Научная статья на тему 'Этнопсихологические, гендерные и возрастные особенности совладающего поведения подростков и юношей разных национальностей Сибирского региона'

Этнопсихологические, гендерные и возрастные особенности совладающего поведения подростков и юношей разных национальностей Сибирского региона Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
612
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ФРУСТРАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / PERSONALITY / COPING BEHAVIOR / HEAVY SITUATION / ADOLESCENTS / YOUTH / PEOPLES OF SIBERIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Т. Г., Галажинский Э. В., Мещерякова Э. И.

В статье приводится анализ совладающего поведения у подростков и юношей этнических групп Сибири (алтайцы, хакасы, буряты, шорцы, татары, русские). В исследовании принимали участие более 400 респондентов. Представлены классификации копинг-стратегий, выделены наиболее социально эффективные стратегии совладания с трудностями, показаны их этнопсихологические, гендерные и возрастные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Т. Г., Галажинский Э. В., Мещерякова Э. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EATHNO-PSYCHOLOGICAL, GENDER AND AGE PECULIARITIES OF ADOLESCENT CONTROLLING BEHAVIOUR OF NATIONALITIES OF SIBERIAN REGION

In this article the results of the analysis of more than 400 researches are given to reveal the gender differences in the coping strategies of the adolescents and youth from the different Siberian nationalities (Altaits, Khakases, Tatars, Buryats, Russians, Shortses) using the age factor. The valid proofs of the existing of the real gender and age differences both in the using of the base coping strategies and in the characteristics of the coping strategies in the cognitive, emotive and behavioral spheres were obtained

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические, гендерные и возрастные особенности совладающего поведения подростков и юношей разных национальностей Сибирского региона»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ СИБИРСКОГО РЕГИОНА*

Т.Г. Бохан, Э.В. Галажинский, Э.И. Мещерякова (Томск)

Аннотация. В статье приводится анализ совладающего поведения у подростков и юношей этнических групп Сибири (алтайцы, хакасы, буряты, шорцы, татары, русские). В исследовании принимали участие более 400 респондентов. Представлены классификации копинг-стратегий, выделены наиболее социально эффективные стратегии совладания с трудностями, показаны их этнопсихологические, гендерные и возрастные особенности.

Ключевые слова: этнический компонент, фрустрация, совладающее поведение.

Переживание человеком уверенности в своей способности преодолевать жизненные трудности, представления об их эффективном разрешении и формирующийся опыт совладания с ними во многом могут определяться теми культурно-историческими условиями, в которых происходит психическое развитие и личностное становление подрастающего поколения, где этнический компонент, отраженный в народных традициях семейного воспитания, особенностях ментальности, внутри- и межэтнического взаимодействия людей играет не последнюю роль.

В психологической литературе (Klineberg, 1935; Dollard et al., 1937, 1939; Adorno et al., 1950; Allport, 1954) существует мнение, что формирование негативных этнических стереотипов и предрассудков может быть связано с феноменом фрустрации и невозможностью ее конструктивного разрешения. Согласно теории Дж. Долларда, фрустрация, понимаемая как состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения той или иной потребности, может вызывать ряд негативных эмоций, а нередко и агрессию, которая посредством механизма «переадресации», т.е. реализации агрессивного, возбужденного фрустрацией потенциала против более удобного и менее опасного объекта, может переходить в этнический контекст. Объектом агрессии может становиться находящаяся в меньшинстве этническая группа. Таким образом, трудности совладания с фрустрациями, которые вместе с тревогой, страхом, напряженностью относят к психологическому стрессу, могут рассматриваться как предикторы, психологические условия формирования интолерантного поведения. Вместе с тем эффективное совладание с трудными ситуациями, детерминированное социально эффективной этнической идентичностью и конструктивными стратегиями совладания с трудностями,

* Работа выполнена при поддержке РГНФ проект 04-06-18015е.

представляет собой психологическую готовность к толерантному поведению.

