Профилактика кибербуллинга подростков в общеобразовательной среде
Юдина Анна Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
E-mail: anna-yudina@mail.ru
В статье аргументируется специфика профилактики кибербуллинга подростков в общеобразовательной среде в условиях роста явлений цифровизации и стихийных коммуникаций с неизвестной референтной группой в киберинформацонной среде. Цель исследования состоит в многоплановом рассмотрении феномена кибербуллинга. Задачи исследования: показать вариативные способы профилактики кибербуллинга, обосновать значимость формирования информационно-коммуникативной культуры в превентивной антибуллинговой работе. Гипотеза: основана на предположении о том, что, вводя в процесс обучения формирование информационно-коммуникативной культуры можно осуществлять профилактик кибербуллинга в общеобразовательной организации в среде подростков. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, дескриптивный метод, метод словарных дефиниций. Результатом данного исследования является обоснование необходимости систематизации профилактической антибул-лигновой профилактики не только в традиционной социокультурной среде, но и в киберинформационном пространстве через изменение его педагогического сопровождения.
Ключевые слова: кибербуллинг, подростки, киберсоциализа-ция, информационно-коммуникативная культура, киберинфор-мационная среда, общеобразовательная среда.
о с
CJ
см см о см
03
Стихийное развитие киберинформационного пространства в контексте глобализации инициирует рост дифференцированных рисков и возможностей в развитии киберкоммуникаций на социальном и межличностных уровнях.
Наиболее яркими феноменами нуждающимися в педагогическим осмыслении выступают: клиповое мышление у подростков, под которым мы понимаем исключительно репродуктивные способы работы с информацией; гипостазирование, затрагивающее область смыслового единства понятий; глокализационные механизмы, инициирующие процессы субкультурного обособления; буллинг, в частности кибербуллинг, выступающие следствием снижения качества применения технологий компромисса, кооперации и сотрудничества в бытовой и особенно киберкоммуникации [1].
Цифровизация в контексте кичевой культуры пропагандирует применение лозунгов, выявления единства через одинаковость, или поиска патологически уникального продукта в имитационной витальной сфере.
Таким образом, изменение в условиях цифро-визации процессов социального взаимодействия инициировало получение новых возможностей неограниченного доступа к информационным ресурсам.
Подростковый возраст инициирует поиск наиболее активных форм коммуникативного взаимодействия, некоторую сегрегацию об общесоциальных ценностей, неопределенность и коррелирующую с ними категоричность в суждениях, экзистенциальные поиски смысла бытия и одобрения для своего я среди референтной группы ровесников [2].
В новой парадигме цифрового цивилизацион-ного развития не до конца осмыслены и определены возможности киберсоциализационного сопровождения процессов цифрового воспитания. Таким образом, ряд коммуникативных, аксиологических, мировоззренческих процессов сосуществуют одновременно в двух пространствах: социокультурном и киберинформационном, частично с амбивалентным содержанием. Двойственность, противоречивость, атерриториальность, трансгра-ничность, анонимность, универсальность - выступают основными характеристиками киберсреды. Логично предположить, что напряженные деструктивные коммуникации, которые возникают в таких условиях трудно спрогнозировать, превентиро-вать и избежать.
В таком аспекте кибербуллинг выступает сложным киберинформационным феноменом. С конфликтологической точки зрения он безусловно отличается от традиционного буллинга в социокуль-
турнои среде, в первую очередь, своей неопределенностью, поскольку, в конфликтной ситуации кибербулинга затруднительно выявить кибербул-лера, кибержертву и заинтересованный коллектив. Таким образом, конфликтная ситуация возникает стихийно, крайне часто, ее можно определить, как мнимую, связанную с ошибками восприятия или отсутствия фактов, инициирующих отрицательные негативные переживания у подростков [3].
Киберинформационное пространство в мире переполнено дифференцированными смыслами и процессами. Регулярно, в условия глобализации появляются новые маршруты, технологии, софт, нуждающиеся в их правовом определении. Рост глобализационных феноменом инициирует экономическая составляющая киберинформационного пространства В современных условиях необходимо переосмысление дефиниции «киберинформа-ционная безопасность» в правовом поле с учетом двух факторов:
1)Глобализации;
2) Киберсоциализационного аксиологического релятивизма [4; 5].
Превентивная антибуллинговая работа нуждается в педагогическом сопровождении. Современный подросток крайне часто находится в ситуации мнимой компетентности по поводу выбора верной конфликтологической стратегии поведения.
