Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ЦИФРОВОМ МИРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ЦИФРОВОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / высшая школа / студенты / симулякративный подход / проблемный подход / герменевтический подход / гибридная война / цифровизация / patriotism / higher education / students / simulacrative approach / problematic approach / hermeneutical approach / hybrid war / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А М. Юдина

В статье рассмотрены возможности формирования патриотизма студентов современного вуза в цифровом мире, характеризующимся ростом кризисного напряжения, обусловленного гибридной войной. Нами предпринята попытка проанализировать патриотические установки у современной студенческой молодежи в условиях цифровизации российского общества. Изучены особенности интеграции киберинформационной и социокультурной среды в образовательном континууме современной высшей школы. Аргументировано применение комплекса педагогических подходов: симулякративного, проблемного и герменевтического для работы с самопринадлежащими и несамопринадлежащими цивилизационными кодами. Проанализировано влияние информационно-коммуникативной культуры на патриотические установки студентов современного вуза в условиях цифрового и гибридного противостояния, эмоциональных манипуляций и экзистенциальных кризисных состояниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А М. Юдина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS OF A MODERN UNIVERSITY IN THE DIGITAL WORLD

The article considers ways to form patriotism among students of a modern university in a digital world characterized by an increase in crisis tension caused by a hybrid war. The researcher analyzes the patriotic attitudes of modern students in the context of the digitalization of Russian society. Features of integration of the cyber-information and socio-cultural environment in the educational continuum of modern higher education are studied. Application of a complex of pedagogical approaches is argued: simulacrative, problematic and hermeneutical for working with self-belonging and non-self-belonging civilizational codes. The influence of information and communication culture on the patriotic attitudes of students of a modern university in the context of digital and hybrid confrontation, emotional manipulation and existential crisis conditions is analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ЦИФРОВОМ МИРЕ»

бильная подготовка», «Военная педагогика и психология», «Методика и организация боевой подготовки».

Представим само содержание военно-профессиональной подготовки, связанное с обучением курсантов практическому вождению боевых машин с использованием ТСО. Начнём с самих технических средств, которые позволили нам повысить качество обучения:

- интерактивный тренажёр использовался для сдачи курсантами экзамена в ГИБДД. Система обратной связи и диагностика ошибок позволяла курсантам продолжить самостоятельную работу по совершенствованию навыков вождения;

- интерактивная мультимедийная система обучения «Внешние световые приборы». Данное средство представляло в наглядном и удобном для вариативного использования виде осваивать световые приборы;

- интерактивная мультимедийная система обучения «Виртуальная автошкола». Программа позволяла самостоятельно отрабатывать навыки вождения и справляться с затруднениями в индивидуальном порядке каждому курсанту;

- интерактивная мультимедийная система обучения «Дорожная разметка». Допускала быстро и прочно освоить правила и содержание дорожной разметки;

- интерактивная мультимедийная система обучения «Дорожные знаки». Запоминание дорожных знаков осуществлялось через использование алгоритмов запоминания и мнемонических правил;

- интерактивная мультимедийная система обучения «Дорожные символы». Отрабатывалась реакция на всевозможные дорожные символы;

- интерактивная мультимедийная система обучения «Управление ТС и безопасность движения». Позволяла отрабатывать навыки безопасного вождения боевой машины;

- интерактивная мультимедийная система обучения «Светофоры дорожные». Особенности, разновидности и последовательность световых сигналов светофора отрабатывались во всех возможных комбинациях.

Авторская программа формирования компетентности курсантов осуществляется на базе военного института Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и основана на принципе активного вовлечения курсантов в исследовательскую деятельность, реализации проектов по овладению навыками практического вождения боевых машин с использованием ТСО. Формированию готовности курсантов сопутствуют процессы становления собственной траектории развития и накопления опыта вождения техники, а также

Библиографический список

эмоционально-ценностных отношений. С помощью создания зон ближайшего развития курсантов в процессе опытной работы удалось определить влияние на образовательный процесс формирования компетентности различных сопутствующих факторов. Реализация программы развития компетентности по практическому вождению боевых машин с использованием ТСО показала на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, что значительная часть курсантов обладает средним уровнем развитости указанной компетентности по вождению боевых машин с применением ТСО. Около одной четверти респондентов продемонстрировали низкий уровень владения компетентностью, что повышает актуальность внедрения программы развития навыков управления боевой техникой. Применение современных технических средств позволяет повысить качество подготовки курсантов с учетом возможности моделирования различных военно-профессиональных ситуаций, сократить срок и комфортность прохождения обучения при овладении данной компетентностью.

