Научная статья на тему 'Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей'

Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4291
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / COMMUNICATION SKILLS / SKILLS STRUCTURE / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мовсесян Лина Сергеевна

Представлена структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей, полученная на основе факторного анализа. Выявлены структурные компоненты: социально-перцептивный, интерактивный, мотивационно-личностный, организационно-деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мовсесян Лина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of communication skills of engineering students

Based on factor analysis the structure of communication skills acquired by engineering students is presented. Structure components have been identified: social-perceptive, interactive, motivation-personal, organizational-functional.

Текст научной работы на тему «Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей»

УДК 159.928.23 :316.77 : 371.212 :62

Л. С. Мовсесян

Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей

Представлена структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей, полученная на основе факторного анализа. Выявлены структурные компоненты: социально-перцептивный, интерактивный, мотивационно-личностный, организационно-деятельностный.

Based on factor analysis the structure of communication skills acquired by engineering students is presented. Structure components have been identified: social-perceptive, interactive, motivation-personal, organizational-functional.

Ключевые слова: коммуникативные способности, структура способностей, факторный анализ.

Key words: communication skills, skills structure, factor analysis.

В настоящее время возросли требования к таким социально значимым личностным качествам специалистов, как коммуникативная мобильность, стремление к успеху, готовность к творческой деятельности, ответственность, самостоятельность, способность решать задачи в нестандартных условиях, реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Выпускник вуза в современных условиях должен быть не только высококлассным профессионалом, но и обладать развитыми творческими, мыслительными, коммуникативными и другими способностями, иначе он не сможет стать полноценным членом трудового коллектива, самостоятельной личностью, принимающей ответственные решения.

Стремление грамотно раскрыть способности личности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры способностей. Практически каждый исследователь отмечает неповторимость структуры способностей каждого отдельного человека. Это обусловлено как его природным отличием от других индивидов, так и индивидуальными путями его развития. В этой связи С.Л. Рубинштейн писал, что «в результате индивидуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется - на основе его задатков - его индивидуально своеобразный склад способностей» [10].

Коммуникативные способности структурно представляют собой сложную иерархическую систему, которая, с одной стороны, гармонично включена в общую структуру способностей человека, с другой стороны, выступает как часть структуры личности, что позволяет

рассматривать коммуникативные способности как «сквозную» характеристику, пронизывающую всю структуру личности [11].

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что существует несколько способов построения структуры коммуникативных способностей в зависимости от первоэлемента, который является ее основой. Таким образом, можно выделить структуры коммуникативных способностей в основе, которых лежат:

• коммуникативные знания, умения и навыки;

• личностные особенности;

• индивидные свойства личности;

Структуры коммуникативных способностей, в основе которых лежат коммуникативные знания, умения и навыки, предложены такими авторами, как Г.М. Андреева, А.В. Батаршев, Ю.В. Касаткина,

Н.В. Клюев, Ю.С. Кочкаров, Л.Я. Лозован и др.

Общепризнанной можно считать структуру, предложенную Г.М. Андреевой. Согласно позиции автора, структура коммуникативных способностей состоит из трех блоков коммуникативных знаний (коммуникативного, интерактивного и перцептивного) и опирается на выделенные автором блоки общения.

Коммуникативный блок предполагает наличие знаний, касающихся вербального и невербального общения. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.

Интерактивный блок включает навыки и умения активного воздействия и взаимодействия. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Перцептивный блок - умение активного восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков [1].

В структуре коммуникативных способностей А.А. Кидрон выделил три взаимоотражающих уровня - личностный, поведенческий и познавательно-оценочный.

Личностный уровень представляет собой многоуровневую структуру и включает в себя:

1. Социальные и социально-психологические предпосылки к общению (коммуникативные средства, схемы ориентации взаимодействия, внешность, социальный статус и др.);

2. Низший уровень проявления коммуникативных способностей - навыки общения;

3. Средний уровень - умение общаться;

4. Высший уровень - форма интеракционного общения и функциональная направленность поведения.

В содержание поведенческого уровня входят:

1. Показатели, характеризующие способности регулировать плоскости общения (изменять направленность коммуникативного поведения, выбирать подходящую коммуникативную дистанцию, регулировать меру вовлеченности);

2. Показатели, характеризующие способность изменять ролевые позиции;

3. Показатели, характеризующие толерантность к асимметрии в межличностных отношениях [7].

