15. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2018 g. № 121. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/
16. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2018 g. № 126. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-04-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-126/
17. Protanskaya E.S. 'Etnokul'turnoe prosveschenie detej v formirovanii cennostej sovremennoj Rossii. Vestnik SPbGUKI. 2017; № 4 (33): 24 - 31.
18. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Sohranenie kul'turnoj identichnosti v usloviyah globalizacionnyh processov. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; № 1A: 285 - 294.
19. Buranok S.O., Levin Ya.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoj identichnosti. Samarskij nauchnyj vestnik. 2021; № 4: 247 - 251.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 373
Petronyuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Leningrad State University n.a. A.S. Pushkin (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Tsygankova Yu.S., Cand. of Sciences (Economics), teacher, Department of Humanities and Social Sciences, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (Perm, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE OF ADOLESCENTS TO MILITARY DUTY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article examines the concept of "value attitude" by analyzing the historical aspect of its formation and studying the interpretation of this phenomenon in various branches of scientific knowledge due to its interdisciplinary nature. The authors argue for the need to study the process of forming a value attitude among adolescents to military duty as a pedagogical problem. The article defines the process under consideration, indicates factors affecting it, reveals substantive characteristics of the process. The researchers propose the main directions in the process of forming the value-based attitude among adolescents to military duty on the example of the participation of young people in military-patriotic movements and their passage of appropriate training on the basis of specialized classes in general education institutions. Key words: value attitude, military duty, value attitude of adolescents to military duty.
И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Ю.С. Цыганкова, канд. эконом. наук, преп., Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассмотрено понятие «ценностное отношение» посредством анализа исторического аспекта его становления и изучения трактовки данного феномена в различных отраслях научных знаний ввиду его междисциплинарного характера. Авторами приводится аргументация необходимости исследования процесса формирования у подростков ценностного отношения к воинскому долгу как педагогической проблемы. В статье дается определение рассматриваемого процесса, указываются факторы, воздействующие на него, раскрывается содержательная характеристика. Авторами предложены основные направления формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу на примере участия молодежи в военно-патриотических движениях и прохождении ими соответствующей подготовки на базе специализированных классов в общеобразовательных учреждениях. Ключевые слова: ценностное отношение, воинский долг, ценностное отношение у подростков к воинскому долгу.
Неиссякаемый поток налагаемых санкций, расцвет международного терроризма, растущая напряженность в мире, в основе которой лежит враждебность по отношению к России, в том числе в связи с проведением силовыми структурами нашей страны специальной военной операции на территории Украины, обусловили потребность в подготовке и воспитании нового поколения защитников Отечества с присущим им чувством гордости за свою принадлежность к своей Родине и российской армии. В этих условиях особое значение приобретает состояние нравственного здоровья российской молодежи, моральная ответственность, осознанное отношение будущих воинов к исполнению своей гражданской обязанности по защите Отечества. Все это актуализирует задачу по формированию у молодого поколения нашей страны ценностного отношения к воинскому долгу.
Цель статьи - выявить значимость формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу, дать определение данному процессу, выявить его содержательную основу.
Основные задачи статьи - рассмотреть сущность и содержание «ценностного отношения» в различных областях знаний, соотнести его с понятием «воинский долг».
Научная новизна заключается в определении процесса формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу как педагогической проблемы.
Теоретическая значимость статьи: систематизирован материал по вопросу формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу
Методы исследования: анализ, обобщение и сравнение материала относительно исследования феномена «ценностное отношение» в различных областях знаний.
На сегодняшний день правомерно говорить, что одной из проблем современного общества является воспитание личности, способной не только приспосабливаться к трансформации социально-экономических условий, но и быть патриотом, осознано положить свою жизнь служению Родине, защите своего Отечества. Изменения, происходящие в последнее время в сфере общественной морали, приводят к необходимости решения такой грандиозной задачи, как создание обновленной России на базе имеющихся глубинных национальных интересов, зависящих от жизнеспособности духовно-нравственной и государственно-политической компоненты нации.
