2. Ахмедов Т. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. - М.: АСТ, 2005. - 447 с.
3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Ленинградское издательство, 2009. - 288с.
4. Вельвовский И.З., Липгарт Н.К. и др. Психотерапия в клинической практике. - СПб.: Питер, 1984. - 160с.
5. Гримак Л.П. Вера как составляющая гипноза // Прикладная психология. - 2001. - №6. - С. 89-96.
6. Гримак Л.П. Внушаемость - не изъян, а преимущество человеческой психики // Прикладная психология. - 2000. - №5. - С. 8289.
7. Гримак Л.П. Гипноз и преступность. - М.: Республика, 1997. - 304 с.
8. Леонтьев О.В. Приемы психологического воздействия на людей. - М.: ВПО, 2001. -64с.
9. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П. Павлова. - М.: Медгиз, 1962. - 314с.
10. Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384с.
11. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. - М.: Здоровье, 1982. - 480с.
12. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. - М.: Просвещение, 1967. - 209 с.
13. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком: психологическая манипуляция. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001. - 848 с.
Жебрун Яна Олеговна, ассистент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Zhebrun Yana Olegovna, assistant, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
УДК 159.9
© С.И. Анонова
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЯХ МЕНЕДЖЕРОВ (РУКОВОДИТЕЛЕЙ) В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье представлен теоретический анализ проблемы организаторских способностей в зарубежной и отечественной психологии. Рассматриваются сущность и структура организаторских способностей, личностные детерминанты в структуре организаторских способностей, организаторские способности в управленческой деятельности.
Ключевые слова: способности, организаторские способности, интеллект, творчество, лидер, лидерство, деятельность.
S.I. Anonova
TO THE ISSUE OF ORGANIZATIONAL ABILITIES OF MANAGERS (DIRECTORS)
IN THE FOREIGN AND RUSSIAN PSYCHOLOGY
In the article the theoretical analysis of the problem of organizational abilities in the foreign and Russian psychology has been presented. The essence and structure of organizational abilities, personality’s determinants in the structure of organizational abilities, organizational abilities in the administrative activity are considered.
Keywords: abilities, organizational abilities, intellect, creativity, leader, leadership, activity.
Социально-экономические изменения в нашей стране резко повысили актуальность некоторых сфер деятельности, к которым относится управленческая деятельность. Управленческая деятельность руководителя связана со способностью решать управленческие задачи с наименьшей затратой сил и средств, но с высокой результативностью, предполагающей продук-
тивное управление в совокупности с личностными свойствами и качествами, организаторскими способностями.
Зарубежные и отечественные исследователи рассматривают организаторские способности как один из факторов эффективности профессиональной деятельности руководителя. Проблема организаторских способностей в зару-
бежной психологии в основном связана с управлением и рассматривается как один из аспектов феномена лидерства.
В изучении «лидерских способностей» в зарубежной психологии были выделены основные направления. К числу первых можно отнести биологизаторское направление, характеризующее лидерские способности ростом, весом, физической силой, конституционально-морфологическими и нервно-соматическими особенностями. На биологизаторский подход в изучении проблемы «лидерских способностей» оказала влияние теория о конституциональных особенностях лидеров Э. Кречмера, а также морфопсихологическая концепция У. Шелдона. Исходя из концепции У. Шелдона, лидер должен иметь церебрально-эктоморфический тип, характеризующийся сдержанностью, стремлением к власти и положению, требующий к себе внимания, быть хозяином ситуации. По мнению автора, лидеры в большинстве своем должны придерживаться данного типа. В биологизаторском направлении присутствует также теория элит, авторы которой утверждают, что в любом обществе имеется разделение на два неравных слоя: привилегированная группа, призванная руководить, и пассивная группа, которая идет за руководящими. Среди этих теорий можно выделить теорию «правящего класса» Г. Моски, теорию «баланса элит» Дж. Голбрейса и Р. Арона, теорию «властвующей элиты» Р. Миллса и др. [13]. Сущность биологизаторского направления состоит в том, что одни особи (животные и люди) рождаются, чтобы быть вожаками, лидерами, а другие - подчиняться им. Представители данного направления определяли лидерское положение генетическими и наследственными свойствами принадлежности к элитным социальным слоям.
