8. Ob utverzhdenii zaklyucheniya dogovora Kemerovskoy oblasti s Pravitel'stvom Moskvy. Zakon Kemerovskoy oblasti ot 17 avgusta 2018 goda № 68-OZ [Approval of the conclusion of the Agreement of the Kemerovo region with the Government of Moscow. The law of Kemerovo region of August 17, 2018 No. 68-OZ]. Konsortsium Kodeks: elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii [Consortium Codex. Electronic Fund of legal and normative-technical documentation]. (In Russ.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/550158807 (accessed 10.05.2019).
9. Panichkina E.V. Gosudarstvennaya strategiya regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii: sotsial'naya, kul'turnaya, natsional'naya politika [The State strategy of regional development of the Russian Federation: social, cultural, national policy]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2017. 138 p. (In Russ.).
10. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnye preimushchestva stran [International competition. Competitive advantages of countries]. Moscow, Alpina Business books (United Press), 2017. 947 p. (In Russ.).
11. Prezidentu Rossii predstavili proekty kul 'turnykh klasterov v regionakh RF. Novosti Ministerstva Kul 'tury [Projects of region's cultural clusters were presented to the Russian President. News of Ministry of Culture]. (In Russ.). Available at: http://www.mkrf.ru/press/news/prezidentu_rossii_predstavili_proekty_kulturnykh_klasterov_v_regio nakh_rf/?sphrase_id=2458587 (accessed 22.05.2019).
12. Primorskiy kray i Kemerovskaya oblast'zaklyuchili soglashenie o sotrudnichestve [Primorsky region and Kemerovo region signed a cooperation agreement]. (In Russ.). Available at: https://www.otvprim.ru/society/primorskij-kraj_08.02.2019_73551_primorskij-kraj-i-kemerovskaja-oblast-zakljuchili-soglashenie-o-sotrudnichestve.html (accessed 16.05.2019).
13. Putevoditel' po gorodu Kemerovo i vsemu Kuzbassu: Kul'turnyy klaster [Guide to the city of Kemerovo and Kuzbass: Cultural cluster]. (In Russ.). Available at: //o-kemerovo.ru/kurturnyy-klaster/ (accessed 22.05.2019).
14. Sergey Tsivilev predlozhil sozdat' kul'turnyy klaster v Kuzbasse [Sergey Tsivilev proposed to create a cultural cluster in Kuzbass]. Ofitsial'nyy sayt gubernatora Kemerovskoy oblasti Sergeya Tsivileva [Official website of the Governor of Kemerovo region Sergey Tsivilev]. (In Russ.). Available at: http: //sergeytsivilev.ru/news/sergej-civilev-predlozhil-sozdat-kulturnyj-klaster-v-kuzbasse/ (accessed 22.05.2009).
УДК 069.01(571.17)
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РЕГИОНАЛЬНОМУ КУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ
(НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА)
Сильев Вячеслав Николаевич, аспирант кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Современные процессы развития культуры в Российской Федерации имеют несомненную значимость, что детерминировало инициативу руководства страны создать федеральные культурно-образовательные центры (культурные кластеры) на территории нескольких субъектов РФ, в числе которых - Кемеровская область. Цель настоящего исследования - описать обосновательное поле создания на территории Кузбасса культурного кластера, его потенциальную роль в процессе включения в уже существующую музейную сеть региона.
Одним из аспектов рассмотрения феномена «культурный кластер» явился анализ дискурса (нормативно-правовые акты в сфере культуры, научные статьи специалистов в области культурологии, экономики и педагогики) с акцентом на особенностях процесса кластеризации творческих отраслей и культурных учреждений с учетом возможного положительного эффекта для социально-экономического развития регионов.
В статье раскрывается содержание понятия «культурный кластер», основных нормативно-правовых документов, касающихся его создания, описываются отличительные особенности культурных кластеров, в частности, их влияние на существующую музейную сеть, при этом затрагиваются проблемы функционирования последней с учетом специфики региона. Предпринята попытка оценки состояния музейной сети на территории Кузбасса: количество музеев, содержание социальных нормативов.
