УДК 378
Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY AS A MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART. Forming the Russian identity is considered as one of the significant mechanisms contributing to the implementation of the Federal State Educational Standard at various Russian education system levels. Some attention is also paid to the peculiarities of the situation that has developed at the present stage of development of society and, in particular, the educational system. On this basis, the studying the relevant process as a powerful factor in the implementation of legislation in the education field necessity is proved. Further, the role and place of the civic identity development in the Russian education system according to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" are investigated. Then the influence of this process on the implementation of Federal State educational standards at various education levels is studied. The specific possibilities of forming the civic identity of students in the sense of implementing the provisions of the Federal Law and Standards are demonstrated.
Key words: formation of Russian identity, Federal state educational standards, preschool education, primary education, basic general education, secondary (full) general education, higher education.
З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Процесс формирования российской идентичности рассматривается в качестве одного из значимых механизмов, способствующих реализации ФГОС на различных ступенях российской системы образования. Определённое внимание также уделяется особенностям ситуации, сложившейся на современном этапе развития общества и, в частности, образовательной системы. На этом основании доказывается необходимость изучения соответствующего процесса как мощного фактора реализации законодательства в области образования. Далее исследуются роль и место развития гражданской идентичности в отечественной системе образования согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; изучается влияние этого процесса на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов различных ступеней образования. Демонстрируются конкретные возможности формирования гражданской идентичности учащихся в смысле реализации положений ФЗ и стандартов.
Ключевые слова: формирование российской идентичности, Федеральные государственные образовательные стандарты, дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, высшее образование.
Работа выполнена по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности»
Актуальность избранной темы связана с необходимостью внесения определённых корректив в процесс формирования российской идентичности средствами отечественной системы образования. В свою очередь, такая необходимость связана с изменениями в реалиях общественной жизни как в России, так и за рубежом. Становление постиндустриального общества требует не столько вооружения его членов суммой готовых знаний, сколько развития у них практических умений и навыков, которые с большой вероятностью позволят им эффективно осуществлять профессиональную и иные виды деятельности в поликультурной среде [1; 2; 3]. В этой связи не должен вызывать удивления выявляемый по результатам анализа практики формирования гражданской идентичности личности за рубежом факт возрастания внимания, уделяемого педагогами-исследователями и практиками многих стран развитию у учащихся соответствующих навыков и умений [4; 5; 6].
Таким образом, современная система образования должна сосредоточиться на подготовке личностей, способных не только к выживанию в социуме, но и к воспроизводству институтов постиндустриального общества [7; 8; 9].
В пространстве системы образования, существующей в современной России, гражданская идентичность обучающихся развивается в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [10], а равно и Федеральными государственными образовательными стандартами [11-19].
Соответственно, для дальнейшего совершенствования отечественной системы образования, в частности для оптимизации процесса развития гражданской идентичности у обучающихся, необходимо выявить роль последнего как механизма реализации ФГОС.
Цель настоящей статьи - рассмотреть процесс формирования российской идентичности как один из значимых механизмов реализации ФГОС.
Задачи статьи:
- рассмотреть роль и место формирования гражданской идентичности в отечественной системе образования согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- изучить влияние данного процесса на реализацию ФГОС на различных ступенях отечественной системы образования.
Методы исследования: анализ специальной литературы, затрагивающей основную проблематику статьи, а также соответствующих нормативно-правовых актов.
Научная новизна статьи состоит в выявлении роли и места процесса формирования российской идентичности как механизма реализации ФГОС.
Теоретическая значимость заключается в том, что прослежены пути воздействия данного процесса на успешность реализации образовательных стандартов.
Практическая значимость - в определении конкретных возможностей реализации ФГОС путём развития российской идентичности обучающихся.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из ведущих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в образовательной сфере называет гуманистический характер образования [10]. Последим, в свою очередь, обусловливаются:
- воспитание у лиц, обучающихся на различных ступенях отечественной образовательной системы, чувств взаимоуважения, гражданственности и патриотизма;
- формирование у учащихся правовой культуры;
- приоритет свободного развития личности [10].
Таким образом, развитие гражданской идентичности обучающихся будет способствовать реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в той его части, что касается реализации такого важного принципа, как гуманистический характер образования. Формирование у учащихся гражданской и этнонациональной идентичности в пространстве образовательных организаций с большой вероятностью будет способствовать осознанному проявлению ими чувств взаимоуважения, гражданственности и патриотизма. Ещё одним значимым в плане реализации соответствующего законодательного акта результатом интересующего нас процесса станет стремление представителей молодого поколения к повышению собственной правовой культуры [17; 18].
