_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.92
Чихачёв Максим Витальевич
Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, max_chihachev@mail.ru, Новосибирск
психологическая адаптация в исследованиях военных психологов
Аннотация. В статье проведен анализ существующих в психологии точек зрения на проблему психологической адаптации в исследованиях военных психологов. Рассматривается сущность адаптации военнослужащих в работах различных авторов. Выделяются объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптированности военнослужащих. Проанализирована зависимость сохранения профессионального здоровья военнослужащих от их личностного адаптационного потенциала. Рассмотрена психологическая адаптивность юношей к военной службе. Отмечена существующая тождественность компонентов адаптивности со структурой коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: адаптивность, психологическая адаптивность, адаптированность, личностный адаптационный потенциал, учебная адаптированность, служебно-дисциплинарная адаптированность, микросоциальная адаптированность.
Chikhachev Maxim Vitalievich
Associate (graduate student) full-time students. Novosibirsk military institute of internal armies of a name of general I.K. Yakovleva of the Ministry of Internal Affairs of Russia, max_chihachev@mail.ru, Novosibirsk
psychological adaptation
in researches of military psychologists
Abstract. In article the analysis of the points of view existing in psychology on a problem of psychological adaptation in researches of military psychologists is carried out. The essence of adaptation of the military personnel, in works of various authors is considered. Objective and subjective criteria of social and psychological adaptedness of the military personnel are allocated. Dependence of safety of professional health of the military personnel on their personal adaptation potential is analysed. Psychological adaptability of young men to military service is considered. Existing identity of components of adaptability with structure of communicative competence is noted.
Keywords: adaptability, psychological adaptability, adaptedness, personal adaptation potential, educational adaptedness, office disciplinary adaptedness, mikrosotsialnaya adaptedness.
В военной психологии исследование закономерностей, психологических механизмов и типологии адаптационного процесса, особенностей его проявления у различных категорий военнослужащих были предметом изучения Алдашевой А. А., Яблонко В. Я., Жмырикова А. Н., Сенокосова Ж. Г., Камышева А. А., Попкова В. В., Соловьева И. В., Булгакова А. В., Чайки В. Г. [1, 3, 5, 8, 13, 14, 15, 16, 17]. Проблемы формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся, их психологической готовности к службе в Вооруженных Силах изучались Алешкиным В. В., Лоскутовым В. Н. [2, 10].
Рассматривая сущность адаптации военнослужащих, указанные авторы отмечают,
что содержанием данного процесса является перестройка потребностно-мотивацион-ной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек, освоение новых социальных ролей, достижение нового статуса в коллективе и т.д. [4].
Обобщение взглядов военных психологов по исследуемой проблеме позволяет выделить объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптирован-ности военнослужащих.
Объективные критерии включают:
а) учебную адаптированность - эффективность, успешность учебно-профессиональной деятельности;
б) служебно-дисциплинарную адаптиро-
ванность - успешность выполнения служебных задач, выполнение требований уставов, приказов командиров и начальников;
в) микросоциальную адаптированность -авторитетное положение в коллективе как результат самоутверждения, достаточно высокий статус, отсутствие конфликтов с сослуживцами;
К субъективным критериям относятся:
а) удовлетворенность военнослужащего своим профессиональным, внутриколлек-тивным статусом, сохранность интереса к военной профессии, воинской специальности, развитие профессиональных интересов - мотивационная адаптированность;
б) позитивно-конструктивное отношение к взаимоотношениям в коллективе, отсутствие агрессивно-конфликтного или пассивно-подчиненного отношения к окружающим;
в) наличие адекватной, достаточно высокой самооценки при позитивном «Я-образе» («Я-концепции»), предполагающем отсутствие внутренних конфликтов, эмоциональной истощенности и пр. [7].
В военной психологии общепризнанной точкой зрения считается, что адаптационный потенциал обусловливает адаптивные возможности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Данное утверждение исходит из признания наличия в структуре личности способностей, являющихся условием ее успешной адаптации к измененной среде существования и основной детерминантой конструктивного пути развития этого процесса. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность. Выделение коммуникативных способностей в качестве одного из факторов успешной адаптации к военной службе подтверждает актуальность изучения коммуникативной компетентности военнослужащих для обогащения теоретических данных эмпирическими, а также для нахождения новых закономерностей влияния изучаемых понятий.
