ЗНАЧИМОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
Р.Р. Садеков,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России, полковник полиции
E-mail: pedagogikamosu@yandex.ru Д.М. Абрашкин,
адъюнкт кафедры педагогики Московского университета МВД России учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, старший лейтенант полиции E-mail: adm03@yandex.ru Научный руководитель: кандидат педагогических наук Воробьев А.Н.
Рецензент: кандидат педагогических наук Тихомиров С.Н. Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы качественной подготовки психологов для МВД России. Проведен анализ научных подходов, изучено текущее состояние дел в данной области и сделан вывод о значимости компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих психологов в вузах МВД России.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессиональная подготовка психологов, полиция, вузы МВД России
THE IMPORTANCE OF A KOMPETENTNOSTNY APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
R.R. Sadekov,
candidate of pedagogical sciences, associate professor ofpedagogics of an educational and scientific complex ofpsychology of office activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow
university of Russia, colonel of police D.M. Abrashkin,
graduated in a military academy of chair ofpedagogics of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia of an educational and scientific complex ofpsychology of office activity, senior lieutenant ofpolice
Annotation. In article topical issues of high-quality preparation of psychologists for the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The analysis of scientific approaches is carried out, current situation in the field is studied and the conclusion is drawn on the importance of a kompetentnostny approach in vocational training of future psychologists in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: competence, kompetentnostny approach, vocational training of psychologists, police, higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
На сегодняшний день в актуальных вопросах поиска качественных подходов к совершенствованию и развитию образования в системе МВД России ученые предлагают различные научные концепции. Высшее профессиональное образование в правоохранительной сфере нуждается в новых, более усовершенствованных педагогических методиках, инструментах, компетенциях, а значит и в высококвалифицированном персонале вузов, способных предложить свои услуги в важном деле подготовки сотрудников для обновленной полицейской структуры России.
Потребность органов внутренних дел в грамотных и способных адекватно противостоять современной преступности специалистах различных направлений служебной деятельности с каждым годом неуклонно возрастает, в связи с чем требуются новые образовательные технологии, положительные результаты исследований, проводимых на базе вузов МВД России, четко ориентированных на конкретные цели и задачи. Одна из таких приоритетных задач состоит в компетентностном подходе в профессиональной подготовке будущих психологов в вузах МВД России.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Тогда основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетентностей в интеллектуальной, общетвенно-политической, коммуникационной, информационной, правоохранительной, психолого-педагогической и прочих сферах [1].
Говоря о важности компетентностного подхода мы считаем необходимым учитывать следующие важные составляющие компоненты компетентност-ного обучения и компетенции вцелом. Мы придерживаемся определения, в котором компетенция представлена как набор качеств и умений, необходимых для выполнения определенных функций, а компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность их выполнять.
Также считаем целесообразным предусматривать в процессе формирования ключевых компетенций в виде готовности будущих психологов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, личностную ориентацию, деятельностный характер, направленность содержания образования на получение общих профессиональных умений и навыков, с
учетом познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, позитивного опыта служебной деятельности психологов в подразделениях органов внутренних дел.
Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих психологов, их обучения и образования в вузах системы МВД России были исследованы многими учеными, интересующимися этой проблемой (Кононов А.В. (2001), Кустов П.В.(2003), Волохов Д.А. (2006), Степанова Ю.Б. (2008), Сагайдак А.Ю.(2008), и др.) Специалистами были отмечены ряд важных аспектов в сфере компетентностного подхода, которые, безусловно оказывают методическую помощь в освещении заявленной нами темы.
Авторами сформулированы важнейшие принципы профессиональной подготовки психологов в вузе МВД России, которые выражаются в необходимости предусматривать в ее содержании типовые проблемные ситуации, с которыми сталкивается психолог в практической деятельности, при этом в основе учебно-методического обеспечения подготовки специалистов психологов важно постоянно поддерживать практическую направленность и проблемно-ориентированные методы обучения. Необходимо изучать практические проблемы, стоящие перед психологом и включать их в процесс подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава вуза МВД России.
Очень важно в процессе подготовки использовать учебные модули, соответствующие профессиональной деятельности практического психолога, активно и целенаправленно осуществлять межпредметные связи по профилирующим дисциплинам, разрабатывать научно-методические учебные материалы для обучающихся, организовывать межкафедральные взаимодействия преподавателей в целях повышение качества подготовки психологов для органов внутренних дел [2].
В ходе оценивания индивидуально-психологических особенностей личности курсантов с различным уровнем мотивации обучения важно анализировать их ценностные ориентации, направленность личности, карьерные ориентации, интеллектуальные, коммуникативные, организаторские способности и характерологические особенности личности.
Также на основе информативных показателей психодиагностических тестов с помощью многомерного регрессионного анализа разработать диагностический алгоритм прогнозирования мотивации учения курсантов вузов МВД России в период их профессионального психологического отбора и психологического сопровождения в процессе обучения [3].
Одной из целевых задач профессорско-преподавательского состава профильных кафедр вуза
№ 10 / 2012
Вестник Московского университета МВД России
271
МВД России, в частности кафедр учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России является важность формирования ключевых компетенций в виде готовности будущих квалифицированных психологов использовать усвоенные знания, умения и навыки в повседневной служебной деятельности для решения практических задач.
Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К числу таких принципов можно отнести следующие положения:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения
[4].
Проанализировав современные требования, предъявляемые к специалистам-профессионалам психологам МВД России, мы считаем очень важным в системе подготовки учитывать важность сформировать ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, которые в свою очередь, будут незаменимы в повседневной работе.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что психологи выпускники вузов системы МВД России, прошедшие качественное прак-тико-ориентированное обучение, с использованием современных научных инновационных разработок смогут реализовать полученные знания в подразделениях органов внутренних дел, оказывая квалифицированную помощь в разрешении множества серьезных вопросов.
Список литературы
1. Конькова Е.А. Компетентностный подход в обучении. Статья. Москва. ГБОУ ВПО МГПУ // Интернет ресурс //http://www.mgpu.ru/article. рЬр?агйс1е=273
2. Сагайдак А.Ю. Организация подготовки психологов в вузе МВД России на интегративно-мо-дульной основе. Диссертация кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.
3. Волохов Д.А. Психологические особенности мотивации учения курсантов вузов МВД России. Диссертация кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2006.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Педагогическая библиотека. 2004, №5, с.3// Интернет ресурс //http://www.pedlib.ru/.