УДК 159.922.736.4 ББК Ю941.5-99
ГРНТИ 15.31.31
Код ВАК 13.00.01
Чернышева Елена Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии служебной деятельности и педагогики, Уральский юридический институт МВД России; 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66; e-mail: [email protected].
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативные способности; организаторские способности; стрессоустой-чивость; социально-психологическая адаптация; юношество; совладающее поведение; стратегии поведения; стрессовые состояния.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются некоторые закономерности поведения в юношеском возрасте - периоде развития молодого человека, ограниченного 16-18 годами. Анализируются особенности проявления коммуникативных склонностей и способностей в период ранней юности. Акцентируется внимание на особенностях проявления коммуникативных качеств, связанных с типичными переживаниями в юношеском возрасте, с одной стороны, и с имеющимся жизненным опытом -с другой. Стрессоустойчивость рассматривается как способность сохранять и повышать показатели психического функционирования и деятельности при взаимодействии с людьми, стрессовых нагрузках, связанных с межличностными конфликтами. Обсуждаются вопросы взаимосвязи коммуникативных, организаторских склонностей и способностей со стратегиями поведения в стрессе и стрессоустойчивостью личности. С применением методов математической обработки данных -корреляционного анализа, процентного соотношения показателей - констатируются взаимосвязи показателей коммуникативных способностей, стрессоустойчивости, социально-психологической адаптации, конфликтного поведения юношей и девушек.
Согласно полученным данным у юношей и девушек в указанный период на достаточном уровне присутствует настойчивость в достижении значимых целей, стремление к созданию хорошего мнения о себе, жажда известности. Уровень стрессоустойчивости у юношей и девушек, заканчивающих школу, - низкий, а преобладающая стратегия поведения в сложных, трудных ситуациях - копинг, ориентированный на избегание.
Chernysheva Elena Viktorovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology of Law Enforcement and Pedagogy, Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia.
THE RELATIONSHIP BETWEEN COMMUNICATION SKILLS AND STRESS IN YOUNG AGE
KEYWORDS: communication skills; organizational skills; resilience; socio-psychological adaptation; adolescence; coping behavior; strategy of behavior; stress.
ABSTRACT: The article considers some patterns of behavior in adolescence - the period of development of a young person of 16-18 years. It analyses the peculiarities of communication skills in early adolescence. The article focuses on the peculiarities of manifestation of communication skills connected with typical experiences in adolescence, on the one hand, and with the existing life experience, on the other. Stress is considered as the ability to maintain and to improve mental functioning and activities when interacting with people, stress loads associated with interpersonal conflicts. The article discusses the relationship between communicative and organizational skills and the strategies of behavior in stressful situation and a person's resilience. Using the methods of mathematical processing of data - correlation analysis, percentage calculation - the study established relationships between indicators of communicative skills, resilience, socio-psychological adaptation and conflict behavior of boys and girls.
According to the data obtained during this research, boys and girls of this age are characterized by a sufficient level of persistence in achieving goals, the desire to create a good opinion of themselves, a thirst for fame. The level of stress of boys and girls finishing school is low, and the prevailing strategy of behavior in difficult situations is coping focused on avoidance.
во взрослую жизнь, при получении профессиональных знаний, вхождении в профессиональную среду закономерно возникают трудности взаимоотношений, средовой адаптации старших подростков. Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью психологического анализа ситуации, связанной с возможным влиянием, связями
Актуальность исследования
Вт
психолого-педагогическои литера->туре обсуждается много исследовании, в которых какоИ-либо феномен описывается не во взаимосвязи с другими феноменами, а сам по себе, что не позволяет глубоко понять его сущность. Сказанное относится и к изучению такого феномена, каким являются коммуникативные качества, а также такого образования, как стрессоустоичивость.
В условиях вхождения молодого человека
коммуникативных качеств со стрессоустоичи-востью личности в юношеском возрасте.
В отечественной науке в разработку проблем анализа стрессоустоичивости и комму-
© Чернышева Е. В., 2017
никативных качеств внесли свой вклад А. В. Батаршев [2], А. А. Бодалев [3], В. А. Бодров, А. М. Боковиков [4; 5], Т. Л. Крюкова [11], Л. А. Петровская, А. А. Реан и др.
