ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ
Перспективы применения симулякративного подхода в формировании ценностей и смыслов информационно-коммуникативной культуры студентов
Юдина Анна Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, педагогического института, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: anna-yudina@mail.ru
В статье представлен анализ перспектив применения симулякративного подхода в формировании ценностей и смыслов информационно-коммуникативной культуры студентов современного вуза. Рост феноменов цифровизации, инициирует поиск инновационной педагогической поддержки студентов в условиях информационных манипуляций в самых дифференцированных аспектах. Цель исследования: проанализировать перспективы применения симулякративного подхода в формировании ценностей и смыслов информационно-коммуникативной культуры студентов. В статье рассмотрена практика применения симулякративного подхода для формирования информационно-коммуникативной культуры студентов через педагогическое сопровождение возможности вывести из множества высказываний их собственное отрицание при наличии непротиворечивости. Задача исследования: определить Ппрспективы применения симулякративного подхода в формировании ценностей и смыслов информационно-коммуникативной культуры студентов. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, дескриптивный метод, метод словарных дефиниций, метод педагогического моделирования.
Ключевые слова: студенты, киберсоциализация, информационно-коммуникативная культура, киберинформационная среда, социокультурная среда, симулякр, симулякративный подход, несамопринадлежащие коды.
Современная ситуация цивилизационного развития инициирует педагогические исследования в области поиска инновационных средств для работы со смыслами, возникающими в киберинформа-ционной среде с их гипостазированием, фрагментарностью, фейковостью. Мы полагаем, что для формирования информационно-коммуникативной культуры у студентов необходим специально сконструированный педагогический подход, способный работать как со смыслами, метаданными, так и в условиях неопределенности при интеграции социокультурной и киберинформационной сред.
Симулякративный подход опирается на социокультурную толерантность к неопределенности, включающую возможность диалога в любой из знаковых систем при создании педагогических условий переориентации неореальной, гиперреальной цифровых сред и траекторий в фундаментальное реальное пространство, стремящихся к пониманию истинности.
Данный подход выступает новым предложением по коррекции, воспитанию, развитию, формированию особенностей молодого поколения в условиях цифровизации.
Э. Кассирер объясняя важность семиотического понимания формы, содержания, подчёркивал необходимость именно адаптивного восприятия новых семиотических феноменов. Сегодня же мы сталкиваемся уже с префигуративной культурой, определенной М. Мид как взаимообучащий процесс на межпоколенческом уровнях понимания. Самым простым примером этого будет явление, когда родители и дети учатся друг у друга, что особенно важно при современном кризисе детско-родительских отношений поскольку раскрывается глубочайшая фундаментальная проблема.
Таким образом, при симулякративном подходе необходимо принимать во внимание важность осознанности культурных кодов, потребности в интенсивном, конструктивном, кейсовом (ситуативном), индивидуальном обучении с применением blended learning, которые не достигаются при тех высоких скоростях развития информации, только средствами культурологического и системного подхода.
Более подробно рассмотрим, факт того, что ряд информационных сегментов культуры не соотносимы с реальностью напрямую, индикатором
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U см
этого являются рост таких единиц в искусстве, например, которые ориентируются не на восприятие самой работы, а на восприятие своего впечатления от некой системы художественных знаков.
Мир современного человека, действительно становится все более многомерным, абстрактным, смоделированным пространством. В условиях педагогической действительности это проявляется в потребности исследования пространства дифференцированных образов гиперреальности, для обретения молодым человеком гармоничной идентичности.
Самым ярким примером симулякративной и гиперреальной среды является один из самых больших парков развлечений - Диснейленд в США. Это пример инфантильного использования гиперреальности в социокультурной среде для формирования ценностей молодежи. Но нельзя не видеть перспективы этой технологии парка развлечений как структуры, использующей один из критериев множественности.
Задачу симулякративного подхода в педагогике мы видим в возможности упорядочивания через критерий множественности в процессе воспитательной и учебной работы некоторых семиотических систем, когнитивных структур, культурных кодов для их последующего анализа, объяснения, ретрансляции в дифференцированные массовые, субкультурные, контркультурные слои.
В ситуации, когда информация выступает самым неупорядоченным ресурсом, необходимо стремиться к снижению количества симулякров, а это значит, что переориентировать индетерми-нированность смысловой детерминированностью.
Подобная ситуация в ее психолого-педагогическом осмыслении видится нам возможной к изменению методами утрированной наглядности, в некоторой степени усиленной герменевтической составляющей семиотических систем. Мы сегодня апеллируем к категории повышения уровня восприятия, понимания, анализа и синтеза в информационных системах, которое невозможно осуществить без умения освоения работы с информацией, отсутствия навыка коммуникативной культуры и социокультурной толерантности.
Интегрируя педагогические технологии case study, blended learning, flipp class room, опираясь проблемный метод, тренинговые работы, проективные методы, культурологический, системный, герменевтический подходы мы пришли к суждению: воспитательная ситуативность в контексте симулякративного подхода изменит восприятие критерия неопределенности при введении критерия допустимости информационного множества, критерия оптимальности. Следствием этого процесса мы видим сведение дифференцированного количества навыков работы с киберинформаци-онной и социокультурной средами к определённой информационно-коммуникативной культуре, которую возможно будет диагностировать, контролировать, формировать.
Проблема сложности информационных систем, создающих симулякры, гипостазированные понятия, деформированные структуры очевидна. Введение семиотических систем, классификаций с разбиением множества на подмножества, повышение субъектности в процессе обучения будет способствовать лучшему пониманию предмета и расширению его границ. Отсутствие границ порождает гипостазирование.
