Научная статья на тему 'Организаторские способности студентов педагогических профилей в структуре академических способностей'

Организаторские способности студентов педагогических профилей в структуре академических способностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ORGANIZATIONAL SKILLS / ACADEMIC ABILITIES / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / ACADEMIC PERFORMANCE / COGNITIVE ABILITIES / PSYCHOMOTOR ABILITIES / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акопова Милена Аванесовна

В статье рассматриваются различные подходы к изучению организаторских способностей студентов. Представлены результаты исследования академических способностей студентов педагогических профилей, дается анализ связей организаторских способностей студентов с когнитивными и психомоторными способностями (в структуре академических), а также с их успеваемостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акопова Милена Аванесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROFILES STUDENTS’ ORGANIZATIONAL SKILLS IN THE STRUCTURE OF ACADEMIC ABILITIES

The article discusses various approaches to the study of students’ organizational skills. The results of the study of academic abilities of students of pedagogical profiles are presented, the analysis of the links of students’ organizational abilities with cognitive and psychomotor abilities (in the structure of academic ones), as well as their academic performance is given

Текст научной работы на тему «Организаторские способности студентов педагогических профилей в структуре академических способностей»

Педагогические и психологические исследования, эксперименты

М.А. Акопова

(Буденновск)

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ В СТРУКТУРЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

PEDAGOGICAL PROFILES STUDENTS' ORGANIZATIONAL

SKILLS

IN THE STRUCTURE OF ACADEMIC ABILITIES

В статье рассматриваются различные подходы к изучению организаторских способностей студентов. Представлены результаты исследования академических способностей студентов педагогических профилей, дается анализ связей организаторских способностей студентов с когнитивными и психомоторными способностями (в структуре академических), а также с их успеваемостью.

Ключевые слова: организаторские способности, академические способности, учебно-профессиональная деятельность, успеваемость, когнитивные способности, психомоторные способности, корреляционный анализ.

The article discusses various approaches to the study of students' organizational skills. The results of the study of academic abilities of students of pedagogical profiles are presented, the analysis of the links of students' organizational abilities with cognitive and psychomotor abilities (in the structure of academic ones), as well as their academic performance is given.

Key words: organizational skills, academic abilities, educational and professional activity, academic performance, cognitive abilities, psychomotor abilities, correlation analysis.

Проблематика организаторских способностей затрагивалась в многочисленных исследованиях, гармонично «включаясь» авторами в структуру профессиональных способностей работников самых разнообразных профилей (как показано в исследованиях, например, В.М. Шепель [10], А.Я. Хараш [9]; С.Ф. Марковой и др. [4]).

Современные требования к качеству высшего образования требуют наличия у студентов хорошо развитых организаторских способностей, что определяет необходимость проведения мероприятий, направленных на их формирование в системе комплексной профессиональной подготовки [6, 8]. В образовательных стандартах и квалификационных характеристиках специа-

листа с высшим образованием, в перечне требований и компетенций, как правило, определяется ряд организаторско-управ-ленческих задач, которые должен уметь решать данный специалист.

Организованность считается «предпосылкой успешности», обучение и/или совершенствование организационных способностей учащихся способствует повышению их успеваемости [13]. Тем не менее многие студенты не обладают организационными навыками, потому что они никогда им не обучались. Джоан Седита, преподаватель-тренер и специалист по вопросам образования, напоминает, что некоторые учащиеся «нуждаются в прямом систематическом обучении, направленном на развитие этих навыков» [15].

Следует отметить важное терминологическое несоответствие: в английском языке при обозначении организаторских способностей используется термин «organizational skills», что дословно переводится как «организационные навыки (умения)». Одна из базовых «аксиом» отечественной психологии способностей сформулирована еще Б.М. Тепловым: «понятие "способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [7, с. 9].

Под «организаторскими способностями студентов вуза» Н.А. Галеева понимает те качества личности, которые позволяют ей «эффективно включать людей в какой-либо вид деятельности, успешно корректировать действия внутри неё, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает» [1, с. 9].

