Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2343
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНЫЕ ЯЗЫКИ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ / ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дугарова Т. Ц., Боргояков С. А., Ермошкина Е. М., Цыбаева Л. А., Ооржак А. А.

Статья посвящена проблеме сохранения и развития языков народов Российской Федерации. Цель исследования - анализ состояния теоретико-методологического обеспечения и мониторинга реализации образовательно-языковой политики по сохранению и развитию родных языков и культур в регионах страны. Авторы признают остроту решения проблемы сохранения языков народов, его дискуссионный характер относительно качества нормативно-правового обеспечения современной языковой политики, теоретико-методологических оснований языкового образования, содержания, целей и способов его реализации. Даны результаты мониторинга по реализации языковой политики, проведенного в 29 регионах Российской Федерации. Даны результаты организации цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий «Языки и культура народов России: сохранение и развитие». Результаты исследования позволили выделить проблемы в сфере реализации образовательно-языковой политики (сопряженность многообразия форм и направлений мероприятий, направленных на сохранение языков, с их недостаточным уровнем теоретико-методологического обоснования, недостаточную системность в реализации задач национально-языковой политики в практике общеобразовательной школы; неразработанность во многих субъектах РФ региональных стратегий, концепций развития этноязыкового образования и т. д.). В статье авторы определяют перспективные линии развития образовательно-языковой политики: это определение современной концепции развития языкового (этнокультурного) образования, обоснование его целей и принципов и разработка вариативных моделей ее реализации, стратегическим ориентиром которого является формирование и укрепление гармоничного национально-русского двуязычия, обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением и поддерживается изучение национальных (этнических) языков народов России. Выделены ключевые принципы концепции развития языкового (этнокультурного, этноязыкового) образования: формирование и развитие полиязыко-вой компетентности обучающихся; сохранение и развитие языков и культур народов РФ как важного условия их интеграции в общероссийскую гражданскую нацию без ассимиляции; обеспечение подготовки и переподготовки педагогических работников, осуществляющих преподавание родного языка народов России в условиях поликультурного образовательного пространства. Результаты исследования могут быть использованы при выработке эффективных решений в области языкового образования (ценностно-смысловых, содержательных, технологических) по вопросам сохранения и развития родных языков, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических работников по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития языков народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF THE LANGUAGES OF THE PEOPLES OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article is devoted to the problem of preserving and developing the languages of the peoples of the Russian Federation. The purpose of the research is to analyze the state of theoretical and methodological support and monitoring of the implementation of educational and language policy for the preservation and development of native languages and cultures in the regions of the country. The authors recognize the urgency of solving the problem of preserving the languages of peoples, its debatable nature regarding the quality of legal support for modern language policy, theoretical and methodological foundations of language education, content, goals and methods of its implementation. The results of monitoring the implementation of the language policy conducted in 29 regions of the Russian Federation are given. The results of organizing a cycle of all-Russian and interregional informational and practical events "Languages and culture of the peoples of Russia: conservation and development". The results of the study allowed to identify problems in the implementation of educational language policy (the conjugation of the diversity of forms and directions of activities aimed at the preservation of languages, with their inadequate theoretical and methodological substantiation, the lack of consistency in the implementation of the tasks of the national language policy in the practice of the secondary school; undeveloped in many constituent entities of the Russian Federation regional strategies, development concepts and linguistic education, etc.). The authors identify promising lines of development of educational language policy: the definition of the modern concept of development of language (ethno-cultural) education, the rationale of its purposes and principles and the development of variable models of its implementation, the strategic guideline of which is the formation and strengthening of harmonious national-Russian bilingualism, provided by the knowledge of the Russian language as the state language by the whole population and is supported by the study of national (ethnic) languages of the peoples of Russia. The key principles of the concept of development of language (ethno-cultural, ethno-linguistic) education are highlighted: formation and development of multilingual competence of students; preservation and development of languages and cultures of the peoples of the Russian Federation as an important condition for their integration into the all-Russian civil nation without assimilation; provision of training and retraining of teachers who teach the native language of the peoples of Russia in a multicultural educational space. The results of the research can be used in the development of effective solutions in the field of language education (value-semantic, content-based, technological) for the preservation and development of native languages, in advanced training and retraining courses for teachers on improving the norms and conditions for the full functioning and development of the languages of the peoples of Russia.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 808.2 DOI: 10.25730/VSU.7606.20.042

Сохранение и развитие языков народов России: проблемы и перспективы*

Т. Ц. Дугарова1, С. А. Боргояков2, Е. М. Ермошкина3, Л. А. Цыбаева4, А. А. Ооржак5, Б. А. Дамдинов6

1доктор психологических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет; ведущий аналитик, Российская академия образования.

Россия, г. Москва. E-mail: [email protected] 2доктор педагогических наук; ведущий аналитик, Российская академия образования.

Россия, г. Москва. E-mail: [email protected] Генеральный директор, ООО СП «Содружество». Россия, г. Москва. E-mail: [email protected] 4кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-политических наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации.

Россия, г. Москва. E-mail: [email protected] 5преподаватель, Тувинский государственный университет.

Россия, г. Кызыл. E-mail: [email protected] 6магистрант, Московский государственный педагогический университет.

Россия, г. Москва. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения и развития языков народов Российской Федерации. Цель исследования - анализ состояния теоретико-методологического обеспечения и мониторинга реализации образовательно-языковой политики по сохранению и развитию родных языков и культур в регионах страны. Авторы признают остроту решения проблемы сохранения языков народов, его дискуссионный характер относительно качества нормативно-правового обеспечения современной языковой политики, теоретико-методологических оснований языкового образования, содержания, целей и способов его реализации. Даны результаты мониторинга по реализации языковой политики, проведенного в 29 регионах Российской Федерации. Даны результаты организации цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий «Языки и культура народов России: сохранение и развитие». Результаты исследования позволили выделить проблемы в сфере реализации образовательно-языковой политики (сопряженность многообразия форм и направлений мероприятий, направленных на сохранение языков, с их недостаточным уровнем теоретико-методологического обоснования, недостаточную системность в реализации задач национально-языковой политики в практике общеобразовательной школы; неразработанность во многих субъектах РФ региональных стратегий, концепций развития этноязыкового образования и т. д.).

