Научная статья на тему 'Превенция виктимного поведения студенческой молодежи в сети Интернет'

Превенция виктимного поведения студенческой молодежи в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты высшей школы / превентивная работы / виктимность / кибервиктимность / информационно-коммуникативная культура / формирование / киберинформационная среда / high school students / preventive work / victimization / cyber-victimization / information and communication culture / formation / cyber-information environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Анна Михайловна, Дементьев Андрей Генадиевич

Рассматриваются тенденции и пути профилактической работы виктимности в сети Интернет. Авторы анализируют возможности педагогической профилактики виктимного поведения студенческой молодёжи в кибер-информационной среде. Выделены факторы, предпосылки, риски, влияющие на виктимность. В статье рассматривается необходимость трансформации воспитательной работы со студентами, поскольку изменяется совокупность педагогических проблем, вызванных усилением влияния кибер-информационной среды, ее искусственной сепарацией из общей бытийности на личность, погруженного в нее студента высшей школы. В статье проанализирована дуалистическая природа кибер-виктимности, которая исходит из недооценки семьями рисков киберсоциализации, и отсутствия у студентов навыков работы с информацией в кибер-информационной среде, а также сформированной информационно-коммуникативная культуры. Целью нашего исследования было выявление возможностей профилактики виктимного поведения в сети Интернет у молодежи на основе использования педагогических механизмов для выстраивания безопасной образовательной среды в высшей школе. Авторы полагают, что для достижения цели, необходимо включение в воспитательную работу ВУЗа задач формирования стратегии конструктивного поведения студентов в кибер-информационной сети и определения способов превентивной работы виктимности у студентов в учебной организации образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Анна Михайловна, Дементьев Андрей Генадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF VICTIM BEHAVIOR OF STUDENT YOUTH ON THE INTERNET

The tendencies and ways of preventive work of victimization on the Internet are considered. The authors analyze the possibilities of pedagogical prevention of victim behavior of student youth in the cyber information environment. The factors, prerequisites, risks influencing victimization are highlighted. The article discusses the need to transform educational work with students, since the totality of pedagogical problems is changing, caused by the increased influence of the cyber-information environment, its artificial separation from the general beingness on the personality of the student of higher education immersed in it. The article analyzes the dualistic nature of cyber-victimhood, which is based on the families ‘underestimation of the risks of cyber-socialization, and the lack of students’ skills in working with information in the cyber-information environment, as well as the formed information and communication culture. The purpose of our study was to identify the possibilities of preventing victim behavior on the Internet among young people through the use of pedagogical mechanisms to build a safe educational environment in higher education. The authors believe that in order to achieve the goal, it is necessary to include in the educational work of the university the tasks of forming a strategy for the constructive behavior of students in the cyber information network and determining the methods of preventive work of victimization among students in the educational organization of an educational institution.

Текст научной работы на тему «Превенция виктимного поведения студенческой молодежи в сети Интернет»

Превенция виктимного поведения студенческой молодежи в сети Интернет

Юдина Анна Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

E-mail: [email protected] Дементьев Андрей Генадиевич,

студент, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной

технический университет»

E-mail: [email protected]

Рассматриваются тенденции и пути профилактической работы виктимности в сети Интернет. Авторы анализируют возможности педагогической профилактики виктимного поведения студенческой молодёжи в киберинформационной среде. Выделены факторы, предпосылки, риски, влияющие на виктимность. В статье рассматривается необходимость трансформации воспитательной работы со студентами, поскольку изменяется совокупность педагогических проблем, вызванных усилением влияния киберинформационной среды, ее искусственной сепарацией из общей бытийности на личность, погруженного в нее студента высшей школы.

