Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN216.pdf Статья опубликована 05.04.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Левит В.М. Состояние коммуникативно-организаторских способностей у студентов колледжа искусств и культуры // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 377
Левит Виталий Михайлович
ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств и культуры», Россия, Брянск
Преподаватель E-mail: [email protected]
Состояние коммуникативно-организаторских
у студентов колледжа искусств и культуры
Аннотация. Проблема способностей вообще и коммуникативно-организаторских в частности, является одной из традиционных и важнейших проблем педагогики и психологии. Их исследованию были посвящены работы многих отечественных ученых (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.).
В данной статье рассматривается состояние коммуникативно-организаторских способностей студентов колледжа искусств и культуры исходя из мониторинговых исследований.
Автор статьи предпринял попытку выявить факторы развития коммуникативно -организаторских способностей у студентов Брянского областного колледжа искусств и культуры. Чтобы определить потенциальные возможности студентов была применена методика выявления коммуникативно-организаторских склонностей.
В исследовании приняли участи студенты специализаций: «Хореографическое творчество», «Инструментальное творчество», «Постановка театрализованных представлений», «Театральное творчество», «Народное хоровое творчество», студенты заочной формы обучения.
На основании исследования даются сравнительные характеристики коммуникативных и организаторских способностей у студентов колледжа.
Автор приходит к выводу, что, будущим специалистам культуры - студентам колледжей искусств и культуры, в том числе и педагогического направления, необходимо развивать в себе коммуникативно-организаторские способности для будущей успешной профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: организаторские способности; коммуникативные способности; педагогические способности
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а самообразование рассматривается как средство безопасности
способностей
комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что ключевая роль развития коммуникативных и организаторских способностей состоит в профессиональном общении, в профессиональной деятельности педагога.
Будущим специалистам культуры - студентам колледжей искусств и культуры, в том числе и педагогического направления, необходимо развивать в себе коммуникативно-организаторские способности для будущей успешной профессиональной педагогической деятельности.
В данной статье мы рассмотрим состояние развития коммуникативно-организаторских способностей учащихся колледжа искусств и культуры исходя из мониторинговых исследований. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и психологу, администратору производства и военачальнику, всем, тем, кто работает с людьми и работает с ними. Без развитых организаторских качеств нам трудно себе представить предпринимателя, менеджера в социальной сфере [3, с. 5].
Развитые организаторские и коммуникативные качества позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать сними в совместной деятельности. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и психологу.
Исследователи, занимающиеся проблемой способностей, выделяют главные группы способностей. Все своеобразие определений способностей, представленных в литературе, можно условно объединить в три группы.
В первую группу входят определения, характеризующие способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к знаниям, умениям или навыкам [6, с. 60, 67, 27].
Вторую группу составляют определения, характеризующие способности как психические свойства личности, обеспечивающие успешное выполнение конкретных видов деятельности или их освоение [5, с. 79, 67].
В третью группу входят определения, характеризующие способности как синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, и обеспечивающих успешность ее выполнения [4]. Способности существуют только в известной деятельности и потому пока не ясно, какую деятельность будет выполнять человек, нельзя сказать о его способностях к этой деятельности.
Мы признаем важность, и актуальность всех этих групп, но в своём исследовании раскроем необходимость развития коммуникативно-организаторских способностей.
Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. У опытных преподавателей вырабатывается даже своеобразное чувство времени - умение правильно распределить работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Коммуникативные способности - это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. Коммуникативные способности являются важным составляющим компонентом организаторских способностей. Умения
заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить. От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также возбуждению эмоционального состояния, познавательного интереса, стремление к совместной деятельности и т.д.
Мы предприняли попытку изучить уровень коммуникативно-организаторских способностей у студентов Брянского областного колледжа искусств и культуры, выявить факторы и условия, способствующие их развитию.
О наличии и проявлении организаторских и коммуникативных способностей студентов мы судим по показателям обоснованным профессором Л.И. Уманским [7, с. 80]:
• направленность личности;
• подготовленность к деятельности;
• общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум и
др.);
• специфические свойства (организаторское чутьё, психологический ум, такт и др.);
• индивидуальные характеристики организаторских способностей (диапазон деятельности, стиль руководства и др.).