В статье авторы определяют перспективные линии развития образовательно-языковой политики: это определение современной концепции развития языкового (этнокультурного) образования, обоснование его целей и принципов и разработка вариативных моделей ее реализации, стратегическим ориентиром которого является формирование и укрепление гармоничного национально-русского двуязычия, обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением и поддерживается изучение национальных (этнических) языков народов России. Выделены ключевые принципы концепции развития языкового (этнокультурного, этноязыкового) образования: формирование и развитие полиязыковой компетентности обучающихся; сохранение и развитие языков и культур народов РФ как важного условия их интеграции в общероссийскую гражданскую нацию без ассимиляции; обеспечение подготовки и переподготовки педагогических работников, осуществляющих преподавание родного языка народов России в условиях поликультурного образовательного пространства. Результаты исследования могут быть использованы при выработке эффективных решений в области языкового образования (ценностно-смысловых, содержательных, технологических) по вопросам сохранения и развития родных языков, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических работников по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития языков народов России.

Ключевые слова: родные языки, языковое образование, проблемы обучения родному языку, политика идентичности, формирование общероссийской гражданской идентичности.

© Дугарова Т. Ц., Боргояков С. А., Ермошкина Е. М., Цыбаева Л. А., Ооржак А. А., Дамдинов Б. А., 2020

* Исследование выполнено в рамках Государственного контракта от 08.10.2019 № 03.D34.11.0020 на выполнение работ (оказание услуг) по информационно-методическому сопровождению реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации».

В многоэтнической и поликультурной России проживают представители более 190 народов, и они говорят на почти трех сотнях языков и диалектов. Одной из главных задач национальной политики является формирование общероссийской гражданской (государственно-гражданской) идентичности при сохранении и поддержке этнокультурного и языкового многообразия как основы укрепления федеративного устройства государства и единства его многонационального народа (российской нации) [15].

В разработке проблемы национальной политики участвует множество разноуровневых субъектов, среди которых особое место занимает языковая политика, отражающаяся в деятельности образовательных организаций, институтов гражданского общества, средств массовой информации, общественных организаций, этнокультурных ассоциаций. Процессы глобализации, интернализации провоцируют обострение языковых процессов, ситуации языкового образования, становления идентичности. В этом плане актуальным становится изучение состояния государственной национальной политики по формированию и укреплению общероссийской идентичности и поддержке и сохранению языкового этнокультурного многообразия.

Цель исследования - анализ состояния теоретико-методологического обеспечения и мониторинга реализации образовательно-языковой политики по сохранению и развитию родных языков и культур в регионах страны. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать теоретико-методологические основания организации языкового образования в российской школе в контексте национально-языковой политики государства;

- на основе обобщения результатов мониторинга реализации образовательно-языковой политики по сохранению и развитию родных языков и культур в регионах страны выявить существующие проблемы и обосновать перспективные направления модернизации языкового образования с учетом потребностей и запросов народов России.

В связи с тем, что «языковая политика предполагает проведение определенного курса, опирающегося на процедуры принятия решений, которые регулируют весь круг связанных с применением языка вопросов» и характеризуется совокупностью признаков - принципами, программируемыми мерами, их ресурсным обеспечением и целевыми ориентирами [14, с. 680-681], ее эффективность в современных российских условиях определяется гармонизацией общественных интересов в решении актуальных языковых проблем, в том числе в «нейтрализации значимости языка как фактора раскола общества» [6].

Ключевой задачей языковой политики Российской Федерации является формирование и укрепление сбалансированного русско-национального двуязычия [2], при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением и поддерживается изучение национальных (этнических) языков народов России, как одного из главных условий обеспечения межнационального согласия и духовной общности народов страны. Сложность решения этой задачи связана как с многоэтничностью Российской Федерации, так и с особенностью федерального устройства государства - выделением в ее составе неравноценных по величине, социально-экономическому и национальному составам регионов: республик, краев, городов федерального значения, областей, автономной области и округов. Из-за отличий реальных условий жизни народов России, социально-политических и культурно-исторических характеристик их языки объективно находятся в неодинаковом положении и имеют разные возможности для своего развития. Поэтому разные языки, даже если и обладают юридически равными правами, не являются равными фактически. Так, языки титульных этносов республик, выполняя функции государственных языков, имеют более широкие права, чем, например, языки малочисленных народов, подвергающиеся в настоящее время значительной национально-языковой ассимиляции. В связи с этим одной из острейших проблем современной языковой политики Российской Федерации оказался вопрос о родных языках и соблюдении языковых прав личности в сфере образования [4; 5; 7; 16; 18].

Возникновение еще одной проблемы языковой политики связано с особенностями нормативно-правовых актов по поддержке и развитию национальных (этнических) языков, принятых в условиях политических и социально-экономических трансформаций в государстве после распада СССР и перехода национальной политики Российской Федерации от советской - унитаристской модели на идеологию поликультурализма. В соответствии с законодательством - Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О языках народов Российской Федерации» и «О государственном языке Российской Федерации» - государственным языком Российской Федерации стал русский язык. Республики в составе

Российской Федерации получили право устанавливать статус языков титульных этносов как государственных языков (35 языков) на своей территории и широкие возможности для их развития, расширения социальных функций и использования в образовательной сфере.

Включение в образовательно-языковые законодательства ряда республик (Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия, Саха (Якутия) и др.) нормы обязательного изучения республиканских государственных языков в школах этих республик в итоге привело к обострению противоречия между обучением русскому языку как государственному языку Российской Федерации и государственным языкам титульных этносов в этих субъектах. Норма обязательности изучения республиканских государственных языков зачастую приводила к сокращению объема и снижению качества изучения русского языка и воспринималась русскоязычными школьниками как принуждение к изучению неродного языка и нарушение их языковых прав.