Таким образом, кибербуллинг - это особый тип конфликта сочетающий в себе высокий уровень интерперсональности, моббинга, традиционного буллинга в контексте высокого релятивизма влияющего через дифференцированные ИКТ на восприятие образа конфликта. В некоторых случаях, реализуется теорема Томаса, и кибербуллинг представляет из себя изначально мнимый конфликт без явных конфликтогенов, который постепенно порастает в реальную травлю в условиях киберсреды.
Информация, без ее интерпретации личностью, выступает достаточно нейтрально. Поэтому так важно научить подростка понимать генеалогию конфликтного взаимодействия, уметь прогнозировать индивидуальные и социальные риски, а также понимать границы нравственной неопределенности нормы. Мы предлагаем, в осуществлении профилактической работы затрагивать не только этическую сторону конфликтного реагирования, но и правовую, как более определенную природу формирования социального поведения.
Развитие духовной культуры личности сегодня должно интегрироваться с правовым ее пониманием. В отличии от асинхронного ситуативного воздействия нравственной системы ценностей, правовые нормы представляют собой конгломерат информационных, регламентирующих, принудительных воздействий на конфликтное противостояние в ситуации кибербуллинга.
Подросток должен понимать психологические механизмы возникновения деструктивного конфликта, знать возможности применения конфликт-
ных стратегии взаимодеиствия, понимать природу негативного эмоционального переживания и владеть правовым инструментарием, который может помочь избежать противоправных деяний и вовремя привлечь внимание соответственных компетентных государственных структур к проблеме при такой необходимости.
Важную роль в профилактической работе играет форма педагогической поддержки подростков. Средствами педагогической беседы. Специально организованных обучающих, воспитательных мероприятий можно научить подростков дифференцировать информационный инструментарий в ки-беринформационной среде. Высокую результативность будут иметь методы case-study, кибер-квест, информационный лабиринт, дебрифинг, картографический системно-структурный анализ конфликтной ситуации. Не менее важным средством мы видим организацию медиативной службы в общеобразовательной организации, в которую будут входить сами обучающиеся подростки. В таком контексте организация профилактической работы позволит инициировать на поливариативном качественном уровнях контролируемое педагогом, медиатором, психологом конфликтное взаимодействие, разобрать, проанализировать частные конфликтные ситуации, возникающее в подростковой среде со сверстниками, родителями, педагогами, референтной группой в интернет сообществах, чатах, телеграмм каналах [6;7].
Анализируя юридическую, педагогическую, психологическую, социологическую литературу, касающуюся «информационная безопасность в условиях глобализации», мы пришли к выводу, что это понятие характеризует методологию, раскрывающую безопасность как индивида, так социума и государственных органов от информационных паттернов как экзогенного, так и эндогенного характера, чтобы сохранить качественную жизнь индивида, независимость страны, интеграцию различных социальных страт, а также поступательный экономический рост [8;9].
Для того, чтобы снизить деструктивное влияние киберконфликтов необходимо подростков научить формам активной коммуникации с «Другим», с целью поиска истины, не нарушая личных границ друг друга при взаимном уважении. В педагогической поддержке нуждается процесс организации диалектического диалога, дискуссии, дружеского спора, конструктивной конкуренции при участии в соревнованиях.
Информация в киберинформационной среде является сложной дифференцированной поливалентной системой, имеющей сложную, не всегда взаимообусловленную структуру. Она может трактоваться, исходя из ее конструктивного и деструктивного потенциалов.
В современной ситуации необходимо информировать родительское сообщество, самих подростков о том, что вредная киберинформационная деятельность в киберинформационном протран-стве сегодня крайне разнообразна, так, вредная
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см со
киберинформация появляется через механизмы фишинга, когда через ссылки в программное обеспечение пользователя доставляется вирус, который получает доступ к ограниченной конфиденциальной информации лиц, корпораций без их информирования и направлена на мошеннические унижающие честь и достоинство собственников гаджетов действия по распространению вредной информации в отношении лиц, желающих восстановить доступ к заблокированным гаджетам. Во многих государствах мира сегодня разрабатывается национальное законодательство, направленное на превенцию распространения вредной информации в киберсреде [10].
