Научная статья на тему 'Стратегии совладания юношей и девушек студенческого возраста в связи с уровнем их коммуникативной активности'

Стратегии совладания юношей и девушек студенческого возраста в связи с уровнем их коммуникативной активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1665
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВ-НОСТЬ / ГЕНДЕР / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюра С. А., Коробейникова Я. П.

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для студенческой молодежи. Для преодоления создавшихся трудностей юношам и девушкам необходимо задействовать свои возможности, использовать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях. Вероятность успеха зависит от того, на-сколько активен, инициативен человек, как он оценивает ситуацию и видит себя в ней. Процесс совладания направлен не столько на пассивную адаптацию или уход от проблемы, сколько на ее разрешение, элиминацию негативных пос-ледствий или нахождение новых ресурсов. Данная статья посвящена изучению поведения в трудных жизненных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста. Рассматриваются гендерные различия в копинг-стратегиях студен-тов. Выявлены стратегии совладания юношей и девушек в связи с уровнем их коммуникативной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васюра С. А., Коробейникова Я. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладания юношей и девушек студенческого возраста в связи с уровнем их коммуникативной активности»

УДК 159.923 (045)

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С УРОВНЕМ ИХ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ

С.А.Васюра, Я.П.Коробейникова

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для студенческой молодежи. Для преодоления создавшихся трудностей юношам и девушкам необходимо задействовать свои возможности, использовать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях. Вероятность успеха зависит от того, насколько активен, инициативен человек, как он оценивает ситуацию и видит себя в ней. Процесс совладания направлен не столько на пассивную адаптацию или уход от проблемы, сколько на ее разрешение, элиминацию негативных последствий или нахождение новых ресурсов. Данная статья посвящена изучению поведения в трудных жизненных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста. Рассматриваются гендерные различия в копинг-стратегиях студентов. Выявлены стратегии совладания юношей и девушек в связи с уровнем их коммуникативной активности.

Ключевые слова: совладание, копинг-стратегии, коммуникативная активность, гендер, студенты.

Под ресурсами совладания исследователями понимаются имеющиеся у человека возможности, позволяющие ему справиться с трудными жизненными ситуациями. К этим возможностям относят как внешние, так и внутренние факторы. Многие жизненные проблемы девушек и юношей студенческого возраста имеют коммуникативную природу, отражая нарушения в межличностных отношениях.

В качестве наиболее важных личностных детерминант успешности совладания психологами исследовались тревожность (И.М.Никольская и Р.М.Грановская; Т.Л.Крюкова; А.И.Тащёва и C.B.Гриднева); аффилиация и эмпатия (ИА.Русина); оптимизм (М.С.Замышляева; К.Муздыбаев; М.Шейер и Ч.Карвер); локус контроля (Л.И.Дементий, Т.Л.Крюкова); интеллект и когнитивные стили (A.A.Алексапольский; A.B.Либина; М.А.Холодная; С.А.Хазова); жизнестойкость (Л.А.Александрова; Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова; С.Мадди). Разнообразные характеристики личности создают адаптационный комплекс, который Д.А.Леонтьевым был назван личностным потенциалом. Личностный потенциал определяется автором как

стрессоустойчивость личности и отвечает за выбор адекватных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями [1].

В исследовании Т.Г.Бохан, Г.В.Залевского и Э.И.Мещеряковой, было выявлено, что для девушек наиболее характерны следующие стратегии: поиск социальной поддержки (в проблемной ситуации склонны обращаться за советом, помощью и поддержкой к другим, а также сами способны оказывать социальную поддержку окружающим) и эмоциональная разгрузка (определяется впечатлительностью и повышенной эмоциональностью, требующей вынесения вовне). Для юношей характерны: конструктивная активность (обдумывание, взвешивание, планирование, принятие решений); проблемный анализ (позволяет юношам придавать ситуации свой собственный смысл, тем самым, снижая, или усугубляя остроту переживания возникшей ситуации); подавление эмоций и отвлечение (позволяет канализировать накопленное напряжение).