То, что фрустрации возникают не столько в экстремальных ситуациях, сколько при столкновении с типичными, повседневными трудностями и проблемами, обусловливает научный интерес к проблеме трудных ситуаций и совладающего поведения у подростков и юношей этнических групп Сибири. В силу важности данной проблемы для развития общества в новых социально-экономических условиях сегодня исследовательский интерес к онтогенетическим аспектам совладающего поведения активизировался (Е.Е. Данилова, И.М. Никольская, P.M. Грановская, Б. Кирш, К. Вагнер, Н.А. Сирота, И.П. Стрельцова, Н.А. Bosma, I. Seiffge-Krenke и др.). Однако до настоящего времени практически отсутствуют (за редким исключением; так, например, Е. Коржова рассматривает особенности копинг-стратегий у подростков Гамбурга и Санкт-Петербурга) исследования, посвященные сравнительному анализу этнических аспектов данной проблемы, что в последующем позволит выйти на профилактику интолерантного поведения и экстремизма в молодежной полиэтнической среде России. Уверенность в своей способности преодолевать жизненные трудности, не защищаясь этническими предрассудками, способствует развитию чувства компетентности и собственной ценности, повышает самооценку человека, его уверенность в собственных силах, в том, что он может созидать свой жизненный мир (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Е.Е. Данилова, М. Тышкова, S. Kobasa, R. Lazarus, Nezu, K. Parks и др.).

По мнению Г.У. Солдатовой, «этническая идентичность» является центральным конструктом феноменологического поля многочисленных этнических феноменов, кроме того, это и неотъемлемая

часть социальной идентичности человека, формирование и функционирование которой подчиняется определенным социально-психологическим закономерностям. В связи с этим нами были поставлены задачи: выявить особенности идентификации подростками и юношами сложившихся у них способов совладания с трудными ситуациями, изучить, какие способы совладания с трудностями они интериори-зируют в социальном контексте своей семьи и национальной и современной социальной культуры.

Феноменология совладающего поведения подростков и юношества народов Сибири анализировалась через контент-анализ мини-текстов, представляющих ответы на вопросы и незаконченные предложения анкеты № 1 и 2, базовые копинг-стратегии изучались с помощью опросника Р. Амирхана; ко-пинг-стратегии в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах выявлялись с помощью методики Э. Хайма. Методики оценки копинг-стратегий адаптированы для России Санкт-Петербургским научно-исследовательским психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева. Результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики.

Записанные респондентами письменные высказывания относятся к жанру биографического интервью, хотя в анкете они представлены в небольшом объеме. Полученные данные были обработаны методом контент-анализа и соотнесены с существующими классификациями копинг-стратегий [6]. В результате выделились следующие стратегии совладания с трудными ситуациями: «анализ ситуации» - ответы, свидетельствующие о том, что респонденты, попав в трудную ситуацию, предпочитают проанализировать происходящее, наметить несколько вариантов решения проблемы, выбрать оптимальный и учесть различные аспекты данной ситуации; «действие» -ответы респондентов, раскрывающие их ориентацию на конкретные действия в решении проблемы. Эти стратегии относят к группе проблемно-ориентированных стратегий.

Другими наиболее часто выбираемыми стратегиями являются «совет» как стратегия социальной поддержки - обращаются за советом к близким людям, друзьям, родителям; «отвлечение, уход» - респонденты, которые предпочитают не слишком раздумывать над возникшей проблемой, а заняться чем-то другим. Из эмоционально-ориентированных наиболее характерна для респондентов исследуемой выборки стратегия «успокоиться»; она заключается в сохранении спокойствия в проблемной ситуации, умении «взять себя в руки», «не паниковать».

В результате анализа представлений респондентов о том, какие способы преодоления трудных ситуаций использует молодежь других национальностей, были выделены следующие категории: обращаются «за со-

ветом» - к старшим, друзьям, родителям; «уход в алкоголь, курение»; «самостоятельное решение»; «так же» - молодые люди, по мнению респондентов, справляются с возникающими у них трудными ситуациями так же, как и они; «не знаю» - респонденты, затрудняющиеся в ответе на данный вопрос.

С целью изучения возможного влияния этнической культуры на становление представлений о способах совладания с трудностями старшеклассников и юношей просили дать развернутые ответы на вопрос, какими способами добиваются успеха и справляются с трудностями герои вашего народного эпоса, привести примеры из сказок, легенд. Таким образом, были получены данные о культурных представлениях подростков и юношей о стратегиях со-владающего поведения. Наиболее представленными категориями явились: «труд, умения», «упорство», «хитрость», «магия», «сила», «мудрость, ум», «храбрость», «помощь» - помощь других персонажей, друзей, мудрецов, животных. В ответах встречалась замена примеров из народного эпоса примерами из современных телевизионных сериалов. Большинство таких примеров были наполнены агрессивным содержанием, отражая категорию «силы-насилия».