Однако в последние годы российская молодежь явилась свидетелем большого числа аморальных проявлений, антигуманных действий отдельных индивидуумов, группы лиц и даже целых государств и их объединений, осуществляющих свои злодеяния ради наживы. С экранов и мониторов не переставая транслируются сцены насилия и жестокости. Такая беспокойная тревожная обстановка не способствует убедительному доведению до молодежи ценности нравственных истин, моральных заповедей, заложенных в культурном, религиозном и историческом наследии нации. Оздоровление нашего «нездорового» общества зависит от того, насколько внимательно мы относимся к истинным ценностям: традициям, языку, героическому прошлому наших предшественников и подвигам современных российских воинов, которые с достоинством и глубоким уважением относятся к воинскому долгу.
Таким образом, в рамках реализации задачи по постепенной психологической подготовке молодого человека к службе в армии актуализируется в первую очередь проблема формирования у него ценностного отношения к воинскому долгу.
Вопросам воспитания патриотов - защитников Родины уделяется много внимания в рамках исследований, посвященных подготовке офицерских кадров в высших военных учреждениях. Известно, что повышенная сензитивность к выработке таких важнейших качеств, присущих истинному патриоту, как преданность воинскому долгу, верность своим убеждениям, любовь к Родине, проявляется в подростковом возрасте и в период ранней юности. Именно на этом жизненном этапе формируется базис личности, закладываются фундаментальные социальные установки и мировоззренческие основы, вырабатываются познавательные способности, развивается эмоционально-волевая сфера, формируются многообразные отношения с внешним миром.
В ходе анализа научных изысканий отечественных ученых психолого-педагогического профиля конца предыдущего столетия было выявлено, что будущее развития системы воспитания базируется на основе наиболее значимых ценностей. Данное высказывание имеет место быть благодаря научным достижениям исследователей в области аксиологии (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган и др.). В свою очередь, развитие аксиологии предопределило рост изысканий в области педагогической аксиологии, в частности речь идет об исследованиях, посвященных изучению ценностных ориентаций обучаемых и преподавателей, анализу наиболее
актуальных направлений в воспитательной деятельности. Педагогическая аксиология развивается с опорой на традиции отечественной педагогики, в основе которой лежат труды П.П. Блонского, С.И. Гессена и др.
На сегодняшний день не существует единообразия в отношении определения ценностного отношения с точки зрения его рассмотрения в различных областях знаний: в философии ценностные отношения представлены как вид духовной деятельности в рамках системы объектно-субъективных отношений (М.С Каган [1]); социология трактует ценностное отношение как смысловое преломление социального опыта индивидуума, составляющее основу системы личностных смыслов, приобретающих особую важность для индивидуума в ходе его жизнедеятельности (В.П. Тугаринов [2]); психология под ценностными отношениями понимает отношение значимости объекта на базе потребностей и интересов субъекта (С.Л. Рубинштейн [3]); в педагогике ценностное отношение определяется как целостное образование индивидуума, опосредованное личностным опытом, который сформировался в ходе деятельности и общения, характеризующего выбор личности между ориентациями на ближайшие цели и далекую перспективу с учетом усвоенных ценностей общественного сознания и представляющего собой основу ценностного поведения (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова) [4; 5].
Психолого-педагогический словарь ценностное отношение трактует как субъективное отображение объективной действительности, где под объектом понимается наиболее значимые для личности предметы и явления. При этом формирование ценностных отношений особо актуально в подростковом возрасте, так как именно на данном этапе происходит переход от детского состояния к взрослой зрелости. По мнению О.П. Солодиловой [6], именно в подростковом периоде начинается интенсивное рефлексирование. Происходит перестановка акцентов: сверстники, школа, семья начинают приобретать новое смысловое наполнение; шкала ценностей трансформируется. Возможность сделать выбор, по мнению М.С. Яницкого [7], предопределена наличием способности к суждениям морального толка, которая проявляется в зависимости от уровня общего интеллектуального развития. Степень развития интеллекта является необходимым условием формирования категориальной сетки значений (системы понятий, категорий, значений, личностных смыслов), выполняющих роль средства для осуществления акта оценки, в ходе которого конкретное явление приобретает благодаря установленной совокупности критериев, целей, требований определенную ценность. В результате такой оценки индивидуум делает вывод о степени соответствия оцениваемой категории признаваемым критериям. Данные умозаключения дают понять, что основная работа педагогов по формированию ценностных отношений должна осуществляться в рамках подростковых групп.
