УДК 371.1
ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ
Ондар Л.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS
Ondar L.M.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности и структуры коммуникативной компетентности личности. Приведены классификации коммуникативных умений. Представлены результаты исследования коммуникативной компетентности учителей одной из школ г. Кызыла.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компоненты коммуникатиеной компетентности.
The study of the communicative competence of teachers. The article discusses approaches to understanding the nature and structure of the communicative competence of the individual. A classification of communicative skills. The results of investigation of communicative competence of teachers of a school in Kyzyl
Key words: communicative competence, the components of communicative competence.
Одной из ключевых компетентностей современной личности является коммуникативная компетентность, обеспечивающая успешную социализацию, адаптацию и самореализацию.
Коммуникативная компетентность выражается в умении контролировать свои действия, поведение, деятельность, умении адаптироваться к любым ситуациям; в способности убеждать окружающих и увлечь их своими идеями; в готовности уважать решения и мнения других людей при совместной работе, в умении в спорных ситуациях убедительно отстаивать свою точку зрения или отказываться от нее, если позиция оказалась ошибочной, в способности предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, в умении слушать, быть внимательным к содержанию высказываний других и т.д.
Коммуникативная компетентность включает в себя владение психологическими механизмами эмпатии, идентификации, адаптации, рефлексии, каузальной атрибуции и т.д. [1,с. 14].
Анализ научных разработок по проблеме коммуникативной компетентности выявил следующее.
1 В специальной литературе понятие «коммуникативная компетентность» трактуется неоднозначно.
Ä
Ю.М. Жуков, Ю Н. Емельянов, Е.Л.Мелибурда, Л.Д. Столяренко определяют коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Ю.Я. Емельянов рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. В качестве меры коммуникативной компетентности он предлагает рассматривать степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.
А.Б. Добрович, E.H. Каменская рассматривают коммуникативную компетентность как готовность и способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Также коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон (H.H. Агафонова).
По Л.А Петровской коммуникативная компетентность - это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения (Л.А. Петровская, 1989). Б. Спицберг, профессор кафедры коммуникации университета Сан-Диего, рассматривает коммуникативную компетентность как соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность.
ЕВ Руденский рассматривает коммуникативную компетентность как соционормативный опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой, опыт межличностного общения.
H.A. Зимняя определяет коммуникативную компетентность как компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета, кросс культурное общение, деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [2, с. 24],
По А.К. Марковой коммуникативная компетентность - это владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [3].
Таким образом, в приведенных выше определениях можно выделить следующие признаки коммуникативной компетентности: готовность к общению, знания, владение средствами (вербальными и невербальными) и приемами общения, наличие у человека некоторых характеристик, ведущих к эффективному общению.
Основываясь на предложенных точках зрения, мы определяем коммуникативную компетентность как владение коммуникативными навыками и умениями, стратегиями поведения в социальных ситуациях, основанное на психологических знаниях о себе и о других, позволяющее строить эффективное
общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
2. Коммуникативная компетентность в ряде случаев определяется через совокупность коммуникативных умений. К ним относятся такие умения как:
- умение ориентироваться в ситуации и предмете общения;
- умение понимать партнеров.
- умение получать необходимую информацию;
- умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.
- умение выражать свою мысль (в устной и письменной форме) осмысленно, грамматически правильно,
- умение понимать ценности своей И чужой ПОЗИЦИИ В коммуникации При решении конкретных проблем;
- умение сотрудничать, владеть собой, предвидеть последствия своих речевых действий;
- умение владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;
- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей,
- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему [1, с. 14, 3, с. 150].
Г.М. Андреева выделяет следующие виды умений: 1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия; 3) межличностного восприятия [4, с. 71].
Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.
В другой классификации коммуникативные умения разделены на две группы:
1) базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие, прощание, обращение, просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги, благодарность; отказ; прощение;
2) процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими, слушать других; сотрудничать; управлять (командовать), подчиняться.
Ä
3. Неоднозначно рассматривается и вопрос о структуре коммуникативной ко мпете нтности:
A.A. Ярулов включает в состав компетентности рациональный, волевой, эмоциональный компоненты. H.A. Зимняя выделяет компоненты: 1) мотива-ционный; 2) когнитивный. 3) поведенческий. 4) ценностно-смысловой, 5) эмоционально-волевой [2, с. 25-26].
В отдельных работах в структуре коммуникативной компетентности выделяется личностный компонент. Его образуют особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении.
ЕВ. Филатовой разработана модель коммуникативной компетентности учителя, которая включает в себя мотивационно-ценностный компонент (готовность педагога к профессиональному совершенствованию, устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации; когнитивный компонент (содержит знание сути содержания коммуникативной компетентности, знание сущности и роли коммуникативной компетентности, связан с познанием другого человека, включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении); операционно-деятелъностный компонент (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса и т.д.) [5].
Анализ литературы позволил выделить в структуре коммуникативной компетентности следующие компоненты: мотивационноценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий Данные компоненты предстают в единстве, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Мотивационно-ценностный компонент — это готовность к проявлению компетентности, стремление к повышению коммуникативной компетентности, профессионального роста, саморазвитию.
Когнитивный компонент образуют знания об общении, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.
Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров и связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на изменение состояния партнера и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.
