Научная статья на тему 'Роль коммуникативных способностей личности военнослужащего внутренних войск МВД России в современном социальном пространстве'

Роль коммуникативных способностей личности военнослужащего внутренних войск МВД России в современном социальном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
548
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОНИМАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чихачёв Максим Витальевич, Спирин Александр Викторович

В статье проведен анализ существующих точек зрения на проблему коммуникативных способностей. Охарактеризована коммуникативная проблематика через основные аспекты. Рассматривается сущность и показана роль коммуникативных способностей военнослужащих. Выделена структура коммуникативных способностей. Проанализирована проблема процесса коммуникации как одного из важнейших в жизни общества. Подвергнуто анализу взаимопонимание. Выделена формула изучения коммуникативных способностей. Проанализирована социальная перцепция как восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. Исследуется аспект экзистенциалистской концепции, который обращает внимание на ситуации, в коих самовыражение индивидов выступает как достаточно отчетливое осознаваемое намерение. Сделан вывод о том, что в условиях социального пространства коммуникативные способности личности военнослужащих очень важны для успешности его профессиональной и служебно-боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникативных способностей личности военнослужащего внутренних войск МВД России в современном социальном пространстве»

УДК 159.9:316.77

Чихачёв Максим Витальевич

Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, max_chihachev@mail.ru, Новосибирск

Спирин Александр Викторович

Преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии Яковлева И.К МВД России, spirin-77@inbox.ru, Новосибирск

роль коммуникативных способностей личности военнослужащего внутренних войск мвд россии в современном социальном пространстве

Аннотация. В статье проведен анализ существующих точек зрения на проблему коммуникативных способностей. Охарактеризована коммуникативная проблематика через основные аспекты. Рассматривается сущность и показана роль коммуникативных способностей военнослужащих. Выделена структура коммуникативных способностей. Проанализирована проблема процесса коммуникации как одного из важнейших в жизни общества. Подвергнуто анализу взаимопонимание. Выделена формула изучения коммуникативных способностей. Проанализирована социальная перцепция как восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. Исследуется аспект экзистенциалистской концепции, который обращает внимание на ситуации, в коих самовыражение индивидов выступает как достаточно отчетливое осознаваемое намерение. Сделан вывод о том, что в условиях социального пространства коммуникативные способности личности военнослужащих очень важны для успешности его профессиональной и служебно-боевой деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные способности, понимание, социальная перцепция, социальное пространство.

Chikhachev Maxim Vitalievich

Associate (graduate student) full-time students. Novosibirsk Military Institute of internal Armies of a name of general I.K. Yakovleva of the Ministry of Internal Affairs of Russia, max_chihachev@mail.ru, Novosibirsk

Spirin Aleksandr Viktorovich

Senior Lecturer Novosibirsk Military Institute of internal Armies of a name of general I.K. Yakovleva of the Ministry of Internal Affairs of Russia, spirin-77@inbox.ru, Novosibirsk

role of the communicative abilities of military servicemen of russian internal troops in contemporary social space

Abstract. In the article the analysis of the existing points of view on the problem of communicative abilities. Characterized communicative problems through the main aspects. The essence and the role of communicative abilities of the soldiers. The divisional structure of communicative abilities. Analyzed the problem of communication process, as one of the most important in the life of society. Reviewed understanding. Selected formula study of communicative abilities. Analysis of the social perception as perception, understanding and evaluation by the people of social objects. Studied aspect of the existentialist concept, which focuses on situations in which the expression of individuals acts as quite octet first conscious intention. The conclusion is that in the conditions of social space communicative abilities servicemen very important for a successful it professional and the service and combat activity.

Keywords: communication skills, understanding, social perception, social space.

Как мы знаем, социальное пространство - это один из видов пространства (наряду с физическим и другими); многомерное пространство социальных процессов, соци-

альных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой. Философы и социологи под соци-

альным пространством понимают логически мыслимый конструктор, особую среду, в которой осуществляются социальные отношения. В то же время это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно [5].

Значение для личности коммуникативных связей было отмечено учеными еще в античную эпоху. Уже в V веке до н. э. древнегреческие мыслители поставили в центр внимания коммуникативную проблематику. Они же первыми охарактеризовали три основных аспекта этой проблематики. Во-вторых, они обратили внимание на то существенное обстоятельство, что коммуникативный контакт индивида с другими индивидами не есть нечто случайное: он причинно обусловлен и облечен в определенные социальные формы; он не есть личное дело индивидов, а в той или иной мере соотносим с потребностями общества, в котором они живут [6]. В-третьих, коммуникативный контакт не есть абсолютное социальное благо для обеих сторон, он может быть опасен лично для одной из них, он может быть разрушителен социально. Утверждение, что сознание есть спе-цифическая форма коммуникативных способностей, можно услышать и сейчас. Вряд ли оно сколько-либо полно характеризует сущность сознания, которое по природе своей является целенаправленным отражением объективного мира, регулирующим деятельность и контролирующим отношение к действительности, природной и социальной. Хотя человеческое сознание неразрывно связано с языком, люди развиваются по способности вер-бализовать свой внутренний мир. Для характеристики коммуникативного процесса существенна направленность передачи информации. В зависимости от смысла информации она может быть направлена либо определенным, конкретным индивидам, либо некоторой группе лиц, образующей множество вероятных получателей этой информации [2, с. 80-83]. Необходимое звено коммуникативных процессов, протекающих в обществе, составляет понимание сообщения. Понимание - это способность уяснить то или иное сообщение, которое реализуется в сознании индивида при обязательном участии языка [3]. Отсюда не следует, впрочем, что коммуни-кативные способности индивидов

