УДК 377.06
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
О.К. Белецкая
В статье на основе теоретико-методологических предпосылок автор уточняет определение понятия «адаптивность военнослужащих контрактной службы»; представляет структурно-содержательные характеристики адаптивности - компоненты, критерии, показатели и уровни
Ключевые слова: адаптивность, психологический конструкт, показатели и уровни адаптивности
военнослужащих контрактной службы
Обоснованием выделения ведущих компонентов в структуре адаптивности военнослужащих контрактной службы ряд следующих методологических и научнопрактических положений.
Самосовершенствование любого аспекта психики - мотивационного, интеллектуального, эмоционального, волевого и др. осуществляется, в первую очередь, личностным потенциалом человека - совокупностью личностных характеристик, которые
отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности. В частности А.Г. Маклаков отмечает, что личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует, что
формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и
собственной деятельности [4].
Следовательно, успешное развитие
адаптивности во многом зависит от
особенностей личности военнослужащих и сформированости у него необходимых
личностно значимых и профессионально важных качеств. То есть, можно не без
оснований считать, что адаптивность - это феномен психологии личности. Именно там заложен исток адаптации, в психологии личности адаптация находит свое завершение. Личность военнослужащего заключает в себе основной внутренний регулятор адаптации в изменяющихся социальных, культурных, предметно-технологических и природных условиях. Личностными свойствами
определяется содержание адаптации человека на социально-психологическом,
Белецкая Оксана Константиновна - ВЭПИ, аспирант, e-mail: [email protected]
психологическом, психофизиологическом и др. уровнях его организации. Поэтому важно иметь целостное представление об общих
психологических особенностях современного военнослужащих контрактной службы.
Военно-профессиональная деятельность выступает сложнейшей психической реальностью в виде многомерного пространства, руководимого осознанным отношением военнослужащих к общепринятым морально-нравственным и профессиональносоциальным нормам и требованиям; оно интегрирует характер и специфику деятельности и общения воинского коллектива и каждого его члена.
То есть, специфика и особенности военнопрофессиональной деятельности и
интегративные характеристики воинского коллектива во многом отражают и детерминируют сущностные характеристики адаптивности военнослужащих контрактной службы.
Адаптивность военнослужащих
контрактной службы как результат процесса адаптации, вслед за последним, также в самом общем виде может отражать в своей структуре такие подструктуры, как: координационная, иерархическая и подструктура состояний -общих, особенных, единичных [2]. Поэтому правомерно говорить о готовности военнослужащих к овладению
психологическими стратегиями развития собственной адаптивности. Анализ
авторитетных справочных источников дает возможность выделить существенные признаки понятия “готовность”, которые также явились предпосылкой выделения признаков подготовленности военнослужащих к развитию адаптивности.
В исследовании под адаптивностью военнослужащих контрактной службы мы понимаем свойство личности, проявляющееся в готовности интегрировать и соотносить
индивидуально-психологические возможности военнослужащего и нормативные требования военно-профессиональной деятельности,
обеспечивающее успешное выполнение служебных обязанностей, конструктивные межличностные отношения, самореализацию в профессии (Л.Г. Дикая, А.Г. Маклаков,
А.А.Налчалжян, А.А. Реан)
Вышеизложенное явилось основанием представления психологического конструкта адаптивности военнослужащих контрактной службы в единстве и взаимосвязи следующих компонентов: ориентационного,
информационного, рефлексивного,
интерактивного, поведенческого,
регулятивного и оценочного.
Ориентационный компонент в структуре адаптивности раскрывает разделяемые и
внутренне принятые военнослужащим опорные установки для принятия решений и регуляции поведения в новой военно-профессиональной среде. Характеризует профессиональную, социальную направленность личности военнослужащего, обнаруживается в его целях, идеалах убеждениях интересах и других проявлениях. Отражает внутреннюю основу отношений военнослужащего к военнопрофессиональной деятельности и ее «преодоление» в актах профессиональной, социальной, личностной адаптации к воинскому коллективу. К его показателям
отнесены: профессиональные ценности и
мотивы, ориентировка в условиях военнопрофессиональной деятельности
Профессиональные ценности и мотивы характеризуют систему ценностных
ориентаций личности военнослужащего на основе которых он строит взаимодействие с воинским коллективом; они отражают
принятые им нормы, регулирующие характер военно-профессиональной деятельности;
раскрывают степень его вовлеченности в военную профессию и характеризует
потребность в самосовершенствовании.
