Научная статья на тему 'Адаптационный потенциал военнослужащих как основа организации жизнедеятельности воинского коллектива'

Адаптационный потенциал военнослужащих как основа организации жизнедеятельности воинского коллектива Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1022
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корытков Владимир Александрович

В статье анализируются результаты исследования адаптационного потенциала молодых людей, призванных в армию по призыву весной 2012 года. Исследуется уровень сформированности адаптационного опыта, качество психологической адаптивности и успешность овладение воинской специальностью в учебном подразделении. В результате предлагаются различные модели адаптации к воинской службе и даются рекомендации по организации жизнедеятельности воинского коллектива на протяжении всего периода службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационный потенциал военнослужащих как основа организации жизнедеятельности воинского коллектива»

УДК 37. 01 + 355/359

Корытков Владимир Александрович

Аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, veadaex-kon@yandex. т, Новосибирск

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования адаптационного потенциала молодых людей, призванных в армию по призыву весной 2012 года. Исследуется уровень сформированности адаптационного опыта, качество психологической адаптивности и успешность овладение воинской специальностью в учебном подразделении. В результате предлагаются различные модели адаптации к воинской службе и даются рекомендации по организации жизнедеятельности воинского коллектива на протяжении всего периода службы.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный потенциал, методики исследования адаптационного потенциала военнослужащих.

Korytkov Vladimir Aleksandrovich

Post-graduate student of the pedagogy and Psychology Department at the Institute of History, humanitarian and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, veadaex-kon@yandex.ru, Novosibirsk

SERVICEMEN’S ADAPTIVE POTENTIAL AS A BASIS OF LIFE ORGANIZATION IN MILITARY COLLECTIVE

Abstract. The article analyzes the research results of adaptation potential of young people called up in military service in spring 2012. The level of adaptive experience, the quality of psychological adaptability and successfulness in mastering military specialty at the training unit are investigated. As a result, different models of adaptation to military service, and recommendations for the organization of military staff activities during the entire period of service are offered.

Keywords: adaptation, adaptive potential, research methodology of adaptive capacity of military personnel.

Адаптация человека к многообразным видам деятельности и обстоятельствам ее протекания требует различного сочетания выраженности тех или иных качеств и стилей поведения, которые составляют «адаптационную способность» личности. Специфика воинской деятельности, условия обучения и армейская среда представляют особый интерес в контексте исследования адаптивного потенциала личности солдата в начальный период прохождения воинской службы. Актуальность исследования адаптационного потенциала новобранцев заключается в том, чтобы выбрать наиболее адекватные и эффективные средства организации армейской жизнедеятельности на протяжении всей службы по призыву.

Раскроем несколько специфичных черт

прохождения воинской службы по призыву. Данный период службы характеризуется для солдат временным разрывом эмоционально близких отношений со значимым окружением (семья, друзья) и вынужденной утратой привычной психологически комфортной атмосферы. В контексте межличностного взаимодействия призывники вынуждены обладать навыками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и коммуникативной компетентностью. К тому же ряд различных потребностей оказываются фрустрированными. В целом, попадая в распоряжение войсковой части, молодые воины вынуждены максимально задействовать адаптивные механизмы для эффективного функционирования в новых условиях проживания.

Анализ процесса адаптации современных солдат к особенностям несения воинской службы позволяет определить адаптационные способности личности как её индивидуальные психологические особенности, являющиеся условием успешной переадап-тации к условиям вхождения в армейскую среду (обучения, воспитания) и определяющие адекватное поведение, эффективное взаимодействие с данной средой без значительного нервно-психического напряжения [3]. Адаптационный потенциал - это оценка опыта и устойчивости приспособительных возможностей человека. Он может служить основой вероятностного прогноза развития и динамики адаптационных способностей в определенный период времени или на определенном этапе жизнедеятельности человека.

