References
1. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii YuNESKO. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
2. Plehanova M.V. Formirovanie obschepedagogicheskoj IKT-kompetentnosti buduschego uchitelya na osnove sistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021.
3. IKT-kompetentnost' pedagoga: Osnovnye ponyatiya i terminy. Available at: https://mir-ikt.blogspot.com/p/blog-page_60.html
4. IKT v oblasti obrazovaniya. Available at: https://ru.unesco.org/themes/ikt-v-oblasti-obrazovaniya
Статья поступила в редакцию 29.05.22
УДК 378
Suleymanova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF RUSSIAN IDENTITY. Ethno-cultural socialization is considered as one of the
key factors ensuring the effective formation of civic identity. Immediately before starting the study of the main subject, the key features of the current socio-cultural situation in Russia and the world are revealed. Based on their analysis, the necessity of forming a Russian identity among the younger generation and the importance of implementing one of its conditions - the ethno-cultural socialization of students is proved. Further attention is paid to the disclosure of the basics of this process and to the study of the main problems associated with the person's ethno-cultural socialization in the modern multicultural environment conditions. The paper studies the role that education, based on traditional ethnic values, plays in the process of solving such problems. The issues related to the influence of ethno-cultural socialization on the establishment of the relationship between ethnic and civic identities are studied.
Key words: Russian identity, ethnic identity, ethno-cultural socialization, educational process, spiritual and moral development of students.
Р.В. Сулейманова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Этнокультурная социализация рассмотрена как один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективное формирование гражданской идентичности. Непосредственно перед началом изучения основного предмета раскрываются главные особенности текущей социокультурной обстановки в России и мире. На основе их анализа доказана необходимость формирования у подрастающего поколения российской идентичности и важность реализации одного из его условий - этнокультурной социализации учащихся. Внимание уделено раскрытию сущности данного процесса, исследованию основных проблем, связанных с этнокультурной социализацией индивида в условиях современной поликультурной среды. Затем изучается та роль, которую воспитание на основе традиционных этнических ценностей играет в процессе решения таких проблем. После этого изучаются вопросы, связанные с влиянием этнокультурной социализации на установление взаимосвязи между этнической и гражданской идентичностями.
Ключевые слова: российская идентичность, этническая идентичность, этнокультурная социализация, образовательный процесс, духовно-нравственное развитие учащихся.
Работа выполнена по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности»
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, состоит в том, что в число характерных для трёх последних десятилетий особенностей развития социума входят:
- существенное количественное приращение стран и регионов, характеризующихся весьма пёстрым этнокультурным составом населения;
- связанный с первой тенденцией рост числа межэтнических, межкультурных и межконфессиональных противоречий [1-6].
Охарактеризованные выше тренды закономерным образом связаны с актуализацией проблемы консолидации граждан РФ. Необходимо наладить конструктивное взаимодействие между жителями нашей страны, представляющими разные этнокультурные общности, основанное на принципах толерантности и взаимоуважения.
Последнее, в свою очередь, представляется невозможным без осуществления целенаправленной деятельности по формированию российской идентичности за счёт реализации ресурсов отечественной системы образования [2; 3; 5; 7; 8].
Важным фактором её формирования является этнокультурная социализация, рассмотрению которой посвящена настоящая статья.
Цель статьи - изучить процесс этнокультурной социализации как один из важных факторов формирования российской идентичности.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- дать сущностную характеристику процессу этнокультурной социализации;
- рассмотреть основные проблемы, связанные с этнокультурной социализацией индивида в условиях современной поликультурной среды;
- изучить роль воспитания на основе традиционных этнических ценностей в решении этих проблем;
- исследовать влияние этнокультурной социализации на установление взаимосвязи между этнической и гражданской идентичностями.
Методы исследования: анализ литературы, посвящённой различным аспектам процесса этнокультурной социализации личности.
Научная новизна статьи в том, что этнокультурная социализация личности впервые рассмотрена в качестве одного из ключевых факторов формирования её российской идентичности.
