УДК 355.233.231
Filippov A.N., course commander, Command and Engineering Faculty (automobile and road), Military Academy of Logistics n.a. General of the Army A.V. Khrulev; postgraduate, Kalmyk State University n.a. B.B. Gorodovikov (Elista, Russia), Е-mail: [email protected]
FORMING VALUE ATTITUDE TO MILITARY DUTY IN THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION. The article discuss features of teaching future officers in description of moral relation to military duty, to one of the most powerful spirit engines, which is based on patriotism - awareness of their special relation to the motherland, consisting of several components, among which the main place is occupied by patriotic consciousness and patriotic activity. Forming value attitude to military duty among future officers, requires them to have the following qualities: high combat training, morale, formed sense of patriotism formation of value attitude to military duty. The technique is realized in the process of working, aimed at the development of the personal qualities of military personnel, methods of pedagogical influence of persuasion, example, coercion, exercise and encouragement, at lectures and in the course of conversations, thematic evenings dedicated to military debt as an enduring value of the individual.
Key words: duty, military duty, patriotism, future officers, values, value attitude, value orientations.
А.Н. Филиппов, нач. курса командно-инженерного факультета (автомобильно-дорожного), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург, аспирант ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются особенности подготовки будущих офицеров в процессе формирования ценностного отношения к воинскому долгу, одному из самых мощных духовно-нравственных двигателей, в основании которого лежит чувство патриотизма - осознание своего особого отношения к Отечеству, состоящее из нескольких компонентов, среди которых основное место занимают патриотическое сознание и патриотическая деятельность. Формирование ценностного отношения к воинскому долгу у будущих офицеров требует от них наличия следующих качеств: высокой боевой выучки, морального духа, сформированного чувства патриотизма. Формирование ценностного отношения к воинскому долгу реализуется в процессе деятельности, направленной на развитие личностных качеств военнослужащих, методами педагогического воздействия, убеждения, пример, принуждения, упражнений и поощрения на лекциях, в процессе бесед, проведения тематических вечеров, посвященных воинскому долгу как непреходящей ценности личности.
Ключевые слова: долг, воинский долг, патриотизм, будущие офицеры, ценности, ценностное отношение, ценностные ориентации.
Экономические санкции, международный терроризм, рост международной напряженности, в основе которых лежит враждебность по отношению к России, обусловливают цель формирования ценностного отношения к воинскому долгу у военнослужащих, что обычно происходит стихийно, без научно-методического сопровождения и психолого-педагогической диагностики её результатов. Данная цель в образовательных учреждениях высшего профессионального военного образования часто реализуется сугубо информационными методами, не ориентирует на деятельность, направленную на развитие личностных качеств военнослужащих.
Проблема особенно актуальна для будущих офицеров, которые должны понимать свою ответственность и место в системе государства, осознавать необходимость формирования у военнослужащих по призыву морально-этических норм воспитания в связи с тем, что у современной молодежи наблюдается поздняя социальная зрелость, низкий уровень развития патриотических качеств, расширяются нежелательные воздействия на их духовно-нравственный мир [1 - 12].
Проблема ценностного отношения к воинскому долгу в качестве предмета исследования рассмотрена в теории и практике формирования профессиональной подготовки военнослужащих (Б.А. Агеев [1], М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [4]), проведены исследования оценки педагогической теории воинского долга (А.С. Миловидов [8]), научные и прикладные положения воспитания ведущих детерминант, определяющих поведение военнослужащих (В.А. Андрощук [2], В.Е. Кулешов [7] Д.С. Цыганков [11]). Формирование ценностного отношения к воинскому долгу представляется как определенная взаимообусловленная последовательность традиционных методов и инновационных технологических этапов обучения, продвигающих военнослужащих на более высокий уровень сформиро-ванности данного качества.
