Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование российской идентичности / формирование этнонациональной идентичности / этнокультурное просвещение / подходы к организации образовательного процесса / принципы организации образовательного процесса / formation of Russian identity / formation of ethno-national identity / ethno-cultural education / approaches to organization of educational process / principles of organization of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Х. Хайбулаев, Д А. Салманова

Исследуются наиболее значимые, на взгляд авторов, теоретические подходы и принципы формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения. Непосредственно перед этим демонстрируется необходимость развития у учащихся этнокультурной и российской идентичности средствами системы образования как симметричный ответ на вызовы современности. Далее доказывается необходимость разработки подходов и принципов, позволяющих оптимизировать данный процесс, существенно повысить его эффективность. Затем проводится исследование основных подходов к формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения подрастающего поколения. Демонстрируются их возможности в плане достижения в этом направлении положительных результатов. После рассмотрения теоретических подходов изучаются наиболее значимые принципы, реализация которых может способствовать успешному формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES AND PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN IDENTITY IN THE PROCESS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION

In the authors’ opinion, the most significant theoretical approaches and principles of the Russian identity formation in the ethno-cultural education process are investigated. The necessity of developing students’ ethno-cultural and Russian identity by the education system means as a symmetrical response to the modernity challenges is demonstrated. The necessity of developing approaches and principles to optimize this process and significantly increase its efficiency is proved. The study of the main approaches to the Russian identity formation in the process of ethno-cultural education of the younger generation is carried out. Their capabilities for achieving positive results in this direction are demonstrated. After considering the theoretical approaches, the most significant principles are studied, the implementation of which can contribute to the successful Russian identity formation in the ethno-cultural education process.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

14. Носуля О.С. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов химических направлений подготовки. Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. 2020; Выпуск 51: 28 - 34.

15. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 34 - 37.

References

1. Reprincev A.V. Dialektika vzaimootnoshenii cheloveka i kul'tury v kontekste stanovleniya postindustrial'noj civilizacii: 'evolyuciya missii hudozhnika v sovremennom mire. Aktual'nyeproblemy dizajna idizajn-obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 2019: 62 - 83.

2. Bredihin A.P. Problemy inkul'turacii molodezhi v sovremennom sociume: lichnost' mezhdu tradiciyami 'etnosa i realiyami obrazovaniya. 'Etnopedagogika kak faktor sohraneniya rossijskoj identichnosti: sbornik statej. Cheboksary: Izdatel'stvo ChGPU, 2017: 402 - 406.

3. Bogdanov S.I., Sultanov K.V., Voskresenskij A.A. Postmaterial'nye cennosti i zhiznennye orientacii pokoleniya Z: cifrovaya molodezh' v obrazovatel'noj sisteme sovremennoj Rossii. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2018; № 187: 24 - 30.

4. Podstrahova A.V. Pokolenie «cifrovogo veka»: zhiznennye orientiry i obrazovatel'nye cennosti. Molodoj uchenyj. 2019; № 15: 287 - 290.

5. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Sohranenie kul'turnoj identichnosti v usloviyah globalizacionnyh processov. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; № 1A: 285 - 294.

6. Olesov N.P. Problema vospitaniya na osnove 'etnokul'turnyh cennostej v kontekste globalizacionnyh processov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 3: 17 - 19.

7. Sikorskaya L.E., Lebedeva N.V. Sociokul'turnaya socializaciya molodezhi v processe dobrovol'cheskoj deyatel'nosti. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018; № 2 (44): 37 - 42.

8. Protanskaya E.S. Professional'naya 'etika pedagoga v kontekste nacional'noj kul'tury. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 5: 8 - 16.

9. Orehova T.F., Kruzhilina T.V. O nekotoryh problemah sovremennogo obrazovaniya i vozmozhnostyah ih razresheniya. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. 2017; № 1 (1): 37 - 44.

10. Belkin A.S., Tkachenko E.V. Dissertacionnyj sovet po pedagogike (opyt, problemy, perspektivy). Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo GPU, 2003.

11. Bagdasarova A.B., Popov M.E. Grazhdanskaya i 'etnokul'tural'naya identichnost' v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj. Observatoriya kul'tury. 2007; № 5: 110 - 114.