Анализ зарубежных и отечественных исследований совладания свидетельствует о различиях в выборе тактик и стратегий совладания представителями мужского и женского пола. Девушки по сравнению с юношами чаще используют такие совладающие стратегии, как поиск социальной поддержки, фантазирование, мечты, снятие напряжения; а юноши, предпочитают физическую активность и спорт (Э.Фрайденберг). Девушки больше, чем юноши, ориентированы на использование эмоциональных стратегий и поиск социальной поддержки (Е.С.Балабанова; Т.Л.Крюкова) [2; 3; 4]. Исследователи Т.Верофф, Б.Кулк, С.Доунован (1981), занимающиеся совладающим поведением, установили, что мужчины либо ничего не предпринимают для выхода из создавшейся ситуации, зачастую не думая о поиске выхода из нее, либо предпочитают самостоятельно, не обращаясь за помощью к окружающим, прилагать усилия и выходить из положения. Э.Э.Стоун и Дж.М.Нил (1984) обнаружили, что мужчины чаще идут на прямое активное действие, а женщины предпочитают пассивную стратегию или поиск помощи. В исследовании А.В.Либиной (2003) показаны половые различия в

предпочтении совладающих и защитных стратегий, но на уровне тенденций: женщины несколько чаще мужчин прибегают к некоторым видам защитных стратегий.

Существуют данные, свидетельствующие о том, что женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (Р.А.Березовская, 2001; И.В.Грошев, 1996). Женщины в состоянии подавленности склонны думать о возможных причинах своего состояния, что приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает их уязвимость к воздействию стрессора. Мужчинам, наоборот, более свойственно отгораживание от депрессивных эмоций через концентрацию на посторонних проблемах или через физическую активность для разрядки возникшего негативного напряжения (Noelen-Hoeksema S., 1990).

А.Vmgerhoets [5] изучал различия, связанные с полом, в копинг-стратегиях при психологических и соматических симптомах и установил, что юноши используют более активные, сфокусированные на проблеме копинг-стратегии, а девушки - стратегии, основанные на эмоциях. По мнению экспертов, в соответствии со стереотипом феминности, существующем в общественном сознании, женщине «разрешено» показать себя слабой, делиться своими проблемами и просить помощи в их решении. Подобное поведение мужчины не одобряется и даже осуждается обществом. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно справиться с ситуацией, независимость. С.Л.Бем в этой связи отмечает, что понятие психологического пола - довольно относительное, и андрогинность - гармоничное сочетание типично «мужских» и типично «женских» черт позволяет индивиду быть максимально адаптированным в обществе, будь он женщиной или мужчиной.

Л.Р.Резяпова в ходе исследования гендерных различий в выборе копинг-стратегий выявила, что в целом совладание со стрессом имеет у юношей и девушек общие закономерности. Юноши отдают больше предпочтения «планированию решения проблемы», чем «поиску социальной поддержки».

Девушки более гибко используют стратегии совладания в разных сферах жизни, прибегая к поддержке социального окружения, поиску эмоциональной поддержки, социальному сравнению и др. [6].

Традиционно считается, что в процессе совладания с трудностями юноши используют более активные, сфокусированные на проблеме копинг-стратегии, в то время как девушки пытаются совладать с трудностями, применяя стратегии, ориентированные на эмоции, стараясь их выражать, искать социальной поддержки и обвинять себя. Но в исследовании Л.Р.Резяповой установлено, что в случае возникновения трудностей в общении девушки чаще испытывают негативные эмоции, то есть расстраиваются или злятся, а юноши чаще не предпринимают активные действия. Несмотря на то, что существует ряд исследований гендерных аспектов совладающего поведения, мало освещены вопросы копинг-поведения в студенческом возрасте, а также коммуникативной и других видов активности в качестве ресурсов совладания юношей и девушек. В настоящем исследовании коммуникативная активность рассматривается как один из видов активности человека, определяющий его готовность и способность исходящему от него межличностному взаимодействию, к реализации функций субъекта общения [7].

Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление стратегий совладания юношей и девушек студенческого возраста в связи с уровнем их коммуникативной активности. Выборка - 149 студентов Удмуртского государственного университета, совмещающих учебу с работой, субъективно воспринимающих свою жизненную ситуацию как трудную. Нами использовались следующие методики: методика для психологической диагностики копинг-механизмов (тест Э.Хайма), тест суждений А.И.Крупнова. Применялись методы математической статистики (кластерный анализ - K-Means Cluster, корреляционный анализ, ф - критерий Фишера). Статистические расчеты выполнялись с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР. и пакета статистического анализа SPSS 13.0 for Windows.

