ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Таблица 5
Оценки деятельности научных школ за последние пять лет
Наименование оценки НШ 1 НШ 2 НШ 3 НШ 4 НШ 5
Расчетная кр . инт ] 1,06 1,01 0,94 0,74 0,90
Экспертная кэ . 1 инт ] 2,00 2,00 2,00 1,50 1,00
Общая 3,06 3,01 2,94 2,24 1,90
Данная методика позволяет проводить оценку деятельности научных школ, действующих внутри определенного вуза, а также сравнивать научные школы различных вузов, выявляя таким образом организации-лидеры.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 8.04.2009, №312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2009, № 406 «Об утверждении типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы граж-
данского назначения, и типовой методики оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».
ГАЛИЕВ Ильхам Исламович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», президент.
ПАНЫЧЕВ Александр Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, ректор.
ЧЕРЕМИСИН Василий Титович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», проректор по научной работе и инновациям.
Адрес для переписки: 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35.
Статья поступила в редакцию 30.04.2010 г.
© И. И. Галиев, А. Ю. Панычев, В. Т. Черемисин
УДК 378 А. Е. ВЕРЕТЕННИКОВА
Омская академия МВД России
АКТУАЛЬНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОТРУДНИКА
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ______________________
В статье доказывается актуальность изучения коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России, которые считаются сотрудниками органов внутренних дел. Представлена логика постановки научной проблемы.
Ключевые слова: коммуникативная культура, сотрудники ОВД, курсанты образовательного учреждения МВД России, теория коммуникации.
Представляется обоснованным, что заявленные направления технологической модернизации в нашей стране должны начинаться с воспитания новой личности [1], поскольку они будут невозможны на фоне пониженного культурного уровня членов общества, существующего на современном этапе. По данным Института социологии РАН, 73 % молодых людей в возрасте от 17 до 26 лет и 80 % представителей старшего поколения от 40 до 60 лет уверены, что российская культура, а вместе с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои постепенно деградируют. Исследование показало, что лишь 39 % молодежи и 50 % старших россиян читают книги; соответ-
ственно 7 % и 10 % посещают музеи; 28 % и 20 % — театры и концерты классической музыки [2].
Следствием такого обедненного способа освоения действительности является и снижение уровня речевой культуры. Путем анкетного опроса участников нашего исследования — курсантов образовательных учреждений МВД России было установлено, что половина всех опрошенных находится в среде, где можно услышать ненормативную речь. Несмотря на то, что большинство родителей респондентов имеют диплом о высшем образовании (87,2 %) и работают государственными служащими, т.е. в сфере, требующей высокой культуры речи и коммуникативной
компетентности, 47,1 % родителей прибегает к использованию бранных слов и выражений. Из них 69,2 % — на работе и в кругу друзей, 30,8 % — в семейном кругу, причем 7,3 % родителей постоянно используют брань. Все респонденты (100 %) также отметили, что их друзья и знакомые пользуются нецензурной лексикой. Из них 11,7 % — постоянно, 8,6 % — в стрессовых ситуациях, 79,7 % — редко [3].
Исследования в области культуры речи, выполненные учеными одного из ведущих образовательных учреждений МВД России, показали, что, чаще всего курсанты сквернословят именно в учебном заведении. Ответ «часто» и «постоянно» дали соответственно 52 % и 34 % курсантов (юношей) — будущих оперативных работников, а также 47 % (часто) и 37 % (постоянно) — будущих следователей. Девушки выбрали ответ «постоянно» в 59 % анкет. Большинство участников опроса объясняют собственное сквернословие при общении в молодежной среде внешними причинами («защитная реакция», «другого языка участники общения не понимают»). Исследование также показало, что, широко используя бранные слова, молодые люди не понимают негативных последствий сквернословия. Они также не осознают выражения неуважения и оскорбления, наносимые другим людям в процессе такого общения. Недооценивается и угроза широкого распространения бытового сквернословия для национального самосознания. Непонимание места и роли «арго» в языке ведет к обеднению не только языка, но и культуры в целом, а также и отношений молодых людей к окружающим. Несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов, особенно девушек, выразили отрицательное отношение к сквернословию (2/3 опрошенных), они вынуждены быть втянутыми в «оскорбительное» общение более агрессивным и неразвитым меньшинством. В свою очередь, вынужденная необходимость такого общения при определенных обстоятельствах усиливает стремление уехать из России, порождает негативное отношение к своей стране и её гражданам.