12. Anohin A.M. 'Etnosocial'naya pedagogika: fenomenologiya adaptaciii dezadaptacii lichnosti v mezh'etnicheskomprostranstve. Kazan': Izdatel'stvo KFU, 2003.

13. Dmitrovich V.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii v processe izucheniya anglijskogo yazyka. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2022; № 2 (122): 56 - 59.

14. Nosulya O.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informacionnoj kul'tury studentov himicheskih napravlenij podgotovki. Didaktika matematiki: problemy i issledovaniya: mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh rabot. 2020; Vypusk 51: 28 - 34.

15. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki 'ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 34 - 37.

Статья поступила в редакцию 29.05.22

УДК 378

Khaibulaev M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Continuing Pedagogical Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

Е-mail: [email protected]

THEORETICAL APPROACHES AND PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN IDENTITY IN THE PROCESS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION. In

the authors' opinion, the most significant theoretical approaches and principles of the Russian identity formation in the ethno-cultural education process are investigated. The necessity of developing students' ethno-cultural and Russian identity by the education system means as a symmetrical response to the modernity challenges is demonstrated. The necessity of developing approaches and principles to optimize this process and significantly increase its efficiency is proved. The study of the main approaches to the Russian identity formation in the process of ethno-cultural education of the younger generation is carried out. Their capabilities for achieving positive results in this direction are demonstrated. After considering the theoretical approaches, the most significant principles are studied, the implementation of which can contribute to the successful Russian identity formation in the ethno-cultural education process.

Key words: formation of Russian identity, formation of ethno-national identity, ethno-cultural education, approaches to organization of educational process, principles of organization of educational process.

М.Х. Хайбулаев, канд. пед. наук, проф., директор института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

теоретические подходы и принципы формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения

Исследуются наиболее значимые, на взгляд авторов, теоретические подходы и принципы формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения. Непосредственно перед этим демонстрируется необходимость развития у учащихся этнокультурной и российской идентичности средствами системы образования как симметричный ответ на вызовы современности. Далее доказывается необходимость разработки подходов и принципов, позволяющих оптимизировать данный процесс, существенно повысить его эффективность. Затем проводится исследование основных подходов к формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения подрастающего поколения. Демонстрируются их возможности в плане достижения в этом направлении положительных результатов. После рассмотрения теоретических подходов изучаются наиболее значимые принципы, реализация которых может способствовать успешному формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.

Ключевые слова: формирование российской идентичности, формирование этнонациональной идентичности, этнокультурное просвещение, подходы к организации образовательного процесса, принципы организации образовательного процесса.

Работа выполнена по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности»

Актуальность выбранной темы становится понятной, если принять во внимание некоторые черты исторического пути нашей страны на его современном этапе.

Действительно, в последнее время фиксируется активизация деструктивных сил, действующих как внутри России, так и за её пределами. Их пагубное влияние усугубляется мировоззренческим плюрализмом, особенно характерным для представителей подрастающих поколений. Всё это вынуждает социологов, политологов и педагогов уделить повышенное внимание поискам путей форми-

рования российской идентичности [1-5]. Последняя может послужить в качестве консолидирующего начала, способного сплотить многонациональный российский народ в это непростое время.

В свою очередь, важным условием формирования российской идентичности у представителей молодых поколений является их этнокультурное просвещение. На современном этапе оно может быть осуществлено посредством использования ресурсов образовательной системы [6-10].

При этом достижение сколько-нибудь приемлемых результатов формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения учащихся представляется маловероятным без разработки его теоретических подходов и принципов. Эти, последние, будут рассмотрены в настоящей статье.

В связи с вышеизложенным целью настоящей статьи является исследование наиболее значимых теоретических подходов и принципов формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.

В число её задач входят:

- исследование основных подходов к формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения подрастающего поколения;

- изучение принципов, реализация которых может способствовать успешному формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.

Методы исследования: анализ педагогического опыта работы авторов в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», а также специальной литературы, затрагивающей смежную проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней рассмотрены основные теоретические подходы и принципы формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.

Теоретическая значимость состоит в раскрытии теоретических подходов к формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.

Практическая значимость заключается в определении принципов формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.

Теоретические подходы являются одним из основополагающих элементов развития российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения. В этой связи необходимо подробное рассмотрение некоторых из их числа.

Системный подход включает ряд взаимосвязанных понятий (табл. 1).