Биологизаторские теории в научном смысле оказались несостоятельными, что послужило появлению нового направления - психологического. Представители психологического направления выделяют различные психологические качества лидера: интеллект и высокий уровень общего развития волевых качеств, таких как решительность, доминантность, уверенность и самоуверенность, напористость, социальная активность и многое другое. На основе анализа основных работ по проблеме лидерства Б. Басс пришел к выводу о наличии определенной взаимообусловленности когнитивных и лидерских качеств. Отдельные авторы психологического направления отмечают преобладание у лидеров ряда черт, характеризующих эмоциональную сферу личности: экстравертированность, общи-
тельность, активность, инициативность. В основе психологического направления находится перечисление ряда важных лидерских качеств, таких как общий уровень развития, эмоционально-волевая сфера; а лидер рассматривается как личность, имеющая простую сумму набора этих качеств. Не имея достаточного методологического основания, психологическое направление не смогло все-таки решить проблему лидерства, и это затруднило дальнейшее ее развитие.
Следующим направлением было функционально-ситуационное в рамках бихевиористского подхода, которое предполагает зависимость лидерства от функции группы и ситуации (Дженнингс, 1943; Шериф, 1948; Ньюкомб, 1950; Фразер, 1956). Согласно данному направлению, лидер является не «ансамблем качеств», а личностью, роль которого определяется в зависимости от группы и ситуации (Ж. Фрезер). Одни авторы подчеркивают, что именно лидер определяет цели группы, обеспечивает внутренние и внешние связи группы, является своего рода арбитром, посредником, контролером, источником идеологии, веры и убеждений и т.д. (Д. Креч и Б. Кречфилд). Другие считают, что условием эффективного лидерства является оптимальная величина группы (А. Каррар), третьи
- возраст группы и ее устойчивость (Б. Уолмен), четвертые - качественный состав группы и ее особенности определения в ней лидера (Л. Картер, У. Гэйторн). Проведенными исследованиями под руководством Дж. Хемфилла были определены следующие функции и параметры поведения лидера: инициативность, принадлежность к группе, интеграция, организация, доминирование, коммуникация, влияние, признание. Некоторые представители данного направления считают, что для эффективной деятельности организатору в одних условиях необходимо обладать одними качествами личности, а в других условиях - иными, иногда противоположными, чем можно объяснить появление неформального лидерства (Э. Гизелли, К. Браун). По мнению Ф. Фидлера, люди становятся руководителями не только имея какие-то определенные особенности своей личности, но и благодаря различным ситуационным факторам и взаимосвязи между руководителем и ситуацией. Основываясь на своих работах, Ф. Фидлер выделил три критические величины ситуации, которые влияют на эффективность руководства: 1) отношения между руководителем и подчиненными; 2) объем законной власти, связанный с должностью руководителя и позволяющий ему влиять в той или иной степени на своих подчиненных; 3) структура групповой задачи. Совокупная оценка всех
перечисленных параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля, т.е. о степени владения им ситуацией функционирования группы. Однако функционально-ситуационное направление носило односторонний характер рассмотрения проблемы лидерства. Многие авторы сводят данную проблему к ситуациям и групповым взаимоотношениям, недооценивая при этом проблему личности лидера и способностей организатора.
На смену функционально-ситуационного направления приходит системный подход, который рассматривается как динамическая система, формирование которой зависит от ряда субъективных (личностных) и объективных (социальных) факторов. В разработку идей системного подхода значительный вклад внесли Ч. Барнард, Г. Саймон, П. Раккофф, С. Оптнер, Д. Клиланд, У. Кингид и др. Так, один из первых теоретиков деятельности организаций Ч. Барнард отмечал, что сущность взаимоотношений человека и организации заключена в сотрудничестве. Особую роль он отводил управляющим, в функции которых, по его мнению, должны входить: 1) искусство принятия решений; 2) постановка целей на основе предвидения будущего; 3) четкое представление системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала; 4) роль управляющего в созидании организационной морали. Главная роль, по мнению Ч. Барнарда, должна принадлежать проблеме лидерства, так как считал ее необходимой социальной сущностью, придающей значимость общей цели [22].
