Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У ПОДРОСТКОВ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое пространство / модернизация образования / подростки / историческое мировоззрение / творческое мышление / киберинформационная среда / уроки истории / digital space / modernization of education / adolescents / historical worldview / creative thinking / cyber information environment / history lessons

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А М. Юдина, А А. Емелина

В данной статье авторы постулируют, что творческое мышление на уроках истории предполагает трансформацию креативного осмысления исторической действительности в учебной деятельности. Анализируется проблема возможностей развития творческого мышления подростков как адаптивного средства для успешной их социализации средствами ретрансляции исторического опыта не только в социокультурном, но и в киберинформационном пространстве через формирование у учеников исторического творческого мировоззрения. Основной задачей выступает анализ образовательных практик современной общеобразовательной школы в условиях цифровизации, смешанные способы работы с информацией на уроках истории в условиях цифровой образовательной среды и информационного киберпространства в Российской Федерации для развития эвохомологического подхода, конструктивного проектного, креативного освоения и преобразования витального пространства подростками в условиях исторически детерминированной социокультурной и киберинформационной сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN HISTORY LESSONS FOR TEENAGERS

The authors postulate that creative thinking in history lessons presupposes the transformation of creative understanding of historical reality in educational activities. The problem of possibilities for development of creative thinking of adolescents as an adaptive means for their successful socialization by means of retransmission of historical experience not only in the socio-cultural, but also in the cyber-information space through the formation of a historical creative worldview in students is analyzed. The main task is to analyze the educational practices of a modern secondary school in the context of digitalization, mixed ways of working with information in history lessons in a digital educational environment and information cyberspace in the Russian Federation for the development of an evohomological approach, constructive design, creative development and transformation of the vital space by adolescents in the context of historically deterministic socio-cultural and cyber-informational environments.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У ПОДРОСТКОВ»

слабые моменты использования электронных ресурсов для усвоения теоретического материала и приобретения практических навыков; намечены пути улучшения качества преподавания в удаленном формате; разработаны методики обучения с применением различных электронных ресурсов, что даёт надежду на создание эффективных методик проведения очного и дистанционного обучения.

На основании полученных результатов эксперимента были сделаны следующие выводы:

1. Для организации дистанционного обучения с применением электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий необходимо повышение информативной грамотности преподавателей.

2. Очные занятия по выполнению лабораторных работ нельзя заменить дистанционными, но при использовании дорогостоящего программного обеспечения, где модель приближена к реальности, возможно.

Библиографический список

3. При дистанционном образовании происходит мотивационный спад у студентов, полученные знания чаще бывают поверхностными, т.к. у преподавателя нет возможности контролировать работу студента непосредственно на занятии, поэтому возможно списывание, и очень важно, что у обучающихся возникает отсутствие творческой составляющей при проведении различных видов работ

4. При проведении дистанционного обучения пропадает непосредственная коммуникация между участниками образовательного процесса, что не даёт возможности возникновения и эмоционального сотрудничества между преподавателем и студентом.

5. У преподавателей очень сильно возросла служебная нагрузка в связи с переходом в онлайн-формат обучения.

Данное исследование показало, что дистанционное обучение имеет место быть и в очном обучении, но оно должно быть дополнением к традиционному образованию.

1. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», п. 1, ст. 16. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Available at: «http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab7 9c23f0055ca4/

2. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коро-навирусной инфекции (COVID-19). Указ Президента Российской Федерации. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/

3. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электронной среде. Вестник Оренбургского Государственного университета. 2012; № 2 (138): 149 - 154.

4. Прокопьева Н.В. Развитие универсальных учебных действий в процессе дистанционного обучения физике. Реализация требований ФГОС при обучении физике: материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2015: 146 - 149.

References

1. Realizaciya obrazovatel'nyh programm s primeneniem 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij», p. 1, st. 16. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: «http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

2. O merah po obespecheniyu sanitarno-'epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossijskoj Federacii v svyazi s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19). Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/

3. Mihajlova N.V. Osobennosti organizacii asinhronnogo obucheniya studentov vuza v 'elektronnoj srede. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 2 (138): 149 - 154.