Таким образом, содержание и сущность понятия «практическое вождение боевых машин с использованием ТСО» определяется как интегрированная дефиниция, включающая два аспекта, каждый из которых был тщательно проработан и подлежал оценке в процессе опытно-экспериментальной работы на базе военных институтов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. В исследовании принимали участие 194 курсанта. Обучающий этап содержал коллективно-групповые упражнения, разнообразные тренинги, занятия на тренажерах, практические учебные полевые занятия, в которых подлежало реализации формирование умений в организации действий подразделения при подготовке и эксплуатации боевыми машинами. Итоговые результаты исследования позволяют говорить об эффективности программы формирования выбранной компетентности. Так, 77% курсантов показали средний и высокий результат владения практическими навыками вождения военной техники в контрольной группе после реализации авторской программы с применением средств ТСО, тогда как в группе с традиционной организацией образовательного процесса результат составил 59%. Программа развития выбранной компетентности разработана с учетом формирования теоретических знаний в области управления военной техникой и вооружением, умений обращения, пользования, обслуживания и ремонта различных видов вооружения и формирования практических навыков управления и использования вооружения и техники. Сопутствующими результатами внедрения программы выступают целенаправленный отбор преподавательского и командного состава, развитие мотивационного, ценностного и нравственного компонентов личности курсантов военной высшей школы.

1. Корсаков А.С., Токарев В.А., Тарасов А.Н. Практическая деятельность курсантов в образовательном процессе военного вуза как фактор повышения профессиональной мобильности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 156 - 158.

2. Тарасов А.Н. Педагогическое обеспечение применения современных технических средств обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов. Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВНГРФ: сборник научных статей XII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2020; Ч. 3.

3. Тухватуллин Б.Т., Фахрудинов РР, Тарасов А.Н. Методическая система обучения будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Современные исследования социальных проблем. 2017; Т. 8 № 8-2.

4. Тухватуллин Б.Т., Тарасов А.Н., Борисов С.В. Принципы обучения курсантов вузов ВНГ РФ. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 17 - 19.

5. Логвиненко Д.В., Маврин С.А. Моделирование производственной практики как организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019; № 1 (23): 84 - 89.

References

1. Korsakov A.S., Tokarev V.A., Tarasov A.N. Prakticheskaya deyatel'nost' kursantov v obrazovatel'nom processe voennogo vuza kak faktor povysheniya professional'noj mobil'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 156 - 158.

2. Tarasov A.N. Pedagogicheskoe obespechenie primeneniya sovremennyh tehnicheskih sredstv obucheniya prakticheskomu vozhdeniyu boevyh mashin kursantov voennyh institutov. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah VNG RF: sbornik nauchnyh statej HII Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk, 2020; Ch. 3.

3. Tuhvatullin B.T., Fahrudinov R.R., Tarasov A.N. Metodicheskaya sistema obucheniya buduschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017; T. 8 № 8-2.

4. Tuhvatullin B.T., Tarasov A.N., Borisov S.V. Principy obucheniya kursantov vuzov VNG RF. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 17 - 19.

5. Logvinenko D.V., Mavrin S.A. Modelirovanie proizvodstvennoj praktiki kak organizacionno-pedagogicheskoe uslovie povysheniya kachestva professional'noj pedagogicheskoj podgotovki kursantov voennogo vuza. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2019; № 1 (23): 84 - 89.

Статья поступила в редакцию 29.07.22

УДК 378.1

Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Vladimir State University n.a. Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: anna-yudina@mail.ru

FORMATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS OF A MODERN UNIVERSITY IN THE DIGITAL WORLD. The article considers ways to form patriotism among students of a modern university in a digital world characterized by an increase in crisis tension caused by a hybrid war. The researcher analyzes the patriotic attitudes of modern students in the context of the digitalization of Russian society. Features of integration of the cyber-information and socio-cultural environment in the educational continuum of modern higher education are studied. Application of a complex of pedagogical approaches is argued: simulacrative, problematic and hermeneutical for working with self-belonging and non-self-belonging civilizational codes. The influence of information and communication culture on the patriotic attitudes of students of a modern university in the context of digital and hybrid confrontation, emotional manipulation and existential crisis conditions is analyzed. Key words: patriotism, higher education, students, simulacrative approach, problematic approach, hermeneutical approach, hybrid war, digitalization.