В статье проанализирована дуалистическая природа кибер-виктимности, которая исходит из недооценки семьями рисков киберсоциализации, и отсутствия у студентов навыков работы с информацией в киберинформационной среде, а также сформированной информационно-коммуникативная культуры. Целью нашего исследования было выявление возможностей профилактики виктимного поведения в сети Интернет у молодежи на основе использования педагогических механизмов для выстраивания безопасной образовательной среды в высшей школе. Авторы полагают, что для достижения цели, необходимо включение в воспитательную работу ВУЗа задач формирования стратегии конструктивного поведения студентов в кибе-ринформационной сети и определения способов превентивной работы виктимности у студентов в учебной организации образовательного учреждения.

Ключевые слова: студенты высшей школы, превентивная работы, виктимность, кибервиктимность, информационно-коммуникативная культура, формирование, киберинформаци-онная среда.

Развитие общества определяет потребность исследования комплекса дифференцированных феноменов, интегрированных в киберинформационной и социокультурной средах. Ситуация пандемии обусловила увеличение роли Интернета в витальном пространстве современного молодого человека. Таким образом, интернет-коммуникации и информация, полученная в интернет, повысила значимость в системе ценностей молодых людей.

В тоже время, рост влияния киберинформаци-онной среды на социокультурное пространство обусловил рост как конструктивных, так и деструктивных видов деятельности студенческой молодежи. Постепенная бесконтрольная интеграция инструментов киберинформационной среды в процесс социализации личности вызывает опасение, поскольку ориентируется на совершенно неверное представление семьями рисков киберсоциализа-ции и отсутствие сформированного навыка работать с информацией в киберинформационной среде, зачастую не понимая закономерности, правил происходящих в ней коммуникаций. В совокупности все это формирует ситуацию, когда социокультурная реальность и киберинформационная интегрируются по принципу не дополнения, а замещения друг друга.

Мы полагаем, что рост гипостазирования смыслов, дифференциация форм восприятия информационных систем и коммуникаций инициировали формирование такого деструктивного феномена как виктимность в сети Интернет.

Современная виктимология развивается многоаспектно, так как специфика феноменов кибе-ринформационной и социокультурной сред, инициирует необходимость фундаментального научного осмысления множества феноменов в психолого-педагогическом дискурсе, чрез превенцию деструктивных явлений и формирование конструктивных витальных поведенческих стратегий поведения студентов.

Таким образом, студент высшей школы оказывается в двоякой ситуации, определенной несформированностью навыков индивидуальной информационно-коммуникативной культуры. Сегодня символы как элементы языка далеко не всегда отождествляются с конкретными классами явления массовой, элитарной, молодежной субкультуры, а фиксируют, чаще всего отдельные явления социальной практики индивида. Это мешает общению, поскольку единичный опыт не трансформируется, он ограничивается индивидуальным сознанием.

Можно утверждать, что имеющиеся на сегодняшний день информационно-коммуникативные среды в киберинформационном пространстве ча-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

стично вытеснили взаимодеиствия в реальной действительности.

Такимобразом,сформированнаяинформацион-но-коммуникативная культура у студентов связана с качественно иной формой модификации работы с информацией (хранением, семиотизацией, герменевтическим анализом (декодированием), трансляцией, ретрансляцией, анализом, визуальным ее представлением) и детерминацией коммуникации новой техносоциальностью в киберин-формационной среде. Все вышесказанное характеризует информационно-коммуникативную культуру как часть общей культуры и аргументирует закрепление в социуме вариабельных форм новых типов культуры.

Деструктивные коммуникации и информационные потоки дифференцируются и маргинализиру-ются. Например, на современном этапе не все явления и феномены киберпреступности могут быть определены в рамках современного права, так как его область связанная с предотвращением противоправных деяний в киберинформационной среде только еще проходит стадию формирование.