4. Prokop'eva N.V. Razvitie universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe distancionnogo obucheniya fizike. Realizaciya trebovanijFGOSpriobucheniifizike: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, 2015: 146 - 149.

Статья поступила в редакцию 25.05.21

УДК 371

Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir,

Russia), E-mail: anna-yudina@mail.ru

Emelina A.A., student, Pedagogical Institute, direction of pedagogical education, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: emelina.alinaa@yandex.ru

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN HISTORY LESSONS FOR TEENAGERS. The authors postulate that creative thinking in history lessons presupposes the transformation of creative understanding of historical reality in educational activities. The problem of possibilities for development of creative thinking of adolescents as an adaptive means for their successful socialization by means of retransmission of historical experience not only in the socio-cultural, but also in the cyber-information space through the formation of a historical creative worldview in students is analyzed. The main task is to analyze the educational practices of a modern secondary school in the context of digitalization, mixed ways of working with information in history lessons in a digital educational environment and information cyberspace in the Russian Federation for the development of an evohomological approach, constructive design, creative development and transformation of the vital space by adolescents in the context of historically deterministic socio-cultural and cyber-informational environments.

Key words: digital space, modernization of education, adolescents, historical worldview, creative thinking, cyber information environment, history lessons.

А.М. Юдина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: anna-yudina@mail.ru

А.А. Емелина, студентка, педагогический институт ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: emelina.alinaa@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У ПОДРОСТКОВ

В данной статье авторы постулируют, что творческое мышление на уроках истории предполагает трансформацию креативного осмысления исторической действительности в учебной деятельности. Анализируется проблема возможностей развития творческого мышления подростков как адаптивного средства для успешной их социализации средствами ретрансляции исторического опыта не только в социокультурном, но и в киберинформационном пространстве через формирование у учеников исторического творческого мировоззрения. Основной задачей выступает анализ образовательных практик современной общеобразовательной школы в условиях цифровизации, смешанные способы работы с информацией на уроках истории в условиях цифровой образовательной среды и информационного киберпространства в Российской Федерации для развития эвохомологического подхода, конструктивного проектного, креативного освоения и преобразования витального пространства подростками в условиях исторически детерминированной социокультурной и киберинформационной сред.

Ключевые слова: цифровое пространство, модернизация образования, подростки, историческое мировоззрение, творческое мышление, кибе-ринформационная среда, уроки истории.

В современной России складывается потребность в развитии творческого мышления у подрастающего поколения. Это связано с преобладающим сегодня проектным и лично ориентированным подходами в обучении подростков в об-

щеобразовательной организации. Современный учитель сегодня не просто должен дать детям знания и научить их основам наук, но и заложить возможности для дальнейшей самореализации, практического навыка креативного и творче-

ского осмысления социокультурной и киберинформационной действительнос-тей [1].

Мышление современных подростков из-за изменений цивилизационных условий жизни, обусловленных, например, феноменом цифровизации, включением норм и ценностей deep net в обычную витальную среду, трансформируется. Таким образом, эти процессы инициируют пересмотр форм, средств, целей и задач современного обучения. История является уникальным предметом, который позволяет интегрировать смыслы разных эпох, соединяя воедино дифференцированные мировоззренческие парадигмы. В условиях смешанного цифрового обучения мы видим возможности усилить понимание исторической действительности, изменить сочетание методов учебной работы, включая дифференцированные педагогические методы (case study, квесты, дискуссионный аквариум, дебрифинг и др.) [2]. Увеличение доли творческих проектов под контролем учителя при работе в фокус-группах на уроках истории развивает у подростков soft и hard skils, что способствует творческому осмыслению проблемного материала [3]. Сухомлинский В.А. определял, что творчество - это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности, таким образом, творчество инициирует перенос понимания предмета на личностно значимые уровни [4].

