Научная статья на тему 'Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности'

Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12198
1346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / СТРУКТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Ольга Валентиновна

В статье анализируются подходы различных авторов к проблеме коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Представлена классификация коммуникативных навыков Л.Р. Мунирова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Трофимова О.В.

Трофимова Ольга Валентиновна - магистрант, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, воспитатель, учитель-логопед, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Мещовский детский сад, г. Мещовск, Калужская область

Аннотация: в статье анализируются подходы различных авторов к проблеме коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Представлена классификация коммуникативных навыков Л.Р. Мунирова.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, структура, коммуникативные умения, личностно-деятельностный подход, общение.

В становлении личности огромную роль играет общение. Без общения у ребенка не могут нормально формироваться психические процессы и психические функции.

В процессе коммуникативного развития у ребенка старшего дошкольного возраста изменяется содержание структурных компонентов общения, основным средством общения становится речь.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. В основе лежат такие особенности детей старшего дошкольного возраста, как желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников.

По мнению О.А. Санькова, основой успешной адаптации человека в общественной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков, формированием которых надо заниматься с раннего детства[10].

Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина описывают коммуникативные навыки, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Перечисленные качества проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с целями общения, требованиями ситуации и особенностями личности собеседника.

По мнению Л.Я. Лозован, коммуникативными навыками являются индивидуально -психологические свойства личности ребенка, формирующие ей почву для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений [6].

Л.Я. Лозован говорит о коммуникативных навыках, как о необходимом условии для развития личности ребенка, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Сформированность данных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности. Важно отметить, что в основе формирования и развития коммуникативных навыков лежит идея личностно-деятельностного подхода.

Е.О. Смирнова считает: «Коммуникативные навыки - это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной

деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения» [12].

В определении выделяются два компонента:

- коммуникативные навыки - это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, основывающиеся на системе знаний и достигнутых умений и навыков;

- коммуникативные навыки - это способность детей управлять своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении различных коммуникативных задач.

А.А. Бодалев, Л.Я. Лозован и Е.Г. Савина в структуре коммуникативных умений выделяют следующие компоненты: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный [10].

Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию:

1) Информационно-коммуникативные умения - состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).

2) Регуляционно-коммуникативные умения - состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями других людей в общении; умений проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения (проявлять помощь, поддержку, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и доверять советам других); умений применять свои индивидуальные способности при решении с партнером по общению совместных задач (использовать речь, движения, графическую коммуникацию); умений оценить результаты совместного общения (уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать и понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).

3) Аффективно-коммуникативные умения - основываются на умениях делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека.

Проблеме формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посвящены работы М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской. Перечисленные ученые рассматривают понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» как синонимы. В их концепции заложена ведущая идея: развитие общения дошкольников как со взрослыми, так и со сверстниками, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности [4].

Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев являются сторонниками деятельностного подхода, который предполагает взаимосвязь общения и деятельности.

А.Н. Леонтьев рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение понимается как компонент какой-либо деятельности, которая будет являться условием реализации общения. А.Н. Леонтьев интерпретирует общение как особый вид деятельности [3].

По мнению Г.М. Андреевой: «Общение - это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга». То есть, общение в данном определении рассматривается как форма совместной деятельности [1].

Б.Ф. Ломов разработал принцип общения как «субъект-субъектного» взаимодействия. Общение в его концепции выступает как особая самостоятельная форма активности

106

субъекта. В процессе такого взаимодействия осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами.

По мнению Б.Г. Ананьева, общение является специфическим видом деятельности и главной его характеристикой является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Общение, в его концепции, является как социальным, так и индивидуальным явлением.

В.Н. Мясищев также внес большой вклад в разработку вопросов психологии общения. Ученый считал, в общении проявляются отношения человека, имеющие такие характеристики, как: активность, избирательность, положительный или отрицательный характер. Обращение человека с человеком является способом или формой общения и отношения. Причины, которые определяют наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, проявляются как в личностных свойствах каждого из общающихся, так и в обстоятельствах общения и в характере малой группы, которую образуют данные люди.