По мнению авторов, девиктимизация социализации и киберсоциализации - важная задача для всего социума. Виктимность (от латинского -жертва) - форма деструктивного поведение целью которого становится намерение (осознанное или неосознанное) стать жертвой. Таким образом, профилактика виктимности необходима и в киберинформационной и в социокультурной средах одновременно, так как опасения вызывают рост маргинальных субкультур молодежи, например, с суицидальной, агрессивной, экстремисткой направленностью, способных дифференцировать явление виктимности, на кибервиктимность, детерминированной киберинформационными возможностями (анонимностью, самовоспризводимостью, безнаказанностью, искаженными смыслами, возможностями незаконного быстрого обогащения) и рисками.

Результатом вовлечения студентов в деятельность таких субкультурных групп становится формирование сложного деструктивного мировоззрения, включающего в себя депрессивные настроения, апатию, прокрастинацию, фрустрацию, агрессию, суицидальность, нравственный нигилизм как социальную норму. Такие состояния находят свое отражение в субкультурах, контркультурах кибери-ноформационной среды через специализированную инфографику, живопись, музыку, социальные сети, вебсайты, авторские блоги и телеграмм каналы. Примерами проявления кибервиктимности студенческой молодежи является:

- участие в социальных «группах смерти» (например, «синий кит») и экстремистских социальных группах (многие террористические организации, запрещенные на территории РФ, транслируют казни онлайн, инициируют поведение, запрещенное законом РФ (нацистские митинги));

- участие в деструктивных веб-квестах (за выполнение сложных заданий, выдается денеж-

ное вознаграждение, но результат участия часто приводит к фатальным несчастным случаям и травмам (например, в реальном времени наносят человеку серьезные повреждения (В. Железняку (во время квеста по Комнате страха) отрубили на руке палец)));

- участие в деструктивных флешмобах (Kiki Challenge (посвященная девушке песня превратилась в целое девиантное движение) нужно выпрыгнуть из своей машины, которая едет на полном ходу, успеть выполнить танец и «запрыгнуть» на место водителя обратно, выложив видео в сеть);

- селфизм (фотографии на железной дороге перед едущим поездом, фотографии на самых высоких этажах зданий, подразумевающих высокие риски для жизни и др.).

Таким образом, кибервиктимность, инициирует девиантную активность молодежи, благодаря ощущению безопасности киберпреступни-ка в киберинформационной среде, анонимности, асинхронности коммуникаций, диссоциатив-ности воображения, низкой правовой культуре, проявлению половой раскрепощенности, низкой информационно-коммуникативной культуре, компенсации своих комплексов, желанию заработать деньги и получить известность.

Мы разделяем мнение Андрониковой О.О., что «виктимность личности необходимо рассматривать в рамках дезадаптационного подхода, как отклонение от норм и правил безопасного поведения», а кибервиктимность как «отклонение от нормы и правил безопасного поведения», но в киберинформационной среде [1, с. 12].

Низкая осведомленность студентов о формах и видах рисков в киберинформационной среде, их доверчивость в процессе коммуникаций, не подразумевающая, что вместо реального коммуникатора может выступать программа, искусственный интеллект, преступник, манипулятор, мошенник -выступает проблемой, нуждающейся в педагогическом сопровождении.

Сегодня явными угрозами в киберинформаци-онной среде для молодежи являются такие формы как кибербуллинг, моббинг, харассмент, флей-минг, виртуальное попрошайничество, троллинг, хейтинг, фишинг, астротурфинг, секстинг, сел-финг и скамерство. Например, текстовые, видео или комбинированные блоги могут завуалированно подавать опасные призывы для молодежи к де-виантному поведению (антиправовому (мошенничество, распространение наркотических веществ), агрессивному (виртуальное насилие, жестокость), экстремистскому, сексуальному (психопатологическому), религиозному (секты)) [2].

Таким образом, основу кибервиктимности составляет низкая критическая рефлексия в работе с информационными ресурсами у студентов, нравственный нигилизм, девальвация ценностей, полиидентичность в киберинформационной сети (реальное и киберинформационное «Я» могут не совпадать, например, «Я» реальное считает

ряд ситуаций опасными, а «Я» киберинформаци-онное считает синонимичные ситуации возможными, может быть, даже желанными), желание финансового обогащения (геймеры, блоггеры, звезды «из народа без специального профессионального образования») в условиях сильного экономического кризиса и «обнищания народа».