Период развития молодого человека, ограниченный 16-18 годами, представляет собой отрезок, затрагивающий три периода: завершение подросткового возраста, старший школьный возраст и юношеский возраст. Юность - период рефлексии отношений с окружающими, поиска своего места, обособления и даже отчуждения от всех тех, кто его любит, кто ответственен за него. В юности развиваются способности к чувствованию состояния других, поэтому юность может быть сензитивной в своих проявлениях к окружающим, в переживаниях впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в отношениях и понимании искусства, по-другому расставляются приоритеты: семья, школа, друзья обретают новый смысл и значение, возникают внутренние конфликты с самим собой и другими, срывы и восхождения. С осознанием уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Переживаемое ощущение внутренней пустоты необходимо чем-то заполнять, а значит, повышается потребность в общении и проявляется его избирательность.
Желание избавиться от переживаний активизирует рефлексию. Ведущей деятельностью в данный период становится интимно-личностное общение, основу которого очень четко выражает высказывание: «Счастье - это когда тебя понимают».
Люди разных возрастов, уровня образования, психического развития, жизненного и профессионального опыта отличаются и уровнем развития коммуникативных способностей. Разнообразие жизненного опыта человека связано с развитием коммуникативных способностей. Представители профессий, предполагающих частое и интенсивное общение, исполнение при общении определенных ролей (актеры, врачи, политики, руководители), обладают более развитыми коммуникативными способностями.
В жизни человека общение включено в практическую деятельность, является средством, обеспечивающим ее успешность. Чтобы овладеть всеми формами общения, необходимы импровизация, находчивость, гибкость, уверенность в себе и, в том числе, стрессоустойчивость.
В наиболее ответственных ситуациях юношам и девушкам, не имеющим достаточного опыта работы с людьми, мешает напряженность. Развитие коммуникативных качеств - постепенное накопление человеком опыта общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Че-
ловек с развитыми коммуникативными качествами отличается выраженной потребностью в общении с разными людьми, богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Стрессоустойчивость личности можно рассматривать как способность сохранять и повышать показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках, в том числе и при взаимодействии с людьми. Эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность основаны и на развитии природных задатков, и на социальном воздействии, а также могут быть результатом целенаправленной тренировки, специального обучения, выработки внутренних средств преодоления трудных ситуаций.
С. В. Субботин определяет стрессо-устойчивость с позиций теории В. С. Мерлина об интегральной индивидуальности: «Стрессоустойчивость - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности».
Успешное преодоление стресса сопровождается психосоциальной адаптацией. Стресс возникает из особенностей взаимоотношений личности и среды. Адаптация может сопровождаться изменениями среды и потребностей личности.
В проведенном исследовании взаимосвязи коммуникативных качеств и стрессо-устойчивости в юношеском возрасте участвовало 47 девушек и юношей, учащихся выпускных классов (одиннадцатых) общеобразовательных школ. Возраст испытуемых 16-18 лет. Для решения задачи изучения особенностей коммуникативных качеств и стрессоустойчивости мы посчитали возможным использовать методики определения коммуникативных и организаторских склонностей, качеств (деловитость, стремление к доминированию, зависимость, отзывчивость и др.), поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях, стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях (приверженность к одному из двух основных (А и В) и трех промежуточных типов выраженной поведенческой активности в зависимости от склонности к доминированию).
1. Методика выявления организаторских и коммуникативных способностей (по Л. П. Калининскому) [7].
Эффективность любой совместной работы людей во многом зависит от того, как
люди взаимодействуют друг с другом, то есть как они организованы. С организаторской деятельностью тесно связаны коммуникативные способности, то есть качества человека, позволяющие устанавливать и развивать необходимые отношения в процессе взаимодействия с другими людьми. Выбранный опросник состоит из 160 утверждений и характеризует следующие организаторские и коммуникативные качества личности: деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе, упрямство, уступчивость, зависимость, отзывчивость и др.
2. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей В. В. Синявского, В. А. Федорошина (КОС-1) предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности: умения устанавливать контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участие в общественных мероприятиях, умение влиять на людей, стремления проявлять инициативу и т.д.).
3. Копинг-поведение в стрессовых ситуа-
У части экспериментируемых (примерно половины) присутствует психологическая готовность к организаторской деятельности (показатель деловитости в номинальной и потенциальной зоне 42% и 40% соответственно).
Выраженность показателя «доминирование» (55% в номинальной зоне) говорит об отсутствии стремления к лидерству более чем у половины исследуемых. 23% имеют выраженность данного показателя в перспективной зоне, что означает наличие желания иметь значимость в глазах других, распоряжаться, иметь успех, мотивации борьбы, завоевания.