Также, В.Н. Мясищев отмечал, что общение может изменять и перестраивать различные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека [8].

Все эти ученые сходятся во мнении, что общение является одним из главных видов деятельности. А именно межличностное общение по основным своим характеристикам представляет собой специфический вид деятельности.

Л.С. Выготским было предложено и активно разрабатывалось положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка. Ученый писал о том, что, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В исследованиях Л.С. Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость между отношениями «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей [2].

По мнению М.И. Лисиной: «Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата».

М.И. Лисина выделила следующие компоненты коммуникативной деятельности дошкольников:

1) Наличие предмета общения - другого человека (ровесника или взрослого), который служит партнером по общению и является его субъектом.

2) Потребность в общении - стремление и желание каждого ребенка познавать окружающей мир, оценивать себя и других людей, в частности, сверстников.

3) Коммуникативные мотивы это ведущие мотивы общения, так как они выступают социальным фактором, благодаря которому осуществляется коммуникативный процесс. Мотив общения связан с личностными качествами самого ребенка, его эмоциями и чувствами.

4) Действие общения - выступает в качестве единицы коммуникативной деятельности, оно может быть адресовано как другому человеку, так и целой группе.

5) Задачи общения способствуют целенаправленному и неосознанному использованию разнообразных действий, которые совершаются в процессе общения. Довольно часто в коммуникативном процессе можно наблюдать такое противоречие, что мотивы и задачи общения не совпадают.

6) Средства общения способствуют быстрому осуществлению всех действий на вербальном и невербальном уровне.

7) Продукты общения - могут быть разнообразными и появляться в результате процесса общения [6].

М.И. Лисина в исследованиях выделяет четыре стадии развития потребности в общении ребенка в онтогенезе:

1) На первой стадии развития (от 2 до 6 месяцев) доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого;

2) В раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве;

3) В среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) у ребенка появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослого, в самовыражении и в активном взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками;

4) К концу дошкольного возраста (6 - 7 лет) у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании [5].

Также М.И. Лисиной была предложена классификация форм общения детей со взрослыми (с рождения до 7 лет).

К данным формам относятся: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно познавательная и внеситуативно-личностная.

М.И. Лисина и А.Г. Рузская определяют особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками, которые существенно отличают его от общения со взрослым:

• большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий;

• интенсивная эмоциональная насыщенность, которая выражается в использовании экспрессивно-мимических средств и эмоциональной направленности действий по отношению к сверстнику;

• нестандартность и нерегламентированность общения детей, раскованность и ненормированность их действий;

• доминирование инициативных действий над ответными, проявляющееся в неспособности ребенка продолжить и развить диалог, который может подвергнуться распаду из-за отсутствия ответной реакции и вызвать конфликты между сверстниками [5].

Коллектив исследователей под руководством А.Г. Рузской выделил три формы общения дошкольников со сверстниками:

1) Эмоционально-практическая - характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет. При такой форме общения ребенок ждет от сверстника участия в своих играх и стремится к самовыражению. Дошкольник старается привлечь внимание партнера и получить эмоциональный отклик, как ответную реакцию. На данном этапе дети могут воспринимать в сверстнике только его отношение к своей личности. Эмоционально-практическое общение является ситуативным, то есть оно полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия детей и от практических действий сверстника. Основными средствами такого общения являются экспрессивно-мимические движения. После того, как ребенок достигнет трехлетнего возраста, он все больше пользуется речью в общении с другими людьми, однако она все еще имеет ситуативный характер и является средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.