Результаты исследования свидетельствуют, что коммуникативная активность девушек-студенток характеризуется потребностью поделиться с другими своими мыслями, впечатлениями, завязать разговор. Гамма переживания положительных и отрицательных эмоций у девушек разнообразна («стеничность-астеничность»). Девушкам свойственен интернальный тип регуляции коммуникативной активности.

Студентки в большинстве ситуаций готовы оказать внимание, сочувствие, помощь и поддержку другим людям, стремятся заслужить уважение и признание окружающих. В общении они руководствуются чувством долга («социоцентричность-эгоцентричность»). Коммуникативная активность преимущественно рассматривается ими и как необходимое условие развития личности, реализация взаимоотношений между людьми, умение жить и работать вместе с другими. Коммуникативная активность девушек больше концентрируется в субъектной сфере, чем в предметной, способствует появлению у девушек интереса к самовоспитанию, помогая им решать практические, учебные, профессиональные вопросы.

Юноши в меньшей степени стремятся к общению, у них менее разнообразны приёмы и способы реализации коммуникативной активности, чем у девушек. У юношей слабее выражено желание обновить круг друзей и знакомых; они стремятся сохранить старые привязанности даже в случае нового интересного знакомства.

Юноши в меньшей степени эмоциональны в общении, чем девушки. Интернальность регуляции коммуникативной активности юношей выступает в суждениях о том, что люди, не добившиеся признания, должны винить в этом только себя, ибо не проявили к этому достаточно усилий. Не отвергают они и влияния на коммуникативную активность внешних обстоятельств. Коммуникативная активность юношей носит более деловой, прагматический характер (инвариантная связь «интернальность-эгоцентричность»). Юноши реализуют коммуникативную активность, как в предметной, так и в субъектно-личностной сфере. Она помогает им решать практические и профессиональные

вопросы, получать информацию, способствует лучшему усвоению учебных дисциплин в вузе, помогает формированию их жизненной позиции, самоактуализации.

Количественный и качественный анализ межполовых различий коммуникативной активности юношей и девушек показал, что активность юношей и девушек студенческого возраста дифференцируются по степени выраженности отдельных компонентов, по доминированию различных признаков внутри составляющих активности. Анализ трудностей реализации коммуникативной активности юношей и девушек позволяет заключить, что девушки больше чем юноши испытывают как операциональные, так и личностные трудности, прежде всего, в эмоциональной регуляции активности. Они робеют при выступлении перед большой аудиторией, думают о своих недостатках, что, затрудняет общение. Полученные нами факты согласуются с данными других исследований, в которых подчёркивается относительно более высокое значение эмоциональности в жизнедеятельности лиц женского пола.

Итак, отличия между юношами и девушками обнаруживаются в структуре коммуникативной активности. Общим в структуре коммуникативной активности у юношей и девушек является связь положительных эмоций со стремлением разнообразить приёмы и способы её реализации.

Далее общая выборка студентов была разделена на три подвыборки по уровням развития коммуникативной активности с помощью процедуры кластерного анализа (K-Means Cluster). Показателями для кластеризации послужили гармонические переменные теста суждений А.И.Крупнова. В первую группу вошли студенты с низкими показателями коммуникативной активности - 38 чел. (13 юношей и 25 девушек), во вторую группу - со средними показателями - 63 чел. (27 юношей, 36 девушек), в третью группу - с высокими показателями - 48 чел. (22 юноши, 26 девушек). Студенты, вошедшие в состав выборок, дифференцированных по уровню коммуникативной активности, отличаются по выраженности стремления к

общению и инициативности в межличностных контактах, выраженности стенических эмоций в общении, регуляции активности.

Были проанализированы предпочитаемые копинг-стратегии как в выборках юношей с высокой, средней и низкой коммуникативной активностью, так и в аналогичных выборках девушек (таблицы 1, 2).

Таблица 1. Различия в выборе копинг-стратегий в группах юношей с низкими, средними и высокими показателями коммуникативной активности

Вид копинг-стратегии Выборка юношей ф эмп Значение р

Низкие показатели Средние показатели

КА у юношей КА у юношей

Подавление эмоций 38,5% 14,8% 1,63 Р<0.05

Оптимизм 30,8% 63% 1,95 Р<0.05

Отвлечение 46,2% 18,5% 1,8 Р<0.05

Вид копинг-стратегии Низкие показатели КА у юношей Высокие показатели КА у юношей ф эмп Значение р