В нашем исследовании будем рассматривать организаторские способности как компоненты академических способностей, то есть «системы индивидуально-психологических свойств, включающих те компоненты когнитивных, коммуникативных, организаторских, морально-волевых способностей, которые позволяют эффективно реализовывать деятельность по усвоению соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций для приобретения определенной профессиональной специальности» [5, с. 23].

Исходным в данном определении академических способностей является положение о том, что это система индивидуально-психологических свойств, определяющих успешность деятельности, направленной на получение определенной специальности, что проявляется в овладении необходимыми для этого умениями и навыками, - в конечном счете определяется требованиями деятельности по усвоению соответствующих профессиональных ЗУН и формированию компетенций.

Рассматривая организаторские способности как компоненты академических способностей студентов, учитываем не только их связь (корреляцию) с успешностью изу-

чения дисциплин, но и их связь с другими компонентами способностей, в частности когнитивными и психомоторными.

Целью проводимой нами опытно-экспериментальной работы является изучение различных компонентов (когнитивных, психомоторных, коммуникативных, организаторских, управленческих, волевых) академических способностей студентов педагогических профилей и особенностей их развития в процессе профессионального обучения. В рамках данного исследования в течение четырех лет проводится диагностическое изучение и целенаправленное развитие когнитивных, психомоторных, организационных и коммуникативных способностей студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по профилям «Начальное образование и Информатика» и «Начальное образование и Русский язык». Всего в комплексном исследовании приняли участие 40 человек.

Для определенияуровняразвитиякогни-тивных способностей использовался стандартизированный комплекс экспресс-методик, разработанный в Северо-Кавказской лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи, в который входят следующие методики: тесты «Глазомер на углы» (1) и «Признаки предмета» (2) (для исследования способностей к восприятию пространственных величин и выделению в воспринимаемом предмете его свойств и признаков); тесты «Корректурная проба» (3) и «Мюнстербер-га» (4) (объем и концентрация, избирательность и помехоустойчивость внимания); пять методик, направленных на выявление способности к механическому запоминанию несвязанного вербального (5), числового (6) и зрительного материала (7), запоминанию связанного логического материала (текст (8) и предложения по методу дополнения (9)); методики «Аналогии» (10), «Исключение понятий» (11), «Обобщения» (12), «Логические ряды» (13) (анализ и синтез, сравнение и обобщение, способность к отвлечённому абстрактному мышлению); тест «Круги» (14) (для исследования воображения).

Педагогические и психологические исследования, эксперименты

Исследование компонентов психомоторных способностей человека включало диагностику различительной чувствительности времени (РЧВ); двигательную память времени (ДПВ) и пространства (ДПП). Измерения двигательной памяти осуществляются при помощи методики восприятия и воспроизведения по памяти совершаемых действий, проводятся с помощью секундомера и курвиметра. При этом испытуемому необходимо запомнить предъявленную эталонную величину, а затем точно воспроизвести ее по памяти дважды. Зрительный контроль за своими движениями у испытуемого исключен. Различительная чувствительность человека при управлении движениями исследовалась также по параметрам времени. Испытуемому предлагается построить максимальное число временных «ступенек» от 0 до 5 сек. без зрительного контроля за показателями приборов, используя электронный секундомер.

Организаторские способности диагностировались с помощью методик «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) (КОС) и «Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы» (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов, Н.П. Фетискин). Оценку по второй методике давали кураторы групп на каждого из студентов; методика КОС выполнялась студентами лично.

Можно отметить, что студенты, обучающиеся по профилям «Начальное образование и Информатика», показали более низкие результаты по уровню развития организационных способностей, чем студенты, обучающиеся по профилям «Начальное образование и Русский язык». Однако данные различия незначительны. Так, по методике КОС у студентов-филологов средний балл развития организаторских способностей по группе составил 0,7; а у студентов-инфор-матиков - 0,68. Оба этих оценочных коэффициента соответствуют среднему уровню развития организаторских умений. По методике «Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы» самые высокие

различия в показателях между студентами разных профилей отмечаются по таким качествам, как «психологическая избирательность» и «социальная воздейственность».