К достоинствам данной модели можно отнести конкретизацию показателей коммуникативных способностей, которые позволяют определить особенности их проявления в конкретных ситуациях. В ней акцент сделан не просто на знаниях, а на их постепенном преобразовании в умения, а затем в навыки устанавливать социальные контакты с другими людьми, входить в различные роли, приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на уровнях обмена информацией, а также достигать преследуемые коммуникативные цели. Именно навык, по мнению А.А. Кидрона, является показателем коммуникативных способностей человека.

Л.Я. Лозован, изучая коммуникативные способности младших школьников, выделила следующие компоненты:

1. Когнитивный: знание норм и правил общения, наличие представлений о человеке как субъекте коммуникации;

2. Деятельностный: умение использовать приобретенные ранее коммуникативные знания, умения и навыки в новых ситуациях общения; самостоятельно конструировать социально одобряемые формы общения; стремление регулировать свои эмоциональные проявления; проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками; конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения;

3. Мотивационно-потребностный: наличие социально-

одобряемых мотивов общения, потребности в общении;

4. Оценочный: умение адекватно оценивать свои качества личности и поступки в процессе общения; умение адекватно воспринимать и оценивать поступки и качества личности партнера по общению [8].

Л.Я. Лозован разработала достаточно целостное представление о структуре коммуникативных способностей, дав подробную ха-

рактеристику каждого из включенных в нее компонентов, однако она представляется нам сложно применимой на практике по причине трудностей, возникающих при оценке выделенных компонентов и слабо разработанного критериального аппарата

Рассмотрев способ построения структур коммуникативных способностей, основа которых - коммуникативные знания, умения, навыки, обратимся к анализу структур коммуникативных способностей, где в основе лежат личностные особенности. Такую структуру коммуникативных способностей мы находим у Ж.М. Глозман, В.Л. Ма-рищук, А.Ц. Пуни, Р.А. Максимовой и др.

Рассматривая личностные особенности, Ж.М. Глозман делает акцент на индивидуальной особенности их выражения. В качестве структурных компонентов коммуникативных способностей автор выделяет мотивацию к коммуникативной деятельности, самооценку и тревожность личности в коммуникативной деятельности. Особенность данных компонентов заключается в том, что они всегда присутствуют у личности, индивидуально выражены и могут выступать как барьеры и как стимулы в коммуникативной деятельности [2].

При построении структуры коммуникативных способностей Л.В. Марищук и А.Ц. Пуни опирались на принятую многими авторами функционально-динамическую структуру личности К.К. Платонова. В качестве основы для построения структуры личности К.К. Платонов использовал направленность личности, которая включает мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, мотивы, отношение к обязанностям. Направленность структуры коммуникативных способностей, по мнению автора, определяет особенность коммуникативного опыта личности. Следуя логике предложенных структурных компонентов личности К.К. Платонова, последние располагаются в такой последовательности: направленность личности (мировоззрение, убеждения, идеалы) - опыт (привычки поведения в коммуникативной деятельности, коммуникативные знания, умения, навыки, а также знания способов их переноса в другие условия) - психические процессы (ощущения, восприятия, представления, внимание, память) - биологические черты (возрастные, половые особенности) [9].

В основе структуры коммуникативных способностей, выделенной Н. И. Карасевой, лежит широко распространенная модель, согласно которой в коммуникативной деятельности присутствуют два компонента: внутренняя среда деятельности, которая используется при ориентировке в коммуникативных ситуациях, то есть «социо-перцептивная составляющая»; и исполнительная часть коммуникативного действия, то есть «операциональная составляющая». Со-циоперцептивный компонент коммуникативных способностей рассматривается автором «как совокупность индивидуально-

психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценки другого человека». Успешность индивида определяется конкретными действиями индивидов, и поэтому, операциональными показателями коммуникативных способностей является отдельный поведенческий акт с точки зрения его положительного либо отрицательного воздействия на общий ход коммуникативного взаимодействия.

В структуру коммуникативного потенциала личности Р.А. Максимова включает следующие индивидуальные особенности: уровень потребности в общении, его локализованность, а также интенсивность; коммуникативную активность и инициативность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоционального отклика на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения, степень удовлетворенности общением [6].

Интерес представляют и структуры, в основе которых лежат индивидные свойства человека.