В этой связи Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая в 2017 году на заседании Совета по межнациональным отношениям, подчеркнул важность русского языка как государственного и языка межнационального общения, который «знать должен каждый», а также языков народов России, изучение которых - «гарантированное Конституцией право, право добровольное». Поэтому «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского» [11].

Хотя одним из важных принципов языковой политики России, как и многих других многонациональных стран, является равноправие всех языков, по мнению В. М. Алпатова, «государство всегда выступало и выступает в качестве силы, поддерживающей потребность взаимопонимания, стимулируя почти везде роль государственного... языка» [1, с. 18]. Ибо любое государство для более эффективного управления обществом заинтересовано в развитии общего государственного языка. В сохранении и развитии национальных языков в первую очередь заинтересованы носители этих языков и этнические сообщества. В целях конструктивного развития этих двух направлений языковой политики Российская Федерация, как многоэтничное государство, заинтересовано в разработке эффективного механизма формирования гармоничного социального многоязычия подрастающих поколений.

В связи с этим целью данной статьи является анализ современной языковой ситуации и языкового образования в контексте концептуально значимых задач национально-языковой политики России, определяющих теоретические предпосылки совершенствования и развития этноязыкового образования.

Теоретические основы. Функционирующая в настоящее время в Российской Федерации государственная модель национально-языковой политики построена в соответствии с особенностями языковой ситуации в стране на основе обобщения историко-педагогического опыта решения языковых проблем на разных этапах развития государства и типологизации этнолингвистических ситуаций в регионах. Поскольку в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, объективно невозможно организовать одинаковое функциональное развитие всех языков, проектирование вариативных региональных систем национально-языковой политики необходимо для учета специфических особенностей этнодемографических и языковых ситуаций в субъектах федерации, уровня развитости языков, ценностных ориентаций этнических сообществ, их отношения к родному (этническому) языку и др. Региональные модели национально-языковой политики позволяют обеспечивать равноправие возможностей для развития языков в соответствии с их юридическим и фактическим (функциональным) статусом и их применение в жизненно важных для того или иного народа сферах, таких как национальная культура, образование, СМИ, а также сферы семейного и межличностного общения.

В. Ю. Михальченко выделяет пять региональных моделей образовательно-языковой политики Российской Федерации [13, с. 11-12]. Первая - это однокомпонентная модель, в которой доминирует государственный русский язык. Она характерна для областей Российской Федерации. Вторая - двухкомпонентная модель, реализуемая в большинстве республик, согласно которой признано функционирование двух языков (русского языка и республиканского государственного языка). Функционирование трех языков (русского языка, двух республиканских языков) характеризует третью модель языковой политики (например, в Кабардино-Балкарии). Четвертая - многокомпонентная модель, в которой помимо русского доминирующими языками являются три и более языка (например, в Дагестане). И пятая модель -дифференциальная (экстерриториальная) модель, характерна для функционирования языков малочисленных народов.

Необходимо отметить, что основными задачами языковой политики Российской Федерации является не только достижение баланса между знанием русского языка как государственного всем населением и сохранением и изучением этнических языков, но и обеспечение интеграционной взаимосвязи общероссийской и этнонациональной идентичности как условия укрепления гражданского единства народов России. Анализ современной нормативно-правовой базы национально-языковой политики с точки зрения решения этих задач, а также появление новых вызовов в этой сфере общественной жизни позволяет сделать вывод о необходимости обновления и корректировки теоретико-методологических оснований моделей национально-языковой политики как в регионах, так и в России в целом [11; 16].

В связи с тем языковая реальность выступает как особое условие развития и бытия личности, определяет ментальную сущность этноса [8; 10], разным аспектам языковой политики посвящено значительное число отечественных и зарубежных исследований. В публикациях российских исследователей большое внимание уделяется рассмотрению языковой политики как элемента политики идентичности, которая трактуется как деятельность государства и общества по формированию гражданской, национальной и региональных идентич-ностей [17, с. 73].

Как пишет В. М. Алпатов, в современных государствах в условиях отсутствия полного языкового единства «любая языковая политика <...> связана с взаимодействием двух естественных, но противоположных друг другу потребностей. Назовем их потребностью в идентичности и потребностью взаимопонимания». Однако в реальной жизни людям часто приходится «жертвовать либо потребностью идентичности, либо потребностью взаимопонимания» [1, с. 8].

Историко-педагогический анализ трансформации моделей этноязыковой политики, теоретико-методологические основания которых определялись социокультурными потребностями общества и идеологическими установками государства, свидетельствует, что несбалансированная политика идентичности приводит либо к усилению унитаристско-ассимиля-ционных тенденций, либо к разрыхлению единства общества. Так, если ориентация национальной политики государства в постсоветский период на «спонсирование этнической идентичности» приводила к становлению автономистских моделей этнокультурного образования и росту количества этнических языков, изучаемых в школах страны, то последующая смена ее парадигмы и доминирующая установка на формирование российской гражданской нации и усиление внимания к роли государственного русского языка приводит к «уходу» обучающихся от изучения родных (этнических) языков своего народа [11; 14].

В постсоветское десятилетие (1991-2005 гг.) в Российской Федерации произошел рост числа изучаемых в школе родных (нерусских) языков с 46 до 81 (с учетом субвариантов мордовского языка - эрзя/мокша и марийского - горные/луговые), в том числе в качестве языка обучения - с 20 до 33. В этот период увеличилось также количество школьников, изучающих родные языки. Однако политика акцентирования на культурном разнообразии сообществ и индивидов при недостаточно проработанном механизме сопряжения целевых установок федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов образования оказалась не в состоянии решать задачи укрепления общероссийской идентичности подрастающих поколений и духовного единства общества.

С постановки задачи по интеграции народов страны в единую гражданскую (политическую) нацию и переходом системы образования на федеральные ГОС этнокультурная проблематика в содержании образования стала сужаться и ситуация с обучением национальным языкам заметно ухудшилась [4]. Система образования в этот период в первую очередь стала ориентироваться на общечеловеческие ценности и на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство при недостаточном учете в содержании образования уникального духовно-нравственного опыта народов России.

