менение функционально-графического метода к решению уравнений и неравенств, содержащих знак модуля», которая рекомендуется для изучения в рамках элективного курса «Функции и графики» во втором полугодии 9 класса. Указанный метод является не целью, а средством, помогающим решить уравнение или неравенство, что способствует реализации деятельностной составляющей процесса формирования и развития умений; а также позволяет решить то или иное уравнение, неравенство в период, когда других приёмов школьники ещё не знают или не владеют ими в совершенстве.
Графический метод обычно применяется для решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, типа:
|/(*)| = а , |/(*)| = g(*) ,
1 (| *| )= g(*), |у (* ) = к(* ^,
\/(*)| > а , \/(*)| < а ,
1 (*^ < к(*), 1 (*)| > к(*) и некоторых других.
Суть метода заключается в том, чтобы:
1) построить графики функций
У = |/(* % У = /|*|, у = к(*Х У = ^(* )|, У = а
В качестве базовых задач предлагаются следующие.
1. Построить графики функций:
у = |* - 4 , у = |* - 4 ; у = *2 - 4 * + 3 ; у = |*2 - 4* + 3 .
Усложняем ситуацию, используя прием варьирования условия.
2. Построить графики функций:
у = 11* - 4; у = |*2 -|4*| + 3|; у = 1 -1* - 4; у = | - *2 + 4* - 3 |.
Теперь варьируем условие и требование.
3. Найдите точки пересечения графика функции
у = 11* - 4 с прямой у = 3 .
4. Решить уравнения, используя функциональнографический метод:
1 -1* - 4 = 0; I* - 4* + 3 =0; I* -14*1+3 = 2 .
После этого можно переходить к решению более сложного уравнения:
|* - 4 +| (* -1)(* - з) = 1
Выполняя последовательное построение графиков
функций у = \ — |х — 4 и У _ с
учетом решения предложенной цепочки задач получим (рис. 1).
Рис. 1. (3;0) - точка пересечения графиков функций. Значит, х=3 - корень уравнения
2) выяснить их взаимное расположение в зависимости от условия задачи.
В рамках спроектированной нами системы задач решение уравнений и неравенств, содержащих модуль, функциональнографическим методом предваряется рассмотрением задач на построение графиков функций с модулем на основе умений выполнять геометрические преобразования графиков линейной и квадратичной функций.
Таким образом, использование метода варьирования математических задач при проектировании системы заданий при изучении функционально-графической предметной линии способствует формированию в процессе обучения математике прочных знаний и умений учащихся, выступающих необходимым условием становления предметной и интеллектуальной компетентности как нового результата школьного образования.
Библиографический список
1. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М., 2GG3.
2. Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике. - М., 2GG5.
3. Ковалева, Г.И. Методическая система обучения будущих учителей математики конструированию систем задач: дис. ... д-ра пед. наук.
- Волгоград, 2G12.
Bibliography
1. Episheva, O.B. Tekhnologiya obucheniya matematike na osnove deyateljnostnogo podkhoda. - M., 2GG3.
2. Sarancev, G.I. Uprazhneniya v obuchenii matematike. - M., 2GG5.
3. Kovaleva, G.I. Metodicheskaya sistema obucheniya buduthikh uchiteleyj matematiki konstruirovaniyu sistem zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.
- Volgograd, 2G12.
Статья поступила в редакцию 26.09.13
УДК 159, 9 (05)
Sidorova A.D. DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TECHNIQUES COMMUNICATIVE TEACHING TOLERANCE.
Article Abstract: This article presents an analysis of the problem of the study of communicative teaching tolerance. We propose and justify the author's method of diagnosis communicative teaching tolerance.
Key words: tolerance, an important characteristic, the level of communicative teaching tolerance, social and psychological tolerance.
