Психологические науки
УДК 159.99
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОЦЕНКИ
И СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
О.А. Ковалёва, Институт одарённого ребёнка Национальной академии педагогических наук Украины (г. Киев, Украина)
Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу отечественных и зарубежных научных работ по вопросу определения и структуры социально-коммуникативной компетентности, а также родственных ей социальной и коммуникативной компетентностей. В статье, наряду с теоретическими подходами исследователей, рассматривается и их практический опыт формирования, оценки и развития данных компетентностей. Констатируется, что проблема социально-коммуникативной компетентности разработана не достаточно, и существуют перспективы исследования в этой области.
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, социальная зрелость, структура компетентности, компетенции, формирование компетентности, оценка компетентности, развитие компетентности
STATUS OF THE PROBLEM OF DEFINITION, EVALUATION AND FORMATION OF SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PERSON
O.A. Kovalyova, Institute of Gifted Child of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine (Kiev)
Abstract. The article is devoted to a theoretical analysis of domestic and foreign scientific works on an issue of the definition and structure of a social-communicative competence, as well as related social-communicative competencies. In the article, along with the theoretical approaches of researchers, their practical experience in the formation, evaluation and development of these competences is also considered. It is stated that the problem of social-communicative competence has not been developed sufficiently, and there are prospects for research in this field.
Keywords: social-communicative competence, social competence, communicative competence, social maturity, competence structure, competence formation, competence assessment, competence development
Постановка проблемы. В связи с актуальностью компетентностной парадигмы в современном образовании, вопросы межличностного взаимодействия, общения, коммуникации пересматриваются через призму компетентности, через призму деятельности и её результатов. Поэтому, исследование знакомых феноменов в новой совокупности признаков и с новыми целями представляется актуальным и востребованным. Феномен социально-коммуникативной компетентности рассматривается в психологии и педагогике недавно и немногочисленными авторами. Более исследуемыми являются понятия «социальная компетентность» и «коммуникативная компетентность». Понятие «Социально-коммуникативная компетентность» - это вариант сочетания коммуникативной и социальной компетентности как следствие органической связи интерперсонального взаимодействия с социальным контекстом его реализации. На наш взгляд, объединение двух компетентностей необходимо в связи с тем, что социальную компетентность как способность к социализации, социальным отношениям невозможно рассматривать в отрыве от коммуникативной составляющей, являющейся необходимым инструментом, средством взаимодействия. Социальная составляющая в этой связке будет отвечать на вопрос «кто?», «с кем?», «почему», а коммуникативная -«каким образом?». Разрабатывая проблематику развития социально-коммуникативной компетентности, мы обратились к научным
исследованиям на эту тему.
Изложение основного материала. Есть множество подходов к пониманию и классификации социальной и коммуникативной компетентности. Изучением феномена социальной компетентности занимались Е. Прямикова, А. Бодалев, С. Макаров, С. Никитина, В. Цветков, И. Зимняя, В. Куницына, Г.Белицкая, В. Масленникова, Л. Шабатура, Л. Свирская, И. Зарубинская, В.Ромек, М. Докторович, Е. Коблянская и др.
Проблему определения и содержания коммуникативной компетентности исследовали ученые М. Кэнел и М. Свейн, С. Савиньон, Л. Бахман, А. Палмер, М. Халид, Р. Клиффорд, Ян Ван Эк, М. Вятютнев, Д. Изаренков, Н. Гез, В.Топалова и др.
Теоретический анализ отечественных научных публикаций, посвященных социальной компетентности, показал большое разнообразие научных теорий. Понятие «социальная компетентность» (владение социальной компетенцией) рассматривается как: понимание отношений «Я - общество», умение выбирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение (Е. Коблянська) [16]; результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста (В. Ромек) [25]; способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его социальной реальностью, которая меняется (Е. Прямикова) [23]; интегрированная характеристика личности, совокупность определенных качеств, способностей, социальных знаний и умений, переживаний, эмоционально-ценнстных ориентаций, убеждений личности, которые предоставляют возможность индивиду активно взаимодействовать с социумом, налаживать контакты с различными группами и индивидами, а также принимать участие в социально-значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли (И. Зарубинская) [13]; приобретенная способность личности гибко ориентироваться в постоянно меняющихся социальных условиях и эффективно взаимодействовать с социальной средой (М. Докторович) [11];
способность максимально успешно адаптироваться к жизни в современном обществе (Т. Кузьмич) [17]; «целостное интегрированное образование, которое проявляется в способностях человека жить в максимальной гармонии с самим собой и другими в условиях социокультурной среды <...> в умении личности управлять внутриличностными и внешними конфликтами, которые постоянно возникают, не вступая в противоречие с собственной сложившейся мировоззренческой позицией, ценностными ориентациями и социально значимыми нормами динамического социума» (Е. Прашко) [22] и др.
