УДК 159.9 ББК: 88.8
@ С.В. ЗДОРОВА. 2019
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE COMMUNICATIVE ABILITIES OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА ЗДОРОВА,
старший инспектор группы по работе с переменным составом факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, майор полиции Email: slana.746—[email protected]
SVETLANA VASILEVNA ZDOROVA,
Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia of V.Ya. Kikot the senior inspector of group on work with varying degrees of faculty of training of specialists in the field of information security police major Email: slana.746—[email protected]
Научная специальность: 13.00.08 — 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: C.B. ЗДОРОВА. Теоретические подходы к исследованию коммуникативных способностей выпускников образовательных организаций. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. C. 19—21.
Аннотация. В статье проводится анализ подходов к исследованию коммуникативных способностей; коммуникативные способности рассматриваются как система психологических характеристик человека, которые включены в общую структуру способностей человека и при этом пронизывают всю структуру личности.
Ключевые слова: коммуникативные способности, структура и содержание коммуникативных способностей, подходы к исследованию коммуникативных способностей
Annotation. The article analyzes the approaches to the study of communicative abilities; communicative abilities are considered as a system of psychological characteristics of a person, which are included in the overall structure of human abilities and at the same time permeate the entire structure of the personality.
Key words: communicative abilities, structure and content of communicative abilities, approaches to the study of communicative abilities
Профессиональная деятельность психологов органов внутренних дел строится на работе с людьми, т.е. протекает в системе «человек-человек». Успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить свое общение и тесно связана с наличием у выпускников образовательных организаций МВД России высоких профессиональных и коммуникативных способностей.
Как справедливо констатируется в статье С.Н. Федотова [1]. в педагогической системе
ведомственного образования назрела острая необходимость внедрения инновационных способов, средств и технологий формирования и развития профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций. При этом педагогической основой инноваций должен стать переход от преимущественно методов передачи информации к более широкому внедрению активных методов обучения: диалогу, самостоятельному поиску информации и решению учебных задач (прикладных исследовательских и конкретных
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES
профессиональных) на основе сотрудничества в процессе учебной деятельности.
В настоящее время в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях осуществляется формирование отдельных коммуникативных компетенций, прописанных в образовательных стандартах по конкретным специальностям и реализуемых в рабочих учебных программах конкретных дисциплин [2]. При этом такое формирование коммуникативных компетенций не ориентировано на индивидуально-психологические особенности обучающихся.
В ряде работ психологов определены соотношения понятий коммуникативные способности с коммуникативными свойствами личности (Г.С. Васильев, К.К. Платонов), с коммуникативным потенциалом личности (А. А. Бодалев, В.В. Рыжов), с коммуникативностью (Ю.Л. Ханин), с коммуникативной компетентностью (Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, Л. А. Петровская, П.В. Растянникова, Е.В. Сидоренко, К. Дан-цигер, Д.У. Джонсон, Б. Спицберг, Дж. Уай-менн, Ю. Хабермас и др.).
В трудах А.Г. Ковалева, В.И. Мясищева,
A.А. Леонтьева, И. Кергэса, Д. Майерса коммуникативные способности рассматриваются в качестве существенной составляющей общей структуры способностей. Сущность и природу понятия «способностей», закономерности их развития, их типологию обстоятельно исследовали В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн,
B.Д. Шадриков и др.
В психологии существуют различные подходы к исследованию коммуникативных способностей, которые можно дифференцировать по трем группам [3]: аналитический, поликомпонентный и системный.
Аналитический подход стратегически ориентируется на выделение и детальное изучение различных аспектов межличностных коммуникаций, в том числе мотивационных характеристик (М. Аргайл), особенностей высшей нервной деятельности (Г. Айзенк, А.И. Ильина), свойства личности (А.Л. Журавлев) и др. Поликомпонентный подход стратегически ориентирован на выявление значимых крупных подструктур коммуникативных способностей и изучение межкомпонентных связей, о характере соотношений
мотивационного, динамического и эмоционального компонентов коммуникативных способностей (Л.В. Жемчугова, А.И. Крупнов,
A.Е. Ольшанников). Системный подход рассматривает коммуникативные способности как сложную иерархическую систему, осмысление которой возможно только в единстве всех его составляющих — потребностей в коммуникации, эмоционального тонуса, соответствующих знаний и умений (Б.Г. Ананьев,
B.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, Л. Ханин).
