УДК 37.015.3
Формирование коммуникативных и организаторских способностей студентов-менеджеров
в социально-психологическом тренинге
© Бабудоржиева Эржена Дулзыновна
преподаватель кафедры управления персоналом Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема формирования профессионально важных компетенций студентов-менеджеров в условиях социально-психологического тренинга. Представлены и проанализированы результаты констатирующего и формирующего экспериментов с целью исследования уровня развития коммуникативных и организаторских способностей студентов-менеджеров Института экономики и управления Бурятского государственного университета. Данные исследования обработаны с помощью математико-статистического метода t-критерия Стьюдента. Также описаны тестовые методики, использованные для проведения исследования, перечислены образовательные технологии, составляющие программу социально-психологического тренинга. По итогам проведенных исследований сделано заключение, что реализация программы социально-психологического тренинга, включающая интерактивные занятия, психологические развивающие упражнения, моделирование и анализ конкретных управленческих ситуаций, проблемно ориентированные ролевые и деловые игры, творческие проектные работы, позволила значимо улучшить показатели уровня развития коммуникативных и организаторских способностей студентов, составляющих значительную долю в структуре профессионально важных качеств менеджеров.
Ключевые слова: профессионально важные компетенции, формирующий эксперимент, коммуникативные способности, организаторские способности, социально-психологический тренинг, студенты-менеджеры.
The formation of communicative and organizational skills of student managers in social-psychological training
Erzhena D. Babudorzhieva
Lecturer, Department of Personnel Management, Buryat State University
5 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article reviews the problem of formation of professionally important competencies of students-managers in terms of socio-psychological training. The author present and analyzes the results of ascertaining and forming experiments to investigate the level of communicative and organizational skills of students-managers of the Institute of Economics and Management of the Buryat State University. The research data were processed using mathematical-statistical method of T-test T-criterion student. Besides this, the article describes the test methodology used for the research and the educational technologies composing the program of socio-psychological training. The conclusion is made that the implemented of a program of social and psychological training. It is includes interactive occupations, the psychological developing exercises, modeling and the analysis of concrete administrative situations, role-playing and business games, creative project works, which allowed to improve significantly indicators of the development of a level of communicative and organizing abilities of the students that make a considerable share in structure of professionally important qualities of managers.
Keywords: professionally important competencies, forming experiment, communicative skills, organizational skills, socio-psychological training, students-managers.
Качественная профессиональная подготовка специалистов-менеджеров предполагает успешное освоение ими учебной программы, нацеленной на формирование и развитие у обучающихся необходимых общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. В перечень компетенций будущих менеджеров, согласно образовательным стандартам, входят такие личностно и профессионально необходимые знания и способности, как:
- умение анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы (ОК-4);
- умение логически верно, аргументированно выстроить устную и письменную речь, способность к эффективному общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям (ОК-9);
- способность к работе в коллективе, к творческому подходу при исполнении своих обязанностей (ОК-10);
- способность разрабатывать и принимать управленческие решения и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих обязанностей, умение оценивать последствия решений (ОК-15);
- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
Э. Д. Бабудоржиева. Формирование коммуникативных и организаторских способностей студентов-менеджеров в социально-психологическом тренинге_
- способность анализировать, проектировать и осуществлять групповые, межличностные и организационные коммуникации (ПК-29) и другие компетенции.
В Бурятском государственном университете в учебных планах специальностей и направлений подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» предусмотрены следующие учебные курсы: «Психологический практикум», «Технологии самоменеджмента», «Основы деловой коммуникации», «Психология управления», «Тренинг-менеджмент» и другие. Эти дисциплины являются практико-ориентированными и предполагают целенаправленное последовательное освоение практических приемов и методов управления. При этом, по мнению многих исследователей (Л. А. Петровская, Ю. Н. Емельянов, С. И. Макшанов и др.), наиболее эффективной формой практико-ориентированного обучения с целью формирования и развития управленческих компетенций, в том числе коммуникативных и организаторских способностей, является тренинговая форма обучения [3]. Поэтому в процессе изучения перечисленных учебных курсов активно применяется именно этот метод. Условия социально-психологического тренинга (СПТ) дают возможность студентам осознать важность развития личностно и профессионально важных способностей, актуализируют потребности в качественном деловом общении, стимулируют студентов к проявлению творчества и инициативы, дают возможность максимального самораскрытия, изучения и анализа психологических аспектов поведения людей, научения эффективной личной и командной работе, закрепления освоенных коммуникативных и организаторских умений на практике.
В рамках учебного процесса на факультете экономики и управления Бурятского госуниверситета нами была разработана программа семинаров-тренингов, представляющая последовательную систему формирования и развития профессионально важных компетенций менеджера — коммуникативных и организаторских способностей. В структуре профессионально важных качеств менеджера они занимают особое место. С целью определения степени эффективности данной программы с 2009 по 2012 г. нами проводилась исследовательская и экспериментальная работа со студентами менеджерских специальностей и направлений подготовки БГУ в количестве 232 чел. Для выявления исходного уровня развития коммуникативных и организаторских способностей студентов-менеджеров (констатирующий эксперимент), а также для измерения «выходных» данных по результатам формирующего эксперимента (по завершении программы СПТ) были проведены исследования по ряду методик. В данной статье приведены результаты формирующего эксперимента по тесту-опроснику Л. П. Калининского и методике КОС-2, разработанной Б. А. Федоришиным. Опросник Л. П. Калининского позволяет определить уровни развития коммуникативных и организаторских способностей личности по следующим десяти шкалам: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность в себе, требовательность, упрямство и негативизм, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Выделяется четыре степени выраженности данных психологических свойств: номинальная (0-3 балла), потенциальная (4-7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов). Опросник содержит 160 утверждений, предлагаемых испытуемым для самооценки перечисленных качеств. Методика КОС-2 также позволяет определить уровни развития коммуникативных и организаторских способностей, содержит 40 вопросов [1].
