ОЛЬГА АРТЕМЕНКО, ДАРЬЯ ПЕТРУХИНА
Общероссийское и этническое сознание: формирование и принципы интеграции
Аннотация. В статье рассматриваются основные механизмы языковой политики федерального и республиканского уровней, направленные на формирование общероссийского гражданского сознания. Авторы анализируют блок нормативно-правовых документов, регламентирующих современную языковую образовательную политику в России, а также взгляды научного сообщества на роль школьного образования в полиэтничном российском обществе. В статье выявляются условия формирования идентичностей обучающихся, а также рассматривается современное состояние и роль русского языка в формировании общероссийского гражданского сознания на принципах интеграции с этническим сознанием.
Ключевые слова: языковая образовательная политика, общероссийское гражданское самосознание, этническое сознание, государственный язык РФ, родные языки.
Вопрос формирования иден-тичностей учащихся школ, в частности, общероссийской гражданской идентичности, являющийся неотъемлемой частью политики государства в последние годы, нашел свое отражение в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и, как следствие, в региональных программах реализации данных Стратегий.
Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа России (российской нации) является приоритетом в списке целей государственной национальной политики. При этом предполагается сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений путем обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии [13].
Для достижения поставленных Стра-
тегией государственной национальной политики целей в каждом субъекте РФ разрабатывается и утверждается план мероприятий, рассчитанный на несколько лет. Механизмы реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года непосредственно зависят от особенностей населения конкретного субъекта РФ, в том числе языковых, культурных и религиозных. Для анализа механизмов формирования общероссийской гражданской идентичности учащихся в различных культурных условиях возьмем шесть республик РФ с государственными языками республик, относящихся к разным языковым группам.
В республике Адыгея план мероприятий по реализации в 2016-2018 гг. Стратегии государственной политики РФ был принят в 2016 г. [8]. Здесь основными механизмами выступают методические и педагогические: организация обучения детей «основам этнокультуры» народов республики, проведение конкурса учителей родных языков народов республики. К правовым механизмам относится запланированное «принятие Закона Республики Адыгея «О внесении изменений
в Закон Республики Адыгея «О языках народов Республики Адыгея»». В целях сохранения родных языков (абхазо-адыгской языковой группы) проводится месячник родного языка.
Другой субъект Северокавказского Федерального округа - республика Дагестан — отличается сильной пестротой этнического состава населения, как следствие, используются разнообразные механизмы по сохранению культур и формированию общероссийской гражданской идентичности. Большое внимание уделяется тренингам по толерантности, как среди молодежи, так и среди школьных учителей. Проводится большое количество фестивалей культур народов Дагестана, в том числе конкурсы детской художественной самодеятельности. Важным механизмом является издательская деятельность: планируется издание учебно-методической литературы, посвященной языкам и культурам народов Дагестана, проблемам формирования культуры межнационального общения, этноконфессиональ-ной толерантности, патриотическому и нравственному воспитанию, а также учебно-методической литературы по проблемам совершенствования взаимодействия семьи и школы в вопросах профилактики подростковой ксенофобии [6].
Среди механизмов, применяемых в республике Северная Осетия — Алания, выделяется включение в программы учебных заведений курсов, направленных на усвоение знаний о традиционной культуре, истории, истоках единства и достижениях многонационального народа России и входящих в него этносов. Однако в остальном политика не отличается разнообразием инструментов формирования общероссийской гражданской идентичности и сохранению родных языков населения [11].
В республике Коми, напротив, большое внимание уделяется развитию коми языка через такие мероприятия, как олимпиады по коми языку, коми литературе, историческому краеведению и коми фольклору; внедрение инновационных технологий обучения коми языку и литературе; приобретение учебно-методической литературы, проведение конференций и форумов для учителей. В субъекте реализуется большое количество этнопроектов: «Этнокультурная школа «Республика Коми - наш общий
дом», «Интерактивный молодежный этнокультурный университет», «Летний университет юных филологов», «Этнокультурные молодежные отряды». В целях формирования общероссийского самосознания организуются мероприятия, направленные на раскрытие многообразия национальных культур, распространение знаний о народах России, формирование гражданского патриотизма, а также празднования Дня славянской письменности и культуры, Дня русского языка. Кочевым оленеводам, проживающим на территории республики, предоставляется возможность авиаперевозки детей из мест кочевий к месту учебы и обратно на время летних каникул [10].
