Научная статья на тему 'Инновационный подход к диагностике и развитию академических и профессиональных способностей студентов'

Инновационный подход к диагностике и развитию академических и профессиональных способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PSYCHODIAGNOSTICS / DEVELOPMENT OF ABILITIES / COGNITIVE / ACADEMIC / AND PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Озеров Виктор Петрович, Акопова Милена Аванесовна

Исследование, освещенное в статье, предполагает разработку и внедрение принципиально новой методики комплексной психодиагностики и целенаправленного развития (формирования) академических и профессиональных способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Озеров Виктор Петрович, Акопова Милена Аванесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investigation, covered in the article, requires the elaboration and introduction of a principally new method of complex psychodiagnostics and purposeful development (formation) of students' academic and professional abilities.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к диагностике и развитию академических и профессиональных способностей студентов»

78(1 )/2012 Г*

Вестник Ставропольского государственного университета ¡ff^j

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ

В. П. Озеров, М. А. Акопова

INNOVATIONAL APPROACH TO DIAGNOSTICS AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' ACADEMIC AND PROFESSIONAL ABILITIES.

Ozerov V. P., Akopova М. А.

The investigation, covered in the article, requires the elaboration and introduction of a principally new method of complex psychodiagnostics and purposeful development (formation) of students' academic and professional abilities.

Key words: psychodiagnostics, development of abilities, cognitive, academic, and professional abilities.

Исследование, освещенное в статье, предполагает разработку и внедрение принципиально новой методики комплексной психодиагностики и целенаправленного развития (формирования) академических и профессиональных способностей студентов.

Ключевые слова: психодиагностика, формирование способностей, познавательные, академические, профессиональные способности.

УДК 159.928.23

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в традиционном ежегодном Послании Федеральному Собранию заметил: «Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей». В соответствии с решением ректората Ставропольского государственного университета о работе с одаренной молодежью на базе проблемной научно-психологической лаборатории «Психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи» было проведено исследование академических и профессиональных способностей студентов четырех факультетов Ставропольского государственного университета.

Значимым фактором модернизации деятельности в современных условиях является активизация человеческого фактора, поиск психологических методов развития «человеческого капитала» и потенциала каждого человека. Условия современного общества, характеризующегося усложнением производственных процессов, появлением новых научных и технических средств, развитием информационных технологий, требуют от специалиста с высшим образованием не только знаний, умений и высокой мотивации к их получению, но и развитых академических и профессиональных способностей, определяющих возможности их приобретения и совершенствования. Именно способности, как «ценные свойства интегральной индивидуальности эффективно реализовать функцию отражения, познания и преобразования, объективно существующего внешнего и внутреннего мира посредством психических процессов, которые обеспечивают высокоэффективную психомоторную, производственную и интеллектуально-художественную деятельность» (12, с. 62), представляют собой условия успешного выполнения учебной и профессиональной деятельности.

В. П. Озеров, М. А. Акопова Инновационный подход к диагностике и

Способности формируются и проявляются в деятельности (14) и именно деятельность человека обусловливает закономерности развития его как личности (15). Именно с этих позиций следует рассмотреть студенческий возраст как сензи-тивный период профессионального становления человека.

Студенчество включает людей, овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занимающихся учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которая, как предполагается, является следствием правильного профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии (6). Однако выбор профессии для многих студентов не является осмысленным в полной мере. В лучшем случае они руководствуются своими склонностями, но не способностями и, как отмечает Э. А. Голубева, такие побочные факторы, как привязанность к учителям, престижность школы и института представляются более важными, чем реализация собственных дарований (4). Успех обучения в вузе зависит не только от способностей, но и от мотивации студентов. Поэтому часто недостаточные способности компенсируются профессиональной мотивацией студентов. Однако по данным А. А. Реана, удовлетворенность профессией, достигая максимума у студентов первого курса, в дальнейшем неуклонно снижается вплоть до пятого курса (3). И недостаточность способностей влияет на показатель удовлетворенности профессией весьма неблагосклонно. Ряд исследователей (5, 7, 16 и др.) видят решение проблемы в повышении мотивации и даже сводят процесс обучения в вузе к способам реализации смыслов жизни студентов. В этом подходе есть ряд плюсов, так как профессиональное развитие студентов неотделимо от личностного. Но главной задачей вуза должна быть профессиональная подготовка студентов на фоне личностного развития, а не наоборот, поэтому не меньшее, если не большее внимание должно быть уделено формированию способностей студентов.

