сов, симулякров, действительных явлений социокультурной среды в условиях неопределенности через преодоление гипостазирования в понимании фактов и формирования потребности к поиску истины.
В основу использования такого определения положена гипотеза о том, что информатизация образования может способствовать развитию и формированию новых способов работы с информационно-коммуникативной образовательной средой, а именно в контексте ее творческого понимания посредством исследовательской и проектной деятельности.
Следовательно, в условиях роста виртуализации информационно-коммуникативной образовательной среды необходимо формировать возможности для создания информационно-коммуникативной культуры у молодёжи, так как она может выступить противовесом информационной безграмотности, нигилизму, понимаемому нами как пустота, категоричное нет всему догматическому, абсолютному, сверхчувственному, своеобразное обнулению всех ценностей. Информационно-коммуникативная культура в нашем понимании создает для человека плацдарм для преодоления культурного кризиса, поскольку сохраняет познавательный интерес и навыки действий в условиях информационной неопределенности.
Нам представляется, что психолого-педагогическая поддержка в работе с кризисными явлениями социокультурного пространства, возникающих из-за виртуализации информационно-коммуникативной образовательной среды, должна опираться на пересмотр соотношения форм педагогической работы в процессе обучения [9; 10]. Мы предлагаем, повышение процентного содержания в учебной деятельности таких видов интерактивной работы, как: дебрифинг исключающий страх оценивания, возбуждающий познавательный интерес; мозговой штурм, влияющий на развитие креативности, инициативности в принятии какого-любого решения на безоценочном уровне; case-study, включающий анализ ситуаций как на «психодраматическом», так и на ситуативном уровнях, применение педагогической методики flip the classroom technique предполагает повышение значения объясняемой компьютерной визуализации учебного материала, достойный уровень средств для ведения и поддержания интерактивного диалога, высокий уровень педагогического мастерства для обеспечения структурной целостности процесса обучения с привлечением информационно-коммуникативных ресурсов.
Библиографический список
Комплексное исследование показало, что методика flip the classroom technique в некоторой степени переворачивает ход учебного процесса, подразумевающего сначала объяснение материала, потом его обсуждение и практические формы применения знаний, умений, навыков. Методика предлагает в самом начале изучения новой темы подготовить видео лекцию, информационный визуализированный материал в формате анимационной презентации и предоставить его слушателям курса для самостоятельного изучения, что, безусловно, требует от педагога высокого уровня средств для ведения и поддержания интерактивного диалога, педагогического мастерства для обеспечения структурной целостности процесса обучения с привлечением информационно-коммуникативных ресурсов.
С одной стороны, такой подход выглядит интересно, поскольку затрагивает творческие, эвристические компоненты в обучении и позволяет студенту сформировать уже некоторое представление о получаемой информации для того, чтобы повысить когнитивную активность на самой лекции, с другой стороны, студент, имеет возможность при такой работе с информацией неоднократно просматривать заранее подготовленный материал, конспектировать его в более спокойном и вдумчивом темпе, что влияет на качество усвоения материала.
В теории, на контактном занятии время тратится таким образом, чтобы рассмотреть способы его практического применения, через моделирование, кейсы, дебрифинг дискуссию, создание педагогических ситуаций, поскольку целью такого занятия становится обязательное получение преподавателем обратной связи от студентов. Что приводит к наставничеству в работе с информационно-коммуникативными ресурсами для достижения учебных, профессиональных, исследовательских и креативных целей в обучении.
Таким образом, мы говорим о возможности системной работы с виртуальной информационно-коммуникативной образовательной средой, целью которой выступает активация осознанности в процессах коммуникации, развитие способности к онтологическому анализу семиозисов, симулякров, действительных явлений социокультурной среды посредством сформированного познавательного интереса к процессу творчества для успешного преодоления трудностей в выстраивании межличностных коммуникаций в виртуальной информационно-коммуникативной образовательной среде.
1. Лотман Ю.М. Введение. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. Москва: Языки русской культуры, 1996.
2. Юдина А.М. Педагогические условия воспитания социокультурной толерантности у старшеклассников в учебной и внеучебной работе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2017.
3. Завражин С.А., Овчинников О.М., Фортова Л.К. Очерки по истории и теории превентивной педагогики: монография. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017.
4. Фортова Л.К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодёжи: избранные труды. Владимир: Шерлок-пресс, 2018.