обязательно вербальные: помимо собственно речевого, лингвистического аспекта они обладают и аспектом паралингвистическим. Краткая формула современных психологов - вокализация не равна вербализации -по существу совершенно справедлива. Каждому известно, что рыдания, смех, стон могут сказать нам значительно больше, нежели тщательно логически обоснованное вербализованное выражение тех же самых эмоциональных состояний. С точки зрения Г. Лассвелла, исследование коммуникативных способностей должно базироваться на материале, структурированном по следующей формуле: 1) что передал, 2) что передам, 3) по какому каналу, 4) кто принял, 5) каков результат [4]. Соответственно, материал дифференцируется на данные об: 1) источнике, 2) содержании, 3) канале, 4) мишени, 5) эффекте. Хотя практическую полезность подобного деления отрицать не приходится, вряд ли возможно признать полноту этой схемы. В процессе её анализа логически возникает предположение, что, по крайней мере, один из существующих элементов здесь выпадает. Действительно, содержание сообщения отнюдь не всегда адекватно отражает некоторый предмет общения, существующий вне данного конкретного акта коммуникации. И тот, кто направляет со-общение, и тот, кто его получает, имеют собственное (в абсолютном большинстве случаев различное) представление о тех предметах, событиях и ситуациях, которые в совокупности образуют предмет общения. Нетрудно сделать вывод, что эффект приема информации в очень большой степени зависит от соответствия содержания информации предмету общения, истинному положению дел. Равным образом содержание информации, иначе говоря, выбор той или иной интерпретации действительного положения вещей определяется тем представлением о предмете общения, которое имеет отправитель, и его предварительной оценкой установок получателя информации (сообщения). Согласно концепции Дж. Г. Мида, общество не может существовать без коллективных социальных актов, которые происходят на основе взаимодействия и кооперации отдельных индивидов [10]. Для того чтобы участвовать в этих актах, человек должен быть в состоянии оце-

нивать значения своих собственных слов и жестов и правильно интерпретировать слова и жесты партнеров. Для того чтобы участвовать в коммуникативном процессе, человек должен оценивать себя, свою позицию (коммуникативные способности), свою роль не только со своей точки зрения, но и с точки зрения «надличной», с точки зрения других участников коммуникативного процесса. Вероятно, что первичная ячейка общества - семья, которая и представляет собой единство личных и «надличных» моментов коммуникативного процесса. Эта форма обще-ния людей прямо влияла на диалогическую природу языка, создающего для каждого из нас возможность почувствовать себя частью большего, чем личность, целого.

Процесс коммуникации социально значим. Общество стремится санкционировать его существование, регулировать его, пресекать или поощрять. Социальное санкционирование коммуникации находит частное выражение в различных формах фиксации служебных отношений. Бесспорно, санкция, которую дает общество на военную контрактную службу, отвечает глубинным потребностям в стабильности, свойственным обществу как системе. Методология анализа коммуникативных возможностей и способностей личности, несомненно, связана с целями, которые мы перед собой ставим. Иллюзия взаимопонимания, считают экзистенциалисты, бесспорно, существует, но она никаким образом не является истинной целью коммуникации [1]. Тем менее взаи-мопонима-ние может рассматриваться как сущность коммуникации. На деле взаимопонимание - лишь своего рода «приманка», позволяющая участникам коммуникативного акта вступить в него, что очень востребовано во внутренних войсках МВД России. Зачастую индивиды не осознают, что их стремление к взаимопониманию иллюзорно, и обладают субъективно честным намерением его достичь. Реализация этого намерения практически сводится к самовыражению участников акта коммуникации. Исследуя этот аспект экзистенциалистской концепции, необходимо обратить внимание на ситуации, в которых самовыражение индивидов выступает как достаточно отчетливо осознаваемое намерение, по крайней мере,

одного из участников коммуникативного акта. Говоря о коммуникативных способностях военнослужащего, нельзя не учесть тот факт, что, двигаясь по служебной лестнице и стремясь к личностному росту, он в той или иной степени становится наставником.

