УДК 159.9.072.43+316.6
Борисов Руслан Викторович
кандидат психологических наук,
Зульфикаров Шамиль Магомедович
Дагестанский государственный университет (г. Махачкала)
ДЕФОРМАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Статья посвящена изучению влияния деформации этнической идентичности на социальную адаптацию студентов вузов. Исследование проведено в республике Дагестан в 2010 году. Результаты исследования подтверждают факт влияния деформации этнической идентичности на процесс социальной адаптации студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: этническая идентичность, деформация этнической идентичности, социальная адаптация, студент, республика Дагестан.
Издревле Дагестан считался многонациональной республикой. На ее небольшой территории жило и живет бок о бок множество самых различных этносов. Факт полиэтничности республики обнажает проблему этнической идентичности, особенно в последнее время. Во взаимодействии представителей разных этносов, несомненно, проявляется их принадлежность к тому или иному типу этнической идентичности (позитивная этническая идентичность, этноэгоизм и др.), которая может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям. Одним из видов отрицательных
последствий может быть нарушение социальной адаптации, которая может привести к ограничению круга общения вплоть до его полного исчезновения, изменится самооценка человека, его ценностные ориентации и др.
Как правило, наиболее ярко это может проявиться у представителей полярных типов этнической идентичности: этнического фанатизма и этноущемленности, как крайнего проявления этнического нигилизма.
Студенчество - период жизни, в процессе которого наиболее четко проявляется принадлежность к тому или иному типу этнической иден-
Рис. 1. Национальный состав респондентов
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
© Борисов Р.В., Зульфикаров Ш.М., 2010
тичности, т.к. школьное образование многие получают в моноэтнических районах Дагестана, где нет такой полиэтнической среды, как в городах республики. Дело в том, что большая часть населения получает первый опыт взаимодействия с представителями другого этноса именно с началом момента обучения в городе, будь то высшее учебное заведение или же среднеспециальное.
В настоящее время проблеме этнической идентичности посвящены работы таких ученых, как С.К. Бондырева, Р.В. Борисов, З.М. Гаджимурадова, Л.М. Дробижева, Г.У Солдатова, Т.Г. Сте-фаненко, В.Ю. Хотинец и др.
Обзор теоретической базы по данной проблематике позволил сделать выводы о том, что на процесс социальной адаптации студента вуза влияют тип и содержание этнической идентичности личности. Проблемы в процессе социальной адаптации, главным образом, вызывают «крайние» (полярные) типы этнической идентичности, такие как этнофанатизм и этническая ущемлён-ность. В структуру процесса социальной адаптации входят психофизиологический, социальнопсихологический и собственно личностный компоненты. Эти компоненты были изучены в эмпирическом исследовании, результаты которого представлены в данной статье.
Нами изучалось влияние деформации этнической идентичности на социальную адаптацию студентов вуза.
В качестве респондентов выступили студенты факультета психологии, филологического факуль-
тета (отделение дагестанской филологии) и факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. Всего 70 человек. Из них: 46 студентов - девушки (65,71%) и 24 - юноши (34,29%). Средний возраст респондентов -18 лет. Выборка производилась методом случайных чисел и отвечает требованиям репрезентативности. Национальный состав респондентов представлен на рисунке 1.
Для выяснения типов этнической идентичности, присущих студентам вуза, мы воспользовались методикой «Типы этнической идентичности» ГУ Солдатовой, В.С. Рыжовой. Данная методика состоит из 30 высказываний. Испытуемым необходимо было выразить согласие или несогласие с приведёнными высказываниями. Подсчитывался процент согласия / несогласия с указанными утверждениями и, таким образом, выявлялся тип этнической идентичности.