Таблица 1

Основные понятия системного подхода

№ п/п Понятие Определение

1. Система Множество взаимосвязанных элементов

2. Подсистема Система более низкого порядка

3. Элемент Компонент сложных объектов, явлений, процессов, который невозможно разложить на более мелкие составляющие [11, с. 145-146]

4. Структура Устойчивая фиксация взаимосвязей, существующих между различными элементами системы

5. Целостность Относительная независимость системы от влияний внешней среды и других систем

6. Эмерджентность Степень несводимости системы к свойствам составляющих её элементов

Таким образом, в рамках системного подхода процесс формирования российской идентичности учащихся в ходе их этнокультурного просвещения может быть рассмотрен как единое целое, которое определяется его основными функциями - формированием этнокультурной и связанной с ней общероссийской идентичности учащихся [11; 12; 13].

Основной целью использования в ходе формирования этнокультурной и общероссийской идентичности следующего подхода, акмеологического, является раскрытие индивидуального потенциала учащихся в достижении высшего уровня развития, возможного на конкретной ступени обучения [14; 15]. Современное состояние разработки данного вопроса позволяет говорить об акмеологической модели интересующего нас процесса (табл. 2).

Таблица 2

Акмеологическая модель процесса формирования российской идентичности в ходе этнокультурного просвещения

№ п/п Уровень, на котором происходит формирование идентичности Оптимальные показатели

1. Психический У члена российского общества будущего, как у гражданина своей страны и субъекта межэтнического взаимодействия, сформированы устойчивая психика и зрелые механизмы саморегуляции [2; 14]

2. Личностно-социальный Способность личности к уверенному ролевому определению как члена своей этнокультурной общности и гражданина России

3. Экзистенциональный Наличие развитой способности к реализации полученных умений и навыков в ходе межличностного и межэтнического взаимодействия

Границы между охарактеризованными выше уровнями характеризуются определённой степенью гибкости и прозрачности [15, с. 238].

Суть системно-оптимизационного подхода заключается в нахождении максимума или минимума определенной функции или выборе целесообразного варианта организации процесса развития этнокультурной и российской идентичности учащихся. Реализация данного подхода с определённой долей вероятности будет способствовать:

- рационализации использования различных педагогических технологий, приёмов и методов в ходе развития у учащихся гражданской идентичности средствами этнокультурного просвещения;

- обеспечению непрерывности соответствующего процесса;

- максимальному учёту культурных особенностей регионов и инновационных возможностей образовательных организаций.

Междисциплинарный подход позволяет внедрить в процесс развития российской идентичности обучающихся средствами этнокультурного просвещения особые образовательные программы. Последние представляют собой объединенные общей концепцией отдельные научные дисциплины [16, с. 319]. Реализация данного подхода при организации интересующего нас процесса с большой вероятностью позволит обеспечить необходимую «многопрофильность». Тем самым обеспечивается всестороннее формирование личности обучающихся как граждан Российской Федерации и представителей своего этноса [6; 8; 16].

Вне зависимости от подходов, которые планируется использовать при организации рассматриваемого процесса, достижение в ходе него сколько-нибудь значимых положительных результатов представляется возможным при условии реализации ряда принципов (табл. 3).

Таблица 3

Принципы формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения

№ п/п Наименование Характеристика

1. Принцип ориентации на всех участников учебно-воспитательного процесса Позволяет установить субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами. Это, в свою очередь, будет способствовать активизации познавательной активности обучающихся, а значит, более эффективному усвоению ими системы знаний, умений и навыков, связанных с самоидентификацией в качестве граждан России и членов определённой этнокультурной общности [1, с. 168]

2. Принцип диагностического целеполагания Предоставляет широкие возможности для организации процесса формирования однонациональной и российской идентичности учащихся с учётом этнокультурной обстановки в регионе, возможностей конкретной образовательной организации и индивидуальных особенностей обучающихся

3. Принцип поэтапности Позволяет наиболее рационально организовать интересующий нас процесс

4. Принцип системности Связан с организацией процесса развития гражданской идентичности учащихся средствами этнокультурного просвещения как целостной педагогической системы [2; 11]

5. Принцип многофакторности Подразумевает необходимость учёта влияния как объективных, так и субъективных факторов на результаты рассматриваемого педагогического процесса [4; 5; 12]

Основываясь на вышеизложенном, можно констатировать, что в настоящее время фиксируется активизация деструктивных сил, действующих как внутри России, так и за её пределами.

