Научная статья на тему 'Психологические особенности адаптации призывников к воинской службе из полных и неполных семей'

Психологические особенности адаптации призывников к воинской службе из полных и неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
911
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ / ADAPTATION TO MILITARY SERVICE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЗЫВНИКА / THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE RECRUIT / ЛИЧНОСТНАЯ И СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / АДАПТИВНОСТЬ / ADAPTABILITY / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / MOTIVATION STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логутова Елена Владимировна, Тунина Любовь Александровна

Цель : раскрыть особенности личности призывника в период адаптации к воинской службе. Методы: использование диагностических методов для выявления личностных особенностей призывников, способствующих их успешной адаптации к воинской службе, учет социальной ситуации формирования и развития призывников, то есть их происхождение из полных и неполных семей. Результаты : исследование, проведенное, на базе войсковой части города Бийска Алтайского края, позволило обнаружить существенные различия по таким психологическим характеристикам как самоотношение, мотивация к воинской службе, проявления эмоциональной напряженности (тревожности), применяемых копинг-стратегий и адаптационного потенциала у военнослужащих из полных и неполных семей. Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса диагностических методик исследовано влияние индивидуально психологических особенностей призывников из полных и неполных семей на успешность прохождения ими адаптационного периода к воинской службе. Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической работе военными психологами, психологами образования, работающими с допризывниками, социальными психологами для разработки тренинговых и коррекционных программ, способствующих повышению эффективности адаптационных процессов призывников из полных и неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTATION OF RECRUITS FOR MILITARY SERVICE FROM COMPLETE AND INCOMPLETE FAMILIES

Objective: to reveal the peculiarities of the personality of the recruit during the period of adaptation to military service. Methods: using diagnostic techniques to identify the personal characteristics of recruits, to facilitate their successful adaptation to military service, given the social situation of formation and development of recruits, that is their origin from complete and incomplete families. Results: the study conducted on the basis of the military unit of the city of Biysk in Altai Krai allowed to detect significant differences in such psychological characteristics as self-attitude, motivation for military service, emotional tension (anxiety) used the coping strategies and adaptive capacity servicemen from complete and incomplete families. Scientific novelty: the article first based on the use of complex diagnostic techniques investigated the influence of individual psychological characteristics of recruits from complete and incomplete families on the successful completion of their adaptation period to the military service. Practical relevance: the obtained during research results can be used in the practical work of military psychologists, education psychologists, working with the youth of premilitary age, social psychologists to develop training and intervention programs to enhance the effectiveness of the adaptation process recruits.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности адаптации призывников к воинской службе из полных и неполных семей»

УДК 159.944.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПРИЗЫВНИКОВ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

© 2017

Логутова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная психология» Тунина Любовь Александровна, студентка 5 курса по направлению подготовки «Психология»

Оренбургский государственный университет (460000, Россия, Оренбург, пр. Победы 13, корп.20, e-mail:[email protected])

Аннотация. Цель: раскрыть особенности личности призывника в период адаптации к воинской службе. Методы: использование диагностических методов для выявления личностных особенностей призывников, способствующих их успешной адаптации к воинской службе, учет социальной ситуации формирования и развития призывников, то есть их происхождение из полных и неполных семей. Результаты: исследование, проведенное, на базе войсковой части города Бийска Алтайского края, позволило обнаружить существенные различия по таким психологическим характеристикам как самоотношение, мотивация к воинской службе, проявления эмоциональной напряженности (тревожности), применяемых копинг-стратегий и адаптационного потенциала у военнослужащих из полных и неполных семей. Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса диагностических методик исследовано влияние индивидуально психологических особенностей призывников из полных и неполных семей на успешность прохождения ими адаптационного периода к воинской службе. Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической работе военными психологами, психологами образования, работающими с допризывниками, социальными психологами для разработки тренинговых и коррекционных программ, способствующих повышению эффективности адаптационных процессов призывников из полных и неполных семей.

Ключевые слова: адаптация к воинской службе, психологические особенности призывника, личностная и ситуативная тревожность, копинг-стратегии, самоотношение, адаптивность, мотивационная структура.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTATION OF RECRUITS FOR MILITARY SERVICE FROM COMPLETE AND INCOMPLETE FAMILIES

© 2017

Logutova Elena Vladimirovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Social psychology" Tunina Lyubov Alexandrovna, the student of the 5th rate in the direction of preparation "Psychology"

Orenburg State University (460000, Russian Federation, Orenburg, Pobeda 13, korp.20, e-mail:[email protected])

Abstract. Objective: to reveal the peculiarities of the personality of the recruit during the period of adaptation to military service. Methods: using diagnostic techniques to identify the personal characteristics of recruits, to facilitate their successful adaptation to military service, given the social situation of formation and development of recruits, that is their origin from complete and incomplete families. Results: the study conducted on the basis of the military unit of the city of Biysk in Altai Krai allowed to detect significant differences in such psychological characteristics as self-attitude, motivation for military service, emotional tension (anxiety) used the coping strategies and adaptive capacity servicemen from complete and incomplete families. Scientific novelty: the article first based on the use of complex diagnostic techniques investigated the influence of individual psychological characteristics of recruits from complete and incomplete families on the successful completion of their adaptation period to the military service. Practical relevance: the obtained during research results can be used in the practical work of military psychologists, education psychologists, working with the youth of premilitary age, social psychologists to develop training and intervention programs to enhance the effectiveness of the adaptation process recruits.