A. Варецкая в своей докторской диссертации дает следующую формулировку социальной компетентности учителя начальной школы: «это целостное социально-педагогическое явление, которое обеспечивает системный характер социальной ответственности, профессионального развития и саморазвития личности учителя, его творческого потенциала, высокий уровень качества педагогического труда и социальной зрелости в соответствии с новыми требованиями и потребностями социума, основанные на сочетании общественно значимых качеств и позиций, социального и эмоционального интеллекта, общественных ценностей, умение налаживать социально-профессиональные связи, социальное взаимодействие в реальной действительности, способности влиять на процесс жизнедеятельности на определенном уровне своей компетентности» [5].
Некоторые ученые понятие «социальная компетентность» считают синонимом понятия «социальная зрелость» (И. Дементьева, Н. Зубарева) [9]. А. Поздняков под понятием «социальная зрелость» понимает совокупность компетенций: гражданская, бытовая, коммуникативная компетенция саморегуляции и самостоятельной познавательной деятельности [21].
B. Куницына в структуру социальной компетентности включает вербальную, коммуникативную, социо-профессиональную, социально-психологическую компетенции и компетенции самоидентификации (эго-компетенцию) [18]. Г. Белицкая, определяя структуру социальной компетенции, выделяет в ней следующие компоненты:
1) мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, помощи;
2) когнитивный, связанный с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности;
3) поведенческий, связанный с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения [2].
По мнению Г. Васьковской, социальная компетентность содержит знания о строении и функционировании социальных институтов в обществе, о социальных структурах, о различных социальных процессах, происходящих в обществе; знания ролевых требований, предъявляемых обществом к представителям того или иного слоя; навыки ролевого поведения, ориентированные на тот или иной социальный статус; знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, морали, законов, запретов и т.п.) в различных сферах и отраслях социальной жизни - национальных, политических, религиозных, экономических, духовных и тому подобное; умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение вербальной и невербальной коммуникациями, механизмами взаимопонимания в процессе общения); знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и др. [6].
Исследовательница А. Варецкая в своей диссертации сделала теоретический анализ 33-х определений структуры социальной компетентности [5]. Она отмечает, что когнитивный компонент (содержательный, гносеологический, знаниевый, познавательный) включают в состав 72,7% научных работников; эмоционально-волевой (результативно-оценочный, рефлексивный) и поведенческий определяют как составляющую 56% научных работников; ценностный (аксиологический) компонент наблюдается у 51,5% исследователей; мотивационный (эмоционально-мотивационный или мотивационно-личностный) видят в структуре социальной компетентности 45% ученых; коммуникативный - 42%; деятельностный - 38%, операционно-технологический (праксеологический) компонент находит отражение в 12% описанных структур. Сама исследовательница в структуре социальной компетентности видит следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, операционный, личностно-профессиональный и рефлексивный
компоненты.
Коммуникативная компетентность среди ключевых компетентностей является более исследованной, потому что связана с изучением языков, как родного, так и иностранного. В одних исследованиях она рассматривается как самостоятельная компетентность, в других - как составляющая других компетентностей.
