«истина», не равнозначных в их семантическом и семиотическом понимании на индивидуальном и социальном уровнях, должна осуществляться с учетом ценностно-смысловых, социально цивилизационных субъектно-личностных составляющих [7; 8; 9]. В таком ракурсе сформированные патриотические установки выступают важным условием превенции информационных рисков, возникающих при росте кризисного напряжения, детерминированного гибридной войнами [9; 10].
В результате данного исследования было выявлено, что формирование патриотизма у студентов современного вуза в условиях цифровой среды успешно происходит при реализации следующего педагогических условия - в процессе диффузии в образовательный континуум современного вуза симбиоза педагогических подходов - проблемного, герменевтического, симулякративного. Задачи
Библиографический список
нашего исследования были решены, в результате исследования найден педагогический инструментарий, а цель реализована полностью.
Таким образом, резюмируя изложенное, мы постулируем, что современная образовательная практика высшей школы при формировании патриотических установок у студентов должна ориентироваться на развитие социоконструкти-висткой концепции в противовес бессмысленному тиражированию проектно-ориентированного подхода, точечных методик по эгоцентрической самоактуализации. Сформированные патриотические установки обеспечивают применение студентами мировоззренческого плюрализма и, как следствие, создают возможность их приобщения к цивилизационной системе информационных кодов в их онтологическом и фундаментальном понимании, вне гипостазирования, создаваемого гибридными конфликтами в России и мире.
1. Фортова Л.К., Юдина А.М. Инновационные технологии применения концепции информационно-коммуникативной культуры в высшей школе. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва: РУДН, 2019: 374 - 377.
2. Юдина А.М. Информационно-коммуникативная культура как инструмент формирования образовательной среды вуза. Перспективы науки. 2019; № 5 (116): 250 - 252.
3. Юдина А.М. Педагогические условия воспитания социокультурной толерантности у старшеклассников в учебной и внеучебной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владимир, 2017.
4. Юдина А.М., Пронина А.А. Психолого-педагогический подход к исследованию социальной активности молодежи. Перспективы науки. 2020; № 4 (127): 216 - 220.
5. Nevolina V.V. Managing students' social activity in the context of digital transformations: sociocultural determinants and constructive basis. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 2: 5718 - 5725.
6. Petrenko E.G. State and municipal unitary enterprises as object of public. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; Т. 7, № 2: 287 - 292.
7. Petrenko E.G. Executive bodies of local self-government as an object of public control in the russian federation. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; Т. 7, № 2: 293 - 299.
8. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018, Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 26 - 530.
9. Fortova L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018. Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 531 - 534.
10. Shulga T.I. Tecnologias de educa$ao linguistica para adapta$ao social de migrantes: processo, desafios e potencial. Revista Entre Linguas, Araraquara, 2021; Vol. 7, № 8. Available at: https://periodicos. fclar. unesp. Br /entrelinguas/ article /view/ 16376
References
1. Fortova L.K., Yudina A.M. Innovacionnye tehnologii primeneniya koncepcii informacionno-kommunikativnoj kul'tury v vysshej shkole. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2019: 374 - 377.
2. Yudina A.M. Informacionno-kommunikativnaya kul'tura kak instrument formirovaniya obrazovatel'noj sredy vuza. Perspektivy nauki. 2019; № 5 (116): 250 - 252.
3. Yudina A.M. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya sociokul'turnoj tolerantnosti u starsheklassnikov v uchebnoj i vneuchebnojrabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladimir, 2017.
4. Yudina A.M., Pronina A.A. Psihologo-pedagogicheskij podhod k issledovaniyu social'noj aktivnosti molodezhi. Perspektivy nauki. 2020; № 4 (127): 216 - 220.
5. Nevolina V.V. Managing students' social activity in the context of digital transformations: sociocultural determinants and constructive basis. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 2: 5718 - 5725.
6. Petrenko E.G. State and municipal unitary enterprises as object of public. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; T. 7, № 2: 287 - 292.
7. Petrenko E.G. Executive bodies of local self-government as an object of public control in the russian federation. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; T. 7, № 2: 293 - 299.
8. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018, Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 26 - 530.
9. Fortova L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018. Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 531 - 534.
