viacheslavovna—Masters Student, DEPARTMENT OF MEDIA EDUCATION, INSTITUT OF JOURNALISM, COMMUNICATIONS AND MEDIA EDUCATION MOSCOW PEDGOGICAL STATE UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article describes media educational project as the most relevant method for professional media educational programs. Approaches towards projects and project activity in management are reviewed, related concepts of project design and project competence are clarified. Characteristics of educational projects as a complex ofpedagogical methods are specified. Author focuses on specifics of media educational projects as a mean ofpersonal and professional formation of students. Keywords: media education, media educational project, project activity.

УДК 37.01

Существующие медиаобразовательные модели (теория развития критического мышления, культурологическая, социокультурная, семиотическая, эстетическая, практическая, идеологическая теории, теория потребления и удовлетворения, инъекционная и этическая теории [1, с. 351-366]) являются в массе своей теоретически ориентированными. Они опробованы временем, но не учитывают потребности и интересы, не соответствуют психофизическим характеристикам современных обучающихся - молодого поколения digital natives. Представители поколения Z, рожденные с середины 1990-х по конец 2000-х годов, крайне проактивны, имеют высокую склонность к предпринимательству, с ранних лет владеют многими медийными технологиями на уровне выше среднего, а также имеют высокую потребность в творческой самореализации. Подходящим инструментом для реализации медиаобразовательных задач в этой аудитории может являться проектная деятельность.

В этом контексте особенно актуальными становятся идеи основоположника британского подхода к медиаобразованию Л. Мастермана. Он считал медиаобразование исследовательским процессом, основной концепцией которого является репрезентация, а главной целью -денатурализация медиа [1, с. 151]. Под репрезентацией следует понимать то, что медиа не отражает реальность такой, какая она есть, а представляет, или репрезентирует, ее, используя систему знаков и символов [5, с. 38], а денатурализация - это явление проникновения в суть медиа, разложение его на отдельные компоненты и составляющие.

Именно к такому результату приводит проектная деятельность по созданию медиа: рядовой медиапотребитель начинает понимать, из каких элементов состоит его любимая телепрограмма или онлайн-издание, какие технологии использованы при создании этого медиапродукта, так как сам начинает ими овладевать. Таким образом развивается не только критическое мышление, но и критическая автономия - возможность самостоятельного вынесения суждений, к чему и призывал стремиться Л. Мастерман.

В переводе с латыни проект значит «брошенный вперед», а толковый словарь определяет проект как замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства [6, с. 13]. От этого определения развилось понимание проекта как прообраза объекта или вида деятельности [6, с. 14].

В монографии «Проектная деятельность в образовательном учреждении» Н.Ф. Яковлева определяет проект как «ограниченную во времени деятельность, представленную в виде мероприятий, направленную на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели» [6, с. 14]. В практическом понимании проект - это некий приближенный к реальности замысел о желаемом будущем, у которого обязательно есть рациональное обоснование, то есть осознание необходимости этого проекта в существующих реалиях, и конкретный способ практического осуществления, то есть план реализации, воплощения задумки в жизнь [6, с. 14]. Под проектированием понимается «процесс создания проекта и его фиксация во внешне выраженной форме» [6, с. 14]. Практической целью метода проектов является проектная компетентность - то есть умение разработать и подготовить к презентации качественный «эскиз» проекта, который в дальнейшем будет воплощаться в жизнь в процессе деятельности [6, с. 5].

В образование проектный метод пришел из сферы менеджемента организаций, где сформировался как ответ на изменение реалий рынка. Ускорился научно-технический прогресс,

сократился жизненный цикл товаров и технологий их производства. Сами товары стали более сложными, поэтому существенно изменились производственные процессы, которыми стало необходимо по-новому управлять. Экономическая напряженность в мире отразилась на взаимоотношениях между контрагентами рынка. Все чаще производства стали располагаться в отдаленных от офисов компаний странах, некоторые товары стали производиться с привлечением производств разных стран, для чего было необходима разработка новых инструментов [7]. Сейчас, когда основной характеристикой всех сфер жизни является сверхбыстрый рост и информатизация, особое значение приобретают информация и знания, поэтому медиа и СМИ становятся основным посредником и медиатором во взаимодействии между человеком, обществом, бизнесом и государством [2].