А.Д. Сидорова, ст. преп. каф. педагогики и психологии САФУ, г. Коряжма, E- mail: annacid@ yandex.ru
РАЗРАБОТКА КОНСТРУКТА МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ «КОММУНИКАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
В статье представлен анализ состояния проблемы исследования коммуникативной педагогической толерантности. Предложена и обоснована авторская методика диагностики коммуникативной педагогической толерантности.
Ключевые слова: толерантность, профессионально важное качество, уровень коммуникативной педагогической толерантности, социальная и психологическая толерантность.
Сегодня в условиях все ускоряющихся и углубляющихся перемен в обществе, науке и культуре перед теорией и практикой образования и самообразования стоит важная задача - осмыслить динамические перемены, сделать выбор ценностей, знаний и убеждений, способов и методов деятельности, которые обеспечивали бы человеку толерантность, способность решать проблемы своей жизни. Своего профессионально-личностного становления не агрессивно, а разумно. Вызов времени - образование не на всю жизнь, а «образование через всю жизнь» (по А.С. Макаренко) - актуализирует способность человека к познанию, к диалогу, к развитию, к самосовершенствованию, делает эту способность востребованной всеми сферами самореализации человека [1]. Проблема состоит в отсутствии реальных условий и механизмов реализации, развития, диагностики толерантности, её гуманистической сущности.
В отечественной науке проблема толерантность рассматривается сравнительно недавно. Среди базовых направлений изучения проблемы толерантности можно выделить следующие:
1. Проблема терпимости, толерантности, уважения, признания другой точки зрения в процессе общения (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.В. Петрицкий, А.В. Зимбули, Ю.А. Ищенко, В.М. Золотухин, С.Ю. Головин) [2].
2. С позиции гуманитарного подхода, толерантность - проявление сознательного выбора человека, его жизненной позиции, активности отношений с окружающей действительности (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм и др.).
3. Фасилитативный подход, где отмечается, что толерантность не может быть результатом внешних факторов (П.Ф. Ко-могоров, О.Б. Скрябина).
4. Диалогический подход, где толерантность - особый способ взаимоотношений в обществе (С.Л. Братченко, П.Ф. Комо-горов) [3; 4].
5. Толерантные - интолерантные отношения рассматриваются в психологии толерантности через проблему межличностных отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).
6. Проблема изучения данного понятия с точки зрения педагогики сотрудничества и ненасилия, где толерантность представлена как значимо важное качество всех участников образовательного процесса (Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, А.С. Макаренко и др.) [5; 6].
7. Изучение позиции развития и воспитания профессионально важных качеств, как важного аспекта педагогической толерантности (В.Д. Шадриков, Ю.П. Поваренков).
8. Антропологическая проблема Я-Ты (П.Ф. Комогоров).
9. Проблема изучение коммуникативной толерантности (О.Б. Скрябина, В.В. Бойко).
Кратко резюмируя результаты приведенного выше анализа литературных источников важно отметить, что толерантность не имеет однозначной трактовки, оно многозначно и многомерно. Толерантность - феномен исторический, являющийся одним из факторов эволюционного развития человечества. Возникнув на основе инстинкта самосохранения, толерантность постепенно обрела статус ценности и нормы [7].
Теоретические предпосылки методики определения коммуникативной педагогической толерантности. В исследованиях особенностей толерантности учителя выделяют два вида толерантности учителя: социальную и психологическую. На психологическом уровне педагогическая толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора в плане отношения человека к человеку вообще, другим людям и коллективам. Установки приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт. Установка - это особый психический механизм, наличие которого выражает способность ин-
дивида к опережающему отражению действительности [8]. Установки, которые человек переживает по отношению к общественной жизни, фактам, людям, определяют положительные и отрицательные эмоции, реакцию, поведение. Установки могут носить как положительный (толерантный) так и отрицательный (интолерантный) характер. На установочном уровне можно выделить следующие составляющие педагогической толерантности: эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других.
Можно отметить, что с психологической точки зрения толерантность педагога понимается нами как активное действие, проявляется в ситуациях межличностного общения на основе установки на познание, понимание и положительной направленности в принятии других людей. Установка на толерантность проявляется в виде когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих.