Таким образом, очевидно, что в условиях усиления процесса сепарации и трансформации кибер-пространства в международную сеть, решать вопрос правового регулирования невозможно, опираясь только на концепции национальной системы права. Медиативная педагогическая фасилитация, направленная на развитие ответственного поведения в условиях конфликтного взаимодействия, формирование информационно-коммуникативной культуры, включающей систему знания об информационной безопасности, киберкоммунникациях как самих подростков, так и родительского сообщества. Не менее важным, считаем актуализацию конфликтологической компетености у всех участников образовательного процесса. Медиативные тренинги, кейсы, классные часты направленные на формирование навыков поведения в ситуации напряженных киберкоммуникаций сегодня необходимы как превенция не только подросткового кибербуллинга, но и депрессивных настроений, затворничества и суицидальных стратегий поведения.
Литература
1. Galchenko N.A. University student digital culture: essence and formation mechanisms / N.A. Galchenko, V.A. Kazinets, N.V. Garashkina, V.E. Chernik, A.M. Yudina, T.B. Lisitsyna// Journal of Positive School Psychology. - Vol. 6 - No. 2. -P.2055-2061.
2. Galchenko N.A. Student hood spiritual needs in self-isolation period: features and ways to meet them / N.A. Galchenko, I.I. Shatskaya, E.V. Makarova, E.V. Kulesh, S.M. Nizamutdinova, A.M. Yudina, O.A. Skutelnik // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - № 1. - 2020. - P. 22292234.
3. Marchenko A.A. Student communication in Internet space: Problems and features of communication in the blogs field /A. A. Marchenko, E.V. Evdoki-mova, O.G. Murzakova, A.M. Yudina, M.A. Gor-shkova, B.A. Karev, G.V. Mitina, I.G. Kartushina // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - № 2. -2020. - P. 5797-5802.
4. Nevolina V.V. Language and Society: Adult Population Value Orientations Active Lifestyle in Communication and Social Mobility/ V.V. Nevoli-
na, K. Prokhodtsev, N.V. Osipova, A.M. Yudina, A.A. Zharkova, G. Karpenko, V. Volkova // APPLIED LINGUISTICS RESEARCH JOURNAL-V. 5. - № 6-2021. - P. 189-194.
5. Nevolina V.V. Managing students' social activity in the context of digital transformations: sociocultur-al determinants and constructive basis / V.V. Nevolina, V.B. Volkova, I.I. Shatskaya, A.M. Yudina, K.A. Prokhodtsev, A.A. Zharkova, G.V. Karpenko // Journal of Positive School Psychology http:// journalppw.com 2022, Vol. 6, No. 2, Р. 5718-5725.
6. Petrenko E.G. State and municipal unitary enterprises as object of public / E.G. Petrenko, T.V. Il-larionova, V.V. Alexandrova, D.I. Stepanova, J. Zalesn, A.M. Yudina//LAPLAGE EM REVISTA. - 2021. - Т. 7. - № 2. (Extra-E). - P. 287-292.
7. Petrenko E.G. Executive bodies of local self-government as an object of public control in the russian federation/ E.G. Petrenko, V.V. Alexandrova, O.K. Pavlova D.I. Stepanova, J. Zalesn, A.M. Yudi-na//LAPLAGE EM REVISTA. -2021. -Т. 7. - № 2. (Extra-E) - P. 293-299.
8. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects / L.K. Fortova, A.M. Yudina, M.S. Fabrikov, M.V. Deneko // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD2018, Dushanbe, 26-27 december 2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press,- 2019 - P. 526-530.
9. Fortova L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile L.K. Fortova, A.M. Yudina, A.V. Gudko-va, V.A. Mashkina // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD2018, Dushanbe, 26-27 december 2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press,- 2019. - P. 531-534.
10. Shulga T.I. Tecnologias de educagao linguisti-ca para adaptagao social de migrantes: proces-so, desafios e potencial // T.I. Shulga, A.A. Pli-gin, A.A. Korzhanova, A.M. Yudina, T.G. Karpo-va, E.V. Kulesh, G.S. Ashrafullina // Revista Entre Linguas, Araraquara, - v. 7, - n. esp. 8. - 2021. -DOI: 10.29051/el.v7iesp.8.16376. - URL: https:// periodicos. fclar. unesp. Br /entrelinguas/ article / view/ 16376. Acesso em: 20 abr. 2022. (дата обращения: 24.12.2021)
PREVENTION OF CYBERBULLYING OF TEENAGERS IN
THE GENERAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Yudina A.M.
Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai
Grigorievich Stoletov
The article argues for the specifics of prevention of cyberbullying
among adolescents in the general educational environment in the
context of the growth of digitalization phenomena and spontaneous communications with an unknown reference group in the cyberinformation environment. The purpose of the study is to consider the phenomenon of cyberbullying in a multifaceted way. Objectives of the study: to show variable ways to prevent cyberbullying, to substantiate the importance of forming an information and communication culture in preventive anti-bullying work. Hypothesis: based on the assumption that by introducing the formation of an information and communication culture into the learning process, it is possible to prevent cyberbullying in a general educational organization among adolescents. Research methods: analysis, synthesis, generalization, comparison, concretization, descriptive method, method of dictionary definitions. The result of this study is the substantiation of the need to systematize preventive anti-bullying prevention not only in the traditional socio-cultural environment, but also in the cyber-information space through changing its pedagogical support.
Keywords: cyberbullying, adolescents, cybersocialization, information and communication culture, cyberinformation environment, general educational environment.
References
1. Galchenko N.A. University student digital culture: essence and formation mechanisms / N.A. Galchenko, V.A. Kazinets, N.V. Garashkina, V.E. Chernik, A.M. Yudina, T.B. Lisitsy-na// Journal of Positive School Psychology. - Vol. 6 - No. 2. -P. 2055-2061.
2. Galchenko N.A. Student hood spiritual needs in self-isolation period: features and ways to meet them / N.A. Galchenko, I.I. Shatskaya, E.V. Makarova, E.V. Kulesh, S.M. Nizamutdino-va, A.M. Yudina, O.A. Skutelnik // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - № 1. - 2020. - P. 2229-2234.
3. Marchenko A.A. Student communication in Internet space: Problems and features of communication in the blogs field /A. A. Marchenko, E.V. Evdokimova, O.G. Murzakova, A.M. Yudina, M.A. Gorshkova, B.A. Karev, G.V. Mitina, I.G. Kartushi-na // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - № 2. - 2020. -P. 5797-5802.
4. Nevolina V.V. Language and Society: Adult Population Value Orientations Active Lifestyle in Communication and Social Mobil-ity/ V.V. Nevolina, K. Prokhodtsev, N.V. Osipova, A.M. Yudina,
A.A. Zharkova, G. Karpenko, V. Volkova // APPLIED LINGUISTICS RESEARCH JOURNAL-V. 5. - № 6-2021. - P. 189-194.
5. Nevolina V.V. Managing students' social activity in the context of digital transformations: sociocultural determinants and constructive basis / V.V. Nevolina, V.B. Volkova, I.I. Shatskaya, A.M. Yudina, K.A. Prokhodtsev, A.A. Zharkova, G.V. Karpenko // Journal of Positive School Psychology http://journalppw. com 2022, Vol. 6, No. 2, Р. 5718-5725.
6. Petrenko E.G. State and municipal unitary enterprises as object of public / E.G. Petrenko, T.V. Illarionova, V.V. Alexandrova, D.I. Stepanova, J. Zalesn, A.M. Yudina//LAPLAGE EM REVISTA. - 2021. - Т. 7. - № 2. (Extra-E). - P. 287-292.
7. Petrenko E.G. Executive bodies of local self-government as an object of public control in the russian federation/ E.G. Petrenko, V.V. Alexandrova, O.K. Pavlova D.I. Stepanova, J. Zalesn, A.M. Yudina//LAPLAGE EM REVISTA. -2021. -Т. 7. - № 2. (Extra-E) - P. 293-299.
8. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects / L.K. Fortova, A.M. Yudina, M.S. Fabrikov, M.V. Deneko // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD2018, Dushanbe, 26-27 december 2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press,- 2019 - P. 526-530.
9. Fortova L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile L.K. Fortova, A.M. Yudina, A.V. Gudkova, V.A. Mashkina // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD2018, Dushanbe, 26-27 december 2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press,-2019. - P. 531-534.
10. Shulga T. I. Tecnologias de educapao linguistica para adaptapao social de migrantes: processo, desafios e potencial // T.I. Shulga, A.A. Pligin, A.A. Korzhanova, A.M. Yudina, T.G. Karpo-va, E.V. Kulesh, G.S. Ashrafullina // Revista Entre Linguas, Araraquara, - v. 7, - n. esp. 8. - 2021. - DOI: 10.29051/ el.v7iesp.8.16376. - URL: https://periodicos. fclar. unesp. Br / entrelinguas/ article /view/ 16376. Acesso em: 20 abr. 2022. (дата обращения: 24.12.2021)