В широком понимании под проектным менеджментом следует понимать «профессиональную деятельность, основанную на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий и ориентированную на получение эффективных результатов путем воздействия на работников для успешного осуществления проектов» [7]. В рамках проектного подхода предполагается поиск ответа на вопрос «Как делать?», а не «Что делать?» [3]. Проектный подход соединяет в себе общие управленческие принципы, основы современного маркетинга и креативное мышление участника [3].

В менеджменте организаций проектно-ориентированный подход призван решить следующие задачи трансформации системы управления:

1. «резко увеличить скорость стратегических обновлений в организации;

2. сделать инновации повседневным занятием каждого;

3. создать атмосферу, в которой любой сотрудник сможет проявить себя с лучшей стороны» [3].

Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США как способ связать процесс обучения с реальной жизнью [6, с. 10]. Сегодня проектный подход и проекты часто используются как педагогическая технология для решения широкого спектра образовательных задач, поэтому проектная деятельность в целом может считаться хорошо изученной и распространенной сферой.

Образовательный проект - это «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [6, с. 14]. Метод образовательных проектов строится на том, что «учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов» [6, с. 15]. Проект рассматривается как «совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [6, с. 15].

Н.Ф. Яковлева соотносит метод проектов с идеями прагматистской педагогики, или прогрессивизма, зародившейся в философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса, затем сформировавшейся в работах американского философа Джон Дьюи [6, с. 11-13]. Н.Ф. Яковлева акцентирует внимание на мысли Дж. Дьюи о том, что сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта обучающегося, а также на том, что в основу обучения должен быть положен соответствующий деятельностной сущности ребенка принцип «обучение в процессе деятельности» [6, с. 11-13]. Интерес к идеям Дж. Дьюи возродился в 1980-е годы и актуален сейчас, так как метод проектов обеспечивает активную деятельность и познавательный интерес учащихся, формирование умений, навыков и компетенций, связанных с практической деятельностью, а также связь обучения с жизнью [6, с. 11-13].

Но именно медиаобразовательные проекты как педагогическая технология встречаются не так часто. Как отмечает в своих работах И.А. Фатеева, «всякий медиаобразовательный проект является медиапроектом, но не всякий медиапроект является медиаобразовательным» [4], имея в виду то, что проекты, реализующие именно задачи медиаобразования, имеют свою специфику.

Для медиаобразовательного проекта результатом выступает создание определенного медиапроекта, то есть производство печатного, аудио-, видео- или мультимедийного продукта. Медиаобразовательный проект помогает формировать личностные и профессиональные качества обучающихся, а также развивать креативное мышление и стимулировать познавательную активность.

Медиаобразовательный проект как форма организации медиаобразовательной деятельности не является новшеством в отечественной практике. Но при изучении профильной литературы можно заметить, что эта методика не входит в круг устоявшихся и признанных, зачастую воспринимается как экспериментальная и недостаточно институционализированная, в то время как в научных трудах преобладают теоретические модели медиаобразования.

Список литературы / References

1. Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.

2. Кириллова Наталья Борисовна. Медиаменеджмент как феномен управленческой культуры информационной эпохи // Известия УРФУ. Серия 1. 2013. № 4 (119). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/22484/1/iurp-2013-119-09.pdf/ (дата обращения: 01.10.2019).

3. Синяева Ольга Юрьевна. Менеджмент XXI века и новая парадигма проектного подхода // Лидерство и менеджмент. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-xxi-veka-i-novaya-paradigma-proektnogo-podhoda/ (дата обращения: 01.10.2019).

4. Фатеева Ирина Анатольевна. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник ЧелГУ. 2015. № 5 (360). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologicheskie-formaty-mediaobrazovatelnyh-proektov/ (дата обращения: 01.10.2019).

5. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4.

6. ЯковлеваН.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. М.: ФЛИНТА, 2014.

7. Проектный менеджмент: систематизированное изложение теоретических основ // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012000636/ (дата обращения: 21.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.