Выраженность показателя «уверенность в себе» (56% в потенциальной зоне) говорит о стремлении к созданию хорошего мнения о себе, чувстве собственного досто-
циях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой «КПСС - Копинг-поведение в стрессовых ситуациях - опросник обобщенных реакций» выявляет, каким образом ведет себя человек в трудной стрессовой ситуации [11].
4. Методика диагностики стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях выявляет приверженность к одному из двух основных (А и В) и трех промежуточных типов выраженной поведенческой активности в зависимости от склонности к доминированию.
Проанализируем полученные результаты по методикам «Коммуникативные и организаторские способности» Л. П. Калининского и КОС-1 (см. таблицу 1). У исследуемой группы - низкая способность работать коллективно и для коллектива, нет тенденции к выходу за рамки групповых интересов, не выражено стремление к доминированию, то есть властности, лидерству (показатель «направленность» - 48% в номинальной зоне).
инства, жажде известности, стремлении к почетному положению.
У испытуемых в небольшой степени присутствует настойчивость в достижении цели, прямолинейность, агрессия, недружелюбие, гнев («требовательность» - 38% в номинальной зоне, 51% - в потенциальной, 11% - в перспективной).
Кроме этого, для молодых людей характерны несговорчивость, низкое стремление добровольно отказаться в пользу другого, несклонность к компромиссам (показатель «уступчивость» - 76% в номинальной зоне, 10% - в потенциальной зоне, 14% - в перспективной).
Не выражена зависимость у 64% респондентов, что означает наличие критич-
Таблица1
Выраженность показателей методики «Коммуникативные и организаторские способности» Л. П. Калининского, %
Показатели методики Зоны (%)
номинальная потенциальная перспективная
Направленность 48 30 22
Деловитость 42 40 18
Доминирование 55 22 23
Уверенность в себе 22 56 22
Требовательность 38 51 11
Упрямство 23 66 11
Уступчивость 76 10 14
Зависимость 65 30 5
Психологический такт 44 45 11
Отзывчивость 37 41 22
Зона конфликтов 49 51 0
Зона адаптации 49 51 0
ности и самокритичности, стремление к личностной свободе (29% - в потенциальной зоне, 7% - в перспективной).
Для юношей и девушек характерен смешанный тип поведения в конфликтных ситуациях: может проявляться приспособительное поведение и дезадаптивное, конфликтное (показатель «зона конфликтов» - 49%, «зона адаптации» - 51% соответственно).
Итак, у испытуемых коммуникативные качества больше проявляются в выраженности
функций внешнего контроля, психологической готовности к организаторской деятельности, стремлении добиться своего, отстаивать свою позицию, стремлении сопротивляться любому влиянию. Не выражена зависимость, требовательность, проявляются откликае-мость на чужие нужды, умение сопереживать, бескорыстие, совестливость, великодушие.
Проанализируем данные методики оценки коммуникативных и организаторских склонностей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Выраженность показателей методики оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1, %)
Показатели методики Уровень выраженности, %
низкий ниже среднего средний высокий Очень высокий
Коммуникативные склонности 42 37 17 4 0
Организаторские склонности 42 50 6 2 0
Согласно полученным данным, 79% респондентов имеют выраженность коммуникативных склонностей на уровне ниже среднего, то есть можно предполагать, что коммуникативные качества не выражены. 92% респондентов имеют уровень организаторских склонностей ниже среднего.
Экпериментируемые характеризуются низким уровнем проявления склонностей к коммуникативной и организаторской деятельности: в большинстве случаев бывает не выражена активность при взаимодействии с
другими людьми, неумение быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские контакты, нет стремления к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, неумение влиять на людей, не выражено стремление проявлять инициативу.
Проведя диагностику стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях, проанализируем особенности жизненной активности в эмоционально-напряженных ситуациях (см. рисунок 1).
80% 60% 40% 20% 0%
67%
25%
0% 8% 1-1 0%
тип А тип А1 тип АБ тип Б1 тип Б
Рисунок 1
Показатели типа поведения в стрессовых ситуациях, %
Согласно полученным результатам, у испытуемых совсем не присутствуют крайние типы А и В (тип А: выраженная поведенческая активность, преувеличенная потребность в деятельности; тип В: крайне выраженная поведенческая пассивность в стрессовых ситуациях). Лишь 8% испытуемых относятся к типу В1.
