Научная статья на тему 'Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации'

Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1118
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / CIVIL IDENTITY / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Константинов Всеволод Валентинович, Дьяков Владимир Владимирович

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемного поля социально-психологической адаптации в контексте идентичности личности. Содержатся результаты исследования связи между особенностями идентичности личности военнослужащих по призыву и процессом их адаптации / дезадаптации к срочной службе. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие военнослужащие по призыву (n = 350, 18-24 лет). Описаны два неблагоприятных варианта протекания адаптационного процесса личности военнослужащих по призыву и один нормативный вариант, приведены их социально-психологические характеристики. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в виде практических программ разного уровня и направленности, предназначенных для работы с будущими призывниками с целью предотвращения проявления какого-либо из выделенных неблагоприятных вариантов протекания процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Константинов Всеволод Валентинович, Дьяков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PERSONAL IDENTITY AND THE PROCESS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

The article presents the results of the theoretical analysis of the problem field of social and psychological adaptation in the context of personal identity. It contains the results of the study of correlation between the features of personal identity of conscripts and their adaptation / maladaptation to the service for a fixed period. The author presents the results of the empirical research involving the military personnel (n = 350,18-24 age bracket). The paper describes two adverse options of adaptation process of the military personnel and one standard option of this process, and their socio-psychological features. The applied aspect of a studied problem can be implemented in the form of practical programs of different level and orientation intended for work with future recruits aimed at the prevention of any adverse variants of the adaptation.

Текст научной работы на тему «Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации»

УДК 316.34 355 Константинов Всеволод Валентинович

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии Пензенского государственного университета

Дьяков Владимир Владимирович

аспирант кафедры общей психологии Пензенского государственного университета

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Konstantinov Vsevolod Valentinovich

PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of General Psychology Department, Penza State University

Dyakov Vladimir Vladimirovich

PhD student, General Psychology Department, Penza State University

THE FEATURES OF PERSONAL IDENTITY AND THE PROCESS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация:

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемного поля социально-психологической адаптации в контексте идентичности личности. Содержатся результаты исследования связи между особенностями идентичности личности военнослужащих по призыву и процессом их адаптации / дезадаптации к срочной службе. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие военнослужащие по призыву (п = 350, 18-24 лет). Описаны два неблагоприятных варианта протекания адаптационного процесса личности военнослужащих по призыву и один нормативный вариант, приведены их социально-психологические характеристики. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в виде практических программ разного уровня и направленности, предназначенных для работы с будущими призывниками с целью предотвращения проявления какого-либо из выделенных неблагоприятных вариантов протекания процесса адаптации.

Ключевые слова:

социально-психологическая адаптация, идентичность, этническая идентичность, гражданская идентичность, агрессивность.

Summary:

The article presents the results of the theoretical analysis of the problem field of social and psychological adaptation in the context of personal identity. It contains the results of the study of correlation between the features of personal identity of conscripts and their adaptation / maladaptation to the service for a fixed period. The author presents the results of the empirical research involving the military personnel (n = 350,18-24 age bracket). The paper describes two adverse options of adaptation process of the military personnel and one standard option of this process, and their socio-psy-chological features. The applied aspect of a studied problem can be implemented in the form of practical programs of different level and orientation intended for work with future recruits aimed at the prevention of any adverse variants of the adaptation.

Keywords:

socio-psychological adaptation, identity, ethnic identity, civil identity, aggression.

В современных условиях изучение специфики идентичности личности военнослужащих срочной службы в процессе их социально-психологической адаптации приобретает острую актуальность в связи с фактическим отсутствием эмпирических данных, полученных в рамках данного проблемного поля. Жизнедеятельность субъекта воинской службы имеет ярко выраженную социально-психологическую специфику, которая, с одной стороны, проявляется в жесткой регламентации и стандартизации, а с другой, даже в условиях жесткой дисциплины, не гарантирует исключения фактов неконтролируемой дезадаптации. Поэтому назрела очевидная необходимость исследования психологических причин проявлений адаптации / дезадаптации в контексте роли идентичности личности. Кратковременность военной службы обусловливает необходимость быстрой и успешной адаптации вчерашних призывников к жестким и четко обозначенным правилам поведения, принятым в армии, что часто может приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам и протестам юношей, которые оказываются в условиях, когда происходит наложение идентификационных процессов и процессов, связанных с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности. Новобранцы, поступающие на срочную службу, не имеют четких представлений о ее специфике, сталкиваются с несоответствием представлений о службе и реальностью, зачастую не готовы к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей или выполняют их в неполном объеме. Но главным, на наш взгляд, является несоответствие