В результате к 2016 году в государственной системе образования число языков, изучаемых в школе, снизилось до 72, в том числе языков школьного образования - до 29. Количество школ, в которых осуществлялось обучение родным языкам, уменьшилось на 25 %, а количество обучающихся - на 21 % [4, с. 8].

Отрицательная динамика количественных показателей обучения родным языкам была обусловлена неэффективностью механизма реализации языковой политики государства в сфере образования, несоответствием организационно-педагогических условий современной школы изменившимся языковым и образовательным потребностям обучающихся, нежеланием

молодежи изучать родные языки в связи с их функциональной ограниченностью и социальной невостребованностью, а также стремлением школьников и их родителей облегчить учебную нагрузку. В целом среди коренных народов России доминирующим стало русско-национальное двуязычие. Двуязычие в пользу этнического языка, когда доминирует количество людей, лучше владеющих языком своей национальности, т. е. национально-русское двуязычие наблюдается только у тувинцев и саха (якутов).

В результате новым вызовом системе этноязыкового образования стала проблема обучения родному языку детей, слабо владеющих или не владеющих им, которую можно обозначить как проблему обучения этническому языку как неродному [3].

Принятие в 2018 г. Государственной Думой Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» закрепило обязательность изучения и свободный выбор учениками и их семьями родного языка, включив в их число русский язык, наряду с изучением русского языка как государственного языка РФ. Утверждение в тексте закона права свободного выбора учениками и их семьями родного языка для изучения в школе при отсутствии нормативного определения понятия «родной язык» предполагает возможность выбора в качестве учебного предмета русского языка как родного независимо от этнической идентификации обучающихся.

В российской науке признается многозначность категории «родной язык»: в словарях и энциклопедиях приводятся его значения как «материнский язык» («язык колыбели»); «этнический язык» (язык национальности независимо от владения); «функционально главный язык» (основной язык знания и пользования). При этом как в науке, так и на практике укоренилось, что родным может быть только один язык, и чаще всего родным называют не «основной язык знания и общения» и даже не первый выученный язык, а язык этнической принадлежности. Т. е. стало аксиомой, что язык и этнос пребывают в неразрывном единстве. Как пишет академик В. А. Тишков, «в России вопрос о языке вмонтирован и является частью именно этнической (у нас она называется "национальной") политики» [18, с. 136].

Между тем в современном языковом праве разрабатывается и получает поддержку подход, в соответствии с которым один человек может иметь несколько родных языков. Родной язык может определяться по происхождению, внутренней и внешней идентификации, компетенции и функциональности [19, с. 360-361].

Социокультурным последствием выбора этнически нерусскими школьниками русского языка как родного в качестве учебного предмета в перспективе приведет, во-первых, к еще большему их «уходу» от изучения этнических языков и, во-вторых, к демонтажу укоренившейся социокультурной матрицы «родной язык - этнический (материнский) язык», к легитимизации «родного двуязычия» и, соответственно, к переходу массового сознания на возможность иметь два родных языка.

При всем позитивном отношении коренных народов страны к своим этническим языкам в реальной практике большинство из них объективно предпочитает русский язык, поскольку хорошее знание русского языка облегчает учебу в школе и сдачу ЕГЭ, способствует более эффективной социализации и профессиональной карьере молодежи.

О негативных последствиях реализации закона о «родных языках» свидетельствуют данные о динамике изучения родных языков в общеобразовательных школах. Так, сравнение количественных показателей изучения башкирского языка в Республике Башкортостан до и после принятия закона свидетельствует о заметном снижении численности школьников, выбравших башкирский язык в качестве учебного предмета. Если в 2017 году башкирский язык изучали 87,1 % от общего числа школьников, а как родной - 63,4 % [4, с. 7], то в 2019 году 63,05 % учащихся в качестве родного выбрало русский язык, башкирский - 15,6 %, татарский - 9,45 % и другие языки - 11,9 % [12]. Если исходить из этнического состава населения Республики Башкортостан, то чуть менее половины этнически нерусских школьников в качестве школьного предмета стали выбирать «русский язык как родной».

Нет сомнений, что социокультурным последствием отказа детей от изучения в школе языка своего этноса станет усиление этноязыковой ассимиляции подрастающих поколений и стимулирование ассимиляционных процессов среди коренных народов России.

Одной из актуальных задач образовательно-языковой политики, соответствующей вызовам времени и разработанным научным знаниям, является определение современной стратегии и концепции развития этнокультурного (этноязыкового) образования, обоснование его целей и принципов и разработка вариативных моделей реализации.

Методологическими ориентирами такой концепции развития этнокультурного (этноязыкового) образования могут стать следующие базовые принципы [5]:

- интеграция наций и этнических групп в российскую цивилизацию без ассимиляции на основе диалога культур;

- учет региональных этнокультурных и языковых потребностей народов России;

- социальная ответственность и активность родителей и этнических сообществ;

- формирование и развитие гармоничной общероссийской идентичности, структурными компонентами которой являются этническая, региональная, российская гражданская и цивилизационная идентичности [9].

Метод. С целью обеспечения информационно-методического сопровождения реализации мероприятий, своевременного корректирования планов реализации, а также повышения эффективности и согласованности организации мероприятий, проводимых в регионах России, по сохранению и развитию родных языков и культуры востребованы мониторинговые исследования. По заказу Министерства просвещения Российской Федерации реализуется комплекс государственных контрактов, которые направлены на поддержку языков народов России. В рамках одного из них был проведен мониторинг, отражающий как результаты регионов в осуществлении языковой политики, так и перспективные направления осуществления языковой политики с учетом потребностей и запросов целевой аудитории. По заказу Министерства просвещения Российской Федерации данное исследование проведено ООО СП «Содружество» на сайте языкинародов.рф в период с апреля по октябрь 2019 г. Авторы статьи выступали как эксперты-исследователи. Всего в исследовании приняли участие 7,5 тыс. руководителей образовательных организаций и 55 тыс. педагогических работников из 29 региональных органов власти (Вологодская область, Воронежская область, Красноярский край, Курская область, Липецкая область, Московская область, Ненецкий АО, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Ростовская область, Ставропольский край, Томская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Чеченская Республика, Чукотский АО).

