УДК 372
Нурлигаянова Ольга Борисовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Коряжме Архангельской области
Карунная Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Коряжме Архангельской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация:
В статье рассматриваются понятия коммуникативной компетентности, педагогической толерантности, представлены структура и характеристика коммуникативной компетентности учителей общеобразовательной школы. Авторами выделены и охарактеризованы четыре типа педагогов с высоким уровнем толерантности, а также представлена классификация интолерант-ных учителей, способных занимать как активную, так и пассивную позицию в межличностных отношениях. Выявлено, что педагогическая толерантность является одной из основных составляющих коммуникативной компетентности учителя общеобразовательной школы.
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, педагогическая толерантность, структура коммуникативной компетентности, эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты коммуникативной компетентности, эмпатические способности, интолерантность, межличностные отношения.
Nurligayanova Olga Borisovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Pedagogy and Psychology Department, Lomonosov North (Arctic) Federal University, Koryazhma branch
Karunnaya Olga Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Pedagogy and Psychology Department, Lomonosov North (Arctic) Federal University, Koryazhma branch
PEDAGOGICAL TOLERANCE AS A COMPONENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF COMPREHENSIVE SCHOOL TEACHERS
Summary:
The article discusses communicative competence and pedagogical tolerance. The structure and characteristics of the communicative competence of secondary school teachers is considered. The authors distinguish and describe four types of teachers with a high level of tolerance, as well as present the classification of intolerant teachers capable to adopt both active and passive position in the interpersonal relations. It is revealed that the pedagogical tolerance is one of the main components of the communicative competence of secondary schools teachers.
Keywords:
communicative competence, pedagogical tolerance, structure of communicative competence, emotional, behavioral and cognitive components of communicative competence, empathic abilities, intolerance, interpersonal relations.
Проблемы коммуникативной компетентности личности, актуальные в последнее десятилетие, обретают новое содержание в рамках принятых в 2013 г. ФГОСов. В связи с переориентацией общества на новую систему отношений, на гуманизацию образовательных структур, на субъект-субъектные взаимоотношения между участниками учебно-воспитательного процесса анализ проблемы коммуникативной компетентности учителя вызывает все больший интерес.
Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, например Ю.Н. Емельянов, А.А. Кидрон, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко и т. д., выделяют различные компоненты коммуникативной компетентности, однако все имеющиеся научные работы можно условно разделить на два подхода. Первый из них заключается в том, что авторы (Г.С. Васильев, Л.А. Григорович, А.А. Кидрон, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко и т. д.) рассматривают структуру коммуникативной компетентности лишь как некую сумму знаний, умений, навыков, то есть выходят на инструментальный или операциональный компонент. Второй подход кардинально отличается тем, что ученые (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Т.Ю. Осипова и т. д.) помимо вышеуказанного включают в состав коммуникативной компетентности эмоционально-волевой и мотивационно-ценностный компоненты, а также их единство. Отдельного внимания заслуживают работы А.А. Кидрона, который рассматривает коммуникативную компетентность в «трех плоскостях». Первая из них -личностная, в которой отражена структура коммуникативной способности (навыки). Вторая - это
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)
плоскость поведения, где выделяются закономерности ситуационного формирования готовности к общению и умение общаться (умения). И третья - это плоскость взаимовосприятия и оценки людей, где происходит «отражение компетентности в общении в наборе коммуникативных свойств» (общая направленность поведения и стиль общения).
Обобщенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить в структуре коммуникативной компетентности три компонента: эмоциональный (В.В. Абраменкова, А.А. Кидрон, Е.А. Щербакова и т. д.), включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому; когнитивный (В.В. Абраменкова, Т.Г. Антипина, Л.В. Артемова, А.А. Бодалёв, Е.А. Щербакова, В.А. Ядов и т. д.), связанный с познанием другого человека и включающий способность принять точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми и т. п.; поведенческий (В.В. Абраменкова, Л.В. Артемова, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Щербакова), отражающий способности человека к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.
В деятельности учителя особое значение приобретает коммуникативная компетентность. Основными характеристиками коммуникативной компетентности являются: коммуникативное взаимодействие, коммуникативные умения, коммуникативные качества, свойства личности, коммуникативные процессы, коммуникативная толерантность [1].
Толерантность в науке рассматривается в двух основных направлениях: как терпимость и как активная межличностная позиция, позволяющая понимать и принимать партнера по взаимодействию, при этом не умаляя собственных позиций. Толерантность на уровне терпимости определяется как психофизиологическая, в межличностном плане - как социальная категория, проявляющаяся в общении. Психофизиологическая толерантность включает в себя толерантность к неопределенности, фрустрационную толерантность, переносимость боли и страданий и т. п. Социальная толерантность может проявляться в различных межличностных коммуникациях: профессиональная, родительская и т. п.
В исследовании, проведенном авторами, подробно изучалась педагогическая толерантность, рассматриваемая как профессиональная социальная толерантность. Педагогическая толерантность позволяет педагогу устанавливать конструктивный контакт со всеми субъектами образовательного процесса. На мотивационном уровне педагогическая толерантность проявляется в установке на принятие любого ученика, любого родителя и т. д. (в том числе и самого себя), на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение с ними; на операционном уровне - в форме знаний, умений и навыков, которые обеспечивают реализацию соответствующей установки [2]. На операционном уровне педагогическая толерантность определяется коммуникативной компетентностью учителя.
