Научная статья на тему 'Исследование коммуникативной компетентностипедагогов'

Исследование коммуникативной компетентностипедагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
559
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ондар Лилия Монгун-ооловна

В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности и структуры коммуникативной компетентности личности. Приведены классификации коммуникативных умений. Представлены результаты исследования коммуникативной компетентности учителей одной из школ г. Кызыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS

The study of the communicative competence of teachers. The article discusses approaches to understanding the nature and structure of the communicativecompetence of the individual. A classification of communicative skills. The results of investigation of communicative competence of teachers of a school in Kyzyl.

Текст научной работы на тему «Исследование коммуникативной компетентностипедагогов»

УДК 371.1

ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ

Ондар Л.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS

Ondar L.M.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности и структуры коммуникативной компетентности личности. Приведены классификации коммуникативных умений. Представлены результаты исследования коммуникативной компетентности учителей одной из школ г. Кызыла.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компоненты коммуникатиеной компетентности.

The study of the communicative competence of teachers. The article discusses approaches to understanding the nature and structure of the communicative competence of the individual. A classification of communicative skills. The results of investigation of communicative competence of teachers of a school in Kyzyl

Key words: communicative competence, the components of communicative competence.

Одной из ключевых компетентностей современной личности является коммуникативная компетентность, обеспечивающая успешную социализацию, адаптацию и самореализацию.

Коммуникативная компетентность выражается в умении контролировать свои действия, поведение, деятельность, умении адаптироваться к любым ситуациям; в способности убеждать окружающих и увлечь их своими идеями; в готовности уважать решения и мнения других людей при совместной работе, в умении в спорных ситуациях убедительно отстаивать свою точку зрения или отказываться от нее, если позиция оказалась ошибочной, в способности предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, в умении слушать, быть внимательным к содержанию высказываний других и т.д.

Коммуникативная компетентность включает в себя владение психологическими механизмами эмпатии, идентификации, адаптации, рефлексии, каузальной атрибуции и т.д. [1,с. 14].

Анализ научных разработок по проблеме коммуникативной компетентности выявил следующее.

1 В специальной литературе понятие «коммуникативная компетентность» трактуется неоднозначно.

Ä

Ю.М. Жуков, Ю Н. Емельянов, Е.Л.Мелибурда, Л.Д. Столяренко определяют коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Ю.Я. Емельянов рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. В качестве меры коммуникативной компетентности он предлагает рассматривать степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.

А.Б. Добрович, E.H. Каменская рассматривают коммуникативную компетентность как готовность и способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Также коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон (H.H. Агафонова).

По Л.А Петровской коммуникативная компетентность - это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения (Л.А. Петровская, 1989). Б. Спицберг, профессор кафедры коммуникации университета Сан-Диего, рассматривает коммуникативную компетентность как соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность.

ЕВ Руденский рассматривает коммуникативную компетентность как соционормативный опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой, опыт межличностного общения.

H.A. Зимняя определяет коммуникативную компетентность как компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета, кросс культурное общение, деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [2, с. 24],

По А.К. Марковой коммуникативная компетентность - это владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [3].

Таким образом, в приведенных выше определениях можно выделить следующие признаки коммуникативной компетентности: готовность к общению, знания, владение средствами (вербальными и невербальными) и приемами общения, наличие у человека некоторых характеристик, ведущих к эффективному общению.

Основываясь на предложенных точках зрения, мы определяем коммуникативную компетентность как владение коммуникативными навыками и умениями, стратегиями поведения в социальных ситуациях, основанное на психологических знаниях о себе и о других, позволяющее строить эффективное

общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.

2. Коммуникативная компетентность в ряде случаев определяется через совокупность коммуникативных умений. К ним относятся такие умения как:

- умение ориентироваться в ситуации и предмете общения;

- умение понимать партнеров.

- умение получать необходимую информацию;

- умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

- умение выражать свою мысль (в устной и письменной форме) осмысленно, грамматически правильно,

- умение понимать ценности своей И чужой ПОЗИЦИИ В коммуникации При решении конкретных проблем;

- умение сотрудничать, владеть собой, предвидеть последствия своих речевых действий;

- умение владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;

- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей,

- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему [1, с. 14, 3, с. 150].

Г.М. Андреева выделяет следующие виды умений: 1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия; 3) межличностного восприятия [4, с. 71].

Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

В другой классификации коммуникативные умения разделены на две группы:

1) базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие, прощание, обращение, просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги, благодарность; отказ; прощение;

2) процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими, слушать других; сотрудничать; управлять (командовать), подчиняться.

Ä

3. Неоднозначно рассматривается и вопрос о структуре коммуникативной ко мпете нтности:

A.A. Ярулов включает в состав компетентности рациональный, волевой, эмоциональный компоненты. H.A. Зимняя выделяет компоненты: 1) мотива-ционный; 2) когнитивный. 3) поведенческий. 4) ценностно-смысловой, 5) эмоционально-волевой [2, с. 25-26].

В отдельных работах в структуре коммуникативной компетентности выделяется личностный компонент. Его образуют особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении.

ЕВ. Филатовой разработана модель коммуникативной компетентности учителя, которая включает в себя мотивационно-ценностный компонент (готовность педагога к профессиональному совершенствованию, устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации; когнитивный компонент (содержит знание сути содержания коммуникативной компетентности, знание сущности и роли коммуникативной компетентности, связан с познанием другого человека, включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении); операционно-деятелъностный компонент (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса и т.д.) [5].