Рассматривая курсантов образовательных учреждений МВД России как сотрудников органов внутренних дел (они считаются таковыми с момента зачисления приказом руководителя вуза МВД), будущая профессия которых относится к типу «человек — человек», высказываются опасения об успешности их профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что, во-первых, факт сквернословия свидетельствует о неуважительном отношении к людям, следовательно, и к своей профессии. Во-вторых, при использовании бессмысленных слов, выполняющих эмоциональную функцию, у оперативного или следственного сотрудника не развивается логическое мышление, умение строить речь, последовательно выражать мысли. В-третьих, нарушив нормы общения, сотрудник сможет нарушить и нормы права [4].
Высказанные опасения подтверждаются негативными примерами в нашей стране и за рубежом, которые приобретают широкий общественный резонанс. Известны факты, когда профессионалы, призванные защищать права и свободы граждан, представляют угрозу для общества. Свое взаимодействие с окружающими они основывают на тезисе «эти законы и правила не для нас», полагая, что служебное положение, сложность профессиональных задач, ситуация кризиса позволяют им пренебрегать основополагающими ценностями и дают им право на привилегии. Сюда можно отнести инциденты, происшедшие в Москве и Омске, когда сотрудники милиции посчитали, что им позволительно разрешить личный конф-
ликт, применяя оружие, а не силой словесных аргументов [5].
В международной практике правоохраны также известны печальные примеры применения сотрудниками физической силы, а не профессионального общения. Как писали Financial Times, Guardian, лондонский полицейский грубо толкнул уличного продавца. Это привело к падению, удару, внутреннему кровоизлиянию, сердечному приступу и смерти. Несколько дней спустя полицейский ударил по лицу женщину, участвующую в марше памяти погибшего, а затем применил дубинку. Эти случаи вызвали бурю негодования британской общественности, которая традиционно рассматривала сотрудников полиции как своих защитников, содержание которых обеспечивается также и законопослушными налогоплательщиками. С точки зрения населения, в упомянутых случаях полицейские, от которых ожидалось поведение «слуг» (servants) при выполнении сервисной функции, вели себя как «хозяева» (masters) [6, 7]. По оценке исследователей полицейской этики в Канаде и Америке, как результат именно таких форм правоохранительной деятельности «несколько тысяч офицеров полиции завершили свою карьеру за решеткой вместо отдыха на пенсии» [8]. К этому можно добавить, что в России, по словам руководителя департамента собственной безопасности генерал-лейтенанта милиции Ю. Драгунова, только за первый квартал 2009 года было выявлено 18 000 правонарушений, совершенных сотрудниками милиции, причем каждый шестой привлеченный являлся начальником [9].
Низкий уровень коммуникативной культуры сотрудников правоохранительных органов, о котором свидетельствуют упомянутые случаи, приводит к разрушению отношений с населением, потере у граждан уважения к правоохранительным органам вообще и сотрудникам милиции и полиции в частности. Как показали результаты опроса населения фондом «Общественное мнение», в нашем обществе милиция находится на одном из последних мест в рейтинге доверия населения к различным государственным и общественным институтам. Наряду с тем, что 43 % населения характеризовали работу милиции как хорошую и удовлетворительную, 38 % оценили её как плохую [10].
Об этом же свидетельствуют результаты мониторинга общественного мнения, проведенного ЗападноСибирским отделением ВНИИ МВД в Омском регионе. Круг респондентов включал тех, кто непосредственно сталкивался с сотрудниками органов внутренних дел, тех, кто лично наблюдал за их поведением, а также основывал своё мнение на рассказах знакомых, родственников и сообщениях в средствах массовой информации. По данным указанного исследования, 42 % опрошенных негативно оценили работу сотрудников ГИБДД, 28 % — патрульно-постовой службы, 22 % — участковых инспекторов, 18 % — сотрудников паспортно-визовой службы, 9 % — оперативных работников, 8 % — следователей. Такое отношение, в свою очередь, приводит к тому, что лишь 29 % опрошенных омичей выразили готовность в случае необходимости оказать содействие органам внутренних дел. Этот факт безусловно влияет на эффективность деятельности сотрудников ОВД по охране порядка и защите населения [11].
Результаты мониторинга не вскрывали причины отрицательного отношения населения к сотрудникам ОВД, однако можно предположить, что проявившийся негативизм явился результатом неудовлетворительного выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
профессиональной компетенции. Как отмечают руководители подразделений ОВД, в служебной деятельности выпускников образовательных учреждений МВД среди прочих характерных недостатков (длительная адаптация к службе, отсутствие инициативы, отсутствие жизненного опыта и т.п.) на первом месте по важности находятся трудности в общении с населением [12]. По оценкам исследователей, «сотрудники, характеризующиеся недостаточной профессиональной успешностью, невысоким уровнем профессионального развития, имеющие слабо сформированные коммуникативные качества, испытывают высокую потребность в общении при неразвитости навыков служебного и личного взаимодействия с кол-легами»[13]. В этом случае ответственность за качество подготовки специалиста, востребованного современным обществом, несет система образования МВД. Низкий уровень коммуникативной культуры выпускников может быть объяснен отсутствием целенаправленной системы ее развития в процессе профессионального образования.