25% испытуемых относятся к типу А1: поведенческая активность в стрессовых ситуациях, повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетво-
ренность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты поделанной работы, чувствительность к похвале и критике, неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях. При обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, который, однако, преодолевается волевым усилием.
Подавляющее большинство испытуемых (67%) относятся к промежуточному (переходному) типу поведенческой активности, для которых характерны дело-
витость, разносторонние интересы, умение сохранять деловую активность в напряженной работе, склонность к доминированию не проявляется, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно могут брать на себя роль лидера, характерна эмоциональная стабильность
70% респондентов имеют выраженность проблемно ориентированной стратегии поведения в стрессе на низком уровне, 26% - на среднем и лишь 4% - на высоком. Эмоционально ориентированный копинг имеет несколько отличные показатели: 31% респондентов имеют выраженность на низком уровне, уже 57% - на среднем и 12% - на высоком. Копинг, ориентированный на избегание, имеет выраженный процент: 51% - на высоком уровне, 29% - на среднем, 20% - на низком. Это означает, что для большинства представителей исследуемой группы харак-
Коммуникативные склонности сочетаются с повышенной поведенческой активностью в стрессовых ситуациях («Тип АВ» и «низкие коммуникативные склонности» - 43%): низкий уровень проявления коммуникативных склонностей чаще всего проявляется у лиц со смешанным типом поведенческой активности в стрессе. Аналогичная ситуация - 47% выраженности в графе с низким уровнем организаторских склонностей и смешанного типа поведенческой активности.
В таблице 5 приведены данные про-
и предсказуемость в поведении, устойчивость к действию стрессогенных факторов, приспособляемость к различным видам деятельности.
Проанализирует особенности поведения молодых людей в ситуациях стресса (см. таблицу 3).
терно избегающее ответственности, решения поведение в ситуации стресса; откладывание, перекладывание принятия решений на других людей; избегание стрессовых ситуаций.
Сопоставляя показатели уровня стрес-соустойчивости экспериментальной группы, можно сказать, что для группы характерен низкий уровень устойчивости к стрессу, а предпочитаемый тип совладающего поведения - копинг, ориентированный на избегание.
Проанализируем процентные показатели коммуникативных качеств и стрессо-устойчивости (см. таблицу 4).
центной выраженности показателей методик коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) и копинг-поведения.
Согласно полученным данным, низкий уровень развития коммуникативных склонностей сочетается с копингом, ориентированном на избегание (28%), то есть низкий уровень коммуникативных склонностей сочетается с бегством-избеганием, включающим фантазирование, алкоголь, курение, наркотики или лекарства; мысленное стремление и импульс к бегству, избеганию или уходу от решения пробле-
Таблица 3
Выраженность показателей методики копинг-поведения в стрессовых ситуациях (%)
Название стилей/субстилей Высокий Средний Низкий
Проблемно ориентированный копинг (ПОК) 4 25 71
Эмоционально ориентированный копинг (ЭОК) 13 57 30
Копинг, ориентированный на избегание (КОИ) 52 28 20
Субшкала «отвлечение» 41 48 11
Субшкала «Социальное отвлечение» 22 47 31
Таблица 4
Показатели коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) и типа поведенческой активности в стрессовых условиях, %
Показатели методики КОС-1 Уровень выраженности, %
Тип А1 Тип АВ Тип В1
Коммуникативные склонности Высокий 0 13 9
Средний 9 11 0
Низкий 4 43 13
Организаторские склонности Высокий 0 15 4
Средний 0 6 0
Низкий 13 47 13
мы. Молодой человек с выраженными коммуникативными качествами будет искать информационную, действенную и эмоциональную поддержку от других людей, и ведущий способ совладания будет «социальное отвлечение».
Наибольший процент (36%) - в графе качеств «низкие организаторские склонности» и «копинг, ориентированный на избегание»: человек с невыраженными организаторскими склонностями будет избегать проблемы, уходить от них.
Таблица 5
Показатели методики оценки коммуникативных и организаторских склонностей и копинг-поведения в стрессовых ситуациях
Показатели методики Уровень выраженности, %
Решение задач Эмоционально ориентированный Ориентированный на избегание «Отвлечение» «Социальное отвлечение»
Коммуникативные склонности Высокий 0 2 13 13 15
Средний 4 0 11 2 0
Низкий 0 11 28 23 6
Организаторские склонности Высокий 0 2 11 4 4
Средний 0 2 2 4 0
Низкий 4 10 36 28 17
В таблице 6 приведены данные показателей методики коммуникативных и организаторских способностей и типа поведенческой активности в стрессовых ситуациях.