Возникает вопрос: какова структура коммуникативных способностей, коммуникативной компетентности, используемых командиром в общении с подчиненными? Отметим, что коммуникативные способности, выражающиеся в общении, - это способности к общению, характерным образом выступающие в области взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием [8, с. 32-33]. Из данного предложения можно сделать как минимум два полезных заключения: беседа о способностях к психолого-педагогическому общению не может вестись автономно от обсуждения совместных коммуникативных способностей, которые проявляются во всех областях человеческого общения; порой речь идет о способностях к общению, и ограничивается разговорами о совокупных коммуникативных способностях нельзя.

Также мы считаем, что умение точно оценить условия общения - это способность наблюдать за обстановкой, предпочитать наиболее информативные особенности и концентрировать на них внимание; точно вос-принимать и оценивать общественный и психологический смысл завязавшейся ситуации.

Действительно, зачастую возникают ситуации, когда даже самая проблематичная возможность достичь взаимопонимания толкает индивида на крайние степени самовыражения. Но подобные ситуации скорее ис-ключение, чем правило, да и феноменологический подход к ним, развиваемый философами экзистенциалистского направления, не раскрывает их социально-психологической сущности, связанной с природой одиночества как специфического состояния личности в определенной среде [1, с. 9]. Коммуникативные способности индивида, как правило, эффективны и способствуют достижению целей участников общения, что предполагает следующее: гибкость, или пе-реключаемость внимания - умение сосредоточивать его последовательно на различных объектах. Это исключительно существен-

но для индивида не только потому, что его внимание всё время переключается с одного подчиненного на другого, но и потому, что в коллективе оно переходит на содержание занятия и обратно.

На занятиях избирательность внимания характеризует несущественность для большей части признаков подчиненных. Командир вычленяет из них то, что связано с эффективностью его деятельности: возраст, эмоци-ональное состояние, уровень внимания, степень утомления, готовность вступить в контакт, за-интересованность. К этому виду относятся также умения социальной перцепции. Социальная перцепция -это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. [11]. Способность «читать по лицам», замечать и интерпретировать в поведении людей то, что сигнализирует об их состоянии, настроении, динамике взаимоотношений с ним и т.д. Специальные исследования психологов показывают, что такие умения в структуре личности тесно связаны с уровнем интеллекта, способностями к общению и так называемым конструктивным воображением [7]. Коммуникативные умения (способности) можно отнести к нескольким основным группам. Первая группа - это умения находить контакт со слушателями. В психологии общения различают взаимодействие людей в ходе совместной деятельности, затем их общение между собой, обеспечивающее это взаимодействие. Наконец, независимо от содержания и функций общения, люди вступают между собой в процессы контакта. Иначе говоря, человек должен уметь «войти в разговор», выйти из него, поддерживая определенный (как его называют в психологии) «уровень интимности» и т.д. [9]. Существует довольно детально разработанная техника такого контакта - словесная (вербальная) и несловесная. Процессы контакта, в свою очередь, обслуживают общение, составляют его «рамку», универсальный компонент. Достаточно сложные по структуре, они включают «содержательные умения», т. е. понимание, когда и в каком направлении выступающий должен проявить коммуникативную активность. Однако существует

и другой круг умений контакта - способности адекватно выразить это намерение при помощи речи, жеста, мимики, умения планировать общение. Они тоже «многослойны». Коммуникативный процесс должен быть эффективным и оказывать содействие в достижении целей участников общения.

Таким образом, в условиях социального пространства коммуникативные способности личности военно-служащих очень важны для успешности его профессиональной и служебно-боевой деятельности. Поэтому их нужно развивать и совершенствовать.

Библиографический список

1. Анастази Л. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М, Апрель Пресс,1982. - 252 с.

2. Боровицкий А. М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №2 (45). - С. 80-83.

3. Кузнецова Е. В. О некоторых аспектах понятий «знание» и «понимание» в условиях компе-тентностного подхода к обучению // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2 - С. 69-72.

4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. - Пермь, 1970. - 295 с.

5. Михалевский Д. В. Формирование социального пространства и его структур: дис... канд. филос. наук. - М., 2012. - 218 с.

6. Спирин А. В., Наумов П. Ю. Структура духовно-нравственных ценностей воинского коллектива // Сибирский педагогический журнал. -2013. - №4. - С. 41-45.

7. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., «Прогресс», 1982. - 231с.

8. Чихачёв М. В. Коммуникативная компетентность личности: теоретические основы. - М.: «Социосфера», 2012. - 118 с.

9. Чихачёв М. В. Социально-гуманитарное исследование качества образования и психолого-педагогических проблем воинских коллективов: монография // Шматков Р. Н., Шадрин А. С., Спирин А. В. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - 110 с.

10. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

11. Эльконин Д. Б. Послесловие к четвертому тому собрания сочинений Л. С. Выготского. - М., «Педагогика» 1984. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.