10. Shulga T.I. Tecnologias de educa$ao linguistica para adapta$ao social de migrantes: processo, desafios e potencial. Revista Entre Linguas, Araraquara, 2021; Vol. 7, № 8. Available at: https://periodicos. fclar. unesp. Br /entrelinguas/ article /view/ 16376
Статья поступила в редакцию 01.08.22
УДК 378
Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Federal University of Karachay-Cherkess n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),
E-mail: aliealina@mail.ru
THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF "SOFT SKILLS" IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE BACHELORS AND MASTERS OF CREATIVE PROFESSIONS. The article reveals the main opportunities that exist for the formation of soft skills, existing in the process of professional training of future bachelors and masters of creative professions. The main idea and purpose of today's professional educational concept is to find the relationship of soft skills with the parameters of a specific activity. This becomes possible through a psychological analysis of the activity, which allows you to identify key competencies for a specific professional direction. The article concludes that in modern universities, universities need to form soft skills as a general system of skills and abilities necessary for modern specialists, with an emphasis on the identified basic, key competencies. So, for creative specialists, flexible communication skills in the general structure of soft skills are determinant in the formation of a professional's personality and in its effective implementation.
Key words: soft skills, professional training, creative areas of professional training, design, fine arts, student, teacher.
А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,
E-mail: aliealina@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» («SOFT SKILLS») В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
В настоящей статье раскрываются основные возможности формирования «гибких навыков» (англ. soft skills), существующие в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий. Основная идея и цель сегодняшнего профессионального образовательного концепта заключается в поиске взаимосвязи soft skills с параметрами конкретной деятельности. Это становится возможным путем психологического анализа
деятельности, что позволяет выявлять ключевые компетенции для конкретного профессионального направления. В статье делается вывод о том, что в современных вузах необходимо формировать soft skills как общую систему необходимых для современных специалистов умений и навыков с акцентом на выявленные базовые, ключевые компетенции. Так, для специалистов творческих направлений гибкие навыки коммуникации в общей структуре soft skills являются предопределяющими в формировании личности профессионала и в его эффективной реализации.
Ключевые слова: soft skills, профессиональная подготовка, творческие направления профессиональной подготовки, дизайн, изобразительное искусство, студент, преподаватель.
Актуальность исследования определяется тем, что стремительные трансформации современного общества, цифровизация, неопределенность и пандемия диктуют абсолютно новые стратегии поведения для успешной личностной и профессиональной реализации. Это предопределяет необходимость формирования у будущих специалистов «надпредметных» универсальных навыков, в западной литературе более известных как «гибкие навыки» (англ. soft skills) [1-6].
Анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует о том, что многие ученые настаивают на активном использовании педагогических технологий для формирования soft skills у специалистов разных сфер деятельности [2; 3; 7; 8; 9]. Однако в теории профессионального образования ещё не выработаны общие подходы к формированию «гибких навыков», в том числе у будущих бакалавров и магистров творческих специальностей.
В этой связи цель статьи - изучение основных возможностей, существующих для формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий.
С целью связаны следующие задачи:
- исследовать роль и место soft skills в структуре профессиональной компетентности специалистов творческих профессий;
- выделить soft skills, наиболее важные для будущих бакалавров и магистров творческих профессий;
- изучить основные возможности, существующие для формирования soft skills на современном этапе развития отечественной системы ВО.
Научная новизна статьи определяется выявлением основных возможностей, существующих для формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий.
Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний об основных подходах формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий.
Практическая значимость заключается в том, что определены основные направления дальнейшего развития soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий.
В отечественных и зарубежных исследованиях не существует единого подхода к трактовке термина «soft skills» [1; 7; 8; 10]. Резюмируя все определения, существующие на сегодняшний день, с учётом цели и задач настоящей статьи интересующую нас категорию можно с определённой долей уверенности трактовать как совокупность непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, которые являются востребованными на современном рынке труда и способствуют максимально эффективной реализации компетенций профессионала, конкурентоспособного в условиях современного социума [1; 3; 5; 8-11].
Система soft skills включает следующий ряд базовых характеристик личности современного бакалавра и магистра, в том числе творческих профессий (табл. 1).