Верность воинскому долгу представляет собой один из сильнейших моральных движителей, в основе которого - любовь к Родине и чувство патриотизма (особое отношение к Отечеству). Верность воинскому долгу - линия поведения, избранная в соответствии с ценностным отношением к нему. Быть верным воинскому долгу - значит демонстрировать преданность, отстаивать интересы Родины в любых жизненных обстоятельствах.
В.Н. Мясищев [8], рассуждая о природе отношений, выделяет три его содержательных компонента: когнитивный, эмоциональный и конативный. Исходя из этого, сообразно говорить о том, что структура ценностного отношения к воинскому долгу включает в себя три уровня:
- эмотивный (относительно устойчивые чувства, проявляющиеся в эмоциональной оценке воинского долга);
- познавательный (ценностные представления, включающие совокупность взглядов на воинский долг и оценку места самого себя через призму отношения к воинскому долгу);
- поведенческий (демонстрация преданности воинскому долгу).
В качестве основных психологических механизмов формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу целесообразно избрать механизмы идентификации, эмпатии субъектификации и рефлексии.
Значимую роль в процессе формирования ценностного отношения подростка оказывает его участие в молодежной субкультуре или различного рода общественных движениях. На основании этого сообразно в качестве одного из
Библиографический список
основных путей формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу выделить участие молодых людей во всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом движении «Юнармия», а также прохождение соответствующей подготовки в специализированных кадетских классах или классах Росгвардии [9; 10; 11]. Целью создания таких классов является патриотическое воспитание молодежи. Ценностное отношение к воинскому долгу формируется у учащихся таких классов в ходе:
- учебных занятий (с углубленным изучением истории военного дела);
- спортивно-массовой работы (в рамках которой учащиеся совершенствуют уровень своей физической подготовки; участвуют в соревнованиях различного уровня совместно с представителями различных военных ведомств);
- воспитательной работы (участие в конференциях, конкурсах, викторинах, олимпиадах, посвященных дням воинской славы и памятным датам России; проведение встреч с ветеранами боевых действий различных ведомств и действующими военнослужащими; участие в парадах; посещение военных учреждений различного профиля; осуществление ухода за местами боевой славы, монументами, мемориалами; оказание помощи ветеранам, инвалидам, вдовам, детям погибших военнослужащих; проведение классных часов, посвященных восхвалению подвигов героев; подготовка стенной печати и наглядной агитации и т. п.);
- занятий по начальной военной подготовке (обучение строевой подготовке; совершенствование умения стрелять; обучение основам военного дела; участие в соревнованиях военного профиля (строевой песни; боевой выучки; военного ориентирования и т. п.)).
Формирование ценностного отношения у подростков к воинскому долгу необходимо реализовывать по следующим направлениям:
- приобщение подрастающей молодежи к системе ценностей своего народа;
- воспитание уважительного отношения к закону, нормам коллективной жизни;
- развитие социальной ответственности, заключающейся в проявлении заботы о благосостоянии своего Отечества и укреплении защищенности рубежей Родины;
- воспитание положительного отношения к трудовой деятельности, развитие потребности в общественно полезном труде во имя блага государства;
- привитие потребности в ведении нравственно-здорового образа жизни;
- развитие волевых качеств, мотивации к учебе и служению Родине;
- развитие способностей к саморазвитию и самовоспитанию.
