5. Matrenin P.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya 'etnicheskoj identichnosti podrostkov v processe osvoeniya kul'turnogo naslediya regiona: belgorodskij opyt. 'Etnokul'turnoeobrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnyh statej. Saratov: Izd-vo SGU, 2017: 440 - 450.
6. Reprincev A.V. Dialektika vzaimootnoshenij cheloveka i kul'tury v kontekste stanovleniya postindustrial'noj civilizacii: 'evolyuciya missii hudozhnika v sovremennom mire. Akiual'nyeproblemy dizajna idizajn-obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk: Izd-vo BGU, 2019: 62 - 83.
7. Borgoyakov S.A., Boziev R.S. Problemnoe pole razvitiya 'etnokul'turnogo obrazovaniya kak faktora ukrepleniya edinstva narodov Rossii. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2017; № 2 (94): 76 - 83.
8. Batchaeva H.H., Alieva D.K. 'Etnokul'turnaya socializaciya lichnosti obuchayuschegosya v usloviyah regional'noj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 19 - 21.
9. Kozhanov I.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti lichnosti v processe 'etnokul'turnoj socializacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2018.
10. Samojlova E.S. Problema formirovaniya 'etnokul'turnyh cennostej v sovremennoj pedagogicheskoj nauke. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 3: 20 - 25.
11. Fahrutdinova G.Zh. Vliyanie cennostnyh orientacij na formirovanie 'etnokul'turnoj lichnosti. Vzaimodejstvie organov vlasti, obschestvennyh ob'edinenij i obrazovatel'nyh uchrezhdenijpo garmonizacii 'etnokonfessional'nyh imezhnacional'nyh otnoshenij: regional'nyj aspekt: sbornik Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': RIC «Shkola», 2016: 353 - 356.
12. Arutyunova E.M. Gosudarstvenno-grazhdanskaya i 'etnicheskaya identichnosti molodezhi: obscherossijskij kontekst i regional'naya specifika. Rossiya reformiruyuschayasya: ezhegodnik. Moskva: Novyj Hronograf, 2017; Vypusk 15: 259 - 272.
13. Popova M.N. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetencii starsheklassnikov v regional'noj obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2019.
14. Galkina I.S. 'Etnokul'turnye osnovy formirovaniya obschej i professional'noj kul'tury buduschih dizajnerov: dialektika tradicij i innovacij. Akiual'nye problemy dizajna i dizajn-obrazovaniya. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 2019: 5 - 11.
15. Suhorukov I.S. Formirovanie 'etnokul'turnoj identichnosti podrostkov sredstvami narodnogo iskusstva: mehanizmy i usloviya perehoda «vneshnego» vo «vnutrennee». 'Etnokul'turnye fenomeny v obrazovatel'nom processe: sbornik statej. Cheboksary: Izdatel'stvo ChGPU, 2020: 196 - 204.
Статья поступила в редакцию 28.05.22
УДК 378
Suleymanova T.R., senior teacher, Department of English and Methods of Its Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
Е-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF RUSSIAN IDENTITY BY MEANS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION. The article examines the main pedagogical conditions, the implementation of which, in the author's opinion, will contribute to the effective formation of Russian identity by ethno-cultural education means. Before starting a conversation about the main subject, features of the ethno-cultural situation in Russia and the world are examined, contributing to the increasing the problems associated with the formation of Russian identity importance. Based on the analysis of the current development state of the relevant issues, the definition of "pedagogical conditions" corresponding to its goals and objectives is derived. Further, the main socio-pedagogical conditions that contribute to the formation of the Russian identity of students by means of ethno-cultural education are determined. In the author's opinion, the most promising ways of implementing these conditions at the present stage of the development of the education system in the Russian Federation are investigated.
Key words: ethno-cultural education, ethnic identity, Russian identity, educational process, development of personal competencies of students.