Само понятие «формирование способностей» в психологии чаще всего понимается как их онтогенетическое развитие. При этом доминирующим как в отечественной, так и в западной психологии является положение о прижизненном формировании способностей.

В отечественной психологии в русле дея-тельностного подхода сформировались основные суждения о развитии способностей как процессе,

развитию академических и профессиональных...

детерминированном деятельностью человека: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (14, с. 11). С. Л. Рубинштейн отмечал, что формирование способностей человека есть его развитие, в отличие от накопления «опыта», усвоения знаний и способов действия (13), однако при этом в процессе развития способностей в деятельности важна роль взаимосвязи способностей и системы ЗУН. «Способности и умения, совершенно очевидно, не тождественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с другой - само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д.» (13, с. 537).

Принятие того положения, что формирование способностей происходит в процессе деятельности, позволяет с тех же позиций рассмотреть и проблему формирования профессиональных способностей. Согласно исследованиям отечественных психологов (2, 8, 17 и др.) формирование профессиональных способностей идет в направлении приспособления отдельных психических свойств и процессов человека к системе профессиональной деятельности в соответствии с требованиями данной деятельности. Таким образом, общие способности (познавательные и психомоторные психические процессы) наполняются содержанием профессиональной деятельности и становятся «профессиональными способностями». При этом под влиянием требований деятельности формирование профессиональных способностей происходит «гетерохрон-но» и с некоторой дискоординацией разных компонентов способностей (высокий уровень развития одних способностей при низких показателях развития ряда других психических процессов).

Таким образом, понимание «формирования способностей» как динамического процесса, обусловленного деятельностью, предполагает качественные изменения психических процессов человека под влиянием учебной или трудовой (профессиональной) деятельности. Однако в данном исследовании в понятие «формирование способностей» вкладывается несколько иной смысл: формирование способностей понимается как их целенаправленное развитие в процессе специально организованной психолого-педагогической деятельности.

В работах американских психологов представлены результаты исследований, посвящен-

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ных формированию академических и профессиональных способностей.

Так, в исследованиях Национальной группы по изучению положительного развития академической способности представлены подтверждения того, что «академическая способность - развиваемая (и выводимая) способность, не является просто функцией биологического снабжения или неизменной склонности» (19, с. 1). Академическая способность «воспитывается и формируется» через высококачественное обучение, доверительные отношения в школе и поддержку про-академического поведения в школе и в семье. Эти педагогические и социальные действия окружения обусловливают развитие окружения, в пределах которого поддерживается развитие способностей и предрасположенностей студентов (19). Таким образом, согласно представленным взглядам американских специалистов, развитие академических способностей требует только организации комплекса социально-педагогических влияний. При этом не учитываются особенности развития познавательных способностей каждого отдельного студента, остаются без внимания возможности психологических развивающих воздействий.

Представленные в литературе исследования американских ученых, посвященные развитию профессиональных способностей (professional capacity) также заслуживают методологической критики, поскольку программы «развития профессиональных способностей» предполагают развитие не столько «способностей профессионалов», сколько «основных компетентностей, знаний, навыков» для обеспечения необходимых ресурсов произведения новых кадров или усовершенствования работы (см. напр., 18, 20). Данный подход не отражает сущности понятия «формирование (целенаправленное развитие) профессиональных способностей».

В последние годы в исследованиях сотрудников Северо-Кавказской научной лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи разрабатывается инновационный, комплексный когнитивно-деятель-ностный подход к пониманию и изучению данной проблемы. В рамках данного подхода решается задача определения структуры академических и профессиональных способностей студентов разных специальностей, детерминированных компонентами их познавательных способностей, что обусловило формирование новых взглядов на определение основных понятий. Под «академическими способностями» мы понимаем «ценные свойства интегральной индивидуальности

эффективно реализовывать когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность по усвоению системы соответствующих академически выработанных операций и знаний для приобретения определенной профессиональной специальности». «Профессиональные способности» определяются как «предпосылки успешности выполнения конкретного вида профессиональной деятельности». Под формированием академических и профессиональных способностей подразумевается активный психолого-педагогический процесс, направленный на диагностику уровня и структуры способностей и целенаправленное развитие когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов способностей к определенной профессиональной деятельности (12).