Таким образом, под педагогической толерантностью понимают владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатичное понимание, на открытое и доверительное общение.
Исследования в области педагогической толерантности сводились до недавнего времени к разработке понятия толерантности, где акцент ставиться на выявление значимых сторон, которые затрагивают деятельность педагога. Теоретический анализ толерантности не указывает также точного направления исследования. Толерантность в разных областях науки рассматривают как поведенческую реакция, личностное свойство, способность и коммуникативное качество. Исходя из этого, можно предположить, что толерантность - это многогранное, новое, неизученное понятие, которое дает возможность исследования с различных сторон. Педагогическая толерантность указывает на то, что основное направление исследования должны рассматривать область наиболее близкие к деятельности педагога [9]. Анализируя литературные источники, следует отметить, что педагогическая толерантность - относится к той сфере педагогической деятельности, где педагогу необходимо не только владеть профессиональными навыками, но и иметь качества личности, которые необходимы для общения со всеми участниками образовательного процесса. При этом, педагогическая толерантность в современной педагогической практике является значимо важным, профессиональным качеством успешного педагога (Ю.П. Поваренков, О.Б. Нурлигаянова) [10; 11].
Анализируя предложенные научные исследования в области толерантности можно определить конструкт методики определения уровня толерантности педагогов общеобразовательных школ, который состоит из ключевых сторон соприкосновения педагогов в профессиональной сфере. В педагогической деятельности можно выделить некоторые особые виды профессиональной деятельности педагога: организационно-управленческая, обучающая, воспитательная и методическая. Исходя из вышесказанного, при составлении опросника исследования уровня коммуникативной педагогической толерантности конструкт определяется из следующих показателей: взаимодействие с учащимися, где главная цель научение, обучение и воспитание всесторонне развитой личности; общение с родителями для успешной работы с учащимися; взаимодействие педагога с администрацией; взаимодействие педагога коллегами; взаимодействие педагога с окружающей средой.
Методика «Коммуникативная педагогическая толерантность»
Разрабатывая опросник «Педагогическая толерантность», следует отменить, что конструкт данного опросника базируется на психодиагностическом методе, который включает в себя из-мерительно-испытальную и оценочную направленность. При разработке и применении опросника эффективным принципом психологического исследования является субъективный метод исследования, позволяющий провести диагностику личностного качества заявленного темой данного опросника. Анализируя теоретический аспект толерантность и вопрос педагогической толерантности, как профессионально важного качества личности педагога опросник « Коммуникативная педагогическая толерантность» следует рассматривать как методику, изучающую личностные субъективные качества педагогов.
Исследования в области педагогической толерантности сводились до недавнего времени к разработке понятия толерантности, где акцент ставиться на выявление значимых сторон, которые затрагивают деятельность педагога. Педагогическая толерантность указывает на то, что основное направление исследования должны рассматривать область наиболее близкие к деятельности педагога. Определяя важные стороны общения педагога, следует, отметь наиболее значимые направления в педагогической деятельности - это общение с учащимися, родителями, администрацией общеобразовательного учреждения, коллегами, окружающей средой, которые по нашему мнению являются главными направлениями в деятельности педагога. Коммуникативные качества педагога направлены на развитие и воспитание всесторонне развитой личности учащегося. При этом стоит отметить, что педагогическая толерантность в профессионально важных качествах педагога выходит на первое место, так как является главным качеством не только в обучении и научении учащегося, но и в воспитании.
С помощью пробной версии опросника обследована выборка испытуемых педагогических профессии общеобразовательных школ. Выборочная совокупность респондентов составила 290 человек в возрасте от 18 до 62 лет (средний возраст - 40 лет). Выборка характеризовалась высокой гетерогенностью с точки зрения сфер педагогических профессии, видов педагогической деятельности, должностного статуса. Соблюдение описанных выше признаков контингента испытуемых позволило рассматривать данную выборку не только для апробации опросника, но и как выборку для определения надежности и валидности.