Её теоретическая значимость обусловливается тем, что определены основные аспекты влияния этнокультурной социализации на формирование российской идентичности.
Практическая значимость состоит в определении путей преодоления проблем социализации индивида в поликультурной среде средствами современной педагогики.
Этнокультурная социализация представляет собой процесс интеграции личности в культуру своего народа [9, с. 155]. Она предполагает усвоение обучающимся традиционных этнических ценностей и норм. Последнее, в свою очередь, сопровождается активизацией следующих процессов:
- приобщение индивида к нормам и ценностям, характерным для общечеловеческой культуры;
- развитие компетенций личности, связанных с выживанием в поликультурной образовательной среде, характерной для современного общества [4; 10; 11; 12].
В рамках учебно-воспитательного процесса этнокультурная социализация может быть представлена посредством:
- реализации этнокультурной направленности в ходе осуществления образовательного процесса;
- реализации его регионально-этнической направленности [13, с. 78-79].
Основной целью этнокультурной социализации является формирование у
индивида этнокультурной компетентности, этнической и российской идентичности.
Процесс этнокультурной социализации индивида в условиях современной поликультурной среды может быть связан с рядом проблем различного характера. Основная причина возникновения большинства из них - трудность в достижении баланса между этнической и гражданской составляющими [1; 3; 4; 5; 9; 14].
На взгляд автора, действенным средством её устранения является воспитание учащихся, основанное на традиционных этнических ценностях. Под данным термином подразумевается система ценностей, отобранных той или иной этнической общностью в качестве образцов для подражания [6; 8; 13]. Традиционные этнические ценности большинства народов сходны. Данное обстоятельство позволяет говорить о них как об общечеловеческих ценностях [2; 3; 4; 7].
При этом существование этнических ценностей в изоляции невозможно. Индивид в принципе способен оценить достижения собственной этнической общности, в т. ч. в области культуры, лишь при условии наличия у него сформированной системы знаний, касающихся достижений других народов. В свою очередь, сами по себе не могут существовать и общечеловеческие ценности. Они реализуются через этнические ценности. Природу общечеловеческого, таким образом, составляют лучшие достижения всех известных сегодня этнонациональ-ных общностей [10; 12; 15].
Таким образом, традиционные этнические ценности представляют собой основу для общечеловеческих, а равно и гражданских ценностей. Их интеграция в учебно-воспитательный процесс с высокой вероятностью будет способствовать формированию человека-гражданина, конкурентоспособного в условиях современного социума, характеризующегося полиэтничностью и поликультурностью.
В ходе образовательного процесса соответствующая его составляющая может быть реализована через:
- широкое применение родного языка в ходе учебно-воспитательного процесса;
- развитие у обучающихся умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное взаимодействие с представителями иных культур на основе взаимного принятия и уважения [3; 9].
Роль этнокультурной социализации как одного из важных факторов формирования российской идентичности прослеживается также в её влиянии на установление взаимосвязи между этнической и гражданской иден-тичностями. В этой связи в первую очередь необходимо отметить, что позитивной этнической идентичности присуща определённая мобилизующая сила. Последняя может быть с успехом использована в целях формирования идентичности, объединяющей и солидаризующей всех граждан Российской Федерации [12; 14; 15].
Гражданская идентичность может иметь два крайних проявления:
- позитивное;
- негативное.
Если индивид демонстрирует позитивную гражданскую идентичность, то, следовательно, он удовлетворен своим положением как гражданина данной страны. Он, кроме того, гордится достижениями сограждан, демонстрирует позитивные социальные установки по отношению к согражданам. Индивид, демонстрирующий негативную гражданскую идентичность, склонен к отрицанию собственного гражданства, высказывает мысли о том, что предпочёл бы иметь гражданство какой-либо иной страны, демонстрирует негативные социальные установки по отношению к согражданам [6; 8; 11].