Недопустимость сложившейся ситуации обусловлена тем, что в современных условиях в связи со становлением гражданского общества в стране, расширяется социокультурная среда деятельности специалистов. Поэтому востребованы сотрудники, владеющие наряду с другими и навыками коммуникации, которая является основой социальной целостности и единства любого цивилизованного общества, поскольку условием существования общества являются те связи и отношения, в которых представители этого общества находятся друг с другом.
Полагаем, что в сложившейся ситуации представляется целесообразным обратиться к коммуникати-вистике — науке о процессах коммуникации, поскольку ученые, изучающие её вопросы, подчеркивают, что «разнообразные виды коммуникативных воздействий представляют собой центральное место в структуре современного общества, и их эффективность во многом определяет успех или провал любого общественного явления. Так, один из путей преодоления очевидной нехватки взаимного доверия в обществе — это развитие и поддержание коммуникаций между социальными группами и властью» [14]. Такое свойство коммуникации объясняет насущную необходимость дальнейшей разработки, внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений МВД России и применения на практике различных сторон теории коммуникации в сфере правоохранительной деятельности.
Как известно, коммуникативистика объединяет все аспекты изучения процесса коммуникации. Она возникла на гране прошлого века и настоящего в ответ на демократические изменения в обществе, требующие многообразия человеческих контактов, В центр общественных отношений был поставлен человек как субъект и объект профессиональной деятельности. Понимание закономерностей межличностной коммуникации приобрело большое значение для эффективности любой профессиональной деятельности. Стало ясно, что успешность выполнения должностных обязанностей во многих сферах зависит от коммуникативной компетенции участников профессионального процесса. Поэтому на современном этапе к профессиональному образованию предъявляются требования подготовки специалистов, владеющих основами теории коммуникации, способными не только грамотно отправить, получить, декодировать и оценить информацию, а также выстраивать отношения с партнерами по деловым контактам.
В связи с этим, актуальность приобретает подготовка таких профессионалов, которые, являясь носителями профессионального и личностного опыта, успешно работают в системе человеческих отношений, выстраивая их в рамках цивилизованной коммуникации. Именно к профессиям типа «человек — человек» и относятся наиболее востребованные специальности «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция», по которым осуществляется профессиональная подготовка курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Учитывая демократические процессы, происходящие в обществе, продвижение по пути становления гражданского общества в России, можно предположить, что в недалеком будущем важной и неотъемлемой составляющей в активности органов правоохранительной деятельности будет являться её повседневная сервисная функция, как это уже претворяется в некоторых гражданских обществах. Поэтому успешность профессиональной деятельности тех сотрудников ОВД, которые непосредственно работают в области человеческих отношений: следователя, участкового уполномоченного милиции, инспектора по делам несовершеннолетних, оперативного работника, инспектора дорожно-патрульной службы, во многом будет зависеть от того, насколько он понимает сущность процесса профессиональной коммуникации и способен управлять им в целях эффективного исполнения служебных обязанностей.
Процессы международного сотрудничества в сфере правоохраны сделали необходимым овладение сотрудниками ОВД иноязычной межкультурной коммуникацией, поскольку ежегодно несколько десятков сотрудников МВД России командируются для поддержания правопорядка на территориях, контролируемых миссиями ООН.
Как видим, в современной практике правоохранительной деятельности востребован сотрудник с высоким уровнем сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, необходимого для успешного функционирования в профессиональной среде и обществе в рамках своих способностей и социального статуса. Описанная характеристика рассматривается теорией коммуникации как коммуникативная компетентность [15].
Вместе с тем известно, что, следуя современной тенденции смещения образовательной парадигмы в сторону компетентностной, была выявлена необходимость формирования у субъекта образовательного процесса ключевых компетенций/компетентностей, к которым отнесены и коммуникативные, что, в свою очередь, придало острую актуальность изучению коммуникативной сферы личности, к которой относятся и проблемы коммуникативной культуры.
Таким образом, обобщая ключевые моменты, объясняющие актуальность коммуникативной культуры для сотрудников ОВД, которыми с момента зачисления в вуз являются курсанты образовательного учреждения МВД России, можно сделать вывод, что она обусловлена:
— необходимостью совершенствования коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России как сотрудников ОВД, так как низкий уровень коммуникативной культуры этих сотрудников снижает эффективность правоохранительной деятельности, поскольку неуважение к объекту правоохранительной деятельности, проявляющееся в неприемлемой цивилизованным обществом форме коммуникативного поведения приводит к разрушению сущности профессии, относящейся к
сфере «человек-человек», а также к деградации личности сотрудника;
— свойством коммуникации регулировать общественные процессы, способствуя взаимодоверию граждан и правоохранительных органов;
— востребованностью сотрудников ОВД, способных эффективно решать современные проблемы в сфере «человек - человек» в стране и на территориях, представляющих интерес для международных правоохранительных миссий;
— перспективой смещения акцента правоохранительной деятельности на сервисную;
— требованием качества образования, соответствующего новой образовательной парадигме.