Keywords: adaptation to military service, the psychological characteristics of the recruit, personal and situational anxiety, coping strategies, self-attitude, adaptability, motivation structure.

Призыв в армию - это новый и сложный этап в жизни молодого человека. В период воинской службы, а особенно на первом ее этапе проявляются социально-психологические особенности личности военнослужащего, а так же актуализируются личностные характеристики, связанные с социальной ситуацией призывника. В данных условиях наиболее ярко проявляется мотивацион-ная структура личности призывника, и проявляются индивидуально-психологические особенности, способствующие более успешному прохождению процесса адаптации военнослужащими и переживанию первых трудностей [1; 4; 9].

В течение всего адаптационного периода призывники, как правило, испытывают эмоциональную напряженность (тревожность), как склонность к переживанию тревоги. Тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности и в рамках проведенного исследования рассматривалась ситуативная и личностная тревожность. Ситуативная тревожность призывников связана с конкретной внешней ситуацией, призывом на военную службу, а личностная тревожность - это стабильное, характеризующее личность, состояние. Состояние тревоги, внутреннего дискомфорта, проявляющееся у военнослужащих по призыву оказывает отрицательное воздействие на процессе адаптации к воинской службе [7].

В период службы в армии, а особенно на первом этапе, для молодых людей характерны изменения в оценке

себя, пересмотр собственной «Я-концепции», так как именно представление личности о самой себе может помочь выстроить гармоничные отношения с новым социальным окружением. Свои новые связи и отношения молодые люди выстраивают, опираясь на свой предыдущий жизненный опыт, полученный, в частности, в семье где жил и воспитывался будущий призывник, именно семья является первичным социальным окружением, в котором формируется представление и отношение к самому себе [8].

В рамках проведенного исследования, было проведено сравнение особенностей адаптации к военной службе призывников из полных семей и неполных семей, в которых юноша воспитывался только мамой. В таких семьях, где, зачастую, отсутствуют образцы мужского поведения, у молодых людей может сформироваться низкая самооценка, недоверию самому себе и сложные взаимоотношениям с окружающим, как сверстниками, так и взрослыми. В семьях же складываются и основные механизмы преодоления трудностей - копинг-стратегии. Под копинг-поведением принято понимать стратегии действий, а именно постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы, которые могут привести к успешному или неуспешному разрешению кризиса [2].

Защите своего Отечества - первостепенная консти-

туционная задача страны и ее граждан в любой исторический период. Современная политика формирования вооруженных сил сводится к созданию регулярных профессиональных военных частей, но и большое внимание уделяется и военнослужащим по призыву. Теоретический анализ заявленной проблемы позволил выстроить логику экспериментального исследования и сформулировать понимание изучаемых социально-психологических особенностей личности призывников, так как, во многом, психологическое состояние призывника сказывается на его успешном прохождении срочной службы.

В исследовании, проведенном на базе войсковой части города Бийска Алтайского края, принимали участие молодые люди (юноши), в количестве 67 человек, призванные в Вооруженные силы Российской Федерации на 12 месяцев из различных регионов страны (31 человек из неполных семей и 36 человек из полных семей).

Для выявления различий индивидуально-психологических особенностей и особенностей адаптации к воинской службе призывников из полных и неполных семей использовались следующие методики:

- Тест тревожности Спилбергера-Ханина.

- Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман).

- Методика исследования самоотношения (тест -опросник МИС) (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).

- Копинг-тест Лазаруса.

- Методика оценки адаптационных способностей личности (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-200»), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным.

Результаты, полученные в ходе проведения исследования, позволили выявить значимые различия в индивидуально-психологических особенностей и особенностей адаптации к воинской службе призывников из полных и неполных семей. Значимые и достоверные различия обнаружены по шкале «коммуникативные способности» (U=3456,00 при р<0,01). Данный показатель более выражен в группе военнослужащих из полных семей, для этой группы испытуемых характерно умение конструктивно взаимодействовать с разными людьми, легче договариваться и устанавливать взаимоотношения. В то время как военнослужащим из неполных семей устанавливать и поддерживать контакты, взаимодействовать с разными категориями людей гораздо сложнее.

Значимые различия между группами испытуемых обнаружены также по показателю «личностная тревожность» (U=4561,00 при р<0,05). При этом данный показатель выше в группе военнослужащих из неполных семей, это может означать, что эмоциональная напряженность (тревожность) как стойкая личностная характеристика чаще проявляется у молодых людей из неполных семей. Различий по показателю «ситуативная тревожность» значимых различий не выявлено, это может свидетельствовать о том, что в ситуации призыва в вооруженные силы и начала воинской службы призывники как из полных, так и из неполных семей сильно испытывают определенную эмоциональную напряженность.