В результате исследования выделены и рассмотрены основные риски создания культурного кластера в Кузбассе, проблема отсутствия исследований эффективности существующей музейной сети в корреляции с социальными нормативами и нормами музеев, установленными Министерством культуры РФ. Приведены основные принципы создания культурного кластера с учетом специфики конкретной территории - Кузбасса.
Ключевые слова: культурный кластер, кластерный подход, культура, музейная сеть.
CLUSTER APPROACH TO REGIONAL CULTURAL DEVELOPMENT: CONCEPTUAL BASES OF THE MODERNIZATION OF THE MUSEUM NETWORK (IN CASE OF KUZBASS)
Silyev Vyacheslav Nikolaevich, Postgraduate of Department of Museology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Rodionova Darya Dmitrievna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected].
The current state of culture in the Russian Federation is at an important stage in its development. The central role in this issue is taken by the initiative of the country's leadership to create federal cultural and educational centers (cultural clusters) in the territory of several subjects of the Russian Federation, including Kemerovo region. The purpose of this study is to analyze the rationale for creating the cultural cluster in Kemerovo Region, its role in functioning the existing museum network of Kuzbass. The analysis of the rationale for creating the cultural cluster in Kemerovo region, its role in functioning the existing museum network of Kuzbass was based on an analysis of scientific papers, which consider clustering the creative industries and cultural institutions from the position of a positive effect for the socio-economic development of the region. The main research methods were the analysis of cultural, socio-economic, pedagogical literature and legal acts in the field of culture, observation of the ongoing process in government bodies.
The article discusses the concept of "cultural cluster," main regulatory documents relating to the creation of a cultural cluster in Kuzbass, distinctive features of cultural clusters and their role in the existing museum network of Kuzbass, problems existing in the functioning of the museum network in the region. The article describes the museum network of Kemerovo region, its state and prospects for joining the cluster.
As a result of the study, the main risks of creating the cultural cluster in Kuzbass, and the problem of the lack of research on the effectiveness of the existing museum network of the region in relation to the social standards and norms of museums from the Ministry of Culture of the Russian Federation are highlighted and examined.
Keywords: cultural cluster, cluster approach, culture, museum network.
Развитие сферы культуры и искусства является одним из стратегических направлений в формировании качества жизни населения и социально-экономической привлекательности как конкретного региона, так и всей страны. Сегодня
все чаще говорится о том, что отрасль культуры должна рассматриваться как одно из главных конкурентоспособных преимуществ, направленное на производство общественного продукта и национального дохода. В то же время культура
в современном обществе становится одним из базовых регуляторов, определяющих социально-экономическое развитие региона.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года подчеркивается, что переход на инновационный путь сопровождается масштабными инвестициями в человеческий капитал - развитие человеческого потенциала предполагает развитие культуры. В этой связи знаковым событием стало заседание при Совете по культуре и искусству по вопросу создания культурно-образовательных и музейных комплексов во Владивостоке, Калининграде, Кемерове и Севастополе, получивших в средствах массовой информации название «культурные кластеры» [9].
С целью выполнения Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» коллегией Администрации Кемеровской области было издано распоряжение «О создании на территории Кемеровской области Кузбасского кластера искусств» [9; 10].
В ближайшей перспективе на территории г. Кемерово в рамках культурно-образовательного и музейного-выставочного комплекса («Квартал искусств») появятся филиал федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Русский музей»; филиал федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Мариинский театр» (большая и малая сцена); филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия музыки им. Гнесиных»; интернат для одаренных детей, студенческое общежитие. На территории г. Новокузнецка - кластер искусств «КоммунАрт»: кинотеатр «Коммунар» как современный многофункциональный театральный комплекс; «Театр кукол "Сказ"»; государственное автономное учреждение культуры Кемеровской области «Новокузнецкий драматический театр»; муниципальное автономное учреждение «Культурно-методический центр "Планетарий" им. А. А. Федорова»; площадь искусств и городской парк им. Ю. А. Гагарина (интерактивная городская среда); арт-студия государственного профессионального образовательного учреждения «Новокузнецкий областной колледж искусств».