Понятие коммуникативной компетентности рассматривают как: ключевую способность личности осуществлять целенаправленное продуктивное взаимодействие с другими людьми для достижения взаимопонимания и решения жизненных коллективных проблем (Е. Добротвор) [10]; знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватные целям, сферам, ситуациям общения, способность, сформированная во взаимодействии человека с социальной средой, в процессе приобретения им социально - коммуникативного опыта (Р. Белл) [3]; как выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учащихся к беседе, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации (М. Вятютнев) [7]; интегративное качество личности, охватывающее совокупность индивидуально-психических особенностей,
коммуникативных знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе воспитательного воздействия, и обеспечивающее способность и готовность личности устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты с другими людьми (А. Касьянова) [15]; основанная на совокупности коммуникативных знаний сложное интегральное качество личности, которое является необходимым условием успешной деятельности и предполагает умение ориентироваться в ситуациях профессионального общения, владеть его речевыми и неречевыми средствами, устанавливать эмоциональный и деловой контакты и достигать цели коммуникации в процессе профессионального взаимодействия (Ю. Мендрух) [20].
Согласно модели, предложенной в документе Совета Европы (1997), коммуникативная компетенция состоит из трех компонентов:
лингвистического, социолингвистического и прагматического. Лингвистический компонент включает фонологические, лексические, грамматические знания и умения. Социолингвистический компонент, который определяется социокультурными условиями использования языка, представляет собой связующее звено между коммуникативной и другими компетенциями. Прагматический компонент, кроме общих компетенций, включает экстралингвистические элементы, обеспечивающие общение (мимика, жестикуляция и т.д.). Четыре компонента описывает С. Савиньон [29]: грамматический, социолингвистический, компенсаторный и компетенцию языковой стратегии. М. Кэнел и М. Свейн предложили структуру коммуникативной компетенции, которая состоит из четырех видов компетенций: дискурсивной, социолингвистической, стратегической и лингвистической [28]. В соответствии со структурой коммуникативной компетенции, разработанной Д. Изаренковим, она представлена такими базисными составляющими как: речевая; лингвистическая; прагматическая и предметная [14]. Таким образом, коммуникативная компетентность рассматривается различными исследователями как синтез лингвистических, психолого-педагогических, предметных,
социокультурных знаний и умений использования языковых средств, личностных качеств, адекватных определенному типу ситуаций и ситуационных задач, обусловливающих успех в профессиональном развитии.
Комплексно социально-коммуникативную компетентность и средства ее формирования рассматривают немногочисленные авторы: социально-коммуникативную компетентность педагога
профессионального обучения - как вид профессиональной компетентности, который обеспечивает реализацию социально-коммуникативной деятельности при решении педагогических задач за счет управления процессами социальной коммуникации (А. Шумилова) [26; 27]; социально-коммуникативную компетенцию детей старшего дошкольного возраста - как способность ребенка комплексно применять речевые и неречевые средства с целью коммуникации, инициативность общения в конкретных социально-бытовых и игровых ситуациях, умение планировать и организовывать различные виды игр в соответствии с их
структурой, соблюдать игровое партнерство и ролевые способы поведения, нормы этикета общения в процессе игры (М. Айзенбарт) [6]; социально-коммуникативную компетенцию личности - как базисную интегральную характеристику личности, отражающую уровень развития коммуникативных связей с другими людьми, обеспечивающую овладение социальной реальностью с помощью коммуникативных механизмов и дающую возможность эффективно влиять на свое поведение и поведение других в коммуникативной среде (Т. Пушкарь) [24].
Согласно А. Шумиловой, структура социально-коммуникативной компетентности будущего педагога профессионального обучения состоит из системы ключевых (информационно-коммуникативная, операционно-коммуникативная, оценочно-коммуникативная), базовых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, этическая), специальных (социально-личностная, адаптивная) и частно-профессиональных (поведенческая, конструктивная, организаторская) компетенций, в каждой из которых определены знания, деятельность, способности, а также профессионально значимые личностные качества специалиста.
Исследуя формирование социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, М. Айзенбарт предлагает три этапа:
- организационно-мотивационный (создание разнообразной, динамичной предметно-развивающей среды в группе);
- деятельностно-игровой (проведение игровых занятий средствами режиссерских, сюжетно-ролевых, коммуникативных игр);
- эмоционально-творческий (использование задач на партнерское взаимодействии и словесное выражение мыслей детей) [1].