Ориентировка в условиях военнопрофессиональной деятельности, как показатель ориентационного компонента
раскрывается в умении определить суть специфику такой деятельности и условия ее протекания (осуществления); представлять
требования, которые она предъявляет к
личности военнослужащего, характеризует способность полно, с учетом степени обобщенности ориентиров - конкретно
обобщенно, самостоятельно создавать и
реализовывать ориентировочную основу профессионально-адаптивных действий.
Информационный компонент
характеризует осведомленность
военнослужащего о специфике военнопрофессиональной деятельности, возможностях и проблемах адаптации к ней. Раскрывает так же способность военнослужащего к поиску, получению, интерпретации и адаптации информации к целям и задачам военнопрофессиональной деятельности. Выступает важным источником формирования у
военнослужащего необходимого опыта адаптации в воинском коллективе и
самосовершенствованию в профессии. Его показателями являются: жизненный
профессиональный опыт, профессиональная компетентность военнослужащего.
Жизненный профессиональный опыт раскрывается в ранее приобретенных профессиональных и социально - культурных знаниях, умениях, привычках. Значимость опыта для успеха адаптации военнослужащего в воинском коллективе обнаруживается во
владении им так же информационной основой деятельности, прогнозированием, принятием решения, планированием, контролем и
коррекцией процесса адаптации.
Профессиональная компетентность
военнослужащего рассматривается как уровень владения знаниями, умениями, навыками выполнения функций военнопрофессиональной деятельности.
Приспособление принятия военнослужащим всех компонентов, норм, требований военнопрофессиональной деятельности предполагает высокий уровень профессиональной
компетентности, которая обеспечит
успешность, оптимальность развития
адаптивности в условиях воинского коллектива.
Рефлексивный компонент предназначен для осуществления военнослужащим адекватного осмысления, оценки и анализа предпосылок, условий и течения процесса адаптации к военно-профессиональной
деятельности и воинскому коллективу. С помощью рефлексии военнослужащий
переводит неявное знание в явное, формализованное в явное, то есть четко представляет профессиональные жизненные ценностные позиции, уровень
профессиональной компетенции, проблемное поле адаптации в воинском коллективе. Показателями рефлексивного компонента
являются: межличностная рефлексия,
самопознание.
Межличностная рефлексия как показатель рефлексивного компонента в структуре адаптивности личности военнослужащего проявляется в умении понимать и оценивать индивидуально-психологические особенности личности другого человека, учитывать его своеобразие и соотносить их собственным, адаптационным потенциалом.
Самопознание раскрывается в умении исследовать свою внутреннюю сущность, как военного специалиста - профессионала в процессе адаптации в воинском коллективе. Способствует более глубокому представлению о своем «Я-образе» и облегчает, регулирует развитие адаптивности, способствует более успешному личностно-профессиональному развитию военнослужащего, установлению конструктивных межличностных отношений.
Интерактивный компонент в структуре адаптивности раскрывает обусловленность процесса адаптации военнослужащего
контрактной службы характером и
особенностями межличностных отношений. Характеризует его готовность к адекватному представлению о том как военнослужащего воспринимают другие члены воинского коллектива и, исходя из этого, определять собственные действия в процессе формирования адаптивности военнослужащего. К его показателям отнесены:
коммуникативность военнослужащего,
социальная активность.
Коммуникативность военнослужащего раскрывается в умениях гибкого вербального и невербального общения, в обмене информации об опыте, понимании окружающего, отношении к происходящему в нем, о собственных намерениях и проявляемой военнослужащим активности. Формируется на основе перцептивных умений
военнослужащего, владения им техникой коммуникативного общения.
Социальная активность как показатель интерактивного компонента в структуре адаптивности характеризует умение
воздействовать на профессиональную среду, на других членов воинского коллектива, с целью изменения наличной ситуации; включает готовность военнослужащего к интеграции в воинский коллектив за счет умений соотносить и координировать свои индивидуальнопсихологические особенности с требованиями военной профессии и коллектива военнослужащих.
Поведенческий компонент в структуре адаптивности характеризует внешние активнодейственные проявления психической деятельности военнослужащего по развитию собственной адаптивности в которой выражается его отношения к воинской профессии, воинскому коллективу. Конкретный поступок военнослужащего в рамках формирования адаптивности раскрывает его нравственный смысл и требует инициативных, смелых, решительных действий учитывающих систему социальных норм, принятых в данном коллективе. Содействует преодолению трудностей адаптации и совершению сложных актов самовыражения в профессии. Показателями являются: ответственность
военнослужащего, критичность
военнослужащего.