С точки зрения Д. МакГрегора, «лидерство не является качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных» [22]. Лидерством он называл определенное социальное отношение, которое имеет несколько переменных: а) характеристика лидера, б) позиции и потребности его последователей, в) характеристики организации - это цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению, г) социальная, экономическая и политическая среда.
В рамках системного подхода началась активная разработка вопросов стратегии деятельности организации и определения ее стратегических целей. Решение данных вопросов ставило перед руководителем определенные требования, в первую очередь, это процесс принятия решений, что, в свою очередь, предполагало развитие управленческого мышления для выработки решений стратегического характера. Данный подход к процессу организаторской деятельности
должен был связать в целое три переменных -лидера, ситуацию и группу.
Собранный эмпирический материал и накопленный опыт изучения проблем лидерства зарубежными учеными, в русле которых изучаются организаторские способности, представляют собой фундаментальные исследования, оказавшие значительное влияние на изучение организаторских способностей в отечественной науке.
В отечественной психологии проблему организаторских способностей стали рассматривать в начале 20-х годов прошлого столетия. В это время рассматриваются проблемы о значении организаторских способностей в структуре управления производственными коллективами. Психологические проблемы процессов текущего управления выявляются при анализе «управленческого цикла», в котором важнейшая роль принадлежит подготовке, принятию управленческих решений и текущей организаторской работе, руководителей по их исполнению. При этом уделяется внимание таким вопросам, как социально-психологическая атмосфера, стиль руководства, организация социалистического соревнования как фактора повышения социальной активности членов коллектива, характеристики личности руководителя для разных уровней руководства, а также вопросы психологической рационализации подбора кадров с учетом склонностей и способностей при выборе профессии и другие. Эти проблемы рассматривают в своих работах А.К. Гастев, Л.А. Бызов, Б.В. Бабин-Корень, Н.А. Витке, П.М. Керженцев. Особый интерес представляет типология стилей руководства, предложенная Н.А. Витке, основу которой составляет характеристика стиля руководства с точки зрения принятия решения (ин-дивидуальное-групповое) и стратегия руководства. Практически значимым являлся вопрос и о психологических характеристиках личности руководителя разных уровней, поднятый А.К. Гастевым, поскольку работа с кадровым резервом всегда предполагает знание этих характеристик и путей их формирования [26].
В своей работе «Принципы организации» П.М. Керженцев, рассматривая понятие «организация», ее принципы и формы, требования к руководителю, разработку правил организаторской работы, выделяет также способности организатора (администратора): умение заставить людей выполнять свои задания, твердый характер, настойчивость, инициативу, склонность к систематической плановой работе. Автор выделяет двух типов организаторов: первый - стратеги, составляющие планы и предвидящие дальнейшие события; второй - организаторы,
умеющие быстро ориентироваться в конкретной обстановке и принимать правильные и твердые решения [26].
Вопросы развития организаторских способностей ставит С.В. Кондратьева (1960; 1961; 1966), проблема организаторских навыков рассматривается в работах В.А. Гольнева (1959; 1960), В.Н. Николаева (1963), А.И. Матусика (1966) и др. Косвенно, в связи с педагогическими, затрагивают организаторские способности Ф.Н. Гоноболин (1960; 1962), Н.В. Кузьмина (1961; 1962; 1967) и Н.Д. Левитов (1964), в связи с творческими играми дошкольников - Р.И. Жуковская (1960; 1963; 1967).
Многие вопросы, касающиеся организаторской деятельности воспитателя и способностей организатора, рассматривались А.С. Макаренко. Определяющими факторами развития организаторских способностей он считал всю систему воспитания в коллективе, выделяя при этом организацию самоуправления, развитие общественной активности, институт командиров, сводные и разновозрастные отряды, систему коллективных взаимозависимостей. В образных характеристиках А.С. Макаренко показал качества личности способных и не способных к успешной организаторской деятельности организаторов. Необходимыми составляющими таланта организатора-педагога, согласно ученому, должны быть ум, рассудительность, предприимчивость, живость, бодрость, твердость характера, требовательность, смелость, сдержанность, энергичность, работоспособность, прекрасная память, привычка к волевому напряжению и другие.
