Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность педагогов-психологов'

Коммуникативная компетентность педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2341
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попович Е.А.

В данной статье проведен анализ определений феномена коммуникативной компетентности, как необходимого профессионального качества педагога-психолога, и его компонентов в научных литературных источниках. На данный момент не существует единого мнения в понимании данного феномена, имеется множество трактовок, и нет единого подхода к исследованию. На основе проведенного исследования, автор выделяет сходство в научных определениях коммуникативной компетентности и наиболее часто встречающиеся составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность педагогов-психологов»

УДК 159.92

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Попович Е.А., 2018

Оренбургский государственный педагогический университет, институт педагогики и психологии, кафедра возрастной и педагогической психологии, студент-магистр, Оренбург

Аннотация: в данной статье проведен анализ определений феномена коммуникативной компетентности, как необходимого профессионального качества педагога-психолога, и его компонентов в научных литературных источниках. На данный момент не существует единого мнения в понимании данного феномена, имеется множество трактовок, и нет единого подхода к исследованию. На основе проведенного исследования, автор выделяет сходство в научных определениях коммуникативной компетентности и наиболее часто встречающиеся составляющие.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, педагог-психолог, коммуникативные умения, коммуникативные знания, коммуникативные способности.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

Popovich E.A., 2018

Orenburg state pedagogical University, Institute ofpedagogy and psychology, Department of age and pedagogical psychology, master student, Orenburg

Abstract: this article analyzes the definitions of the phenomenon of communicative competence as a necessary professional quality of a teacher-psychologist, and its components in scientific literature. At the moment, there is no consensus in the understanding of this phenomenon, there are many interpretations, and there is no single approach to the study. Based on the study, the author highlights the similarities in the scientific definitions of communicative competence and the most common components.

Keywords: communicative competence, teacher-psychologist, communicative skills, communicative knowledge, communicative abilities.

В часто изменяющихся условиях современного мира труда недостаточно, чтобы педагог-психолог владел лишь одной профессиональной компетентностью, для эффективной профессиональной и личностной самореализации необходима коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность сопровождает любой вид профессиональных обязанностей педагога-психолога. Отсутствие или невысокий уровень развития коммуникативной компетентности приводит к умножению ситуаций неудач, снижает удовлетворенность профессией, разрушает профессиональную мотивацию. В данной статье мы рассмотрим и проведем анализ определений феномена коммуникативной компетентности в научных литературных источниках.

Научные определения коммуникативной компетентности имеют множество трактовок, но нет единого подхода к изучению, однако в некоторых определениях можно выделить сходство во мнениях авторов.

Выделим группу научных определений, авторы которых, понимают данный феномен, как способность личности к общению.

Впервые данный феномен изучал А.А. Бодалев. Он понимал под коммуникативной компетентностью - способность эффективно контактировать с собеседником при условии наличия внутренних ресурсов - знаний и умений [1]. Похожие определения дают Л. Д. Столяренко и Жуков Ю.М., предполагая, что коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать общение с собеседниками [2, 3].

М. Н. Вятютнев в своем определении также указывает на зависимость компетентности в общении от способности личности ориентироваться в разных обстоятельствах коммуникации; умение сгруппировывать ситуации в зависимости от коммуникативных установок, темы, задач, появляющихся до разговора, а также во время разговора в процессе общей адаптации [4].

Е.Ю. Гениева коммуникативную компетентность характеризует, как способность разбираться в обстановке, давать прогноз ее развития, умениями справляться с психологическими барьерами и применять особые принципы коммуникативного влияния [5].

Следующие авторы понимают рассматриваемый феномен, преимущественно, как определенное умение. Коммуникативная компетентность решает коммуникативные задачи: понимание коммуникативных целей, проведение оценки ситуации, принятие во внимание ожиданий и приемов коммуникации партнеров по общению, использование стратегий коммуникации соответствующие ситуациям, осмысленное изменение собственного речевого поведения [6].

Под термином коммуникативная компетентность М.А. Хазанова предполагает, умение разбираться в процессе общения создавая прогностическую модель поведения собеседника, разбираться в собственных характеристиках личности. В.Н. Куницына понимает компетентность в общении как обладание глубокими коммуникативными умениями и навыками, развитие соответствующих умений в ранее неизвестных социальных ситуациях, умение себя вести [7].

Некоторые авторы рассматривают коммуникативную компетентность, как систему знаний и умений.

Так, Е.В. Сидоренко полагает, что коммуникативная компетентность - это коммуникативные умения активно слушать, умение понять своего партнера по общению, умение регулировать эмоциональное напряжение при общении, коммуникативные знания, которые также необходимы для успешного общения, коммуникативные способности, которые есть у всех людей, живущих в социуме [8].

Е. М. Кузьмина и В. М. Соколов определяют коммуникативную компетентность личности как «интегральную характеристику, включающую целостную совокупность знаний, умений, навыков в области вербальных и невербальных средств общения и законов межличностного взаимодействия и личностных качеств субъекта, позволяющих осуществлять общение и способствующих достижению взаимопонимания и эффективному решению задач общения» [9].

О.М. Казарцева предполагает под коммуникативной компетентностью умения, знания и навыки, требующиеся для осознания своей программы речевого поведения и собеседника, соответствующих кругу, цели и ситуации общения [10].

Для наиболее полной характеристики «коммуникативной компетентности» необходимо выделить компоненты данного феномена.

Целостный анализ феномена коммуникативной компетентности можно встретить в работах Зотовой И.Н. ее мнение заключается в том, что компетентность в общении является совокупным образованием, состоящим из элементов: эмоционально-мотивационного, поведенческого и когнитивного элемента [11].

