Научная статья на тему 'Социальная идентичность военнослужащих и их адаптация к воинской среде'

Социальная идентичность военнослужащих и их адаптация к воинской среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / CIVIL IDENTITY / MILITARY SERVANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Константинов Всеволод Валентинович, Дьяков Владимир Владимирович

В статье представлены результаты эмпирического исследования характеристик социальной идентичности военнослужащих и их адаптации к воинской среде (в исследовании приняли участие 350 военнослужащих в возрасте от 18 до 24 лет). Авторы делают вывод о том, что существуют различия типов этнической идентичности, содержательных характеристик идентичности, выраженности гражданской идентичности испытуемых с разными адаптивными способностями и уровнем агрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Константинов Всеволод Валентинович, Дьяков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL IDENTITY OF SOLDIERS AND THEIR ADAPTATION TO MILITARY ENVIRONMENT

The article presents results of the empirical research concerned with the features of the social identity of soldiers and their adaptation to the military environment. The research involved 350 military servants aged 18 24 years old. The authors conclude that there are some types of ethnic identity, substantial features of the identity, intensity of civil identity of respondents with various adaptive abilities and aggression levels.

Текст научной работы на тему «Социальная идентичность военнослужащих и их адаптация к воинской среде»

УДК 316.34::355 Константинов Всеволод Валентинович

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии Пензенского государственного университета

Дьяков Владимир Владимирович

магистрант кафедры общей психологии Пензенского государственного университета, заместитель командира батальона войсковой части 22277

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ АДАПТАЦИЯ К ВОИНСКОЙ СРЕДЕ

Konstantinov Vsevolod Valentinovich

PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of the General Psychology Subdepartment, Penza State University

Dyakov Vladimir Vladimirovich

Applicant for a Master’s Degree, General Psychology Subdepartment, Penza State University, Battalion Deputy Commander, Military Unit 22277

SOCIAL IDENTITY OF SOLDIERS AND THEIR ADAPTATION TO MILITARY ENVIRONMENT

Аннотация:

В статье представлены результаты эмпирического исследования характеристик социальной идентичности военнослужащих и их адаптации к воинской среде (в исследовании приняли участие 350 военнослужащих в возрасте от 18 до 24 лет). Авторы делают вывод о том, что существуют различия типов этнической идентичности, содержательных характеристик идентичности, выраженности гражданской идентичности испытуемых с разными адаптивными способностями и уровнем агрессивности.

Ключевые слова:

социально-психологическая адаптация, идентичность, этническая идентичность, гражданская идентичность, военнослужащие.

Summary:

The article presents results of the empirical research concerned with the features of the social identity of soldiers and their adaptation to the military environment. The research involved 350 military servants aged 18 - 24 years old. The authors conclude that there are some types of ethnic identity, substantial features of the identity, intensity of civil identity of respondents with various adaptive abilities and aggression levels.

Keywords:

socio-psychological adaptation, identity, ethnic identity, civil identity, military servants.

Реформа Вооруженных сил России является одной из наиболее обсуждаемых проблем российского общества. Попытки оптимизировать процесс прохождения воинской службы не всегда увенчиваются безоговорочным успехом. В последнее время в меньшей степени, но все же происходят случаи самовольного покидания частей, неуставных отношений и т. п. При этом все также остро стоит вопрос отклонения от воинской обязанности молодых людей в России. На наш взгляд, необходимо искать психологические причины данных негативных явлений, так как невозможно полностью изменить сложившуюся ситуацию, не затрагивая внутренних устремлений, потребностей, мотивов, в целом личности тех, кто призван выполнять столь важные функции. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Личность в процессе социально-психологической адаптации усваивает конкретную систему социальных норм. Реализуя данную систему норм в структуре общественных отношений, человек постоянно осуществляет взаимодействие с обществом. Воинская среда также обладает целым набором норм и правил, которые необходимо усвоить призывнику. При этом сама по себе воинская среда обладает определенной социально-психологической спецификой: с одной стороны, она жестко регламентирована и предоставляет готовые образцы поведения, с другой стороны, в условиях жесткой регламентации могут еще острее проявляться дезадаптивные процессы, часто не поддающиеся контролю. Кратковременность военной службы обусловливает необходимость быстрой и успешной адаптации вчерашних призывников к четко обозначенным правилам поведения, принятым в армии, что часто может приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам и протестам юношей. Молодые люди, поступающие на военную службу, не знают ее специфики, сталкиваются с несоответствием представлений о военной службе и реальностью, зачастую не готовы к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей или выполняют их в неполном объеме. Но главным, на наш взгляд, является несоответствие