Рассматривая проблему организаторских способностей в своих работах, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечают, что организаторская деятельность очень сложная, требующая от организатора и больших знаний, и высокого уровня интеллектуального развития, и определяющих характерологических качеств. Определяя основные компоненты организаторских способностей и их взаимоотношения в структуре целого, они выделили их как «опорные» и «ведущие». К «опорным» компонентам отнесли интеллектуальные качества личности, проявляющиеся в способности тонко ориентироваться в действительности, в частности, в наличной ситуации, состоянии дела и материалов, в качествах людей и их возможностей. А «ведущими» компонентами являлись гибкость ума в сочетании с творческим воображением, которые проявляются в находчивости и изобретательности; высокий уровень развития воли, особенно таких ее качеств, как смелость, решительность и твер-
дость. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев уточняют, что развитие организаторских способностей возможно на основе опорных компонентов -целостного видения или специфической наблюдательности [11].
Н.Д. Левитов считал, что основной составляющей организаторских способностей педагога является речь - хорошее владение вербальными средствами общения. Другими словами, организаторские способности - это умение организовывать деятельность людей путем их убеждения в необходимости выполнения определенного вида деятельности.
Рассматривая структуру функций организатора педагогического коллектива (директора школы), Р.Х. Шакуров отмечает, что успех организаторской деятельности зависит от взаимодействия целостного «ансамбля» психических функций и образований организатора [28].
Изучая личность учителя как субъекта педагогической деятельности, А.К. Маркова [16] выделяет разные виды педагогической деятельности: обучающую, воспитательную, организаторскую, пропагандистскую, управленческую, консультационно-диагностическую, деятельность по самообразованию. Отмечая организаторскую деятельность, она подчеркивает необходимость не только обучения и воспитания, но и организации учебной деятельности детей.
А.М. Столяренко считает, что основными организационными задачами в организации управления органом внутренних дел являются:
- объединение целей, интересов и ценностей подразделений и сотрудников вокруг общих целей органа, скоординированность содержательно-деловых характеристик и их необходимая интенсивность;
- правильное распределение общей работы между ее участниками, ее выполнение каждым своих обязанностей и осуществление согласованных действий;
- упорядочение циркуляции информации в системе управления с учетом психологических факторов, влияющих на нее;
- построение комплекса, обеспечивающего нужные по направлению, силе, последовательности и психологической корректности воздействия на объект управления [23].
При анализе «управленческого цикла» им подчеркивается важнейшая роль подготовки, принятия управленческих решений и организаторской работы руководителей по их исполнению в процессе текущего управления.
Особое место среди исследований организаторских способностей принадлежит работам Л.И. Уманского. Им рассматривались и изуча-
лись вопросы, затрагивающие природные предпосылки организаторских способностей, структуру свойств личности организатора, специфические свойства и индивидуальные различия способного организатора, особенности проявления организаторских способностей в различных видах деятельности, динамическую структуру личности с точки зрения ее организаторских возможностей. При изучении свойств способного организатора Л.И. Уманский выделил основные из них: психологическую избирательность, практически-психологический ум, психологический такт, общественную энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности [25].
В своей концепции Л.И. Уманский анализирует как содержательную, так и процессуальную стороны организаторских способностей. Выраженность или яркая выраженность специфических свойств обнаружена ученым в 90% случаев. Сравнивая стиль организаторской деятельности различных учащихся, он обратил внимание не только на динамические особенности, но и на характер умственной работы учеников, на преобладание у каждого из них того или иного типа мышления: наглядно-образного, практически-
деятельного, абстрактно-логического, что, вероятно, связано со специальными типами их высшей нервной деятельности. Следовательно, можно говорить и о динамическом, и о мыслительном стиле организаторских способностей.
