УДК 159.928.23 :316.77 : 371.212 :62
Л. С. Мовсесян
Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей
Представлена структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей, полученная на основе факторного анализа. Выявлены структурные компоненты: социально-перцептивный, интерактивный, мотивационно-личностный, организационно-деятельностный.
Based on factor analysis the structure of communication skills acquired by engineering students is presented. Structure components have been identified: social-perceptive, interactive, motivation-personal, organizational-functional.
Ключевые слова: коммуникативные способности, структура способностей, факторный анализ.
Key words: communication skills, skills structure, factor analysis.
В настоящее время возросли требования к таким социально значимым личностным качествам специалистов, как коммуникативная мобильность, стремление к успеху, готовность к творческой деятельности, ответственность, самостоятельность, способность решать задачи в нестандартных условиях, реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Выпускник вуза в современных условиях должен быть не только высококлассным профессионалом, но и обладать развитыми творческими, мыслительными, коммуникативными и другими способностями, иначе он не сможет стать полноценным членом трудового коллектива, самостоятельной личностью, принимающей ответственные решения.
Стремление грамотно раскрыть способности личности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры способностей. Практически каждый исследователь отмечает неповторимость структуры способностей каждого отдельного человека. Это обусловлено как его природным отличием от других индивидов, так и индивидуальными путями его развития. В этой связи С.Л. Рубинштейн писал, что «в результате индивидуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется - на основе его задатков - его индивидуально своеобразный склад способностей» [10].
Коммуникативные способности структурно представляют собой сложную иерархическую систему, которая, с одной стороны, гармонично включена в общую структуру способностей человека, с другой стороны, выступает как часть структуры личности, что позволяет
рассматривать коммуникативные способности как «сквозную» характеристику, пронизывающую всю структуру личности [11].
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что существует несколько способов построения структуры коммуникативных способностей в зависимости от первоэлемента, который является ее основой. Таким образом, можно выделить структуры коммуникативных способностей в основе, которых лежат:
• коммуникативные знания, умения и навыки;
• личностные особенности;
• индивидные свойства личности;
Структуры коммуникативных способностей, в основе которых лежат коммуникативные знания, умения и навыки, предложены такими авторами, как Г.М. Андреева, А.В. Батаршев, Ю.В. Касаткина,
Н.В. Клюев, Ю.С. Кочкаров, Л.Я. Лозован и др.
Общепризнанной можно считать структуру, предложенную Г.М. Андреевой. Согласно позиции автора, структура коммуникативных способностей состоит из трех блоков коммуникативных знаний (коммуникативного, интерактивного и перцептивного) и опирается на выделенные автором блоки общения.
Коммуникативный блок предполагает наличие знаний, касающихся вербального и невербального общения. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.
Интерактивный блок включает навыки и умения активного воздействия и взаимодействия. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.
Перцептивный блок - умение активного восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков [1].
В структуре коммуникативных способностей А.А. Кидрон выделил три взаимоотражающих уровня - личностный, поведенческий и познавательно-оценочный.
Личностный уровень представляет собой многоуровневую структуру и включает в себя:
1. Социальные и социально-психологические предпосылки к общению (коммуникативные средства, схемы ориентации взаимодействия, внешность, социальный статус и др.);
2. Низший уровень проявления коммуникативных способностей - навыки общения;
3. Средний уровень - умение общаться;
4. Высший уровень - форма интеракционного общения и функциональная направленность поведения.
В содержание поведенческого уровня входят:
1. Показатели, характеризующие способности регулировать плоскости общения (изменять направленность коммуникативного поведения, выбирать подходящую коммуникативную дистанцию, регулировать меру вовлеченности);
2. Показатели, характеризующие способность изменять ролевые позиции;
3. Показатели, характеризующие толерантность к асимметрии в межличностных отношениях [7].
К достоинствам данной модели можно отнести конкретизацию показателей коммуникативных способностей, которые позволяют определить особенности их проявления в конкретных ситуациях. В ней акцент сделан не просто на знаниях, а на их постепенном преобразовании в умения, а затем в навыки устанавливать социальные контакты с другими людьми, входить в различные роли, приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на уровнях обмена информацией, а также достигать преследуемые коммуникативные цели. Именно навык, по мнению А.А. Кидрона, является показателем коммуникативных способностей человека.