В рамках такой учебной и внеурочной деятельности подрастающее поколение будущих защитников Отечества не только изучает основы учебной программы и азы военного дела, но и знакомится с традициями Вооруженных Сил Российской Федерации (благодаря чему у них формируется чувство гордости за принадлежность к российской армии), то есть происходит целенаправленная подготовка учащихся к выполнению воинского долга по защите своей страны.
Полагаем, что дальнейший научный поиск в рамках исследуемой проблемы приведет к совершенствованию процесса формирования ценностного отношения у подростков к воинскому долгу. Ведь от успешности реализации данной деятельности напрямую зависит будущее нашей страны.
В науке отсутствует единое понимание ценностного отношения. Более того, на сегодняшний день большинство научных изысканий, посвященных изучению формирования ценностного отношения к воинскому долгу, проводилось представителями высшей военной школы в отношении учащихся военных вузов, тогда как рассмотрению данного процесса в подростковом возрасте не уделяется должного внимания. Анализ исследуемого вопроса как педагогической проблемы позволил сделать вывод: формирование у подростков ценностного отношения к воинскому долгу подразумевает процесс, в рамках которого в соответствии с намеченными обществом целями и с учетом индивидуальных потребностей подростков им оказывается содействие в выработке субъективной позиции, отражающей взаимосвязь индивидуальных представлений о воинском долге как системе ценностей военнослужащих с войсковой действительностью.
1. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
2. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1960.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973.
4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва, 2003.
5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2003.
6. Солодилова О.П. Шпаргалка по возрастной психологии. Москва: Велби, 2005.
7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва, 1995.
9. Саенко Л.А. Ценностное отношение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения к военной службе: социально-педагогический анализ. Kant. 2021; № 2 (39): 398 - 403.
10. Саенко Л.А. Педагогическая система патриотического воспитания учащихся. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021; № 2 (83): 169 - 173.
11. Саенко Л.А. Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
References
1. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti. Sankt-Peterburg: TOO TK «Petropolis», 1997.
2. Tugarinov V.P. O cennostyah zhizniikultury. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, i960.
3. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1973.
4. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2003.
5. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psihologiya ipedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2003.
6. Solodilova O.P. Shpargalka po vozrastnojpsihologii. Moskva: Velbi, 2005.
7. Yanickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000.
8. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Moskva, 1995.
9. Saenko L.A. Cennostnoe otnoshenie uchaschihsya starshih klassov obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya k voennoj sluzhbe: social'no-pedagogicheskij analiz. Kant. 2021; № 2 (39): 398 - 403.
10. Saenko L.A. Pedagogicheskaya sistema patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 2 (83): 169 - 173.
11. Saenko L.A. Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
Статья поступила в редакцию 20.05.22
УДК 378
Ragimova L.K. gizi, teacher, Department of Computer Science, Ganja State University (Ganja, Republic of Azerbaijan), E-mail: [email protected]
CONTINUOUS IMPROVEMENT OF ICT COMPETENCIES OF TEACHERS AS AN IMPORTANT FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION.
The increasing role of ICT in education has led to a rethinking of the important role of teachers in schools. There is a need for their further development in order to achieve a more effective education in developing the skills of students. The use of ICT in education has prompted stakeholders such as UNESCO, Intel, Microsoft to think about the skills needed for teachers to provide effective teaching and learning in the classroom. They have developed ICT competency frameworks for teachers. The structure of the competency system includes inclusive principles of non-discrimination and equality, integrated into the latest technological advances: mobile technologies, open educational resources, artificial intelligence, etc. The author concludes that the integration of ICT into the learning environment requires the right balance of pedagogy and technology in the educational process. Consequently, teacher training is a process that must occur throughout a teacher's career, in the process commonly known as "lifelong learning."
Key words: education, student, teacher, ICT, ICT competencies.