Результаты. Мониторинг показал, что регионами накоплен достаточный опыт организации и проведения различного рода мероприятий (рис. 10) в рамках реализации языковой политики. Как показывает анализ данных, основными формами проведения мероприятий, направленных на сохранение и развитие языков народов России, популяризацию ценностей традиционной народной культуры, формирование ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации, являются научно-практические конференции, круглые столы, форумы-диалоги, лингвистические форумы, симпозиумы, конкурсы и олимпиады по родным языкам и литературе, конкурсы методических разработок учителей. Набирают популярность конференции-школы, флешмобы, дни тематической библиографии.

По йшыун 29 субъектов Российской ФеЗерочии

Рис. 1. Практика организации и проведения мероприятий по вопросам сохранения и развития родных

языков и культуры в регионах

Среди многообразия используемых форм мероприятий, направленных на сохранение и развитие языков народов России, можно выделить наиболее популярные: практические семинары - 18 %, конференции - 16 %, мастер-классы - 14 % и курсы повышения квалификации для педагогов по отдельным вопросам преподавания родных языков народов России -13 % (рис. 2).

Мониторинговые исследования по языкам народов России

2%

Мониторинговые исследования по Р?И

Конкурсные ■ мероприятия

3%

Курсы ПК по проблемам государственной языковой политики 5%

Курсы ПК по вопросам преподавани: родных языко 1

Конференции, практические семинары и мастер-классы проводятся регулярно. Традиционными формами проведения мероприятий являются вебинары, форумы и выставки. Так, в Орловской области были проведены две региональные выставки: одна посвящена жизни и творчеству И. С. Тургенева, вторая - жизни и творчеству А. С. Пушкина. В Республике Карелия проведены две региональные выставки: выставка учебно-методических комплексов по предметам регионального содержания, а также выставка «Дети рисуют Калевалу». В Ростовской области три года подряд проходит региональная выставка «Вечно живое родное слово» (по творчеству донских писателей).

Активно проводятся мероприятия по популяризации русского языка в Новгородской, Московской, Орловской, Липецкой, Воронежской, Пензенской и Ростовской областях, а также в Красноярском крае, что обусловлено историческими особенностями формирования населения в этих регионах. Ежегодно количество мероприятий в отдельных регионах увеличивается, например, в Новгородской и Воронежской областях. Лидером по количеству проведенных мероприятий за последние три года является Новгородская область (проведено почти 1500 различных мероприятий).

Выделены регионы, в которых мероприятия направлены на развитие не только русского языка, но и татарского, чувашского, марийского, удмуртского языков, мордвы и других языков народов России. Например, большое внимание политике развития родного языка уделяется в Республике Татарстан, Северной Осетии, Адыгее, Тюменской области (см. рис. 30).

В Тюменской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике мероприятия охватывают более пяти языков. В Тюменской области - татарский, чувашский, немецкий, хантыйский, казахский, азербайджанский, армянский и др. В Республике Татарстан - русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордва.

Инновационной формой выявления лучших практик работы региональных, муниципальных систем, отдельных образовательных организаций по сохранению и развитию языков народов России становятся конкурсы. Конкурсы мотивируют педагогов к профессиональному росту, становятся площадкой для обмена опытом и развития педагогических инноваций. Региональные конкурсы представлены обширным тематическим разнообразием и направленно-

Проведение

Рис. 2. Формы проведения мероприятий (2017-2019 гг.)

стью. В Волгоградской области проводятся конкурсы «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности», «Язык - путь цивилизации и культуры». В Орловской области проводится региональный конкурс на лучшую методическую разработку учебного занятия по русскому языку и литературе «Работаем по ФГОС ОО». В Республике Карелии проводятся конкурсы «Учитель года Карелии», «Воспитатель года Карелии», конкурс на лучшие учебно-методические материалы. В Республике Татарстан организован Всероссийский конкурс учителей родных языков. В Республике Северная Осетия - Алания проведены Всероссийский мастер-класс учителей родного языка, педагогический конкурс профессионального мастерства, приуроченный к юбилею Коста Хетагурова. В Чукотском автономном округе интересен конкурс «Родной язык сохраним вместе!». В Тюменской области традиционными стали конкурсы «Лучший учитель татарского языка», фестиваль-конкурс «Лучшая школа с этнокультурным компонентом». В Омской области проводится «Педагогический марафон». Региональный конкурс «Лучшая методическая разработка урока и внеклассного мероприятия с использованием презентации», а также региональный конкурс проектов «Язык семьи и малой родины» инициированы в Ненецком автономном округе. В Ростовской области проводится конкурс учительских проектов по урочной деятельности, направленной на полноценное функционирование русского языка, «Знание родного языка открывает путь к сердцу».

Рис. 3. Мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков народов России (в процентах от общего количества мероприятий, проведенных в 2019 г. в субъектах - участниках исследования)

Во многих регионах организованы бесплатные онлайн-уроки по родным языкам. Например, в Республике Татарстан проводится дистанционное обучение татарскому языку «Ана теле». Ассоциацией ненецкого народа «Ясавэй» проводятся курсы изучения ненецкого языка для всех желающих в рамках программы «Язык - душа народа».

Активизация инновационной деятельности в сохранении и развитии языков народов России наблюдается по следующим направлениям: организационно-методическая, исследовательская работа. Для отслеживания языкового вопроса проводятся мониторинги и выполняются научные проекты, активизируется инновационная деятельность в вопросах сохранения и развития родных языков и культуры. В Ненецком автономном округе успешно реализуется региональный проект «Образование для населения, ведущего кочевой образ жизни» («Кочевой детский сад»). Здесь сформированы пилотные площадки по обучению ненецкому языку детей дошкольного возраста. Обучение осуществляется на основе внедрения активных методов погружения в языковую среду, мотивирования семей обучающихся, организации сотрудничества родителей, воспитателей и детей.