Характеризуя социально-коммуникативную компетентность детей старшего дошкольного возраста, исследовательница выделила следующие критерии: когнитивный, где показателями являются работа с нормами социального поведения, умение понимать эмоциональное состояние других детей, понимание ребенком специфики ситуации общения, знакомство с играми; эмоциональный, где показателям является умение контролировать свои эмоции и настроение, владение
социально-принятыми способами выражения эмоций, эмоциональная направленность на сверстников в группе, способность строить бесконфликтные взаимоотношения; и коммуникативно-интерактивный, где показателями является умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, получать необходимую информацию во время диалога, взаимодействовать в процессе игровой деятельности, соотносить свои желания с интересами других, выслушивать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение.
Ученые П. Бойчук и Н. Борбич, описывая собственное исследование по формированию социальной компетентности студентов педагогических колледжей, предлагают осуществлять формирующие мероприятия в три этапа: организационно-диагностический, на котором происходит основательная подготовка теоретической и практической базы, создание спецкурса и диагностика студентов; деятельностно-практический, который осуществляется путем проведения спецкурса, организации системы воспитательных мероприятий и волонтерской деятельности, педагогической практики, защиты проектов, цикла мастер-классов, научно-исследовательской работы, конкурсов, олимпиад, студий и клубов и т.д.; результативный этап, который предусматривает проведение мониторинга сформированности компетентности и анализ опытно-экспериментальной работы [4]. Анализируя свой опыт, они отмечают действенность как интерактивных (дискуссии в стиле телевизионного ток-шоу, симпозиума, сократовских диалогов, дебатов; моделирование конкретных ситуаций, метод возможных вариантов «Дерево решений», «Мозговая атака», метод проектов, кейсов), так и традиционных методов обучения (лекций, бесед, работы с книгой и т.п.).
Г. Васьковская предлагает дидактическую модель формирования социальной компетентности учащихся старших классов, которая содержит следующие блоки: содержательный, представленный содержанием гуманитарных предметов; деятельностный, реализованный за счет использования интерактивных методов взаимодействия на уроках, и результативный, представленный обоснованными критериями социальной компетентности [6]. По итогам такого обучения учитель и ученик делают определенные выводы и вносят коррективы в развитие компетентности со стороны учителя и в
саморазвитие со стороны ученика путем самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение определенных курсов по выбору, использование электронных информационных ресурсов и тому подобное).
По оценке сформированности рассмотренных компетенций, интересный опыт описывают П.М. Бойчук и Н.В. Борбич в своей статье [4]. По результатам своего исследования авторы считают целесообразным оценивать уровень сформированности социальной компетентности у студентов педагогических колледжей по следующим критериям: когнитивному, связанному с социальными знаниями, навыками и методами познания действительности; ценностно-мотивационному - с социальными ценностями, потребностями, мотивационными ориентациями в межличностных отношениях; деятельностно-практическому - с социальным опытом, интеллектом и умениями социального функционирования, успешного выполнения педагогических функций, социальной активностью; рефлексивно-саморегулятивному, связанному с рефлексивными умениями и личностными качествами будущего учителя, позволяющие интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения личностно и социально значимых целей, решением проблем в процессе межличностного взаимодействия и способностью будущего учителя к осознанной и ответственной постановке жизненных задач, профессиональных целей и личную активность в их достижении средствами самоорганизации и волевой саморегулятивной деятельности, социальной зрелостью. Для каждого критерия разработаны соответствующие показатели, на основе анализа которых можно делать выводы об уровне сформированности социальной компетентности студента. На основе разработанных критериев была разработана и внедрена методика диагностики социальной компетентности будущего учителя, в которую вошли следующие методы диагностики: контент-анализ, анализ студенческих работ, беседа, наблюдение, анализ творческих задач, «тест незавершенных предложений» - оценка когнитивного критерия; анкетирование, методики оценки ценностей «Ценностные ориентации», «Мотивации профессиональной деятельности» - оценка ценностно-мотивационного
критерия; независимая экспертная оценка, тестовые методики «Диагностика лидерских способностей», «КОС-1», «Диагностика социального интеллекта», «Выявление творческого потенциала» -оценка деятельно-практического критерия; тестовые методики «Диагностика коммуникативной толерантности», «Самооценка психологической адаптивности», «Диагностика индивидуальных особенностей саморегуляции», «Диагностика способности к сопереживанию», «Методика оценки уровня самоактуализации», «Методика выявление уровня социальной зрелости», «Методика исследования самооценки» - оценка рефлексивно-саморегулятивного критерия. В ходе исследования было определено пять уровней сформированности: начальный, низкий, средний, достаточный и высокий.