Итак, обозначенная актуальность коммуникативной культуры для сотрудников ОВД ставит следующую научную проблему: как интенсифицировать образовательный процесс с тем, чтобы добиться кардинального изменения в сфере развития коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России с учетом снижения уровня культуры общества и качества работы по развитию коммуникативной культуры на предшествующих ступенях общего образования?
Решению этой проблемы будет посвящено наше дальнейшее исследование.
Библиографический список
1. Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:_Ьир // news.kremlin.ru/transcripts/5979. — Загл. с экрана.
2. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты [Электронный ресурс]: аналитический отчет Института социологии РАН за 2007 г. — Режим доступа: http:www. isras.ru/analytical_report_Youth_7_1_2.html. — Загл. с экрана.
3. Веретенникова, А. Е. Коммуникативная культура сотрудников органов внутренних дел [Текст] : монография / А. Е. Веретенникова ; Ом. акад. МВД России. — Омск : ОмА МВД России, 2009. — С. 113.
4. Гейжан, Н.Ф. Проблемы ограничения сквернословия в среде курсантов образовательных учреждений [Текст] / Н. Ф. Гей-
жан // Вестник СПб университета МВД России. — 2001. — №4(12). — С. 164-167.
5. У него не все получалось на должности начальника. [Текст] // Известия. — 2009. — 28 апреля. — № 73. — С. 1.
6. Murphy, M. Review ordered on police use of «kettling» tactics [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http:// www.ft.com. 16 April 2009 — Загл. с экрана.
7. Peel M. G-20 death need not be in vain [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http:// www.ft.com. 11 April 2009 — Загл. с экрана.
8. Prevost, A., Trautman N. Police Ethics Training's State-of-the-Art // The ILEETA Chronical. December 2006. Vol. 1. Issue 1. — P.10.
9. Козлова, Н. Погоны под статьей [Текст] / Н. Козлова // Российская газета. — 2009. — 13 мая . — № 84. — С. 7.
10. Что является приоритетным в работе милиции [Текст] : cборник материалов расширенного заседания коллегии МВД России. — М. : ДКО МВД России, 2006. — 40 с.
11. Тимко, С. А. Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел [Текст] / С. А. Тимко // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 1. — С. 9—13.
12. Бабкина, Н. А. Интеллект — показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД [Текст] / Н. А. Бабкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 1 (23). — С. 18 — 20.
13. Караваев, А.Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов — сотрудников органов внутренних дел [Текст] : метод. пособие / А. Ф. Караваев. — М. : ЦОКР МВД России, 2005. — C. 227.
14. Бергельсон, М. Б. Совместные учебные программы: баланс интересов в международном пространстве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/. — Загл. с экрана.
15. Основы теории коммуникации [Текст] : учебник для студентов вузов / М. А. Василик [и др.] ; под ред. М. А. Василика. — М. : Гардарики, 2005. — C. 58 — 59.
ВЕРЕТЕННИКОВА Анна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: e-mail: AnnVer@ km.ru
Статья поступила в редакцию 17.12.2009 г.
© А. Е. Веретенникова
Книжная полка
Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова. — 2-е изд. — М. : Дашков и К°, 2008. — 277, [1] с. : рис., табл. — ISBN 978-5-91131532-0.
В учебном пособии раскрываются технологии социальной работы с дезадаптированными детьми как в России, так и за рубежом. Рассматриваются опыт межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, модели социальных служб, занимающихся профилактикой беспризорных детей.
Для специалистов социальной работы с детьми, студентов и преподавателей вузов социального профиля.
Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Социальная работа» / Л. И. Савинов, Е. В. Кузнецова. — 3-е изд. — М. : Дашков и К°, 2007. — 215 с. : рис., табл. — Библиогр.: с. 177-193. — ISBN 5-91131-319-7.
В пособии на основе анализа теоретического материала и данных собственных многоплановых эмпирических исследований рассматриваются актуальные проблемы социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей.
Для студентов специальностей «Социальная работа», «Психология», «Социология» и слушателей курсов повышения квалификации специалистов социальных служб. Может быть полезно сотрудникам органов системы социальной защиты семьи, психологам, разведенным родителям для организации само- и взаимопомощи.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