Л.Я. Лозован, изучая коммуникативные способности младших школьников, выделила следующие компоненты:
1. Когнитивный: знание норм и правил общения, наличие представлений о человеке как субъекте коммуникации;
2. Деятельностный: умение использовать приобретенные ранее коммуникативные знания, умения и навыки в новых ситуациях общения; самостоятельно конструировать социально одобряемые формы общения; стремление регулировать свои эмоциональные проявления; проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками; конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения;
3. Мотивационно-потребностный: наличие социально-
одобряемых мотивов общения, потребности в общении;
4. Оценочный: умение адекватно оценивать свои качества личности и поступки в процессе общения; умение адекватно воспринимать и оценивать поступки и качества личности партнера по общению [8].
Л.Я. Лозован разработала достаточно целостное представление о структуре коммуникативных способностей, дав подробную ха-
рактеристику каждого из включенных в нее компонентов, однако она представляется нам сложно применимой на практике по причине трудностей, возникающих при оценке выделенных компонентов и слабо разработанного критериального аппарата
Рассмотрев способ построения структур коммуникативных способностей, основа которых - коммуникативные знания, умения, навыки, обратимся к анализу структур коммуникативных способностей, где в основе лежат личностные особенности. Такую структуру коммуникативных способностей мы находим у Ж.М. Глозман, В.Л. Ма-рищук, А.Ц. Пуни, Р.А. Максимовой и др.
Рассматривая личностные особенности, Ж.М. Глозман делает акцент на индивидуальной особенности их выражения. В качестве структурных компонентов коммуникативных способностей автор выделяет мотивацию к коммуникативной деятельности, самооценку и тревожность личности в коммуникативной деятельности. Особенность данных компонентов заключается в том, что они всегда присутствуют у личности, индивидуально выражены и могут выступать как барьеры и как стимулы в коммуникативной деятельности [2].
При построении структуры коммуникативных способностей Л.В. Марищук и А.Ц. Пуни опирались на принятую многими авторами функционально-динамическую структуру личности К.К. Платонова. В качестве основы для построения структуры личности К.К. Платонов использовал направленность личности, которая включает мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, мотивы, отношение к обязанностям. Направленность структуры коммуникативных способностей, по мнению автора, определяет особенность коммуникативного опыта личности. Следуя логике предложенных структурных компонентов личности К.К. Платонова, последние располагаются в такой последовательности: направленность личности (мировоззрение, убеждения, идеалы) - опыт (привычки поведения в коммуникативной деятельности, коммуникативные знания, умения, навыки, а также знания способов их переноса в другие условия) - психические процессы (ощущения, восприятия, представления, внимание, память) - биологические черты (возрастные, половые особенности) [9].
В основе структуры коммуникативных способностей, выделенной Н. И. Карасевой, лежит широко распространенная модель, согласно которой в коммуникативной деятельности присутствуют два компонента: внутренняя среда деятельности, которая используется при ориентировке в коммуникативных ситуациях, то есть «социо-перцептивная составляющая»; и исполнительная часть коммуникативного действия, то есть «операциональная составляющая». Со-циоперцептивный компонент коммуникативных способностей рассматривается автором «как совокупность индивидуально-
психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценки другого человека». Успешность индивида определяется конкретными действиями индивидов, и поэтому, операциональными показателями коммуникативных способностей является отдельный поведенческий акт с точки зрения его положительного либо отрицательного воздействия на общий ход коммуникативного взаимодействия.
В структуру коммуникативного потенциала личности Р.А. Максимова включает следующие индивидуальные особенности: уровень потребности в общении, его локализованность, а также интенсивность; коммуникативную активность и инициативность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоционального отклика на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения, степень удовлетворенности общением [6].
Интерес представляют и структуры, в основе которых лежат индивидные свойства человека.