Творческое мышление состоит из двух слов: «творчество» и «мышление», которые следует различать сначала как отдельные составляющие, а потом уже как систему, направленную на выполнение конкретной задачи. В исследованиях В.Н. Дружинина говорится, что творчество - это созидание нового, неизведанного раннее, открытого с помощью наборов черт, исходящих от навыков и способностей человека. Понятие «творчество» предполагает личное начало в любой деятельности личности [5, с. 308]. Таким образом, на уроках истории у подростков осуществляется работа с презентациями, проектная деятельность, направленная на формирование навыка работы в команде, углубление в историческую парадигму через анализ, синтез и креативное создание уникальных, детерминированных исторической культурой суждений.

Среди первых, кто решил попробовать сформулировать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, и как оно происходит, был американский психолог Д. П. Гилфорд [6, с. 105]. Он обосновал свою теорию, согласно которой величина складывания творческого мышления, креативности формируется в преобладании в мышлении четырех особенностей. Все они требуют прямого рассмотрения. Первое - это необычность и оригинальная форма для передачи информации. Подросток в таком случае стремится придать новизну самому обычному делу, решить его нестандартным способом. Второй способ для определения творческой личности подростка состоит в семантической гибкости. Это обозначает способность выявить главное свойство объекта и придумать оригинальный способ применения его. Другими словами, действия ученика при решении учебной задачи на уроке истории отличается в том, что он видит какой-либо предмет в новой парадигме, которая никогда ранее не существовала, но не противоречит исторической действительности. Следующее свойство Д.П. Гилфорд называет семантической спонтанной гибкостью. Обладающий ей подросток отличается навыками использования самых разных идей в ситуации неопределенности, что инициирует развитие навыка творчества средствами включения в процесс обучения, например большего количества проблемных задач.

Д.П. Гилфорд - один из создателей теории креативности [6, с. 126] - определил ее в виде обобщающего фактора всех личностных характеристик личности подростка, которые помогают творческому мышлению развиваться. Он выделил взаимосвязь креативности и когнитивных способностей подростков. Наряду с творческим мышлением он отдельно выделяет его дивергентную форму. Таким образом, дивергентное мышление предполагает ультратворческий подход и поиск множества решений одной проблемы. Одной из задач учителя для развития творческого мышления на уроках истории становится выявление обусловленности креативности у разных подростков и создание проблемных ситуаций для ее выявления.

Я.А. Пономарев в своей теории [7, с. 18] считает, что есть очень сложный момент в процессе развития творческого мышления подростков. Для проявления творческого действия необходимо создание проблемной ситуации, которая состоит из структур и схем. Все они хранятся в памяти человека и в случае той или иной ситуации должны быстро преобразоваться в четкую, детерминированную знанием учебную модель [8, с. 19]. Происходит это только тогда, когда человек обладает достаточно структурированными знаниями? А если их нет? Я.А. Пономарев считает, что тогда такая ситуация интенсифицирует творческое решение проблемы в условиях неопределенности и определенного интереса подростка к предмету. Сам этот процесс связан с особенностями задачи [9]. Если целью стоит именно научное творчество, то все направлено на познание, например в контексте создания искусства.

У творческого мышления, как и у любой системы, есть свои характерные черты. Афанасьев В.В. приводит следующие его особенности. Это, прежде всего, эвристичность и креативность, заключающиеся в способности решать задачи, которые требуют выведения из них закономерностей, свойств, и создавать на их основе что-то новое. Для творческого мышления важна еще мобильность. Однобокое рассмотрение проблемы нуждается в ее более широком интегрированном анализе. Открытие чего-либо нового подразумевает под собой отвлечение

от устоявшихся традиций и взглядов, тормозящих только творческое мышление. С точки зрения исследователя, разумность - это способность брать во внимание не только традиционные системные знания, но и проявлять интерес к инновационным формам познания, действий, в частности творчества. Для творческого мышления характерна экспрезентность. Она выступает редкой характеристикой, так как является способностью делать верные и точные заключения при обладании малой информации в условиях неопределенности.