между собственной идентичностью военнослужащих по призыву и той специфической средой, в которой протекает адаптационный процесс.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Различным аспектам рассмотрения идентичности личности посвящены исследования Э. Эриксона, Э. Фромма, Г.У. Солдатовой [1], В.Ю. Хотинец [2], Т.Г. Стефаненко [3], Ж.Т. Утали-евой, В.К. Шаповалова, Н.Н. Чебоксарова и т. д.

В современной психологической науке изучением адаптационных процессов с точки зрения проблем межэтнического взаимодействия, социальных трансформаций, идентичности личности занимаются Г.М. Андреева, P.M. Баевский, Ф.В. Бассин, Ф.Б. Березин, Ф.Е. Василюк, В.В. Гриценко, Десятникова, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко [4], А.Б. Мулдашева, А.А. Налчаджян, М. Сала-зар, В.А. Смирнов, Т.Г. Стефаненко, Г. Триандис и т. д.

Объект исследования: идентичность личности военнослужащих срочной службы.

В качестве предмета исследования выступили особенности идентичности личности военнослужащих срочной службы в процессе их социально-психологической адаптации.

Целью исследования явилось изучение особенностей идентичности личности военнослужащих срочной службы в процессе их социально-психологической адаптации.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: существуют различия содержательных характеристик идентичности личности военнослужащих, показателей типов этнической идентичности, показателей гражданской идентичности, способствующие их адаптации / дезадаптации к срочной службе, а также устойчивые варианты протекания адаптационных процессов личности военнослужащих, обусловленные особенностями их идентичности и ее изменением в процессе социально-психологической адаптации и в условиях полиэтнического взаимодействия.

Теоретико-методологическую базу исследования составили принципы системного подхода в изучении психологических явлений (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, В.А. Ганзен, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и т. д.); базовые концепции идентичности Э. Эриксона и Э. Фромма, Дж. Финни, Н.Л. Ивановой; концепции социальной идентичности и трансформации социальной и этнической идентичности Г.У. Солдатовой, В.Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой и т. д.

ВЫБОРКА, МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 350 юношей в возрасте от 18 до 24 лет, являющихся военнослужащими по призыву 22-го полка ликвидации последствий аварий и охраны станции Лео-нидовка Пензенской области. Данная выборка является репрезентативной и соответствует основным социально-демографическим показателям генеральной совокупности.

Методы эмпирического исследования:

- методы теоретического анализа данных (анализ научной литературы, системно-структурный анализ, обобщение, интерпретация);

- эмпирические методы (анкетирование, тестирование, моделирование);

- методы статистической обработки данных (статистический пакет для социальных наук SPSS 17.0 - корреляционный анализ, критерий Краскела - Уоллиса, критерий Спирмена);

- методы интерпретации данных (типологизация, оценка корреляционных связей, анализ графических данных).

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики: Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин; «Тип этнической идентичности» - ТЭИ (Г.И. Солдатова, С.В. Рыжова), тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой); блок вопросов, заимствованных из вопросника программы Международного социального опроса (ISSP); опросник диагностики состояния агрессии (опросник А. Басса - А. Дарки).

По итогам диагностики, проведенной в первые две недели пребывания в части, было выделено три группы испытуемых, обладающих различными адаптивными способностями:

1. Группа «слабых адаптантов». Юноши в возрасте от 18 до 22 лет, представители русского этноса (14 % общей выборки - 49 человек, средний возраст испытуемых 18-19 лет, 100 % испытуемых имеют среднее образование).

2. Группа «средних адаптантов». Юноши, представители русского, татарского, мордовского, чувашского этносов (54 % общей выборки - 189 человек, средний возраст испытуемых 2022 года, 89 % имеют среднее образование, 11 % имеют высшее образование).