Выявляя структуру коммуникативных способностей, Э.А. Голубева исходит из того, что в их основе лежат психофизиологически обусловленные задатки, соотношения полушарной симметрии асимметрии, правополушарность-левополушарность, первосигнальные функции, безусловно-рефлекторные составляющие, имеющие значительную генетическую обусловленность. Она считает, что в качестве индивидуальных характеристик, влияющих на успешность коммуникативной деятельности, могут выступать темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства (языковые и неязыковые), тип стратегии деятельности, общительность. В структуре коммуникативных способностей она предлагает рассматривать три уровня:

На первом выделяются следующие структурные компоненты:

• чувствительность;

• отзывчивость;

• умение оценивать эмоциональное состояние другого человека;

• коммуникабельность

На втором - физиологические факторы:

• реактивность;

• доминирование правополушарных первосигнальных функций.

И третий параметр - вербальность-невербальность.

Эти феномены подкрепляются состоянием познавательных процессов (внимание, память, мышление) и коммуникативными знаниями, умениями, навыками, которые в совокупности проявляются в индивидуально выраженной коммуникативной деятельности, т. е. видение структуры связано с индивидуальной степенью выраженности коммуникативных способностей, при помощи которых объясняется индивидуальный стиль коммуникативной деятельности.

84

По мнению М.К. Кабардова, в структуру коммуникативных способностей входят интерактивные и гностические компоненты. Интерактивные компоненты включают восприятие, понимание и оценку других людей и самих себя, групп; умение «подавать себя», ориентироваться на собеседника. Гностические компоненты включают то, что связано с сознанием, систематизацией и переносом информации, а также познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти, восприятия и адекватного понимания различного рода знаковых систем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации, паузы); умения понимать контекст и подтекст; умения передавать знаковые системы в целях решения определенных коммуникативных задач [4].

Как видно из всех вышепредставленных структур коммуникативных способностей, отведение ведущей, главенствующей роли одних из составляющих и недооценка других приводит к недостаточно корректным представлениям о содержании коммуникативных способностей личности, способах измерения уровня развития, путях и методах их формирования.

В работах психологов и педагогов последнего десятилетия наблюдается тенденция к более комплексному рассмотрению структуры коммуникативных способностей.

Вслед за П.М. Мельниковой И.Н. Воробьева считает, что в структуре коммуникативных способностей можно выделить три основных блока:

1. Личностный блок. В его состав авторами были включены следующие компоненты: потребность в общении, общительность, доверие к людям, доброжелательность, самообладание, интеллектуальные качества, эмоциональность, способность получать удовольствие от общения.

2. Социально-перцептивный блок, в состав которого были включены следующие компоненты: умение точно воспринимать себя, партнера, ситуацию общения в целом, умение слушать других, эмпатия, наблюдательность.

3. Операционально-технический блок (или «поведенческий»). Данный блок составляют коммуникативный репертуар личности, различные навыки и умения в области общения.

В своем диссертационном исследовании «Формирование иноязычной коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки» О.В. Гаврилова представила модель коммуникативной сферы, в которую входили три компонента: мотивационно-ценностный, содержательный, функциональный или процессуально-деятельностный.

4. Мотивационно-ценностный компонент составляют основные побудители коммуникативной деятельности и эмпатические способности. Группа коммуникативных качеств, таких как открытость, скрытность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость, грубость, молчаливость, наивность и тактичность, входит в содержательный компонент.

5. Последний компонент - функциональный, формирует способы поведения личности во внешней среде [3].

Проанализировав существующие структуры коммуникативных способностей, Е.А. Грибенко выделила следующие компоненты исследуемого феномена:

1. Когнитивный компонент включает в себя коммуникативные знания, умения, навыки, реализуемые в коммуникативной деятельности.

2. Мотивационный компонент коммуникативных способностей представляет собой систему побудителей, включающих в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, нормы, ценности и т. д.

3. Самооценочный компонент включает в себя оценку человеком себя как субъекта коммуникативной деятельности, т. е. самооценку, под которой понимается обобщенный результат познания себя и эмоциональное отношение к себе, это аффективная часть образа Я, которая тесно связана с проблемой самосознания, с представлением о своем социально-коммуникативном ранге в коммуникативной деятельности.

4. Эмоциональный компонент - это определенное эмоциональное состояние участника коммуникативной деятельности, а именно: его состояние тревожности. Данный компонент отражает склонность человека к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожидания неблагоприятного развития событий.