между собственной социальной идентичностью военнослужащих и той специфической средой, в которой протекает адаптационный процесс. Именно изучение особенностей социальной идентичности личности военнослужащих в процессе их адаптации к службе в вооруженных силах может способствовать выявлению закономерностей проявления дезадаптационных процессов личности военнослужащих. Знание данных закономерностей поможет свести к минимуму случаи их проявления, сделав, таким образом, воинскую службу более безопасной и эффективной.

Различным аспектам рассмотрения идентичности и социальной идентичности личности посвящены исследования Э. Эриксона, Э. Фромма, Г.У. Солдатовой, В.Ю. Хотинец, Т.Г. Стефа-ненко, Ж.Т. Уталиевой, В.К. Шаповалова, Н.Н. Чебоксарова и др. [1].

В современной психологической науке изучением адаптационных процессов с точки зрения проблем межэтнического взаимодействия, социальных трансформаций, идентичности личности занимаются Г.М. Андреева, P.M. Баевский, Ф.В. Бассин, Ф.Б. Березин, Ф.Е. Василюк, В.В. Гриценко, Н.М Лебедева, А.Н. Татарко, А.Б. Мулдашева, А.А. Налчаджян, М. Салазар, В.А. Смирнов, Т.Г. Стефаненко, Г. Триандис и др. [2].

Проблемное поле исследования возникает при рассмотрении следующих противоречий:

- между достаточно тщательной изученностью проблемы социальной идентичности в отечественной и зарубежной психологии и отсутствием исследований, рассматривающих социальную идентичность личности в контексте адаптационного процесса военнослужащих;

- между потребностью государства в оптимизации процесса прохождения воинской службы и отсутствием для этого разработанной теоретической и методической базы.

Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каким образом особенности социальной идентичности личности военнослужащих влияют на их адаптацию / дезадаптацию к службе в Вооруженных силах РФ.

Наше исследование направлено на решение данных противоречий и изучение особенностей социальной идентичности личности военнослужащих в процессе их адаптации к службе в вооруженных силах. В исследовании приняло участие 350 юношей в возрасте от 18 до 24 лет, являющихся военнослужащими 22-го полка ликвидации последствий аварий и охраны станции Леонидовка Пензенской области. Данная выборка является репрезентативной и соответствует основным социально-демографическим показателям генеральной совокупности.

В начале эмпирического исследования испытуемые были продиагностированы с помощью опросника А. Басса - А. Дарки и многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) с целью разделить их в зависимости от результатов диагностики на группы. Было выявлено, что существуют значимые различия адаптивных способностей и уровня агрессивности военнослужащих.

Таблица 1 - Различия адаптивных способностей и уровня агрессивности военнослужащих на начальном этапе их службы в вооруженных силах

Название группы Адаптивные способности и состояние агрессии (шкалы) Результаты применения критерия различий Крускала - Уоллиса

1. Г руппа «слабых адаптантов» Низкие адаптивные способности, высокий уровень агрессивности, враждебности личности 565 475 OOh-CD (О ^ СО 565 = = = H H H при p = 0,001 при p = 0,001 при p = 0,001

2. Группа «средних адаптантов» Удовлетворительные адаптивные способности, высокие показатели по шкале подозрительности личности 60 03 со <4 17 13 = = H H 8; при p = 0,001 при p = 0,001

3. Группа «эффективных адаптантов» Высокие адаптивные способности, низкий уровень агрессивности и враждебности личности H = 48,285 H = 78,647 H = 145,28 при p = 0,001 при p = 0,001 3; при p = 0,001

Затем в данных группах были проведены методики, направленные на изучение содержательных характеристик идентичности, типов этнической идентичности, выраженности гражданской идентичности личности военнослужащих.