В своём исследовании мы ставили задачу выявить организаторские способности студентов в процессе их обучения и практической деятельности.
Необходимо было проанализировать, как формируются способности у студентов, обучающихся на базе 9 и 11 классов и у студентов заочной формы обучения.
У многих студентов изначально были обнаружены высокие организаторские способности, но это не значит, что они не развиваются и дальше, в ходе обучения в колледже. Студенты колледжа проявляют эти способности в учебной деятельности и во внеклассной работе, однако есть и такие учащиеся, которые не развивают свои способности. С целью помочь им развить способности была применена методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), чтобы определить потенциальные возможности студентов.
Опрос студентов проводился по специализациям: «Хореографическое творчество», «Инструментальное творчество», «Постановка театрализованных представлений», «Театральное творчество», «Народное художественное творчество», затем результаты опроса сравнивались, и с учетом этого выявлялась подготовка студентов к работе в плане организаторской деятельности.
Рассмотрим результаты исследования со студентами специализации «Хореографическое творчество» (база 9 классов).
В исследовании приняли участие 72 человека (студенты Брянского областного колледжа искусств и культуры) при определениях коммуникативных способностей оказалось - 32 человека имеют высокие коммуникативные способности, что составляет 44%. Сорок человек имеют средние коммуникативные способности, что составляет 56%. Следует отметить, что у студентов специализации «Хореографическое творчество» изначально лучшая школьная подготовка. Средний бал по экзаменам выше, чем у учащейся другой специализации. Многие приходят в колледж, окончив детские школы искусств, хореографические студии, занимаются в хореографических коллективах - т.е. с
2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
профессиональной подготовкой. Все это сказывается и на личностных качествах и способностях студента.
Рассмотрим организаторские способности у студентов на специализации «Хореографическое творчество». По результатам проведенного исследования было выявлено, что 50 человек имеют высокие организаторские способности, что составляет 70% и 22 человека имеют средние организаторские способности, что составляет 30%.
Далее рассмотрим результаты исследования на специализации «Инструментальное творчество» (база 9 классов).
В нем приняли участие 36 человек. При определениях коммуникативных способностей оказалось, что все 36 человек имеют средние коммуникативные способности, что составляет 100%. Не все студенты специализации «Инструментальное творчество», поступая в колледж, имеют музыкальную подготовку, и не все обучены музыкальной грамоте, они дольше других адаптируются к учебному процессу в колледже.
Проанализировав полученные данные при опросе студентов специализации «Инструментальное творчество» и студентов специализации «Хореографическое творчество» следует отметить, что у студентов-хореографов коммуникативные и организаторские способности изначально выше, чем у студентов специализации «Инструментальное творчество», но в процессе обучения организаторские и коммуникативные способности у последних развиваются быстрее.
Теперь мы рассмотрим, каковы коммуникативные и организаторские способности у студентов специализации «Постановка театрализованных представлений» (база 11 классов). В исследовании приняло участие 50 человек. 44% имеют высокие коммуникативные способности - это 22 человека. 28 человек имеют высшее коммуникативные способности, что составляет 56%. Высшие организаторские способности имеют 65% - это 32 человека, 18 человек имеют высокие организаторские способности, что составляет 35%.
Далее мы рассмотрели способности студентов заочной формы обучения специализации: «Постановка театрализованных представлений», «Театральное творчество», «Народное хоровое творчество».
В опросе приняли участие 46 человек 19 человек имеют средние коммуникативные способности, что составляет 41%. 27 человек имеют высокие коммуникативные способности, что составляет 59%. Из этой же категории опрошенных 20% имеют средние организаторские способности - это 9 человек, 25% имеют высокие организаторские способности - это 11 человек. 26 человек имеют высшие организаторские способности, что составляет 55%.
Результаты нашего исследования представлены в диаграммах (№1 и №2).