3. Группа «эффективных адаптантов». Юноши, представители русского, татарского, мордовского, чувашского этносов (32 % общей выборки - 112 человек, средний возраст испытуемых 21-24 года, 61 % испытуемых имеют среднее образование, 39 % испытуемых имеют высшее образование).

Затем в образовавшихся группах была проведена методика на определение уровня агрессивности, враждебности военнослужащих с целью более полного описания их адаптационного потенциала (таблица 1).

Таблица 1 - Различия уровня агрессивности, враждебности военнослужащих по призыву при первичной диагностике_

Название группы Шкалы опросника диагностики состояния агрессии Результаты применения критерия различий Краскела - Уоллиса

1. Группа «слабых адаптантов» высокий уровень агрессивности высокий уровень враждебности личности Н = 145,288 при р = 0,001 Н = 142,365 при р = 0,001

2. Группа «средних адаптантов» высокие показатели по шкале подозрительности личности Н = 285,613 при р = 0,001

3. Группа «эффективных адаптантов» низкий уровень агрессивности низкий уровень враждебности личности Н = 145,288 при р = 0,001 Н = 142,365 при р = 0,001

Далее в выделенных группах были проведены методики, направленные на изучение содержательных характеристик идентичности, типов этнической идентичности, выраженности гражданской идентичности личности военнослужащих по призыву.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты математической обработки данных, анализ выявленных различий и корреляций позволил сделать вывод о том, что исследуемые нами показатели значимо отличаются в выделенных группах испытуемых, при этом эти различия являются взаимосвязанными. Мы считаем возможным и целесообразным представить данные различия и корреляции в виде устойчивых вариантов протекания адаптационного процесса личности военнослужащих по призыву, которые можно считать универсальными для рассмотренной выборки. При этом следует подчеркнуть, что было выявлено два основных неблагоприятных варианта протекания адаптационного процесса военнослужащих по призыву и один общий нормативный вариант успешного процесса адаптации (таблица 2). Это еще раз подтверждает необходимость разработки и внедрения практических программ разного уровня и направленности, предназначенных для работы с будущими призывниками с целью предотвращения проявления какого-либо из выделенных нами неблагоприятных вариантов протекания процесса адаптации.

Таблица 2 - Компоненты выделенных вариантов протекания адаптационного процесса личности военнослужащих по призыву_

Компоненты Вариант умеренной дезадаптации Вариант острой дезадаптации Вариант успешной адаптации

Адаптивные способности Удовлетворительные Низкие Высокие

Уровень агрессивности и враждебности в процессе адаптации военнослужащих Высокие значения по шкале подозрительности личности Высокий уровень агрессивности и враждебности Низкие показатели агрессивности и враждебности

« ^ Высокий уровень негативизма и вербальной агрессии « * Высокий уровень агрессивности и враждебности высокие показатели физической агрессии и косвенной агрессии * Низкие показатели агрессивности и враждебности

Этническая идентичность в процессе адаптации военнослужащих Этноноэгоизм Этноизоляционизм Этнофанатизм Позитивная этническая идентичность Этноиндифферент-ность

Этноизоляционизм Этнофанатизм

Позитивная этническая идентичность

Значимость гражданской идентичности Средняя значимость гражданской идентичности Высокая или низкая значимость гражданской идентичности Средняя значимость гражданской идентичности

Низкая значимость гражданской идентичности Низкая значимость гражданской идентичности Средняя значимость гражданской идентичности

Содержательные характеристики идентичности Низкая дифференцирован-ность «Социальное Я» «Коммуникативное Я» «Материальное Я» «Перспективное Я» «Рефлексивное Я» «Деятельное Я» «Социальное Я»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги эмпирического исследования особенностей социальной идентичности личности военнослужащих в процессе их адаптации к службе в Вооруженных силах РФ, обозначим основные результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

По результатам исследования уровня агрессивности и враждебности личности военнослужащих, типов этнической идентичности, гражданской идентичности и содержательных характеристик идентичности испытуемых на первом этапе исследования (до одного месяца службы) можно сформулировать следующие выводы:

1. В трех группах, выделенных путем сравнения показателей адаптивных способностей испытуемых, были обнаружены значимые различия заявленных характеристик личности, связанных с ее социальной идентичностью, а также различия показателей агрессивности и враждебности военнослужащих.