Таблица 1
Базовые компоненты лингвострановедческой компетенции
Категория Навыки
Навыки, связанные с постановкой и реализацией целей и задач профессиональной и иных видов деятельности Целеполагания
Тайм-менеджмента
Планирования
Самостоятельного поиска и реализации эффективных решений, в т.ч. в нестандартных ситуациях [3, с. 31-32]
Навыки адаптации Навык эффективной реализации профессиональной деятельности в динамично меняющихся условиях современного социума
Стрессоустойчивость
Коммуникативные навыки Навыки, связанные с нахождением общего языка с коллективом
Навык логичного, обоснованного, внятного изложения собственных мыслей
Социальные навыки Навык убеждения
Лидерские качества
Навык осознания мотивации, своей и окружающих
Осознанное стремление к личностному и профессиональному росту [2, с. 40]
Сказанное представляется особенно актуальным применительно к будущим бакалаврам и магистрам, осваивающим творческие специальности [5; 8].
В данном случае следует отметить, что творческая деятельность представляет собой такую деятельность, в ходе которой решаются поисково-творческие задачи. Соответственно, в ходе профессиональной подготовки студентов, осваивающих такие специальности, необходимо развивать у них умения и навыки, связанные с эффективным поиском действенных, в том числе нестандартных, решений в различных ситуациях учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности [12, с. 274].
Подобное развитие способностей будущих бакалавров и магистров должно реализовывать определённые цель и задачи (табл. 2).
Таблица 2
Цель и задачи развития у будущих бакалавров и магистров, осваивающих творческие специальности, комплекса умений и навыков, связанных с эффективным поиском оптимальных решений в различных ситуациях
Цель Задачи
Формирование подлинно творческой личности Формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания
Развивать у лиц, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, осознанное стремление к познавательной, исследовательской и творческой деятельности [1; 4; 7; 11; 12]
Комплекс умений и навыков людей творческих профессий, связанных с самостоятельным поиском оптимальных решений в различных ситуациях, составляет основу креативности. Этим термином обычно обозначают умение индивида видеть нестандартное в обычном и генерировать новые идеи [6; 9; 10]. Достаточный уровень развития этого качества у выпускников, успешно завершивших обучение по соответствующим направлениям, подразумевает наличие у них следующих умений и навыков:
- навыки активного поиска новых подходов к решению различных проблем, возникающих в ходе осуществления учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности;
- умение генерировать свежие идеи;
- умение сохранять мотивацию к осуществлению эффективной учебной и профессиональной деятельности;
- умение привносить творческую составляющую в деятельность любого рода [11, с. 28-29].
Ещё одним «мягким навыком», который необходимо развивать у будущих бакалавров и магистров творческих специальностей, является эмоциональный интеллект. Данное понятие является следствием развития концепции социального интеллекта. На сегодняшний день с большой долей уверенности можно утверждать, что более успешным в условиях постиндустриального общества будущего будет профессионал, который умеет подстраиваться под ситуацию, находить общие темы для разговора и сочувствовать окружающим людям [2; 3; 6].
В связи с темой настоящей статьи отметим, что важной частью будущего бакалавра и магистра творческой специальности является умение принимать решения. Достаточная степень его развития подразумевает наличие у выпускников следующих умений и навыков:
- умение быстро просчитывать разные варианты развития событий;
- навык скорейшего достижения поставленных целей и задач в своей учебной и профессиональной деятельности;
- навыки, связанные с преодолением затруднений, могущих возникнуть в ходе осуществления различных форм деятельности;
- умение брать ответственность за результаты собственной деятельности [8; 9; 12].
Отдельную категорию навыков, характеризующих современного специалиста как перспективного профессионала, составляют навыки управления проектами. С целью их эффективного развития во многих российских вузах в обязательную образовательную программу введен курс «Проектная деятельность» [1; 5; 6; 9].
Немаловажную компетенцию современного профессионала, в том числе осуществляющего деятельность в творческой сфере, составляют экспертные навыки [2; 3]. Достаточный уровень их развития позволит рационально использовать следующие категории ресурсов:
- материальные;
- человеческие;
- стимульные;
- информационные [3, с. 33].
Развитие этих навыков может быть достигнуто путём использования различных образовательных методов. К таковым относятся:
- мозговой штурм;
- тренинг креативности;
- проблемный метод [2, с. 46-47].
Результаты проведенного исследования показали, что категория soft skills объединяет множество вариантов поведения современного профессионала, которые помогают бакалаврам и магистрам творческих профессий добиваться успеха в профессиональной и других видах деятельности.
Библиографический список
Они включают:
- навыки, связанные с постановкой и реализацией целей и задач профессиональной и иных видов деятельности;
- навыки адаптации;
- коммуникативные навыки;
- социальные навыки.