5. Ницше Ф. Избранные произведения: Перевод. Москва: REFL-book, 1994.
6. Ницше Ф Человеческое, слишком человеческое: кн. для свобод. умов; Веселая наука; Злая мудрость: (Афоризмы и изречения). Перевод с немецкого. С.Л. Франка, К.А. Свасьяна. Минск: Попурри, 1997.
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Собрание сочинений в 2 т-х. Москва: Республика, 1990; Т. I.
8. Делез Ж. Логика смысла. Theatrum philosophicum. М. Фуко; пер. Я.И. Свирского. Москва: Раритет; Екатеринбург: Деловая кн., 1998.
9. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд., стер. Москва Издательский центр «Академия», 2010.
10. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы. Под редакцией Хухлаева О.В., Чибисовой М.Ю. Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2008.
References
1. Lotman Yu.M. Vvedenie. Vnutri myslyaschih mirov. Chelovek - tekst - semiosfera - istoriya. Moskva: Yazyki russkoj kul'tury, 1996.
2. Yudina A.M. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya sociokul'turnoj tolerantnosti u starsheklassnikov v uchebnoj i vneuchebnoj rabote. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2017.
3. Zavrazhin S.A., Ovchinnikov O.M., Fortova L.K. Ocherkipo istoriiiteoriipreventivnojpedagogiki: monografiya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Vladimirskij gosudarstvennyj universitet imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh». Vladimir: Izd-vo VIGU, 2017.
4. Fortova L.K. Nravstvenno-pravovoe vospitanie uchaschejsya molodezhi: izbrannye trudy. Vladimir: Sherlok-press, 2018.
5. Nicshe F. Izbrannye proizvedeniya: Perevod. Moskva: REFL-book, 1994.
6. Nicshe F Chelovecheskoe, slishkom chelovecheskoe: kn. dlya svobod. umov; Veselaya nauka; Zlaya mudrost': (Aforizmy i izrecheniya). Perevod s nemeckogo. S.L. Franka, K.A. Svas'yana. Minsk: Popurri, 1997.
7. Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya. Sobraniesochinenijv 2 t-h. Moskva: Respublika, 1990; T. I.
8. Delez Zh. Logika smysla. Theatrum philosophicum. M. Fuko; per. Ya.I. Svirskogo. Moskva: Raritet; Ekaterinburg: Delovaya kn., 1998.
9. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 6-e izd., ster. Moskva Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.
10. Mezhkul'turnaya kompetentnost' pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: Nauchno-metodicheskie materialy. Pod redakciej Huhlaeva O.V., Chibisovoj M.Yu. Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2008.
Статья поступила в редакцию 15.05.19
УДК 374.71
Yudina A.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected] Telmanova A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
CULTURAL CLUSTER AS A MEANS OF PREPARING CHILDREN AND YOUTH TO CULTURAL VALUES AND PRODUCTS OF MODERN CULTURAL ACTIVITIES. In a scientific article, the authors consider a topical problem of creating conditions for the realization of the creative potential of the individual. The ways of solving this problem are determined by the authors through creation of cultural clusters in regions of the Russian Federation, including cultural, educational and
museum complexes. The authors prove that a cultural cluster is a unique opportunity, through introduction to art, to change the quality of life of people in a region, to provide access to cultural values as an essential component of the quality of life and a factor in the attractiveness of the region. The scientific article presents results of sociological studies of the cultural needs and cultural interests of younger generation, in particular the adolescent age group, in Kemerovo. The analysis of the results of this study shows a trend of serious changes in the structure of the cultural needs of the younger generation, which are reflected in an increase in the percentage of consumption of cultural values than the production of cultural products. As a result of the study, the authors come to the conclusion that the construction of new cultural objects in a region will significantly expand opportunities for children and young people to master new, advanced social and cultural practices, development of skills for the realization of creative potential and cultural activity.
Key words: cultural cluster, cultural needs, adolescents, cultural product.