А. Добротвор предлагает формировать коммуникативную компетентность старшеклассников средствами организационно-деятельностной игры, которая имеет следующие принципы: проблемности, индивидуализации, диалогичности, доступности и рефлексивности [10]. А методы, с помощью которых происходит формирование, это: элементы имитационной и деловой игры, дискуссия, диспут, дебаты, мозговой штурм, работа в смешанных парах по решению задач, проспективная и ретроспективная рефлексия.
С. Макаренко доказывает свою позицию по развитию коммуникативной компетентности учителей следующим образом:
1. Развитие коммуникативной компетентности педагогов зависит от: сформированности у них рефлексивного отношения к себе как субъекта профессионального общения; особенностей их профессионального самосознания, в частности от специфики «имплицитной концепции личности», на основе которой оцениваются партнеры по общению [19].
2. Познание учителями особенностей своего внутреннего мира путем организации межличностного общения в составе групп психолого-педагогического тренинга способствует развитию у них коммуникативной компетентности, адекватной требованиям педагогической практики.
Выводы. В целом анализ определений социальной, коммуникативной и социально-коммуникативной компетентности в
современной науке привел к следующему обобщению. Социальную компетентность исследователи определяют, как способность налаживать отношения с обществом, как уверенное поведение в социуме, как способность продуктивно выполнять социальные роли, как способность жить в гармонии с собой и управлять внутренними и внешними конфликтами. Социальную компетентность связывают с понятием «социальная зрелость», с гражданской, бытовой, психологической, коммуникативной компетентностью, часто включая последнюю в свой состав. В структуру социальной компетентности большинство исследователей включают следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-волевой, ценностный, мотивационный, деятельностный, а также коммуникативный.
Коммуникативная компетентность рассматривается как способность личности осуществлять продуктивное взаимодействие, как качества, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, как способность человека ориентироваться в той или иной обстановке общения, как способность выполнять профессионально направленную коммуникативную деятельность. В структуру коммуникативной компетентности большинство исследователей включают лингвистический (речевой), социолингвистический, дискурсивный и прагматический компоненты.
Комплексно социально-коммуникативную компетентность и средства ее формирования рассматривают немногочисленные авторы. Некоторые видят ее видом профессиональной компетентности педагога, которая обеспечивает реализацию социально-коммуникативной деятельности при решении педагогических задач за счет управления процессами социальной коммуникации; некоторые описывают её как способность взаимодействовать с людьми, овладение социальной реальностью с помощью коммуникативных механизмов и прочее.
Описывая опыт оценки, формирования и развития исследуемых компетентностей, авторы предлагают оценивать компетентность на основе установленных критериев и показателей по каждому компоненту её структуры; отмечают действенность интерактивных и традиционных методов обучения, а также важность саморазвития путём самообразования, рефлексивного отношения к себе, самосознания и
саморегуляции. Исследователи видят процесс развития компетентности в создании разнообразной, динамичной предметно-развивающей среды в группе; в проведении организационно-деятельностных, сюжетно-ролевых, коммуникативных игр; в использовании задач на партнерское взаимодействии и словесное выражение мыслей.
Мы констатируем, что проблема оценки, формирования и развития социально-коммуникативной компетентности разработана не достаточно, что говорит о перспективе исследований в этой области.
Литература:
1. Айзенбарт М.М. Формування со^апьно-комуыкативно! компетентнци дтей старшого дошктьного вку в процес iгровоí дiяльностi: дис. кандидата пер. наук: 13.00.08. Державний заклад «Пвденноукрашський нацюнальний педагогiчний унiверситет iменi К.Д. Ушинського». Одеса, 2016. 274 с.
2. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
3. Белл Р. Т. Социолингвистика: Цели, методы, проблемы / под ред. А. Д. Швейцера. М.: Международные отношения, 1980. 50 с.