Теперь следует рассмотреть роль развития у обучающихся российской идентичности при реализации ФГОС на различных ступенях российской образовательной системы.
Так, в ФГОС дошкольного образования уделяется внимание необходимости формирования у воспитанников первичных представлений о:
- социокультурных ценностях многонационального российского народа;
- самих себе;
- других людях;
- малой родине;
- России;
- о Земле как общем доме человечества [11].
Как видим, на данной ступени образовательного процесса повышенное внимание к развитию гражданской идентичности детей в пространстве организаций дошкольного образования будет способствовать оптимизации развития у воспитанников представлений о большой и малой родине, культуре страны и этноса, к которому они относятся. Косвенно интенсификация интересующего нас процесса на данном этапе также будет способствовать формированию представлений воспитанников, касающихся человечества в целом и среды его обитания [1; 5; 6; 9; 19].
На ступени начального общего образования ФГОС предусмотрено развитие у учащихся системы знаний, умений и навыков, касающихся:
- институтов гражданского общества;
- уважения к многонациональному и поликонфессиональному российскому народу;
- идентификации себя как граждан Российской Федерации [12].
Развитие гражданской идентичности у учащихся 1-4 классов с высокой
вероятностью будет способствовать формированию у них представлений, касающихся вышеперечисленных аспектов. Кроме того, достаточный для данного этапа уровень её сформированности позволит им применять полученные знания, умения и навыки в различных аспектах повседневной жизни [2; 8; 9].
В соответствии со стандартом основного общего образования в пространстве школы должна быть создана социальная ситуация, способствующая эффективному духовно-нравственному развитию обучающихся, их социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности [13]. Соответственно, деятельность, связанная с формированием у них российской идентичности, позволит более эффективно вовлекать учащихся в формы работы, связанные с применением сформированных духовно-нравственных установок на практике [7; 17].
На ступени среднего (полного) общего образования стандарт предусматривает обеспечение воспитания и социализации обучающихся с целью их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления [14]. Таким образом, и в данном случае развитие у учеников российской идентичности будет способствовать реализации соответствующего стандарта. Во-первых, развитие связанных с ней компетенций позволит оптимизировать процесс самоидентификации старшеклассников [19, с. 249-250]. Во-вторых, как и в случае с предыдущей ступенью, повысится эффективность форм работы, связанных с применением ими духовно-нравственных установок в повседневной жизни [3; 4; 9; 18].
Библиографический список
Формирование российской идентичности занимает немаловажное место также на уровне высшего образования. При этом его значение не зависит от направления подготовки [15; 16]. Так, стандарт по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) предусматривает наличие у выпускников следующих компетенций:
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- наличие развитой способности к пониманию значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества [15].
Правильно организованный процесс формирования российской идентичности студентов с большой вероятностью позволит оптимизировать процесс развития у них этих компетенций [17; 19].
Таким образом, мы можем утверждать, что в ряду основных приоритетов современной системы образования стоит подготовка членов постиндустриального общества будущего, способных не только к выживанию в нём, но также и к воспроизводству соответствующих социальных институтов.
Важным шагом на пути к его реализации является расширение мероприятий по формированию российской идентичности учащихся, осваивающих программы всех ступеней образования.
В современной России гражданская идентичность обучающихся развивается в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а равно и Федеральными государственными образовательными стандартами различных уровней.
Правильно организованная педагогическая деятельность по развитию гражданской идентичности учащихся с большой вероятностью будет способствовать реализации положений вышеперечисленных документов.
1. Кукубаева А.Х., Ерниязова Д.Т. Самоактуализация личности в поликультурной образовательной среде. Достижения науки и образования. 2022; № 1 (81): 44 - 47.
2. Хомякова Э.В. Сущностные черты поликультурной образовательной среды. Челябинский гуманитарий. 2018; № 4 (45): 7 - 10.
3. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Поволжский педагогический Вестник. 2019; № 1 (22): 81 - 86.