Выявляя структуру коммуникативных способностей, Э.А. Голубева исходит из того, что в их основе лежат психофизиологически обусловленные задатки, соотношения полушарной симметрии асимметрии, правополушарность-левополушарность, первосигнальные функции, безусловно-рефлекторные составляющие, имеющие значительную генетическую обусловленность. Она считает, что в качестве индивидуальных характеристик, влияющих на успешность коммуникативной деятельности, могут выступать темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства (языковые и неязыковые), тип стратегии деятельности, общительность. В структуре коммуникативных способностей она предлагает рассматривать три уровня:
На первом выделяются следующие структурные компоненты:
• чувствительность;
• отзывчивость;
• умение оценивать эмоциональное состояние другого человека;
• коммуникабельность
На втором - физиологические факторы:
• реактивность;
• доминирование правополушарных первосигнальных функций.
И третий параметр - вербальность-невербальность.
Эти феномены подкрепляются состоянием познавательных процессов (внимание, память, мышление) и коммуникативными знаниями, умениями, навыками, которые в совокупности проявляются в индивидуально выраженной коммуникативной деятельности, т. е. видение структуры связано с индивидуальной степенью выраженности коммуникативных способностей, при помощи которых объясняется индивидуальный стиль коммуникативной деятельности.
84
По мнению М.К. Кабардова, в структуру коммуникативных способностей входят интерактивные и гностические компоненты. Интерактивные компоненты включают восприятие, понимание и оценку других людей и самих себя, групп; умение «подавать себя», ориентироваться на собеседника. Гностические компоненты включают то, что связано с сознанием, систематизацией и переносом информации, а также познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти, восприятия и адекватного понимания различного рода знаковых систем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации, паузы); умения понимать контекст и подтекст; умения передавать знаковые системы в целях решения определенных коммуникативных задач [4].
Как видно из всех вышепредставленных структур коммуникативных способностей, отведение ведущей, главенствующей роли одних из составляющих и недооценка других приводит к недостаточно корректным представлениям о содержании коммуникативных способностей личности, способах измерения уровня развития, путях и методах их формирования.
В работах психологов и педагогов последнего десятилетия наблюдается тенденция к более комплексному рассмотрению структуры коммуникативных способностей.
Вслед за П.М. Мельниковой И.Н. Воробьева считает, что в структуре коммуникативных способностей можно выделить три основных блока:
1. Личностный блок. В его состав авторами были включены следующие компоненты: потребность в общении, общительность, доверие к людям, доброжелательность, самообладание, интеллектуальные качества, эмоциональность, способность получать удовольствие от общения.
2. Социально-перцептивный блок, в состав которого были включены следующие компоненты: умение точно воспринимать себя, партнера, ситуацию общения в целом, умение слушать других, эмпатия, наблюдательность.
3. Операционально-технический блок (или «поведенческий»). Данный блок составляют коммуникативный репертуар личности, различные навыки и умения в области общения.
В своем диссертационном исследовании «Формирование иноязычной коммуникативной культуры студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки» О.В. Гаврилова представила модель коммуникативной сферы, в которую входили три компонента: мотивационно-ценностный, содержательный, функциональный или процессуально-деятельностный.
4. Мотивационно-ценностный компонент составляют основные побудители коммуникативной деятельности и эмпатические способности. Группа коммуникативных качеств, таких как открытость, скрытность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость, грубость, молчаливость, наивность и тактичность, входит в содержательный компонент.
5. Последний компонент - функциональный, формирует способы поведения личности во внешней среде [3].
Проанализировав существующие структуры коммуникативных способностей, Е.А. Грибенко выделила следующие компоненты исследуемого феномена:
1. Когнитивный компонент включает в себя коммуникативные знания, умения, навыки, реализуемые в коммуникативной деятельности.
2. Мотивационный компонент коммуникативных способностей представляет собой систему побудителей, включающих в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, нормы, ценности и т. д.
3. Самооценочный компонент включает в себя оценку человеком себя как субъекта коммуникативной деятельности, т. е. самооценку, под которой понимается обобщенный результат познания себя и эмоциональное отношение к себе, это аффективная часть образа Я, которая тесно связана с проблемой самосознания, с представлением о своем социально-коммуникативном ранге в коммуникативной деятельности.
4. Эмоциональный компонент - это определенное эмоциональное состояние участника коммуникативной деятельности, а именно: его состояние тревожности. Данный компонент отражает склонность человека к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожидания неблагоприятного развития событий.
5. Коммуникативно-деятельностный компонент характеризует человека как субъекта коммуникативной деятельности, в которой проявляются личностные особенности человека, при этом обязательным является дифференцированный анализ этой деятельности в течение длительного периода [5].