Некоторые зарубежные педагоги отрицают приоритетное влияние обучения на развитие творческого мышления. Г Айзенк и К. Джексон считают, что интеллектуальное развитие - в большинстве своем самостоятельный процесс [10, с. 378]. Он протекает от внутренних закономерностей, которые не зависят от обучения. Занятия анализируются как приспособление педагога, его педагогические и интеллектуальные взаимодействия с обучающимися. Иными словами, сначала идет развитие, потом уже происходит вмешательство педагога. Г. Айзенк и К. Джексон считают, что наследственность играет преобладающую роль. Существует и другая точка зрения. Её обосновали Ф. Барлетт и Ю. Маль-цман. Творческое мышление, по их мнению, поддается тренировке. Все виды обучения, начиная от элементарных сенсорных, представляют собой виды привыкания личности, развиваются они постепенно. Ф. Барлетт и Ю. Мальцманн высказывают мнение, что генетика не влияет на процесс приобретения творческих навыков. Однако для развития творческого мышления недостаточно иметь высокое интеллектуальное развитие и объем знаний. Отличник может выучить учебник и все параграфы в нем, но не знать, как применить эти знания в творческой деятельности, отойти от того, как правильно написано в формуле. Следовательно, они развиваются отдельно. Последнее мнение получило достаточно широкое обоснование в науке.

Творческие способности подростка, как и другие навыки, развиваются через дифференцированные педагогические формы и методы в контексте, в первую очередь личностно ориентированного, деятельностного и эвохомологиче-ского подходов. Подростковый возраст - это уникальный период в становлении личности. Поэтому одна из задач учителя, на наш взгляд, состоит в поддержке и развитии творческого мышления подростка средствами включения в уроки истории дифференцированных учебных форм, направленных на акцентирование внимания каждого обучающегося на учебном процессе, развитие креативного мировоззрения, научной смелости, саногенной витальной стратегии, оригинальности суждений, формирование исторического глоссария и способствующих развитию выбора нестандартного творческого подхода к предлагаемой для решения проблемной задачи, смоделированной учителем.

В качестве синонима понятия «творческое мышление» часто используется термин «креативность», понимаемый как творческие способности человека, которые могут проявляться в мышление, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность как в целом, так и ее отдельные стороны. Таким образом, для развития творческого мышления подростков необходимо включать творчество и креативность в их тесной интеграции.

Произведя анализ отечественных исследований, нами выделено несколько подходов к пониманию феномена креативности [11; 12]. Исследователи А.В. Брушлинский и В.А. Моляко инициируют положение о том, что креативность - это весь творческий процесс по созданию ответа на задуманный вопрос подростка [11, с. 56]. Мы разделяем мнение исследователей в том, что черта креативности, проявляемая учеником на уроке истории, равна его неотделимой и целостной творческой возможности.

Среди отечественных исследователей, изучающих творческое мышление подростка и креативность, есть те, кто относят креативность к такой способности, как соединение множества взаимосвязанных элементов в ней одной. Исследователь А.В. Хуторской считает, что в организации педагогического процесса есть три вида деятельности:

- методологическая - когда подростку требуется проявить умения в создании экспериментировать, опознавать, оценивать и раскрывать содержание проблем, подсказывающих пути их решения, что ложится в основу инициации творческого осмысления исторической действительности;

- когнитивная, направленная на развитие, формирование системных исторических парадигм у подростка на уроках истории;

- креативная, предполагающая создание подростком в условиях неопределенности качественно нового творческого продукта, например, проекта.

Таким образом, используя эти виды деятельности, учитель на уроках истории развивает обучающихся и расширяет границы понимания профессиональной педагогической (учебной, внеучебной) деятельности. Креативность требует действий, направленных на повышение внутреннего локуса контроля, творческого самосовершенствования и самообразования, снижение полезависи-мости в принятии суждений подростков. В таких условиях подростки все больше начинают проявлять заинтересованность в изучении предмета, находить возможности для творчества [12]. А.В. Хуторской приходит к выводу, что ученики с развитым творческим мышлением менее утомляемы и более ответственны, исполнительны и заинтересованы в получении новых исторических знаний. Для учителя, который выполняет функции тьютора, фасилитатора, наставника с высоким творческим потенциалом в профессиональной деятельности будет более характерно применение инновационных технологий в своей непосредственной работе.