А.И. Юдина, д-р пед. наук, проф., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
А.С. Тельманоеа, канд. пед. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ПРОДУКТАМ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В научной статье авторами рассмотрена актуальная проблема формирования условий для реализации творческого потенциала личности. Пути решения данной проблемы авторы определяют через создание культурных кластеров в регионах Российской Федерации, включающих в себя культурно-образовательные и музейные комплексы. Авторами доказано, что культурный кластер - это уникальная возможность через приобщение к искусству изменить качество жизни жителей региона, обеспечить доступ к культурным ценностям как важнейшему компоненту качества жизни и фактору привлекательности территории проживания. В научной статье представлены результаты социологических исследований культурных потребностей и культурных интересов молодёжи и подрастающего поколения, в частности подростковой возрастной группы, в городе Кемерово. Анализ результатов данного исследования показал тенденцию серьезных изменений в структуре культурных потребностей подрастающего поколения, которые отражаются в возрастании процента потребления культурных ценностей, чем производства продуктов культуры. В результате исследования авторы пришли к выводу о том, что строительство новых объектов культуры в регионе позволит существенно расширить возможности детей и молодёжи в освоении новых, передовых социально-культурных практик; развитии навыков реализации творческого потенциала и культурной активности.
Ключевые слова: культурный кластер, культурные потребности, подростки, продукт культуры.
Динамичные преобразования в различных сферах современного общества (экономика, культура, политика) напрямую связаны с переоценкой традиций, идей и взглядов предшествующих поколений и адаптацией результатов историко-культурного развития к современным реалиям повседневной жизни. При этом культура - одна из не многих сфер деятельности человека, которая определяется как константа, положенная в основу реализации новых направлений деятельности; как связующее звено между освоенным опытом и новым продуктом; как базис формирования национальной идентичности, внутренней политики, социального развития и технологического прогресса.
Российская Федерация в данном контексте опирается на культуру как ресурс духовно-нравственного развития каждой отдельной личности и всего российского общества в целом путём сохранения и создания условий трансляции культурного и исторического наследия, обеспечения доступа к культурным ценностям, участия в культурной жизни общества, реализации достижений и творческого потенциала граждан [1].
В данной связи необходимо отметить, что современная культура в Российской Федерации обладает потенциалом социального и экономического развития государства. Как отмечал еще в 2014 году, будучи министром культуры РФ, А.А. Авдеев: «В какой бы ситуации ни находилась культура, мы приблизились к тому состоянию, когда большинство вопросов социальной жизни невозможно разрешить без учёта культуры» [2]. В настоящее время Министерство культуры Российской Федерации обозначило главные векторы современной культурной политики, которые направлены на развитие региональной культурной инфраструктуры. В ходе работы заседания «Правительственного часа» в Совете Федерации 21 марта 2018 года В. Мединский обозначил необходимость «кардинального разворота в сторону регионов» [3].
Данное положение подтверждено Президентским Указом от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Первостепенные задачи правительства, направленные на решение национальных проблем, включают в себя, в том числе, и строительство культурных кластеров в регионах Российской Федерации [4].
Актуальность развития в данном направлении государственной культурной политики было отмечено на Совещании по вопросу создания культурно-образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации, 08 января 2019 года. З.И. Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, обозначила, что «создание культурно-образовательных комплексов в Калининграде, Владивостоке, Севастополе и Кемерово - это уникальная возможность через приобщение к искусству изменить качество жизни жителей этих региональных центров и одновременно придать этим городам особую привлекательность для приезжих и туристов», чем подчеркнула значимость культуры в области развития российского общества [5].
Определение данных векторов развития Культурной политики государства продиктовано оценкой современного культурного уровня регионов Российской Федерации, которое обусловлено переходным состоянием российского общества от хозяйствования, регулируемого сверху, к рыночному типу, что, в свою очередь, повлекло сдвиги в ценностных ориентациях и типах поведения различных
слоев населения, особенностями социализации в условиях переходного периода, отношения к сфере культуры лишь как сфере досуга.
Исходя из данных положений, возникает проблема готовности регионов быть включенными в культурную жизнь страны, в контексте производства и потребления культурного продукта нового уровня. Находясь в географической удалённости от культурных и политических центров страны, регионы шли своим путём развития культуры, учитывая социальное положение жителей территории, финансовый и образовательный уровень, оценивая инфраструктуру и возможности организаций сферы культуры.
Следует отметить, что в сложившихся условиях резко возрастает необходимость в формировании личностной готовности жителей региона к изменяющейся культурной среде территории постоянного проживания с точки зрения, как производства, так и потребления культурного продукта. Это становится возможным лишь на основе приобретения и развития знаний о культуре региона, воспитания соответствующей культуры поведения и формирования современного, актуального взгляда на историко-культурное наследие.