Библиографический список
Соответственно, необходимым является формирование позитивной этнической и гражданской идентичности. Этнокультурная же социализация предполагает ознакомление представителей молодых поколений с собственными традициями, историей и культурой в контексте поступательного развития страны и мира [9, с. 166]. Таким образом, она является своего рода основой для формирования гражданской идентичности представителей молодых поколений. Мероприятия по этнокультурной социализации позволяют:
- не допустить самоизоляции представителей конкретного этноса;
- эффективно создать единое образовательное и в целом культурное пространство;
- расширить социальную мобильность личности обучающихся, очень важную в условиях современного поликультурного общества [2, с. 161].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что тренды развития современного социума, в том числе на территории РФ, закономерным образом связаны с актуализацией проблемы консолидации граждан нашей страны. Необходимым является установление конструктивного взаимодействия между жителями нашей страны, представляющими разные этнокультурные общности, основанного на принципах толерантности и взаимоуважения.
Последнее невозможно без осуществления целенаправленной деятельности по формированию российской идентичности за счёт реализации ресурсов отечественного образования.
В свою очередь, одним из наиболее значимых факторов её формирования является этнокультурная социализация.
Этнокультурная социализация - это процесс интеграции личности в культуру своего народа. Она предполагает усвоение обучающимся традиционных этнических ценностей и норм.
Процесс этнокультурной социализации индивида в современной поликультурной среде может быть связан с рядом проблем различного характера. Основная причина возникновения большинства из них - трудность в достижении баланса между этнической и гражданской составляющими.
Действенным средством её устранения является воспитание учащихся, основанное на традиционных этнических ценностях.
Роль этнокультурной социализации как одного из важных факторов формирования российской идентичности прослеживается также в её влиянии на установление взаимосвязи между этнической и гражданской идентичностями. Она предполагает ознакомление представителей молодых поколений с собственными традициями, историей и культурой в контексте поступательного развития страны и мира
Таким образом, этнокультурная социализация представляет собой основу для формирования гражданской идентичности у представителей молодых поколений.
1. Мозгунова А.А. Социализация как фактор развития личности. Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ставрополь: Издательство СКФУ 2017: 283 - 285.
2. Коробкова О.М., Кадена Дельгадо Д.А. Проблема толерантности в контексте самопонимания этнокультурной идентичности. Инновационная наука. 2021; № 4: 160 - 162.
3. Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник статей. Чебоксары: Издательство ЧГПУ 2017: 402 - 406.
4. Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования. Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики. Казань: Издательство КГАСУ, 2017: 3 - 8.
5. Матренин П.В. Педагогическая поддержка формирования этнической идентичности подростков в процессе освоения культурного наследия региона: белгородский опыт Этнокультурное образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: Изд-во СГУ 2017: 440 - 450.
6. Репринцев А.В. Диалектика взаимоотношений человека и культуры в контексте становления постиндустриальной цивилизации: эволюция миссии художника в современном мире. Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Минск: Изд-во БГУ 2019: 62 - 83.
7. Боргояков С.А., Бозиев РС. Проблемное поле развития этнокультурного образования как фактора укрепления единства народов России. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017; № 2 (94): 76 - 83.
8. Батчаева Х.Х., Алиева Д.К. Этнокультурная социализация личности обучающегося в условиях региональной образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 19 - 21.
9. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Чебоксары, 2018.
10. Самойлова Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке. Педагогическое образование в России. 2018; № 3: 20 - 25.
11. Фахрутдинова Г.Ж. Влияние ценностных ориентаций на формирование этнокультурной личности. Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект: сборник Международной научно-практической конференции. Казань: РИЦ «Школа», 2016: 353 - 356.
12. Арутюнова Е.М. Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи: общероссийский контекст и региональная специфика. Россия реформирующаяся: ежегодник. Москва: Новый Хронограф, 2017; Выпуск 15: 259 - 272.
13. Попова М.Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2019.
14. Галкина И.С. Этнокультурные основы формирования общей и профессиональной культуры будущих дизайнеров: диалектика традиций и инноваций. Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. Минск: Издательство БГУ, 2019: 5 - 11.
15. Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее». Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник статей. Чебоксары: Издательство ЧГПУ, 2020: 196 - 204.