А.М. Юдина, канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: anna-yudina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ЦИФРОВОМ МИРЕ

В статье рассмотрены возможности формирования патриотизма студентов современного вуза в цифровом мире, характеризующимся ростом кризисного напряжения, обусловленного гибридной войной. Нами предпринята попытка проанализировать патриотические установки у современной студенческой молодежи в условиях цифровизации российского общества. Изучены особенности интеграции киберинформационной и социокультурной среды в образовательном континууме современной высшей школы. Аргументировано применение комплекса педагогических подходов: симулякративного, проблемного и герменевтического для работы с самопринадлежащими и несамопринадлежащими цивилизационными кодами. Проанализировано влияние информационно-коммуникативной культуры на патриотические установки студентов современного вуза в условиях цифрового и гибридного противостояния, эмоциональных манипуляций и экзистенциальных кризисных состояниях.

Ключевые слова: патриотизм, высшая школа, студенты, симулякративный подход, проблемный подход, герменевтический подход, гибридная война, цифровизация.

Трансформация ценностей в современной российской действительности инициирует поиск новых воспитательных траекторий современной молодежи, обусловленных девальвацией духовно-нравственной парадигмы, снижением уровня социальной зрелости и нарастанием виктимности от деструктивных страт. Новая цивилизационная реальность детерминируется digital-революцией, социальным неравенством и девальвацией традиционного содержания аксиологического дискурса, где наиболее опасным является отсутствие патриотических установок у студентов современного вуза.

Мир современного человека становится все более многомерным, абстрактным, смоделированным пространством. В условиях педагогической действительности это проявляется в потребности исследования пространства дифференцированных образов гиперреальности для обретения молодым человеком гармоничной гражданской идентичности.

Таким образом, наиболее злободневным является формирование патриотических установок современного вуза в условиях социокультурной и киберин-формационной сред.

Целью исследования выступает поиск педагогического инструментария для формирования патриотизма студентов современного вуза через развитие инто-лерантности к проявлениям гибридной войны. Задачи исследования:

1. Раскрыть методологию формирования патриотизма современной студенческой молодежи в условиях цифрового общества с целью предотвращения рисков гибридной войны.

2. Рассмотреть современное состояние молодого поколения российского общества с целью определения его отношения к патриотическим установкам.

Проблема исследования состоит в том, чтобы ответить на вопрос: какие условия необходимы для развития патриотизма современной молодежи в цифровом пространстве?

Методами исследования выступили анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, дескриптивный метод, метод словарных дефиниций.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что при раскрытии исследуемого феномена впервые привлечен симулякративный подход, заключающийся в актуализации у молодого поколения основополагающих ценностных ориентаций, таких как патриотизм, гражданственность, ответственность, формируемых в цифровом киберинформационном пространстве с помощью дифференциации самопринадлежащих и несамопринадлежащих цивилизационных кодов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в категориальной аппарат профессиональной педагогики введены уточняющие дефиниции, такие как «патриотические установки», «киберинформационная среда», «гибридная война», а также обоснованы инновационные методологические подходы -проблемный, герменевтический, симулякративный.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы окажут существенную помощь в формировании патриотических установок современного студенчества, повысят компетентность профессорско-преподавательского состава и родителей в этом вопросе, а также обогатят поведенческую стратегию обучающихся высшей школы.

Перспективы исследования проблемы мы видим в актуализации у современной обучающейся молодежи патриотизма, гражданственности, ответственности в условиях цифрового киберинформационного пространства Российского общества.

Рассматривая формирование патриотизма современной студенческой молодежи, считаем необходимым обратиться к актуализации патриотических ценностей, представляющих особую группу смысложизненных ориентаций человека. Опираясь на социокультурную и киберинформационную детерминацию, понимание цивилизационного и культурного семиотического кода, можно говорить о том, что патриотические ценности ориентируют нравственные чувства молодого человека на конструктивную жизненную миссию.

В условиях глобального кризиса социально-культурной системы усиливается влияние неопределенности на важные витальные процессы, связанные с явлениями гражданской самоидентификации. Для поиска конструктивных механизмов формирования патриотических ценностей у молодежи и преодоления гипостазированных смыслов в условиях рисков гибридных социально-политических противостояний необходимо трансформировать процессы обучения и воспитания.

Нам представляется, что для формирования патриотических установок современного студенчества необходимо инициировать работу со смысложизнен-ными ориентациями. Большую помощь в этом оказала реализация комплекса педагогических подходов (герменевтического, проблемного, симулякративного). Выбор герменевтического подхода обусловлен тем, что, опираясь на него, можно реализовать формирование патриотических установок у современной молодежи через обучение их работе с медийными, культурными, цивилизационными феноменами, смыслами и кодами. В рамках герменевтического подхода, помимо формирования патриотических установок, важным аспектом педагогической деятельности выступает воспитание информационной культуры студентов через научение интерпретативным методикам анализа противоречивого ситуативного информационного поля на его ценностно-смысловом, социально-цивилизацион-ном, субъектно-личностном уровнях [1; 2].