Важным для понимания формирования характера совладания с трудными ситуациями у старшеклассников и юношей было изучение наставлений родителей в отношении преодоления трудностей, которые отложились в представлениях их детей. Контент-анализ ответов респондентов на предложенную тему-вопрос анкеты, как учили или учат Вас Ваши родители (что они говорили, как наставляли) справляться с трудностями, с проблемами и неприятностями, позволил выделить такие категории родительских наставлений на способ преодоления трудной ситуации, как «не скрывать» - данная смысловая группа ответов раскрывает основную установку, закладываемую родителями, при решении трудных ситуаций, заключающуюся в ориентации детей на открытое общение со своими родителями, обращение к ним за советом («если что-то случилось, нужно обращаться к родителям», «всегда говорить о своих проблемах», «нужно рассказать, что случилось, не скрывать»); «избегание» - наставление не попадать в проблемные ситуации, соблюдать бдительность, уметь предвидеть трудности и не копить проблемы, ограничивать свои контакты и активность («стараться не попадать в проблемную ситуацию», «не нахвататься этих проблем», «не знакомиться со многими людьми», «не вмешиваться в чужие дела»); «действовать обдуманно, осознанно» - прежде всего, в ответах данной группы проявляется установка родителей на необходимость обдумывания ситуации, а затем совершение каких-либо действий («найти выход, все обдумать», «необходимо подумать, почему это произошло, и после предпринимать какие-то дей-

ствия», «анализировать, находить правильное решение»); «успокоиться» - установка родителей на сохранение спокойствия, самообладания («думать, не паниковать», «не сходить с ума», «лучше лишний раз промолчи, сдерживай свои эмоции», «не беспокоиться», «трезво мыслить, не делать глупости»); «все само решится» - родительская установка на формирование пассивной, выжидательной позиции, без действия, все разрешится само собой со временем, без затраты сил и энергии («все пройдет, утихнет, надо все легко преодолевать», «все делается к лучшему»); «спросить совета» - советоваться с родителями, со старшими, людьми, которые подскажут и помогут»; «не теряться» - такой вариант ответов может свидетельствовать, на наш взгляд, об оказании поддержки родителями с позиции «друга», в отличие от советов с позиции «наставника» («не унывать, везде есть выход, не навредив себе», «быть оптимистом, мягко говорить, резко не выражаться, обосновывать каждое действие», «не сдаваться, хорошо все обдумывать»); «решать проблемы» - ориентация родителями своих детей на конкретные действия в направлении решения возникшей проблемы («надо все легко преодолевать», «надо сразу все решать», «не паниковать, не избегать трудностей, а преодолевать их», «папа - бей между глаз, полетят искры; мама - разговором избегай насилия», «решать проблемы, всё обдумывая»); «терпение» - главное в трудной ситуации - это проявить терпение, по мнению родителей.

Таким образом, родительские наставления в представлениях их детей отражают проблемно-ориентированные, эмоционально-ориентированные, и социально-ориентированные стратегии совладания с трудностями, а также их взаимосвязанные варианты.

После проведения контент-анализа была произведена процедура табулирования с последующим качественным анализом и классификацией полученных результатов.

Показано, что по всей выборке (см. таблицу) в преодолении ситуаций наиболее часто встречающимися категориями совладания в трудных ситуациях являются «анализ ситуации», «совет», «решение проблемы», «успокоиться», «мудрость, ум», «сила», «самостоятельное решение». Минимальными в преодолении ситуации являются «избегание», «труд и умения», «терпение», «не скрывать», «помощь», «магия», «упорство», «все само решится».

В дифференцированном анализе этих показателей по национальным группам было выявлено, что, по представлениям респондентов всех национальных групп, они склонны пользоваться способами преодоления, направленными на проблему, на других людей, на эмоциональное состояние и на самого себя. Однако в разных группах они представлены качественно и количественно как одинаковыми, так и

различными стратегиями и способами совладания, подтвержденными примерами высказываний.

Феноменологический анализ встречаемости ко-пинг-стратегий по категориям в национальных группах показал, что «анализ ситуации» в наибольшей степени предъявляется татарами и хакасами, затем - алтайцами, шорцами и бурятами, в наименьшей степени - русскими; «совет» в наибольшей степени склонны спрашивать шорцы и буряты, затем - алтайцы и русские, в наименьшей степени - хакасы и татары.

Стратегия «отвлечение, уход» как способ преодоления проблемной ситуации представлена незначительно во всех группах; «успокоиться» - этот способ в большом количестве случаев выбирается алтайцами, шорцами, русскими и бурятами, в малом - хакасами и татарами; «самостоятельное решение» представлено в большей мере у хакасов.