4. Hess F.M. Common sense school reform. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2004.
5. Ford D.Y. Why Education Must Be Multicultural? Gifted Child Today. 2014; Iss. 1: 59 - 62.
6. Baty Ph. Free thinking States' firm grip on Europe academy. Times Higher Education. 2009; Iss. 1925: 18 - 19.
7. Пастухова Л.С. Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодежи. Ценности и смыслы. 2018; № 4 (56): 34 - 53.
8. Кузнецова Л.А. Педагогические условия для сохранения исторической памяти как фактор формирования гражданской и военной идентичностей кадет. Universum: психология и образование. 2019; № 12 (66): 18 - 20.
9. Новашина М.С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США. Культура: теория и практика. 2017; № 4 (19): 9 - 20.
10. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
12. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/
16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-04-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-126/
17. Протанская Е.С. Этнокультурное просвещение детей в формировании ценностей современной России. Вестник СПбГУКИ. 2017; № 4 (33): 24 - 31.
18. Осипова С.И., Богданова А.И. Сохранение культурной идентичности в условиях глобализационных процессов. Педагогический журнал. 2018; № 1А: 285 - 294.
19. Буранок С.О., Левин Я.А. Педагогические условия формирования гражданской идентичности. Самарский научный вестник. 2021; № 4: 247 - 251.
References
1. Kukubaeva A.H., Erniyazova D.T. Samoaktualizaciya lichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2022; № 1 (81): 44 - 47.
2. Homyakova 'E.V. Suschnostnye cherty polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy. Chelyabinskij gumanitarij. 2018; № 4 (45): 7 - 10.
3. Zajceva E.A., Nuzhdin A.V. Realizaciya polikul'turnogo komponenta v planirovanii soderzhaniya urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Povolzhskij pedagogicheskij Vestnik. 2019; № 1 (22): 81 - 86.
4. Hess F.M. Common sense school reform. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2004.
5. Ford D.Y. Why Education Must Be Multicultural? Gifted Child Today. 2014; Iss. 1: 59 - 62.
6. Baty Ph. Free thinking States' firm grip on Europe academy. Times Higher Education. 2009; Iss. 1925: 18 - 19.
7. Pastuhova L.S. Pedagogicheskie praktiki formirovaniya grazhdanskoj identichnosti molodezhi. Cennosti i smysly. 2018; № 4 (56): 34 - 53.
8. Kuznecova L.A. Pedagogicheskie usloviya dlya sohraneniya istoricheskoj pamyati kak faktor formirovaniya grazhdanskoj i voennoj identichnostej kadet. Universum: psihologiya i obrazovanie. 2019; № 12 (66): 18 - 20.
9. Novashina M.S. Koncepciya vospitaniya chuvstva patriotizma u studentov SShA. Kultura: teoriya i praktika. 2017; № 4 (19): 9 - 20.
10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
12. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
15. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2018 g. № 121. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/
16. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2018 g. № 126. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-04-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-126/
17. Protanskaya E.S. 'Etnokul'turnoe prosveschenie detej v formirovanii cennostej sovremennoj Rossii. Vestnik SPbGUKI. 2017; № 4 (33): 24 - 31.
18. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Sohranenie kul'turnoj identichnosti v usloviyah globalizacionnyh processov. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; № 1A: 285 - 294.
19. Buranok S.O., Levin Ya.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoj identichnosti. Samarskij nauchnyj vestnik. 2021; № 4: 247 - 251.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 373
Petronyuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Leningrad State University n.a. A.S. Pushkin (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Tsygankova Yu.S., Cand. of Sciences (Economics), teacher, Department of Humanities and Social Sciences, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (Perm, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE OF ADOLESCENTS TO MILITARY DUTY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article examines the concept of "value attitude" by analyzing the historical aspect of its formation and studying the interpretation of this phenomenon in various branches of scientific knowledge due to its interdisciplinary nature. The authors argue for the need to study the process of forming a value attitude among adolescents to military duty as a pedagogical problem. The article defines the process under consideration, indicates factors affecting it, reveals substantive characteristics of the process. The researchers propose the main directions in the process of forming the value-based attitude among adolescents to military duty on the example of the participation of young people in military-patriotic movements and their passage of appropriate training on the basis of specialized classes in general education institutions. Key words: value attitude, military duty, value attitude of adolescents to military duty.
