ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
\ h"iy;i. I i,ii i.ir проблемы психологии труда
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ
С.В. ЗДОРОВА,
соискатель кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: zdosvevas@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются структура и содержание элементов коммуникативного потенциала; приводятся анализ отзывов непосредственных руководителей о качестве подготовки выпускников образовательного учреждения МВД России, а также результаты оценок слушателями выпускного курса личностных качеств, мешающих успешному выполнению служебной деятельности. Определены направления совершенствования процесса формирования коммуникативного потенциала сотрудников МВД России в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: профессиональная адаптация выпускников высшего образовательного учреждения МВД России, коммуникативный потенциал сотрудника МВД России, организаторские способности, способность к общению, коммуникативная компетентность, профессиональная подготовка сотрудника МВД России.
THE PROBLEM OF DEVELOPING THE SHAPING OF THE COMMUNICATION POTENTIAL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS STAFF IN RUSSIA
S.V. ZDOROVA,
the competitor of the chair of Psychology of Moscow University of the Ministry
of Internal Affairs of Russian Federation
Annotation. The article deals with the structure and contents of the communication potential elements, with the review of the chief officers" opinions on the professional competence of the graduates from higher education establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia as well as undergraduates" estimates of personal qualities preventing them from the effective performance of their duties. The trends of development of communication potential shaping process have been revealed.
Keywords: the professional adaptation of the graduates of the Ministry of Internal Affairs higher education establishments, the communication potential of the Ministry of Internal Affairs staff, organizational abilities, the ability to communicate, communicative competence, professional training of the Ministry of Internal Affairs staff in Russia.
Сотрудники МВД России выполняют ответственные задачи в объективно сложной обстановке, требующей полной мобилизации всех психических и физических возможностей, в условиях постоянного воздействия разнообразных (психотравмирующих) факторов:
♦ опасности, сопряженной с риском для жизни;
♦ физических перегрузок;
♦ резко и неожиданно изменяющихся условий службы;
♦ напряженности в работе, оказывающей влияние, прежде всего, на сенсорную и эмоционально-волевую сферы;
♦ непредсказуемых и недостаточно информативных быстроменяющихся ситуаций;
♦ тяжелых негативных коммуникаций с криминальной средой;
♦ интенсивных и длительных межличностных конфликтов в сфере профессиональных интересов;
♦ осознаваемой константности профессионально-статусных и бытовых условий существования в социуме;
♦ дефицита контактов с близкими людьми;
♦ нелицеприятной общественной оценки соответствия действий сотрудников МВД России ожиданиям гражданского общества.
Актуальные проблемы психологии труда
В таких условиях могут резко снижаться волевая готовность к немедленным действиям, возникать напряженность, неуверенность в себе (ситуативная и/или пролонгированная), стресс, апатия и другие эмоциональные состояния, ведущие к дезадаптации и отрицательно сказывающиеся на эффективности служебной деятельности1.
Исследования, проведенные А.Г. Маклако-вым и другими сотрудниками Военной медицинской академии2, позволяют говорить о том, что в разнообразных экстремальных ситуациях наиболее эффективны и адекватны поведение и деятельность людей, обладающих определенными психологическими характеристиками. В ходе исследований на основе разработанных шкал оценки уровня развития этих психологических характеристик ими проанализирована взаимосвязь полученных шкал и проведен факторный анализ, в результате которого были выделены факторы второго порядка: поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность. Эти факторы оказались взаимосвязанными между собой и составили один фактор третьего порядка, который был интерпретирован как личностный адаптационный потенциал.
Успешное выполнение сотрудником МВД России своей профессиональной деятельности в сложной обстановке, в том числе и в различных экстремальных ситуациях, во многом зависит от его личностного адаптационного потенциала, позволяющего скомпенсировать воздействие негативных факторов на психическую реальность человека. В силу этого личностный адаптационный потенциал и его компоненты можно рассматривать как составляющие профессиональной компетентности сотрудника МВД России.
Коммуникативный потенциал— это характеристика возможностей человека, которые определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении, под которой подразумевают знание норм и правил общения, владение его технологией, еще две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения, и коммуникативные способности — способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние
партнеров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении3.
Профессиональная адаптация выпускников Тверского филиала Московского университета МВД России в подразделениях МВД обеспечивается за счет овладения знаниями, умениями и навыками, формирования необходимых профессионально-важных качеств личности в ходе профессиональной подготовки, приспособления и привыкания к характеру, режиму и условиям труда в подразделениях МВД России.