Пример «труда, умения» специфичен только для шорцев; «сила» встречается только у шорцев; «мудрость, ум» - этот способ в большом количестве случаев выбирается алтайцами, бурятами, хакасами и татарами, в малом - шорцами, русскими; «решать проблему» настроены все подростки, кроме шорцев и алтайцев.

Минимальный выбор у всех групп подростков приходится на следующие категории: «храбрость», «помощь», «не скрывать», «избегание», «обдумывание», «все решится само», «терпение», «действие», «алкоголь, курение», «упорство», «хитрость», «магия».

Анализ психодиагностических данных по ко-пинг-стратегиям, полученным с помощью «Опросника базовых копинг-стратегий» Амирхана, показал, что в целом по выборке преобладающее число подростков использует конструктивные копинг-стратегии, наименее - стратегии защиты. В отношении национальных групп эти данные распределились следующим образом. «Социальная поддержка» наиболее выражена у шорцев (сближаются с показателями «конструктивной стратегии»), наименее -у хакасов. «Конструктивная стратегия» преобладает по всей группе подростков, наибольшие показатели - у бурят, наименьшие - у татар. «Защита» -наименее характерная стратегия в использовании по всей выборке, но у подростков-татар - наибольшие показатели по этой стратегии. Таким образом, данные показатели свидетельствуют в целом о положительной динамике когнитивного развития старшеклассников и юношей народов Сибири - преобладание конструктивной стратегии и снижение значимости социальной поддержки, а также последнее место в отношении выраженности онтогенетически более ранней стратегии совладания - защиты. В то же время сравнительный анализ полученных показателей может свидетельствовать о необходимости для совладания с трудностями более тесных социальных связей у шорцев и более высокой психоэмоциональ-

Классификация стратегий

Направ- ленность Стратегия Способы Примеры высказываний

1. Разрешение проблемы Анализ проблемы Рассмотрение альтернатив Действия Решать проблемы, все обдумывая; думать, а не паниковать; трезво мыслить и не делать глупости; все обдумать и найти выход; анализировать, находить правильное решение; мудрость, ум. Наметить несколько вариантов решения проблем; выбрать оптимальный вариант с

2. Изменение взгляда на проблему Придание смысла

На проблему 3. Предвосхищение-избегание трудной ситуации Не попадать в проблемную ситуацию Ограничение активности учетом всей ситуации. Труд, умения, сила, хитрость, упорство; мягко говорить, резко не выражаться, обосновывать свои действия; стараюсь сосредоточиться. Стараться не попадать в проблемную ситуацию, не нахвататься этих проблем; справляться с

4. Пассивное ожидание разрешения проблемы Выжидание Терпение трудной ситуацией разговором - избегать насилия; не знакомиться со многими людьми, не вмешиваться в чужие дела. Не говори ничего лишнего. Лучше промолчи. Не болтаться где попало. Обходить стороной. Все пройдет, утихнет; надо все легко преодолевать; надо все пустить на самотек; все разрешится без затраты сил и энергии; проявить терпение. Все, что ни делается - делается к лучшему, магия

5. Принятие ситуации Магия Фатализм

На других людей 6. Поиск социальной поддержки Поиск эмоциональной поддержки Пассивная кооперация Обращение к инструментальной поддержке Альтруизм Сотрудничество Делюсь своими переживаниями, говорю о своих проблемах; не нужно скрывать от родителей, если что-то случилось. Обращаюсь за советом к друзьям, родителям, близким, старшим людям. Люди подскажут и помогут, оказание поддержки со стороны друга

7. Отстранение Самостоя- тельность Протест Обвинение Сам разбираюсь со своими проблемами без помощи взрослых, каждый человек индивидуален и справляется сам; самостоятельно перерабатывают эту ситуацию, а потом исправляют ее.

8. Противодействие Агрессия Сила героев народного эпоса, фильмов; отец: «бей между глаз - полетят искры. Абахан, герой легенды, не думая о себе, идет искать медведя и убивает его, становясь народным героем. Если кто-то обидел - давать сдачу, если не смог, то мстить. Если трудность человек - убивают, если вещь - то ломают (герои народного эпоса)

На эмоциональное состояние 9. Сознательная регуляция эмоционального состояния Оптимизм Подавление эмоций Самообвинение Не сходить с ума, не беспокоиться; трезво мыслить; не унывать - везде есть выход; быть оптимистом; не сдаваться - все хорошо обдумывать; сохранение спокойствия; сдерживание своих эмоций. Не думать, заняться чем-то другим, алкоголь, курение. Не принимать близко к сердцу.