В рамках данного инновационного подхода проводилось наше исследование, направленное на диагностику и целенаправленное развитие академических и профессиональных способностей студентов СГУ специальности «Безопасность жизнедеятельности». Данное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялась комплексная психодиагностика способностей студентов 4 курса специальности «Безопасность жизнедеятельности» с целью определения уровня развития и структуры академических и профессиональных способностей студентов. Представленный подход к изучению академических и профессиональных способностей основан на принципах комплексного исследования человека (1), в котором особое значение отводится системно-структурному принципу, позволяющему рассматривать целостную систему как состоящую из составляющих ее целостность компонентов. В связи с этим в нашем исследовании был задействован довольно широкий спектр когнитивно-моторных, когнитивно-интеллектуальных и ней-родинамических компонентов способностей человека как потенциальных составляющих компонентов академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности».

Студенты тестировались по 15 показателям, отражающим пять основных познавательных психических процессов, по 6 психомоторным показателям и по 5 нейродинамическим. Для определения уровня познавательных способностей использовался стандартизированный комплекс экспресс-методик, разработанный в Северо-Кавказской лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи (11). Восприятие исследовалось по показателям

В. П. Озеров, М. А. Акопова Инновационный подход к диагностике и

способности к оценке пространственных угловых величин («Глазомер на углы») и способности выделять в воспринимаемом предмете его свойства и признаки («Признаки предмета»); внимание - по параметрам объема и концентрации («Корректурная проба»), избирательности и помехоустойчивости внимания («Тест Мюнстер-берга»). Память исследовалась с помощью пяти методик, направленных на выявление способности к механическому запоминанию несвязанного вербального, числового и зрительного материала, запоминанию связанного смыслового и логического материала. Мышление исследовалось с помощью четырех методик, направленных на выявление способности осуществлять такие важные мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а также способность к отвлечённому абстрактному мышлению («Аналогии», «Исключение понятий», «Обобщения», «Логические ряды»). Исследование воображения направлено на выявление способности к созданию новых образов и идей, к нестандартности, оригинальности мышления (тест «Круги»). При тестировании психомоторных способностей использовались экспресс-методики диагностики психомоторных способностей человека (9), при этом исследовались такие показатели, как двигательная память усилия (ДПУ), времени (ДИВ) и пространства (ДПП) и различительная чувствительность времени (РЧВ), пространства (РЧП) и усилия (РЧУ). Кроме этого исследовался психофизиологический показатель волевого усилия, который непосредственно влияет на продуктивность познавательной деятельности человека. Также с помощью модифицированного психомоторного теста Е. П. Ильина (10) анализировались нейродинамические показатели (сила нервной системы, подвижность нервной системы, быстрота психомоторной врабатываемости, волевое финишное усилие и суммарная психомоторная работоспособность, которая говорит о работоспособности нервной системы). Все показатели (кроме нейродинамических) оценивались по девятибалльной шкале, в которой можно выделить наиболее и наименее успешные показатели, а также определить уровень выполнения каждого экспериментального задания. Данные, полученные при тестировании студентов, были проанализированы по группе и сопоставлены с данными по успеваемости студентов. В результате интеркорреляционого анализа взаимосвязи когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов способностей с успешностью обучения студентов по общеакадемическим и профессиональным дисциплинам была разрабо-

развитию академических и профессиональных...

тана структура академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности».

На втором этапе данного исследования проводился психолого-педагогический эксперимент, направленный на формирование «ценных» когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов способностей студентов. В рамках данного эксперимента раз в неделю в течение двух месяцев проводились занятия в форме тренинга с интеллектуально развивающими играми и упражнениями. Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Все занятия психолого-педагогического эксперимента можно условно разделить на два блока. Занятия первого блока направлены на формирование познавательных и психомоторных способностей в целом, занятия второго блока включали игры и упражнения, отобранные с учетом выявленных структурных особенностей академических и профессиональных способностей студентов. Календарный план данных занятий представлен в таблице.

Наконец, на третьем этапе, по окончании формирующего эксперимента был проведен повторный диагностический срез по тем же самым параметрам с целью выявления динамики уровня развития познавательных и психомоторных способностей студентов. Следует отметить, что ней-родинамические показатели как наиболее константные и менее всего подверженные изменениям не учитывались при анализе влияния развивающей программы.