Привлечение проблемного подхода обусловлено тем, что, опираясь на него для формирования патриотических установо, у студентов современного вуза развивается навык критического анализа полисмысловой информации.

При включении проблемного подхода в образовательную деятельность высшей школы у студентов вырабатывается способность к созданию нестандартных исследовательских решений при анализе проблемных кейсов, связанных с историей, феноменологией, аксиологией патриотизма в современном мире [3; 4].

«Переход от знаков, которые не скрывают в себе ничего», к знакам, которые трансформируют, наполняют смыслами существующие цивилизационные культурные коды, нам видится возможными средствами симулякративного подхода.

Симулякративный подход опирается на социокультурную толерантность к неопределенности, включающую возможность диалога в любой из знаковых систем при создании педагогических условий переориентации неореальной, гиперреальной цифровых сред и траекторий в фундаментальное реальное пространство, стремящихся к пониманию истинности. Данный подход выступает новым предложением по коррекции, воспитанию, развитию, формированию особенностей молодого поколения в условиях цифровизации.

Симулякративный подход позволяет работать преподавателю с самопринадлежащими культурными кодами, представлениями молодежи, при этом приводя их к осознанию наличия несамопринадлежащих цивилизационных кодов, которые никак не сводятся с самопринадлежащими, и нуждаются в аксиомарном понимании без приписывания им дополнительных значений.

Таким образом, при симулякративном подходе необходимо принимать во внимание важность осознанности культурных кодов, потребности в интенсивном, конструктивном, кейсовом (ситуативном), индивидуальном обучении с применением blended learning, которые не достигаются при тех высоких скоростях развития информации, только средствами культурологического и системного подхода.

Информация выступает самым неупорядоченным ресурсом, поэтому необходимо стремиться к снижению количества симулякров, а это значит - переориентировать индетерминированность смысловой детерминированностью.

Подобная ситуация в ее психолого-педагогическом осмыслении видится нам возможной к изменению методами утрированной наглядности, в некоторой степени усиленной герменевтической составляющей семиотических систем. Мы сегодня апеллируем к категории повышения уровня восприятия, понимания, анализа и синтеза в информационных системах, которую невозможно осуществить без умения освоения работы с информацией, отсутствия навыка коммуникативной культуры и социокультурной толерантности.

Отдельно хотели бы подчеркнуть, что при такой работе педагога самопринадлежащие коды не девальвируются, но обогащаются в контексте понимания наличия подлинного множества дифференцированных идей.

Включение данной группы педагогических подходов предполагает организацию целенаправленной деятельности, направленной на формирование патриотических установок у студентов высшей школы в условиях цифровой образовательной среды через специально-организованную работу со смыслами. Фасилитировать данный процесс помогает наставник, развивающий поливариативные концепты [5; 6].

Специфика формирования патриотических установок у студентов состоит в высокой степени неопределенности социально значимых категорий. Интерпретация таких дефиниций, как «патриотизм», «добро», «справедливость»,

«истина», не равнозначных в их семантическом и семиотическом понимании на индивидуальном и социальном уровнях, должна осуществляться с учетом ценностно-смысловых, социально цивилизационных субъектно-личностных составляющих [7; 8; 9]. В таком ракурсе сформированные патриотические установки выступают важным условием превенции информационных рисков, возникающих при росте кризисного напряжения, детерминированного гибридной войнами [9; 10].

В результате данного исследования было выявлено, что формирование патриотизма у студентов современного вуза в условиях цифровой среды успешно происходит при реализации следующего педагогических условия - в процессе диффузии в образовательный континуум современного вуза симбиоза педагогических подходов - проблемного, герменевтического, симулякративного. Задачи

Библиографический список

нашего исследования были решены, в результате исследования найден педагогический инструментарий, а цель реализована полностью.

Таким образом, резюмируя изложенное, мы постулируем, что современная образовательная практика высшей школы при формировании патриотических установок у студентов должна ориентироваться на развитие социоконструкти-висткой концепции в противовес бессмысленному тиражированию проектно-ориентированного подхода, точечных методик по эгоцентрической самоактуализации. Сформированные патриотические установки обеспечивают применение студентами мировоззренческого плюрализма и, как следствие, создают возможность их приобщения к цивилизационной системе информационных кодов в их онтологическом и фундаментальном понимании, вне гипостазирования, создаваемого гибридными конфликтами в России и мире.