Под коммуникативной компетентностью учителя условимся понимать определенный уровень развития его личностных качеств, черт, свойств и форм поведения, которые реализуются в процессе педагогического общения посредством коммуникативных знаний, умений и навыков [3]. При характеристике коммуникативной компетентности педагога помимо толерантности целесообразно рассматривать также следующие особенности его коммуникативной сферы: коммуникативную эргичность как потребность в общении, коммуникативную пластичность как готовность к вступлению в новые социальные контакты, коммуникативную скорость как степень речевой активности, коммуникативную эмоциональность как чувствительность к неудачам в общении.
Для учителей общеобразовательных школ характерен средний уровень коммуникативной толерантности 41,04 (± 0,36). При этом они демонстрируют консервативность в оценках ситуации, учащихся, предпочитают однообразие, стараются регламентировать проявления индивидуальности партнеров по общению. Некоторые учителя занимают активную позицию по непринятию партнера по общению, стремятся изменить ту или иную подструктуру личности. Попытки перевоспитать партнера могут проявляться в жесткой или мягкой форме. Жесткая форма главным образом заключается в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении правил поведения. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам. Педагогам свойственно демонстрировать неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Ошибки, неловкость партнера могут вызвать негативную реакцию. Такая позиция учителя становится источником взаимных обид, усложнения отношений с партнером, приводит к дискомфорту в общении. Социальная адаптация направлена в первую очередь на себя, она функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам. Те педагоги, у которых наблюдается высокий уровень педагогической толерантности, умеют твердо отстаивать свои убеждения в диалоге, способны менять свое мнение, если это необходимо. Эмпатические способности развиты у них на высоком уровне.
Эти педагоги демонстрируют эмоциональный отклик на переживания другого, умеют распознавать эмоциональные состояния другого человека, выбирают адекватный эмпатический ответ на переживание учащихся, родителей, коллег.
Проведенный факторный анализ позволил сгруппировать все особенности коммуникативной интолерантности. Были выделены три группы педагогов, демонстрирующих уровень коммуникативной интолерантности.
Первый уровень - активное непринятие партнера, педагоги стараются перевоспитать, переделать учащихся под свои взгляды, убеждения. Данный уровень можно назвать «перевоспитание».
Второй уровень отражает пассивную позицию учителя. Педагоги судят о партнерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями, не переносят дискомфорт, в котором оказался партнер, не умеют приспосабливаться к характерам и привычкам других людей, не способны к сопереживанию, эмпатии. Как видим, педагог бездействует в принятии партнера, но и не предпринимает никаких активных позиций по отношению к нему. Данный уровень можно назвать «бездействие».
Третий уровень демонстрирует активную позицию педагога: нежелание принять индивидуальность другого, неумение прощать ошибки другого человека, отсутствие доброжелательности. Третий уровень обозначим как «непринятие».
Учителя с высоким уровнем толерантности имеют специфичные поведенческие характеристики, которые можно типологизировать. Для этой цели были использованы множественный регрессионный анализ и обратный пошаговый метод. В результате выделено четыре типа толерантных учителей:
1-й тип: сильный характер, сдержанный, доверчивый. В поведении проявляет упорство, ответственный, эмоционально дисциплинирован, точен и аккуратен в делах. Легко уживается с людьми, не умеет конкурировать.
2-й тип: доверчивый, консервативен, зависим от группы. Легко приспосабливается за счет интеллектуальных способностей, строго соблюдает моральные нормы, упорный, настойчивый, терпимый к традиционным трудностям.
3-й тип: импульсивность, наивность, консерватизм. Активен, легко относится к жизни, со-циабельный, находчивый и остроумный в разговоре.
4-й тип: высокая покорность. Доброжелательный, неуверенный, ведомый, любезный, конформный, склонен руководствоваться мнением окружающих.
Итак, можно сделать следующие выводы:
- Коммуникативная компетентность учителей является необходимым условием их успешной профессиональной деятельности.
- В структуре коммуникативной компетентности выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
- Среди основных характеристик коммуникативной компетентности учителей общеобразовательной школы выделяют педагогическую толерантность.
- В исследовании педагогическая толерантность рассматривалась в рамках социального подхода.
- Педагоги с низким уровнем толерантности могут проявлять как пассивную (не стремятся подстроиться под ученика, недовольны его личностью), так и активную (не принимают партнера и стараются его подстроить под свои ценности) позицию в межличностных контактах.
- Педагоги с высоким уровнем толерантности могут демонстрировать четыре типа коммуникативного поведения.
Ссылки:
1. Трофимова Г.С. Основы педагогической коммуникативной компетентности. Ижевск, 1994. 76 с.
2. Поваренков Ю.П., Нурлигаянова О.Б. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога. Архангельск, 2014. 159 с.
3. Карунная О.В. Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе работы со сказкой. Архангельск, 2012. 160 с.