Важными факторами развития кибервиктимно-сти выступают:

- низкий уровень психологической поддержки со стороны семьи;

- психологические составляющие, например, особенности эмоционально -волевой сферы;

- изменение структуры киберинформационного пространства (рост его деструктивного потенциала, дифференциация аддикций, отсутствие защиты информации, высокая стоимость программного обеспечения (для защиты от вирусов, кибератак, кражи личных данных) не доступного семьям со средним достатком);

- экономические составляющие (цифровизация требует наличия цифровых ресурсов, ни один из которых не является бесплатным);

- социально-государственные составляющие (недостаточная правовая защищенность человека и гражданина от киберинформационных угроз средствами права, социальное отношение к кибервиктимности как малозначимому явлению, и, как следствие, недостаточный уровень его превенции в семье). Проанализировав факторы, причины, условия,

риски профилактики кибервиктимизации у студентов, необходимо выстраивать превентивную работу средствами целенаправленного воспитания в высшей школе: отдельно формировать безопасную среду ВУЗа, в которой возможно научить студентов применению стратегий безопасного поведения в киберинформационной среде.

Превенция кибервиктимности не может осуществляться от раза к разу. Это системная работа, направленная на нейтрализацию факторов, способствующих кибервиктимному поведению и формированию конструктивной просоциальной витальной стратегии у студентов, информационно-коммуникативной культуры, которые помогут адекватно реагировать на кибердевиации, кибе-раддикции, киберспреступность, сомнительные провокации и предложения в условиях коммуникации в киберинформационном пространстве.

Кибервиктимологимческая превенция должна включать в себя формы работы со студентами, с преподавателями и с родителями.

Важно повышать информационную грамотность о рисках и угрозах в киберинформа-ционном пространстве через формирование информационно-коммуникативной культуры, включающей навыки безопасной, грамотной работы студентов с информационными и коммуникационными ресурсами в киберинформационной среде. Студенты нуждаются в педагогическом сопровождении процесса формирования ответственного поведения в киберинформационной

среде и в приобретении актуальной техники, гад-жетов, оснащенных современными средствами программной защиты от кибератак. Важно повышать психологическую культуру студентов в коммуникации, говорить о психологическом здоровье личности, что оно в себя включает (предоставлять возможность обращения и информацию о работе кризисных Центров экстренной анонимной психологической помощи). Не менее актуальным выступает развитие правовой культуры, через объяснение существующих стратегий реагирования государства на киберпреступность, киберинформаци-онные риски. Необходимо в рамках превентивной работы разъяснять значение информационной безопасности, давать навыки ведения социальных сетей и поведения в деструктивных коммуникациях в условиях кибербуллинга, моббинга, харас-смента, флейминга, виртуального попрошайничества, троллинга, хейтинга, фишинга, астротурфин-га, секстинга и скамерства.

Таким образом, педагогическое сопровождение превенции кибервиктимного поведения у студентов должно включать в себя: информационное просвещение о возможностях, рисках поведения в киберинформационной среде, психологическую диагностику аддикций, тренинговые формы работы, беседы после blended learning занятий, включающих дебрифинг, мозговой штурм после просмотра проблемного обучающего видео-контента[3], включение студентов, входящих в группы риска, в рекреативную, волонтерскую, спортивную, творческую, научную деятельность, способную переориентировать систему восприятия единого бытия вне гипостазирования смыслов, преобладания симуляций и симулякров через осознанные коммуникации с «Другим».

Литература

1. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова-Зарипова А.Р., Калацкая Н.Н., Костюни-на Н.Ю. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика. Казань: Издательство «Отечество», 2019. 320 с.