Для того чтобы выяснить социальную адап-тированность респондентов, была использована «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т. Холмса и Р. Раге. Методика состоит из списка 43 жизненных событий, респонденту необходимо отметить те, что произошли в его жизни в течение последнего года. Каждое событие оценивается соответствующим количеством баллов, затем все набранные баллы суммируются. Полученный результат - мера жизненных событий - отражает уровень социальной адаптированности, уровень стресса и одновременно степень сопротивляемости стрессу.
Таблица1
Результаты обработки опросных листов по методике «Типы этнической идентичности»
Тип этнической идентичности Кол-во респондентов, %
Позитивная этническая идентичность (норма) 57,14
Этноиндиф ферентность 21,43
Этноизоляционизм 4,29
Этнофанатизм 10
Этнонигилизм 7,14
Таблица2
Взаимосвязь типов этнической идентичности со степенью социальной адаптации
Тип этнической идентичности Степень социальной адаптированности и стрессоустойчивости
Позитивная этническая идентичность (норма) Высокая (и 160 баллов)
Этноиндифферентность Высокая (и 183 балла)
Этноизоляционизм Пороговая (и205 баллов)
Этнофанатизм Пороговая (и287 баллов)
Этнонигилизм Низкая (и310 баллов)
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
159
Таблица3
Взаимосвязь типов этнической идентичности со степенью агрессивности
Тип этнической идентичности Общий уровень агрессивности
Позитивная этническая идентичность (норма) Средний (и 2,9 балла)
Этноиндифферентность Низкий (и 2,2 балла)
Этноизоляционизм Средний (и 2,9 балла)
Этнофанатизм Высокий (и 3,3 балла)
Этнонигилизм Средний (и 2,9 балла)
Таблица4
Взаимосвязь типов этнической идентичности со степенью депрессивности
Тип этнической идентичности Выраженность симптомов депрессивности
Позитивная этническая идентичность (норма) Отсутствие (и 7,2 балла)
Этноиндифферентность Отсутствие (и 6,8 баллов)
Этноизоляционизм Умеренная выраженность (и 13,2 балла)
Этнофанатизм Отсутствие (и 8,5 баллов)
Этнонигилизм Умеренная выраженность (и 15,4 балла)
В рамках данного исследования мы также изучали и уровень агрессивности и депрессивности респондентов, т.к. полагаем, что деформация этнической идентичности может выражаться в данных характеристиках личности. Для этого мы воспользовались следующими методиками.
Тест эмоций (тест Басса - Дарки в модификации Г.В. Резапкиной), направленный на диагностику различных форм агрессивного поведения. В нем 35 утверждений, с которыми нужно согласиться / не согласиться. В последующем подсчитывалось количество набранных баллов для каждой формы агрессивного поведения, в результате чего и делались выводы об уровне общей агрессивности человека.
Для выявления наличия и выраженности депрессивных симптомов была использована методика «Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory - BDI)». Он содержит 21 утверждение, каждое из которых представляет собой отдельный тип психопатологической симптоматики. Испытуемому предлагается выбрать одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает его состояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Каждый ответ соответствует определенному количеству баллов, которые в конце суммируются, и на основании этого делается вывод относительно депрессивной симптоматики.
В ходе выполнения всех описанных методик респондентам было предложено указать некоторые сведения о себе: вуз, курс, факультет, пол,
возраст и национальность.
Проведённое исследование по методике «Типы этнической идентичности» (ГУ Солдатова, С.В. Рыжова) дало следующие результаты: были выявлены такие типы этнической идентичности, как позитивная этническая идентичность, этноиндифферентность, этноизоляционизм, этно-фанатизм, этнонигилизм (вплоть до этноущем-лённости). Количественные результаты по методике представлены в таблице 1.
Степень социальной адаптированности и стрессоустойчивости в методике Холмса-Рагге делится на высокую (150-199 баллов), пороговую (200-299) и низкую (300 и более баллов).
Замерив уровень социальной адаптированно-сти и стрессоустойчивости, мы соотносили этот уровень с типами этнической идентичности. В итоге получили следующие результаты, представленные в таблице 2.