В целях изучения особенностей адаптации специалистов МВД к практической деятельности проведен анализ отзывов непосредственных руководителей органов и подразделений внутренних дел о качестве подготовки выпускников Тверского филиала Московского университета МВД России. При этом на выпускников 2005 г. (по окончании стажировки) поступило 46 отзывов, на выпускников 2006 г. (по окончании первого года службы) — 48, на выпускников 2007 г. (по окончании стажировки) — 47, на выпускников 2008 г. — 41, на выпускников 2009 г. — 45 отзывов. Также проведено анкетирование 44 слушателей 5-го «А» курса по окончании их стажировки в ОВД в 2010 г., направленное на изучение их оценок личностных качеств, мешающих успешному выполнению служебной деятельности и способствующих успешному овладению ими своей профессией. Результаты сравнительного анализа отзывов на выпускников 2005—2009 гг. были сопоставлены с результатами анкетирования слушателей 5-го «А» курса.
В ходе анализа оценок деловых качеств выпускников, представленных в отзывах, были выявлены следующие закономерности.
Несмотря на то, что, начиная с 2007 г., наметилась тенденция к увеличению процента выпускников с высокими организаторскими способностями, а также уменьшению процента выпускников с низ-
1 Славнова Т.О. Тренинг саморегуляции как средство преодоления негативных состояний. М., 2001. С. 4.
2 Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Т. 22 // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16—24.
3 Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию.М., 1996.
Актуальные проблемы психологии труда
Рис. 1. Динамика оценок организаторских способностей выпускников Тверского филиала Московского университета МВД России с 2005 по 2009 г.
кими организаторскими способностями (до 0% в 2009 г.), доля выпускников со средними организаторскими способностями остается значительной и составляет 40% в 2009 г. (рис. 1).
Данная тенденция подтверждает тот факт, что формирование способности организовать себя и других в общении в современных непростых, часто противоречивых, условиях реформирования страны и правоохранительных органов остается важной задачей в системе подготовки специалистов МВД России.
Выявлено также (рис. 2), что на протяжении 2008—2009 гг. процент замкнутых выпускников оставался на нуле. В тот же период наметилась тенденция к уменьшению процента общительных выпускников и увеличению процента выпускников, избирательных в общении. Учитывая динамику общительности у выпускников (до 2007 г.), рожденных еще в советское время, можно сделать предположение об увеличении в дальнейшем доли замкнутых выпускников и выпускников, избирательных в общении, что вполне объясняется обусловленностью формирования их коммуника-
тивных способностей индивидуализмом и предприимчивостью, культивируемыми современным обществом. Такая ситуация требует ориентации процесса формирования коммуникативных способностей в системе профессиональной подготовки специалистов системы МВД на методы и средства, предполагающие развитие их способностей к общению.
Анализ динамики оценок конфликтности выпускников (рис. 3) показал, что процент выпускников с высоким уровнем конфликтности за три года (2007—2009 гг.) снизился с 7% до 0%. Вместе с тем, выявлен рост процента выпускников со средним уровнем конфликтности (до 27% в 2009 г.) за счет снижения (на 10% в 2009 г.) выпускников с низким уровнем конфликтности по сравнению с 2008 г.
Рис. 2. Динамика оценок общительности выпускников Тверского филиала Московского университета МВД России с 2005 по 2009 г.
Рис. 3. Динамика оценок конфликтности выпускников Тверского филиала Московского университета МВД России с 2005 по 2009 г.
Учитывая тенденцию к росту уровня конфликтности выпускников за последние три года, можно сделать вывод о том, что формирование коммуникативных свойств личности будущих сотрудников МВД России в процессе их профессиональной подготовки становится актуальной научной задачей, решение которой должно быть направлено преимущественно на изменение их отношения к способу общения.
В первые годы службы происходит адаптация молодых специалистов к условиям практической служебной деятельности, формируется их профессиональное поведение, развиваются организаторские способности, общительность и взаимодействие с различным социальным окружением, закрепляется личный авторитет в служебных коллективах. Выпускники учатся вести себя адекватно обстановке в различных экстремальных ситуациях. Показатели адаптации мо-
- -я.¿¿¿Ь'-
Актуальные проблемы психологии труда
Таблица 1.