При сравнении типов этнической идентичности у представителей групп «слабых адаптан-тов», «средних адаптантов» и «эффективных адаптантов» было выявлено, что существуют значимые различия в выраженности типов этнической идентичности в представленных группах.

В дальнейшем осуществлялась диагностика этнической идентичности, гражданской идентичности и содержательных характеристик идентичности военнослужащих на завершающем этапе их службы в Вооруженных силах РФ. Также был проведен корреляционный анализ, показывающий связи адаптационных способностей и уровня агрессивности испытуемых с их этнической идентичностью.

Таблица 2 - Выявление различий типов этнической идентичности, значимости гражданской идентичности и содержательных характеристик идентичности личности в самоописании с помощью критерия Крускала - Уоллиса_______________________

Название группы Тип этнической идентичности (шкалы) Выраженность гражданской идентичности Содержательные характеристики идентичности в самоописании (шкалы)

1. Группа «слабых адаптантов» Шкала этнофанатизма Н = 68,137; при р = 0,001 Очень низкие или очень высокие значения выраженности гражданской идентичности Н = 45,187; при р = 0,001 Уровень дифференцированности Н = 11,383; при р = 0,001

2. Группа «средних адаптантов» Шкала этноэгоизма Н = 155,076; при р = 0,001 Шкала этноизоляционизма Н = 37,230; при р = 0,001 Высокие значения выраженности гражданской идентичности Н = 174,077; при р = 0,001 Социальное Я Н = 237,707; при р = 0,001 коммуникативное Я Н = 220,109; при р = 0,001

3. Группа «эффективных адап-тантов» Шкала этноиндифферентно-сти Н = 64,288; при р = 0,001 Шкала позитивной этнической идентичности (норма) Н = 87,341; при р = 0,001 Средние значения выраженности гражданской идентичности Н = 31,211; при р = 0,001 Деятельное Я Н = 225,725; при р = 0,001 Перспективное Я Н = 207,801; при р = 0,001 Рефлексивное Я Н = 186,224; при р = 0,001

Сравнение, анализ и систематизация полученных данных позволила сформулировать следующие выводы эмпирического исследования:

1. Социальная идентичность личности, представленная в данном исследовании такими компонентами, как этническая идентичность, гражданская идентичность, а также характеристиками самоописания, относящимися к «социальному Я» личности, обладает особенностями в зависимости от разных адаптивных способностей и уровня агрессивности военнослужащих.

2. Обнаружены различия типов этнической идентичности, содержательных характеристик идентичности, выраженности гражданской идентичности испытуемых с разными адаптивными способностями и уровнем агрессивности: 1-я группа. У военнослужащих преобладает этноин-дифферентность или позитивная этническая идентичность, в самоописании зафиксирован высокий уровень дифференцированности (более двадцати содержательных характеристик идентичности, относящихся к «социальному Я», «перспективному Я», «деятельному Я»), негативных характеристик не более 15 % от общего числа самоописаний; проявлена значимость гражданской идентичности; 2-я группа. У военнослужащих преобладает этноэгоизм или этноизоляционизм, в самоописании зафиксировано не более 10 характеристик, относящихся в основном к «социальному Я», причем около 20 % из них имеют негативную окраску, значимость гражданской идентичности проявлена незначительно; 3-я группа. У военнослужащих преобладает этноизоляционизм или этнофанатизм как типы этнической идентичности, выявлен очень низкий уровень дифферен-цированности (в самоописании характеристики идентичности личности либо отсутствуют, либо ограничены 2-3 показателями, также присутствуют явно посторонние слова - «арбуз», «стул», «стол» и т. п.), наблюдается или высокая значимость гражданской идентичности, или отсутствие значимости данной составляющей социальной идентичности.