Мир Науки
100 80 60 40 20 0
высокии
среднии
□ Хореографическое т-во
] Инструментальное т-во
□ Постановка театрализованных представлений
□ Студенты заочной формы обучения
Диаграмма 1. Состояние коммуникативных способностей у студентов
колледжа по специализациям
□ Хореографическое т-во
□ Инструментальное т-во
□ Поставка театрализованных представлений_
Диаграмма 2. Состояние организаторских способностей у студентов
колледжа по специализациям
Таким образом, проведенные исследования показывают, что в образовательном процессе Брянского областного колледжа искусств и культуры проводится всесторонняя работа преподавателями по развитию интересов, студентов, созданию условий для формирования и развития у них коммуникативных и организаторских способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.- М.: Наука, 1977 - 184 с.
2. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006 - 176 с.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению. - М.: Владос, 2001 -170 с.
4. Общая психология под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 1973 - 351 с.
5. Психология под ред. А.А. Смирнова. - М.: Учпедгиз, 1956 - 574 с.
6. Теплов Б.М. Способности и одаренность // «Учёные записки Гос. НИИ психологии», 1941, т. 2.
7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980 - 160 с.
8. См. Л.И. Уманский «Кто хочет стать организатором» // «Молодой коммунист», 1966. №9, стр. 80.
9. Шадриков В.Д. Введение в психологию способностей - М.: Логос, 2002. - 160 с.
10. Шадриков В.Д. «Психология способностей», Психологический журнал. Том 27. №1. 2006, стр. 134.
100
80
60
40
20
высокий
средний
0
Levit Vitaliy Mikhaylovich
Bryansk regional College of arts and culture, Russia, Bryansk
E-mail: [email protected]
The condition of communicative and organizational skills at the art and culture college students
Abstract. The problem of general abilities and communicative and organizational in particular, is one of the traditional and the most important problems of pedagogy and psychology. Their study focused on the work of many Russian scientists (B.M. Teplov, B.G. Anan'ev, N.V. Kuz'mina, K.K. Platonov, V.D. Shadrikov et al.).
This article discusses the state of the communication-organizing abilities of students of college of arts and culture on the basis of monitoring studies.
The author has attempted to identify the factors of development of communicative and organizational skills of the students of the Bryansk Regional College of Art and Culture. To determine the potential of students to identify methods of communication-organizational tendencies has been applied.
In the experiment, was attended by students of specializations: "choreography", "Instrumental creativity", "Statement of the theatrical performances", "Theatrical art", "and People's choral work", the students of correspondence courses. On the basis of experimental research are the comparative characteristics of communicative and organizational skills in college students.
The author concludes that the future of culture professionals - students of colleges of arts and culture, including pedagogical direction, you need to develop the communicative and organizational skills for future successful professional pedagogical activities.
Keywords: organizational skills; communicative skills; pedagogical skills
REFERENCES
1. Artem'eva T.I. Metodologicheskiy aspekt problemy sposobnostey.- M.: Nauka, 1977 -184 s.
2. Batarshev A.V. Diagnostika sposobnosti k obshcheniyu. - SPb.: Piter, 2006 - 176 s.
3. Batarshev A.V. Psikhodiagnostika sposobnostey k obshcheniyu. - M.: Vlados, 2001 -170 s.
4. Obshchaya psikhologiya pod red. V.V. Bogoslovskogo. - M.: Prosveshchenie, 1973 -351 s.
5. Psikhologiya pod red. A.A. Smirnova. - M.: Uchpedgiz, 1956 - 574 s.
6. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost' // «Uchenye zapiski Gos. NII psikhologii», 1941, t. 2.
7. Umanskiy L.I. Psikhologiya organizatorskoy deyatel'nosti shkol'nikov. - M.: Prosveshchenie, 1980 - 160 s.
8. Sm. L.I. Umanskiy «Kto khochet stat' organizatorom» // «Molodoy kommunist», 1966. №9, str. 80.
9. Shadrikov V.D. Vvedenie v psikhologiyu sposobnostey - M.: Logos, 2002. - 160 s.
10. Shadrikov V.D. «Psikhologiya sposobnostey», Psikhologicheskiy zhurnal. Tom 27. №1. 2006, str. 134.