Данные диагностического пилотажного исследования использовались для установления индекса эффективности каждого пункта опросника. Показатель индекса эффективности задания подсчитывается делением количества обследуемых и давших ответ совпавший с «ключом» на их общее количество. Индекс эффективности задания должен располагаться в интервале от 0,25 до 0 ,75. Индексы эффективности заданий опросника располагаются в интервале 0,6 до 0,748. Показателем дискриминативности пункта опросника стал коэффициент корреляции балла, начисленного по данному пункту, с суммарным баллом по опроснику в целом. Пороговый уровень диск-риминативности выбрано значение г= 0,2. Дискриминативность опросника вычислялась по формуле коэффициента произведения моментов Пирсона. Среднее значение дискриминатив-ности для пилотажной версии составило г=0,87. После проведенных этапов исследования конечный вариант опросника сократился до 100 вопросов.
Определение надежности опросника. Надежность теста предполагает получение одних и тех же результатов при повторном тестировании. Проверка надежности теста проходила при предъявлении этого же теста повторно через 9 месяцев. Условия проведения повторного варианта одинаковы с пилотажной версией. Методами математической статистики был определен коэффициент ретестовой надежности. Наименьшим значением для ретестовой надежности для теста был установлен коэффициент корреляции, равный г =0,7.
Для более точного определения надежности теста был применен метод деления опросника на две части с расчетом корреляции между двумя этими половинками по формуле Спирмена-Брауна. Результат корреляции составил г =0,895, дополнительное исследование корреляции опросника по методу
А. Крохбана методом деления опросника на две половины составило г = 0,811, что указывает на высокий показатель надежности опросника. Все вычисления проводились на полной выборке 290 респондентов.
Диахронная надежность (временная устойчивость опросника) исследовалась ретестовым методом. Педагоги опрашивались дважды с интервалом в 6 месяцев. Респондентам был предложен конечный вариант опросника «Коммуникативная педагогическая толерантность», примерно в тех же условиях, что и предыдущий. Показатель ретестовой надежности рассчитывался как коэффициент корреляции Спирмена между двумя рядами данных. Результаты психометрического анализа надежности и показатели корреляции колеблются от г = 0,671 до г =0,99. что свидетельствует о высокой стабильности, слабой выраженностью влияния ситуационного контекста, однородностью и устойчивостью результатов.
Проверка конструктивной валидности опросника. Анализ конструктивной валидности предполагает развернутый процесс, который не имеет временных рамок. Конструктивная валидность подразумевает проведение исследований на протяжении всего времени задействования опросника в научных эмпирических исследованиях при которых, более полно раскрывается суть исследования, вносятся новые данные, расширяются и уточняются сведения об изучаемом свойстве. Временной контекст любого исследования дает возможность ответа на вопросы: 1) существует ли исследуемое свойство или качество реально; 2) действительно ли опросник изучает то, для измерения чего предназначен.
С целью оценки валидности и прояснения сущности изучаемого конструкта педагогической толерантности с 2009 г. по 2012 г. проводился ряд исследований. Все исследования носили характер поиска и проверки валидности опросника.
Анализируя научные труды в области толерантности, мы выяснили, что само понятии толерантность используется часто в различных науках. Однако, при разработке и проверке опросника «Коммуникативная педагогическая толерантность» мы столкнулись с трудность подбора методик, которые встречаются в науке для исследования толерантности. Так как феномен толерантности не изучен до конца и научные исследования нашего времени не могут дать ясной картины, что такое толерантность? методики, используемые в научном сообществе, для изучения толерантности чаще всего не проверены на надежность и валидность. Наиболее встречаемые методики, которые дают более полную картину исследования толерантности в психологии и педагогике:
- методика изучения коммуникативной толерантности
В.В. Бойко;
- методика определения суммарного показателя толерантности Д.В. Зиновьева.