Принято считать, что множество Х разбито на Х1, Х2, Х3, Х4... Хп. При условии, что Х1, Х2, Х3, Х4... Хп не пересекаются, но в итоге их объединение совпадает с множеством Х. Таким образом, дихотомические классификации средствами симулякративного подхода допускают интересную педагогическую ситуацию, когда для множества культурных кодов, допустимо задать 2 свойства, например, быть достоверным (А) и быть нравственным (B). И когда мы выделим из общества множества кодов то, что относится к (А) и (В), станет очевидно, что они пересекаются, но не являются подмножествами друг друга, то есть мы находим симулякративную единицу и приводим ее к ситуации, когда АВ можно разделить на (А) и (В) педагогическими технологиями с приобретением детерминированности, необходимой для конструктивной самореализации в социуме.
Ж. Бодрийяр определяет, что «событие, произведенное средствами информации. становится искаженным. - (медиатическое гиперпространство с его множественным интерфейсом) уничтожает то, что мы могли бы назвать, если это все еще имеет какое-то значение, реальным движением истории» [1]. Таким образом, педагогическую проблему составляет семиотическое множество (АВ) культурных кодов и симулякров, сформированное на пересечении, так как оно стремится к высокому уровню искажения и отражается на когнитивных, нравственных, эстетических, этических, культурных, ценностных, деятельностном уровнях, проявляясь в поведении, суждениях молодежи.
Д.В. Иванов отмечает, что «превращение в последнее десятилетие XX века социальной реальности в эфемерную, нестабильную, описываемую постмодернистским принципом anything goes, явно коррелирует с возрастанием роли в жизни людей различного рода симулякров - образов реальности, замещающих саму реальность ...Направленность эта обнаруживается как контраст между прежней «реальностью» социальных институтов и нынешней «виртуальностью» симуляций модернистских институционализированных практик в основных институциональных сферах - экономике, политике, науке, искусстве, семье» [2, с. 159].
Из математической науки эту ситуацию можно проанализировать через самопринадлежащие и несамопринадлежщие множества (Д. Мирима-нова). Важным является понимание об их непринадлежности и нетождественности друг другу. Но именно через эту нетождественность более наглядно происходит понимание, выявление симу-
лякров в культурных кодах, разделение символов в упорядоченные смыслом системы.
Симулякративный подход дает возможность вывести из множества высказываний их собственное отрицание при наличии непротиворечивости. Мы резюмируем, что на сегодняшний момент в гносеологии нет алгоритма того, как можно определить вероятностную меру, даже в контексте субъектных рассуждений, поэтому симулякративный подход позволяет работать педагогу с самопринадлежащими культурными кодами, представлениями молодежи, при этом приводя их к осознанию наличия несамопринадлежащих ци-вилизационных кодов, которые никак не сводятся с самопринадлежащими и нуждаются в аксио-марном понимании без приписывания им дополнительных значений. Отдельно отмечаем, что при такой работе педагога, самопринадлежащие коды не девальвируются, но обогащаются в контексте понимания наличия подлинного множества дифференцированных идей [3].
Современная образовательная практика высшей школы должна ориентироваться на развитие социоконструктивисткой концепции, а не на бессмысленном тиражировании проектно-ориентированного подхода, точечных методик по самоактуализации, поскольку они не обеспечивают пролонгированную саморегуляцию, мировоззренческий плюрализм и, как следствие, возможность приобщения к цивилизационной системе информационных кодов в их онтологическом и фундаментальном понимании.
Литература
1. Бодрийяр Ж. В тени тысячелетия, или Приостановка года 2000/Ж. Бодрийяр // URL: http:// anthropology.ru/ru/texts/baudrill. Html (дата обращения: 15.05.2022)
2. Иванов, Д.В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений / Д.В. Иванов. СПб., 2002. 212 с.
3. Фортова Л.К. Современные подходы к исследованию информационно-коммуникативной
культуры студентов: монография / Л.К. Фортова, А.М. Юдина; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Владимир: ООО «Шерлок-пресс», 2021. 80 с.
PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF A SIMULACRATE APPROACH IN THE FORMATION OF VALUES AND MEANINGS OF INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS
Yudina A.M.
Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov
The article presents an analysis of the prospects for the use of a simulacrate approach in the formation of values and meanings of the information and communication culture of students of a modern university. The growth of digitalization phenomena initiates the search for innovative pedagogical support for students in the context of information manipulations in the most differentiated aspects. The purpose of the study: to analyze the prospects for using a simulacrate approach in the formation of values and meanings of information and communication culture of students. The article considers the practice of applying a simulacrate approach to the formation of information and communication culture of students through pedagogical support of the possibility to deduce their own negation from a multitude of statements in the presence of consistency. The task of the study: to determine the Prospects for the application of a simulacrative approach in the formation of values and meanings of information and communication culture of students. Research methods: analysis, synthesis, generalization, comparison, concreti-zation, descriptive method, dictionary definitions method, pedagogical modeling method.
Keywords: students, cybersocialization, information and communication culture, cyberinformation environment, sociocultural environment, simulacrum, simulacracy approach, non-self-belonging codes.
References
1. Baudrillard J. In the Shadow of the Millennium, or Suspension of the Year 2000/J. Baudrillard // URL: http://anthropology.ru/ru/ texts/baudrill. Html (date of access: 05/15/2022)
2. Ivanov, D.V. The virtualization imperative. Modern theories of social changes / D.V. Ivanov. SPb., 2002. 212 p.
3. Fortova L. K. Modern approaches to the study of information and communication culture of students: monograph / L.K. Fortova, A.M. Yudina; Ministry of Education and Science Ros. Federation, Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs. Vladimir: Sherlock-press LLC, 2021. 80 p.