Подавление эмоций 38,5% 9,1% 2.08 Р<0.01

Оптимизм 30,8% 63,6% 1.91 Р<0.05

Вид копинг-стратегии Средние показатели КА у юношей Высокие показатели КА у юношей ф эмп Значение р

Сохранение 7,4% 31,85% 2,25 Р<0.01

самообладания

Как видно из табл. 1, юноши с разным уровнем коммуникативной активности отличаются по выбору копинг-стратегий, общей тенденцией является рост адаптивности поведенческих стратегий в связи с повышением активности. Юноши с низкой коммуникативной активностью в трудных ситуациях стараются подавлять свои эмоции в большей степени, чем «среднеактивные» и «высокоактивные». Для первых менее характерен оптимизм. В случае, когда у юношей-студентов возникает сомнение в собственных силах, они склонны к преуменьшению значимости и серьёзности происходящих событий, к подавлению эмоций. Юноши, не могут находиться долгое время в состоянии напряжения и внутреннего дискомфорта, начинают активно возмущаться и протестовать по отношению к трудностям. Демонстрировать поведение, направленное на снятие напряжения связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо перекладывать ответственность по разрешению трудностей на других лиц.

Таблица 2. Различия в выборе копинг-стратегий в группах девушек с низкими, средними и высокими показателями коммуникативной активности

Вид копинг-стратегии Выборка девушек ф эмп Значение р

Низкие показатели КА у девушек Средние показатели КА у девушек

Эмоциональная разрядка 20% 5,6% 1,73 Р<0.05

Вид копинг-стратегии Низкие показатели КА у девушек Высокие показатели КА у девушек ф эмп Значение р

Оптимизм 32% 73.1% 3,03 Р<0.01

Альтруизм 4% 19.2% 1.8 Р<0.05

Отступление 28% 7,7% 1,97 Р<0.05

Вид копинг-стратегии Средние показатели КА у девушек Высокие показатели КА у девушек ф эмп Значение р

Придание смысла 5,6% 23.1% 2.04 Р<0.01

Оптимизм 47,2% 73,1% 2.08 Р<0.01

Альтруизм 2.8% 19,2% 2,22 Р<0.01

Для «низкоактивных» девушек по сравнению с «высокоактивными», характерна неадаптивная стратегия совладания - отступление. Девушки-студентки с высокой коммуникативной активностью, быстро собираются с силами, и делают ставку на себя - как основной ресурс преодоления трудностей. Они не теряют самообладания и контроля над собой, стараются никому не показывать своего состояния. Сохраняют уверенность в наличии выхода из любой, даже самой сложной ситуации. «Высокоактивные» девушки, в отличие от «среднеактивных» придавая своим трудностям особый смысл, преодолевают их и совершенствуются сами. В целом, у студенток с повышением коммуникативной активности наблюдается рост выбора адаптивных стратегий совладания и снижение выбора неадаптивных, например, стратегии отступления.

Далее был проведен сравнительный анализ копинг-стратегий в выборках юношей и девушек с соответствующими уровнями коммуникативной активности (таблица 3). Сравнительный анализ межполовых различий в выборе стратегий совладающего поведения представлен в таблице 3.

Таблица 3. Различия в выборе копинг-стратегий в группах девушек и юношей с низкими, средними и высокими показателями коммуникативной активности

Вид копинг-стратегии Выборки девушек и юношей ф эмп Значение р

Низкие показатели КА у девушек Низкие показатели КА у юношей

Проблемный анализ 16% 46,2% 1,97 Р<0.05

Вид копинг-стратегии Средние показатели КА у девушек Средние показатели КА у юношей ф эмп Значение р

Активное избегание 8,3% 22,2% 1,56 Р<0.05

Вид копинг-стратегии Высокие показатели КА у девушек Высокие показатели КА у юношей ф эмп Значение р

Сотрудничество 34,6% 13,6% 1,74 Р<0.05

«Низкоактивные» девушки реже, чем юноши выбирают стратегию проблемного анализа. Именно в такие моменты, когда девушки изолируются и остаются наедине с собой, погружаясь в любимое дело, или на время, забывая о трудностях, возрастает роль значимых людей, помогающих в разрешении противоречий. «Среднеактивные» девушки по сравнению с юношами, чаще избегают решения проблем, в большей степени склонны искать позитивные стороны в трудностях, придавая им новый смысл, тем самым, снижая и обесценивая для себя значимость этих событий.