Целью данного исследования являлось определение путей и средств воспитания у подрастающего поколения духовных потребностей в потреблении продуктов культуры.
На первом этапе исследования нами были изучены факторы и направления деятельности по реализации проектов создания культурно-образовательных и музейных комплексов в г Кемерово. В данном контексте наше внимание было обращено к «Стратегии развития Кемеровской области 2035» [6], что позволило нам определить перспективы развития и формирования нового социально-культурного пространства города, обусловленного включением в повседневную жизнь горожан новых культурных объектов. В документе «План мероприятий социально-экономического развития Кемеровской области до 2024 года», в Разделе «Человеческий капитал» представлены направления развития региона в области культуры, искусства и социальной политики Кузбасса [7]. В частности, в данном документе указаны мероприятия по созданию ресурсной базы для развития и популяризации традиций региона.
Согласно «Плану мероприятий социально-экономического развития Кемеровской области до 2024 года» в г. Кемерово будет создан «Квартал искусств», в состав которого войдут:
- филиал Государственного Русского музея;
- филиал Мариинского театра - большая и малая сцены;
- образовательный комплекс: филиал Российской академии музыки им. Гнесиных;
- интернат для детей, студенческое общежитие и жилье для педагогов.
Данные объекты должны стать основой для создания условий среды доступного культурного продукта всей страны. Как отмечено в «Стратегии социально-экономического развития кемеровской области на период до 2035 года», «в настоящее время особенно актуально проведение модернизации учреждений культуры и, в первую очередь, учреждений художественного образования, обеспечение равного доступа к культурным благам, интеграция региона в федеральную культурную повестку, организация «точек подключения» к культурным благам мирового уровня (через механизм гастролей, создания филиалов и др.)» [7].
Основной акцент в развитии сферы культуры власти региона делают на обеспечении доступности культурных ценностей как важного компонента качества жизни и фактора привлекательности региона. В данном контексте основные задачи развития культуры в регионе представляются как спектр различных видов деятельности, направленных на следующую работу:
1. Ликвидацию диспропорций доступа к культурным ценностям для жителей всех территорий Российской Федерации, формирование и поддержку культурной инфраструктуры.
2. Развитие культурного потенциала отдаленных территорий на федеральном уровне.
3. Подготовку кадров для организаций культуры, как Кемеровской области, так и всего Сибирского федерального округа.
4. Поддержку и продвижение талантливой молодёжи и подрастающего поколения в сфере культуры и искусства.
Однако возникает проблема готовности местных жителей к освоению современных культурных благ и принятию стремительных изменений социально-культурного ландшафта региона. Решение данной проблемы мы видим в изучении досуговых предпочтений и потребностей в продуктах культуры у жителей региона. Исследовательский поиск в данном аспекте был сконцентрирован нами на подрастающем поколении, так как именно дети, подростки и молодёжь в ближайшем будущем будут основными потребителями продуктов культуры в регионе. Опираясь на предшествующие исследования в области педагогического потенциала социально-культурной среды современного города, мы пришли к выводам, что инфраструктура культуры способна создавать условия для позитивной социализации подрастающего поколения, что в свою очередь является одной из наиболее значимых проблем современного общества [8].
Данные социологических исследований культурных потребностей молодёжи и подрастающего поколения в Российской Федерации демонстрируют основную тенденцию серьёзных изменений в структуре культурных потребностей подрастающего поколения, отражающихся в возрастании процента потребления культурных ценностей, чем производства продуктов культуры. Так, в исследовании О.А. Ефановой, С.П. Иваненкова, М.С. Ивченковой «Культурные потребности молодёжи в контексте современных социокультурных изменений», представлена существенная диспропорция в превалировании потребления над творческими формами деятельности молодёжи от 15 до 29 лет, 45% респондентов не испытывают потребности в каком-либо виде творческой деятельности и не имеют любимого дела [9]. При этом большой процент интереса к потреблению культурного продукта также не вызывает оптимизма, потому что в большей степени касается внимания молодёжи и подрастающего поколения к кинематографу (и не только отечественному), при этом платформой для удовлетворения интереса служат не кинотеатры, а ресурсы сети Интернет.