В результате сопоставительного анализа, проделанного М.В. Ивановой, было установлено, что существующие подходы не имеют в целом антагонистических противоречий, дополняют друг друга. Это в свою очередь, позволяет в процессе исследования для полноты когнитивной картины опираться на результаты, полученные в русле разных подходов.
В соответствии с этими положениями коммуникативные способности следует рассматривать как систему психологических характеристик человека, наличие которых определяет успешность решения коммуникативных задач (В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков). Совокупность этих психологических характеристик, во-первых, как отмечал Б.М. Теплов, не сводится к знаниям, умениям и навыкам в сфере межличностных коммуникаций, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Во-вторых, психологические характеристики, относимые к способностям, имплицитно имеют отношение к успешности межличностного взаимодействия (Б.М. Теплов), в связи с чем, В. Д. Шадриков определил их как «функциональные свойства человека».
Как отмечает М.В. Иванова, коммуникативные способности являются сложной иерархической системой, которая, с одной стороны, гармонично включена в общую структуру способностей человека (А.А. Кидрон), с другой стороны, выступает как часть структуры личности (Г.С. Васильев, К.К. Платонов), что позволяет рассматривать коммуникативные способности как «сквозную» характеристику, пронизывающую всю структуру личности. Вместе с тем, включенность коммуникативных способностей в структуру общих способностей определяет по аналогии их двухуровневый состав: базовый блок комму-
20
№ 1/2019
никативных способностей, обеспечивающий общую успешность решения человеком коммуникативных задач в разнообразных условиях и видах взаимодействия, и специфический блок, позволяющий успешно решать определенный класс коммуникативных задач, определяемый в частности специфической профессиональной деятельности.
Структура и содержание коммуникативных способностей относительно устойчивы, они совершенствуются в процессе онтогенеза с учетом характера тех коммуникативных задач, которые преобладают в деятельности человека. В связи с этим, во-первых, коммуникативные способности рассматриваются как факторы успешной социальной адаптации, во-вторых, как своеобразное отражение структуры той деятельности, которая занимает в жизни человека основополагающее место (Н.В. Кузьмин, К.К. Платонов). Соответственно структура коммуникативных способностей у субъектов, стабильно реализующих различные типы коммуникативной деятельности, может значительно отличаться.
Ряд авторов указывает на необходимость специально организованной работы по совершенствованию коммуникативных способностей и компетенций психолога (И.В. Вачков, Ю.Н. Емельянов, С.Е. Жучкова, Г.И. Мараса-нов, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, С.В. Пет-рушин и др.), в том числе в рамках системы психологического сопровождения студентов-психологов, направленной на развитие коммуникативных способностей (Ю.В. Аникеева и др.).
Несмотря на большое количество работ, на сегодняшний день не достаточно исследований, в которых были бы представлены особенности и детерминанты развития коммуникативных способностей курсантов-психологов,
обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД РФ.
Разработан методический подход к детерминации факторов, влияющих на развитие коммуникативной компетентности курсантов-психологов в образовательной среде ВУЗа МВД [4]. Для развития коммуникативных способностей курсантов-психологов разработана авторская программа социально-психологического тренинга «Развитие коммуникативных свойств и способностей личности» (авторы С.В. Здорова, А.Н. Сударик) [5], эффективность которой доказана результатами формирующего эксперимента.
Список литературы
1. Иванова М.В. Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения в ВУЗе: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2007. 20 с.
2. Здорова С.В. Результаты применения тре-нинговой программы для развития коммуникативных способностей у студентов-психологов с учетом индивидуально-психологических особенностей их личности // Психология обучения. 2018. № 4. С. 25—40.
3. Сударик А.Н. Детерминация факторов развития коммуникативной компетентности курсантов-психологов в образовательной среде ВУЗа МВД // В книге: Молодые исследователи образования Тезисы конференции. 2017. С. 170—172.
4. Сударик А.Н. Коммуникативная компетентность курсантов-психологов: исследование детерминирующих факторов развития в образовательной среде ВУЗА МВД. В сборнике: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Кокурина,
B.И. Екимовой, Е.А. Орловой. 2017. С. 293—298.
5. Федотов С.Н. Проблемы подготовки психологов органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 1(56).
C. 113—117.