Научная статья на тему 'Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии'

Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9803
1450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATIVE ABILITIES / ORGANIZATIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабудоржиева Эржена Дулзыновна

В статье представлен краткий теоретический обзор основных современных психологических исследований по проблеме коммуникативных и организаторских способностей, рассмотрены их содержательные характеристики и структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL ABILITIES IN PSYCHOLOGY

In the article the short theoretical review of the basic modern psychological researches on the problem of communicative and organizational abilities has been presented, their substantial characteristics and structural components have been considered.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии»

теля // Психологический журнал. - 1981. -Т.2. - № 2.

11. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. - Л., 1960. - Т.2.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

13. Лозинский Е. Воспитание вождей // Педагогический сборник. - СПб., 1912. - № 10, 11, 12.

14. Малышев К.Б. Психология управления. - М., 2000.

15. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. - Л., 1975.

16. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М., 1993.

17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М., 1997.

18. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: пер. англ. - М., 1986.

19. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М., 1997.

20. Пряжников Н.С. Психология элитарности. -М.; Воронеж, 2000.

21. Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. Психологические аспекты управления. - М., 1973.

22. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2000.

23. Столяренко А.М. Опыт разработки психологической концепции управления в сфере правопорядка // Психологический журнал. -М., 1983. - Т.4. - № 3.

24. Талызина Н.Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии // Вопросы психологии. - М., 2002. - № 5.

25. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 1967.

26. Филиппов А.В. Вопросы психологии управления // Психологический журнал. - М., 1980. - Т. 2. - № 2.

27. Филиппов А.В., Ильин Т.Л. Проблема организованного труда в психологии управления // Вопросы психологии. - М., 1987. - № 5.

28. Шакуров Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив. - Киев, 1975.

29. Шепель В.М. Человеческая компетентность менеджера: управленческая антропология. -М., 1999.

Анонова Светлана Иннокентьевна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Anonova Svetlana Innokentevna, the senior lecturer, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]

УДК 159.928.23

© Э.Д. Бабудоржиева

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

В статье представлен краткий теоретический обзор основных современных психологических исследований по проблеме коммуникативных и организаторских способностей, рассмотрены их содержательные характеристики и структурные компоненты.

Ключевые слова: коммуникативные способности, организаторские способности.

E.D. Babudorzhieva

THE RESEARCH OF THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL ABILITIES IN PSYCHOLOGY

In the article the short theoretical review of the basic modern psychological researches on the problem of communicative and organizational abilities has been presented, their substantial characteristics and structural components have been considered.

Keywords: communicative abilities, organizational abilities.

Проблемы понимания коммуникативных и организаторских способностей в современной психологической теории общих и специальных способностей являются одними из наиболее актуальных. Как никогда остро сегодня, в век информации и технологий, стоит проблема повы-

шения эффективности общения и коммуникаций, и прикладные научные разработки в области вопросов формирования, развития коммуникативной компетентности и организаторских способностей значимы и востребованы. Рас-

смотрим последовательно основные теоретические разработки по данной проблематике.

Исследованиями в области коммуникативных способностей в разное время занимались отечественные психологи С.Л. Рубинштейн,

A.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Г.С. Васильев, А.А. Кидрон, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов,

B.В. Бурлаков, НИ. Карасева, Е.А. Кукуев, Т.П. Абакирова, Н.А. Воробьева и другие. Для обозначения психологических явлений, связанных с успешностью или неуспешностью в общении и коммуникациях, ученые используют различные термины: коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, социально-психологическая компетентность, коммуникативный потенциал, общительность и другие. К строгой терминологической дифференциации попытки соотнесения этих терминов пока не привели. Согласно трактовке понятия способностей, в личностно-деятельностном подходе можно опираться на следующие утверждения:

1) коммуникативные способности имеют общественно-историческое происхождение;

2) они формируются и совершенствуются в практическом общении;

3) коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности освоения или выполнения коммуникативной деятельности;

4) структура и предметное содержание коммуникативной деятельности опосредованно отражает структуру и содержание коммуникативных способностей;

5) коммуникативные способности обнаруживают себя в коммуникативных навыках и умениях и особенно ярко - в быстроте и успешности приобретения соответствующих навыков, умений, знаний.