Исследователи ранжировали культурные потребности по следующим видам:
- просмотр кинофильмов;
- посещение театров;
- посещение выставок;
- посещение концертов;
- другие формы регламентированной досуговой деятельности, которые находятся в устойчивом взаимодействии с деятельностью учреждений культуры и искусства.
При этом необходимо отметить, что ни Кемеровская область, ни г. Кемерово не вошли в базу исследования, что позволило нам определить перспективу изучения культурных потребностей молодёжи в данном регионе, и в частности, в г Кемерово.
Для определения культурных потребностей детей и молодёжи, проживающих в Кемеровской области, мы обратились к современным исследованиям в области изучения аспектов взаимодействия молодёжи и социально-культурной сферы региона и выявили, что достаточно большой пласт подобных исследований затрагивает возрастную категорию младших школьников (7 - 11 лет) и юношей (17 - 21 год), при этом достаточно ограниченно представлены исследования представителей среднего (или подросткового) возраста (12 - 16 лет).
Нельзя сказать, что данный возраст не интересует современных педагогов, психологов, культурологов или социологов, но необходимо отметить, что исследования данного возраста связаны с изучением проявлений ненормированного поведения подростков: Л.Ф. Сербина «Особенности агрессивного поведения подростков» [10], М.Э. Паатова, С.Н. Бегидова, Н.Х. Хакунов «Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков» [11], А.В. Тончева «Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью» [12] и др. И если рассматриваются вопросы взаимодействия подростков с культурой, то или в свете субкультурного влияния на поведение подрастающего поколения (М.М. Гогуева «Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка» [13]), или в узкоспециализированном контексте дополнительного художественного образования детей (Е.Ю. Накишова «Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков» [14]). При этом практически отсутствуют исследования возможности социально-культурного развития подростков в условиях организаций основного общего образования, хотя в основных положениях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования именно культура является основой для становления личностных характеристик современного выпускника [15].
Анализ научных трудов вышеуказанных ученых позволили нам определить перспективы и сформулировать основные положения исследования в контексте определения культурных потребностей подростков г. Кемерово и востребования инфраструктуры будущего культурного кластера.
В рамках исследования был проведён социологический опрос среди обучающихся (подростков в возрасте от 12 до 17 лет) организаций основного общего образования города. Опрос проводился в период с 01.12.2018 года по 01.03.2019 года путем сбора информации при непосредственном заполнении опросных листов подростками г. Кемерово в организациях основного общего образования. Исследование проходило на анонимной основе для создания условий более откровенных ответов на вопросы подростками.
В опросе приняло участие 879 человек, из них девушек 63%, юношей 37%; учеников гимназий 21%, учеников средних общеобразовательных школ 79%; посещающих организации дополнительного художественного образования 38%, не посещающих 62%. Различия в гендерном составе респондентов, уровне освоения общей образовательной программы, обучение по дополнительным художественным программа позволили сформировать более объективную картину культурных потребностей современного подростка в г. Кемерово.
Результаты проведённого исследования показали значительные изменения в облике современных подростков, для которых культурный продукт, сегодня, ассоциируется с многообразным и доступным контентом ресурсов сети Интернет. Почти 90% опрошенных знакомятся с новинками в области музыки, литературы, художественного искусства через видеохостинговые сайты, социальные сети, современные поисковые системы. При этом доля посещающих самостоятельно в свободное время различного рода зрелищные мероприятия (концерты, спектакли, выставки) составляет лишь 13%. Но следует отметить, посещение подобных мероприятий во время занятий в основной школе или в организациях дополнительного образования составляет 73%, что положительным образом характеризует заинтересованность учителей и педагогов в приобщении подрастающего поколения к культурным ценностям.
Наиболее привлекательными культурными продуктами, по мнению подростков, сегодня являются кинематограф (39%) и современная музыка (65%), достаточно большой процент подрастающее поколение показало в сфере интереса к литературе (25%), наименьший интерес у подростков вызывают музеи (7%) и библиотеки (3%). Большое количество опрашиваемых респондентов (30%) проявляют свою заинтересованность к посещению концертных (музыкальных) мероприятий, но не могут удовлетворить свои потребности из-за несоответствия репертуара городской афиши интересам молодёжи, высоким ценам на билеты, отсутствием современных концертных площадок.