10. Отвлечение Отвлечение

11. Уход от ситуации Диссимиляция

На само- оценку 12. Поддержание собственного достоинства и уверенности в себе Сохранение апломба Установка собственной цены Принятие ответственности Это жизненный барьер, с которым нужно справиться, препятствия на моем пути, которые нужно преодолевать; верю, что сам могу справиться

ной напряженности, склонности к защитному поведению у татар.

По результатам методики Оценки копинг-страте-гий в разных сферах (Э. Хайм) выявлено, что преобладающее число подростков-татар в трудных ситуациях используют эмоциональную адаптивную стратегию «оптимизм» и неадаптивную стратегию «подавление эмоций». Среди когнитивных стратегий- «сохра-

нение апломба» и «придание смысла». Подростками-татарами используются адаптивные, неадаптивные и полуадаптивные стратегии только из когнитивной и эмоциональной сфер. Большая частотность связана с адаптивными стратегиями когнитивной и эмоциональной сфер («оптимизм», сохранение апломба»).

Для преобладающего числа русских подростков и юношей в трудных ситуациях свойственно сохра-

нять «оптимизм»; когнитивной стратегией чаще бывает «проблемный анализ», а поведенческими - «сотрудничество» и «обращение». Русские обнаруживают адаптивные стратегии из всех сфер при преобладании стратегий поведенческой сферы, что может указывать на использование стратегий, связанных с психологическим свойством русской нации - соборностью, чувством коллективизма.

Преобладающее число шорцев совладают с трудными ситуациями с помощью эмоциональной стратегии «оптимизм», неадаптивной поведенческой стратегии «отвлечение», адаптивной когнитивной стратегии «проблемный анализ» и полуадаптивной когнитивной стратегии «придание смысла». Таким образом, несмотря на адаптивные и полуадаптивный варианты копинг-стратегий в когнитивной и эмоциональной сферах, шорцы отдают предпочтение использованию в поведении неадаптивной стратегии «отвлечение». Возможно, «придавая свой смысл» ситуации, они уходят таким образом от ее прямого разрешения через защитное поведение «отвлечение».

Буряты в большинстве также сохраняют «оптимизм», но для них характерна и неадаптивная эмоциональная стратегия «подавление эмоций», что, возможно, свидетельствует о национальных особенностях, традициях переживания и эмоционального реагирования. Выражены различные адаптивные когнитивные стратегии - «сохранение апломба» и «проблемный анализ», «установление собственной цены», а также полуадаптивная стратегия - «придание смысла». Поведенческая сфера представлена также разнообразными стратегиями: неадаптивной стратегией «отвлечение», полуадаптивной - «пассивная кооперация», адаптивными стратегиями «сотрудничество» и «обращение». Здесь выявляется любопытная закономерность: в когнитивной сфере представлены только адаптивные (большинство) и полу-адаптивные стратегии, в эмоциональной - равномерно все (адаптивные, неадаптивные и полуадаптив-ные), в поведенческой сфере (коммуникативной) -только адаптивные стратегии. Многообразие представленности различных стратегий и их характер по критерию адаптивности могут свидетельствовать о более вариативных, гибких возможностях совлада-ния с проблемными ситуациями у бурят.

Анализ психодиагностики по переменным методики Э. Хайма позволил установить, что «игнорирование», неадаптивная стратегия когнитивной сферы, в незначительном проявлении свойственно только подросткам-шорцам; «смирение» как характеристика неадаптивной стратегии когнитивной сферы не характерно для всей выборки, в незначительном проявлении специфично только для группы алтайцев; «диссимиляция» как неадаптивная стратегия когнитивной сферы встречается по всем национальным группам: в наибольшей степени свойственна хакасам,

не встречается у русских. Копинг-стратегия «сохранение апломба» как адаптивная стратегия когнитивной сферы встречается во всех национальных группах подростков; наиболее выражена она у татар, хакасов, русских и бурят, наименее - у шорцев. Полу-адаптивная стратегия когнитивной сферы «проблемный анализ» встречается во всех национальных группах подростков; наиболее выражена у бурят и хакасов, наименее - у алтайцев. Полуадаптивная стратегия когнитивной сферы «относительность» не является характерной для всей выборки, в незначительном количестве специфична лишь для русских; «религиозность», «растерянность» не характерны для всей выборки, что может указывать на возрастную особенность этих копинг-стратегий. «Придание смысла» как полуадаптивная стратегия когнитивной сферы наиболее характерно для бурят и татар, наименее - для русских и хакасов, отсутствует у алтайцев; «установка собственной цены», адаптивная стратегия когнитивной сферы, в небольшой степени характерна для хакасов, алтайцев и бурят.