References
1. Mozgunova A.A. Socializaciya kak faktor razvitiya lichnosti. Psihologicheskie issledovaniya lichnosti v sovremennoj stressogennoj srede: sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Stavropol': Izdatel'stvo SKFU, 2017: 283 - 285.
2. Korobkova O.M., Kadena Del'gado D.A. Problema tolerantnosti v kontekste samoponimaniya 'etnokul'turnoj identichnosti. Innovacionnaya nauka. 2021; № 4: 160 - 162.
3. Bredihin A.P. Problemy inkul'turacii molodezhi v sovremennom sociume: lichnost' mezhdu tradiciyami 'etnosa i realiyami obrazovaniya. 'Etnopedagogika kak faktor sohraneniya rossijskoj identichnosti: sbornik statej. Cheboksary: Izdatel'stvo ChGPU, 2017: 402 - 406.
4. Bredihin A.P. Problemy socializacii molodezhi v kontekste transformacii nacional'noj kul'tury i obrazovaniya. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie kak faktor ustojchivogo razvitiya innovacionnoj 'ekonomiki. Kazan': Izdatel'stvo KGASU, 2017: 3 - 8.
5. Matrenin P.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya 'etnicheskoj identichnosti podrostkov v processe osvoeniya kul'turnogo naslediya regiona: belgorodskij opyt. 'Etnokul'turnoeobrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnyh statej. Saratov: Izd-vo SGU, 2017: 440 - 450.
6. Reprincev A.V. Dialektika vzaimootnoshenij cheloveka i kul'tury v kontekste stanovleniya postindustrial'noj civilizacii: 'evolyuciya missii hudozhnika v sovremennom mire. Akiual'nyeproblemy dizajna idizajn-obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk: Izd-vo BGU, 2019: 62 - 83.
7. Borgoyakov S.A., Boziev R.S. Problemnoe pole razvitiya 'etnokul'turnogo obrazovaniya kak faktora ukrepleniya edinstva narodov Rossii. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2017; № 2 (94): 76 - 83.
8. Batchaeva H.H., Alieva D.K. 'Etnokul'turnaya socializaciya lichnosti obuchayuschegosya v usloviyah regional'noj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 19 - 21.
9. Kozhanov I.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti lichnosti v processe 'etnokul'turnoj socializacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2018.
10. Samojlova E.S. Problema formirovaniya 'etnokul'turnyh cennostej v sovremennoj pedagogicheskoj nauke. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 3: 20 - 25.
11. Fahrutdinova G.Zh. Vliyanie cennostnyh orientacij na formirovanie 'etnokul'turnoj lichnosti. Vzaimodejstvie organov vlasti, obschestvennyh ob'edinenij i obrazovatel'nyh uchrezhdenijpo garmonizacii 'etnokonfessional'nyh imezhnacional'nyh otnoshenij: regional'nyj aspekt: sbornik Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': RIC «Shkola», 2016: 353 - 356.
12. Arutyunova E.M. Gosudarstvenno-grazhdanskaya i 'etnicheskaya identichnosti molodezhi: obscherossijskij kontekst i regional'naya specifika. Rossiya reformiruyuschayasya: ezhegodnik. Moskva: Novyj Hronograf, 2017; Vypusk 15: 259 - 272.
13. Popova M.N. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetencii starsheklassnikov v regional'noj obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2019.
14. Galkina I.S. 'Etnokul'turnye osnovy formirovaniya obschej i professional'noj kul'tury buduschih dizajnerov: dialektika tradicij i innovacij. Akiual'nye problemy dizajna i dizajn-obrazovaniya. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 2019: 5 - 11.
15. Suhorukov I.S. Formirovanie 'etnokul'turnoj identichnosti podrostkov sredstvami narodnogo iskusstva: mehanizmy i usloviya perehoda «vneshnego» vo «vnutrennee». 'Etnokul'turnye fenomeny v obrazovatel'nom processe: sbornik statej. Cheboksary: Izdatel'stvo ChGPU, 2020: 196 - 204.