Из пожеланий подростков по организации культурных мероприятий в городе можно выделить интерес к различным музыкальным фестивалям, городским праздникам, а также на улицах города они хотели бы видеть уличных музыкантов.
Таблица 1
Распределение ответов подростков на вопрос:
«Какие культурные мероприятия или культурные учреждения нужны в вашем городе?»
Виды организаций культуры и культурных мероприятий Проценты
Музыкальные фестивали 52,5
Городские праздники 50,9
Уличные музыканты 32
Доступные арт-пространства 15,6
Концертные площадки 10,5
Квест-игры 10
Интерактивные выставки (художественные, научные и т.п.) 6,3
Музеи 5
Театры 4,2
Концерты классической музыки 3,3
Выставки различных видов искусств 3,1
В нашем городе все есть 10,1
Затрудняюсь ответить 8,7
При этом подростков в наименьшей степени интересует театральное искусство, классическая музыка и музейно-выставочная деятельность. Как видно из таблицы 1, подростки, с одной стороны, демонстрируют возрастное негативное отношение к традиционным культурным ценностям, с другой стороны, не вычеркивают культуру из своей жизни и проявляют интерес к появлению нового культурного продукта в городском пространстве. Лишь 10% подростков отметили, что инфраструктура культуры в городе не требует преобразований.
Конечные результаты проведённого исследования позволили авторам сделать выводы, что возможность, полнота и желание удовлетворения культурных
потребностей у подрастающего поколения зависят, в большей степени, от наличия свободного времени и степени развития инфраструктуры культуры и искусства на территории, от количества учреждений культуры, их широкой специализации и охвате всех слоев населения. Таким образом, можно отметить, что создание культурного кластера на территории г Кемерово позволить развить инфраструктуру культуры, сделает современный, передовой культурный продукт доступным для всех слоев населения, в том числе и подрастающего поколения, сформирует благоприятный имидж территории.
Анализ результатов исследования доказывает, что строительство новых объектов культуры в регионе позволит существенно расширить возможности детей и молодёжи в освоении новых, передовых социально-культурных практик;
Библиографический список
развитии навыков реализации творческого потенциала и культурной активности. Приобщение детей и молодёжи к культурным ценностям и продуктам современной культурной деятельности является базисом развития личностного культурного роста на уровне потребителя или производителя культурного продукта. В дальнейшем исследование будет направлено на поиск форм и методов, способствующих воспитанию у подрастающего поколения культуры потребления продуктов современной социально-культурной деятельности, с учётом инфраструктуры культурного кластера г. Кемерово, и определения условий реализации образовательных и воспитательных программ, направленных на развитие культурных потребностей подрастающего поколения, в среду современных образовательных организаций общего и дополнительного образования города и области.
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы. Available at: https://www.russiatourism.ru/contents/ deyatelnost/programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1/
2. Авдеев А.А. Культура в начале XXI века и ее роль в становлении межнационального диалога. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2011; 1 (20): 18 - 20.
3. Выступление Министра культуры РФ Владимира Мединского, посвященное современной модели культурной политики в Российской Федерации в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации 21 марта 2018 года. Available at: http://www.unkniga.ru/news/8132-vladimir-medinskiy-rasskazal-o-sovremennoy-kulturnoy-politike-v-rf.html
4. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года. Администрация Президента России: официальные сетевые ресурсы Президента России. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/57425
5. Совещание по вопросу создания культурно-образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации, 8 января 2019 года. Администрация Президента России: официальные сетевые ресурсы Президента России. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/59647
6. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года. Администрация Кемеровской области: официальный сайт. Available at: https://kemsu.ru/upload/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%9A%D0%9E%202035.pdf74
7. План мероприятий социально-экономического развития Кемеровской области до 2024 года. Администрация Кемеровской области: официальный сайт. Available at: https://kemsu.ru/upload/8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0% B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf
8. Юдина А.И., Тельманова А.С. Педагогический потенциал социально-культурной среды современного индустриального города. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6. Available at: http://www.science-education.ru/113-11275
9. Ефанова О.А., Иваненков С.П., Ивченкова М.С. Культурные потребности молодёжи в контексте современных социокультурных изменений. Социология власти. 2010; Выпуск 1: 26 - 34.
10. Сербина Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011; Выпуск 4, Том 5: 96 - 106.