В числе первых работ в отечественной психологической науке, в которых была предпринята попытка серьезного и всестороннего анализа коммуникативных способностей, были работы Г.С. Васильева (1977) и А.А. Кидрона (1981). По мнению Г.С. Васильева, коммуникативными способностями можно считать ту часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление [2]. А.А. Кидрон под коммуникативной способностью понимает общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субьекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также дости-

гать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [7]. Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией, способности сохранять в течение взаимного воздействия внутреннюю автономию, умении убеждать партнеров изменить поведение. А.А. Кидрон выделяет уровни проявления коммуникативной способности: навыки, умения, общая направленность поведения и стиль общения. Навыки общения связаны со сноровкой в использовании различных средств общения и владением схемами ориентации во взаимодействии. Умение общаться предполагает относительно автономную коммуникативную задачу с целенаправленным использованием различных навыков общения. Автор делит умение общаться на следующие пять классов: 1) познавательное умение - способность познавать людей (уровень интерперсональной перцепции), объективировать ситуацию и прогнозировать поведение, самопознание; 2) познавательно-экспрессивное умение - умение активно слушать, выбирать роль, адекватно передавать и воспринимать эмоции; 3) экспрессивное умение - речевые способности, умение аргументировать, способность к невербальному самовыражению, умение подчеркнуть личностно-индивидуальные черты; 4) экспрессивно-интеракционное умение - способность идти на риск, умение рефлексивно управлять («я-образом»); 5) интеракционное умение -владение правилами поведения, приемами техники общения и манипуляции, конструктивное использование эго-защитных механизмов, умение использовать внеситуативные условия и средства [7].

Говоря о структуре коммуникативных способностей, Г.С. Васильев, Н.В. Кузьмина отмечают, что она является своеобразным отражением структуры деятельности и имеет три подструктуры:

- гностические способности, т.е. способности понимать других;

- экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению;

- интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других [2], [4].

Н.И. Карасева включает в структуру коммуникативных способностей следующие компоненты:

1) способность к оптимизации межличностных отношений в группе;

2) способность к достижению целей;

3) социоперцептивные способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценивания других людей;

4) «техника общения», т.е. тактические операциональные приемы общения;

5) некоторые межличностные предпосылки коммуникативной деятельности [5].

В соответствии с личностно-деятельностным подходом в рассмотрении способностей комплексным изучением коммуникативных способностей занимались Э.А. Голубева, В.В. Печен-ков, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, И.В. Тихомирова, М.К. Кабардов и другие исследователи. Согласно данному подходу, коммуникативные способности - это индивидуально-психологические и психофизиологические особенности людей, обеспечивающие успешное взаимодействие партнеров и успешное решение коммуникативных задач [9]. По мнению М.К. Кабардова, в качестве индивидуальных характеристик, влияющих на успешность коммуникативной деятельности, могут выступать темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства, тип стратегии деятельности, общительность, а также коммуникативная активность, проявляющаяся ситуативно в процессе решения коммуникативных задач [9]. В.Н. Куницына отмечает, что коммуникативные способности не зависят от конкретной коммуникативной ситуации, опираются на задатки и интегрируют близкие коммуникативные свойства. В качестве задатков коммуникативных способностей, считает автор, следует принять такое свойство темперамента и высшей нервной деятельности, как экстраверти-рованность, которая основана на подвижности нервной системы и способствует формированию интегрального личностного свойства - общительности [4]. Принимая положение о единстве природного и социального в человеке, представители данной школы изучают способности на трех качественно различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальнопсихологическом. Достоинством этого подхода является то, что коммуникативные способности понимаются не только как индивидуальнопсихологические, но и как психофизиологические, обеспечивающие успешное взаимодействие партнеров и успешное решение коммуникативных задач. Таким образом, предложенные структурные компоненты коммуникативных способностей также рассматриваются только в личностном аспекте [3].