Одним из главных достоинств представленной структуры коммуникативных способностей является включение не только коммуникативных знаний, умений и навыков, но и учет индивидуальных особенностей личности, его потребностно-мотивационной, эмоциональной сфер и их воздействие на коммуникативные способности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть и определить особенности структуры коммуникативных способностей. Однако важно отметить, что структура коммуникативных способностей обусловлена спецификой профессиональной среды личности, задачами и целями, которые стоят перед специалистом.
Для определения структуры коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей нами было проведено исследование с использованием факторного анализа.
На основании результатов теоретического анализа нами были выделены 46 коммуникативных качеств, составивших анкету экспертной оценки. В качестве экспертов выступали инженеры группы компаний «СтавропольИнтерСтрой» (12 человек). Экспертам необходимо было оценить степень значимости каждого качества по пятибалльной шкале. На основании полученных оценок в дальнейшем были отобраны 19 качеств, получивших наивысшие оценки. Полученная система качеств была подвергнута факторному анализу. На основании полученных результатов были выделены факторы, отражающие структуру коммуникативных способностей.
Из табл. 1 видно, что два фактора объясняют 56,6 % дисперсии, причем первый фактор объясняет больше половины (36 %) дисперсии.
Таблица 1
Полная объяснительная дисперсия
Суммы квадратов нагрузок вращения
Факторы Всего % дисперсии Кумулятивный %
1 3,242 36,024 36,024
2 1,855 20,613 56,637
3 1,263 14,033 70,670
4 1,193 13,256 83,926
С целью минимизации количества переменных, имеющих высокие нагрузки на данный фактор, что способствует упрощению описания фактора за счет группировки вокруг него только тех переменных, которые с ним связаны в большей степени, чем остальные, мы применили метод ортогонального вращения факторной структуры -варимакс. Результаты вращения (факторные нагрузки), которое сошлось за 6 интераций, помещены в табл. 2. При интерпретации факторной матрицы после вращения особого внимания заслуживают те блоки, которые имеют вес 0,50 и выше по данному фактору.
Таблица 2
Матрица факторных нагрузок повернутых компонент
Компоненты Факторы
12 3 4
Способность найти оптимальную форму общения на основании учета индивидуальных особенностей собеседника ,934 ,003 ,100 ,183
Способность своевременно выявлять конфликтную ситуацию ,863 -,179 -,241 ,012
Способность оценивать и проанализировать коммуникативную ситуацию ,801 -,186 -,109 -,193
Способность презентовать себя ,722 ,345 -,045 ,249
Способность сформулировать и аргументировать свою позицию ,698 ,417 -,189 -,395
Способность устанавливать и поддерживать контакт -,156 ,871 ,5407 -,039
Способность сформировать стратегию поведения, адекватную сложившейся коммуникативной ситуации -,210 ,865 -,098 -,379
Способность конструктивно действовать в конфликтных ситуациях -,252 ,765 ,194 -,009
Способность конструктивно критиковать и принимать критику ,394 ,671 -,136 ,113
Согласовывать свои действия с действиями других участников -,314 ,618 -,140 ,151
Стремление к самосовершенствованию в сфере межличностного взаимодействия ,146 ,009 ,846 ,151
Потребность в общении, установлении контактов ,449 -,240 ,706 -,325
Способность уверенно вести себя в процессе общения ,455 -,009 ,657 ,214
Способность учитывать мнение других ,452 -,275 ,654 -,129
Способность организовывать взаимодействие, взаимоотношения между членами коллектива в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов и средств профессиональной деятельности ,088 -,593 -,024 ,754
Способность выполнять активную роль в организации и выполнении общего процесса ,322 ,154 -,091 ,781
Способность разрабатывать совместные цели, решать совместные задачи ,145 ,417 -,114 ,659
Способность управлять ролевым распределением, в соответствии с конечными целями взаимодействия ,245 -,335 -,319 ,586
Способность побуждать коллег к выполнению поставленной задачи -,479 ,469 ,044 -,468
В результате проведенного анализа были получены следующие факторы, определяющие структуру компонентов коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей: социальноперцептивный, интерактивный, мотивационно-личностный и организационно-деятельностный.