2. Valentin V. Matvienko, Liya V. Faleeva, Anna M. Yudina, Anastasia P. Lopanova, Natalia N. Uvarova, Olga S. Polunina, Parizod A. Gafuro-va. Information society: socio-psychological characteristics of internet resources active users (So-ciedade da informaçâo: características socio-psicológicas dos usuários ativos dos recursos da internet)//Revista Humanidades e Inovaçâo. V.8. N.31. PP. 155-161.

3. Olga G. Tavstukha, Olga M. Osiyanova, Tati-ana V. Chelpachenko, Anna M. Yudina, Oleg M. Ovchinnikov, Lyudmila P. Illarionova, Zelim-khan G. Gereev, Natalia S. Aleksandrova Counter-Pandemic Vector of Remote Learning for University Students: Risks and Benefits of Educational Process Large-Scale Digitalization//Propósitos y Representaciones. Revista de psicología educati-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

va. Journal of Educational Psychology. May. 2021, Vol. 9, SPE(3), e1133. URL: https://revistas.usil. edu.pe/index.php/pyr/article/view/1133 (дата обращения: 1.06.2021).

PREVENTION OF VICTIM BEHAVIOR OF STUDENT YOUTH ON THE INTERNET

Yudina A.M., Dementyev A.G.

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs, Ufa State Petroleum Technical University

The tendencies and ways of preventive work of victimization on the Internet are considered. The authors analyze the possibilities of pedagogical prevention of victim behavior of student youth in the cyber information environment. The factors, prerequisites, risks influencing victimization are highlighted. The article discusses the need to transform educational work with students, since the totality of pedagogical problems is changing, caused by the increased influence of the cyber-information environment, its artificial separation from the general beingness on the personality of the student of higher education immersed in it.

The article analyzes the dualistic nature of cyber-victimhood, which is based on the families 'underestimation of the risks of cyber-socialization, and the lack of students' skills in working with information in the cyber-information environment, as well as the formed information and communication culture. The purpose of our study was to identify the possibilities of preventing victim behavior on the Internet among young people through the use of pedagogical mechanisms to build a safe educational environment in higher education. The authors believe that in order to achieve the goal, it is necessary

to include in the educational work of the university the tasks of forming a strategy for the constructive behavior of students in the cyber information network and determining the methods of preventive work of victimization among students in the educational organization of an educational institution.

Keywords: high school students, preventive work, victimization, cyber-victimization, information and communication culture, formation, cyber-information environment.

References

1. Biktagirova G.F., Valeeva R.A., Drozdikova-Zaripova A.R., Kal-atskaya N.N., Kostyunina N. Yu. Prevention and correction of victim behavior of student youth on the Global Internet: theory, practice. Kazan: Publishing house "Fatherland", 2019.320 p.

2. Valentin V. Matvienko, Liya V. Faleeva, Anna M. Yudina, Anastasia P. Lopanova, Natalia N. Uvarova, Olga S. Polunina, Parizod A. Gafurova. Information society: socio-psychological characteristics of internet resources active users (Sociedade da informaçâo: características socio-psicológicas dos usuários ativos dos recursos da internet) // Revista Humanidades e Ino-vaçâo. V.8. N.31. PP. 155-161.

3. Olga G. Tavstukha, Olga M. Osiyanova, Tatiana V. Chelpachen-ko, Anna M. Yudina, Oleg M. Ovchinnikov, Lyudmila P. Illarion-ova, Zelimkhan G. Gereev, Natalia S. Aleksandrova Counter-Pandemic Vector of Remote Learning for University Students: Risks and Benefits of Educational Process Large-Scale Digital-ization // Propósitos y Representaciones. Revista de psicología educativa. Journal of Educational Psychology. May. 2021, Vol. 9, SPE (3), e1133. URL: https://revistas.usil.edu.pe/index.php/ pyr/article/view/1133 (date accessed: 1.06.2021).

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.