Многие механизмы по формированию общероссийской гражданской идентичности, используемые в республике Бурятия, тесно связаны с изучением русского языка. Так, в школах проходят фестивали и Дни русского языка, организован тотальный диктант «Красота и богатство русского языка». Другой блок мероприятий (информационные кампании, лекции, конференции и т.п.) направлен на профилактику ксенофобии и экстремизма в молодежной среде и пропаганде этнокультурной толерантности. Сохранению бурятских языка и культуры способствуют традиционный конкурс юных знатоков фольклора и фестиваль-конкурс юных исполнителей одической поэзии, празднования Дня бурятского языка [9].
Национальная политика в республике Хакасии основана на взаимодействии власти и жителей через «прием граждан, проживающих в Республике Хакасия, по вопросам духовно-нравственного воспитания и межнациональных отношений». В субъекте проводятся конкурсы на лучшие методические разработки по предметам этнокультурного образования, а также мероприятия, реализация программ, направленных на формирование у детей и молодежи чувства патриотизма и любви к Родине [6].
Анализируя приведенные данные, можно выделить большое количество сходных мероприятий в разных республиках РФ, что может свидетельствовать о признании их эффективности региональными органами власти. К таким общим направлениям реализации относятся:
1) Проведение среди молодежи информационных кампаний, лектори-
О. И. Арте-менко, директор Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, кандидат биологических наук, доцент
Д. В. Петру-хина, старший научный сотрудник Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС
ев, распространение материалов (печатных изданий, наглядных пособий, он-лайн-лекториев) об истории, культуре, традициях и обычаях народов и этнических общностей Республики.
2) Включение в общеобразовательные программы дошкольных учреждений и школ учебных и лекционных курсов, предметов, дисциплин, разделов и модулей в существующих дисциплинах, направленных на усвоение знаний о традиционной культуре, истории, истоках единства и достижениях народов Республики.
3) Организация празднования Дня славянской письменности и культуры, Дня русского языка, Дня родного языка, традиционных праздников и Дней воинской славы с привлечением молодежи.
4) Организация и проведение в образовательных организациях мероприятий по профилактике экстремизма (семинары, встречи и др. мероприятия).
5) Подготовка и издание учебной, учебно-методической литературы по изучению языков и традиций народов Республики.
6) Проведение школьных, районных, городских и республиканских олимпиад по родным языкам, литературе и культуре родного края, этнографических конкурсов и интеллектуальных викторин.
Кроме перечисленных сходных мероприятий, наблюдается комплекс специфических для каждого субъекта мер по реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», что объясняется особенностями культуры и географических условий проживания этнических общностей, а также их общего числа в пределах данной республики. Например, в северных субъектах, таких, как Республика Коми, необходимо решать проблему обучения детей оленеводческих народов, в том числе и обеспечения транспортного сообщения между стоянками и местами учебы.
Другим важным нормативно-правовым актом, регламентирующим формирование самосознания молодого поколения, выступает Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно данному документу «приоритетами государственной политики в области воспитания являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития
чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. Для достижения перечисленных целей было поставлено несколько блоков задач:
1) гражданское воспитание, включающее «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям»
2) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, предусматривающее развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
Поскольку Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года была принята недавно (начало 2017 г.) механизмы ее реализации еще четко не продуманы. Первым шагом должно стать «формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования» [12].
Член-корреспондент РАО М.Н. Кузьмин обозначил проблемы системы образования России в условиях полиэтнич-ности общества еще в конце 90-х гг. XX в. в статье «Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России» [Кузьмин, 2006. С. 152-172]. Основной проблемой, с которой столкнулось российской общество, явился кризис идентичности, наступивший в постсоветское время и запустивший «процесс нового самоопределения, поиск новой (возврат к старой) идентичности, рост этнического самосознания, осмысление новых ценностей и целей этнического развития» [Кузьмин, 2006. С.153]. Поскольку система образования является тем социальным институтом, который обеспечивает
£
М ■о
79
гражданскую целостность населения государства, она должна учитывать особенности этого населения, в данном случае - его полиэтничность, многоязычие, поликультурность и полиментальность. Эти показатели закономерно создают неоднородность духовной среды общества, и для обеспечения единства социального и культурного пространство необходимо соединение культурных потенциалов.