В исследовании А. Г. Маклакова проанализирована зависимость сохранности профессионального здоровья военнослужащих от их личностного адаптационного потенциала, а также специфики ситуаций, требующих наибольшей его мобилизации (например, ситуация первичной адаптации
к условиям службы). Личностный адаптационный потенциал рассматривается автором как интегрированная характеристика психического развития личности, определяющая эффективность военно-профессиональной адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья военнослужащих. К числу наиболее значимых, с точки зрения сохранения психического здоровья характеристик личностного адаптивного потенциала, А.Г. Маклаков относит уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, уровень ее конфликтности, ориентацию на существующие нормы поведения и требования коллектива, а также наличие среды общения и внешней социальной поддержки. В этой связи основными направлениями медико-психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих автор предлагает считать: психологическое прогнозирование здоровья и выявление лиц с недостаточным уровнем развития личностного потенциала; медико-психологическое сопровождение профессиональной деятельности военнослужащих и психологическую коррекцию; медико-психологическую реабилитацию лиц, перенесших воздействие психических факторов экстремальных условий деятельности [6].
Важность и необходимость предварительного формирования психологической готовности старшеклассников к службе в Вооруженных Силах подчеркивается в исследовании В. Н Лоскутова. Психологическая готовность автором определяется как сложное, системное личностно-функцио-нальное новообразование, определяющее успешность адаптированности молодых воинов к условиям военной службы, их быстрейшее вхождение в воинские коллективы и освоение боевой специальности. Данное образование включает в себя следующие подструктуры: социально-мировоззренческую (подструктуру социально-ценностных ориентаций); морально-политических чувств; необходимого и достаточного опыта, знаний, навыков, умений и привычек (в контексте соответствующей деятельности), а также характерологических качеств [6].
Следует отметить, что понятие адаптивности, будучи заимствовано из физиологии, соотносится со способностью к вариативному поведению, предполагающему определенную его пластичность и изменчивость в
зависимости от реального или прогнозируемого изменения обстановки и требований внешней среды. В этой связи адаптивный потенциал личности (адаптивность) предполагает наличие в его составе таких качеств, которые бы обеспечивали требуемую целесообразную изменчивость и пластичность поведения индивида. Для обеспечения необходимой вариативности поведения данные качества должны соответствовать предполагаемому спектру требований тех ситуаций, в которые может быть включен будущий военнослужащий. С учетом этого, психологическая адаптивность юношей к военной службе может быть рассмотрена как интегративное свойство личности (адаптивный потенциал), являющееся условием вариативного изменения уровня и характера психической регуляции поведения и эмоционального состояния сообразно меняющейся обстановке и пролонгированной перспективной оценки динамики вхождения будущего призывника в контекст военно-профессиональной среды, обеспечивающее эффективное взаимодействие молодого человека с другими субъектами без чрезмерного нервно-психического напряжения и внутриличностных конфликтов.
В структурном отношении психологическая адаптивность личности юноши к военной службе состоит из компонентов интеллектуального, поведенческого, эмоционально-волевого, мотивационного, обеспечивающих в своей совокупности актуализацию адаптивного потенциала в процессе конкретно-ситуативного разрешения противоречия «личность - требования военно-социальной среды». Функциями указанных компонентов являются:
- мотивационного компонента - оценка и выбор адаптационных стратегий, направленных на удовлетворение актуальных потребностей личности и преодоление вну-триличностных конфликтов, как результата пролонгированной перспективной оценки несоответствия собственного психического ресурса условиям реализации мотивов;
- интеллектуального компонента - вероятностная оценка ситуации, изменяющихся требований военно-социальной среды и адекватности собственного психического ресурса с точки зрения выбора наиболее оптимальных адаптивных действий;
- поведенческого компонента - установ-
ление и поддержание коммуникативного контакта, учебного и профессионального взаимодействия с субъектами социального окружения, референтно - значимыми в плане трансляции социальных норм и оценки результатов адаптационных действий;
- эмоционально-волевого компонента -обеспечение психической регуляции поведения и эмоциональных состояний, в границах, исключающих чрезмерное напряжение организма и личностных трудозатрат.