Т.Р. Сулейманова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
педагогические условия формирования российской идентичности средствами этнокультурного просвещения
В настоящей статье изучаются основные педагогические условия, реализация которых будет, на взгляд автора, способствовать эффективному формированию российской идентичности средствами этнокультурного просвещения. Перед началом разговора об основном предмете исследуются особенности этнокультурной обстановки в России и мире, способствующие возрастанию важности проблем, связанных с формированием российской идентичности. На основе анализа текущего состояния разработки соответствующей проблематики выводится определение дефиниции «педагогические условия», соответствующее её цели и задачам. Далее определяются основные социально-педагогические условия, способствующие формированию российской идентичности обучающихся средствами этнокультурного просвещения. Исследуются наиболее перспективные, на взгляд автора, пути реализации этих условий на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: этнокультурное просвещение, этническая идентичность, российская идентичность, учебно-воспитательный процесс, развитие личностных компетенций учащихся.
Работа выполнена по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности»
Актуальность темы данной статьи обусловлена объективными тенденциями в развитии человеческого общества. На протяжении трёх последних десятилетий фиксируется его переход на постиндустриальную ступень в развитии. Соответствующие процессы не могут не сказаться на особенностях этнопедаго-гической ситуации в России и в мире.
Например, факт интенсификации большинства процессов, происходящих в современном социуме, означает усиление социальной мобильности членов российского общества [1-5]. Последнее естественным образом сказывается на этническом составе населения ряда регионов нашей страны. Например, мы можем констатировать:
- рост числа поликультурных регионов;
- появление в ряде регионов РФ этнокультурных общностей, представители которых ранее не проживали там в значительных количествах [6; 7].
Побочным эффектом такого рода тенденций в развитии нашей страны может стать существенный рост межэтнической напряжённости. Соответственно, особую важность приобретает проблема формирования российской идентичности. Последнее, в свою очередь, представляется чрезвычайно затруднительным без организации этнокультурного просвещения за счёт ресурсов, предоставляемых современной системой образования [8; 9].
Актуализация проблемы формирования российской идентичности средствами этнокультурного просвещения естественным образом ставит вопрос о
педагогических условиях, реализация которых позволит обеспечить эффективность данного процесса. Частичному его решению будет посвящена настоящая статья.
В виду вышеизложенного цель настоящей статьи - изучить наиболее значимые педагогические условия, способствующие формированию российской идентичности средствами этнокультурного просвещения.
С поставленной целью коррелируются задачи:
- на основе анализа текущего состояния разработки соответствующей проблематики вывести определение дефиниции «педагогические условия», в наибольшей степени соответствующее цели статьи;
- определить основные социально-педагогические условия, способствующие формированию российской идентичности личности средствами этнокультурного просвещения;
- рассмотреть пути реализации этих условий на современном этапе развития системы образования в РФ.
Методы исследования: анализ специальной литературы, затрагивающей основную проблематику статьи.
Научная новизна статьи состоит в определении ключевых педагогических условий, реализация которых будет способствовать эффективному формированию российской идентичности средствами этнокультурного просвещения.
Теоретическая значимость состоит в рассмотрении путей реализации педагогических условий формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.
Практическая значимость настоящей статьи заключается в изучении возможностей для реализации этих условий на современном этапе развития отечественной образовательной системы.
Современными педагогами-исследователями и практиками термин «педагогические условия» обычно рассматриваются как:
- совокупность педагогических обстоятельств, определённая в ходе опытно-исследовательской деятельности и направленная на достижение поставленной цели [10, с. 29-30];
- обстоятельства учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие достижение его заранее поставленных целей [11, с. 111];
- предпосылка реализации основных требований к образовательному процессу позволяющая эффективно его моделировать [12, с. 120-121];
- внешние обстоятельства, оказывающие определённое влияние на протекание педагогического процесса [13; 14].
Ввиду вышеизложенного под термином «педагогические условия» мы будем понимать условия, сознательно создаваемые в пространстве образовательной организации в целях обеспечения наиболее эффективного формирования у учащихся необходимых профессиональных или личностных качеств.