1. Фортова Л.К., Юдина А.М. Инновационные технологии применения концепции информационно-коммуникативной культуры в высшей школе. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва: РУДН, 2019: 374 - 377.

2. Юдина А.М. Информационно-коммуникативная культура как инструмент формирования образовательной среды вуза. Перспективы науки. 2019; № 5 (116): 250 - 252.

3. Юдина А.М. Педагогические условия воспитания социокультурной толерантности у старшеклассников в учебной и внеучебной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владимир, 2017.

4. Юдина А.М., Пронина А.А. Психолого-педагогический подход к исследованию социальной активности молодежи. Перспективы науки. 2020; № 4 (127): 216 - 220.

5. Nevolina V.V. Managing students' social activity in the context of digital transformations: sociocultural determinants and constructive basis. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 2: 5718 - 5725.

6. Petrenko E.G. State and municipal unitary enterprises as object of public. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; Т. 7, № 2: 287 - 292.

7. Petrenko E.G. Executive bodies of local self-government as an object of public control in the russian federation. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; Т. 7, № 2: 293 - 299.

8. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018, Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 26 - 530.

9. Fortova L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018. Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 531 - 534.

10. Shulga T.I. Tecnologias de educa$ao linguistica para adapta$ao social de migrantes: processo, desafios e potencial. Revista Entre Linguas, Araraquara, 2021; Vol. 7, № 8. Available at: https://periodicos. fclar. unesp. Br /entrelinguas/ article /view/ 16376

References

1. Fortova L.K., Yudina A.M. Innovacionnye tehnologii primeneniya koncepcii informacionno-kommunikativnoj kul'tury v vysshej shkole. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2019: 374 - 377.

2. Yudina A.M. Informacionno-kommunikativnaya kul'tura kak instrument formirovaniya obrazovatel'noj sredy vuza. Perspektivy nauki. 2019; № 5 (116): 250 - 252.

3. Yudina A.M. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya sociokul'turnoj tolerantnosti u starsheklassnikov v uchebnoj i vneuchebnojrabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladimir, 2017.

4. Yudina A.M., Pronina A.A. Psihologo-pedagogicheskij podhod k issledovaniyu social'noj aktivnosti molodezhi. Perspektivy nauki. 2020; № 4 (127): 216 - 220.

5. Nevolina V.V. Managing students' social activity in the context of digital transformations: sociocultural determinants and constructive basis. Journal of Positive School Psychology. 2022; Vol. 6, № 2: 5718 - 5725.

6. Petrenko E.G. State and municipal unitary enterprises as object of public. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; T. 7, № 2: 287 - 292.

7. Petrenko E.G. Executive bodies of local self-government as an object of public control in the russian federation. LAPLAGE EM REVISTA. 2021; T. 7, № 2: 293 - 299.

8. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018, Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 26 - 530.

9. Fortova L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018. Dushanbe: Atlantis Press, 2019: 531 - 534.

10. Shulga T.I. Tecnologias de educa$ao linguistica para adapta$ao social de migrantes: processo, desafios e potencial. Revista Entre Linguas, Araraquara, 2021; Vol. 7, № 8. Available at: https://periodicos. fclar. unesp. Br /entrelinguas/ article /view/ 16376

Статья поступила в редакцию 01.08.22

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Federal University of Karachay-Cherkess n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: aliealina@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF "SOFT SKILLS" IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE BACHELORS AND MASTERS OF CREATIVE PROFESSIONS. The article reveals the main opportunities that exist for the formation of soft skills, existing in the process of professional training of future bachelors and masters of creative professions. The main idea and purpose of today's professional educational concept is to find the relationship of soft skills with the parameters of a specific activity. This becomes possible through a psychological analysis of the activity, which allows you to identify key competencies for a specific professional direction. The article concludes that in modern universities, universities need to form soft skills as a general system of skills and abilities necessary for modern specialists, with an emphasis on the identified basic, key competencies. So, for creative specialists, flexible communication skills in the general structure of soft skills are determinant in the formation of a professional's personality and in its effective implementation.

Key words: soft skills, professional training, creative areas of professional training, design, fine arts, student, teacher.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: aliealina@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» («SOFT SKILLS») В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

В настоящей статье раскрываются основные возможности формирования «гибких навыков» (англ. soft skills), существующие в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий. Основная идея и цель сегодняшнего профессионального образовательного концепта заключается в поиске взаимосвязи soft skills с параметрами конкретной деятельности. Это становится возможным путем психологического анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.