В ряде других территорий Кузбасса предполагается создание центров культурного развития на основе государственных и муниципальных учреждений культуры.
Введение в узус понятия «кластер» (cluster -концентрация, скопление) носит отнюдь не точечный характер. Впервые достаточно широко оно рассматривается в работе «Международная конкуренция» в аспекте свойств конкурентоспособности, характерных не только для отдельных компаний, но и для территорий, регионов, а также наций. Кластер здесь представляет собой группу взаимосвязанных отраслей и компаний, сосредоточенных на одной определенной территории и выигрывающих благодаря близости расположения и тесному взаимодействию [15].
Отметим, что в предыдущие годы акцент в исследованиях делался в основном на проблемах развития производственных кластеров, оставляя на периферии кластеры культурные, что предопределило низкую активность процесса внедрения их моделей в практику, более того, сегодня существуют отдельные определения ряда ученых, но, к сожалению, ни одно из них не является общепринятым и не закреплено в нормативно-правовых документах и методических рекомендациях федерального уровня.
На наш взгляд, всю целостность и многогранность культурного опыта, который дает территория, сообщество или традиция, в аспекте социокультурной деятельности способен обеспечить только кластер [8]. Социокультурный кластер -многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая динамичная система, которая интегрирует организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм собственности для формирования благоприятной социально-культурной среды и предоставления населению территории качественных услуг [2]; уровень творчества при этом подразумевает наличие на одной территории студий, художественных мастерских, галерей и т. п. [4].
Применение термина «кластер» в отдельных работах по тематике проектирования региональных культурного и образовательного пространств делает возможным решить организационные проблемы, определить возможности для инновационного экономического развития того или иного субъекта страны.
Значимый вклад в раскрытие сущности понятия «культурный кластер» внесли В. Э. Гордин и М. В. Матецкая, определившие его как сообщество фирм, которые тесно связаны с различными отраслями, взаимно дополняют друг друга и способствуют росту своего конкурентоспособного преимущества [4]. Культурные кластеры подразделяются на: кластеры культурного наследия (формируются вокруг аутентичных памятников истории, культуры, архитектуры); этнокультурные кластеры (локализуются в местах компактного проживания как коренных, так и не коренных для данной территории народов); творческие и масс-культурные кластеры (развиваются по принципам, присущим современным творческим индустриям); арт-инкубаторы (формируются на базе крупных творческих вузов или творческих факультетов университетов как «start-up» для молодежи). Для экономики государства такие кластеры играют роль «точек роста» внутреннего рынка [5, с. 199].
В свою очередь, авторы данной статьи рассматривают культурный кластер как многоуровневую, внутренне дифференцированную, открытую систему, состоящую из объединений субъектов (учреждений, организаций, предприятий), которые, благодаря близости расположения и тесному взаимодействию, способствуют эффективной реализации разных направлений культуры и искусства, влияющих на формирование благоприятной социально-культурной среды через предоставление населению территории качественных услуг.
Исходя из этого, цели и задачи формирования культурных кластеров предполагают: создание условий для профессионального развития творческих кадров на основе сотрудничества с организациями (учреждениями) смежных отраслей; укрепление конкурентных преимуществ вошедших в кластер творческих организаций и предприятий, учреждений; формирование благоприятной среды для создания и развития творческих индустрий, также нацеленных на привлечение туристов; способствование развитию территории через повышение ее аттрактивности для представителей творческих профессий; построение благоприятной креативной среды для организаций различных отраслей; повышение уровня интерактивности культурных продуктов, создаваемых в рамках культурных кластеров; создание новых
продуктов культурного туризма; развитие нового культурного имиджа туристской дестинации благодаря активизации деятельности креативных групп населения территории. Таким образом, всё вышеперечисленное детерминирует роль кластера как генератора инноваций при условии привлечения в его деятельность значительного числа квалифицированных специалистов.