Очевидно, что «высокоактивные» девушки, в отличие от юношей, проявляющих аналогичную активность в общении, чаще выбирают такой адаптивный вариант копинг-поведения, как сотрудничество. Низкий уровень коммуникативной активности, как у тех, так и у других, приводит к растерянности, изоляции, внутреннему напряжению, вследствие чего появляется потребность в обращении к значимым другим. Однако не всем юношам и девушкам студенческого возраста удаётся легко и беспрепятственно открыться миру, для активного взаимодействия с социумом.

По мере повышения показателя коммуникативной активности юношей и девушек, от низких - к средним, и от средних - к высоким, происходит перенос внутреннего проживания проблемы в её внешнее выражение и активное разрешение. У юношей появляется более оптимистичный настрой, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности, наличие веры в собственные ресурсы. Девушки, становятся более деятельными, протестуют против несправедливости сложившегося

положения, анализируют особенности произошедшей ситуации, сохраняют оптимистичный настрой, чаще предпочитают сотрудничество, как форму преодоления некомфортного состояния. Девушки ищут людей, способных помочь советом, стараются заручиться надёжной поддержкой в социальном окружении. Умение юношей не захватываться эмоциональными переживаниями, а включаться в анализ проблемы даёт возможность концентрироваться на решении наиболее важных и первостепенных задач, сохранять ясность мышления, расставлять приоритеты. Однако представительницы женского пола чаще прибегают к сотрудничеству, как способу преодоления жизненных трудностей.

Исследование показало, что коммуникативная активность девушек и юношей студенческого возраста может рассматриваться как копинг-ресурс, как возможность личности ответить на угрозу в трудной жизненной ситуации. Копинг-поведение студентов тесно связано с полоролевыми характеристиками, тендерными стереотипами. Так, среди девушек-студенток в трудных жизненных ситуациях принято чаще, чем среди юношей, обращаться к сотрудничеству с социальным окружением. Такое поведение больше соответствует стереотипу феминности. В целом, для испытуемых юношей и девушек студенческого возраста характерны активные поведенческие копинг-стратегии совладания с жизненными трудностями, а также стратегии эмоционального отстранения, умение «переключаться» от проблем и предотвращать стрессы путём избегания неприятностей.

Полученные эмпирические данные о копинг-стратегиях юношей и девушек студенческого возраста с разными уровнями коммуникативной активности могут быть учтены в деятельности преподавателей вуза, могут быть использованы специалистами психологической службы вуза в консультационной работе со студентами.

Источники:

1. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. вып. С.37-47.

2. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. 2002. №11. С. 26-35.

3. Крюкова T.JI. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т.26. №2. С. 5-15.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Изд-во «Авантитул». 2004. 344 с.

5. Vingerhoets A. J., Van Heck G.I. Gender, coping and psychosomatic symptoms. Psychol. Med. 1990. 20 (l). Р.125-135.

6. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования. 2011. №3 (17).

7. Vasyura S. A. Psychology of Male and Female Communicative Activity// the Spanish Journal of Psychology. Volume 11. Number 1 May. 2008. P. 289-300.

References:

1. Muzdy'baev K. Strategiya sovladaniya s jiznenny'mi trudnostyami // Jurnal sociologii i social'noy antropologii. 1998. T.1. vy'p. S.37-47.

2. Balabanova E.S. Genderny'e razlichiya strategiy sovladaniya s jiznenny'mi trudnostyami // Sociologicheskie issledovaniya. 2002. №11. S. 26-35.

3. Kryukova T.JI. Vozrastny'e i krosskul'turny'e razlichiya v strategiyah sovladayusch'ego povedeniya // Psihologicheskiy jurnal. 2005. T.26. №2. S. 5-15.

4. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayusch'ego povedeniya. Kostroma: Izd-vo «Avantitul». 2004. 344 c.

5. Vingerhoets A. J., Van Heck G.I. Gender, coping and psychosomatic symptoms. Psychol. Med. 1990. 20 (l). R.125-135.

6. Rasskazova E.I., Gordeeva T.O. Koping-strategii v psihologii stressa: podhody', metody' i perspektivy' issledovaniy // Psihologicheskie issledovaniya. 2011. №3 (17).

7. Vasyura S. A. Psychology of Male and Female Communicative Activity// the Spanish Journal of Psychology. Volume 11. Number 1 May. 2008. P. 289-300.

Зарегистрирована: 11.12.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.