Низкий уровень направленности на взаимоотношения имеет некоторое процентное повышение (11%) в типе поведения В1 (пассивность в стрессе). Низкий уровень доминантности имеет повышение показ а-
теля (17%) поведения в стрессе В1 (пассивность). Уверенность имеет отражение на процентном показателе типа А1 (активности) поведения в стрессе (9%).
Низкая уступчивость имеет отражение в процентном повышении (15%) пассивного поведения в стрессе. Возможно, это связано с особенностями проявления данных качеств у исследуемой группы.
Таблица 6
Показатели методик коммуникативных и организаторских способностей и тип поведенческой активности в стрессовых условиях
Показатели методики Уровень выраженности, %
Тип А1 Тип АВ Тип В1
Направленность Высокий 4 17 0
Средний 4 15 11
Низкий 4 34 11
Деловитость Высокий 4 4 9
Средний 2 32 6
Низкий 4 28 9
Доминирование Высокий 9 13 0
Средний 0 19 2
Низкий 4 36 17
Уверенность Высокий 9 11 2
Средний 2 32 15
Низкий 4 13 4
Требовательность Высокий 0 9 4
Средний 6 25 9
Низкий 4 30 4
Упрямство Высокий 0 9 4
Средний 6 25 6
Низкий 4 17 4
Уступчивость Высокий 4 4 4
Средний 0 11 0
Низкий 11 53 15
Зависимость Высокий 2 2 2
Средний 9 15 4
Низкий 6 49 13
Психологический такт Высокий 0 13 0
Средний 6 17 17
Низкий 4 32 4
Отзывчивость Высокий 0 19 2
Средний 4 23 13
Низкий 9 28 4
Зона конфликтов Высокий 0 0 0
Средний 4 30 13
Низкий 9 34 9
Зона адаптации Высокий 0 0 0
Средний 11 38 6
Низкий 9 38 15
Проанализируем высокие и низкие тивных и организаторских способностей и
уровни показателей методики коммуника- типа копинг-поведения (см. таблицу 7).
Таблица 7
Показатели методик коммуникативных и организаторских способностей по Л. П. Калининскому и копинг-поведения в стрессовые ситуациях
Показатели методики Уровень выраженности, %
Решение задач Эмоционально ориентированный Ориентированный на избегание Субшкала «отвлечение» Субшкала «социальное отвлечение»
Направленность Высокий 4 0 17 10 9
Средний 0 9 6 2 9
Низкий 0 4 27 25 10
Деловитость Высокий 4 0 2 4 4
Средний 0 4 21 13 13
Низкий 0 9 25 23 4
Доминирование Высокий 2 0 13 15 9
Средний 2 4 4 2 4
Низкий 0 9 30 23 9
Уверенность Высокий 4 0 10 13 9
Средний 0 13 23 15 13
Низкий 0 0 15 13 0
Требовательность Высокий 0 4 6 6 4
Средний 2 2 30 21 17
Низкий 2 6 15 13 0
Упрямство Высокий 0 6 6 9 0
Средний 4 4 25 21 17
Низкий 0 2 17 10 4
Уступчивость Высокий 0 4 9 4 0
Средний 0 0 2 9 0
Низкий 4 4 40 27 21
Зависимость Высокий 0 4 2 2 0
Средний 0 4 19 15 0
Низкий 4 4 30 23 21
Психологический такт Высокий 0 0 9 6 4
Средний 4 4 19 19 6
Низкий 0 9 21 19 10
Высокий 0 4 10 13 2
Отзывчивость Средний 6 2 19 15 13
Низкий 0 6 21 23 4
Высокий 0 0 0 0 0
Зона конфликтов Средний 4 9 28 23 13
Низкий 0 4 25 17 9
Высокий 0 0 0 0 0
Зона адаптации Средний 4 9 23 17 10
Низкий 0 2 28 25 13
Согласно полученным данным, низко выраженные коммуникативные качества (направленность - 27%, деловитость - 25%, доминирование - 30%, уступчивость - 40%, зависимость - 30%, психологический такт -21%) имеют большую выраженность в копин-ге, ориентированном на избегание. Это дает нам возможность предполагать, что усилия юношей и девушек с невыраженными коммуникативными качествами направлены на бегство, избегание или уход от проблемы, а не дистанцирование от нее. Не обнаружено и заметного повышения процентов выраженных коммуникативных качеств и копинга, ориентированного на решение задач, и эмоционально ориентированного копинга. Возможно, это объясняется не совсем выраженными показателями коммуникативных качеств у исследуемой группы, и в связи с этим было бы любопытно посмотреть процентное соотношение коммуникативных качеств и копинг-поведения в стрессовых ситуациях у испытуемых с высоким уровнем развития коммуникативных качеств.
