Проблема формирования компетенций в области цифровых гуманитарных наук у студентов вузов
Юдина Анна Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
E-mail: [email protected]
Павлова Ирина Викторовна,
кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, Казанский национальный исследовательский технологический университет E-mail: [email protected]
Борисов Егор Александрович,
старший преподаватель кафедры «Экспертиза, управление и кадастр недвижимости», ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ проблем формирования компетенций в области цифровых гуманитарных наук в высшей школе. Обоснована амбивалентность процессов гибридизации, гипостазирования трансдисциплинарности, возникающей на основе внедрения данной концепции. Мы полагаем, что включение освоения цифровых гуманитарных наук в практику работы высшей школы нуждается в синхронном обучении в рамках гуманитарных курсов как техническому, так и профильному (гуманитарному) аспектам в рамках конкретной научной области без гипостазирования значений предмета, объекта и методологической основы науки.
Авторами рассмотрены проблемные вопросы педагогического сопровождения формирования компетенций в области цифровых гуманитарных наук и предложена система интеграции педагогических технологий, методик развития познавательной активности у студентов гуманитарного профиля. В качестве достигнутых результатов авторами представлены выводы о необходимости педагогического осмысления процесса формирования концепции цифровых гуманитарных наук в высшей школе в условиях роста цифровизации образования, включая анализ рисков и возможностей этого процесса.
Ключевые слова: цифровые гуманитарные науки, студенты, информационно-коммуникативная культура, цифровизация, киберинформационная среда, социокультурная среда, студенты, высшая школа, трансдисциплинарность.
о с
CJ
Трансформация образовательной системы высшей школы РФ в условиях роста смешанной формы образования нуждается в ее педагогическом сопровождении. Глобализация, циф-ровизация влияют на рост потребности человека в сформированной коммуникативной культуре и происходит «расширение области применения информационно-коммуникационных технологий. Генерируются новые формы сетевых коммуникаций во всех сферах жизни общества и выражается в создании нового типа социальности - сетевой. Недооценка рисков, связанных с трансформационными возможностями современных конвергентных технологий, применяемых при решении исследовательских задач в цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities - далее DH) является снижения качества в области гуманитарных наук и требует анализа механизмов взаимосвязи: технологий - производства знаний - характера ин-ституциональности» [1, с. 25].
В наиболее общем дискурсе DH включают в себя вне специализированной методологии ИКТ для визуализации, систематизации, переформатизации, улучшенной ретрансляции информационных данных. Безусловно, современные педагогические задачи в условиях постпандемического периода изменили направление своего направления. Сегодня необходимо реагировать на изменения, произошедшие в культурных, семиотических кодах в социокультурной и киберинформационных средах. Наиболее яркими феноменами, по мнению авторов, выступают: клиповое мышление у молодежи, под которым мы понимаем исключительно репродуктивные способы работы с информацией; гипостазирование, затрагивающее область смыслового единства понятий; глокализационные механизмы, инициирующие процессы субкультурного обособления; буллинг, в частности кибербул-линг, выступающие следствием снижения качества применения технологий компромисса, кооперации и сотрудничества в бытовой и особенно киберкоммуникации. Цифровизация в контексте кичевой культуры пропагандирует применение лозунгов, выявления единства через одинаковость, или поиска патологически уникального продукта в имитационной витальной сфере.
Такая ситуация инициирует двоякий характер в понимании целей и задач нового цифрового смешанного обучения и включения DH в практику преподавания в ВУЗе. Мы разделяем мнение исследователя М. Дакос, что «цифровые гуманитарные науки по определению междисциплинарны и несут в себе все методы, средства и перспекти-
вы познания, связанные с цифровыми технологиями в области гуманитарных наук» [7]. В тоже время, интеграция гуманитарных наук и ИКТ должна выстраиваться, опираясь ресурсные возможности, под которыми мы пониманием высокий уровень технического оснащения, наличие инновационной учебно-дидактической системы, выстроенной в русле цифровой дидактики, сформированность у всех участников образовательного процесса информационно-коммуникативной культуры и навыков применения ИКТ в виде конкретных программных продуктов. На этом уровне, включение DH нуждается в уточнении формируемой ими перспективы познания, творческого процесса и проектной деятельности [1].