Успешность вхождения в должность выпускников Тверского филиала Московского университета
МВД России
Степень успешности вхождения в должность
Высокая Достаточная Удовлетворительная Неудовлетворительная
2005 г. (по окончании стажировки) 37% 49% 14% 0%
2006 г. (по окончании 1 -го года службы) 28% 53% 19% 0%
2007 г. (по окончании 1 -го года службы) 16% 68% 14% 2%
2008 г. (по окончании 1 -го года службы) 11% 89% 0% 0%
2009 г. 10% 84% 6% 0%
лодых специалистов к условиям практической служебной деятельности могут служить критериями оценки сформированности их коммуникативного потенциала.
Оценка руководителями подразделений успешности вхождения в должность выпускников представлена в табл. 1:
В период с 2005 по 2009 г. отмечается снижение доли выпускников, которые адаптировались к служебной деятельности полностью (всего 10% выпускников в 2009 г.), стабилизация большой доли выпускников, адаптированных в основном (на уровне 84—89% выпускников в 2008—2009 гг.). Отмечается также снижение уровня авторитета выпускников среди сотрудников МВД России (табл. 2):
В качестве характерных недостатков в служебной деятельности выпускников руководители подразделений МВД отмечают: слабую теоретическую и практическую подготовку по специальности, трудности ведения документации, низкий уровень компьютерной грамотности, трудности общения с населением, низкий уровень культуры поведения, отсутствие самостоятельности в принятии решений.
Обращает на себя внимание тот факт, что тенденции, наметившиеся в подготовке выпускников за последние 5 лет (табл. 3), подтверждают наличие недостаточного уровня развития коммуникативного потенциала сотрудников, что проявляется в отсутствии самостоятельности в принятии решений у 25% выпускников, трудностях в общении и низком уровне культуры поведения у 21% выпускников 2009 г.
Профессиональная адаптация складывается из характерных особенностей и специфичности служебной деятельности, когда в ходе выполнения служебных задач часто возникают ситуации с реальной опасностью для жизни и здоровья. Наряду с этим здесь действуют факторы неожиданности, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденных ситуаций. Характеристики поведения выпускников в экстремальных ситуациях приведены в табл. 4.
Анализ данных табл. 4 показывает, что, несмотря на рост процента выпускников (до 80% в 2009 г.), уверенных в себе, быстро принимающих решения, эмоционально устойчивых, 20% выпускников все же проявляют нерешительность, неуверенность в себе, им необходимо время на адап-
Таблица 2.
Авторитет выпускников Тверского филиала Московского университета МВД России
Год выпуска Уровень авторитета
Высокий Средний Низкий
2005 г. (по окончании стажировки) 14% 74% 12%
2006 г. (по окончании 1 года службы) 17% 63% 20%
2007 г. (по окончании 1 года службы) 16% 49% 35%
2008 г. (по окончании 1 года службы) 11% 47% 42%
2009 г. 9% 45% 46%
Актуальные проблемы психологии труда
Недостатки выпускников в служебной деятельности
Таблица 3.
±±едос± а!кп в служжеблюп деятельности Год выпуска
2005 2006 2007 2008 2009
Слабая практическая подготовка по специальности 44% 42% 47% 79% 20%
Слабая теоретическая подготовка по специальности 22% 19% 21% 53% 20%
Трудности ведения документации 6% 19% 40% 37% 40%
Низкий уровень компьютерной грамотности 3% 17% 21% 11% 8%
Трудности общения с населением, низкий уровень культуры поведения 3% 6% 11% 16% 21%
Отсутствие самостоятельности в принятии решений 0% 0% 11% 21% 25%
тацию, что свидетельствует о недостаточной развитости у них коммуникативных способностей.
Результаты анкетирования курсантов 5-го «А» курса указывают на то, что среди личностных качеств, которые мешают успешно выполнять служебную деятельность, ими были выделены:
♦ подозрительность — 27% случаев;
♦ повышенная осторожность, нерешительность — 18%;
♦ жесткость в общении — 7%;
♦ отсутствие умений и навыков поведения в конфликтной ситуации — 7%;
♦ импульсивность в поступках — 5%;
♦ нетерпимость к недостаткам других людей — 5%;
♦ недостаточное развитие организаторских способностей — 4%;
♦ недостаток силы воли, настойчивости — 2%;
♦ вспыльчивость — 2%;
♦ агрессивность — 2% случаев.