По результатам первого этапа экспериментального исследования были составлены структурные модели академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности». В структуру академических способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» вошли следующие познавательные и нейродина-мические показатели: способности к выделению в воспринимаемом предмете его свойств и признаков и их вербализации, наглядно-образная память, способности к смысловому запоминанию информации, к созданию новых образов и идей, к оригинальности мышления, способности к волевому акту, быстрота врабатываемости. Структура профессиональных способностей студентов, определяемая также по количеству высокозначимых корреляционных связей, оказалась гораздо шире. В нее было включено большинство компонентов познавательных способностей (способности к восприятию пространственных угловых величин; способность выделять

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

Таблица

Календарный план занятий по формированию академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» (март - апрель 2010)

Компоненты способностей Март Апрель

5 12 19 26 2 9 16 23 30

Общеразвивающий комплекс Специализированный комплекс

Познавательные способности

Восприятие + + +

Внимание + + +

Память + + +

Мышление + + +

Психомоторные способности

Двигательная память + + +

Различительная чувствительность + + +

в воспринимаемом предмете его свойства и признаки; объём и концентрация внимания; способность избирательности и помехоустойчивости внимания; способность к механическому запоминанию и воспроизведению несвязанного вербального материала; способность к зрительному запоминанию; способность к смысловому запоминанию и воспроизведению; способность к установлению сходств в свойствах, отношениях предметов и их функций, к аналитической деятельности; способность к сравнению и обобщению, к обнаружению существенных признаков тождеств и различий; способность к анализу и синтезу; способность к отвлеченному абстрактному мышлению; способность к воссоздающему и творческому воображению и продуктивность воображения; способность к волевому усилию; общий уровень развития познавательных способностей), компоненты психомоторных способностей (профессионально значимой оказалась способность к различительной чувствительности движений по параметрам времени, пространства и усилия) и нейродинамический показатель (быстрота врабатываемости).

Как было отмечено выше, по окончании психолого-педагогического формирующего эксперимента, было проведено повторное тестирование познавательных и психомоторных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности». Динамика уровня развития познавательных способностей студентов представлена на рисунке 1.

Рассматривая полученные результаты, можно констатировать, что по всем тестовым показателям познавательных способностей отмечается

положительная динамика. Общий прирост, оцениваемый по среднему суммарному баллу, оценивается в 12,21 % (1,1 балла). Максимальный прирост отмечен по тесту «Обобщения» (21,09 %), определяющему способность к анализу-синтезу и по тесту «Аналогии» (17,76 %), позволяющему оценить, выявить способность устанавливать сходства в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функций, что предусматривает сложную аналитическую деятельность. Кроме того, существенно улучшились показатели по тестам «Запоминание чисел» (16,6 %), «Глазомер на углы» (15,54 %), «Смысловое запоминание» (15,54 %) и «Волевое усилие» (14,43 %). Наиболее низкие значения прироста отмечены по тестам «Зрительное запоминание» (3,33 %), «Исключение понятий» (5,55 %), показатели которых были достаточно высоки и по результатам первого тестирования, и по тесту «Логические ряды» (5,55 %), и по «Тесту Мюнстерберга» (5,55 %). Статистическая значимость отмеченных изменений в показателях познавательных и психомоторных способностей студентов определялась с помощью Т-критерия Вилкоксона, позволяющего установить направленность и выраженность изменений в том или ином направлении. В результате произведенных расчетов обнаружено, что произошедшие сдвиги в сторону роста показателей тестов познавательных способностей статистически значимы, за исключением показателей тестов «Тест Мюнстерберга», «Зрительное запоминание», «Исключение понятий» «Логические ряды», прирост которых не является статистически достоверным.

В. П. Озеров, М. А. Акопова

Инновационный подход к диагностике и развитию академических и профессиональных...

Аналогично были проанализированы ре- лям различительной чувствительности, что ото-зультаты тестирования студентов до и после воз- бражено на рисунке 2. действия развивающей программы по показате-

3 та га кС из К 3

-1

Г\ о ь-

и- с £

§- К Е 1

С В Н с? д |_ ГА

О о [1

•"1 ! ' ^ 1Г,

Г*

1 £ с а с

^ Ё е

Я й Л с

го —

£ -

Д- 3 <

с--. § : ■О

X

5 Я

о ш

г ;

I |

о

о о

'До

ф армирующего эксперимента

□ После формирующего эксперимента

Рис. 1. Изменение уровня познавательных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» по результатам формирующего эксперимента

Рис. 2. Динамика уровня различительной чувствительности у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» по результатам формирующего эксперимента

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

Можно отметить, что по сравнению с показателями познавательных способностей прирост в уровне параметров различительной чувствительности относительно невысокий: 18,87 % (1,7 балла) - по показателям различительной чувствительности усилия и пространства, 15,58 % -по показателю различительной чувствительности времени. Данные сдвиги также являются статистически значимыми.