С помощью данных методик по окончании формирующего эксперимента были проведены «замеры» параметров коммуникативных и организаторских способностей. По тесту Л. П. Калининского были выявлены достоверные сдвиги (1>критерий Стъюдента) по шкалам «Деловитость» (1эмп=10,7, 1;кр=2,58, при р<0,01), «Уверенность в себе» (1;эмп=11,6, 1;кр=2,58, при р<0,01), «Требовательность» (1;эмп=7,1, 1кр=2,58, при р<0,01), «Зависимость» (1эмп=9,5, 1кр=2,58, при р<0,01) и «Психологический такт» (1;эмп=3,4, 1;кр=2,58, при р<0,01). Это означает, что в результате активной работы в тренингах значимо изменились показатели самооценки студентов по перечисленным параметрам. По данному тесту нас особо интересовали данные степени выраженности качеств по зонам. По шкале «Деловитость» на 5 % увеличилась группа студентов с показателями в перспективной зоне. У них выражено стремление к повышению своих деловых и организаторских качеств, они работоспособны, дисциплинированы, способны принимать верные решения и отвечать за них, умеют контролировать работу других, реалистически оценивают людей, способны действовать с риском. Исходные значения в номинальной зоне (4 %) также улучшились и перешли в зону «потенциальных». По шкале «Уверенность в себе» доля испытуемых с показателями в перспективной зоне увеличилась на 8 %. Нужно отметить, что в целом участники эксперимента отличались довольно высокими баллами по данной шкале, «группу риска» составляли лишь 8 % испытуемых с «номинальными» значениями. В результате тренингов численность их сократилась до 3 %, пополнив группу испытуемых с показателями в «потенциаль-
ной» зоне. По шкале «Требовательность» уменьшилось количество человек со значениями в номинальной зоне (на 3 %) и в суперзоне (на 3 %). Показатели суперзоны свидетельствуют о чересчур высоком уровне требовательности. Эти люди строги, резки в отношениях с окружающими, нетерпимы к их ошибкам, безоговорочны и категоричны. Реализация программы СПТ позволила снизить конфликтность участников эксперимента по этому параметру.
Также достоверные изменения выявлены по шкале «Зависимость» (1эмп=9,5, 1;кр=2,58, при p<0,01). Согласно исходным данным, 12 % испытуемых, будущих менеджеров, часто проявляют несамостоятельность, излишнюю склонность к подчинению, ищут одобрения и опеки, избегают принятия важных решений. Результаты проведенной работы свидетельствуют о снижении численности данной группы до 8 %, вместе с тем группа с «номинальными» показателями по параметру «Зависимость» увеличилась на 5 %.
По шкале «Психологический такт» испытуемые с исходными значениями в суперзоне (7 %) отличались нетребовательностью, излишней снисходительностью, конформным поведением, мягкостью, чрезмерной зависимостью от мнения большинства. В результате реализации программы СПТ эта группа уменьшилась на 5 %, а группа испытуемых с исходными номинальными показателями по данной шкале сократилась на 6 %, т. е. студенты, которым свойственны минимальные проявления психологического такта и деликатности, стали более гибкими, чуткими, способными к сотрудничеству и взаимопомощи.
Эмпирические данные, полученные в результате эксперимента по методике «КОС-2» Б. А. Федоришина, также были подвержены статистической обработке по методу расчета t-критерия Стъюдента для зависимых выборок. Обнаружились статистически достоверные сдвиги по обеим шкалам теста: коммуникативным способностям (1,мп=11,3, ^=2,58, при p<0,01) и организаторским (^мп=9,1, tRp=2,58, при p<0,01). В результате формирующего эксперимента увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем развития коммуникативных способностей — с 61 до 73 %, организаторских способностей — с 40 до 50 %. Количество испытуемых с низким уровнем развития коммуникативных способностей уменьшилось с 12 до 5 %, организаторских — с 28 до 18 %.
Таким образом, по итогам проведенных исследований, обработки результатов с помощью матема-тико-статистического метода t-критерия Стъюдента и анализа полученных результатов можно заключить, что реализация программы социально-психологического тренинга, включающей интерактивные занятия, психологические развивающие упражнения, моделирование и анализ конкретных управленческих ситуаций, проблемно ориентированные ролевые и деловые игры, творческие проектные работы, позволила значимо улучшить показатели уровня развития коммуникативных и организаторских способностей студентов, составляющих значительную долю в структуре профессионально важных качеств менеджеров.
Литература
1. Батаршев А .В. Диагностика способности к общению. — СПб., 2006. — С. 93-99.
2. Никифоров Г. С. Психология менеджмента. — СПб., 2004. — С. 633.
3. Петровская Л. А. Компетенция в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. — С. 27-35.
References
1. Batarshev A. V. Diagnostika sposobnosti k obshcheniyu [Diagnosis of Ability to Communicate]. St Petersburg, 2006. Pp. 93-99.
2. Nikiforov G. S. Psikhologiya menedzhmenta [Psychology of Management]. St Petersburg, 2004. P. 633.
3. Petrovskaya L.A. Kompetentsiya v obshchenii: Sotsial'no-psikhologicheskii trening [Competence in Communication: Social-psychological Training]. Moscow, 1989. Pp. 27-35.