Соответственно, педагогам-исследователям и практикам необходимо уделять повышенное внимание поискам путей формирования российской идентичности. Важным условием её развития у представителей молодых поколений является их этнокультурное просвещение. На современном этапе оно может быть осуществлено посредством использования ресурсов образовательной системы.

Достижение сколько-нибудь приемлемых результатов формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения учащихся представляется маловероятным без разработки необходимых теоретических подходов и принципов.

Системный подход позволяет представить процесс формирования российской идентичности учащихся в ходе их этнокультурного просвещения в качестве единого целого, определяющегося основными функциями - формированием этнокультурной и связанной с ней общероссийской идентичности учащихся.

Целью использования акмеологического подхода является раскрытие индивидуального потенциала учащихся в достижении высшего уровня развития, возможного на конкретной ступени обучения.

Суть системно-оптимизационного подхода - в нахождении максимума или минимума определенной функции или выборе целесообразного варианта организации процесса развития этнокультурной и российской идентичности учащихся.

Последний - междисциплинарный - подход позволяет внедрить в процесс развития российской идентичности обучающихся средствами этнокультурного

Библиографический список

просвещения особые образовательные программы. Они представляют собой объединенные общей концепцией отдельные научные дисциплины.

Достижение в ходе рассмотренного процесса значимых положительных результатов представляется возможным при условии реализации ряда принципов.

К таковым относятся: принцип ориентации на всех участников учебно-воспитательного процесса, принцип диагностического целеполагания, принцип поэтапности, принцип системности, а также принцип многофакторности.

1. Смит Н.Л., Илькевич С.В. Стратегические инструменты перехода к межкультурному взаимодействию и управлению многообразием в образовательной организации. Сервис в России и за рубежом. 2020; № 2: 1бб - 179.

2. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Чебоксары, 2018.

3. Осипова С.И., Богданова А.И. Сохранение культурной идентичности в условиях глобализационных процессов. Педагогический журнал. 2018; № 1А: 285 - 294.

4. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма. Мир науки, культуры, образования. 2019; № б (79): 34 - 37.

5. Дониёров Л.С., Джумаева Г.З. Значение принципов обучения в педагогическом процессе. Вестник магистратуры. 2019; № б-5 (93): 29 - 30.

6. Холодковский К.Г. Российская идентичность: исторический путь. Идентичность: Личность, общество, политика: энциклопедическое издание. Москва: Весь Мир, 2017: 157 - 1б2.

7. Дробижева Л.М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания. Полис. Политические исследования. 2018; № 5: 100 - 115.

8. Паин Э.А., Федюнин С.Ю. Проблемы гражданской нации в России и на Западе: общее и особенное. Политическая концептология. 2018; № 1: 171 - 191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Наумов С.И. Этнокультурное просвещение в контексте обеспечения национальной безопасности. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021; № 1(53): 339 - 341.

10. Протанская Е.С. Этнокультурное просвещение детей в формировании ценностей современной России. Вестник СПбГУКИ. 2017; № 4 (33): 24 - 31.

11. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007.

12. Матренин П.В. Педагогическая поддержка формирования этнической идентичности подростков в процессе освоения культурного наследия региона: белгородский опыт. Этнокультурное образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: Издательство СГУ, 2017: 440 - 450.

13. Боргояков С.А., Бозиев РС. Проблемное поле развития этнокультурного образования как фактора укрепления единства народов России. Вестник ЧГПУим. И.Я. Яковлева. 2017; № 2 (94): 7б - 83.

14. Пачина Н.Н. Полипрофессиональная типологизация руководителя: акмеологический подход. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2021; № 2: 24б - 255.

15. Тутаева М.Н. Психологический, акмеологический и социокультурный аспекты профессиональной подготовки будущего учителя. Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. Казань: Издательство КФУ, 2004: 23б - 240.

16. Кужевская Е.Б., Смык Е.И. Междисциплинарный подход к формированию навыков межкультурной коммуникации. Вестник экономической безопасности. 2021; № 1: 318 - 322.

References

1. Smit N.L., Il'kevich S.V. Strategicheskie instrumenty perehoda k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu i upravleniyu mnogoobraziem v obrazovatel'noj organizacii. Servis v Rossii iza rubezhom. 2020; № 2: 1бб - 179.