В настоящее время работодатели отдают предпочтение кандидатам, которые характеризуются высокой профессиональной мобильностью, системным мышлением, широкой осведомлённостью в разных областях жизни.
Таким образом, формирование soft skills в процессе профессиональной подготовки является крайне важной проблемой в современной теории и практике высшего образования.
1. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63 - 68.
2. Ганпанцурова О.Б., Помагаева А.Н. Коммуникативная компетентность как основа профессиональных «soft skills» педагога-психолога. Смальта. 2021; № 1: 38 - 49.
3. Ганпанцурова О.Б. Профессионально-важные качества и индивидуализация как результат формирования компетенций soft-skills у студентов разных профессиональных направлений. Смальта. 2019; № 1: 31 - 35.
4. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018; Т. 15, № 3: 350 - 363.
5. Алиева А.Р Возможности формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих магистров направления педагогическое образование. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 273 - 275.
6. Хижная А.В., Быстрова Н.В., Шарыгина Е.Н. Развитие soft skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускников вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 65-2: 261 - 264.
7. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194 - 196.
8. Сорокопуд Ю.В., Козьяков РВ., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 400 - 402.
9. Бацунов С.Н, Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills. Концепт. 2018; № 4: 198 - 207.
10. Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль «жестких» (hard skills) и «мягких» (soft skills) компетенций в профессиональной деятельности. Агропродовольственная политика России. 2017; № 12 (72): 58 - 62.
11. Колесник Н.Б. Развитие образного мышления студентов как основа профессиональной подготовки в средовом дизайне. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 27 - 30.
12. Сайдаматов Ф.Р Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки. Молодой ученый. 2012; № 8 (43): 374 - 375.
References
1. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63 - 68.
2. Ganpancurova O.B., Pomagaeva A.N. Kommunikativnaya kompetentnost' kak osnova professional'nyh "soft skills" pedagoga-psihologa. Smal'ta. 2021; № 1: 38 - 49.
3. Ganpancurova O.B. Professional'no-vazhnye kachestva i individualizaciya kak rezul'tat formirovaniya kompetencij soft-skills u studentov raznyh professional'nyh napravlenij. Smal'ta. 2019; № 1: 31 - 35.
4. Raickaya L.K., Tihonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018; T. 15, № 3: 350 - 363.
5. Alieva A.R. Vozmozhnosti formirovaniya soft skills v processe professional'noj podgotovki buduschih magistrov napravleniya pedagogicheskoe obrazovanie. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 273 - 275.
6. Hizhnaya A.V., Bystrova N.V., Sharygina E.N. Razvitie soft skills («gibkih navykov») dlya uspeshnoj kar'ery vypusknikov vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-2: 261 - 264.
7. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills ("myagkie navyki") i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194 - 196.
8. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj «myagkij navyk» (soft skills) sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400 - 402.
9. Bacunov S.N, Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills. Koncept. 2018; № 4: 198 - 207.
10. Vetoshkina T.A., Polyanok O.V. Rol' «zhestkih» (hard skills) i «myagkih» (soft skills) kompetencij v professional'noj deyatel'nosti. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 12 (72): 58 - 62.
11. Kolesnik N.B. Razvitie obraznogo myshleniya studentov kak osnova professional'noj podgotovki v sredovom dizajne. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 27 - 30.
12. Sajdamatov F.R. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov v processe professional'noj podgotovki. Molodojuchenyj. 2012; № 8 (43): 374 - 375.
Статья поступила в редакцию 05.08.22
УДК 378
Dudaev G.S-Н., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: ataginec88@mail.ru
SPECIFICS OF TEACHING PROFESSIONAL DISCIPLINES TO FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT. The article outlines methodological issues of teaching the discipline "Personnel Management" at a university to students undergoing training in "State and Municipal Management." This discipline is the leading one in the process of professional training of students in this area of education, therefore it requires a thorough study of its teaching methodology. The article concludes that in order to increase the effectiveness of training under the program of the discipline "Personnel Management" it seems expedient: to involve practitioners from customers in the classes; use the experience of practical activities of part-time students; more often use thematic presentations and videos in the classroom. It is also necessary to develop and periodically update electronic educational resources of the academic discipline on the university's website, consisting of lectures, presentations, automated tests and web links to useful Internet resources.
Key words: higher education (bachelor's degree level), professional training of state and municipal managers, bachelor's degree student.
Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,
E-mail: ataginec88@mail.ru