2) Ситуативно-деловая - складывается примерно к 4 годам и остается наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. В данный период ребенок начинает уделять больше внимания взрослому, чем сверстнику, то есть более привлекательным партнером для общения становится именно сверстник. Сюжетно -ролевая игра начинает приобретать коллективный характер. Общение в сюжетно -ролевой игре осуществляется как на уровне игровых взаимоотношений, так и на уровне реальных отношений, которые существуют вне игрового сюжета (дети договариваются и распределяют игровые роли, обсуждают условия игры, дают оценку и осуществляют контроль за действиями других). В процессе ситуативно-делового общения наблюдается потребность в сотрудничестве и в признании и уважении сверстника. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства.

3) Внеситуативно-деловая - данная форма общения со сверстником складывается в конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей. На этом этапе можно выделяется общение детей, которое не связано с конкретными предметами и действиями. Дошкольники могут на протяжении длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. А также, обращать внимание и учитывать желания, интересы и настроение сверстника [9].

К концу дошкольного возраста у ребенка формируются устойчивые избирательные привязанности по отношению к своим сверстникам, возникают предпосылки развития дружеских отношений. На протяжении всего дошкольного возраста возрастает дифференциация положения детей в детском коллективе: одни дошкольники становятся предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. Это может быть связано с различными факторами, но наиболее значимым из них является способность к сопереживанию и помощи сверстникам, умение выстраивать продуктивное взаимодействие.

Таким образом, при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях ученых есть множество общих и схожих положений, главным из которых является признание роли общения в формировании и становлении личности. В отечественной психологии сложилось несколько подходов к феномену общения. Их сходство состоит в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Необходимо отметить, что коммуникативные навыки являются условием развития личности детей дошкольного возраста и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Список литературы

1. Андреева Г.М.Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. [Электронный ресурс] // На русс. и чешск. яз. Прага, 1981. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/9/andrg01/txt05.html/ (дата обращения: 30.01.2019).

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Электронный ресурс]. // Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение, 1991). Режим доступа: http://log-in.ru/books/vygotskiiy-l-s-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-psikhologicheskiiy-ocherk-3-e-izd-vygotskiiy-l-s-socsialnoe/ (дата обращения: 30.01.2019).

3. Леонтьев А.А. Психология общения. [Электронный ресурс] // 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с. Режим доступа: http://mirznanii.com/a/292042/a-a-leontev-psikhologiya-obshcheniya/ (дата обращения: 30.01.2019).

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Электронный ресурс] // М. 2011. 384 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-383.html/ (дата обращения: 30.01.2019).

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. [Электронный ресурс]. // Монография. М.: Педагогика, 1986. 136 с. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/67286/ (дата обращения: 30.01.2019).

6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Электронный ресурс] // СПб.: Питер, 1-е издание, 2009. 320 стр. Режим доступа: http://psylist.net/books/books.php?id=65/ (дата обращения: 30.01.2019).

7. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. [Электронный ресурс] // Монография / Л.Я. Лозован. Ин-т содержания и методов обучения Российской акад. образования, Кузбасская гос. педагогическая акад. Москва: ИСМО РАО. Новокузнецк: КузГПА, 2010. 141 с. л., табл.; 20 см. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004879543/ (дата обращения: 30.01.2019).

8. Мясищев В.Н. Психология отношений. [Электронный ресурс] // М.: Модэк, 2011. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/575483/ (дата обращения: 30.01.2019).

9. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. [Электронный ресурс]. // Р17. Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 216 с. Режим доступа: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/ (дата обращения: 30.01.2019).

10. Савина ¿'.^Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности. [Электронный ресурс] // Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 22 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002945041/ (дата обращения: 30.01.2019).

11. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений. [Электронный ресурс] // Среднее профессиональное образование. № 10, 2011. С. 21-22. Режим доступа: https://yandex.m/dck/jsredir?bu=3lb367&from/ (дата обращения: 30.01.2019).

12. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. [Электронный ресурс] // М.: Академия, 2012. Режим доступа: http://toptishka.caduk.ru/DswMedia/smirnovaeo-osobennostiobshaeniyasdoshkol-nikami.doc/ (дата обращения: 30.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.