К первому фактору, условно названному нами социальноперцептивный, относятся такие качества, как способность найти оптимальную форму общения на основании учета индивидуальных особенностей собеседника, способность своевременно выявлять конфликтную ситуацию, способность оценивать и анализировать коммуникативную ситуацию, способность презентовать себя, способность доступно излагать цель и сущность предстоящей работы, способность формулировать и аргументировать свою позицию.
Данный фактор получил такое название, так как ведущими в нем являются блоки качеств, отвечающие за процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Социально-перцептивный фактор влияет на то, как люди отражают и интерпретируют облик, поведение и оценивают возможности друг друга. В результате человек получает информацию о характеристике другого, это позволяет ему целесообразно планировать свое поведение в зависимости от особенностей партнера по общению. Построение образов партнеров, во многом обуславливает характер их взаимодействия и результаты, которые они получат в совместной деятельности. Итак, образы партнера и ситуации общения определяют выбор стратегии и тактики общения, выбор средств коммуникативного репертуара.
Ко второму фактору мы отнесли способность устанавливать оптимальные отношения с руководителями и подчиненными, способность вести деловую беседу, переговоры, способность сформировать стратегию поведения, адекватную сложившейся коммуникативной ситуации, способность конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, способность согласовывать свои действия с действиями других участников Он получил название «интерактивный», так как перечисленные качества связаны с взаимодействием людей, т. е. обменом не только знаниями, идеями, но и действиями.
Данный фактор обуславливает коммуникативный репертуар личности, различные навыки и умения в области общения. Он характеризует человека как субъекта коммуникативной деятельности, в которой проявляются личностные особенности человека. Интерактивный фактор влияет на усвоение коммуникативных знаний, умений и навыков для осуществления эффективной профессиональной и учебной деятельности. Составляющие данного фактора обеспечивают взаимодействие, протекание процесса общения.
Третий фактор нами был назван мотивационно-личностным, в связи с тем, что в качестве основных составляющих данного компонента выступают мотивы и потребности - это внутреннее побуждение личности к коммуникативной деятельности, связанное с удовлетворением коммуникативных потребностей.
Он включает в себя стремление к самосовершенствованию в сфере межличностного взаимодействия, способность трансформировать известные знания в условиях новой ситуации, способность уверенно вести себя в процессе общения, способность устанавливать и поддерживать контакт, способность конструктивно критиковать и принимать критику, способность учитывать мнение других.
Таким образом, данный фактор обуславливает процесс формирования коммуникативных способностей, отражает направленность личности, отношение человека к себе и другим, стремление к участию в коммуникативной деятельности.
В состав четвертого фактора вошли способность организовывать взаимодействие, взаимоотношения между членами коллектива в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов и средств профессиональной деятельности, способность выполнять активную роль в организации и выполнении общего процесса, способность разрабатывать совместные цели, решать совместные задачи, способность выстраивать взаимоотношения, положительно влияющие на успех профессиональной деятельности, способность управлять ролевым распределением, в соответствии с конечными целями взаимодействия, способность побуждать коллег и подчиненных к выполнению поставленной задачи. Перечисленные качества личности связаны с непосредственной организацией совместной деятельности, в связи с этим мы определили его как организационно-деятельностный фактор.
Данный фактор обуславливает способность к воздействию и оптимизации межличностных взаимоотношений, умение организовать пространство и время общения, знание коммуникативного этикета.
На основании теоретического и факторного анализа можно говорить о том, что компоненты структуры, находясь на разных уровнях, существуют как единое целое, они проявляются в коммуникативной деятельности и развиваются в ней. Системообразующим компонентом коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей является социально-перцептивный.
Важно отметить, что коммуникативные способности рассматриваются как факторы успешной социальной адаптации, как своеобразное отражение той деятельности, которая занимает в жизни человека основополагающее место.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1994.
2. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. - М.: Академия, 2002.
3. Воробьева И.Н. Эффективность развития способности к целеполаганию у менеджеров: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.
5. Грибенко Е.А. Развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. психол. наук. - Омск, 2006.
6. Карасева Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 1991.
7. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1981.
8. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: дис. . канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2003.
9. Марищук Л.В. Способности к освоению иностранных языков и дидактическая технология их развития: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1999.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001.
11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.