Центральным компонентом, «ядром» организаторских способностей Л.И. Уманский считал распорядительность, то комплексное свойство, которое необходимо именно для организаторской работы в отличие от других видов деятельности. Под организаторскими способностями он понимал комплекс нервно-психических свойств человека, возможность объединять людей для совместного выполнения какой-либо деятельности, определяющей сравнительно высокую продуктивность этой деятельности. Таким образом, сущность организаторской деятельности заключается в осмыслении разрешаемых задач, в подборе и расстановке кадров (людей), планировании их совместной деятельности, контроле, координировании, обеспечении необходимыми материальными средствами.
Проблема организаторских способностей рассматривается в работах таких исследователей, как Ф. Генова, О.В. Горлова, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского, А.И. Китова и др. Так, А.И. Китов в структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организа-
торские способности. По мнению Р.Л. Кричев-ского, организатор должен обладать высоким практическим интеллектом, а также, ссылаясь на работы Р.М. Стогдилла, он выделяет основные организаторские качества, такие как доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность. Особое внимание в работах Л.Д. Кудряшовой уделено явлению целостности личности руководителя - при наличии общих способностей, рассматриваются только общие склонности к организаторской деятельности, но при этом она не выделяет частные, специальные свойства и качества.
Изучением психологических процессов переработки руководителем информации и индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности, занимались Б.Ф. Ломов, А.И. Галактионов, Г.М. Зараков-ский, А.А. Крылов, А.В. Филиппов. В своих работах авторы выделяют следующие особенности: самостоятельность суждений и решений, способность принимать и осваивать новое, сосредоточенность на деле (деловая направленность), уважение к личности другого человека, умение найти индивидуальный подход к каждому подчиненному, готовность к содействию и сопереживанию, «диалогичность», а также те качества, которые могут мешать руководителю: конформность, ригидность, внушаемость, авторитарность, формализм, эгоцентризм, «монологичность». А.В. Филиппов определил опорные качества, на базе которых могут развиваться другие профессиональные качества руководителей: убежденность, способность к обучению, душевность, организаторские способности.
Многочисленные исследования личности руководителя осуществлены в социальнопсихологическом подходе. Здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя производственной организации (Р.Б. Гительмахер, Д.П. Кайдалов, Б.Б. Коссов, И.С. Мангутов, Д.Б. Парыгин, В.Ф. Ру-бахин). Так, Б.Б. Коссов при построении функциональной модели личности руководителя выделяет «личностные переменные», связанные с обобщенными умениями и отдельными чертами личности организатора и имеющие соответствующую связь с функциональными блоками: «эффективность», «механизм эффективности», «механизм повышения эффективности». В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов уточнили особенности проявления организаторских способностей и
распределили их по трем группам: первую группу составили психофизиологические особенности - первичные познавательные процессы; во вторую группу вошли психологические особенности - мотивационная, эмоциональная и интеллектуальная сферы, темперамент и характер, способности и интересы, а также система знаний, умений и навыков; в третью группу - социальные, включающие морально-нравственные качества. По мнению А.Л. Журавлева, в структуре личности руководителя можно выделить общую и специальную. Если общей можно считать классическую трехкомпонентную структуру, то специальной структурой личности руководителя являются следующие подструктуры: идейно-политические качества, профессиональная компетентность руководителя, организаторские и педагогические способности, моральноэтические качества. Сочетание указанных выше подструктур личности определяет типологию и личностное своеобразие руководителей («руководитель - политический лидер», «руководитель-специалист, «руководитель-организатор», «руководитель-наставник»).
Анализ влияния отдельных факторов и условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности предполагает факторный подход (М.М. Рыжак, С.С. Фролов,
Э.П. Утлик). В рамках данного подхода исследователи выделяют две группы факторов: первая группа - это ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия; вторую группу составляют индивидуальные факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные. Функциональный подход реализован в исследованиях деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций (А.Л. Журавлев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Н.В. Шорохова).
В профессиограмму, предложенную В.М. Шепелем [29], включены три блока качеств руководителя: первый блок включает общие качества: незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт; второй блок - конкретные качества: идейно-нравственные, научно-профессиональные, организационные, психофизические; к третьему блоку относятся специфические личностно-деловые качества, представленные психолого-педагогическими качествами: коммуникабельность, эмпатичность,
стрессоустойчивость, красноречивость, наличие которых создает неповторимый имидж руководителя.