2. Kozhanov I.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti lichnosti v processe 'etnokul'turnoj socializacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2018.

3. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Sohranenie kul'turnoj identichnosti v usloviyah globalizacionnyh processov. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; № 1A: 285 - 294.

4. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki 'ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № б (79): 34 - 37.

5. Donierov L.S., Dzhumaeva G.Z. Znachenie principov obucheniya v pedagogicheskom processe. Vestnikmagistratury. 2019; № б-5 (93): 29 - 30.

6. Holodkovskij K.G. Rossijskaya identichnost': istoricheskij put'. Identichnost': Lichnost', obschestvo, politika: 'enciklopedicheskoe izdanie. Moskva: Ves' Mir, 2017: 157 - 1б2.

7. Drobizheva L.M. Rossijskaya identichnost': diskussii v politicheskom prostranstve i dinamika massovogo soznaniya. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2018; № 5: 100 - 115.

8. Pain 'E.A., Fedyunin S.Yu. Problemy grazhdanskoj nacii v Rossii i na Zapade: obschee i osobennoe. Politicheskaya konceptologiya. 2018; № 1: 171 - 191.

9. Naumov S.I. 'Etnokul'turnoe prosveschenie v kontekste obespecheniya nacional'noj bezopasnosti. VestnikNizhegorodskojakademiiMVD Rossii. 2021; № 1(53): 339 - 341.

10. Protanskaya E.S. 'Etnokul'turnoe prosveschenie detej v formirovanii cennostej sovremennoj Rossii. VestnikSPbGUKI. 2017; № 4 (33): 24 - 31.

11. Gura V.V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proekíirovaniya lichnostno-orientirovannyh 'elektonnyh obrazovatel'nyh resursov i sred. Rostov-na-Donu: YuFU, 2007.

12. Matrenin P.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya 'etnicheskoj identichnosti podrostkov v processe osvoeniya kul'turnogo naslediya regiona: belgorodskij opyt. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnyh statej. Saratov: Izdatel'stvo SGU, 2017: 440 - 450.

13. Borgoyakov S.A., Boziev R.S. Problemnoe pole razvitiya 'etnokul'turnogo obrazovaniya kak faktora ukrepleniya edinstva narodov Rossii. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2017; № 2 (94): 7б - 83.

14. Pachina N.N. Poliprofessional'naya tipologizaciya rukovoditelya: akmeologicheskij podhod. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. 2021; № 2: 24б - 255.

15. Tutaeva M.N. Psihologicheskij, akmeologicheskij i sociokul'turnyj aspekty professional'noj podgotovki buduschego uchitelya. Tehnologii sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskih kadrov: teoriya ipraktika: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Kazan': Izdatel'stvo KFU, 2004: 23б - 240.

16. Kuzhevskaya E.B., Smyk E.I. Mezhdisciplinarnyj podhod k formirovaniyu navykov mezhkul'turnoj kommunikacii. Vestnik 'ekonomicheskoj bezopasnosti. 2021; № 1: 318 - 322.

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 378.096

Chen Xize, senior lecturer, Qiqihar University (Qiqihar, Heilongjiang, China), E-mail: [email protected]

CURRENT STATUS OF FOLK INSTRUMENT ORCHESTRAS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF HEILONGJIANG PROVINCE. Folk orchestral creativity is the most important element of the national musical culture of China. Having absorbed more than 7000 years of the history of musical creativity of the Celestial Empire, modern orchestras of Chinese folk instruments today demonstrate a new stage of development, organically combining the features of antiquity and modernity, ethnicity and academism. In the effectiveness of such a process, a huge role belongs to the universities of the People's Republic of China, in which such collectives have existed for many years and make a significant contribution both to the development of amateur student creativity and professional performance. In the article, the author analyzes in detail the history of the formation of the folk orchestra culture of China, outlines the process of formation of such collectives in the educational environment of Chinese universities, tracks the most important trends in their development and influence on the educational programs of higher education. Special emphasis is placed on the analysis of functioning of orchestras of Chinese instruments of Hailongjiang province, some of which are led by the author of the study.

Key words: orchestra of Chinese folk instruments, student creativity, universities of China.

Чэнь Сицзэ, доц., Цицикарский университет, г. Цицикар, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.