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается отдельными учеными в качестве синонимического понятия «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации. [2]. Вместе с тем, в работах социальных педагогов и социологов (М. В. Ромм, А. А. Налчаджян и др.) [4, 5] адаптационный потенциал включает в себя опыт социального поведения, опыт применения различных механизмов приспособления к изменениям окружающей среды. А. М. Богомолов предлагает рассматривать адаптационный потенциал как «интегральное понятие, включающее специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидуальном, личностном, субъектнодеятельностном). Важным составляющим адаптационного потенциала являются меха-

низмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов» [1, с. 69].

Все это позволяет нам в качестве адаптационного потенциала начинающих военнослужащих выделить три группы показателей. Одна из них связана с накоплением адаптационных эффектов, т. е. с опытом социальной адаптации молодых людей в других условиях жизнедеятельности (образовательном учреждении, семье, микросоциуме), другая - с психической устойчивостью личности к новшествам и третья - формированием адаптационных новообразований, связанных с новой профессиональной (в нашем случае, военной) деятельностью.

Для эмпирического исследования адаптационных способностей молодых солдат было проведено диагностическое обследование на выборке объемом 614 человек. В качестве испытуемых выступали военнослужащие, призванные в ряды Вооружённых Сил РФ в период с апреля по май 2012 года. Исследование осуществлялось на базе соединений и войсковых частей военно-воздушных сил (ВВС) и противовоздушной обороны (ПВО), дислоцирующихся в Сибири. В целях компетентного изучения адаптационных способностей военнослужащих целесообразно использовать многообразие научнообоснованных психодиагностических методик, разумное сочетание которых обеспечивает получение объективной информации об испытуемых. В этой связи, методический замысел проведённого обследования состоял в применении ряда измерительных методов: анализа документов, оценки уровня нервно-психической устойчивости «Прогноз-2-99» (90), анкеты

(

Выс.проф. Сред.проф. Начал.проф. Общее сред, общее осн. начальное

Рис. 1. Уровень образования военнослужащих по призыву (апрель-май 2012 г.)

«Экстрема», специально разработанной для изучения уровня субъективного переживания личностью психогенности условий обучения и оценка усвоения воинских специальностей. На основе полученных данных осуществлялось выявление взаимосвязи нервно-психической устойчивости (НПУ) с личностными качествами.

Для проведения диагностики рассмотрим социально-психологический паспорт молодого пополнения «весна-2012», учитывая показатели и характеристики, которые могут в дальнейшем повлиять на адаптивные способности военнослужащего и освоение им воинской специальности.

Из социально-педагогических характеристик на первое место поставим образование. Оно дает наглядную картину уровня подготовленности и обученности для дальнейшей работы с военнослужащим.

Из рис. 1 видно, что максимальное количество призывников, это 169 человек, что составляет (27,5%), имеет общее среднее образование. Довольно много респондентов с общим основным образованием - 148 человек (24,1 %). Начальное образование также присутствует, хотя незначительно - 3 человека (0,49%). Высшее образование есть малая составляющая - 47 человек (7,65%).

Итак, образовательный уровень военнослужащих и позитивный опыт адаптации молодых людей в разных образовательных учреждениях позволяет ожидать достаточно высокий адаптационный эффект молодых людей в рядах вооруженных сил.

Следующую характеристику, которую мы рассмотрели как показатель опыта адапти-рованности, - состав семьи (рис. 2).

Мы считаем, что социальная характеристика семьи во многом определяет выбор стратегий и механизмов адаптации в любом, в том числе и армейском коллективе. Из этой характеристики (диаграмма № 2) видим, что из полных семей в армию пришли 310 человек (50,49%). Это позволяет сделать вывод, что они имели разнообразный опыт семейной адаптации. Определенную тревогу вызывают те молодые люди, которые воспитывались без отца, а это 252 человека (41,04%). Как мы видим, это очень большая составляющая всего призыва. Как известно, мужского влияния на них оказывалось немного, что явно будет тормозить процесс армейской адаптации, для которого характерны именно мужские гендерные отношения.