Для полноты анализа полученных нами данных есть необходимость определить с помощью корреляционного анализа, имеет-
ся ли между изучаемыми нами коммуникативными качествами и стрессоустойчиво-стью какая-нибудь связь или нет, есть ли основания в большей степени утверждать, что существует соответствие между коммуникативными качествами и навыками со-владания со стрессом в юношеском возрасте.
Корреляционная матрица показателей коммуникативных качеств и стрессоустой-чивости показывает, что между изучаемыми нами признаками имеются как значительные, так и умеренные и слабые связи (см. таблицу 8, таблицу 9). Поскольку корреляционная связь не всегда является причинной связью, а величина коэффициента сильно зависит от условий, в которых проводилось исследование, осуществляется воздействие и многих посторонних случайных факторов, мы посчитали важным и существенным проанализировать только значимые корреляционные связи. Величина коэффициента корреляции ситуативна, поэтому, описывая только значимые корреляционные связи, нам удастся очистить эту связь от искажающих ее влияний.
Таблица 8
Коэффициенты корреляций показателей методик коммуникативных качеств и стрессоустойчивости1
Показатели методик
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
Решение задач Эмоции Избегание Отвлечение Социальное отвлечение Стратегия поведения в стрессе (поведение типа В)
Коммуникативные и организаторские способности (по Л. П. Калининскому) Направленность 0,68 -0,21 0,27 0,13 0,33 -0,16
Деловитость 0,65 -0,19 -0,10 -0,10 -0,02 -0,05
Доминирование 0,43 0,10 0,22 0,33 0,29 -0,40
Уверенность в себе 0,53 -0,07 0,34 0,32 0,34 -0,12
Требовательность 0,14 0,14 0,04 0,16 0,00 0,04
Упрямство -0,19 0,14 -0,26 -0,07 -0,27 0,04
Уступчивость -0,57 0,48 -0,15 -0,08 -0,32 0,09
Зависимость -0,14 0,49 0,08 0,07 0,06 -0,04
Психологический такт 0,45 -0,28 0,13 -0,06 0,14 0,10
Отзывчивость 0,23 0,05 0,13 -0,10 0,21 0,13
Зона конфликтов 0,10 0,31 0,18 0,16 0,24 -0,09
Зона адаптации 0,67 0,02 0,12 0,07 0,13 -0,16
тН - О Коммуникативные склонности 0,13 -0,19 0,25 0,11 0,58 0,11
О Организаторские склонности 0,02 -0,09 0,09 -0,10 0,21 0,25
1 Примечание. Здесь и в последующих таблицах: 1) значимые корреляции выделены жирным шрифтом: р > 0,29 5% уровень значимости; р > 0,37 1 % уровень значимости; р > 0,45 0,1% уровень значимости; 2) в тексте * И уровень значимости корреляции: * И р > 5%, ** И р > 1%, *** И р > 0,1%
Юноши и девушки с выраженными потребностями коллективистских целей деятельности (г = 0,68***), с психологической подготовленностью к организаторской деятельности (г = 0,65***), со стремлением к лидерству (г = 0,43**), убежденностью в собственных силах (г = 0.53***), низкой уступчивостью (г = -0,57***), с выраженным чувством меры и такта во взаимоотношениях (г = 0,45***) проблемно фокусируют усилия для изменения ситуации, включают аналитический подход к решению проблемы. Кроме этого, выявлена и значимая корреляционная связь с социально-психологической адаптацией (г = 0,67***).
Эмоционально ориентированный ко-пинг имеет значимые корреляционные связи с показателями зависимости (г = 48***), уступчивости (г = 0,49***) и конфликтностью (г = 31*). Чем выше показатель уверенности в себе, тем чаще проявляется копинг избегания или ухода от проблемы (г = 34*).