2. Исследование уровня агрессивности испытуемых показало, что наиболее высокими показателями агрессивности и враждебности обладают военнослужащие группы «слабых адаптан-тов». У представителей группы «средних адаптантов» выявлены высокие значения по шкале подозрительности личности. У испытуемых группы «эффективных адаптантов» зафиксированы низкие показатели агрессивности и враждебности личности.

3. Исследование типов этнической идентичности испытуемых показало, что наиболее выражены шкалы позитивной этнической идентичности и этноиндифферентности у испытуемых, обладающих высокими адаптивными способностями и низким уровнем агрессивности. Выраженность шкал этноэгоизма и этноизоляционизма обнаружена в группе «средних адаптантов». Выраженность шкалы этнофанатизма, то есть самого неблагоприятного варианта развития гиперидентичности, наблюдается у военнослужащих со слабыми адаптивными способностями и высокими значениями агрессивности и враждебности личности.

4. При исследовании гражданской идентичности было выявлено, что в группе «слабых адаптантов» у испытуемых преобладает либо слабая выраженность гражданской идентичности, либо, наоборот, сильная ее выраженность. В группе «средних адаптантов» и «эффективных адаптантов» у испытуемых наблюдается средняя значимость гражданской идентичности.

5. После проведенного анализа идентификационных характеристик личности, представленных в самоописании, можно сделать вывод, что по таким идентификационным характеристикам, как «Перспективное Я», «Рефлексивное Я», «Деятельное Я» и «Социальное Я», лидирует группа «эффективных адаптантов». В группе «средних адаптантов» преобладают характеристики, относящиеся к «Коммуникативному Я» и «Социальному Я» личности, то есть главенствует осознание себя частью социальной группы. В группе «слабых адаптантов» обнаружена низкая дифференцированность, то есть в данной группе у испытуемых налицо кризис идентичности.

6. Анализ корреляционных связей показал, что существуют значимые взаимосвязи адаптивных способностей и типов этнической идентичностью испытуемых, а также адаптивных способностей и уровня агрессивности, враждебности испытуемых.

По результатам исследования уровня агрессивности, враждебности личности, этнической идентичности и гражданской идентичности на завершающем этапе исследования (10-11 месяцев службы) можно сформулировать следующие выводы:

1. Исследование уровня агрессивности и враждебности испытуемых показало, что в группе «слабых адаптантов» сохранились высокие показатели агрессивности и враждебности, а также выявлены высокие значения по шкалам физической агрессии и косвенной агрессии. В группе «средних адаптантов» на завершающем этапе исследования зафиксирован высокий уровень негативизма и вербальной агрессии. В группе «эффективных адаптантов» уровень агрессивности и враждебности испытуемых остался низким.

2. Результаты, полученные в ходе изучения типов этнической идентичности, показали, что в группе «слабых адаптантов», так же как и при начальной диагностике, преобладает этническая идентичность по типу этнофанатизма. В группе «средних адаптантов» у большего числа испытуемых стал преобладать этноизоляционизм, то есть значимость этнической идентичности еще усилилась. В группе «эффективных адаптантов» при повторной диагностике стал однозначно преобладать тип позитивной этнической идентичности, то есть ее нормативное развитие.

3. При повторном исследовании гражданской идентичности в выделенных группах было выявлено, что в группе «слабых адаптантов» и «средних адаптантов» значимость гражданской идентичности снизилась, а в группе «эффективных адаптантов» не изменилась, то есть у испытуемых этой группы наблюдается средняя значимость гражданской идентичности.

4. Анализ выявленных различий и корреляций позволил сформулировать вывод о существовании устойчивых вариантов протекания адаптационного процесса личности военнослужащих, а также дать социально-психологическую характеристику данных вариантов.

Ссылки:

1. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

2. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 69-75.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. 184 с.

4. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Психология межэтнических отношений: этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия. Saarbrucken, 2010. 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.