Определяя главную роль руководителя как организатора эффективной деятельности А.Д. Карнышев выделяет четыре группы качеств, которые обеспечивают реализацию основных функций управленческой деятельности: 1) целеполагание, 2) организацию и координирование, 3) контроль и оценку, 4) обеспечение оптимальных контактов (сотрудничество) в процессе управления. По мнению автора, основными качествами и характеристиками руководи-теля-организатора, детерминирующимися особенностями управленческой деятельности и отражающими ее специфику, являются: 1) индивидуальная направленность руководителя, которая выражается в стиле его работы; 2) умения, навыки и качества руководителя, способствующие овладению операциями и функциями управления; 3) его авторитет [8].
Таким образом, зарубежными учеными организаторские способности рассматривались с позиции лидерства, оказавшего значительное влияние на изучение организаторских способностей в отечественной науке.
При анализе отечественных исследований проблема организаторских способностей рассматривается в рамках системнодеятельностного подхода в изучении психологических особенностей деятельности успешного (способного) организатора и структуры его личности.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения. //Психологический журнал. - 2005. - № 5. - Т. 26. - С. 5-15.
2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., 2001.
3. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. - № 2. - 2001.
4. Вересов Н.Н. Психология управления. - М.; Воронеж, 2001.
5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991.
6. Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования. - М., 1977.
7. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.,
1999.
8. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. - Иркутск, 1998.
9. Китов А.И. Социально-психологическая концепция руководства // Социальнопсихологические проблемы руководства и управления коллективами. - М., 1974.
10. Коссов Б.Б. Профессиональная диагностика и методы исследования личности руководи-
теля // Психологический журнал. - 1981. -Т.2. - № 2.
11. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. - Л., 1960. - Т.2.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
13. Лозинский Е. Воспитание вождей // Педагогический сборник. - СПб., 1912. - № 10, 11,
12.
14. Малышев К.Б. Психология управления. - М., 2000.
15. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. - Л., 1975.
16. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М., 1993.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М., 1997.
18. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: пер. англ. - М., 1986.
19. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М., 1997.
20. Пряжников Н.С. Психология элитарности. -М.; Воронеж, 2000.
21. Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. Психологические аспекты управления. - М., 1973.
22. Розанова В.А. Психология управления. - М.,
2000.
23. Столяренко А.М. Опыт разработки психологической концепции управления в сфере правопорядка // Психологический журнал. -М., 1983. - Т.4. - № 3.
24. Талызина Н.Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии // Вопросы психологии. - М., 2002. - № 5.
25. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 1967.
26. Филиппов А.В. Вопросы психологии управления // Психологический журнал. - М., 1980. - Т. 2. - № 2.
27. Филиппов А.В., Ильин Т.Л. Проблема организованного труда в психологии управления // Вопросы психологии. - М., 1987. - № 5.
28. Шакуров Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив. - Киев, 1975.
29. Шепель В.М. Человеческая компетентность менеджера: управленческая антропология. -М., 1999.
Анонова Светлана Иннокентьевна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Anonova Svetlana Innokentevna, the senior lecturer, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
УДК І59.928.2З
© Э.Д. Бабудоржиева
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
В статье представлен краткий теоретический обзор основных современных психологических исследований по проблеме коммуникативных и организаторских способностей, рассмотрены их содержательные характеристики и структурные компоненты.
Ключевые слова: коммуникативные способности, организаторские способности.
E.D. Babudorzhieva
THE RESEARCH OF THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL ABILITIES IN PSYCHOLOGY
In the article the short theoretical review of the basic modern psychological researches on the problem of communicative and organizational abilities has been presented, their substantial characteristics and structural components have been considered.
Keywords: communicative abilities, organizational abilities.
Проблемы понимания коммуникативных и организаторских способностей в современной психологической теории общих и специальных способностей являются одними из наиболее актуальных. Как никогда остро сегодня, в век информации и технологий, стоит проблема повы-
шения эффективности общения и коммуникаций, и прикладные научные разработки в области вопросов формирования, развития коммуникативной компетентности и организаторских способностей значимы и востребованы. Рас-