Формирование культурных кластеров, ориентированных на знакомство с объектами культурного наследия, потребует разработки специальной стратегии, в основу которой заложены несколько принципов: системообразующими должны являться аутентичные памятники архитектуры и истории; должен вестись учет полисекторального характера (памятники, находящиеся в государственной собственности, и частные предприятия сферы услуг, предприятия малого и среднего бизнеса); должна осуществляться единая маркетинговая стратегия, работающая на коллективный имидж кластера [5].
Отдельно заметим, что в проблемном исследовательском поле значимым становится вопрос о влиянии будущего кластера искусств на уже существующие учреждения культуры в их сетевом взаимодействии в г. Кемерово: так, особый интерес вызывает начало строительства филиала ФГБУК «Государственный Русский музей» (планируется открыть в 2021 году).
В современном дискурсе музейная сеть определяется как целенаправленно формируемая совокупность музеев либо совокупность конкретных групп музеев определенного профиля, действующих на определенной территории. В Кемеровской области такая сеть включает в себя государственные и муниципальные музеи (на 1 января 2019 года - 43 государственных и муниципальных музея), фонды которых экспонируют историю социального, экономического, культурного развития региона [7]. Принципиально значимым в функционировании музеев на сегодняшний день стало изменение социальных нормативов и норм, применяемых для оценки эффективности их деятельности (речь идет о распоряжении «Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» [11]), графически этот процесс представлен на рис. 1.
Административно-территориальный уровень Тил учреждения культуры Обеспеченность тыс.человек на населенный пункт Единица измерения (сетевая единица) Административно-территориальный уровень Тип учреждения культуры Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт Единица измерения (сетевая единица)
1 2 3 и 5 6 __ _ 7 8
Оь1лО (стало)
МУЗЕИ
Субъект РФ Музей 5 Субьект РФ Краеведческий музей Административный центр с населением от 1 млн человек 1
Картинная галерея 1 Художественный музей 1
Тематический музей 4
Краеведческий музей Административный центр 1
Художественный музей с населением от 500 тыс. до 1 млн человек 1
Тематический музей 3
Краеведческий музей Административный центр с населением от 150 тыс. до 500 тыс. человек 1
Тематический музей
Краеведческий музей Административный центр с на- 1
Тематический музей селением до 150 тыс. человек 1
Городские округа Музей Более 100 тыс. человек & Городской округ Краеведческий музей Независимо or количества населения 1
Картинная галерея Более 300 тыс. человек 2 Тематический музей 1
Муниципальный район Музей От 5 до 20 тыс. человек г Муниципальный район Тематический музей Независимо от количества населения 1
Городские поселения Музей До 100 тыс. человек 4 Городское поселение Краеведческий музей Независимо от количества населения при наличии фондов 1
Картинная галерея До 300 тыс. человек 1 Тематический музей На 15 тыс. человек 1
Сельские поселения Музей До 10 тыс. человек 1
Рисунок 1. Изменение социальных нормативов и норм для музеев
Очевидно, что теперь приоритетным для создания музея является не количественный показатель (жителей), а сам фонд. Помимо этого, максимально допустимый уровень территориальной доступности музеев для населения Кемеровской области, а также расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного и регионального значения устанавливаются нормативами градостроительного проектирования (ст. 29.1 и 29.2 Градостроительного кодекса РФ). Это значит, что каждый регион обязан на своем уровне принять нормативы в зависимости от демографической ситуации и культурных традиций.
Таким образом, для Кемеровской области необходимо провести отдельный ряд исследований по вопросу соответствия количества музеев принятым социальным нормативам. Их результаты позволят определить дальнейшее направление развития: открывать ли новые музеи, оставлять ли существующие в прежнем количестве; какие музеи необходимо развивать либо объединять для улучшения системы управления.
К сожалению, на момент подготовки статьи еще не опубликованы направления деятельно-
сти филиала Государственного Русского музея в Кузбассе, размер его фонда, поэтому, как следствие, вопрос о воздействии нового музея на существующую музейную сеть Кемеровской области остается открытым.