Эмоционально-мотивационный элемент проявляется в потребности положительных контактах общения, в мотивах развития компетентности, в смысловых установках «быть успешным» партнером взаимодействия, а также в ценностях общения и целях.

Когнитивный компонент включает: область знаний о взаимоотношениях и определенные психологические знания, приобретенные в общении, образ собеседника, характеристики личности, социально-перцептивные способности, образующие коммуникативные личностные ресурсы.

Поведенческий компонент - это субъективная модель межличностного взаимодействия, а также индивидуальное наблюдение за коммуникативным поведением [11].

Шубкина О.Ю. в своей работе выделяет четыре компонента компетентности в общении, такие

как:

- мотивационно-ценностный компонент коммуникации — это отношение, к межкультурной профессиональной коммуникации выраженное в стремлении поддерживать активность коммуникативной профессиональной деятельности;

- когнитивный компонент коммуникации - представляет собой знание языка, понимание и прогнозирование межличностных коммуникативных событий, знания социолингвистического, социокультурного характера для решения профессиональных коммуникативных задач, наличие развитого социального интеллекта);

- деятельностный компонент коммуникации - анализ и оценка профессиональной коммуникативной ситуации, осуществление постановки цели общения, выбор коммуникативных стратегий и выстраивание коммуникативных тактик, владение способами решения коммуникативных задач, включение в коммуникативную деятельность в качестве субъекта стремящегося к реализации коммуникативного плана, обогащение профессионального коммуникативного опыта;

- рефлексивно-оценочный компонент коммуникации - проявляется в осуществлении анализа оценки эффективности собственного профессионального коммуникативного акта на основе рефлексии достигнутых коммуникативных целей, осмыслением путей своего совершенствования в профессиональной коммуникации [12].

В работах других исследователей компоненты компетентности в общении рассматриваются с другой точки зрения.

Так, Лабунская В. А. выделяет в компетентности три элемента:

1. правильное восприятие других людей;

2. сформированность невербальных форм коммуникации;

3. развитая устная и письменная речь [13].

В свою очередь Емельянов Ю. Н. обращает внимание на качественные характеристики понятия, предполагает, что компетентный в общении человек обладает следующими качествами:

- способностью самостоятельно брать и исполнять различные социальные роли;

- способностью приспосабливаться к различным ситуациям взаимодействия;

- умением эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения;

- способностью создавать «межличностное пространство» в процессе инициативно-активного контакта с собеседниками и управлять этим пространством;

- осознание собственных потребностей и ценностных ориентаций;

- владение различными техниками работы с людьми;

- перцептивный потенциал [14].

Петровская Л. А. подчеркивает, что компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении [6].

Езова С. А. считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества:

а) в содержании общения с помощью традиционного и виртуального взаимодействия;

б) в выстраивании взаимоотношений;

в) в выборе стратегии действия;

г) в формах общения с собеседником.

Езова С. А., как и многие другие авторы, считают, что основным компонентом коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности [15].

Крючкова О. В. под коммуникативной компетентностью понимает объединение коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют достигать определенных целей:

1. Способность точно воспринимать ситуацию общения и оценивать вероятность достижения в ней поставленных целей.

2. Способность правильно понимать и оценивать людей.

3. Способность выбирать средства и приемы общения таким образом, чтобы они соответствовали ситуации, партнерам и поставленным задачам.

4. Способность подстраиваться под индивидуальные особенности партнеров, выбирая адекватные средства общения с ними как на вербальном, так и невербальном уровнях.

5. Способность оказывать влияние на психическое состояние людей.

6. Способность изменять коммуникативное поведение людей.

7. Способность сохранять и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

8. Способность оставлять у людей благоприятное впечатление о себе [16].

E.B. Сидоренко анализируя различные трактовки феномена, делает заключение, что в структуру включаются довольно разноплановые составляющие. Среди этого разнообразия четко выделяются следующие компоненты:

- коммуникативные знания;

- коммуникативные умения;

- коммуникативные способности адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения [8].

Таким образом, понятие «коммуникативная компетентность», как необходимое профессиональное качество педагога-психолога, имеет множество трактовок. Авторы понимают под коммуникативной компетентностью способность разбираться в разных обстоятельствах коммуникации (A.A. Бодалев, Л.Д. Столяренко, Ю.М. Жуков, М.Н. Вятютнев, Е. Ю. Гениева): как умение решать коммуникативные задачи (М.А. Хазанова, ДА. Петровская В.Н. Куницына); как систему знаний, способностей и умений (Е.В. Сидоренко, О.М. Казарцева).

Из научных определений и из множества понятий о структуре феномена можно выделить наиболее часто встречающиеся составляющие: коммуникативные способности, знания и умения.

Список литературы

1. Бодалев A.A. Психология общения: Избранные психологические труды. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2002. 256 с.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. Москва: Кнорус, 2016. 332 с.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л. А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении). Москва: Просвещение, 2004.

4. Вятютнев М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1975. № 6. С. 55-64. 5. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. Москва: Рос.полит. энциклопедия, 2005. 208 с.

6. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, О. В. Соловьевой. Москва: Смысл, 1999. С. 150-166.

7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

8. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2004. С. 73.

9. Кузьмина Е. М., Соколов В. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. С. 48.

10. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. Москва: Флинта-наука, 1999. 183 с.

11. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества. Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века. Кисловодск, 2006. С. 109.

12. Шубкина О. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки: автореферат дис. кандидата пед. наук. Красноярск, 2016. 24 с.

13. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Ю. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 288с.

14. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2001.

15. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4. С. 34 -39.

16. Крючкова О.В. Развитие коммуникативной компетентности с помощью видеотренинга у педагогов и людей с нарушениями слуха. Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. Москва: Издательство Московского психолого-социального института. 2006. № 1. С. 101-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.