4. Бойчук П.М., Борбич Н.В. Модель формування со^ально!' компетентност студенлв педагопчних коледжiв // Со^альна педагопка: теорiя i практика. 2013. № 1. С. 35 - 44.
5. Варецька О.В. Теоретичн i методичнi засади розвитку соцально!' компетнентностi вчителя початково!' школи у системi пiслядипломноí педагопчно!' освiти: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. 1нститут вищо!' осв™ НАПН Укра'ни. К., 2015. 630 с.
6. Васьгавська Г. Знання про людину як основа формування соцально!' компетентност // Укра'нська лтература в загальноосвiтнiй школi. 2012. № 8. С. 22 - 25.
7. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45.
8. Данченко Г. В. Психолопчн детермЫанти розвитку комуыкативно! компетентностi менеджера освiти шкiльного рiвня: дис. кандидата психол. наук: 19.00.07. 1нститут психологií iм. Г.С. Костюка НАПН Укра'^ни. К., 2002. 207 с.
9. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростков в полной и неполной семье // Воспитание школьников. 2003. №10.
10. Добротвор О.В. Формування комуыкативно' компетентност старшокласнимв засобами оргаызацмно-дяльнюно'! гри: дис. кандидата пед.наук: 13.00.09. 1нститут педагопки НАПН Укра'ни. К., 2011. 237 с.
11. Докторович М.О. Формування со^ально'! компетнентност старшого пщл^ка з неповно'! ам''(: дис. кандидата пед.наук: 13.00.05. 1нститут проблем виховання НАПН Укра'ни. К., 2007. 208 с.
12. ЗарубЫська I. Соцально компетентна особистiсть умie пояснити причини поведiнки людей // "Освта: всеукра'нський громадсько-полiтичний тижневик". 2009. № 46-47 (5377-5378). С. 7.
13. Зарубiнська 1.Б. Теоретико-методичн основи формування соцiальноí компетентностi студенев вищих навчальних закладiв економiчного профтю: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. 1нститут вищо'! освiти НАПН Укра'ни. К., 2011. 505 с.
14. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54-60.
15. Касьянова О.В. Формування комуыкативно!' компетентност молодших пщлтав у громадських дитячих об'еднаннях: дис. кандидата пед. наук: 13.00.07. ¡нститут проблем виховання НАПН Укра'ни. К., 2011. 224 с.
16. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности: дис...канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1995. 210 с.
17. Кузьмич Т.О. Формування со^ально!' компетентност старшокласнигав засобами слов'янсько! культури: автореферат дис. кандидата пед.наук: 13.00.07. Уманський державний педагопчний уыверситет iменi Павла Тичини. Умань., 2014. 22 с.
18. Куницына В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. докл. научно-практической конференции. СПб., 1995.
19. Макаренко С.С. Психолопчн умови розвитку комуыкативноТ компетентносл учителя: дис. кандидата психол. наук: 19.00.07. 1нститут психологи iм. Г.С. Костюка НАПН УкраТни. К., 2001. 181 с.
20. Мнендрух Ю.М. Формування комункативноТ компетентносл майбутых бакалаврiв з маркетингу: дис. кандидата пед. наук: 13.00.04. Державний вищий навчальний заклад КНЕУ iм. В. Гетьмана. К., 2016. 268 с.
21. Поздняков А. В. Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников: дис.... канд. пед. наук. Курс. гос. пед. ун-т. Курск, 2002. 248 с.
22. Прашко О.В. Розвиток соцальноТ компетентносл пщлтав засобами пректування навчально-виховного процесу: дис. кандидата пед.наук: 13.00.07. ДНВЗ «Уыверситет менеджменту» НАПН УкраТни. К., 2015. 280 с.
23. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социологические исследования, №7, Июль 2009. С. 126-132.
24. Пушкар Т.М. Формування готовносл майбутых учителiв фтолопчних спецальностей до мiжособистiсноТ взаемоди засобами комункативних технолопй: дис. кандидата пед. наук: 13.00.04. Житомирський державний уыверситет iм. 1вана Франка. - Житомир, 2016. 262 с.
25. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. 1999. № 9. С. 10.
26. Шумилова Е.А. Социально-комуникативная компетентность будущих педагогов // М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. 262 с.