Стремление к лидерству, власти, желание распоряжаться (шкала доминирования, г = 0,33*) и убежденность в собственных силах, стремление к созданию хорошего имиджа, чувство собственного достоинства,
Коммуникативные склонности коррелируют с низкими показателями упрямства (г = - 0,40**), уступчивости (г = - 0,50***). Организаторские склонности связаны с низкой конфликтностью (г = - 0,38**) и низким показателем уступчивости (г = - 0,38**).
честолюбие, стремление к почетному положению (шкала уверенности в себе, г = 0,32*) имеют значимые корреляционные связи с копингом отвлечения, то есть с когнитивными усилиями отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
Копинг социального отвлечения имеет высоко значимую корреляционную связь с показателем коммуникативных склонностей (г = 0,58***). Кроме этого, копинг, ориентированный на социальное отвлечение, имеет значимые корреляционные связи с показателями направленности (г = 0,33*), доминирования (г = 0,29*), уверенности в себе (г = 0,34*), уступчивости (г = 0,32*).
Показатель стратегии поведения в стрессе имеет достаточно значимую корреляционную связь с показателем доминирования (г = - 0,40**). Это подтверждает факт того, что и в раннем юношестве «поведение типа А» с повышенным уровнем стрессоустойчивости сочетается со стремлением к лидерству, желанием распоряжаться, иметь успех в глазах других. Кроме этого, может проявляться склонность к неадекватной оценке стоящих задач, поспешность в принятии решений, ориентация на достижения и результат.
Вывод
Юноши и девушки периода ранней юности значительно отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Молодые люди используют общение для преодоления
Таблица 9
Коэффициенты корреляций показателей коммуникативные и организаторских способностей и склонностей
Коммуникативные и организаторские способности (по Л. П. Калининскому)
Упрямство Уступчивость Зона конфликтов
КОС-1 Коммуникативные склонности -0,40 -0,50 -0,17
Организаторские склонности -0,25 -0,38 -0,38
стресса, стремятся быть разговорчивыми, обходительными и независимыми. Они не склонны к решению серьезных проблем и трудных ситуаций. При стрессе проявляется низкий уровень коммуникативной и организаторской деятельности, малая активность при взаимодействии с другими людьми, неумение устанавливать контакты, нет стремления проявлять инициативу.
Большинство молодых людей относятся к промежуточному типу поведенческой активности, для которых характерны активная деловитость, разносторонность интересов, умение сочетать активность, напряженную работу со сменой занятий и трудом. Юноши и девушки не склонны к доминированию, но в некоторых ситуациях могут брать на себя роль лидера, для них характерна относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, приспособляемость к разным видам деятельности.
Для молодых людей характерен низкий уровень устойчивости к стрессу, а предпочитаемый тип совладающего поведения - ко-пинг, ориентированный на избегание. Корреляционный анализ показал характерную для возраста ранней юности тенденцию повышения уровня стрессоустойчивости в ситуации стремления к лидерству, желания распоряжаться, иметь успех в глазах других. Кроме этого, можно отметить еще и склонность неадекватно оценивать стоящие задачи, поспешность в принятии решений, ориентацию на мотивацию достижений и результат.
Юноши и девушки с выраженными потребностями коллективистских целей деятельности, с психологической подготовленностью к организаторской деятельности, со
стремлением к лидерству, убежденностью в собственных силах, низкой уступчивостью, с выраженным чувством меры и такта во взаимоотношениях проблемно фокусируют усилия для изменения ситуации, включают аналитический подход к решению проблемы. Кроме этого, выявлена и значимая корреляционная связь стрессоустойчивости с высокой адаптацией.
Проанализировав данные проведенного нами исследования, можно утверждать, что между коммуникативными качествами и стрессоустойчивостью действительно имеется много связей, что подтверждает наличие соответствия между коммуникативными качествами и навыками совлада-ния со стрессом в юношеском возрасте.
Взаимосвязь коммуникативных качеств и стрессоустойчивости в периоде ранней юности может проявляться в случае повышения коммуникативной активности для снижения неблагоприятных последствий стресса.
Проанализированные в самом первом приближении связи разных коммуникативных качеств и стрессоустойчивости показывают их значение в субъективном мире человека. Кроме установленных связей было бы интересно развернуть комплексное исследование на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях существенных аспектов взаимозависимостей коммуникативных качеств и стрессоустойчивости. Полученные результаты о взаимосвязи коммуникативных качеств и стрессоустойчивости ставят ряд задач (например, развитие коммуникативных качеств как ресурс для повышения стрессо-устойчивости) поиска конкретных путей разрешения проблем в период ранней юности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Н. П., Богданов Е. Н. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрес-соустойчивости // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 1. - С. 22-30.
2. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. - СПб. : Питер, 2006. - 176 с.
3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. -С. 122-127.
4. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса / / Психологический журнал. - 2006. - № 2. -С. 113-123.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
6. Дорошук Л. А., Новоселов С. А. Коммуникативная креативность личности как фактор эффективности делового общения // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 265-268.
7. Калининский Л. П. Методика психодиагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. - Тюмень, 1981.
8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М. : Наука, 2010. - 536 с.
9. Кон И. С. Этапы подросткового и раннего юношеского возрастов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2005. - С. 232-234.
10. Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1999. - С. 75-78.
11. Крюкова Т. Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения / / Психологическая диагностика. - 2005. - № 2. - С. 65-75.
12. Кузнецов А. А., Набойченко Е. С. Методики формирования и качественные модели сформирован-ности психологических детерминант стрессоустойчивости курсантов высшей школы МЧС // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 83-87.
13. Чернышева Е. В. Исследования по психологии: по материалам практических психологов. Часть 1. - Екатеринбург : Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2011. - 256 с.
14. Чернышева Е. В. Практикум по психологии общения. - Екатеринбург : Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2013. - 81 с.
15. Човдырова Г. С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 1. - С. 38-39.
REFERENCES
1. Aleksandrova N. P., Bogdanov E. N. Emotsional'naya samoregulyatsiya i lichnostnye faktory stressoustoychivosti // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. - 2014. - № 1. - S. 22-30.
2. Batarshev A. V. Diagnostika sposobnosti k obshcheniyu. - SPb. : Piter, 2006. - 176 s.
3. Bodalev A. A. O vzaimosvyazi obshcheniya i otnosheniya // Voprosy psikhologii. - 1994. - № 1. -S. 122-127.
4. Bodrov V. A. Problema preodoleniya stressa. Chast' 2: Protsessy i resursy preodoleniya stressa // Psikho-logicheskiy zhurnal. - 2006. - № 2. -S. 113-123.
5. Bodrov V. A. Psikhologicheskiy stress: razvitie i preodolenie. - M. : PER SE, 2006. - 528 s.
6. Doroshuk L. A., Novoselov S. A. Kommunikativnaya kreativnost' lichnosti kak faktor effektivnosti de-lovogo obshcheniya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 12. - S. 265-268.
7. Kalininskiy L. P. Metodika psikhodiagnostiki professional'no znachimykh i delovykh kachestv budush-chego spetsialista / / Soderzhanie i metody professional'nogo vospitaniya studentov. - Tyumen', 1981.
8. Kitaev-Smyk L. A. Psikhologiya stressa. - M. : Nauka, 2010. - 536 s.
9. Kon I. S. Etapy podrostkovogo i rannego yunosheskogo vozrastov // Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya : khrestomatiya : ucheb. posobie dlya stud. vys. ucheb. zavedeniy / sost. I. V. Dubrovina, A. M. Prikhozhan, V. V. Zatsepin. - M. : Akademiya, 2005. - S. 232-234.
10. Korzhova E. Yu. Zhiznennye situatsii i strategii povedeniya // Psikhologicheskie problemy samoreali-zatsii lichnosti. - SPb., 1999. - S. 75-78.
11. Kryukova T. L. Metodologiya issledovaniya i adaptatsiya oprosnika diagnostiki sovladayushchego (koping) povedeniya / / Psikhologicheskaya diagnostika. - 2005. - № 2. - S. 65-75.
12. Kuznetsov A. A., Naboychenko E. S. Metodiki formirovaniya i kachestvennye modeli sformirovannosti psikhologicheskikh determinant stressoustoychivosti kursantov vysshey shkoly MChS // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. - 2015. - № 8. - S. 83-87.
13. Chernysheva E. V. Issledovaniya po psikhologii: po materialam prakticheskikh psikhologov. Chast' 1. -Ekaterinburg : Izd-vo Ural. yurid. in-ta MVD Rossii, 2011. - 256 s.
14. Chernysheva E. V. Praktikum po psikhologii obshcheniya. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. yurid. in-ta MVD Rossii, 2013. - 81 s.
15. Chovdyrova G. S. Psikhodiagnostika professional'no vazhnykh kachestv operativnykh sotrudnikov politsii dlya obshcheniya s grazhdanami / / Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2013. - № 1. - S. 38-3.