Далее исследование проводилось по методике Баса-Дарки. Замерив общий уровень агрессивности, мы также соотнесли этот показатель с типами этнической идентичности. В таблице 3 представлены полученные результаты.
Согласно «Опроснику депрессивности Бека», когда суммарный балл по той или иной шкале меньше 9, это рассматривается как отсутствие депрессивных симптомов; сумма баллов от 10 до 18 характеризуется как «умеренно выраженная депрессия», от 19 до 29 баллов - «критический уровень» и от 30 до 63 - «явно выраженная депрессивная симптоматика».
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
Замерив уровень депрессивности респондентов, мы, как и в предыдущих случаях, соотнесли этот показатель с типами этнической идентичности. Полученные результаты приведены в таблице 4.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу: деформация этнической идентичности влияет на социальную адаптацию студентов дагестанских вузов.
Респонденты, у кого была выявлена позитивная этническая идентичность, имеют высокий уровень социальной адаптации и стрессоустойчивос-
ти, средний уровень агрессивности, у этих студентов отсутствуют признаки депрессивности.
У этнических фанатиков пороговый уровень социальной адаптации и стрессоустойчивости, высокий уровень агрессивности, а признаки деп-рессивности у них отсутствуют.
Иная ситуация с противоположным типом этнической идентичности - этнонигилизмом. Здесь уровень социальной адаптации и стрессо-устойчивости отмечается как низкий, присутствует средний уровень агрессивности и умеренно выраженная депрессивность.
УДК 376.1-058.264
Володина Анна Сергеевна
Московский государственный педагогический университет
НАРУШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВОГО СООБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования у детей с недоразвитием речи механизма декодирования речевого высказывания, участвующего в расшифровке глубинного смысла. Основу данного процесса составляют операции прогнозирования смыслового содержания текстового сообщения, состояние которых обнаруживается на материале восстановления текстов с пропущенными и незавершенными словами.
Ключевые слова: декодирование текста, closure-тест, С-тест, общее недоразвитие речи, языковая компетенция.
Несмотря на наличие достаточного количества научных публикаций, раскрывающих актуальные аспекты проблемы восприятия и понимания речи в условиях нормы и речевой патологии [1; 2; 4; 5; 6; 9 и др.], в логопедии до сих пор нерешенными остаются вопросы, связанные с расшифровкой и декодированием детьми с недоразвитием речи различной по степени сложности лингвистической информации, определением характера языковых и когнитивных процессов, участвующих в понимании ими ядерного смысла текста, уточнением специфики их семантических нарушений с целью определения оптимальных стратегий коррекционно-педагогического воздействия.
Специфические особенности процесса декодирования смыслового содержания связного речевого высказывания детьми с первичными формами речевой патологии охватывают широкий диапазон языковых единиц - от отдельных лексем до нарушения понимания глубинного смысла речевого сообщения. В связи с этим приобретает особую значимость разработка коррекцион-
ных приемов, способствующих более глубокому пониманию воспринимаемой детьми с речевым недоразвитием вербальной информации.
Целью настоящего исследования явилось выявление специфических трудностей младших школьников с недоразвитием речи в процессе восприятия ими вербального материала и последующей смысловой обработки текста. Экспериментально-методическая направленность его была ориентирована на изучение языковой способности детей данной категории на материале восстановления ими текстов с пропущенными и незавершенными словами.
Констатирующий эксперимент, положенный в основу предпринятого нами экспериментального исследования, проводился на базе ГОУ СОШ №888, .№61 и .№1400 Западного округа г. Москвы. Экспериментальным изучением было охвачено 75 учащихся 2-х - 3-х классов, возраст которых варьировался от 7 до 9 лет (ЭГ). В их медико-педагогической документации имелось заключение о наличии общего недоразвития речи 3 уровня (согласно классификации Р.Е. Левиной).
© Володина А.С., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
161