Озабоченность вызывает и будущая система финансирования объектов культурного кластера, которая пока еще не до конца определена: по предварительным подсчетам, эксплуатация всех четырех культурных кластеров (Калининград, Севастополь, Кемерово, Владивосток) оценивается в 12-14 млрд руб. в год за счет федерального и региональных бюджетов. Однако если содержание и наполнение будущих кластеров станет обязанностью региональных властей, то они будут вынуждены урезать финансирование местных учреждений культуры [13; 16].
На сегодняшний день Кузбасский центр искусств и Кузбасский краеведческий музей с фондохранилищем, которые предположительно войдут в состав кластера, являются областными учреждениями. Затраты на их содержание будут распределены следующим образом: 30 % от средств бюджета региона и 70 % - за счет внебюджетных источников (аренды). Совсем недавно
было принято решение о том, что новый Кузбасский краеведческий музей будет построен на месте планируемого Кузбасского центра искусств, рядом с филиалом Русского музея, а Кузбасский центр искусств разместят в образовательной части культурного кластера (Ленинский район г. Кемерово) [6].
В трудах современных исследователей, изучающих развитие территорий [14; 17], мы находим две основные группы рисков кластерного развития, которые необходимо учесть, на наш взгляд, при составлении программы деятельности Кузбасского культурного кластера. К первой группе относятся риски, возникающие на уровне территориального управления при реализации политики на основе кластерного подхода и кластерного развития: превышение затрат на обеспечение кластерного развития региона над выгодами от такого развития; неэффективная деятельность сформированных кластеров; подавление конкурентной среды (конкуренция за рынки, кадры, ресурсы, инфраструктуру и т. д.), необоснованные преференции участникам кластеров; использование кластера как инструмента формирования отчетов об «успехах» управления без реального повышения уровня социально-культурного и социально-экономического развития соответствующих территорий; проблема кадров, когда из-за нехватки квалифицированных специалистов может существенно пострадать качество предоставляемых услуг и их перечень; отсутствие целостности культурной политики и согласованных мер органов государственной власти, ее реализующих; проблематичность нахождения механизма распределения прибыли между участниками кластера; трудность и дороговизна внедрения инноваций. Ко второй группе относятся риски, которые специфичны для музеев, не входящих в культурный кластер: сложность согласования совместных действий между филиалом Русского музея и другими музеями региона; проблема маркетинга и привлечения посетителей в условиях возможной конкуренции и численности жителей Кемеровской области; проблемы подбора и обучения персонала; сложность оценки эффективности деятельности музеев; вероятность потерь, обусловленных рядом причин в сфере взаимодей-
ствия, технические сбои, выход из строя производственных фондов, недостаточно высокий уровень организации производственных процессов, нарушение договорных обязательств и пр.
Уровень этих рисков тесно связан не только с характером взаимодействия учреждений культуры в хозяйственной деятельности - конкурентными отношениями, степенью вертикальной и горизонтальной интеграции смежных производств, характером деятельности предприятий, но и со спецификой организации деятельности будущих объектов, с совместным формированием устава, программ развития, плана мероприятий и т. д.
Данные риски ни в коем случае нельзя игнорировать при создании Кузбасского культурного кластера. В противном случае велика вероятность повторения судьбы музейно-культурного центра «Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова» (Республика Хакасия). Введение в эксплуатацию данного объекта проводилось без оценки рисков его создания, четкой программы развития и привлечения потенциальных потребителей, как местных, так и туристов из других регионов, без учета проблем регионального финансирования по содержанию объекта, кадровых и иных проблем. Всё это привело к тому, что на сегодняшний день музейный комплекс занимает лишь часть здания, а подавляющее большинство помещений передано другим республиканским учреждениям культуры.