Анализ различий между группами испытуемых в мотивационной структуре личности, полученный с помощью методики В.Э. Мильман, показал, что существуют значимые достоверные различия по показателю «общение» (U=4534,00 при р<0,01). При этом более выражен этот показатель в группе военнослужащих из полных семей, что положительно коррелирует с результатами, полученные с помощью методики «Адаптивность-200» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина. Коммуникативные способности и мотивация к общению, установлению контактов позволяют военнослужащим из полных семей чувствовать себя более уверенно и комфортно в новой ситуации и быстрее к ней адаптироваться [10].

Результаты исследования, полученные с помощью методики исследования самоотношения В.В. Столина,

С.Р. Пантелеева [6], показывают наличие значимых различий по таким показателям как «отраженное самоотношение» (и=4357,00 при р<0,01), «внутренняя конфликтность» (и=3124,00 при р<0,01), «самопринятие» (и=4562,00 при р<0,01), «самообвинение» (и=4123,00 при р<0,01). Для военнослужащих из полных семей более характерны самоприняние и отраженное самоотношение, они испытывают чувство симпатии к самому себе, согласие со своими внутренними побуждениями, принимают себя такими, какие они есть. Для данной группы испытуемых характерно представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и понимание, т.е. ожидаемое, положительное отношение к себе.

Военнослужащих из неполных семей отличает внутренняя конфликтность и склонность к самообвинению. Для них характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с самими собой, чрезмерное самокопание, рефлексия на общем негативном фоне отношения к самому себе, а также готовность поставить себе в вину свои же промахи и неудачи.

Сравнение между группами выборки предпочитаемых копинг-стратегий показало, что военнослужащие из неполных семей в ситуации стресса чаще склонны прибегать к таким копингам как «конфронтация», «поиск социальной поддержки», «бегство», а военнослужащие из полных семей - «самоконтроль», «планирование решения проблем» (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Выбор копинг-статегий в группах выборки

Группы выборки £ g # iS i S i s et 1 g 6 « i 1 § Is ^ и 4 = - = к S S в 1 î = % - S 1 1 | 1 п я я - i S _ § 1 £ Г S P. = s =

В о енно служащие из неполной с еыьи 1183 103,9 122,1 124,6 12C;1 124,1 12537 107S

В о енно служащие 933 100,7 127,2 124 128,7 95,7 135,S 111,6

Значение критерия U M анна -Уитни (при р <0.01) 290* 429,5 48 9 47! 391 274* 2S4:5* 4895

Примечание: * - уровень значимости при р< 0,01

Доминирующими копинг-стратегиями в группе военнослужащих из неполных семей являются - «конфронтация», «бегство», «поиск социальной поддержки», то есть, для них наиболее характерными являются неконструктивные копинг-стратегии. Выбор таких стратегий поведения приводит не к решению проблем, а наоборот усугубляет ее и оттягивают процесс решения. В то время как военнослужащих из полных семей на первое место выходят конструктивные копинг-стратегии, способствующие решению проблемы «самоконтроль» и «планирование решения проблем» [3].

Военнослужащие из неполных семей при сложной жизненной ситуации склонны пойти на обострение отношений, на уход от конфликта или замыкание в себе. Такое поведение может быть обусловлено личностной тревожностью, трудностями в установлении коммуникативных связей, склонностью к самообвинению, наличием внутриличностного конфликта, что, безусловно, снижает адаптационный потенциал личности военнослужащего. Военнослужащие из полных семей демонстрируют хорошие коммуникативные способности, умеют предвидеть возникающую проблему и решать ее благодаря конструктивным копинг-стратегиям. Они исходят из предположения, что окружающие к ним относиться уважительно, а самопринятие и отраженное самоотношение позволяют реализовывать общежитейский мотив, что способствует снижению тревожности и благополучной адаптации к воинской службе [5].

Результаты, полученные в ходе исследования, способствуют пониманию различий в особенностях прохождения процесса адаптации к воинской службе во-

еннослужащих из полных и неполных семей, и могут помочь в составлении коррекционной программы, направленной на повышении процесса адаптации призывников. Полученные данные можно использовать для разработки личностных тренингов, направленных на самоизучение свойств и качеств, повышение самооценки призывников, что в дальнейшем будет способствовать более успешному прохождению воинской службы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1974. 143 с.

2. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Авантитул 2010. 64 с.

3. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - В кн.: Эмоциональный стресс. Л.: Медицина. 1970. С. 178-208.

4. Мухаметжанов А.М., Смагулов Н.К., Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С., Есимова Р.Ж., Быстревская Л.К., Аринова С.М., Иманбаева Г.Н., Кенжебекова С.Б., Умер Ф.И. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.С. 83.

5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт. 2006.496 с.

6. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М. 2000. С. 208-242.

7. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и об-разование.1998. №2. С. 39.

8. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: СГПИ. 1986. 142 с.

9. Султанова И.В. Психологические особенности адаптации военнослужащих к условиям срочной службы //Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 3 (5). С.23-28.

10. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение.1969. 317с.

Статья поступила в редакцию 14.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.