И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Ю.С. Цыганкова, канд. эконом. наук, преп., Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассмотрено понятие «ценностное отношение» посредством анализа исторического аспекта его становления и изучения трактовки данного феномена в различных отраслях научных знаний ввиду его междисциплинарного характера. Авторами приводится аргументация необходимости исследования процесса формирования у подростков ценностного отношения к воинскому долгу как педагогической проблемы. В статье дается определение рассматриваемого процесса, указываются факторы, воздействующие на него, раскрывается содержательная характеристика. Авторами предложены основные направления формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу на примере участия молодежи в военно-патриотических движениях и прохождении ими соответствующей подготовки на базе специализированных классов в общеобразовательных учреждениях. Ключевые слова: ценностное отношение, воинский долг, ценностное отношение у подростков к воинскому долгу.
Неиссякаемый поток налагаемых санкций, расцвет международного терроризма, растущая напряженность в мире, в основе которой лежит враждебность по отношению к России, в том числе в связи с проведением силовыми структурами нашей страны специальной военной операции на территории Украины, обусловили потребность в подготовке и воспитании нового поколения защитников Отечества с присущим им чувством гордости за свою принадлежность к своей Родине и российской армии. В этих условиях особое значение приобретает состояние нравственного здоровья российской молодежи, моральная ответственность, осознанное отношение будущих воинов к исполнению своей гражданской обязанности по защите Отечества. Все это актуализирует задачу по формированию у молодого поколения нашей страны ценностного отношения к воинскому долгу.
Цель статьи - выявить значимость формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу, дать определение данному процессу, выявить его содержательную основу.
Основные задачи статьи - рассмотреть сущность и содержание «ценностного отношения» в различных областях знаний, соотнести его с понятием «воинский долг».
Научная новизна заключается в определении процесса формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу как педагогической проблемы.
Теоретическая значимость статьи: систематизирован материал по вопросу формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу
Методы исследования: анализ, обобщение и сравнение материала относительно исследования феномена «ценностное отношение» в различных областях знаний.
На сегодняшний день правомерно говорить, что одной из проблем современного общества является воспитание личности, способной не только приспосабливаться к трансформации социально-экономических условий, но и быть патриотом, осознано положить свою жизнь служению Родине, защите своего Отечества. Изменения, происходящие в последнее время в сфере общественной морали, приводят к необходимости решения такой грандиозной задачи, как создание обновленной России на базе имеющихся глубинных национальных интересов, зависящих от жизнеспособности духовно-нравственной и государственно-политической компоненты нации.
Однако в последние годы российская молодежь явилась свидетелем большого числа аморальных проявлений, антигуманных действий отдельных индивидуумов, группы лиц и даже целых государств и их объединений, осуществляющих свои злодеяния ради наживы. С экранов и мониторов не переставая транслируются сцены насилия и жестокости. Такая беспокойная тревожная обстановка не способствует убедительному доведению до молодежи ценности нравственных истин, моральных заповедей, заложенных в культурном, религиозном и историческом наследии нации. Оздоровление нашего «нездорового» общества зависит от того, насколько внимательно мы относимся к истинным ценностям: традициям, языку, героическому прошлому наших предшественников и подвигам современных российских воинов, которые с достоинством и глубоким уважением относятся к воинскому долгу.
Таким образом, в рамках реализации задачи по постепенной психологической подготовке молодого человека к службе в армии актуализируется в первую очередь проблема формирования у него ценностного отношения к воинскому долгу.
Вопросам воспитания патриотов - защитников Родины уделяется много внимания в рамках исследований, посвященных подготовке офицерских кадров в высших военных учреждениях. Известно, что повышенная сензитивность к выработке таких важнейших качеств, присущих истинному патриоту, как преданность воинскому долгу, верность своим убеждениям, любовь к Родине, проявляется в подростковом возрасте и в период ранней юности. Именно на этом жизненном этапе формируется базис личности, закладываются фундаментальные социальные установки и мировоззренческие основы, вырабатываются познавательные способности, развивается эмоционально-волевая сфера, формируются многообразные отношения с внешним миром.
В ходе анализа научных изысканий отечественных ученых психолого-педагогического профиля конца предыдущего столетия было выявлено, что будущее развития системы воспитания базируется на основе наиболее значимых ценностей. Данное высказывание имеет место быть благодаря научным достижениям исследователей в области аксиологии (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган и др.). В свою очередь, развитие аксиологии предопределило рост изысканий в области педагогической аксиологии, в частности речь идет об исследованиях, посвященных изучению ценностных ориентаций обучаемых и преподавателей, анализу наиболее