Что касается копинг-стратегий в эмоциональной сфере, то «протест» как стратегия эмоциональной сферы в незначительной степени встречается только в группе русских подростков. Таких ребят «возмущает несправедливость их судьбы к ним, они протестуют». Неадаптивная стратегия эмоциональной сферы «подавление эмоций» встречается по всей выборке, наиболее характерна для бурят и хакасов, наименее - для русских и шорцев; «пассивная кооперация», полуадап-тивная стратегия эмоциональной сферы, наиболее выражена у бурят и татар, наименее - у русских. «Эмоциональная разгрузка» как полуадаптивная стратегия эмоциональной сферы не характерна для всей выборки, «покорность» как категория неадаптивной стратегии эмоциональной сферы также не характерна для всей выборки, эта тенденция прослеживается и в отношении стратегии «оптимизм», которая в качестве адаптивной стратегии эмоциональной сферы наиболее характерна для всей выборки. Очевидно, эти факты могут свидетельствовать о возрастной специфике использования - неиспользования копинг-стратегией. Наиболее выражен «оптимизм» у бурят, наименее - у русских. «Самообвинение», неадаптивная стратегия эмоциональной сферы, в незначительной степени встречается только у бурят; «агрессивность как категория неадаптивной стратегии эмоциональной сферы в незначительной степени встречается только в русской группе подростков. Это опровергает данные исследователей возрастной психологии об агрессивности как доминанте поведения подростков в выходе из проблемных ситуаций.

В поведенческой сфере «отвлечение» как неадаптивная стратегия встречается по всей выборке, наиболее представлена у шорцев, наименее - у алтайцев; «альтруизм» как адаптивная стратегия поведен-

ческой сферы незначительно представлен по всей выборке, выражен по сравнению с другими у бурят и татар; «активное избегание» как категория неадаптивной стратегии поведенческой сферы не характерна для всей выборки, что может указывать на возрастную специфичность этой копинг-стратегии для подростничества; «компенсация» как полуадаптив-ная стратегия поведенческой сферы в незначительной степени встречается только в русской группе подростков; «конструктивная активность» как категория полуадаптивной стратегии поведенческой сферы является не характерной для всей выборки, что может указывать на процесс становления конструктивных навыков совладания с трудностями в этом возрастном периоде. «Отступление» как категория неадаптивной стратегии поведенческой сферы характерно только для алтайцев; «сотрудничество» как категория адаптивной стратегии поведенческой сферы неравномерно выражено по показателям выборки: наиболее - у бурят и русских, наименее - у шорцев; «обращение» как категория адаптивной стратегии поведенческой сферы равномерно выражено у подростков всей выборки; наименьшие показатели - у шорцев.

Таким образом, на основании этих данных можно говорить о том, что по всей выборке наиболее представленными копинг-стратегиями являются «оптимизм» - адаптивная стратегия эмоциональной сферы, «подавление эмоций» - неадаптивная стратегия эмоциональной сферы, «сохранение апломба» - адаптивная стратегия когнитивной сферы, «проблемный анализ» - адаптивная стратегия когнитивной сферы, «отвлечение» - неадаптивная стратегия поведенческой сферы, «диссимиляция» - неадаптивная стратегия когнитивной сферы. Наименее часто встречаются «эмоциональная разгрузка» - полуадаптивная стратегия эмоциональной сферы, «покорность» - неадаптивная стратегия эмоциональной сферы, «агрессивность» -неадаптивная стратегия эмоциональной сферы, «религиозность» - полуадаптивная стратегия когнитивной сферы. Неадаптивные копинг-стратегии связаны по всей выборке подростков с эмоциональной и поведенческой сферой, адаптивные- с когнитивной сферой, по-луадаптивные стратегии могут встречаться в любой сфере.

На наш взгляд, эти результаты отражают понимание подростками и юношами, что конструктивные когнитивные стратегии (анализ, выбор альтернатив, планирование, обдумывание и т.д.) позволяют справляться с трудностями. Неадаптивные стратегии эмоциональной и поведенческой сферы, а также полуадаптивные стратегии во всех сферах отражают особенности данного этапа возрастного развития, связанные с эмоциональной амбивалентностью и остротой переживания процесса отделения и становления собственной идентичности, а также

могут отражать трудности в развитии и личностном становлении.