Рассматривая современное состояние проблемы толерантности в научной литературе, изучив вопрос исследования толерантности, мы считаем, что содержание вышеупомянутых методик должно коррелировать с психологическим конструктом опросника «Коммуникативная педагогическая толерантность». В качестве статистического метода изучения валидности методики был выбран ранговый корреляционный анализ Спирмена. Корреляция между опросником педагогической толерантности и методикой коммуникативной толерантности В.В. Бойко составляет г = -0,842. Исследуя толерантность по методике В.В. Бойко, получая балл ближе к 135, мы намеренно исследуем интоле-рантность респондента. Следовательно, отрицательный показатель корреляции между методиками указывает на то, что, чем выше уровень педагогической толерантности, тем ниже интоле-рантность педагога. Корреляция между опросником «Коммуникативная педагогическая толерантность» и методикой суммарного показателя толерантности Д.В. Зиновьева рассматривалась по трем шкалам, как взаимосвязь методики и доброты, уважения, эмпатии. Корреляция педагогической толерантности и доброты составляет г =0,710, уважения г =0,877, эмпатия г =0,740. результата статистических значений указывают на прямую зависимость педагогической толерантности и такими качествами личности педагога как доброта, уважение, эмпатия.
Интерпретация результатов опросника. При интерпретации результатов теста следует отметить, что стандартная разбивка баллов в исследованиях дает нам право воспользоваться методом средних баллов, где средний показатель результата (середина) свидетельствует норме; результат ниже среднего говорит о интолерантности, а результат выше среднего свидетельствует о высоком уровне педагогической толерантности.
Таким образом, результаты по опроснику:
0-20- низкий уровень педагогической толерантности (инто-лерантность);
21-40- Уровень педагогической толерантности ниже среднего;
41-60- средний уровень педагогической толерантности (норма);
61 -80 - уровень педагогической толерантности выше среднего;
81- 100- высокий уровень педагогической толерантности.
1. Интолерантный уровень педагогической толерантности свидетельствует невыдержанности, раздражительности холодности педагога в общении с окружающими. В поведении присутствует отстраненность, импульсивность. В общении с учениками преобладает диктат, манипулирование, приказы упреки.
2. Уровень педагогической толерантности ниже среднего. Низкий уровень педагогической толерантности свидетельствует об отсутствии у педагога умения общаться, понимать и принимать окружающих людей и мир Такими, какие Они есть; отсутствие уважительного отношения к участникам образовательного процесса, что отрицательно сказывается на профессиональных качествах учителя.
3. Норма (средний уровень педагогической толерантности) указывает на то, что педагог умеет мириться с недостатками окружающих; ему не составляет труда уважительно относится к людям; педагог принимает Других и относится к ним с симпатией, при этом не нарушает своего мировоззрения.
4. Уровень педагогической толерантности выше среднего -уровень педагога профессионала. Педагог умеет не только общаться и принимать Других такими, какие Они есть, но и уважительно относится к мировоззрению других. У таких педагогов высокий порог сострадания и милосердия, терпения и сопереживания. При этом педагогическая толерантность направлена на развитие профессионализма, стремления к самосовершенствованию.
5. Высокий уровень педагогической толерантность, говорит о высоком уровне мотивационно-ценностном аспекте развития личности педагога: педагог уступчив, снисходителен, высокое
Библиографический список
преобладание чувства любви к ученикам, высока развитость механизмов преодоления раздражения, агрессивности, эмоциональной устойчивости. Однако, высокий уровень педагогической толерантности говорит о самопожертвовании, изменении своего мировоззрения в сторону приспособления. В поведении помощь и сотрудничество граничит с эмоциональным инфантилизмом.