Анализ литературы позволил выделить в структуре коммуникативной компетентности следующие компоненты: мотивационноценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий Данные компоненты предстают в единстве, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Мотивационно-ценностный компонент — это готовность к проявлению компетентности, стремление к повышению коммуникативной компетентности, профессионального роста, саморазвитию.

Когнитивный компонент образуют знания об общении, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров и связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на изменение состояния партнера и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Коммуникативную компетентность мы рассматриваем как одно из фундаментальных качеств в работе педагога, ядро его профессионализма [6]. Коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективность профессиональной деятельности учителя

Исследование коммуникативной компетентности учителей проходило на базе МБОУ СОШ гимназия №5 г. Кызыла (дипломная работа Мочек А.Б., 2012 год).

Выборку составили 40 педагогов в возрасте от 26 до 60 лет. Их половая и возрастная характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характернстики исп ытуемых

Стаж работы больше 15 лет Стаж работы менее 15 лет

Количество испытуемых 31 9

Из них женщин 29 8

Из НИХ МУЖЧИН 2 1

Приступая к исследованию, мы исходили из гипотезы о том. что.

1) учителя в недостаточной степени владеют коммуникативными умениями;

2) на уровень коммуникативной компетентности педагогов влияет педагогический стаж и профиль преподавания.

Исследование педагогов проводилось с помощью следующих методик:

1. Тест коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Ю. 3. Гильбуха) [26; 39].

2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) [34: 67].

Тест коммуникативных умений предусматривает рассмотрение не только преобладающей характеристики в общении (зависимость, агрессивность или компетентность), но и по ответам испытуемых можно составить качественную характеристику коммуникативных умений.

По методике диагностики коммуникативных умений среди педагогов выявлены следующие результаты.

В группе педагогов со стажем работы более 15 лет преобладание зависимости в общении выявлено у 16 чел. (48,4 %), преобладание агрессивности в общении - у 11 чел., (37,5 %) и преобладание компетентности в общении - у пятерых (15,1 %) (рис. 1).

60 50 40 30 20 10 0

Зависимое Компетентное Афессивное

Рис 1. Показатели группы со стажем более 15 лег

В группе педагогов со стажем работы менее 15 лет преобладание компетентности над остальными показателями выявлено у 1 испытуемого (9.1 %), преобладание агрессивности - у двоих (19,6 %), преобладание зависимости в общении - у троих (71,3 %) (рис.2).

Компетентное

9%

Рис 2. Показатели группы со стажем менее ] 5 лет

Таким образом, приходится констатировать, что испытуемые обеих группах независимо от возраста и стажа работы в общении проявляют зависимость и агрессивность.

Показатели уровня коммуникативного контроля (методика № 2) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели коммуникативного контроля в (%)

Показатели Педагоги со стажем менее 15 лет Педагоги со стажем более 15 лет

Чел % чел %

Низкий

коммуникативный 5 74,2 15 40

контроль

Средний коммуникативный 3 20,4 18 44.8

контроль

Высокий

коммуникативный ] 5 1 5

контроль

Из нее видно, что низкий уровень коммуникативного контроля наблюдается у большинства педагогов со стажем менее 15 лет (74.2 %). Поведение таких людей мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей, характеризуется импульсивностью в общении, открытостью, раскованностью. В группе педагогов со стажем более 15 лет у 40 % выявлен низкий уровень коммуникативного контроля, у 44,8 % -средний коммуникативный контроль, характеризующийся непосредственностью и искренностью в общении, сдержанностью в эмоциональных проявлениях. Такие люди пытаются соотносить свои реакции с поведением окружающих людей.

Для выявления взаимосвязи между педагогическим стажем и уровнем коммуникативного контроля проводилась статистическая обработка данных с

Агрессивное

20%

Зависимое

71%

помощью компьютерной программы STATGRAPHICS V.3.1 с применением корреляционного анализа Спирмана.

Анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмана показал, что между педагогическим стажем и уровнем коммуникативного контроля нет корреляции. Зато обнаружена корреляция между преподаваемым профилем и уровнем коммуникативного умения (в группе учителей со стажем до 15 лет): у учителей гуманитарных предметов отмечается более высокий уровень коммуникативных умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе преподавателей со стажем более 15 лет не выявлена взаимосвязь между уровнем коммуникативного умения и преподаваемым профилем. Можно предположить, что у этих педагогов с годами произошли стереоти-пизация профессиональной деятельности, снижение уровня коммуникативных умений. Им тяжелее усваивать современные технологии. Они не всегда вносят в свою профессиональную деятельность новообразования, тем самым они не повышают свою коммуникативную компетентность. Именно поэтому уровень коммуникативной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении находится на невысоком уровне.

Таким образом, предпринятое нами эмпирическое исследование показало.

что:

1. в общении учителя чаще всего проявляют зависимость и агрессивность, недостаточно контролируют коммуникативное поведение (не всегда ориентируются на других людей и ситуацию общения, импульсивны, раскованны в общении, непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные),

2. стаж работы не влияет на коммуникативную компетентность учителя, зато влияет преподаваемый им профиль (при стаже работы до 15 лет).

Библиографический список:

1. Алимова, Л.Р. Коммуникативная компетентность членов семьи и коммуникативные модели в семье / Л.Р. Алимова // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - № 2. - С.13-21.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

3.Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. - 1995. -№ 36. - С. 55-63.

4. Андреева, Г. М. Социальная психолошя/ Г. М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.

5.Филатова, Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири - №1 (03). - Март 2012: http://md.islu.ru, свободный.

6.Луценко, Л. И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы / Л. И. Луценко // Педагогака. - 2005. - № 3. - С. 61.

7.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л.Н. Булыгина // Вопр. психологии. -2011. -№2. - С. 149-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.