Анализ результатов исследования позволяет предположить, что копинг-стратегии являются индивидуальными психическими образованиями, и в то же время определяются возрастными особенностями. Высокая частота использования во всех этнических группах таких копинг-стратегий, как оптимизм, сохранение апломба, проблемный анализ, и низкие показатели применения по всем группам копинг-стратегий: «религиозность», «растерянность», «эмоциональная разгрузка», «покорность» - связаны с процессом возрастного развития и отражают, по всей вероятности, факт нормативности данных стратегий для периода взросления.

Произведенный анализ и классификации характеристик копинг-стратегий были дополнены содержательным анализом диагностического материала по гендерному критерию ввиду актуальности проблематики гендерных этнопсихологических особенностей в современных науках о человеке. Введение гендерного фактора позволило обобщить весь объем материала в следующих направлениях.

1. По критерию базовых копинг-стратегий обнаруживаются следующие особенности. У юношей шорцев, хакасов, русских, алтайцев более выраженной является базовая стратегия конструктивного решения, у юношей татар - стратегия защиты. На основании этих данных можно говорить, что юноши татары в трудных ситуациях более склонны руководствоваться стратегией защиты. Следовательно, мы можем предположить наличие риска возникновения психической напряженности и социально-психологических проблем (скрытых или явных). Из беседы с экспертами (педагогами), принимавшими участие в исследовании, мы узнали, что у выпускников школ татар существует проблема расширения социальных контактов - их социальное пространство ограничено жизнью только татарских сел. Часто встречаются случаи заключения брака с татарами этих сел, имеющими родственные связи. С этим, по мнению и наблюдению директора, связаны в том числе трудности когнитивного развития детей.

Второе место по частоте встречаемости у юношей всех этнических групп, кроме русских, занимает стратегия социальной поддержки. У русских юношей она выражена меньше по сравнению со стратегией конструктивного решения и защиты. Можно предположить, что русским юношам проще прибегать к стратегии защиты, чем использовать социальную поддержку в проблемных ситуациях. Исследование на выборке русских учащихся проводилось в смешанных классах и студенческих группах, где также учатся представители национальностей Сибири. Юноши этнических групп Сибири, кроме русских, более склонны использовать социальную поддержку в трудных ситуациях,

по всей вероятности, в силу своей национальной немногочисленности и плотного проживания на своей территории.

У девушек всех национальностей показатели базовых стратегий практически не различаются: на первом месте по частоте использования стоит конструктивная стратегия, средние по сравнению с двумя другими базовыми стратегиями показатели социальной поддержки, свидетельствующие, что в проблемных ситуациях девушки способны поделиться с другими, принять их совет, сами могут оказывать социальную поддержку людям в сложных жизненных ситуациях. Стратегия защиты выражена у девушек во всех этнических группах меньше всех других базовых копинг-стратегий.

О старших подростках и юношах с выраженной базовой стратегией конструктивного разрешения трудных ситуаций можно говорить, что у них проявляется тенденция возрастного развития, связанная с ориентацией на собственные возможности, позволяющие самостоятельно справляться с возникающими трудностями, и снижением ориентации на помощь других людей при разрешении трудной ситуации, а также на использование стратегий защиты как неэффективных и более ранних по уровню онтогенетического развития стратегий совладания.

2. По характеру копинг-стратегий в разных сферах (когнитивной, эмоциональной, поведенческой) у юношей и девушек изучаемых этнических групп получены следующие данные.

У юношей всех этнических групп, кроме юношей шорцев, наиболее выраженной когнитивной стратегией является адаптивная стратегия «сохранение апломба», т.е. совладанию с проблемными ситуациями помогает поддержание собственного достоинства и уверенности в себе. Более всего она выражена у юношей татар и хакасов. У шорцев в когнитивной сфере более высокий показатель приходится на неадаптивную копинг-стратегию «игнорирование», неадаптивную стратегию «диссимиляция». Также в когнитивной сфере для всех групп характерны такие стратегии совладания, как адаптивная - «проблемный анализ», полуадаптивная - «придание смысла»; неадаптивная стратегия «диссимиляция» встречается у юношей всех этнических групп, кроме русских; татары прибегают также к неадаптивной стратегии «смирение».

Для девушек всех этнических групп свойственно использование в когнитивной сфере адаптивной ко-пинг-стратегии «проблемный анализ», «сохранение апломба», встречается также полуадаптивная стратегия «придание смысла». У всех девушек, кроме русских, наблюдается использование неадаптивной ко-пинг-стратегии «диссимиляция». Русские девушки прибегают в трудных ситуациях к стратегии «отно-

сительность», а татарские - к неадаптивной стратегии «игнорирование».