Тем не менее, кластер культуры в Кузбассе необходим, и пристальное внимание должно уделяться программе развития его объектов, при создании которой целесообразно привлекать как специалистов из столицы России, так и из региона. При правильной оценке рисков, подготовке и привлечении квалифицированных работников сферы культуры регион получит уникальный по масштабам деятельности многопрофильный комплекс, не только позволяющий удовлетворять социально-культурные потребности жителей Кемеровской области, но и способствующий развитию ее привлекательности среди регионов Сибирского федерального округа. При таком подходе поставленная губернатором региона в «Стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года» задача «стать № 1 за Уралом» воплотится в реальность.
Литература
1. Акинфеева Е. В. Формирование и развитие региональных кластеров [Электронный ресурс]. - URL: http://riep.ru/upload/iblock/103/103a3a3fa5e5a0dca75838b37af5a83d.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
2. Андросова Н. О. Условия и предпосылки создания социокультурного кластера в Белгородской области [Электронный ресурс]. - URL: http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/10803/1/Androsova_Terms.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
3. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития // Творческие индустрии: модель для сборки. - М.: Ин-т культурной политики, 2005. - Вып. 4. - С. 7-15.
4. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дести-нации // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. - Петрозаводск, 2011. - С. 195-199.
5. Евса М. Мой принцип: нет ничего невозможного! [Электронный ресурс]: интервью. - URL: http://kuzbass85. ru/2019/05/26/marina-evsa-moj-printsip-net-nichego-nevozmozhnogo/ (дата обращения: 04.06.2019).
6. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2018 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kuzbasskray.ru/pictures/otchet_o_ deyatelnosty_muzeev2018.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
7. Личутин А. Тезисы о культурных кластерах // Экология культуры. - 2008. - № 2. - С. 16-20.
8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 04.06.2019).
9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 04.06.2019).
10. О создании на территории Кемеровской области Кузбасского кластера искусств [Электронный ресурс]: рас-поряж. коллегии Администрации Кемеров. обл. от 15 нояб. 2018 года № 536-р. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/553154555 (дата обращения: 04.06.2019).
11. Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры [Электронный ресурс]: распоряж. Минкультуры России от 27.07.2016 № Р-948. - URL: http://mkult. rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_311680.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
12. Паспорт национального проекта «Культура» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/ (дата обращения: 04.06.2019).
13. Плеханова А. Ф., Узбекова А. С., Шибанов Н. А. О применении портфельной теории к оценке промышленных кластеров [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nntu.ru/frontend/web/ngtu/files/nauka/izdaniya/ trudy/2017/03/046-050.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
14. Портер М. Ю. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.
15. Совещание по вопросу создания культурно-образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59647 (дата обращения: 04.06.2019).
16. Степанов М. А. Риски кластерного развития территорий [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik-nauki.ru/ wp-content/uploads/2015/11/2015-№3-Степанов.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
17. Шунков А. В., Пономарёв В. Д. Кемеровский государственный институт культуры в сибирском кластере искусств: интеграция науки, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 45 (Т. 2). - С. 13-20.
References
1. Akinfeeva E.V. Formirovanie i razvitie regional'nykh klasterov [Formation and development of regional clusters]. (In Russ.). Available at: http://riep.ru/upload/iblock/103/103a3a3fa5e5a0dca75838b37af5a83d.pdf (accessed 04.06.2019).
2. Androsova N.O. Usloviya i predposylki sozdaniya sotsiokul'turnogo klastera v Belgorodskoy oblasti [Conditions and prerequisites for the creation of a socio-cultural cluster in Belgorod Region]. (In Russ.). Available at: http:// dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/10803/1/Androsova_Terms.pdf (accessed 04.06.2019).
3. Gnedovskiy M.B. Tvorcheskie industrii: strategiya innovatsionnogo razvitiya [Creative industries: an innovation development strategy]. Tvorcheskie industrii: model' dlya sborki [Creative industries: a model for assembly]. Moscow, Institut kul'turnoy politiki, 2005, iss. 4. pp. 7-15. (In Russ.).