Попыткой рассмотрения структуры коммуникативных способностей, учитывающей личностный и поведенческий уровень, являются исследования Н.И. Карасевой, Ю.М. Жукова,

Н.М. Мельниковой, Л.А. Петровской и др. В качестве теоретической основы анализа коммуникативных способностей авторы используют утвердившееся в отечественной психологии представление о структуре предметной деятельности. Анализ коммуникативных способностей с позиции структуры предметной деятельности открывает возможность для системного изучения коммуникативных способностей [3].

Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растян-ников, Н.И. Карасева определяют коммуникативные способности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия. В ее состав авторы включают умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение выбирать и реализовывать адекватные способы общения, а главным источником приобретения коммуникативных способностей, по мнению Н.И. Карасевой, является жизненный опыт, и эффективность осуществления общения человеком является результатом процессов его социализации [5].

Как уже отмечалось ранее, в отечественной психологии существует большая терминологическая вариативность относительно таких явлений, как «общительность», «коммуникативные способности», «коммуникативная компетентность личности в общении», «коммуникативный потенциал». Зарубежные исследователи традиционно оперируют более широким понятием «социально-психологическая компетентность». На наш взгляд, достаточно трудно выделить принципиальные различия в трактовках данных понятий авторами. Многие исследователи выделяют одинаковые структурные компоненты данных характеристик личности. Коммуникативная компетентность чаще всего рассматривается как способность личности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растян-ников, Ю.М. Емельянов). По мнению Н.М. Мельниковой [3], структура коммуникативной компетентности отражает структуру коммуникативной деятельности, в которой выделяются два основных компонента: внутренние средства деятельности (социоперцептивная составляющая) и исполнительная часть коммуникативного действия. Автор представляет структуру коммуникативной компетентности в виде иерархии блоков, в которой каждый нижестоящий блок

осуществляет регулирующую функцию по отношению к вышестоящему.

1. «Личностный блок». В него входят следующие компоненты компетентности в общении: потребность в общении, ориентация на общение, а также такие важные характеристики личности, как я-концепция, самооценка и др.

2. «Социально-перцептивный блок» составляют механизмы межличностного восприятия и характеристики когнитивной и эмоциональной сферы, определяющие точность и адекватность межличностного восприятия.

3. «Операционально-технический блок» состоит из различных коммуникативных умений, «коммуникативного репертуара», «коммуникативного кодекса», овладение которыми позволяет творчески решать возникающие проблемы в общении.

Описанная структура коммуникативной компетентности личности по основным компонентам совпадает со структурой коммуникативных способностей, представленной многими исследователями и дает всестороннее понимание явления «коммуникативные способности».

Глубокого комплексного изучения наряду с вопросами исследования коммуникативных склонностей требует также проблема организаторских способностей и факторов, влияющих на их формирование и развитие. На сегодняшний день степень разработанности в данной сфере психологического знания также достаточно высока. Однако исследований, имеющих непосредственно прикладное значение, по-прежнему недостаточно. Различные аспекты проблемы организаторских способностей находят свое отражение в работах отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и

A.Г. Ковалева, Л.И. Божович, А.А. Деркача,

B.А. Крутецкого, Н.Н. Обозова, Л.П. Калининского, Н.Д. Левитова, Р.М. Стогдилла, Е. Гизел-ли и других. Сущностная и содержательная сторона организаторских способностей наиболее полно была раскрыта Л.И. Уманским. В его работах впервые вводятся определения многих качеств личности, в том числе и организаторских. По мнению автора, основными среди организаторских способностей являются следующие: психологическая избирательность, практический психологический ум, психологический такт, общественная энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности [10]. Рассмотрим подробнее их компоненты.

Психологическая избирательность проявляется в нескольких основных личностных и поведенческих индикаторах. Ими являются: быстрое

понимание психологических особенностей и состояния людей; сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют другие; способность мысленно ставить себя в психическую ситуацию другого человека и действовать вместо него.

Практический психологический ум имеет следующие проявления: адекватное распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей; способность находить стимулирующие людей мотивы деятельности; учет взаимоотношений, психологических различий людей при их группировке для выполнения коллективной деятельности; высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений.