Изначальное применение DH в системе образования в высшей школе было направлено по историко-филологическому дискурсу. Значительно более неопределенным становится вопрос, когда мы говорим о трансформации DH всего гуманитарного блока, в частности, например, психолого-педагогического модуля. Мы разделяем мнение М Таллера, согласно которому существуют дифференцированные «опасности» в включении DH по принципу дополнения. В частности, исследователь констатирует, что может быть сделан «акцент на инфраструктуру исследований в ущерб аналитическим методам и инструментам; сужение возможностей DH до применения информационных технологий в отдельных областях гуманитарных наук; угроза, исходящая от надвигающейся «мобильной революции», которая может привести к «повторению разрушительного процесса, происходившего в ходе ПК- и интернет-революций». Таким образом, существует потенциальная возможность для DH сыграть более активную роль не только в восприятии технологий, но и в их развитии. [2; 6, с. 13]. Таким образом, включение DH в практику работы в высшей школе нуждается в понимании необходимости синхронного обучения в рамках гуманитарных курсов, то есть и техническому, и профильному (гуманитарному) аспектам в рамках конкретной научной области. Задача усложняется тем, что вне сформированной информационно-коммуникативной культуры и информационно-технической грамотности у участников образовательной деятельности это будет определенным риском.
Мы полагаем, что одним из важнейших факторов, влияющих на успешную социализацию, самореализацию, профессиональное становление, личностное развитие студентов является информационно-коммуникативная культура. DH подразумевает качественно иное применение информационных, коммуникационных, технологических, инновационных ресурсов с применением конвергентных технологий в киберинформационной и социокультурных средах в процессе обучения при корреляции объекта и метода гуманитарной науки и с технологическим методом и объектом.
Современные исследователи У.С. Захарова, Г.В. Можаева, П.Н. Можаева, Ж.А. Рожнева,
В.А. Сербина, А.А. Хаминова представляют DH как «междисциплинарную область исследований, где технологический инструментарий подчинен решению содержательных задач, формированию современной исследовательской тематики, развивающей представление о гуманитарных науках» [5, с. 101]. Таким образом, в такой системе обучения необходимо организовать условия, при которых будет повышение социокультурной толерантности к неопределенности для расширения вероятностных значений в формулировании суждений и решении исследовательских задач.
Цифровизация образования инициирует необходимость исследования и педагогического осмысления и поиск новых методологических подходов к взаимовлиянию знаний из социокультурной, киберинформационной сред с технологической сферой в процессе обучения и воспитания молодого человека.
Современные тенденции развития социума показывают, что информация в ее дифференцированных формах комплементарна всем сферам жизнедеятельности человека. Происходит интеграция научного, бытового, субкультурного уровней знания в единый продукт.
Трансформация традиционного знания в цифровое напрямую не относится к технологиям DH, но имеет, безусловно, важный экономический эффект. Виртуальные музеи, оцифрованные редкие коллекции, 3D-модели реальных артефактов, сконструированные обучающие видео материалы по предметам, инфографика, системы перевода из одной модальности в другую, мобильные приложения, мультимедийные системы - востребованы на рынках и предлагаются в ряде стартапов студентами в их проектной деятельности.
Таким образом, «смещение фокуса» гуманитарных знаний в направлении DH будет повышать количество прикладных исследований, при серьезной трансформации объекта и предмета, методологии исследования гуманитарных наук. Рост междисциплинарной интеграции будет инициировать снижение критериев объективности в силу неоднозначности данных в их интермодальности, гипостазированности, обновленном формате представления и репрезентации, неопределенной системе предметных границ, изменений в самом эпистемологическом статусе исследований в социокультурной и киберинформационной средах [3].
DH будут способствовать развитию проектного подхода в обучении в решении прикладных задач, например, реконструкция исторического материала с использованием VR и AR технологий, включая 3D модели. Для реализации таких проектов студентам необходимо обладать системой знаний о том, что должна в себя включать с точки зрения содержания историко-археологических исследований этого периода, и на что она может опираться, чтобы максимально повысить интерес к визуализации, к рисункам. Не менее важно понимать механизмы и самостоятельно создавать VR и AR
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
CJ
технологии, включая 3D модели, а также ориентироваться в режиссуре и специфике визуализации данных.