Слушателями выпускного курса также были
выделены личные качества, повлиявшие на успешное овладение ими своей профессией:
♦ общительность, умение устанавливать контакты — 82%;
♦ умение понимать людей — 66%;
♦ эмоциональная устойчивость — 64%;
♦ исполнительность — 61%;
♦ уверенность в себе — 59%;
♦ самостоятельность — 59%;
♦ умение вести себя в конфликтной ситуации — 57%;
♦ дружелюбие — 55%;
♦ умение отстаивать свою точку зрения — 48%;
♦ организаторские способности — 36%;
♦ сочувствие к проблемам других людей — 23%.
Таким образом, обозначенные проблемы профессиональной адаптации и возможные причины, их порождающие, непосредственно связаны с компонентами коммуникативного потенциала на уровне знаний и умений по организации общения, использования его технологий, мотивов и установок, потребностей и отношений в общении, а также способностей осуществлять эффективные коммуникации с партнерами по общению.
Теоретический анализ разработанности проблемы коммуникативной компетентности показывает, что существенный вклад в изучение и разработку этого круга вопросов внесли работы Л.М. Абалина, Г.М. Андреевой, К.А. Абульхано-вой-Славской. Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Обозова,
Таблица 4.
Характеристики поведения выпускников в экстремальных ситуациях
в экстремальных ситуациях Год выпуска
2005 2006 2007 2008 2009
Уверен в себе, быстро принимает решения, эмоционально устойчив 73% 59% 65% 74% 80%
Проявляет нерешительность, неуверенность в себе, необходимо время на адаптацию 24% 33% 35% 26% 20%
Проявляет растерянность, наблюдается дезорганизация деятельности, состояние стресса 3% 8% 0% 0% 0%
Актуальные проблемы психологии труда
A.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Я. Яно-ушека и др.
Кроме того, проблемы коммуникативной компетентности сотрудников милиции активно изучались А.В. Батаршевым, С.П. Безносовым,
B.Л. Васильеввм, А.Т. Иваницким, В.Я. Кикотем, A.M. Столяренко, Л.Б. Филоновым, Ю.А. Шара-новым, А.Г. Шестаковым и др.
В настоящее время опубликован ряд исследований, посвященных только одной из составляющих коммуникативного потенциала, а именно коммуникативной компетентности: М.В. Боева (2002), С.Е. Кораблев (2003), М.В. Авдеева (2007), Н.В. Потлачук (2008).
Анализ данных исследований показывает, что разработанность проблемы коммуникативной компетентности касается отдельных специализаций — следователя, как у М.В. Боевой, либо оперативного сотрудника, как у Н.В. Потлачук, участкового уполномоченного милиции, как у
C.Е. Кораблева. Кроме того, исследованием данной проблемы охвачены отдельные следственные действия, как у М.В. Боевой, либо процесс развития коммуникативной компетентности на этапе первоначальной подготовки, как у С.Е. Кораб-
лева, либо сфера межкультурной коммуникации, как у М.В. Авдеевой, либо в целом деятельность оперативных сотрудников, как у Н.В. Потлачук.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют научно-методический аппарат комплексного исследования компонентов коммуникативного потенциала сотрудников МВД России и подходы к его формированию в рамках психологической подготовки по различным специальностям в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД, которые предусматривали бы и организацию учебно-воспитательного процесса по специальным психологическим дисциплинам, и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса психологами кадровых служб.
Исходя из проведенного анализа, формирование коммуникативного потенциала сотрудников МВД России — актуальная научная задача, тесно связанная с повышением успешности (качества) их профессиональной деятельности. Решение этой задачи возможно за счет разработки и реализации в системе профессиональной подготовки специалистов МВД научно-методического аппарата в соответствии с обозначенными проблемными направлениями их профессиональной адаптации.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ БАЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ И ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВЫХ РЕСУРСОВ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
Е.В. КОЗЛОВА,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: kholyanova_alena@mail.ru Научный руководитель и рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. Исследуется динамика развития базисных стратегий личностно-средовых ресурсов копинг-поведения у сотрудников ОБЭП МВД РФ; рассмотрена проблема протекания профессиональной деятельности сотрудников ОБЭП МВД РФ.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, адаптация, копинг-стратегия, копинг-ресурс.
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF BASIC STRATEGY AND LICHNOSTNO-SREDOVYH KOPING-BEHAVIOUR RESOURCES
E.V. KOZLOVA,
a graduate student for the department of psychology Moscow University MVD of Russia