К сложной адаптационной группе следует отнести военнослужащих, которые воспитывались без матери. Это всего 19 человек (3,09%). Вместе с тем, как показывает наша многолетняя практика работы с новобранцами, данная категория молодых людей менее гибка, ориентируется на физическую силу в решении конфликтов, не имеет опыта использования разных механизмов ответов на социальные перемены. Как мы знаем из практики, наибольшую сложность в адаптации к новому коллективу переживает группа военнослужащих, которые воспитывались без родителей. В нашем случае это 33 человека (5,37%). Они стараются держаться друг друга, сохраняя важнейшее для сирот чувство обособленности от окружающего мира. Они не доверяют взрослым, стараются уйти от ответственности, применяют механизмы ложной адаптации.

Данная характеристика будет влиять на

%

Рис. 2. Социальная характеристика семей военнослужащих по призыву (апрель-май 2012 г.)

%

Женатые

Имеют детей

Разведены

Гражданский брак

Рис. 3. Семейное положение военнослужащих по призыву (апрель-май 2012 г.).

подбор подразделения, на распределения по микрогруппам в отдельном подразделении, на способности ужиться в этом коллективе и быть полноценным его членом, а не изгоем. Считаем, что для успешной жизнедеятельности армейского подразделения необходимо формировать интегрированные по опыту семейной адаптации армейские подразделения.

С целью уточнения опыта адаптирован-ности молодых людей, призванных по призыву, обратимся к их опыту создания собственных семей (рис. 3).

Военнослужащие характеризуются следующими показателями по семейному положению: женатые 33 человека (5,37%); имеют детей 27 человек (4,40%); разведены 2 человека (0,33%); находятся в гражданском браке 7 человек (1,14%). Из данных показателей нам будут важны данные по военнослужащим женатым и имеющим детей. Это те, кто имеет позитивный жизненный адаптационный опыт. Конечно, их незначительное количество, всего около 10%. Тем не менее, они могут быть положительной основой микрогрупп в подразделениях.

Таким образом, выявленный опыт социального поведения в периоды предыдущих адаптаций в образовательной и семейной среде позволяет утверждать, что молодые воины в целом имеют высокий адаптационный потенциал. Это позволит решить адаптационные задачи уже в первые два месяца прохождения воинской службы.

Вместе с тем, особое внимание в адаптационный период следует обратить на молодых людей, имеющих неполное среднее образование, воспитывающихся в неполных материнских семьях и в детских домах. Следует удерживать под особым контролем тех

военнослужащих, у которых были проблемы с черепно-мозговыми травмами, и тех, кто имел неудачный опыт социальной адаптации (разведенные, перенесшие сильнейшие семейные травмы).

Важно учитывать и уровень психологической готовности молодых людей адаптироваться к армейской среде. Психологическая готовность к адаптации определялась нами с помощью «многоуровневый личностного опросника» (МЛО-АМ). В нашем исследовании возникла необходимость корреляции показателей нервно-психической устойчивости с адаптационными способностями. С этой целью были выделены четыре феноменологические группы: I группа - солдаты с высокими адаптационными способностями (при значениях 7-10 стэн по шкале НПУ) и накопленным положительным адаптационным опытом. II группа - солдаты с удовлетворительными адаптационными способностями (4-6 стен по шкале НПУ) и незначительным адаптационным опытом . III группа - солдаты с низкими адаптационными способностями (2-3 стене по шкале НПУ) и деформированным социальным опытом адаптации. IV группа - солдаты с неудовлетворительными адаптационными способностями (1 стен по шкале НПУ) и отрицательным опытом социальной адаптации до призыва в армию.

Рассмотрим приведенные в таблице 1 обобщенные показатели.

Основная масса военнослужащих - 427 человек (69,54%) - имеют высокий уровень нервно-психологической устойчивости (НПУ). Это первая и вторая группа. В группу с низким уровнем НПУ, которая расценивается как удовлетворительная третья группа,

Таблица 1

Нервно-психологическая устойчивость военнослужащих по призыву (апрель- май 2012 г.)