Анализируя компоненты адаптивности, стоит отметить существующую тождественность со структурой коммуникативной компетентности. Так, в выделяемой В. И. Кашницким структуре, операциональный компонент коммуникативной компетентности, обеспечивающий управление ходом процесса общения, эффективные воздействия на партнеров по общению, оптимальную саморегуляцию в ходе общения, соотносится с поведенческим элементом адаптивности, отвечающего за установление и поддержание коммуникативного контакта. Содержательный компонент, включающий знание законов общения, закономерностей и механизмов социальной перцепции, находит свое отражение в интеллектуальном компоненте, обеспечивающем оценку ситуации и степени соответствия собственного ресурса требованиям военно-социальной среды. Базовый компонент, включающий установки, ценностные ориентации, мотивы в коммуникативной сфере, может выступить основой для формирования мотивационного компонента адаптивности, предполагающего оценку и выбор стратегий удовлетворения актуальных потребностей. Таким образом, соотнесение структурных компонентов коммуникативной компетентности и адаптивности позволяет выделить сходство данных психологических феноменов. На основании некоторой тождественности коммуникативной компетентности и адаптивности перед исследователем открываются возможности более глубокого и системного изучения данных феноменов.
Психологическая адаптивность, в силу индивидуального сочетания входящих в нее свойств и качеств человека, определяет и индивидуальные границы т.н. фрустрацион-ной толерантности или пороговой величины уровня напряжения, превышение которого оказывает деструктивное влияние на психику и поведение юноши в условиях адапта-
ции к условиям военной службы, определяя конструктивный или деструктивный варианты адаптационного процесса в целом [4].
Таким образом, анализ теоретических источников позволяет определить место и роль психологической адаптивности личности в общем процессе социальной адаптации, рассматриваемой как процесс приспособления к установкам, ценностям, правилам и нормам коллектива, освоения социальных ролей. Психологическим содержанием процесса социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
Результатом адаптации является адап-тированность, выступающая таким состоянием субъекта, которое связывается с отсутствием у него длительных внутренних и внешних конфликтов, соответствием уровня и способов деятельности и поведения минимальным требованиям (ожиданиям) со стороны профессии, коллектива, испытываемым им состоянием психологического комфорта, самоутверждения и свободного выражения своих способностей.
Психологическая адаптивность юношей в контексте подготовке их к военной службе представляет собой важнейший фактор, обеспечивающий регулятивные функции в отношении поведения и психических состояний в процессе вхождения в новую для них - военно-социальную - среду. В структурном отношении психологическая адаптивность юноши состоит из компонентов интеллектуального, поведенческого, эмоционально-волевого, мотивационного, в своей совокупности обеспечивающих достижение необходимой вариативности поведения молодого человека сообразно меняющимся условиям военной службы.
Библиографический список
1. Алдашева A. A. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности: дис... докт. психол. наук. - Бишкек, 1995. - 381 с.
2. Алешкин В. В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М., ВПА, 1991. - 21 с.
3. Булгаков A. B. Отрицательные факторы социально-психологической адаптации офицеров расформируемых экипажей кораблей ВМФ и
преодоление их воздействия: дис... канд. психол. наук. - М., 2000. - 250 с.
4. Гришина Н. В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. // Психологические состояния. Экспериментальная и прикладная психология. СПб. - 1998. - 238 с.
5. Жмыриков А. Н. Психологические аспекты адаптации слушателей специализированного вуза к условиям профессионального обучения: дис... канд. психол. наук. - М., 1986. - 226 с.
6. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1989. - 133 с.
7. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 317 с.
8. Камышев A. A. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском ввузе: дис... канд. психол. наук. - М., 1999. - 187 с.
9. Кашницкий В. И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: дис... канд. пед. наук - Кострома, 1995. - 197 с.
10. Лоскутов В. Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах СССР: дис... канд. психол. наук.
- М., 1991. - 249 с.
11. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 1996. - 392 с.
12. Парсаданов Г. М. Психологические особенности адаптации курсантов высшего военно-морского училища и их влияние на последующую службу: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 244 с.
13. Попков B. B. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 1999. - 199 с.
14. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация к воинской службе: автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М.,1989. - 22 с.
15. Соловьев И. В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: дис... канд. психол. наук.
- М., 1999. - 257 с.
16. Чайка В. Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняемых в запас, к трудовой деятельности: дис... канд. психол. наук. -М., 2000. - 196 с.
17. Яблонко В. Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 211 с.