5. Коммуникативно-деятельностный компонент характеризует человека как субъекта коммуникативной деятельности, в которой проявляются личностные особенности человека, при этом обязательным является дифференцированный анализ этой деятельности в течение длительного периода [5].

Одним из главных достоинств представленной структуры коммуникативных способностей является включение не только коммуникативных знаний, умений и навыков, но и учет индивидуальных особенностей личности, его потребностно-мотивационной, эмоциональной сфер и их воздействие на коммуникативные способности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть и определить особенности структуры коммуникативных способностей. Однако важно отметить, что структура коммуникативных способностей обусловлена спецификой профессиональной среды личности, задачами и целями, которые стоят перед специалистом.

Для определения структуры коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей нами было проведено исследование с использованием факторного анализа.

На основании результатов теоретического анализа нами были выделены 46 коммуникативных качеств, составивших анкету экспертной оценки. В качестве экспертов выступали инженеры группы компаний «СтавропольИнтерСтрой» (12 человек). Экспертам необходимо было оценить степень значимости каждого качества по пятибалльной шкале. На основании полученных оценок в дальнейшем были отобраны 19 качеств, получивших наивысшие оценки. Полученная система качеств была подвергнута факторному анализу. На основании полученных результатов были выделены факторы, отражающие структуру коммуникативных способностей.

Из табл. 1 видно, что два фактора объясняют 56,6 % дисперсии, причем первый фактор объясняет больше половины (36 %) дисперсии.

Таблица 1

Полная объяснительная дисперсия

Суммы квадратов нагрузок вращения

Факторы Всего % дисперсии Кумулятивный %

1 3,242 36,024 36,024

2 1,855 20,613 56,637

3 1,263 14,033 70,670

4 1,193 13,256 83,926

С целью минимизации количества переменных, имеющих высокие нагрузки на данный фактор, что способствует упрощению описания фактора за счет группировки вокруг него только тех переменных, которые с ним связаны в большей степени, чем остальные, мы применили метод ортогонального вращения факторной структуры -варимакс. Результаты вращения (факторные нагрузки), которое сошлось за 6 интераций, помещены в табл. 2. При интерпретации факторной матрицы после вращения особого внимания заслуживают те блоки, которые имеют вес 0,50 и выше по данному фактору.

Таблица 2

Матрица факторных нагрузок повернутых компонент

Компоненты Факторы

12 3 4

Способность найти оптимальную форму общения на основании учета индивидуальных особенностей собеседника ,934 ,003 ,100 ,183

Способность своевременно выявлять конфликтную ситуацию ,863 -,179 -,241 ,012

Способность оценивать и проанализировать коммуникативную ситуацию ,801 -,186 -,109 -,193

Способность презентовать себя ,722 ,345 -,045 ,249

Способность сформулировать и аргументировать свою позицию ,698 ,417 -,189 -,395

Способность устанавливать и поддерживать контакт -,156 ,871 ,5407 -,039

Способность сформировать стратегию поведения, адекватную сложившейся коммуникативной ситуации -,210 ,865 -,098 -,379

Способность конструктивно действовать в конфликтных ситуациях -,252 ,765 ,194 -,009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность конструктивно критиковать и принимать критику ,394 ,671 -,136 ,113

Согласовывать свои действия с действиями других участников -,314 ,618 -,140 ,151

Стремление к самосовершенствованию в сфере межличностного взаимодействия ,146 ,009 ,846 ,151

Потребность в общении, установлении контактов ,449 -,240 ,706 -,325

Способность уверенно вести себя в процессе общения ,455 -,009 ,657 ,214

Способность учитывать мнение других ,452 -,275 ,654 -,129

Способность организовывать взаимодействие, взаимоотношения между членами коллектива в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов и средств профессиональной деятельности ,088 -,593 -,024 ,754

Способность выполнять активную роль в организации и выполнении общего процесса ,322 ,154 -,091 ,781

Способность разрабатывать совместные цели, решать совместные задачи ,145 ,417 -,114 ,659

Способность управлять ролевым распределением, в соответствии с конечными целями взаимодействия ,245 -,335 -,319 ,586

Способность побуждать коллег к выполнению поставленной задачи -,479 ,469 ,044 -,468

В результате проведенного анализа были получены следующие факторы, определяющие структуру компонентов коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей: социальноперцептивный, интерактивный, мотивационно-личностный и организационно-деятельностный.