Важным условием формирования общероссийской гражданской идентичности М.Н. Кузьмин считает наличие национально-государственной идеи, способной на культурной основе способствовать достижению надэтническо-го языкового и культурно-ценностного единства. В этом вопросе необходимо опираться на исторический путь развития российской цивилизации, как интегрирующей платформы для всех проживающих на территории России этносов.
Еще одной важной проблемой выступает общий недостаток опыта и разработок в сфере учета полиэтничности общества применительно к системе образования. Европейская наука мало или вообще не сталкивалась с подобными вопросами, поскольку общества европейских стран были в большинстве своем гомогенны. Как следствие, в России необходимо создавать свое теоретическое решение этноязыковых и этнокультурных педагогических проблем, практическая реализация которого обеспечило бы «возможность полноценного вхождения иноэтничной личности в единое надэт-ническое общественное и духовное пространство РФ, ее самоидентификацию в качестве гражданина российской нации, возможность ее полноценной реализации - при сохранении органической духовной взаимосвязи с пространством родного языка, культуры и сознания» [Кузьмин, 2006. С.161].
В монографии «Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа», опубликованной в 2008 г. под редакцией М.Н. Кузьмина рассматривается комплекс антропологических проблем, вставших перед системой образования в процессе перехода России к гражданскому обществу. В работе подчеркивается важность определения единого для страны воспитательного идеала, который способствовал бы формированию личности гражданского общества. Однако для успешного достижения этой цели необходимо учитывать
особенности населения (его полиэтнич-ность) и различия регионов России в социально-экономическом уровне развития. Основными характеристиками сформированной личности гражданского общества должны стать свобода, самостоятельность, индивидуальная ответственность и толерантность, развитые чувства собственного достоинства, долга и чести [Кузьмин, 2008. С.32]. Формирование перечисленных личностных качеств должно происходить на этно-национальной культурно-ценностной и языковой основе каждого народа России, то есть воспитательный идеал должен быть реализован на бикультурной основе.
Авторы также обращают внимание на проблему соотношения и возможного конфликта интересов политически доминирующего этноса, преследующего общегосударственные консолидационные цели, и другими этносами, стремящимися выстроить самостоятельную систему культуры, которая включает и «собственную» систему образования [Кузьмин, 2008. С. 86]. Таким образом, важнейшей задачей является поиск баланса между общероссийскими и региональными образовательными целями, для чего необходимо привлечение к исследованию данной проблемы различных наук: этнологии, философской, исторической и педагогической антропологии, истории, культурологии, социологии и др. [Кузьмин, 2008. С.87].
В статье «Формирование идентично-стей в многонациональном российском обществе: роль школьного образования» О.И. Артеменко не просто снова поднимает вопрос о соотношении этнической и общероссийской идентичностей, но и указывает на особенности субъективного восприятия человеком той или иной идентичности, различая «осознание» (когнитивная сторона) и «ощущение» (чувственная сторона). По мнению автора, более значимым для человека является глубокое ощущение своей идентичности, чем простое ее осознание. Следовательно, для успешного формирования общероссийской гражданской идентичности необходимо задействовать именно чувственную сферу людей при помощи, например, массовых патриотических мероприятий.
В настоящее время целенаправленная политика формирования общероссийского гражданского самосознания не
является эффективной по причине непоследовательности действий по ее реализации. О.И. Артеменко выделяет три уровня формирования идентичностей: макроуровень (государственная политика), мезоуровень (образование, культура, СМИ) и микроуровень (семья, школа), и подчеркивает, что «на всех уровнях формирования идентичностей должна реа-лизовываться единая модель, направленная на формирование общероссийского самосознания только в контексте этнического сознания на общедидактических принципах интеграции» [Артеменко, 2016. С. 31-33].
Главным условием формирования общероссийской гражданской идентичности у обучающихся остается изучение русского языка, как государственного языка РФ, поскольку «он является стержнем, вокруг которого формируется гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства» [Артеменко, 2016. С. 34].