В эмоциональной сфере у представителей всех этнических групп стратегия «оптимизм» оказалась наиболее часто используемой в проблемных ситуациях. При этом самыми оптимистичными оказались юноши буряты и девушки шорки и бурятки. Менее оптимистичными по сравнению с другими группами явились русские юноши и девушки, а также девушки-татарки. Наряду с выраженной адаптивной стратегией оптимизма у юношей бурят, татар, алтайцев и хакасов часто встречается неадаптивная стратегия «подавление эмоций», несколько меньше она представлена у русских и шорцев. В то же время копинг-стратегия «пассивная кооперация» больше выражена у юношей шорцев, татар и бурят. У русских юношей встречается, в отличие от других, адаптивная копинг-стратегия «протест». Для девушек также характерно использование стратегии «оптимизм»; наиболее выражена стратегия «подавление эмоций» у представительниц бурят, шорцев, хакасов и алтайцев, а стратегия «пассивная кооперация»- у девушек-татарок. Встречается копинг-стратегия «покорность» у девушек-шорок, агрессии -у буряток.

В поведенческой сфере юношей неадаптивная стратегия «отвлечение» представлена у бурят, хакасов, шорцев, алтайцев; у юношей русских и татар выбор этой стратегии отсутствует. У русских юношей более выраженной, по сравнению с другими стратегиями, является полуадаптивная стратегия «компенсация», у татар - адаптивные стратегии «обращение», «альтруизм» и «сотрудничество». К по-луадаптивной стратегии «компенсация» в сложных для себя ситуациях прибегают юноши-шорцы. Алтайцы склонны руководствоваться стратегией «обращение», «сотрудничество» и «отступление».

По критерию адаптивности для девушек (буряты, русские, хакасы, алтайцы) наиболее часто выбираемыми оказались адаптивные стратегии «обращение» и «сотрудничество». Встречается, но реже, чем вышеуказанные стратегии, адаптивная стратегия «альтруизм» у бурят, шорцев, татар и хакасов. Наряду с адаптивными у девушек (шорцы, русские, татары) отмечается неадаптивная стратегия «отвлечение», у алтайцев -неадаптивная стратегия «отступление».

Резюмируя, можно отметить, что обобщение сравнительных данных исследования характеристик копинг-стратегий подростков и юношей народов Сибири по критериям направленности, видов стратегий, способов, конструктивности-адаптивности, гендерной специфики указывает как на их общую направленность, так и на различное для каждой национальной группы содержание, что отражает неоднозначность процессов формирования этнической ментальности в современный период.

Литература

1. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореф.

дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 24 с.

2. Мещерякова Э.И. Этнопсихология характера // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1997. С. 56-59.

3. Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности в условиях социальной неста-

бильности // Толерантность и проблемы межэтнической коммуникации в молодежной среде современной провинции: Материалы научно-практической конференции (г. Курск, 8 декабря 2004 г.). Курск: Изд-во КГУ, 2003. С. 278-281.

4. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: Изд-во МГУ, 1997.

5. Стрельцова И.П. Возрастные особенности применения стратегии совладающего поведения // Ребенок в современном мире: Тезисы

докладов научно-практической конференции (31 января 2002 г.). Нижний Тагил, 2002. С. 1418.

6. Стрельцова И.П. К проблеме изучения трудных ситуаций в юношеском возрасте // Актуальные проблемы воспитания и развития

личности: теория и практика: Материалы VII конференции молодых ученых. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. 3 с.

EATHNO-PSYCHOLOGICAL, GENDER AND AGE PECULIARITIES OF ADOLESCENT CONTROLLING BEHAVIOUR

OF NATIONALITIES OF SIBERIAN REGION

T.G. Bokhan, E.V. Galazhinsky, E.I. Mesheryakova (Tomsk)

Summary. In this article the results of the analysis of more than 400 researches are given to reveal the gender differences in the coping strategies of the adolescents and youth from the different Siberian nationalities (Altaits, Khakases, Tatars, Buryats, Russians, Shortses) using the age factor. The valid proofs of the existing of the real gender and age differences both in the using of the base coping strategies and in the characteristics of the coping strategies in the cognitive, emotive and behavioral spheres were obtained.

Key words: personality, coping behavior, heavy situation, adolescents, youth, peoples of Siberia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.