27. Шумилова Е.А. Формирование социально-комуникативной компетентносты будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образование: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. ГОУ ВПО Челябинский государственный педагогический институт. Челябинск., 2011. 391 с.
28. Canale M., Swaine M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1. P. 47-54.
29. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. - 2nd ed. New York: McGraw-Hill, 1997. 272 p.
References:
1. Ayzenbart M.M. Formuvannya sotsIalno-komunIkativnoYi kompe-tentntsIYi dItey starshogo doshkIlnogo vIku v protsesI IgrovoYi dIyalnostI: dis. kandidata per. nauk: 13.00.08. Derzhavniy zaklad "PIvdennoukraYinskiy natsIonalniy pedagogIchniy unIversitet ImenI K.D. Ushinskogo". Odesa, 2016. 274 p.
2. Belitskaya G. E. Sotsialnaya kompetentsiya lichnosti / G. E. Be-litskaya // Soznanie lichnosti v krizisnom obschestve. M., 1995. P. 42-57.
3. Bell R. T. Sotsiolingvistika: Tseli, metodyi, problemyi / pod red. A. D. Shveytsera. M.: Mezhdunarodnyie otnosheniya, 1980. 50 p.
4. Boychuk P.M., Borbich N.V. Model formuvannya sotsIalnoYi kompe-tentnostI studentIv pedagogIchnih koledzhIv // SotsIalna pedagogIka: teorIya I praktika. 2013. № 1. P. 35 - 44.
5. Varetska O.V. TeoretichnI I metodichnI zasadi rozvitku sotsIalnoYi kompetnentnostI vchitelya pochatkovoYi shkoli u sistemI pIslyadiplomnoYi pedagogIchnoYi osvIti: dis. ...d-ra ped. nauk: 13.00.04. Institut vischoYi osvIti NAPN UkraYini. Kyiv, 2015. 630 p.
6. VaskIvska G. Znannya pro lyudinu yak osnova formuvannya sotsIalnoYi kompetentnostI // UkraYinska lIteratura v zagalnoosvItnIy shkolI. 2012. № 8. P. 22 - 25.
7. Vyatyutnev M. N. Kommunikativnaya napravlennost obucheniya russkomu yazyiku v zarubezhnyih shkolah // Russkiy yazyik za rubezhom. 1977. № 6. P. 38-45.
8. Danchenko G. V. PsihologIchnI determInanti rozvitku komu-nIkativnoYi kompetentnostI menedzhera osvIti shkIlnogo rIvnya: dis. kandidata psihol. nauk: 19.00.07. Institut psihologii im. G.S. Kostyuka NAPN Ukraini. Kyiv, - 2002. 207 p.
9. Dementeva I., Zubareva N. Stepen sotsialnoy otvetstvennosti po-drostkov v polnoy i nepolnoy seme // Vospitanie shkolnikov. 2003. № 10.
10. Dobrotvor O.V. Formuvannya komunIkativnoii kompetentnostI star-shoklasnikiv zasobami organIzatsIyno-dIyalnIsnoii gri: dis. kandidata ped. nauk: 13.00.09. Institut pedagogiki NAPN Ukraini. Kyiv, 2011. 237 p.
11. Doktorovich M.O. Formuvannya sotsIalnoYi kompetnentnostI star-shogo pIdlltka z nepovnoYi sIm'Yi: dis. kandidata ped.nauk: 13.00.05. Institut problem vihovannya NAPN Ukraini. Kyiv, 2007. 208 p.
12. ZarubInska I. SotsIalno kompetentna osobistIst umIE poyasniti prichini povedInki lyudey // Osvita: vseukrainskiy gromadsko-politichniy tizhnevik. 2009. № 46-47 (5377-5378). P. 7.
13. ZarubInska I.B. Teoretiko-metodichnI osnovi formuvannya sotsIalnoYi kompetentnostI studentIv vischih navchalnih zakladIv ekonomIchnogo profIlyu: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.04Institut vischoii osvIti NAPN Ukraiini. Kyiv, 2011. 505 p.
14. Izarenkov D. I. Bazisnyie sostavlyayuschie kommunikativnoy kom-petentsii i ih formirovanie na prodvinutom etape obucheniya studentov-nefilologov // Russkiy yazyik za rubezhom. 1990. № 4. P. 54-60.