Интересен опыт региональных достижений в этнокультурном образовании и воспитании обучающихся. В Республике Карелия выполняется проект «Этнокои1и как центр этнокультурного образования и воспитания обучающихся». В Республике Адыгея действует этно-

Чеченская Челябинская Ставропольский Вологодская

Республика область рогп.,к_Н1,., край область

языковой лагерь «Адыгland», на базе которого школьники, прошедшие конкурсный отбор, в течение недели углубленно изучают родной язык, культуру адыгов. Для них организовывают лекции, мастер-классы по народным ремеслам.

Значимым аспектом реализации языковой политики является его информационно-методическое сопровождение: наличие средств массовой информации, распространяемых на родных языках народов России на региональном уровне. В эпоху цифровизации средства массовой информации обеспечивают скоростное погружение в языковую среду, эффективно влияют на усвоение норм, правил языка, выработку навыков разговорной речи. Согласно данным мониторинга, в Чеченской Республике, Республиках Калмыкия, Адыгея, Тыва, Карелия, Татарстан, Северная Осетия, Башкортостан, в Чукотском и Ненецком автономных округах, в Тюменской, Омской и Оренбургской областях действуют средства массовой информации, распространяемые на родных языках народов России. Важно отметить необходимость цифровизации языкового образования в части функционирования родных языков (создание и развитие онлайн-ресурсов родных языков, создание цифровой инфраструктуры для обучающихся, развитие сайтов-агрегаторов по обучению и воспитанию на родных языках и т. д.).

Обсуждение и заключение. Проведение анализа состояния теоретико-методологического обеспечения и мониторинга реализации образовательно-языковой политики по сохранению и развитию родных языков и культур в регионах страны показало наличие определенных проблем, решение которых может стать условием модернизации языкового образования с учетом потребностей и запросов народов России. Неразработанность во многих субъектах РФ региональных стратегий и концепций развития этноязыкового образования в соответствии с вызовами времени и достижениями наук об образовании проявляется:

- в недостаточной теоретико-методологической обоснованности и системности в реализации задач национально-языковой политики в практике общеобразовательной школы;

- в неразработанности сбалансированного механизма обеспечения взаимосвязи и интеграции этнокультурной идентичности с общероссийским самосознанием, способствующей развитию сплоченности и единства российского общества;

- в отсутствии определенных критериев и показателей развития культурного и языкового многообразия и этнокультурной идентичности как интегративной составляющей общероссийской идентичности обучающихся и др.

В соответствии со стратегией национальной политики актуальной задачей образовательно-языковой политики является разработка механизма обеспечения взаимосвязи и интеграции этнокультурной идентичности с общероссийским самосознанием, способствующей развитию сплоченности и единства российского общества.

В этой связи одной из важных направлений решения задач национально-языковой политики является определение современной концепции развития языкового (этнокультурного) образования, обоснование его целей и принципов и разработка вариативных моделей ее реализации, стратегическим ориентиром которого является формирование и укрепление гармоничного национально-русского двуязычия, обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением и поддерживается изучение национальных (этнических) языков народов России.

Успешность реализации языковой политики зависит от концептуальной стратегии, направленной на разрешение методологических противоречий, обеспечения системного характера экспертно-аналитического и организационно-методического сопровождения деятельности по вопросам сохранения и развития родных языков. Ключевыми принципами концепции развития языкового (этнокультурного, этноязыкового) образования могут стать:

- формирование и развитие полиязыковой компетентности обучающихся;

- сохранение и развитие языков и культур народов РФ как важного условия их интеграции в общероссийскую гражданскую нацию без ассимиляции;

- обеспечение подготовки и переподготовки педагогических работников, осуществляющих преподавание родного языка народов России в условиях поликультурного образовательного пространства.

Для модернизации этноязыкового образования и политики идентичности в соответствии с вызовами времени необходимо совершенствование нормативно-правовой базы и научного сопровождения этих процессов, инициирование социальной ответственности и активности самих народов, конструирование мотивационных механизмов гражданского поведения различных слоев населения [4]. Тогда региональные сообщества в соответствии со

своими ценностными и мировоззренческими представлениями станут акторами национальной политики и идеологами разработки инновационных моделей этноязыкового образования и политики идентичности. Анализ инновационных образовательных решений в организации учебного и воспитательного процесса, направленных на повышение эффективности по сохранению и распространению культуры русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, позволил выделить актуальные проблемы, требующие системной работы по созданию необходимых условий и соответствующего информационного пространства на федеральном и региональном уровнях. В заключение подчеркнем, что ведущая роль в этом процессе принадлежит системе непрерывного образования, где сохраняет свою актуальность выработка эффективных решений (ценностно-смысловых, содержательных, технологических) по вопросам сохранения и развития родных языков в области образования: достижение личностных результатов на каждом возрастном этапе, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития языков народов России; внедрение интерактивных методов обучения родным языкам; разработка системы дистанционного обучения родным языкам, разработка и функционирование электронных образовательных ресурсов в области образования на языках народов России.

Список литературы

1. Алпатов В. М. Языковая политика в современном мире // Научный диалог. 2013. № 5 (17). Филология. С. 8-28.

2. Боргояков С. А. Проблемы и перспективы родных языков финно-угорских народов в российской системе образования // Известия Российской академии образования. 2018. № 1 (45). С. 99-114.

3. Боргояков С. А. Состояние и перспективы родных языков в российской системе образования // Наука и школа. 2017. № 6. С. 20-30.

4. Боргояков С. А., Бозиев Р. С. Языковое образование и национально-языковая политика России / Педагогика. 2018. № 11. С. 3-16.

5. Боргояков С. А., Бозиев Р. С. Идеологические и педагогические коллизии этноязыкового образования в современной России // Педагогика. 2020. Т. 84. № 2. С. 5-20.

6. Борисова Н. Политизация языка и языковая политика в этнических территориальных автономиях / Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 9. С. 67-75.

7. Дробижева Л. М. Динамика российской идентичности// Нациестроительство: состояние, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. М. А. Омаров. 2018. С. 11-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дугарова Т. Ц. Психолингвистическая модель этнической идентичности // Байкальские встречи - Х: Культурная память и культурная идентичность в условиях глобализации : материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 15-21.