4. Gordin V.E., Matetskaya M.V. Kul'turnye klastery kak generatory innovatsiy v razvitii turizma v destinatsii [Cultural Clusters as Generators of Innovations in the Development of Tourism in the Destination]. Rol'turizma v modernizat-sii ekonomiki rossiyskikh regionov: sbornik nauchnykh statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii [The Role of Tourism in the Modernization of the Economy of the Russian Regions: A Collection of Scientific Articles Based on the Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Petrozavodsk, 2011, pp. 195-199. (In Russ.).
5. Evsa M. Moyprintsip: netnichego nevozmozhnogo! [Myprinciple: nothing is impossible!"]. (In Russ.). Available at: http://kuzbass85.ru/2019/05/26/marina-evsa-moj-printsip-net-nichego-nevozmozhnogo/ (accessed 04.06.2019).
6. Informatsionno-analiticheskiy otchet o deyatel'nosti gosudarstvennykh i munitsipal'nykh muzeev Kemerovskoy oblasti za 2018 god [Information analytical report on the activities of state and municipal museums of Kemerovo region for 2018]. (In Russ.). Available at: http://www.kuzbasskray.ru/pictures/otchet _o_deyatelnosty_muzeev2018.pdf (accessed 04.06.2019).
7. Lichutin A. Tezisy o kul'turnykh klasterakh [Theses on cultural clusters]. Ekologiya kul'tury [Ecology of culture], 2008, no. 2, pp. 16-20.
8. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (vmeste s «Kontseptsiey dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda») [About the Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (with the "Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020)]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (accessed 04.06.2019).
9. O Natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (accessed 04.06.2019).
10. O sozdanii na territorii Kemerovskoy oblasti Kuzbasskogo klastera iskusstv [On the establishment of the Kuzbass Cluster of Arts on the territory of Kemerovo Region]. (In Russ.). Available at L: http://docs.cntd.ru/ document/553154555 (accessed 04.06.2019).
11. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsiy sub"ektam Rossiyskoy Federatsii i organam mestnogo samouprav-leniyapo razvitiyu seti organizatsiy kul'tury i obespechennosti naseleniya uslugami organizatsiy kul'tury [On approval of the methodological recommendations to the subjects of the Russian Federation and local governments on the development of a network of cultural organizations and the provision of the population with the services of cultural organizations]. (In Russ.). Available at: http://mkult.rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_311680.pdf (accessed 04.06.2019).
12. Pasport natsional'nogo proekta «Kul'tura» [Passport of the national project "Culture"]. (In Russ.). Available at: (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/ (accessed 04.06.2019).
13. Plekhanova A.F., Uzbekova A.S., Shibanov N.A. O primeneniiportfel'noy teorii k otsenke promyshlennykh klasterov [On the application ofportfolio theory to the evaluation of industrial clusters]. (In Russ.). Available at: https://www. nntu.ru/frontend/web/ngtu/files/nauka/izdaniya/trudy/2017/03/046-050.pdf (accessed 04.06.2019).
14. Porter M.Yu. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: konkurentnye preimushchestva stran [International competition: competitive advantages of countries]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1993. 896 p. (In Russ.).
15. Soveshchanie po voprosu sozdaniya kul'turno-obrazovatel'nykh kompleksov v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii [Meeting on the creation of cultural and educational complexes in the subjects of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59647 (accessed 04.06.2019).
16. Stepanov M.A. Riski klasternogo razvitiya territoriy [Risks of cluster development of territories]. (In Russ.). Available at: http://vestaik-nauki.ru/wp-content/uploads/2015/11/2015-.H23-Stepanov.pdf (accessed 04.06.2019).
17. Shunkov A.V., Ponomarev V.D. Kemerovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury v sibirskom klastere iskusstv: integratsiya nauki, obrazovaniya i tvorchestva dlya razvitiya chelovecheskogo potentsiala v regione [Kemerovo State Institute of Culture in the Siberian Cluster of Arts: integration of science, education and creativity for the development of human potential in the region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture andArts], 2018, no. 45, vol. 2, pp. 13-20. (In Russ.).