Как показало исследование, приросты в значениях показателей двигательной памяти также являются статистически значимыми. Наиболее значимый прирост отмечен по показателю двигательной памяти усилия (4,1 %), прирост по параметру двигательной памяти пространства составил 2,9 %, времени - 2,3 %. Результаты отражены на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика уровня двигательной памяти у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» по результатам формирующего эксперимента

Итак, подводя итоги данного исследования, следует отметить следующее. Развитие академических и профессиональных способностей студентов является важной задачей в процессе модернизации современного высшего образования. В рамках комплексного психодиагностического когнитивно-деятельностного подхода проводилось исследование, направленное на диагностику и целенаправленное развитие академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности». В результате данного исследования была составлена развивающая программа, включающая специально отобранные игры и упражнения, направленные на развитие компонентов познавательных и психомоторных способностей, включенных в структуру академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности». Можно отметить, что под влиянием данной программы произошли достоверные положительные сдвиги практически во всех, затронутых в данном ис-

следовании параметров познавательных и психомоторных способностей, что еще раз подтверждает ценную дидактическую идею Б. М. Тепло-ва о развитии способностей и научную концепцию нашей лаборатории о значении разработки не только системы диагностики способностей, но и методики развития ценных компонентов самих способностей. Полученные результаты позволяют говорить о высокой эффективности представленного инновационного подхода к психодиагностике и формированию способностей студентов и результативности разработанной нами методики, с помощью которой можно не только диагностировать академические и профессиональные способности студентов любой специальности университета, но и целенаправленно развивать «человеческий капитал» каждого студента, его академические и профессиональные способности, что будет отражаться на его профессиональной компетентности и конкурентоспособности и реализуется на антропогенном рынке по производству реального капитала.

ы

ШВ. П. Озеров, М. А. Акопова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационный подход к диагностике и развитию академических и профессиональных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

2. Бодров В. А., Писаренко Ю. Э. Исследование структуры и динамики развития летных способностей // Психологический журнал. -1994. - № 3. - С. 65-77.

3. Волков Б. С. Психология юности и молодости. -М.: Академический проект, 2006.

4. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: «Феникс +», 2005.

5. Завалишина Д. Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. - М., 2001. - С. 193-203.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -Ростов-н/Д.: Феникс,1997.

7. Максимова Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 114-117.

8. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук -М, 1982.

9. Озеров В. П. Психомотроные способности человека. - Дубна: «Феникс+», 2002.

10. Озеров В. П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека. - М.; Ставрополь, 2006.

11. Озеров В. П., Соловьева О. В. Диагностика и формирование познавательных способностей. - Ставрополь: Ставропольсервисшко-ла, 1999.

12. Озеров В. П., Соловьева О. В. и др. Психология дополнительного образования. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: «Питер», 2000.

14. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

15. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989.

16. Чудновский В. Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. - М.; Самара, 2002. - С. 177-185.

17. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.

1в. Bender Sebring P., Allensworth E., Bryk A. S., Easton J. Q., Luppescu S. A report of the Consortium on Chicago School Research at the University of Chicago. - 2006. URL: http:// ccsr.uchicago.edu. (from 15.02.2010).

19. Gordon E. W. Executive summary //All students reaching the top. Strategies for Closing Academic Achievement Gaps. A Report of the National Study Group for the Affirmative Development of Academic Ability. - 2004.

20. Humphrey T. F. Executive summary // Framework and overview for establishing a professional capacity building program for transportation management and traveler information services in support of its deployment. - Washington, DC, 1997.

Об авторах

Озеров Виктор Петрович, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор психологических наук, профессор, заведующий проблемной научно-психологической лаборатории «Психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи». Сфера научных интересов - психодиагностика и формирование общих, специальных, психомоторных, познавательных, академических и профессиональных способностей, валеопсихология, научная организация труда и отдыха. viktor.petrovitch.ozerov @yandex.ru Акопова Милена Аванесовна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирант второго года обучения. Сфера научных интересов - развитие, психодиагностика, формирование академических и профессиональных способностей. milena-ako @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.