К первому фактору, условно названному нами социальноперцептивный, относятся такие качества, как способность найти оптимальную форму общения на основании учета индивидуальных особенностей собеседника, способность своевременно выявлять конфликтную ситуацию, способность оценивать и анализировать коммуникативную ситуацию, способность презентовать себя, способность доступно излагать цель и сущность предстоящей работы, способность формулировать и аргументировать свою позицию.

Данный фактор получил такое название, так как ведущими в нем являются блоки качеств, отвечающие за процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Социально-перцептивный фактор влияет на то, как люди отражают и интерпретируют облик, поведение и оценивают возможности друг друга. В результате человек получает информацию о характеристике другого, это позволяет ему целесообразно планировать свое поведение в зависимости от особенностей партнера по общению. Построение образов партнеров, во многом обуславливает характер их взаимодействия и результаты, которые они получат в совместной деятельности. Итак, образы партнера и ситуации общения определяют выбор стратегии и тактики общения, выбор средств коммуникативного репертуара.

Ко второму фактору мы отнесли способность устанавливать оптимальные отношения с руководителями и подчиненными, способность вести деловую беседу, переговоры, способность сформировать стратегию поведения, адекватную сложившейся коммуникативной ситуации, способность конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, способность согласовывать свои действия с действиями других участников Он получил название «интерактивный», так как перечисленные качества связаны с взаимодействием людей, т. е. обменом не только знаниями, идеями, но и действиями.

Данный фактор обуславливает коммуникативный репертуар личности, различные навыки и умения в области общения. Он характеризует человека как субъекта коммуникативной деятельности, в которой проявляются личностные особенности человека. Интерактивный фактор влияет на усвоение коммуникативных знаний, умений и навыков для осуществления эффективной профессиональной и учебной деятельности. Составляющие данного фактора обеспечивают взаимодействие, протекание процесса общения.

Третий фактор нами был назван мотивационно-личностным, в связи с тем, что в качестве основных составляющих данного компонента выступают мотивы и потребности - это внутреннее побуждение личности к коммуникативной деятельности, связанное с удовлетворением коммуникативных потребностей.

Он включает в себя стремление к самосовершенствованию в сфере межличностного взаимодействия, способность трансформировать известные знания в условиях новой ситуации, способность уверенно вести себя в процессе общения, способность устанавливать и поддерживать контакт, способность конструктивно критиковать и принимать критику, способность учитывать мнение других.

Таким образом, данный фактор обуславливает процесс формирования коммуникативных способностей, отражает направленность личности, отношение человека к себе и другим, стремление к участию в коммуникативной деятельности.

В состав четвертого фактора вошли способность организовывать взаимодействие, взаимоотношения между членами коллектива в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов и средств профессиональной деятельности, способность выполнять активную роль в организации и выполнении общего процесса, способность разрабатывать совместные цели, решать совместные задачи, способность выстраивать взаимоотношения, положительно влияющие на успех профессиональной деятельности, способность управлять ролевым распределением, в соответствии с конечными целями взаимодействия, способность побуждать коллег и подчиненных к выполнению поставленной задачи. Перечисленные качества личности связаны с непосредственной организацией совместной деятельности, в связи с этим мы определили его как организационно-деятельностный фактор.

Данный фактор обуславливает способность к воздействию и оптимизации межличностных взаимоотношений, умение организовать пространство и время общения, знание коммуникативного этикета.

На основании теоретического и факторного анализа можно говорить о том, что компоненты структуры, находясь на разных уровнях, существуют как единое целое, они проявляются в коммуникативной деятельности и развиваются в ней. Системообразующим компонентом коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей является социально-перцептивный.

Важно отметить, что коммуникативные способности рассматриваются как факторы успешной социальной адаптации, как своеобразное отражение той деятельности, которая занимает в жизни человека основополагающее место.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1994.

2. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. - М.: Академия, 2002.

3. Воробьева И.Н. Эффективность развития способности к целеполаганию у менеджеров: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.

4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.

5. Грибенко Е.А. Развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. психол. наук. - Омск, 2006.

6. Карасева Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 1991.

7. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1981.

8. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: дис. . канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2003.

9. Марищук Л.В. Способности к освоению иностранных языков и дидактическая технология их развития: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1999.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001.

11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.