Понятие «долг» должно быть человеческим, нравственным законом, отражать моральное отношение человека к выполнению различных видов деятельности, выступать как безусловное принуждение к поступку, благодаря которому приобретается действенность. В свою очередь, нравственным поступком признают такой поступок, который не просто сообразен долгу, а совершается ради такового. Это необходимость поступка из уважения к закону [5].
Наше сознание имеет систему ценностно-смысловых ориентаций, создающих для человека почву под ногами, помогает ориентироваться в современном мире, принимать решения. К числу ценностей, на которых основывается служба в Вооруженных Силах РФ, относится воинский долг - система ценностей военнослужащих, готовность отстаивать интересы своей страны.
По сути, верность долгу - это один из самых мощных моральных двигателей, в основании которого лежат любовь к Родине, чувство патриотизма - осознание особого отношения к Родине, Отечеству.
Значение продуманной воспитательной работы офицеров обусловлено сложностью подготовки к решению сложных и многогранных задач, направленных на духовно-нравственное воспитание военнослужащих, ценностное отношение к воинскому долгу, формирование чувства ответственности за страну в современном мире, становление личности, обладающей позитивными ценностями.
На формирование патриотических качеств большое влияние оказывает непосредственная служба в Вооруженных Силах РФ.
Для реализации этих качеств у подчиненных курсанту - будущему офицеру, прежде всего, необходимо формировать высокую личную ответственность за безупречное выполнение своих обязанностей; поддерживать патриотические чувства, необходимые для выполнения воинского долга, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях воинские ритуалы [9], проявлять высокую активность, инициативу и творчество в овладении всеми навыками эффективного применения техники и оружия.
В результате проведённого нами исследования установлено, что большинство респондентов из числа военнослужащих недостаточно знакомо с ценностным отношением к воинскому долгу. Как показал опыт работы автора статьи в военном вузе, к вопросам формирования ценностного отношения к воинскому долгу зачастую подходят формально. И одна из причин заключается в том, что не всем офицерам понятны педагогические подходы и технологии формирования основ ответственного отношения к воинскому долгу.
Объектом исследования осознанных ценностных ориентаций стали военнослужащие 1-х, 5-х курсов командно-инженерного факультета (автомобильно-дорожного) Военной академии имени генерала армии А.В. Хрулёва. Была использована методика «Неоконченные предложения». Надо было дописать по 3 предложения:
1. Смысл моей жизни в том...
2. Самым ценным в жизни для меня является.
3. Я живу для того, чтобы.
Анализируя полученные ответы респондентов, мы выделили ведущие группы ценностей военнослужащих по призыву, опираясь на классификации ценностных ориентаций В.Ю. Котлякова, М. Рокича и Ш. Шварца.
В. Котляков выделяет альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, самореализации, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные жизненные смыслы. При этом альтруистическими считает желание приносить пользу обществу или людям; экзистенциальными - вопросы, связанные с существованием человека, смыслом его жизни и судьбы; гедонистические - жизнь ради удовольствия; самореализации - желание реализовать себя в обществе как личность; статусные - важность положения в обществе; коммуникативные - важность общения с людьми; семейные - все связанное с семьей; когнитивные - важность процесса познания чего бы то ни было [6].
М. Рокич разделяет ценности на терминальные и инструментальные [12]. Терминальными считает убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, семейная жизнь, достойная работа, отличная служба, карьера и т.п.) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Под инструментальными он понимал образ действий (добросовестность, честность, открытость, чувство долга, объективность и т.п.), являющийся с личной и общественной точек зрения предпочтительными в любых
ситуациях, то есть человек руководствуется ими как догмами своего образа жизни, считая их константой.
Таким образом, он выделял ценности-цели (свобода, развлечение, творчество, уверенность, общественное признание, жизненная мудрость и т.п.) и ценности-средства (дисциплинированность, мужество, героизм, ответственность, и т.п.).
Ш. Шварц [3] разделяет ценности на индивидуальные и социальные, выделяя среди них 10 основных ценностей: власть; достижения, личный успех; гедонизм; стимуляция; самостоятельность; универсализм; доброта; традиция; безопасность - отсутствие угрозы обществу, отношений и человеку.