Л.К. кызы Рагимоеа, преп., Гянджинский государственный университет Азербайджанской Республики, г. Гянджи, E-mail: [email protected]
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Повышение роли ИКТ в образовательной сфере привело к переосмыслению важной роли учителей в школах. Возникла необходимость дальнейшего их развития для достижения более эффективного образования в развитии навыков учеников. Использование ИКТ в образовании побудило такие заинтересованные стороны, как ЮНЕСКО, Intel, Microsoft, задуматься о навыках, необходимых учителям для обеспечения эффективного преподавания и обучения в классе. Они разработали системы компетенций в области ИКТ для учителей. Структура системы компетенций включает в себя инклюзивные принципы недискриминации и равенства, интегрированные в последние технологические достижения: мобильные технологии, открытые образовательные ресурсы, искусственный интеллект и др. Автор делает вывод о том, что интеграция ИКТ в учебную среду требует правильного баланса педагогики и технологий в учебном процессе. Следовательно, подготовка учителей - это процесс, широко известный как «обучение на протяжении всей жизни», который должен происходить на протяжении всей карьеры учителя.
Ключевые слова: образование, ученик, педагог, ИКТ, ИКТ-компетенции.
Эффективная интеграция ИКТ в систему образования позволяет трансформировать образовательные технологии и создать новые образовательные возможности для обучающихся. В этом плане важно, чтобы учителя владели важными компетенциями для применения ИКТ в образовательной практике, обеспечивая высокое качество обучения.
Применение ИКТ необходимо для развития у учащихся необходимых навыков для жизни в информационном обществе: критическое мышление, инновационное мышление, умение решать сложные задачи, способность работать в команде, социальные и эмоциональные навыки [1-4].
Актуальность статьи заключается в том, что эффективная интеграция ИКТ в систему образования зависит от уровня ИКТ-компетенции педагогов. Статья посвящена анализу проблем ИКТ-компетенции педагогов.
Цель статьи: анализировать структуру ИКТ-компетенции учителей, исследовать ее влияние на повышение качества образования.
Основная задача статьи: выявить важные элементы в структуре ИКТ-ком-петенции учителей.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с технологами и методистами в области информатизации образования и студентами, анкетирование педагогов и обучаемых).
Научная новизна статьи определяется выявлением важных элементов ИКТ-компетенции педагогов и их влияния на профессиональную работу педагога.
Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний и их систематизации о ИКТ-компетенции педагогов.
Практическая значимость представлена рекомендациями, адресованными педагогам для повышения знаний о ИКТ-компетенции.
Когда речь идет об эффективности инвестиций в ИКТ, качественная подготовка будущих учителей, их непрерывное профессиональное развитие и повышение квалификации имеют очень большое значение. Обучение и постоянная
поддержка должны способствовать развитию у учителей необходимых компетенций в области ИКТ, которые они смогут применить, чтобы помочь учащимся сформировать соответствующие навыки, включая цифровые компетенции для работы и жизни.
Для организации обучения преподавателей по использованию ИКТ как во время их профессиональной подготовки, так и в процессе работы, ЮНЕСКО разработала «Структуру ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» [1].
Современное общество в большой степени зависит от информации, знаний и технологий. Они повсеместно получают широкое распространение. Сегодня на передний план выходят такие вопросы, как:
1) подготовка специалистов, владеющих основами использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способных к творческой деятельности, к решению проблем на пути создания новых знаний;
2) формирование личностей, имеющих способности к усвоению необходимой информации, оперированию ими для принятия эффективных решений, управления своей жизнью и реализации собственного потенциала;
3) содействие активному участию людей в жизни страны и общества;
4) развитие взаимопонимания и стремления к мирному разрешению проблем.
Достижение указанных социально-экономических целей является ключевой задачей образовательных систем многих стран. Учителя должны быть подготовлены к решению этих непростых вопросов, способствовать достижению указанных целей подрастающими поколениями.
Повышение роли ИКТ в образовательной сфере привело к переосмыслению роли учителей в школах. Возникла необходимость дальнейшего их развития для достижения более эффективного результата в развитии навыков учеников. Использование ИКТ в образовании побудило таких заинтересованных сторон, как ЮНЕСКО, Intel, Microsoft, задуматься о навыках, необходимых учителям для обеспечения эффективного преподавания и обучения в классе. Они разра-