Сказанное позволяет нам с определённой долей уверенности говорить о следующих педагогических условиях формирования гражданской идентичности личности средствами этнокультурного просвещения:
- организация образовательной среды, которая будет включать следующие составляющие: духовно-нравственную, социально-психологическую, предметную, а также деятельностную. Такая среда должна быть направлена на всестороннее формирование у обучающихся гражданской идентичности;
- организация среди участников образовательных отношений социального партнерства [15];
- применение в ходе этнокультурного просвещения таких педагогических технологий, которые позволяют наиболее эффективно реализовывать потенциал этнокультуры в процессе формирования у обучающихся личностных качеств, связанных с самоидентификацией в качестве членов этнокультурной общности и граждан своей страны;
- удовлетворение осознанных потребностей, интересов учащихся в общественной деятельности, в т. ч. этнокультурной направленности [1; 6; 12].
Реализация первого из вышеперечисленных педагогических условий предполагает формирование у обучающихся развитого критического мышления и взаимосвязанного с ним опыта общественно значимой деятельности. Для этого может быть с успехом использовано моделирование институтов гражданского общества в рамках учебной и внеучебной работы. Кроме того, реализации рассматриваемого условия будет способствовать деятельность учащихся в органах самоуправления, общественных объединениях [9; 13; 14].
Реализация второго условия связана с организацией тематических занятий, родительских собраний по вопросам обучения и воспитания, исполнением проектов, в которых активную роль все участники образовательного процесса. Также в этих целях могут быть проведены мероприятия, предполагающие совместную деятельность обучающихся и их семей, участие обучающихся и их родителей в общественных органах управления образовательными организациями [4; 7; 8; 15].
Реализация третьего условия связана, как уже говорилось, с широким использованием инновационных педагогических технологий. При этом одна из наиболее характерных черт таких технологий - их направленность на изучение различных аспектов традиционной народной культуры различных этносов. Таковая присуща следующим технологиям:
Библиографический список
- проектные;
- личностно ориентированные;
- проблемно-диалогические;
- этнопедагогические;
- игровые [3; 12].
Четвертое условие может быть реализовано путём включения обучающихся в социально значимую общественно-полезную деятельность. В ходе участия в таковой в структуре субъектного опыта учащихся происходит изменение в соотношении компонентов поведения и мышления, касающихся их самоидентификации в социальной и природной действительности. Следовательно, повышается вероятность формирования у них этнической и гражданской идентичности [7, с. 40].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что переход российского общества на постиндустриальную ступень развития способствует повышению социальной мобильности его членов.
Последнее, в свою очередь, обусловливает изменение этнического состава ряда регионов Российской Федерации. Это может спровоцировать эскалацию этнических конфликтов на территории нашей страны.
Соответственно, на современном этапе развития нашей страны получает существенную актуализацию вопрос развития российской идентичности, в т. ч. средствами этнокультурного просвещения в пространстве отечественной системы образования.
Актуализация же проблем, связанных с формированием российской идентичности средствами этнокультурного просвещения, ставит вопрос о педагогических условиях, реализация которых позволит обеспечить эффективность данного процесса.
Термином «педагогические условия» обозначает условия, сознательно создаваемые в пространстве образовательной организации в целях обеспечения наиболее эффективного формирования у учащихся необходимых профессиональных или личностных качеств.
На современном этапе разработки соответствующей проблематики мы можем с определённой долей уверенности говорить о том, что существует ряд педагогических условий, реализаций которых с высокой вероятностью обеспечит формирование гражданской идентичности личности средствами этнокультурного просвещения.
К ним относятся: организация образовательной среды, которая будет включать следующие составляющие: духовно-нравственная, социально-психологическая, предметная, а также деятельностная; организация среди участников образовательных отношений социального партнерства; применение в ходе этнокультурного просвещения таких педагогических технологий, которые позволяют наиболее эффективно реализовывать потенциал этнокультуры в процессе формирования у обучающихся личностных качеств, связанных с самоидентификацией в качестве членов этнокультурной общности и граждан своей страны; удовлетворение осознанных потребностей, интересов учащихся в общественной деятельности, в т. ч. этнокультурной направленности.
При этом реализация первого из вышеперечисленных педагогических условий предполагает формирование у обучающихся развитого критического мышления и взаимосвязанного с ним опыта общественно значимой деятельности.