Особое место занимает необходимость овладения ИКТ компетенциями для студентов, чтобы у них была возможность для самостоятельной разработки и подбора ИКТ методов для исторической реконструкции события или создания программ, приложений. Таким образом, оптимлаьное использование и интеграция DH в научные исследования нуждаются в научной фундаментальной базе, которая будет опираться на дифференцированные возможности разных теоретических и прикладных знаний, разноформатное использование данных, владение научно-методологическим аппаратом как дисциплин профиля, так и дисциплин, необходимых для осуществления DH [10].
Вне целенаправленного обучения DH возможна дезориентация, вызванная преизбытком информационных ресурсов в контексте дисбаланса их форм и содержания, которая может привести к ситуации, когда мотивация студента к поиску нового и к творческому осмыслению найденного знания, снижается или полностью переносится в репродуктивный процесс [11].
Таким образом, проведенное нами исследование дает основание для определения DH как междисциплинарной предметной области, интегрированного знания, в основе которого должна быть сформирована информационно-коммуникативная культура, знание цифровых технологий. Высокий уровень прикладного характера DH способствует увеличение доли исследовательских проектов в киберинформационной сети, которая значительно шире и еще менее определенная, чем Интернет.
Современному студенту необходимо обладать компетенциями в области дифференцированных социальных, культурных, семиотических кодов, чтобы это способствовало развитию конструктивной витальной стратегии в противовес сетевой социальности. В этих условиях DH нуждаются в их педагогическом исследовании для снижения возможных рисков и управления новыми возможностями соразмерно психолого-педагогическим и индивидуально-личностным особенностям развития современного специалиста.
Литература
1. Мамина Р.И., Елькина Е.Е. Digital Humanities: новая наука или конвергентные модели и практики глобального сетевого проекта? //ФИЛОСОФИЯ. ДИСКУРС. 2020. Т. 6, № 4. С. 22-38.
2. Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012. № 1. С. 5-13.
3. Самостиенко Е.В. Digital Humanities в русскоязычном контексте: траектория институциали-зации и механизмы формирования автоном-
ных зон // Вестник Вятского гос. ун-та. 2018. № 4.С. 37-45.
4. Юдина А.М., Кудряшова Э.С. Конфликтологическая компетентность и её формирование у подростков на уроках русского языка и литературы// Современное педагогическое образование, № 6. 2021. С. 52-57.
5. Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху / под ред. Г.В. Можаевой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 120 с.
6. Goncharov V.V., Shpinev I.S., Stepanova D.I., Yudina A.M., Potapenko S.V., Pukhov A.A. Responsibility as a principle of organization and activity of executive authorities in the Russian Federation: constitutional and legal analysis// LAPLAGE EM REVISTA. 2021.V. 7. № 2. 2021. РР. 504-509.
7. Digital Humanities.URL: http://tcp.hypotheses. org/501 (дата обращения: 01.06.2021).
8. Marchenko Alla A., Evdokimova Elena V., Murzakova Olga G., Anna M. Yudina, Gorshkova Marina A, Karev Boris A., Mitina Galina V., Kartushina Irina G. Student communication in Internet space: Problems and features of communication in the blogs field// EURASIAN JOURNAL OF BIOSCIENCES. V. 14. № 2. 2020. P.5797-5802.
9. Nevolina Victoria V., Prokhodtsev Kirill, Osipova Natalia V., Zharkova Alena A., Karpenko Galina, Volkova Viktoriya, Yudina Anna M. Language and Society: Adult Population Value Orientations Active Lifestyle in Communication and Social Mobility// Applied linguistics research journal V.5. № 6. 2021. РР. 189-194
10. Tagirova Nataliya P., Yudina Anna M., Krasnova Lidiya N., Gorbunov Mikhail A., Shelevoi Denis G., Spirina Elena V., Lisitsyna Tatiana B. Mentoring in higher education: Aspect of innovative practices interaction in development of student professional and personal competencies //EURASIAN JOURNAL OF BIOSCIENCES. V. 14. № 2. 2020. P.3617-3623.
11. Chudnovskiy Alexey D., Yudina Anna M., Gorshkova Marina A., Kashina Svetlana G., Buyanov Valery N., Minova Mariya V., Popova Olga V. Healthy lifestyle in students view: experience and maintaining problems// EURASIAN JOURNAL OF BIOSCIENCES. V. 14. № 2. 2020. P. 4605-4609.