9. Дугарова Т. Ц. Развитие гражданской и этнокультурной идентичности в трансграничных регионах Сибири // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. А. Д. Карнышев, В. А. Решетников. 2019. С. 124-127.

10. Дугарова Т. Ц. Феномены языковых реалий этнического самосознания в контексте концепции феноменологии развития и бытия личности (на материале изучения ментальности бурят) // Развитие личности. 2018. № 2. С. 183-208.

11. Заседание Совета по межнациональным отношениям. URL: http: //www.kremlin.ru/events/ president/news/55109 (дата обращения: 10.09.2020).

12. Как изучаются национальные языки в школах республик Поволжья и Урала. URL: https://mariuver.com/2019/08/30/nac-jaz-povolzhe-ural (дата обращения: 10.03.2020).

13. Михальченко В. Ю. Динамика языковой ситуации в Российской Федерации // Перспективы и вызовы языковой политики и языковой ситуации в Крыму : Международный круглый стол (Москва, 56 ноября 2019 г.) : доклады и сообщения / отв. ред. Моника Вингендер, А. Н. Биткеева, Э. В. Хилханова ; Институт языкознания РАН, Научный центр «Восточная Европа» (GiZo) Гиссенского университета им. Юстуса Либига. Москва, 2019. С. 8-24.

14. Мухарямов Н. М. Политика языка и языковая политика / Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание // отв. ред. И. С. Семененко / ИМЭМО РАН. М. : Весь мир, 2017. С. 677-684.

15. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666. URL: http://government.ru/news/ 26013 (дата обращения: 20.05.2020).

16. Попков Ю. В. Концептуальные основы формирования интеграционного потенциала государственной национальной политики // Сибирский философский журнал. 2017. Т. 15. № 2. С. 148-163.

17. Регулирование этнополитической конфликтности и поддержание гражданского согласия в условиях культурного разнообразия: модели, подходы, практики : аналитический доклад / отв. ред. И. С. Семененко. М. : ИМЭМО РАН, 2017. 229 с.

18. Тишков В. А. Языковая ситуация и языковая политика в России (ревизия категорий и практик) // Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 127-144.

19. Skuttnabb-Kangas T., Bucak S. How the Kurds are Deprived of Linguistic Human Rights // T. Skutt-nabb-Kangas, R. Phillipson [eds.]. Linguistic Human Rights. Overcoming Linguistic Discrimination. Berlin. New York : Mouton de Gruyter, 1995. Рр. 347-370.

Preservation and development of the languages of the peoples of Russia: problems and prospects

T. C. Dugarova1, S. A. Borgoyakov2, E. M. Yermoshkina3, L. A. Cybaeva4, A. A. Oorzhak5, B. A. Damdinov 6

1Doctor of Psychological Sciences, associate professor, Moscow State Pedagogical University; leading analyst, Russian Academy of education. Russia, Moscow. E-mail: [email protected] 2Doctor of Pedagogical Sciences; leading analyst, Russian Academy of education.

Russia, Moscow. E-mail: [email protected] 3general director, LLC JV Sodruzhestvo. Russia, Moscow. E-mail: [email protected] 4PhD of Psychological Sciences, associate professor of the Department of Humanities and Socio-political Sciences, Moscow State Technical University of Civil Aviation.

Russia, Moscow. E-mail: [email protected] 5professor, Tuva State University. Russia, Kyzyl. E-mail: [email protected]

6magistrant, Moscow State Pedagogical University. Russia, Moscow. E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the problem of preserving and developing the languages of the peoples of the Russian Federation. The purpose of the research is to analyze the state of theoretical and methodological support and monitoring of the implementation of educational and language policy for the preservation and development of native languages and cultures in the regions of the country. The authors recognize the urgency of solving the problem of preserving the languages of peoples, its debatable nature regarding the quality of legal support for modern language policy, theoretical and methodological foundations of language education, content, goals and methods of its implementation. The results of monitoring the implementation of the language policy conducted in 29 regions of the Russian Federation are given. The results of organizing a cycle of all-Russian and interregional informational and practical events "Languages and culture of the peoples of Russia: conservation and development". The results of the study allowed to identify problems in the implementation of educational language policy (the conjugation of the diversity of forms and directions of activities aimed at the preservation of languages, with their inadequate theoretical and methodological substantiation, the lack of consistency in the implementation of the tasks of the national language policy in the practice of the secondary school; undeveloped in many constituent entities of the Russian Federation regional strategies, development concepts and linguistic education, etc.).

The authors identify promising lines of development of educational language policy: the definition of the modern concept of development of language (ethno-cultural) education, the rationale of its purposes and principles and the development of variable models of its implementation, the strategic guideline of which is the formation and strengthening of harmonious national-Russian bilingualism, provided by the knowledge of the Russian language as the state language by the whole population and is supported by the study of national (ethnic) languages of the peoples of Russia. The key principles of the concept of development of language (ethno-cultural, ethno-linguistic) education are highlighted: formation and development of multilingual competence of students; preservation and development of languages and cultures of the peoples of the Russian Federation as an important condition for their integration into the all-Russian civil nation without assimilation; provision of training and retraining of teachers who teach the native language of the peoples of Russia in a multicultural educational space. The results of the research can be used in the development of effective solutions in the field of language education (value-semantic, content-based, technological) for the preservation and development of native languages, in advanced training and retraining courses for teachers on improving the norms and conditions for the full functioning and development of the languages of the peoples of Russia.

Keywords: native languages, language education, problems of teaching the native language, identity policy, formation of the all-Russian civil identity.

References

1. Alpatov V. M. Yazykovaya politika v sovremennom mire [Language policy in the modern world] // Nauchnyj dialog - Scientific dialogue. 2013. No. 5 (17). Philology. Pp. 8-28.

2. Borgoyakov S. A. Problemy i perspektivy rodnyh yazykov finno-ugorskih narodov v rossijskoj sisteme obrazovaniya [Problems and prospects of native languages of Finno-Ugric peoples in the Russian education sys-

tem] // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya - Proceedings of the Russian Academy of Education. 2018. No. 1 (45). Pp. 99-114.