Ответственность военнослужащего
раскрывается в сознательном соблюдении моральных принципов и профессиональноправовых норм военно-профессиональной деятельности. Военнослужащий имеет возможность сделать выбор и готов принимать инициативные решения и отвечать за
совершаемые в ходе военно-профессиональной деятельности и межличностного
взаимодействия поступки и их последствия.
Это усиливает профессиональную, социальную ответственность, а так же активность личности военнослужащего, содействуя эффективной адаптации.
Критичность военнослужащего отражает его умения адекватно непротиворечиво
оценивать свои профессиональные и смысложизненные убеждения, поступки, состояния; анализировать ход и результаты своей военно-профессиональной деятельности и характер адаптации к ней. Способствует формированию истинного и более целостного представления о своем адаптационном потенциале и перспективах самоосуществления в военно-профессиональной деятельности.
Регулятивный компонент в структуре адаптивности направлен на управление и обеспечение психическими средствами самого процесса достижения военнослужащим адаптации. Проявляется в самостоятельности военнослужащего инициировать, стоить, поддерживать, контролировать, корректировать все способы и приемы интеграции в профессиональную среду. Показателями регулятивного компонента являются: эмоциональная устойчивость, самокоррекция.
Эмоциональная устойчивость
военнослужащего демонстрирует
неподверженность его эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Выражается в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной военнопрофессиональной деятельности за счет правильного восприятия военной ситуации и безошибочности поведенческих реакций (точность и своевременность движений). Выступает одним из психологических факторов надежности, эффективности и успеха в процессе адаптации военнослужащего.
Самокоррекция как показатель
адаптивности военнослужащего проявляется в умении исправлять, корректировать те особенности содержательных и
процессуальных характеристик адаптации которые не соответствуют «оптимальной» модели адаптивности совершенного
военнослужащего контрактной службы.
Оценочный компонент раскрывает готовность военнослужащего объективно оценивать свой личностный адаптационный потенциал, роль собственной личности и воинского коллектива в профессиональных достижениях. А так же характеризует умение не противоречиво соотносить собственные профессиональные, социальные притязания и реальные возможности их осуществления.
К его показателя будут отнесены: аналитические способности, прогностические умения военнослужащего.
Аналитические способности в структуре адаптивности военнослужащего позволяют осмысливать и оценивать явления в профессиональной деятельности, выделяя в них условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления. А так же находить основную проблему, например адаптации, и способы её оптимального решения.
Прогностические умения
военнослужащего раскрываются в умениях предвидеть конечный результат военнопрофессиональной деятельности, собственно
Воронежский экономико-правовой институт
адаптации. Характеризуется умениями отбирать способы достижения поставленных целей, определять этапы, распределять время, т.е. моделировать процесс интеграции в воинский коллектив
Для того чтобы оптимизировать пути развития адаптивности военнослужащих контрактной службы, необходимо представить его уровни.
Уровень - есть ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития. Под уровнем понимают отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-то объектов или процессов. Уровень является «вершиной», достигнутой в ходе того или иного процесса [1].
В настоящем исследовании мы исходили из понимания того, что все уровни адаптивности военнослужащих контрактной службы тесно связаны друг с другом, и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав, их развитие происходит постепенно, от уровня к уровню.
Уровни готовности военнослужащего контрактной службы к интеграции и соотнесению индивидуальных особенностей с нормативными требованиями военнопрофессиональной деятельности: пассивноприспособительный, активно-
приспособильный, активно-реализующий, творчески-преобразующий.
Литература
1. Абдалина Л.В., Развитие профессионализма: от теории к практике - М.: издательство РГСУ, 2008. - 327
с.;
2. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л., Современные подходы, проблемы, перспективы - М.: издательство «Институт психологии РАН», 2007. - 624 с.;
3. Корчемный П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика - М. Издательство: Воениздат. , 2008. - 280 с. (Библиотека Гумер -психология).
4. Маклаков А.Г., Психология и педагогика. Военная психология. - СПб.: издательство Питер, 2005. - 464 с.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MILITARY PERSONNEL ADAPTABILITY OF CONTRACT
SERVICE
O.K. Beletskaya
The paper describes psychological features of military personnel adaptability of contract service Key words: psychological features, military personnel, adaptability, contract service