THE PROBLEM OF FORMING COMPETENCES IN THE FIELD OF DIGITAL HUMAN SCIENCES AMONG UNIVERSITY STUDENTS
Yudina A.M., Pavlova I.V., Borisov E.A.
Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs, Kazan National Research Technological University, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article presents an analysis of the problems of the formation of competencies in the field of digital humanities in higher education. The ambivalence of the processes of hybridization, hypostasis of transdisciplinarity arising on the basis of the introduction of this concept has been substantiated. We believe that the inclusion of the development of digital humanities in the practice of higher educa-
tion requires synchronous training in the framework of humanitarian courses, both technical and specialized (humanitarian) aspects within a specific scientific field without hypostatizing the meanings of the subject, object and methodological basis of science. The authors considered problematic issues of pedagogical support for the formation of competencies in the field of digital humanities and proposed a system for integrating pedagogical technologies, methods of developing cognitive activity in humanitarian students. As the results achieved, the authors present conclusions on the need for a pedagogical understanding of the process of forming the concept of digital humanities in higher education in the context of the growth of digitalization of education, including an analysis of the risks and opportunities of this process.
Keywords: Digital Humanities, students, information and communication culture, digitalization, cyber information environment, so-ciocultural environment, students, higher school, transdisciplinarity.
References
1. Mamina R.I., Elkina E.E. Digital Humanities: New Science or Convergent Models and Practices of the Global Network Project? //PHILOSOPHY. DISCOURSE. 2020.Vol. 6, No. 4. P. 2238.
2. Taller M. Discussions around Digital Humanities // Historical informatics. Information technology and mathematical methods in historical research and education. 2012. No. 1. P. 5-13.
3. Samostienko E.V. Digital Humanities in the Russian-language context: the trajectory of institutionalization and the mechanisms of the formation of autonomous zones // Bulletin of the Vyatka state. un-that. 2018. No. 4.S. 37-45.
4. Yudina A.M., Kudryashova E.S. Conflictological competence and its formation among adolescents in the lessons of the Russian language and literature // Modern pedagogical education, No. 6. 2021. P. 52-57.
5. Digital Humanities: Humanities in the Digital Age / ed. G.V. Mozhaeva. - Tomsk: Publishing house of Vol. University, 2016.120 p.
6. Goncharov V.V., Shpinev I.S., Stepanova D.I., Yudina A.M., Po-tapenko S.V., Pukhov A.A. Responsibility as a principle of organization and activity of executive authorities in the Russian Federation: constitutional and legal analysis // LAPLAGE EM REVISTA. 2021.V. 7. No. 2. 2021. RR. 504-509.
7. Digital Humanities.URL: http://tcp.hypotheses.org/501 (date accessed: 01.06.2021).
8. Marchenko Alla A., Evdokimova Elena V., Murzakova Olga G., Anna M. Yudina, Gorshkova Marina A, Karev Boris A., Mitina Galina V., Kartushina Irina G. Student communication in Internet space: Problems and features of communication in the blogs field // EURASIAN JOURNAL OF BIOSCIENCES. V. 14. No. 2. 2020. P. 5797-5802.
9. Nevolina Victoria V., Prokhodtsev Kirill, Osipova Natalia V., Zharkova Alena A., Karpenko Galina, Volkova Viktoriya, Yudina Anna M. Language and Society: Adult Population Value Orientations Active Lifestyle in Communication and Social Mobility // Applied linguistics research journal V.5. No. 6. 2021. RR. 189194
10. Tagirova Nataliya P., Yudina Anna M., Krasnova Lidiya N., Gor-bunov Mikhail A., Shelevoi Denis G., Spirina Elena V., Lisitsy-na Tatiana B. Mentoring in higher education: Aspect of innovative practices interaction in development of student professional and personal competencies // EURASIAN JOURNAL OF BIOSCIENCES. V. 14. No. 2. 2020. P. 3617-3623.
11. Chudnovskiy Alexey D., Yudina Anna M., Gorshkova Marina A., Kashina Svetlana G., Buyanov Valery N., Minova Mariya V., Popova Olga V. Healthy lifestyle in students view: experience and maintaining problems // EURASIAN JOURNAL OF BIOSCIENCES. V. 14. No. 2. 2020. P. 4605-4609.