Реализация второго условия предполагает организацию тематических занятий, родительских собраний по вопросам обучения и воспитания, исполнение проектов, в которых активную роль играют все участники образовательного процесса.
Третье условие может быть реализовано посредством внедрения в образовательный процесс технологий, направленных на изучение различных аспектов традиционной народной культуры различных этносов. Четвертое - путём включения обучающихся в социально значимую общественно полезную деятельность.
1. Репринцев А.В. Диалектика взаимоотношении человека и культуры в контексте становления постиндустриальной цивилизации: эволюция миссии художника в современном мире. Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Минск: Издательство БГУ 2019: 62 - 83.
2. Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник статей. Чебоксары: Издательство ЧГПУ 2017: 402 - 406.
3. Богданов С.И., Султанов К.В., Воскресенский А.А. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018; № 187: 24 - 30.
4. Подстрахова А.В. Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности. Молодой ученый. 2019; № 15: 287 - 290.
5. Осипова С.И., Богданова А.И. Сохранение культурной идентичности в условиях глобализационных процессов. Педагогический журнал. 2018; № 1А: 285 - 294.
6. Олесов Н.П. Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов. Современное педагогическое образование. 2020; № 3: 17 - 19.
7. Сикорская Л.Е., Лебедева Н.В. Социокультурная социализация молодежи в процессе добровольческой деятельности. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018; № 2 (44): 37 - 42.
8. Протанская Е.С. Профессиональная этика педагога в контексте национальной культуры. Ярославский педагогический вестник. 2018; № 5: 8 - 16.
9. Орехова Т.Ф., Кружилина Т.В. О некоторых проблемах современного образования и возможностях их разрешения. Гуманитарно-педагогические исследования. 2017; № 1 (1): 37 - 44.
10. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: Издательство Уральского ГПУ 2003.
11. Багдасарова А.Б., Попов М.Е. Гражданская и этнокультуральная идентичность в образовательном пространстве современной. Обсерватория культуры. 2007; № 5: 110 - 114.
12. Анохин А.М. Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. Казань: Издательство КФУ, 2003.
13. Дмитрович В.А. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции в процессе изучения английского языка. Вестник науки и образования. 2022; № 2 (122): 56 - 59.
14. Носуля О.С. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов химических направлений подготовки. Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ 2020; Выпуск 51: 28 - 34.
15. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 34 - 37.
References
1. Reprincev A.V. Dialektika vzaimootnoshenii cheloveka i kul'tury v kontekste stanovleniya postindustrial'noj civilizacii: 'evolyuciya missii hudozhnika v sovremennom mire. Aktual'nyeproblemy dizajna idizajn-obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 2019: 62 - 83.
2. Bredihin A.P. Problemy inkul'turacii molodezhi v sovremennom sociume: lichnost' mezhdu tradiciyami 'etnosa i realiyami obrazovaniya. 'Etnopedagogika kak faktor sohraneniya rossijskoj identichnosti: sbornik statej. Cheboksary: Izdatel'stvo ChGPU, 2017: 402 - 406.
3. Bogdanov S.I., Sultanov K.V., Voskresenskij A.A. Postmaterial'nye cennosti i zhiznennye orientacii pokoleniya Z: cifrovaya molodezh' v obrazovatel'noj sisteme sovremennoj Rossii. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2018; № 187: 24 - 30.
4. Podstrahova A.V. Pokolenie «cifrovogo veka»: zhiznennye orientiry i obrazovatel'nye cennosti. Molodoj uchenyj. 2019; № 15: 287 - 290.
5. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Sohranenie kul'turnoj identichnosti v usloviyah globalizacionnyh processov. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; № 1A: 285 - 294.
6. Olesov N.P. Problema vospitaniya na osnove 'etnokul'turnyh cennostej v kontekste globalizacionnyh processov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 3: 17 - 19.
7. Sikorskaya L.E., Lebedeva N.V. Sociokul'turnaya socializaciya molodezhi v processe dobrovol'cheskoj deyatel'nosti. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018; № 2 (44): 37 - 42.