В 2016 году при финансовой поддержке ФАДН России прошел Всероссийский семинар-совещание «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности», по материалам которого был опубликован сборник докладов. Ученые и педагоги из разных субъектов России представили результаты своих исследований по таким темам как, формирование поликультурной личности, языковое многообразие России, особенности преподавания языков и литературы народов России, русский язык и русская литература как средства формирования общероссийской идентичности, роль и место родных языков в системе образования РФ, государственная поддержка изучения языков малочисленных народов, обеспеченность учебной литературой на родных языках и др. [15].
Согласно рассмотренным нормативно-правовым актам, необходимыми условиями формирования общероссийской гражданской идентичности обучающихся являются следующие:
1) наличие единого культурного цивилизационного кода, основанного на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России;
2) формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации
3) укрепление национального согласия и духовной общности населяющих Россию народов;
4) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
5) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его культурных особенностей;
6) поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
7) единство и целостность, преемственность и непрерывность воспитания;
8) создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
9) реализация мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
10) создание художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, граждан-ско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
11) сохранение, поддержка и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
Представители научного сообщества выдвигают как схожие, так и собственные условия, соблюдение которых необходимо для успешного формирования общероссийской гражданской идентичности. Среди наиболее важных условий выделяются следующие:
1) Поиск и разработка единого воспитательного идеала личности гражданского общества России с учетом особенностей населения и социально-экономического развития субъектов страны;
2) Исследование и постановка единых для российского общества педагогических целей и задач силами различных гуманитарных наук (философии, этнологии, педагогической антропологии, социологии и др.);
3) Поиск баланса между целями системы образования государственного и регионального уровней;
4) Сохранение этнонациональной культурно-ценностной и языковой основы каждого народа как базы для формирования общероссийского самосознания на бикультурной основе;
5) Разработка единой модели формирования идентичностей обучающихся на государственном, локальном и личностном уровнях с учетом интеграции этнического и гражданского самосознания;
6) Повсеместное изучение в школах русского языка в объеме, продиктованном статусом государственного языка Российской Федерации.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации. В этом статусе он является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства. Русский язык так же является родным языком для тех, кто его таковым считает. В школе, особенно в звене начального и основного общем образования базовыми характеристиками определяющими формирование общероссийской гражданской идентичности являются мотивированное отношение к русскому языку, умение произносить слова не машинально, а вдумываясь в то, о чем идет речь, и улавливать не поверхностный смысл, а глубокий. Это путь к укреплению российской нации.
Говоря о русском языке нужно помнить, что в России уникальная языковая среда. Русский язык находится во взаимодействии с более чем двумястами семьюдесятью (270) языками и диалектами. Все языки из числа языков народов России имеют своё конституционно установленное правовое положение: государственный язык Российской Федерации, государственный язык республики Российской Федерации и родной, в том числе русский язык.
Будучи общегосударственным, русский язык на протяжении всей истории многонационального государства выполнял и выполняет функцию проводника интеллектуального потенциала всех народов, живущих в России. Длительное взаимодействие русского языка с другими языками народов Рос-
сии привело к заимствованию, как отдельных слов, так и целых выражений. Русский язык восполняет функционально-структурный дефицит языков народов России.
В настоящее время лингвистами зафиксировано резкое падение русской языковой и речевой культуры, констатируется минимальный словарный запас у подрастающего поколения, наблюдается тенденция к увеличению орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. С одной стороны, это влияние Интернета, СМИ и современной художественной литературы, которые недостаточно отражают духовно-нравственные ценности и идеалы народов многонациональной России, а также характеризуются несоблюдением норм современного литературного русского языка большим количеством используемых жаргонизмов и вульгаризмом. С другой стороны, негативно сказывается несформированность у обучающихся, оканчивающих школу, системы языковых компетенций, хорошей грамматической основы, определяющей их грамотность. Наличие этих факторов объясняется инновационно-стихийной образовательной деятельностью. Необходимо отметить отсутствие единых механизмов, регламентирующих разработку содержания языкового образования, позволяющих на основании единых требований к уровню владения языка, создавать к единым учебникам варианты методик, учебно-методических комплектов учитывающих языковую ситуацию. О состоянии изучения русского языка свидетельствуют результаты единого государственного экзамена (далее ЕГЭ). Низкие баллы ЕГЭ по русскому языку (в 2015 году он был снижен до 24 балов) - это объективный показатель процессов, протекающих в обществе, государстве, влияющих на языковую среду, которая очень изменилась в худшую сторону. [Артеменко, 2016. С.37]
Приказом Минобрнауки России от 31.12. 2015 №1576 были внесены изменения в ФГОС, которые совершенно ничего не изменяют в общеобразовательной деятельности. Выделяя области «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная литература» русский язык не рассматривается в своем конституционно установленном положении родного языка. Таким образом, отсутствует указание на возможность преподавания
родного русского языка, очевидно, из-за того, что данная норма отсутствует в законодательстве. В ФГОС русский язык рассматривается как носитель культуры, как государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России [14], т.е. сферы языкового общения, не подлежащей правовому регулированию [2]. При этом, объединяя статус и социальные функции русского языка в одну группу, невозможно предусмотреть требования к результатам освоения предмета, которые определяют качество обучения.