По результатам диагностики можно заметить, что у студентов, обучающихся по педагогическому направлению, лучше развиты такие качества организаторских способностей, как «психологическая избирательность», «психологический такт», «социальная воздейственность», «требовательность к другим людям».

Определенный интерес представляет анализ связей между исследуемыми компонентами способностей, который осуществлялся с помощью метода расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г). Следует сразу отметить, что значимых корреляций между показателями выявлено не было. Самые высокие показатели коэффициента г не превышали критических значений. Но тем не менее были получены данные о наличии прямых связей между мыслительными способностями (анализ и синтез, сравнение и обобщение, способность к отвлечённому абстрактному мышлению) и организаторскими способностями, а также обратная связь между организаторскими способностями и исследуемыми показателями психомоторных способностей.

Корреляционный анализ между показателями организаторских способностей и общими показателями успеваемости по отдельным блокам дисциплин показал наличие обратных корреляций по ряду учебных дисциплин. Однако при сопоставлении качественных оценок по результатам педагогических практик студентов и уровню развития их организаторских способностей были выявлены значимые прямые связи. Эти данные экспериментального исследования пока предварительные и требуют дополнительного анализа, но уже указывают на то, что развитые организаторские способности оказывают большее влияние на успешность практической деятельности студентов педагогических направлений, чем на результативность изучения теоретического цикла дисциплин.

В результате проведенного психодиагностического исследования и математи-

ко-статистического анализа результатов удалось показать: 1) в целом организаторские способности студентов педагогических профилей развиты на среднем уровне; лучше развиты такие качества организаторских способностей, как «психологическая избирательность», «психологический такт», «социальная воздейственность», «требовательность к другим людям»; 2) в структуре

академических способностей организаторские способности имеют прямые связи с компонентами мыслительных способностей и обратные с компонентами психомоторных способностей; 3) уровень развития организаторских способностей влияет на успешность прохождения педагогической практики, но не на успешность изучения теоретических дисциплин.

Литература

1. Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2008. - 230 с.

2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. II. Способности. -Л., 1960. - 221 с.

3. Мангутов И.С., УманскийЛ.И. Организатор и организаторская деятельность. - Л, 1975. -312 с.

4. Маркова С.Ф. Формирование организаторских умений будущих учителей в процессе внеаудиторной воспитательной работы: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Красноярск, 1991. - 22 с.

5. Озеров В.П., Акопова М.А. Академические способности студентов: определение, диагностика, структура: моногр. - Ставрополь: Сервисшкола, 2016. - 124 с.

6. Похолков Ю.П. Подготовка специалистов в областях высоких технологий // Народное образование. - 2000. - № 2. - С.173-175.

7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.

8. Трубилин А.И. Формирование организаторских способностей студентов - важного качества будущих руководителей// Научный журнал КубГАУ - 2014. - №100 (06) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-organizatorskih-sposobnostey-studentov-vazhnogo-kachestva-buduschih-rukovoditeley (дата обращения: 03.09.2018).

9. Хараш А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. - М., 1981. - 64 с.

10. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитаро-логия). - М. : Финансы и статистика, 1992. - 237 с.

11. Bakunas, B., & Holley, W. (2004). Teaching organizational skills. The Clearing House, 77(3), 92-5.

12. Bass В.М. (1960). Leadership, psychology and organization behavior. N.-Y.

13. Cejovic, V (2011). Student Organizational Skills and Motivation: What's the Connection? Chicago: Loyola University

14. Gambill J.M., Moss L.A., & Vescogni, C.D. (2008). The impact of study skill and organizational methods on student achievement. Retrieved from ERIC database. New York University Child Study Center.

15. SeditaJ. (2006). Organization and study skills. Learning Disabilities Worldwide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.