Г Я. Буш в своей работе «Творчество как диалогическое взаимодействие» определяет, что для развития творчества необходимо приобщать учащихся и к его социально детерминированной деятельности в ее творческой форме. Социальное творчество - это процесс, направленный на улучшение и создание новых форм, которые были бы лучше качественно, социальных отношений и жизни общества. Социальное творчество может быть направлено на дифференцированные формы общественной жизни. Например, в рамках изучения истории крайне полезно не только активное изучение предмета, но и пассивное созерцание реально существующих историко-культурных памятников, археологических ресурсов [13, с. 76]. Большое значение приобретает формирование социокультурной толерантности, понимаемой А.М. Юдиной как активная форма коммуникации между подростком и другим человеком для поиска истины. Таким образом, включение этничности, волонтерской деятельности в историческую парадигму будет способствовать разноаспектному познанию исторического предмета, повышению внимания и интереса к изучению исторической проблематики и ее творческого осмысления подростком [14].

Развитие творческого мышления у подростков нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Особую важность эта проблема приобретает в контексте преподавания гуманитарных дисциплин и включенности подростка в их проблематику. Подростковый возраст, как никакой другой, нуждается в сопровождении формирования конструктивных идеалов, ценностей, которые нередко из-за стремления сепарации подростка от общественно одобряемых социоролевых форм поведения. Чаще всего подросток, не включенный в процесс творческого осмысления мира, выбирает демонстративные, агрессивные, кичевые способы для выражения своего социального протеста, своей, не до конца понимаемой и осознаваемой, взрослости, отказываясь ответственности для получения мнимой свободы [15].

Библиографический список

Педагог в такой образовательной среде выступает в качестве наставника, тьютора, фасилитатора. Цифровизация в образовательном сегменте стимулирует интеграцию онлайн и офлайн-обучения, спецификацию педагогических технологий, форм, методов и подходов. Digital humanities сегодня представляется важным инновационным вектором развития в образовании студентов. Мы постулируем, что результатом освоения дисциплин гуманитарного профиля у студенческой молодежи является определенный уровень нравственности, гуманизма, патриотизма, этических, эстетических представлений, экзистенциального понимания бытия и сопряженных с ним процессов, например, понимания границ и норм [16].

Развитие креативности, творческого мышления в подростковом возрасте инициирует возможность перераспределения внимания ученика на социально значимые поступки, дифференцированные конструктивные увлечения, одним из которых является неподдельный интерес к истории своей и других стран, развивающий понимание и поиск разных способов самовыражения, проявления креативности средствами осмысленного досуга, например, включения городского, культурно-познавательного туризма, участия в реставрационной деятельности памятников культуры, оказание волонтерской помощи в археологических проектах и, может быть, даже помощи в проектировании художественной выставки проектов на историческую тематику в общеобразовательной организации или киберинформационной среде [17]. Таким образом, рост явлений цифровизации -неоднозначный феномен в образовании, но для развития творческого мышления у подростков именно киберинформационная среда создает уникальные возможности включения в международные исторические проекты, непосредственное посещение виртуальных музеев России и мира, познание процесса цивилизаци-онного процесса не только посредством книги, но и через свое уникальное творческое воображение, фантазию, детерминированную системой знаний истории, у которой нет границ.

1. Фортова Л.К., Юдина А.М., Филимонова М.В. Духовно-нравственное воспитание в социокультурном аспекте подростково-молодежного сегмента. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019; № 38 (57): 131 - 136.

2. Юдина А.М. Виртуализация информационно-коммуникативной образовательной среды. Мир науки культуры и образования. 2019; № 3 (76): 151 - 153.

3. Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V., Mashkina V.A. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019: 531 - 534. Available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/tphd-18/55916742

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Москва: Педагогика, 1983.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999.

6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Москва: Магистр, 1965.

7. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Москва: Просвещение, 1967.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества. Москва: Наука, 2008.

9. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Москва: Просвещение, 1967.

10. Фортова Л.К., Юдина А.М. Современные подходы к образовательным практикам в контексте цифрового пространства. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 203 - 207.

11. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. Москва: Педагогика, 1975.

12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва: Директмедиа, 2010.

13. Фортова Л.К., Юдина А.М., Муравьев А.В. К вопросу о воспитании в XXI веке. Школа будущего. 2020; № 2: 272 - 279.

14. Фортова Л.К., Юдина А.М., Евсюкова Н.И. К вопросу о развитии духовности молодёжи в современных реалиях российского общества. Самарский научный вестник. 2020; Т. 9, № 1 (30): 289 - 292.

15. Юдина А.М., Пронина А.А. Психолого-педагогический подход к исследованию социальной активности молодежи. Перспективы науки. 2020; № 4 (126): 216 - 218.

16. Фортова Л.К., Юдина А.М., Овчинников О.М. Позитивные и негативные стороны цифрового образования в России. Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения: материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. Ежегодник. Москва, 2020; Выпуск 3, Ч. 1: 751 - 753.

17. Yarygina N.A., Piralova O.F., Lichutina M.G., Yudina A.M. et al. STUDENT ATTITUDE TO DEMOGRAPHIC SITUATION IN RUSSIA. Humanities & Social Sciences Reviews. 2019; Vol. 7, № 4: 1189 - 1195.

References

1. Fortova L.K., Yudina A.M., Filimonova M.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sociokul'turnom aspekte podrostkovo-molodezhnogo segmenta. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. 2019; № 38 (57): 131 - 136.

2. Yudina A.M. Virtualizaciya informacionno-kommunikativnoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki kul'tury i obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 151 - 153.

3. Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V., Mashkina V.A. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019: 531 - 534. Available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/tphd-18/55916742

4. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Moskva: Pedagogika, 1983.

5. Druzhinin V.N. Psihologiya obschih sposobnostej. Sankt-Peterburg: Piter Kom, 1999.

6. Gilford Dzh. Tri storony intellekta. Psihologiya myshleniya. Moskva: Magistr, 1965.

7. Ponomarev Ya.A. Znaniya, myshlenie i umstvennoe razvitie. Moskva: Prosveschenie, 1967.

8. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Nauka, 2008.

9. Ponomarev Ya.A. Znaniya, myshlenie i umstvennoe razvitie. Moskva: Prosveschenie, 1967.

10. Fortova L.K., Yudina A.M. Sovremennye podhody k obrazovatel'nym praktikam v kontekste cifrovogo prostranstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 203 - 207.

11. Mahmutov M.I. Problemnoe obuchenie. Osnovnye voprosy teorii. Moskva: Pedagogika, 1975.

12. Matyushkin A.M. Problemnye situacii v myshleniiiobuchenii. Moskva: Direktmedia, 2010.

13. Fortova L.K., Yudina A.M., Murav'ev A.V. K voprosu o vospitanii v XXI veke. Shkola buduschego. 2020; № 2: 272 - 279.

14. Fortova L.K., Yudina A.M., Evsyukova N.I. K voprosu o razvitii duhovnosti molodezhi v sovremennyh realiyah rossijskogo obschestva. Samarskij nauchnyj vestnik. 2020; T. 9, № 1 (30): 289 - 292.

15. Yudina A.M., Pronina A.A. Psihologo-pedagogicheskij podhod k issledovaniyu social'noj aktivnosti molodezhi. Perspektivy nauki. 2020; № 4 (126): 216 - 218.

16. Fortova L.K., Yudina A.M., Ovchinnikov O.M. Pozitivnye i negativnye storony cifrovogo obrazovaniya v Rossii. Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. Modernizaciya Rossii: prioritety, problemy, resheniya: materialy XIX Nacional'noj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ezhegodnik. Moskva, 2020; Vypusk 3, Ch. 1: 751 - 753.

17. Yarygina N.A., Piralova O.F., Lichutina M.G., Yudina A.M. et al. STUDENT ATTITUDE TO DEMOGRAPHIC SITUATION IN RUSSIA. Humanities & Social Sciences Reviews. 2019; Vol. 7, № 4: 1189 - 1195.

Статья поступила в редакцию 31.05.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.