8. Protanskaya E.S. Professional'naya 'etika pedagoga v kontekste nacional'noj kul'tury. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 5: 8 - 16.
9. Orehova T.F., Kruzhilina T.V. O nekotoryh problemah sovremennogo obrazovaniya i vozmozhnostyah ih razresheniya. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. 2017; № 1 (1): 37 - 44.
10. Belkin A.S., Tkachenko E.V. Dissertacionnyj sovet po pedagogike (opyt, problemy, perspektivy). Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo GPU, 2003.
11. Bagdasarova A.B., Popov M.E. Grazhdanskaya i 'etnokul'tural'naya identichnost' v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj. Observatoriya kul'tury. 2007; № 5: 110 - 114.
12. Anohin A.M. 'Etnosocial'naya pedagogika: fenomenologiya adaptaciii dezadaptacii lichnosti v mezh'etnicheskomprostranstve. Kazan': Izdatel'stvo KFU, 2003.
13. Dmitrovich V.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii v processe izucheniya anglijskogo yazyka. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2022; № 2 (122): 56 - 59.
14. Nosulya O.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informacionnoj kul'tury studentov himicheskih napravlenij podgotovki. Didaktika matematiki: problemy i issledovaniya: mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh rabot. 2020; Vypusk 51: 28 - 34.
15. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki 'ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 34 - 37.
Статья поступила в редакцию 29.05.22
УДК 378
Khaibulaev M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Continuing Pedagogical Education, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
THEORETICAL APPROACHES AND PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN IDENTITY IN THE PROCESS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION. In
the authors' opinion, the most significant theoretical approaches and principles of the Russian identity formation in the ethno-cultural education process are investigated. The necessity of developing students' ethno-cultural and Russian identity by the education system means as a symmetrical response to the modernity challenges is demonstrated. The necessity of developing approaches and principles to optimize this process and significantly increase its efficiency is proved. The study of the main approaches to the Russian identity formation in the process of ethno-cultural education of the younger generation is carried out. Their capabilities for achieving positive results in this direction are demonstrated. After considering the theoretical approaches, the most significant principles are studied, the implementation of which can contribute to the successful Russian identity formation in the ethno-cultural education process.
Key words: formation of Russian identity, formation of ethno-national identity, ethno-cultural education, approaches to organization of educational process, principles of organization of educational process.
М.Х. Хайбулаев, канд. пед. наук, проф., директор института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
теоретические подходы и принципы формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения
Исследуются наиболее значимые, на взгляд авторов, теоретические подходы и принципы формирования российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения. Непосредственно перед этим демонстрируется необходимость развития у учащихся этнокультурной и российской идентичности средствами системы образования как симметричный ответ на вызовы современности. Далее доказывается необходимость разработки подходов и принципов, позволяющих оптимизировать данный процесс, существенно повысить его эффективность. Затем проводится исследование основных подходов к формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения подрастающего поколения. Демонстрируются их возможности в плане достижения в этом направлении положительных результатов. После рассмотрения теоретических подходов изучаются наиболее значимые принципы, реализация которых может способствовать успешному формированию российской идентичности в процессе этнокультурного просвещения.
Ключевые слова: формирование российской идентичности, формирование этнонациональной идентичности, этнокультурное просвещение, подходы к организации образовательного процесса, принципы организации образовательного процесса.
Работа выполнена по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности»
Актуальность выбранной темы становится понятной, если принять во внимание некоторые черты исторического пути нашей страны на его современном этапе.
Действительно, в последнее время фиксируется активизация деструктивных сил, действующих как внутри России, так и за её пределами. Их пагубное влияние усугубляется мировоззренческим плюрализмом, особенно характерным для представителей подрастающих поколений. Всё это вынуждает социологов, политологов и педагогов уделить повышенное внимание поискам путей форми-
рования российской идентичности [1-5]. Последняя может послужить в качестве консолидирующего начала, способного сплотить многонациональный российский народ в это непростое время.
В свою очередь, важным условием формирования российской идентичности у представителей молодых поколений является их этнокультурное просвещение. На современном этапе оно может быть осуществлено посредством использования ресурсов образовательной системы [6-10].