11. Паатова М.Э., Бегидова С.Н., Хакунов Н.Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквент-ное поведение» подростков. КиберЛенинка - научная электронная библиотека. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-sotsialnopedagogicheskih-fenomenov-deviantnoe-povedenie-i-delinkventnoe-povedenie-podrostkov
12. Тончева А.В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью. Интернет-журнал Науковедение. Available at: https://naukovedenie. ru/PDF/128PVN613.pdf
13. Гогуева М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка. Вестник Томского педагогического университета. 2010; Выпуск 5 (95): 153 - 159.
14. Накишова Е.Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков. Инновационные проекты и программы в образовании. 2012; Выпуск 2: 46 - 50.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897). Система ГАРАНТ (Garant.ru) - сетевое издание Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Available at: http://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
References
1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie kul'tury i turizma» na 2013- 2020 gody. Available at: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1/
2. Avdeev A.A. Kul'tura v nachale XXI veka i ee rol' v stanovlenii mezhnacional'nogo dialoga. Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2011; 1 (20): 18 - 20.
3. Vystuplenie Ministra kul'tury RF Vladimira Medinskogo, posvyaschennoe sovremennoj modeli kul'turnoj politiki v Rossijskoj Federacii v ramkah «pravitel'stvennogo chasa» v Sovete Federacii 21 marta 2018 goda. Available at: http://www.unkniga.ru/news/8132-vladimir-medinskiy-rasskazal-o-sovremennoy-kulturnoy-politike-v-rf.html
4. Ukaz Prezidenta RF «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» ot 7 maya 2018 goda. Adminlstraclya Prezidenta Rossii: oficial'nye setevye resursy Prezidenta Rossii. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/57425
5. Soveschanie po voprosu sozdaniya kul'turno-obrazovatel'nyh kompleksov v sub'ektah Rossijskoj Federacii, 8 yanvarya 2019 goda. Administraciya Prezidenta Rossii: oficial'nye setevye resursy Prezidenta Rossii. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/59647
6. Strategiya social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti na period do 2035 goda. Administraciya Kemerovskoj oblasti: oficial'nyj sajt. Available at: https://kemsu.ru/ upload/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%9A%D0%9E%202035.pdf74
7. Plan meropriyatij social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti do 2024 goda. Administraciya Kemerovskoj oblasti: oficial'nyj sajt. Available at: https://kemsu.ru/ upload/8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1%82%D0%B8%D1%8F. pdf
8. Yudina A.I., Tel'manova A.S. Pedagogicheskij potencial social'no-kul'turnoj sredy sovremennogo industrial'nogo goroda. Sovremennye problemy naukii obrazovaniya. 2013; 6. Available at: http://www.science-education.ru/113-11275
9. Efanova O.A., Ivanenkov S.P., Ivchenkova M.S. Kul'turnye potrebnosti molodezhi v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh izmenenij. Sociologiya vlasti. 2010; Vypusk 1: 26 - 34.
10. Serbina L.F. Osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2011; Vypusk 4, Tom 5: 96 - 106.
11. Paatova M.'E., Begidova S.N., Hakunov N.H. Teoretiko-metodologicheskij analiz social'no-pedagogicheskih fenomenov «deviantnoe povedenie» i «delinkventnoe povedenie» podrostkov. KiberLeninka - nauchnaya 'elektronnaya biblioteka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-sotsialnopedagogicheskih-fenomenov-deviantnoe-povedenie-i-delinkventnoe-povedenie-podrostkov
12. Toncheva A.V. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti podrostkov s kiberkommunikativnoj zavisimost'yu. Internet-zhurnal Naukovedenie. Available at: https://naukovedenie.ru/ PDF/128PVN613.pdf
13. Gogueva M.M. Specifika negativnogo vliyaniya subkul'tury na razvitie lichnosti podrostka. Vestnik Tomskogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; Vypusk 5 (95): 153 - 159.
14. Nakishova E.Yu. Vospitatel'nye vozmozhnosti horovogo teatra detej i podrostkov. Innovacionnye proekty iprogrammy v obrazovanii. 2012; Vypusk 2: 46 - 50.
15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897). Sistema GARANT (Garant.ru) - setevoe izdanie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, informacionnyh tehnologij i massovyh kommunikacij (Roskomnadzor). Available at: http://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
Статья поступила в редакцию 14.05.19