15. Kasyanova O.V. Formuvannya komunIkativnoYi kompetentnostI molodshih pldlltklv u gromadskih dityachih ob'Ednannyah: dis. kandidata ped. nauk: 13.00.07. Institut problem vihovannya NAPN Ukraiini. Kyiv, 2011. 224 p.
16. Koblyanskaya E. V. Psihologicheskie aspektyi sotsialnoy kompe-tentnosti: dis... kand. psihol. nauk: 19.00.05. SPb., 1995. 210 p.
17. Kuzmich T.O. Formuvannya sotsIalnoYi kompetentnostI star-shoklasniklv zasobami slov'yanskoYi kulturi: avtoreferat dis. kandidata ped.nauk: 13.00.07/ Kuzmich Tetyana OleksandrIvna; Umanskiy derzhavniy pedagogIchniy unIversitet ImenI Pavla Tichini. - Uman, - 2014. 22 p.
18. Kunitsyina V. N. Sotsialnyiy intellekt i sotsialnaya kompetentnost // B. G. Ananev i leningradskaya shkola v razvitii sovremennoy psihologii: tez. dokl. nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 1995.
19. Makarenko S.S. PsihologIchnI umovi rozvitku komunIkativnoYi kompetentnostI uchitelya: dis. kandidata psihol. nauk: 19.00.07. Institut psi-hologii Im. G.S. Kostyuka NAPN Ukraiini. Kyiv, 2001. 181 p.
20. Mnendruh Yu.M. Formuvannya komunIkativnoYi kompetentnostI maybutnIh bakalavrIv z marketingu: dis. kandidata ped.nauk: 13.00.04. Derzhavniy vischiy navchalniy zaklad KNEU im. V. Getmana. Kyiv, 2016. 268 p.
21. Pozdnyakov, A. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsi-alnoy zrelosti starsheklassnikov: dis.... kand. ped. nauk / Kurs. gos. ped. un-t. - Kursk. 2002. 248 p.
22. Prashko O.V. Rozvitok sotsIalnoYi kompetentnostI pIdlItkIv zaso-bami prektuvannya navchalno-vihovnogo protsesu: dis. kandidata ped.nauk: 13.00.07. DNVZ "UnIversitet menedzhmentu" NAPN Ukraini. - Kyiv, 2015. 280 p.
23. Pryamikova E. V. Sotsialnaya kompetentnost shkolnikov: smyislyi i praktiki // Sotsiologicheskie issledovaniya. №7. Iyul 2009. P. 126-132.
24. Pushkar T.M. Formuvannya gotovnostI maybutnIh uchitelIv fIlolog-Ichnih spetsIalnostey do mIzhosobistIsnoYi vzaEmodIYi zasobami komu-nIkativnih tehnologIy: dis. kandidata ped. nauk: 13.00.04. Zhitomirskiy derzhavniy unIversitet Im. Ivana Franka. Zhitomir. 2016. 262 p.
25. Romek V. G. Uverennost v sebe: eticheskiy aspect // Zhurnal prak-ticheskogo psihologa. 1999. № 9, P. 10.
26. Shumilova E.A. Sotsialno-komunikativnaya kompetentnost bu-duschih pedagogov // M.: Palmarium Academic Publishing. 2013. 262 p.
27. Shumilova E.A. Formirovanie sotsialno-komunikativnoy kompe-tentnostyi buduschih pedagogov professionalnogo obucheniya v sisteme vyisshego obrazovanie: dis. d-ra ped. nauk: 13.00.08. GOU VPO Chelya-binskiy gosudarstvennyiy pedagogicheskiy institut. Chelyabinsk, 2011. 391 p.
28. Canale M., Swaine M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1. P. 47-54.
29. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. - 2nd ed. New York: McGraw-Hill, 1997. 272 p.
— • —
Сведения об авторе
Оксана Анатольевна Ковалёва, научный сотрудник Института одарённого ребёнка НАПН Украины; руководитель лаборатории образовательных технологий и диагностики НЦ «МАНУ». (г. Киев, Украина). E-mail: [email protected].