3. Выявлены связи адаптивных способностей, уровня агрессивности личности военнослужащих с типами этнической идентичности испытуемых. В частности, обнаружены положительные корреляции адаптивных способностей личности и этнической идентичности военнослужащих; установлены отрицательные корреляции уровня агрессивности личности с ее адаптивными способностями.

4. Высокая значимость выявленных различий и корреляций позволила предположить существование устойчивых вариантов протекания адаптационного процесса военнослужащих и представить результаты исследования в виде трех основных вариантов протекания процесса адаптации. Под вариантами протекания адаптационного процесса мы понимаем те способы приспособления к новым условиям, которые вынуждены актуализировать военнослужащие в силу

своих особенностей социальной идентичности и ее изменений в процессе адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

5. Военнослужащие в зависимости от особенностей социальной идентичности проявляют следующие варианты дезадаптации, включающие в том числе и согласованные изменения самих особенностей социальной идентичности, происходящие в период прохождения ими службы в Вооруженных Силах РФ: 1. Вариант умеренной дезадаптации сопровождается удовлетворительными адаптивными способностями и средним уровнем агрессивности с выраженностью шкалы подозрительности, в начале прохождения службы ему соответствуют следующие особенности социальной идентичности личности военнослужащего: этноэгоизм или этноизоляционизм как тип этнической идентичности, преобладание компонентов «социального Я» (групповая принадлежность) в содержательных характеристиках идентичности, средняя значимость гражданской идентичности. В конце прохождения службы у военнослужащих при данном варианте дезадаптацион-ного процесса наблюдается снижение адаптивных способностей и повышение уровня агрессивности с преобладанием вербальной агрессии. 2. Вариант острой дезадаптации с выраженностью враждебности личности и низкими адаптивными способностями в начале прохождения службы характеризуется такими особенностями социальной идентичности личности военнослужащего, как этнофанатизм, отсутствие или минимальное количество (до 5 описаний) содержательных характеристик идентичности, невыраженность гражданской идентичности. В конце прохождения службы у военнослужащих при варианте острой дезадаптации выявлено дальнейшее снижение значимости гражданской идентичности и возрастание физической агрессии.

6. Военнослужащим в процессе прохождения службы в Вооруженных силах РФ присущ нормативный вариант успешной адаптации, который выражается: в преобладании этноиндиф-ферентности или позитивной этнической идентичности, высоком уровне дифференцированности в самоописании (более двадцати содержательных характеристик идентичности, относящихся к «социальному Я», «перспективному Я», «деятельному Я»), значимости гражданской идентичности. К концу прохождения службы при данном варианте протекания процесса адаптации у большего числа военнослужащих в сравнении с начальным этапом службы начинает доминировать позитивный тип этнической идентичности и еще большую значимость приобретает гражданская идентичность. Адаптивные способности на протяжении всего периода службы остаются высокими, агрессивность и враждебность сохраняются в пределах нормы.

7. Вариант острой дезадаптации реализуют только представители русского этноса, тогда как варианты умеренной дезадаптации и успешной адаптации проявляются у представителей всех этносов, проходящих службу в Вооруженных силах РФ (русские, мордва, чуваши, татары).

8. Успешная адаптация к новым условиям возможна при определенных особенностях социальной идентичности военнослужащих вне зависимости от их этнической принадлежности и имеет достаточно однородную картину проявления, тогда как дезадаптация проявляется по-разному в зависимости от разных особенностей социальной идентичности личности военнослужащих и от их этнической принадлежности.

Ссылки:

1. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. M., 1998 ; Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности : дис. ... д-ра психол. наук. M., 1999. 528 с.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 267 с. ; Дробижева ЛМ Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости / толерантность и согласие. M., 1997 ; Константинов В.В., Вершинина M^. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантов-армян и условий их проживания в принимающем сообществе // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 71-79 ; Mулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях : дис. ... канд. психол. наук. M., 1991 ; Началджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988. 262 с. ; Татарко А.Н., Лебедева H.M. Психология межэтнических отношений: этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия // Saarbrucken: LAPLAM-BERT Academic Publishing GmbH & Co, 2010. 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.