Коммуникативную компетентность мы рассматриваем как одно из фундаментальных качеств в работе педагога, ядро его профессионализма [6]. Коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективность профессиональной деятельности учителя
Исследование коммуникативной компетентности учителей проходило на базе МБОУ СОШ гимназия №5 г. Кызыла (дипломная работа Мочек А.Б., 2012 год).
Выборку составили 40 педагогов в возрасте от 26 до 60 лет. Их половая и возрастная характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характернстики исп ытуемых
Стаж работы больше 15 лет Стаж работы менее 15 лет
Количество испытуемых 31 9
Из них женщин 29 8
Из НИХ МУЖЧИН 2 1
Приступая к исследованию, мы исходили из гипотезы о том. что.
1) учителя в недостаточной степени владеют коммуникативными умениями;
2) на уровень коммуникативной компетентности педагогов влияет педагогический стаж и профиль преподавания.
Исследование педагогов проводилось с помощью следующих методик:
1. Тест коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Ю. 3. Гильбуха) [26; 39].
2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) [34: 67].
Тест коммуникативных умений предусматривает рассмотрение не только преобладающей характеристики в общении (зависимость, агрессивность или компетентность), но и по ответам испытуемых можно составить качественную характеристику коммуникативных умений.
По методике диагностики коммуникативных умений среди педагогов выявлены следующие результаты.
В группе педагогов со стажем работы более 15 лет преобладание зависимости в общении выявлено у 16 чел. (48,4 %), преобладание агрессивности в общении - у 11 чел., (37,5 %) и преобладание компетентности в общении - у пятерых (15,1 %) (рис. 1).
60 50 40 30 20 10 0
Зависимое Компетентное Афессивное
Рис 1. Показатели группы со стажем более 15 лег
В группе педагогов со стажем работы менее 15 лет преобладание компетентности над остальными показателями выявлено у 1 испытуемого (9.1 %), преобладание агрессивности - у двоих (19,6 %), преобладание зависимости в общении - у троих (71,3 %) (рис.2).
Компетентное
9%
Рис 2. Показатели группы со стажем менее ] 5 лет
Таким образом, приходится констатировать, что испытуемые обеих группах независимо от возраста и стажа работы в общении проявляют зависимость и агрессивность.
Показатели уровня коммуникативного контроля (методика № 2) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели коммуникативного контроля в (%)
Показатели Педагоги со стажем менее 15 лет Педагоги со стажем более 15 лет
Чел % чел %
Низкий
коммуникативный 5 74,2 15 40
контроль
Средний коммуникативный 3 20,4 18 44.8
контроль
Высокий
коммуникативный ] 5 1 5
контроль
Из нее видно, что низкий уровень коммуникативного контроля наблюдается у большинства педагогов со стажем менее 15 лет (74.2 %). Поведение таких людей мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей, характеризуется импульсивностью в общении, открытостью, раскованностью. В группе педагогов со стажем более 15 лет у 40 % выявлен низкий уровень коммуникативного контроля, у 44,8 % -средний коммуникативный контроль, характеризующийся непосредственностью и искренностью в общении, сдержанностью в эмоциональных проявлениях. Такие люди пытаются соотносить свои реакции с поведением окружающих людей.
Для выявления взаимосвязи между педагогическим стажем и уровнем коммуникативного контроля проводилась статистическая обработка данных с
Агрессивное
20%
Зависимое
71%
помощью компьютерной программы STATGRAPHICS V.3.1 с применением корреляционного анализа Спирмана.
Анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмана показал, что между педагогическим стажем и уровнем коммуникативного контроля нет корреляции. Зато обнаружена корреляция между преподаваемым профилем и уровнем коммуникативного умения (в группе учителей со стажем до 15 лет): у учителей гуманитарных предметов отмечается более высокий уровень коммуникативных умений.
В группе преподавателей со стажем более 15 лет не выявлена взаимосвязь между уровнем коммуникативного умения и преподаваемым профилем. Можно предположить, что у этих педагогов с годами произошли стереоти-пизация профессиональной деятельности, снижение уровня коммуникативных умений. Им тяжелее усваивать современные технологии. Они не всегда вносят в свою профессиональную деятельность новообразования, тем самым они не повышают свою коммуникативную компетентность. Именно поэтому уровень коммуникативной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении находится на невысоком уровне.
Таким образом, предпринятое нами эмпирическое исследование показало.
что:
1. в общении учителя чаще всего проявляют зависимость и агрессивность, недостаточно контролируют коммуникативное поведение (не всегда ориентируются на других людей и ситуацию общения, импульсивны, раскованны в общении, непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные),
2. стаж работы не влияет на коммуникативную компетентность учителя, зато влияет преподаваемый им профиль (при стаже работы до 15 лет).
Библиографический список:
1. Алимова, Л.Р. Коммуникативная компетентность членов семьи и коммуникативные модели в семье / Л.Р. Алимова // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - № 2. - С.13-21.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
3.Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. - 1995. -№ 36. - С. 55-63.
4. Андреева, Г. М. Социальная психолошя/ Г. М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
5.Филатова, Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири - №1 (03). - Март 2012: http://md.islu.ru, свободный.
6.Луценко, Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы / Л. И. Луценко // Педагогака. - 2005. - № 3. - С. 61.
7.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л.Н. Булыгина // Вопр. психологии. -2011. -№2. - С. 149-152.