Распоряжением Председателя Правительства РФ от 9 апреля 2016 № 637-р была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [3], которая не предлагает механизмы решения поручений Президента Российской Федерации. В документе подчеркивается, что требуется разработка методик преподавания русского языка в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.
Для улучшения ситуации обучения русскому языку, систематизации понятийного аппарата, обеспечивающего качество изучения русского языка Комитетом Государственной Думы по делам национальностей разработан законопроекте № 292430-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». В проекте закона предлагается закрепить правовое положение родного русского языка, для реализации конституционного права граждан выбора для изучения в общеобразовательных организациях русского языка в качестве родного языка. Таким образом, в образовательной деятельности впервые появляется законодательная норма равноправия русского языка со всеми другими языками народов России. Необходимо также из законодательной нормы ряда республик вывести русский язык из статуса государственного языка республики, сняв функциональное равноправие государственного языка Российской Федерации с государственным языком республики. Восстановить конституционную норму русского языка в статусе государственного языка Российской Федерации в законодательных и нормативных актах субъектов Российской Федерации.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Артеменко О.И. Формирование идентичностей в многонациональном российском обществе: роль школьного образования // Вестник российской нации. 2016. №3. С.24-41.
2. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 N 1807-1, Гл.1, ст.1, п.2
3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Председателя Правительства РФ от 9 апреля 2016 № 637-р [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_196947/
4. Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России // Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтнического общества / Сб. статей, посвященный 75-летию чл.-корр. РАО М.Н. Кузьмина. В 2-х ч. М. 2006.
5. Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2016 года N 129 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» в Республике Дагестан на 20162018 гг.
6. Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2015 года N 130-п «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия в 20162018 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»
7. Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. Под ред. М.Н. Кузьмина. - М.: ИНПО, 2008.
8. Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 апреля 2016 года N 81-р «О плане мероприятий по реализации в 2016-2018 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»
9. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 30 марта 2017 года N 170-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 20172018 гг. в Республике Бурятия Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»
10. Распоряжение Правительства Республики Коми от 29 марта 2016 года N 117-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2018 гг. на территории Республики Коми Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»
11. Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия от 29 августа 2017 года N 315-р «О плане мероприятий по реализации в 2017-2018 гг. в Республике Северная Осетия-Алания Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»
12. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
13. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Раздел 2, п.11.1 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e 95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/
15. Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности. Сб. докладов Всероссийского семинара-совещания ФАДН, 2016.
ARTEMENKO Olga Ivanovna
PhD in Biology, Associate Professor, Head of the Center of ethno-cultural strategy of education, Federal Institute for Education development, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.
PETRUKHINA Darya Valeryevna
Senior researcher of the Center of ethno-cultural strategy of education, Federal Institute for Education development,The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.
National Russian citizenship and ethnic identity: the forming and the principles of integration
Abstract. The paper covers the main concepts of state policy for native languages on federal and republic levels which are aimed at the forming of the national Russian citizenship. Authors analyze a packet of legal documents that regulate the modern state policy for native languages in Russia, as well as the views of the scientific community on the role of school education in poly-ethnic Russian society. The paper identifies the conditions under which the students identities are formed and analyzes the current state and role of the Russian language in forming the national Russian citizenship on the principles of integration with the ethnic identities.
Keywords: educational policy for native languages, national Russian citizenship, ethnic identity, official language of Russian Federation, native languages.