Психологический такт проявляется в чувстве меры и границ во взаимодействии с людьми, индивидуализации общения с людьми в зависимости от их устойчивых индивидуальнопсихологических особенностей, чувстве справедливости, объективности подхода к подчиненным, способности показать и доказать эту объективность.

Общественная энергичность имеет следующие показатели: способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям, способность передать это отношение; практически-деятельная форма воздействия; уверенность в своих силах, большая вера в дело; способность правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия, пойти на риск.

Требовательность выражается в смелости и систематичности предъявления требований, гибкости и категоричности их предъявления в зависимости от конкретной обстановки, в индивидуализации требований в зависимости от психологических особенностей людей.

Критичность имеет следующие индикаторы: логичность, глубина и аргументированность критики, прямота, доброжелательность критики.

Склонность к организаторской деятельности находит выражение в спонтанном самостоятельном включении в организаторскую деятельность, в принятии на себя роли организатора и ответственности за работу других людей, потребности в осуществлении организаторской деятельности, эмоционально-положительном самочувствии при ее выполнении.

Эти общеорганизаторские способности дополняются и конкретизируются более локальными способностями, которые обусловливают эффективное выполнение отдельных управленческих функций. Основными из них, по классификации А.В. Карпова, являются следующие:

- способность к целеполаганию;

- способность к прогнозированию;

- способность к планированию;

- способность к принятию управленческих решений;

- коммуникативные способности;

- мотивирующие способности;

- способности контроля [6].

Проблема организаторских способностей отражена также в работах В.Д. Сапоровской, А.Л. Журавлева, Р.Х. Шакурова, Р.Л. Кричев-ского, А.Г. Шмелева, В.М. Шепеля, А.Д. Кар-нышева, А.Л. Карповой и других исследователей. Так, Р.Х. Шакуров организаторские качества разделял с учетом особенностей их влияния на организуемых. К группе административноорганизаторских качеств он относит: требовательность, критичность, умение четко и ясно инструктировать, настойчивость в реализации распоряжений и требований, решительность, уверенность в себе, твердость, умение сохранить дистанцию с организуемыми, дисциплинированность, аккуратность, владение современными способами принятия решений и планирования, инструктирования, контроля, различными формами организаторской работы, навыками публичных выступлений [11].

По мнению Р.Л. Кричевского, организатор должен обладать высоким интеллектом, однако это должен быть не столько интеллект теоретический, сколько практический. К организаторским качествам автор относит доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность [8].

В.М. Шепель дифференцирует понятия структуры свойств личности организатора и структуры его организаторских качеств. В структуре свойств личности организатора он выделяет четыре группы:

- морально-политические;

- профессиональные качества;

- психофизиологические свойства;

- собственно организаторские качества.

К собственно организаторским качествам автор относит умение планировать работу, подбирать и расставлять кадры, умение улавливать настроение людей, увлекать их своими целями, умение оказывать влияние на морально-

психологическую атмосферу коллектива, умение обостренно воспринимать новое [12].

Подытоживая краткий обзор разработанных на сегодня концепций и подходов к рассмотрению сущности и структуры коммуникативных и организаторских способностей, нужно отметить их многообразие и широту. Это, на наш взгляд, объясняется значимостью и актуальностью данной проблемы и необходимостью ее дальнейшей разработки.

Литература

1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: дис. ... канд. психол. наук.

- Новосибирск, 2000.

2. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебновоспитательных коллективов: дис. . канд. психол. наук. - М., 1977.

3. Воробьева Н.А. Структурно-функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2004.

4. Капустина Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2004.

5. Карасева Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: дис. . канд. психол. наук. - Киев, 1991.

6. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис. . канд. психол. наук. - Ленинград, 1981.

8. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. -М.: Дело, 1996.

9. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989.

10. Уманский Л.И., Мангутов И.С. Организатор и организаторская деятельность. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.

11. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1990.

12. Шепель В.М. Управленческая этика: пособие для руководителей организаций. - М.: Наука, 1989.

Бабудоржиева Эржена Дулзыновна, соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected].

Babudorzhieva Erzhena Dulzynovna, competitor for candidate degree, department of developmental and pedagogical psychology, Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.