Степень НПУ Низкий уровень НПУ Высокий уровень НПУ (1 и 2 группы) Имеют суицидальный риск

Удовлетворительная (3 группа) Неудовлетворительная (4 группа)

Количество 141 46 427 30

проценты 22,96 7,49 69,54 4,89

Таблица 2

Степень готовности к службе в подразделениях

Учебное подразделение для обучения Количество солдат, успешно овладевших военной специально стью

Подразделения для несение службы с оружием 60 человек (10%)

Подразделения радиотелеграфистов, специалисты СУВ,ЗАС 125 человек(20%)

Подразделение операторов 251человек(41%)

Подразделение дизелистов и водителей электриков 178человек(29%)

Таблица 3

Модели организации жизнедеятельности воинского коллектива

Психологическое состояние военнослужащего Учебное подразделение для несения службы Модели организации жизнедеятельности воинского коллектива

Высокая степень адаптации (НПУ-1) Подразделения для несение службы с оружием Мягкая модель

Средняя степень адаптации (НПУ-2) Подразделения радиотелеграфистов Жесткая модель

Низкая степень адаптации (НПУ-3) Подразделение операторов Более жесткая модель

Дезадаптации (НПУ-4) Подразделение дизелистов и водителей электриков Очень жесткая модель

вошли 141 человек (22,96%). Неудовлетворительная, четвертая группа составляет 46 человек (7,49%). Самой сложной группой считается группа, имеющая суицидальный риск. В нашем случае таких молодых людей выявлено 30 человек (4,89%). Исходя из данных таблицы, видим, что наиболее сложная группа, имеющая неудовлетворительный НПУ и суицидальный риск, составляет чуть более 12,38%. Это означает, что для них необходим подбор подразделений, в которых военнослужащие этой группы смогут ужиться в коллективе, назначить их туда, где они смогут освоить воинскую специальность.

Наконец, в процессе психолого-педагоги-ческого сопровождения адаптации молодых воинов к армейской среде и условиям пребывания в воинских коллективах остроактуальным является прогноз развития профессионального адаптационного потенциала

каждого солдата. Таким образом, диагностика адаптивных профессиональных способностей является отправным моментом организации жизнедеятельности армейского коллектива и ее практической основой.

После прохождения первых занятий по военной подготовке сложилась следующая картина (табл. 2).

По результатам исследований всех трех показателей адаптационного потенциала военнослужащих мы составили таблицу организации жизнедеятельности воинского коллектива в последующий период службы.

Из таблицы мы видим, что высокой степени адаптации (НПУ-1) будет подобрано подразделение для несения службы с оружием (выполняющие задачи по охране военных и государственных объектов). Для этой группы, на наш взгляд, будет соответствовать мягкая модель адаптации на начальном этапе воинской службы и оказание доверия при

организации жизнедеятельности воинского подразделения. Средней степени адаптации (НПУ-2) будет соответствовать подразделение радиотелеграфистов, планшетистов. В первый период армейской службы там будет применяться жесткая модель адаптации, а обучение будет проходить в плановом режиме. Военнослужащие с низкой степенью адаптации (НПУ-3) будут направлены в подразделения для подготовки операторов. Для данной группы будет соответствовать более жесткая модель адаптации, с жестким контролем изученного, натаскиванием, тренировкой, тренажами до автоматического выполнения тех или иных задач на рабочем месте оператора. Соответственно, в группу дезадаптации (НПУ-4) войдут военнослужащие с недостаточным образованием. Эта группа будет соответствовать подразделению по подготовке дизелистов, водителей, электриков. Данные специальности будут характеризоваться простотой, время для обучения короткое.

Итак, проведя анализ адаптационного потенциала военнослужащих в первые два месяца их пребывания в армейских под-

разделениях, мы убедились, для различных групп военнослужащих можно подобрать различные модели адаптации, которые в свою очередь будут являться ни чем иным, как «инструментом» успешной профессиональной жизнедеятельности на протяжении всей службы в армии.

Библиографический список

1. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. - № 1. -2008. - С. 67-73.

2. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2000. - 24 с.

3. Корытков В. А. Проблема адаптации личности в армейских подразделениях // Философия образования. - № 3(11). - 2004. - С. 200-205.

4. Налчаджян А . А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - 236 с.

5. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирское издание, фирма РАН, 2000. - 275 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.