3. Borgoyakov S. A. Sostoyanie i perspektivy rodnyh yazykov v rossijskoj sisteme obrazovaniya [State and prospects of native languages in the Russian education system] // Nauka i shkola - Science and school. 2017. No. 6. Pp. 20-30.

4. Borgoyakov S. A., Boziev R. S. Yazykovoe obrazovanie i nacional'no-yazykovaya politika Rossii [Language education and national language policy of Russia] / Pedagogika - Pedagogy. 2018. No. 11. Pp. 3-16.

5. Borgoyakov S. A., Boziev R. S. Ideologicheskie i pedagogicheskie kollizii etnoyazykovogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii [Ideological and pedagogical conflicts of ethno-linguistic education in modern Russia] // Pedagogika - Pedagogy. 2020. Vol. 84. No. 2. Pp. 5-20.

6. Borisova N. Politizaciyayazyka iyazykovaya politika v etnicheskih territorial'nyh avtonomiyah [Politiza-tion of language and language policy in ethnic territorial autonomies] / Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World economy and international relations. 2016. Vol. 60. No. 9. Pp. 67-75.

7. Drobizheva L. M. Dinamika rossijskoj identichnosti [Dynamics of Russian identity] // Naciestroitel'stvo: sostoyanie, problemy, perspektivy : materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii - Nation-building: state, problems, prospects: materials of the all-Russian scientific conference / ed. by M. A. Omarov. 2018. Pp. 11-18.

8. Dugarova T. C. Psiholingvisticheskaya model' etnicheskoj identichnosti [Psycholinguistic model of ethnic identity] // Bajkal'skie vstrechi - X: Kul'turnaya pamyat' i kul'turnaya identichnost' v usloviyah globalizacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Baikal meetings - X: Cultural memory and cultural identity in the context of globalization : materials of the international scientific and practical conference. 2018. Pp. 15-21.

9. Dugarova T. C. Razvitie grazhdanskoj i etnokul'turnoj identichnosti v transgranichnyh regionah Sibiri [Development of civil and ethno-cultural identity in cross-border regions of Siberia] // Mezhdisciplinarnye resursy ekonomicheskoj psihologii v formirovanii etnoregional'noj identichnosti i pozitivnogo obraza maloj rodiny: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem - Interdisciplinary resources of economic psychology in the formation of ethno-regional identity and positive image of the small Motherland : materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation / ed. A. D. Karnyshev, V. A. Reshetnikov. 2019. Pp. 124-127.

10. Dugarova T. C. Fenomenyyazykovyh realij etnicheskogo samosoznaniya v kontekste koncepcii fenome-nologii razvitiya i bytiya lichnosti (na materiale izucheniya mental'nosti buryat) [Phenomena of linguistic realities of ethnic self-consciousness in the context of the concept of phenomenology of development and being of the individual (based on the study of Buryat mentality)] // Razvitie lichnosti - Develop, ment of personality. 2018. No. 2. Pp. 183-208.

11. Zasedanie Soveta po mezhnacional'nym otnosheniyam - Meeting of the Council on interethnic relations. Available at: http: //www.kremlin.ru/events/president/news/55109 (date accessed: 10.09.2020).

12. Kak izuchayutsya nacional'nyeyazyki vshkolah respublik Povolzh'ya i Urala - How national languages are studied in schools of the Volga and Ural republics. Available at: https://mariuver.com/2019/08/30/nac-jaz-povolzhe-ural (date accessed: 10.03.2020).

13. Mihal'chenko V. Yu. Dinamikayazykovoj situacii v Rossijskoj Federacii [Dynamics of the language situation in the Russian Federation] // Perspektivy i vyzovyyazykovoj politiki iyazykovoj situacii v Krymu : Mezhdu-narodnyj kruglyj stol (Moskva, 5-6 noyabrya 2019 g.) : doklady i soobshcheniya - Perspectives and challenges of language policy and language situation in Crimea: international round table (Moscow, November 5-6, 2019): reports and reports / ed. Monika Wingender, A. N. Bitkeeva, E. V. Hilkhanova; Institute of linguistics of the Russian Academy of Sciences, research center "Eastern Europe" (GiZo) of the Giessen University. Justus Liebig. Moscow. 2019. Pp. 8-24.

14. Muharyamov N. M. Politika yazyka i yazykovaya politika [Policy of language and language policy] / Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika. Enciklopedicheskoe izdanie - Identity: Personality, society, politics. Encyclopedic edition // ed. by I. S. Semenenko / IMEMO RAS. M. Ves' mir. 2017. Pp. 677-684.

15. On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025: approved. By decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 N 1666. Available at: http://government.ru/news/26013 (date accessed: 20.05.2020) (in Russ.).

16. Popkov Yu. V. Konceptual'nye osnovy formirovaniya integracionnogo potenciala gosudarstvennoj nacional'noj politiki [Conceptual bases of formation of integration potential of the state national policy] // Sibir-skij filosofskijzhurnal - Siberian philosophical journal. 2017. Vol. 15. No. 2. Pp. 148-163.

17. Regulirovanie etnopoliticheskoj konfliktnosti i podderzhanie grazhdanskogo soglasiya v usloviyah kul'turnogo raznoobraziya: modeli, podhody, praktiki: analiticheskij doklad - Regulation of ethnopolitical conflict and maintenance of civil consent in conditions of cultural diversity: models, approaches, practices: analytical report / ed. by I. S. Semenenko. M. IMEMO RAS. 2017. 229 p.

18. Tishkov V. A. Yazykovaya situaciya i yazykovaya politika v Rossii (reviziya kategorij i praktik) [Language situation and language policy in Russia (revision of categories and practices)] // Polis. Politicheskie issle-dovaniya - Polis. Political research. 2019. No. 3. Pp. 127-144.

19. Skuttnabb-Kangas T., Bucak S. How the Kurds are Deprived of Linguistic Human Rights // T. Skutt-nabb-Kangas, R. Phillipson [eds.]. Linguistic Human Rights. Overcoming Linguistic Discrimination. Berlin. New York. Mouton de Gruyter, 1995. Pp. 347-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.