Научная статья на тему 'Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности'

Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8801
1275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / COMPETENCY / KEY PIECES OF COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дондокова Римма Пурбуевна

В статье рассматриваются подходы к определению сущностной характеристики коммуникативной компетентности и выделяется ее структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Competence: Essential Characteristics and Structure

The article depicts a number of approaches to the way to define communicative competence essential characteristics and to reveal its structure.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности»

УДК 37.013.43

© Р.П. Дондокова Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности

В статье рассматриваются подходы к определению сущностной характеристики коммуникативной компетентности и выделяется ее структура.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевые компетенции, коммуникативные компетенции, коммуникативная компетентность.

R.P. Dondokova Communicative Competence: Essential Characteristics and Structure

The article depicts a number of approaches to the way to define communicative competence essential characteristics and to reveal its structure.

Keywords: competence, competency, key pieces of competence, communicative competence, communicative competency.

В настоящее время в психологопедагогической литературе, посвященной проблеме качества образования, преобладает интегративный подход, в котором обобщенным критерием определения качества образования выступает понятие «компетентность», рассматриваемое на практике как системное единство знаний, умений (квалификаций), ценностей, отношений, позволяющее решать возникающие проблемные ситуации (в жизни, учебе, работе, общении и т.д.). Компетентностный подход является ключевым в анализе и решении проблем образования современного постиндустриального общества. Он еще более актуализировался в связи с обсуждением и принятием новых федеральных образовательных стандартов и, безусловно, лежит в контексте гуманистической парадигмы и определяет стратегию человекосообразного образования.

В отечественной психолого-педагогической литературе понятия «компетенция» и «компетентность» вызвали самые противоречивые толкования. К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления сущности данных категорий (А.Н. Дахин, Ю. Н. Емельянов, Д. А. Иванов, О.В. Лебедев, Г.В. Голуб, Т.В. Иванова, А.В. Баранников, О.В. Чуркова,

А.В. Хуторской), однако споры по проблеме ведутся уже не первый год, и в настоящее время оба термина прочно вошли в педагогический дискурс. В результате анализа данных понятий мы пришли к выводу о том, что некоторые исследователи (Н. С. Колмогорова, М.К. Кабардов, Д. А. Новиков и др.) рассматривают их как синонимы; другие исследователи дифференцируют эти понятия (Л.И. Божович, А. Дахин, А.К. Маркова, Н.А. Морозова, И.И. Рыданова, Г.К. Се-левко и др.). Большинство ученых сходится во

мнении, что компетенция - это отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащегося, а компетентность - уже состоявшееся качество ученика.

В этом же контексте функционирует и понятие «образовательная компетенция», понимаемое как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности» [3]. В связи с этим образовательные компетенции дифференцируются автором по тем же уровням, что и содержание образования:

- ключевые (реализуемые на метапредмет-ном, общем для всех предметов содержании);

- общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области);

- предметные (формируемые в рамках отдельных предметов) [там же].

Сегодня существует достаточно много различных видов ключевых компетенций, выделяемых разными авторами. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они надпредметны.

Одним из значимых видов ключевых компетенций является коммуникативная. По мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, существует три причины, указывающие на то, что коммуникативная компетентность является ключевой.

1. Общественный запрос, или «вызовы времени». Первый запрос связан с ощущением де-

фицита в практических коммуникативных умениях выпускников школы. Не случайно мы наблюдаем сейчас всплеск интереса к различным коммуникативным тренингам, курсам делового общения и т. п. Решение проблемы определяется сегодня не столько уникальностью мышления того или иного специалиста, сколько эффективной организацией коллективной работы разных специалистов, т.е. их коммуникативной компетентностью. Возросла роль электронных коммуникационных систем. В связи с этим появилось много новых понятий: «виртуальные переговоры», «телеобмен», «виртуальная конференция» и др. Второй запрос связан со стиранием границ и перемешиванием различных этнических и социальных групп, которые приводят к возникновению поликультурного общества, а последнее, как известно, требует развития компетентности в сфере межкультурной коммуникации.

2. Потребности самой сферы образования. Основной задачей образования является развитие практических способностей и умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, осуществление чего возможно при высокой коммуникативной компетентности.

3. Третья причина, выдвигающая коммуникативную компетентность в число ключевых, заключается в том, что коммуникация, понятая как «обмен знаниями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов (знаков)», не сводится только к вербальной коммуникации, а является способом и одновременно условием существования любого макро-или микрочеловеческого сообщества.

Основоположник американского направления ученый-антрополог Дел Хаймс использовал термин «коммуникативная компетенция» для обозначения способности человека использовать коммуникативный набор языковых средств, имеющихся в его памяти, с целью восприятия и построения программ речевого поведения в устной и письменной форме с учетом социальных и культурных норм общества, т.е. способности быть участником речевой деятельности. Согласно Д. Хаймсу, коммуникативная компетенция есть умение управлять тем, что, где, когда, почему, как говорят («it is a competence, when to speak, when not, and as what to talk about with whom, when, where, in what manner»), т.е. коммуникативная компетенция объединила когнитивные, психологические, социальные, культурные факторы [6].

Творчески осмыслив идеи Д. Хаймса, французский лингвист С. Савиньон определяла ком-

муникативную компетенцию как «способность функционировать в реальной обстановке общения, т.е. в динамическом обмене информацией, где лингвистическая компетенция должна приспособиться к приему обширной информации (как лингвистического, так и паралингвистиче-ского характера) со стороны одного собеседника или более» [7].

Дж. Гумперц дает новое определение коммуникативной компетенции: «Это знание и соблюдение определенных норм общения для того, чтобы суметь привлечь к себе внимание собеседника, быть понятым и поддержать разговор»

[5].