Таким образом, теоретический анализ педагогической толерантности указывает на следующее:
- научное знание не может дать четкого определения толерантность вообще и педагогической толерантности в частности;
- специфика изучения толерантность, как психологического понятия сталкивается с рядом трудностей: нет конструкта исследования толерантности, не определении границы изучаемых областей, современные исследования не определяют области науки, где толерантность изучается полностью;
- в психологической науке педагогическая толерантность и толерантность в образовании являются отдельными понятиями и не могут исследоваться одинаковым инструментарием;
- в психологической науке нет валидных, надежных и стандартизированных методик исследование педагогической толерантности;
- теоретические изучения педагогической толерантности предполагают необходимость разработки опросника «Коммуникативная педагогическая толерантность», который должен включать вопросы, связанные с педагогической деятельности по взаимодействию с учащимися, родителями, коллегами-педагогами, администрацией школ и окружающей средой;
- анализ корреляционных взаимосвязей валидности указывает на то, что опросник является средством изучения педагогической толерантности, где охватываются необходимые стороны профессиональной деятельности. Опросник «Коммуникативная педагогическая толерантность» операционализирует данное понятие, рассматривая конструкт опросника как инструмент для диагностической практики и эмпирических исследований.
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 1997.
2. Андреева, Г.М. Социальная педагогика: учебник для высших учебных заведений. - М., 1999.
3. Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива
в постсоветской психологии. - М., 1997.
4. Комогоров, П.Ф. Формирование установок толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дис. канд. пед. наук. - Курган, 2000.
5. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.
6. Лихачев, Д.С. Письма о добром. - СПб., 2007.
7. Зайцева, М.И. Проект «Подросток и толерантность» // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 1.
8. Авалуев, Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога: дис. канд. пед. наук. -
СПб., 2003.
9. Митина, Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. - 1998. - № 9.
10. Нурлигаянова, О.Б. Формирование педагогической толерантности // Психологическое обеспечение образовательного процесса: материалы региональной научно-практич. конф. - Торжок, 2005.
11. Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Психолого-педагогическое исследование субъекта деятельности: сб. науч. трудов. - Казань, 2004.
Bibliography
1. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 1997.
2. Andreeva, G.M. Socialjnaya pedagogika: uchebnik dlya vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj. - M., 1999.
3. Bratchenko, S.L. Mezhlichnostnihyj dialog i ego osnovnihe atributih // Psikhologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoyj psikhologii. - M., 1997.
4. Komogorov, P.F. Formirovanie ustanovok tolerantnosti v mezhlichnostnihkh otnosheniyakh studentov vihsshego uchebnogo zavedeniya: dis. kand. ped. nauk. - Kurgan, 2000.
5. Amonashvili, Sh.A. Razmihshleniya o gumannoyj pedagogike. - M., 1995.
6. Likhachev, D.S. Pisjma o dobrom. - SPb., 2007.
7. Zayjceva, M.I. Proekt «Podrostok i tolerantnostj» // Spravochnik klassnogo rukovoditelya. - 2007. - № 1.
8. Avaluev, N.B. Kriterialjnihyj podkhod k ocenke ehffektivnosti vospitateljnoyj deyateljnosti pedagoga: dis. kand. ped. nauk. - SPb., 2003.
9. Mitina, L.M. Professionaljnoe zdorovje uchitelya: strategiya, koncepciya, tekhnologiya // Narodnoe obrazovanie. - 1998. - № 9.
10. Nurligayanova, O.B. Formirovanie pedagogicheskoyj tolerantnosti // Psikhologicheskoe obespechenie obrazovateljnogo processa: materialih
regionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Torzhok, 2005.
11. Povarenkov, Yu.P. Psikhologicheskaya kharakteristika professionaljnoyj tolerantnosti uchitelya // Psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie subjhekta deyateljnosti: sb. nauch. trudov. - Kazanj, 2004.
Статья поступила в редакцию 26.09.13
УДК 159.931 Shalimova L.A. SYNESTESIA OF COLOUR IN THE ADVERTISING. The emergence of sensation during stimulation of senses through color, causing the illusion of quality, taste, purity, cold, prestige, etc. From the choice of color depends on the success or failure of the campaign, at the level of color combinations.
Key words: synesthesia, packaging, color, level, design of advertising materials, exposure, package.
7G