Статья поступила в редакцию 28.05.22
УДК 378
Suleymanova T.R., senior teacher, Department of English and Methods of Its Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
Е-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF RUSSIAN IDENTITY BY MEANS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION. The article examines the main pedagogical conditions, the implementation of which, in the author's opinion, will contribute to the effective formation of Russian identity by ethno-cultural education means. Before starting a conversation about the main subject, features of the ethno-cultural situation in Russia and the world are examined, contributing to the increasing the problems associated with the formation of Russian identity importance. Based on the analysis of the current development state of the relevant issues, the definition of "pedagogical conditions" corresponding to its goals and objectives is derived. Further, the main socio-pedagogical conditions that contribute to the formation of the Russian identity of students by means of ethno-cultural education are determined. In the author's opinion, the most promising ways of implementing these conditions at the present stage of the development of the education system in the Russian Federation are investigated.
Key words: ethno-cultural education, ethnic identity, Russian identity, educational process, development of personal competencies of students.
Т.Р. Сулейманова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
В настоящей статье изучаются основные педагогические условия, реализация которых будет, на взгляд автора, способствовать эффективному формированию российской идентичности средствами этнокультурного просвещения. Перед началом разговора об основном предмете исследуются особенности этнокультурной обстановки в России и мире, способствующие возрастанию важности проблем, связанных с формированием российской идентичности. На основе анализа текущего состояния разработки соответствующей проблематики выводится определение дефиниции «педагогические условия», соответствующее её цели и задачам. Далее определяются основные социально-педагогические условия, способствующие формированию российской идентичности обучающихся средствами этнокультурного просвещения. Исследуются наиболее перспективные, на взгляд автора, пути реализации этих условий на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: этнокультурное просвещение, этническая идентичность, российская идентичность, учебно-воспитательный процесс, развитие личностных компетенций учащихся.
Работа выполнена по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности»
Актуальность темы данной статьи обусловлена объективными тенденциями в развитии человеческого общества. На протяжении трёх последних десятилетий фиксируется его переход на постиндустриальную ступень в развитии. Соответствующие процессы не могут не сказаться на особенностях этнопедаго-гической ситуации в России и в мире.
Например, факт интенсификации большинства процессов, происходящих в современном социуме, означает усиление социальной мобильности членов российского общества [1-5]. Последнее естественным образом сказывается на этническом составе населения ряда регионов нашей страны. Например, мы можем констатировать:
- рост числа поликультурных регионов;
- появление в ряде регионов РФ этнокультурных общностей, представители которых ранее не проживали там в значительных количествах [6; 7].
Побочным эффектом такого рода тенденций в развитии нашей страны может стать существенный рост межэтнической напряжённости. Соответственно, особую важность приобретает проблема формирования российской идентичности. Последнее, в свою очередь, представляется чрезвычайно затруднительным без организации этнокультурного просвещения за счёт ресурсов, предоставляемых современной системой образования [8; 9].
Актуализация проблемы формирования российской идентичности средствами этнокультурного просвещения естественным образом ставит вопрос о
педагогических условиях, реализация которых позволит обеспечить эффективность данного процесса. Частичному его решению будет посвящена настоящая статья.
В виду вышеизложенного цель настоящей статьи - изучить наиболее значимые педагогические условия, способствующие формированию российской идентичности средствами этнокультурного просвещения.
С поставленной целью коррелируются задачи:
- на основе анализа текущего состояния разработки соответствующей проблематики вывести определение дефиниции «педагогические условия», в наибольшей степени соответствующее цели статьи;
- определить основные социально-педагогические условия, способствующие формированию российской идентичности личности средствами этнокультурного просвещения;
- рассмотреть пути реализации этих условий на современном этапе развития системы образования в РФ.
Методы исследования: анализ специальной литературы, затрагивающей основную проблематику статьи.
Научная новизна статьи состоит в определении ключевых педагогических условий, реализация которых будет способствовать эффективному формированию российской идентичности средствами этнокультурного просвещения.