Таким образом, в западной дидактике под коммуникативной компетенцией понимается способность обучаемого адекватно общаться в конкретных коммуникативных ситуациях и его умение организовать речевое общение с учетом социокультурных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания [6].

Как в зарубежных, так в отечественных исследованиях, посвященных проблеме коммуникативной компетенции, до сих пор отсутствует единое определение данного понятия, нет единства и в определении его сущности.

Рассмотрим подробнее имеющиеся в отечественной психолого-педагогической литературе точки зрения по данной проблеме. Здесь представлены различные определения понятия «коммуникативная компетентность»:

- коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (Жуков, 1990);

- коммуникативная компетентность - это такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [1];

- коммуникативная компетентность - это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Все перечисленное есть не что иное как необходимые условия успешной коммуникации [2].

На основе теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что коммуникативная компетентность - это готовность и способность личности к осуществлению успешного общения, т.е. достигающего цели (эффективного) и эмоционально благоприятного (психологически комфортного) для участвующих сторон, обеспечивающего доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения, владение устной и письменной речью.

Раскрытие внутренней семантики коммуникативной компетентности ученика, определение уровня ее развития требуют рассмотрения структуры коммуникативной компетентности.

Наличие в коммуникативной компетентности деятельностного аспекта обусловливает возможность конкретизации ее компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального, поведенческого, которые являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных. Это означает: содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них.

Мотивационно-ценностный компонент отражает:

- коммуникативные ценности, потребности, мотивы, установки: желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку, стремление к эмпатии и рефлексии в процессе общения;

- личностные ценности, проявляющиеся в базовых отношениях к себе и другим людям: интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения; отзывчивость на разнообразные явления окружающей жизни; развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание; способность к сопереживанию;

- социальные установки. Ребята должны понимать, что сотрудничество, общение - это диалог, требующий умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении необходимо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.

Когнитивный компонент представляет собой систему коммуникативных знаний: знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения; знание атрибутов общения (внешний вид, средства,

формы, время, пространство), стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т.п.); знание способов вербальной, невербальной коммуникации; знания об эмпатии и рефлексии и их применении в процессе общения между людьми; знание о языке, устной и письменной речи.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент представляет собой систему коммуникативных умений:

- перцептивные умения: умение понять позицию другого в общении; умение воспринимать, понимать и правильно оценивать партнера по общению; умение оценивать эмоциональнопсихологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения;

- экспрессивные умения создают единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов;

- умения саморегуляции коммуникативной деятельности: умение организации коммуникативного пространства и взаимодействия; создания и поддержания позитивного эмоционального контакта с собеседником (Р.И. Комунников, В.В. Соколов); умение вступать в общение, устанавливать контакт с собеседником; умение завершить общение; умения выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей; самореф-лексия, выражающаяся в своеобразном слежении человеком за самим собой по ходу общения и дающая ему возможность вносить своевременные коррективы в свое вербальное и невербальное поведение (А. Бирах, В. Биркенбил, И.Н. Горелов, Е.В. Кузнецова);

- технические умения коммуникативной деятельности: умение общаться в различных ситуациях, в различных жанрах; владение устной, письменной речью, приемами ведения беседы, полемики, дискуссии и т.п. (М.Г. Евградова, Г.Ю. Козлова, ЮН. Караулов, Н.Н. Синюкова,

В.В. Соколова);

- эмпатийные умения: наблюдательность,

проявляемая по отношению к другим людям; способность подростка ставить себя на место другого участника общения и «смотреть» на происходящее, на самого себя его глазами.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, определяющие своеобразие личностного аспекта рассмотрения коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность в своем предметно-содержательном аспекте может рассматриваться и в рамках народообразующей, менталеообразующей и этнокультурной функций как средство интеграции личности в нацио-

нальную и мировую культуру. Такой механизм представлен национально-региональным компонентом содержания образования, включающим этнокультурные коммуникативные традиции.

Таким образом, коммуникативную компетентность необходимо рассматривать как личностное образование, интегративное качество личности, структурными компонентами которого являются когнитивный, мотивационноценностный, эмоциональный и поведенческий компоненты, реализация которых в совокупности определяет эффективность коммуникативной деятельности личности, ее общую способность к коммуникации. Коммуникативная компетентность формируется в процессе участия человека в коммуникации, ее развитие обусловливается социокультурной, этнокультурной традициями. Выявленные сущностная характеристика, структура коммуникативной компетентности позволяют опираться на них при разработке модели формирования коммуникативной компетентности у подростков, обучающихся в бурятской сельской национальной школе.

Литература

1. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 38 с.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инст-

рументарий: учеб.-метод. пособие. - М.: АПКиППРО, 2008. - 101с.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: интернет-журнал «Центр дистанционного образования». - 2002. - 23 апр.

4. Соколова В.В. Культура речи и культура общения - М.: Просвещение, 1985. - 260 с.

5. Gumperz, J. Communicative Comptence Revisisted // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. -

Cambridge : Univ. Press, 1984. - P. 278-289.

6. Hymes, D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / J.B. Pride; J. Holmes (ed.). - Harmondsworth : Penguin Books, 1972. - P. 269-293.

7. Savignon, S. J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education - Yale University Press. New Haven & London, 2002. - 243 p.

Дондокова Римма Пурбуевна, учитель математики Ага-Хангильской средней школы Агинского Бурятского округа Забайкальского края. С.т. 89242955012.

УДК 37.013.73 (470)

© ГЦ Молонов

Философское обоснование модернизации российского образования

Автор статьи раскрывает сущность понятий «реформа» и «модернизация образования», их соотношение.

Ключевые слова: реформа, образование, модернизация образования.

G Ts. Mo/onov

Philosophical Foundation of Russian Education Modernization

The author reveals the entity of notions “reform” and “education modernization” Keywords: reform, education, modernization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.