По результатам опроса курсантов было выделено 14 групп ценностных ориентаций: семейные, самореализации, альтруистические, когнитивные, хобби, коммуникативные, гедонистические, любовь, образование, здоровье, статусные, свобода, религиозные и патриотические.
«Здоровье», «любовь» и «хобби» были выделены отдельными группами, т.к. они часто встречались в бланках ответов как составляющие различных групп ценностей. «Свобода» была отмечена в качестве отдельного важного ценностного показателя, который может сильнее других заставлять реагировать на влияния особого дисциплинарного пространства. Религиозные и образовательные ценности были выделены в отдельные группы.
Знание уровня развития различных ценностей у личного состава, а также у каждого отдельного военнослужащего помогает педагогу понять настроение коллектива, его сплоченность, уровень развития различных ценностей, целенаправленно формировать необходимые качества в подчиненном ему воинском коллективе.
Анализ полученных эмпирический данных показал, что в опрошенной группе на 1-м курсе преобладают семейные ценности - 90%; потребность в самореализации указали 60% респондентов; альтруистические и когнитивные ценности отметили 38%; коммуникативные ценности - 33%; на статусные ценности указали 15%; ценность свободы выбрали 8% респондентов, а такая ценность, как патриотизм отмечена у двоих из 43.
Благодаря систематической работе педагогов военного университета, использующих методы педагогического воздействия (убеждение, пример, принуждение, упражнения и поощрение [10], руководствующимися знаниями о структуре и иерархии ценностных ориентаций военнослужащих, опытом работы с личным составом по следующим направлениям: историческое воспитание на воинских традициях, политико-правовое, профессионально-деятельностное, духовно-нравственное, патриотическое, а также реализующими программу патриотического воспитания будущих офицеров, которая представляет собой деятельность учебного заведения по формированию у них чувства патриотизма, верности Отечеству, готовности к воспитанию у будущих подчиненных ответственного отношения к выполнению воинского долга по защите интересов Родины, структурно состоящую из патриотических убеждений (знания о своей Родине, её истории); патриотического сознания (позитивная оценка прошлого и происходящих настоящих событий); патриотической деятельности (поступать в соответствии с нравственными нормами), происходит изменение ценностного отношения к воинскому долгу у курсантов - будущих офицеров.
Основу работы составляет разъяснение положений военной присяги, воинских уставов, требований приказов по вопросам боевой учебы, военно-политической работы. Широко используются плановые занятия, особенно по военно-политической подготовке, лекции и беседы, тематические вечера по военной истории и географии России. Все это позволяет будущим офицерам глубоко изучить примеры героизма предков, формирует потребность совершать мужественные поступки.
Реализация программы оказывает влияние на условия и механизмы профессионализации сознания будущих офицеров, на их ценностные ориентации.
Для качественной подготовки обучающихся к дальнейшей их работе в войсках преподаватели учитывают практическую направленность обучения по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, позволяющим сформировать будущего офицера.
При проведении различных видов аудиторных занятий по таким дисциплинам, как «История Отечества», «Политология», «Социология», «Психология и педагогика», «Философия» проводятся проблемные лекции, лекции-визуализации.
Библиографический список
В процессе чтения проблемной лекции по дисциплине «Психология и педагогика» преподаватель обозначает проблемную ситуацию, сообщает курсантам исходные данные об обстоятельствах и предлагает дать аргументированные ответы на сформулированные им вопросы, например, о неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Курсанту необходимо обосновать свою позицию, используя статьи Общевоинских уставов ВС РФ и УК РФ. Преподаватель с участием других обучающихся анализирует, выявляет проблему, что позволяет сформировать у них способность обоснованного решения сложившейся ситуации.
Для проведения лекции-визуализации по дисциплине «Социология» преподаватель подбирает видеофрагменты по избранной теме, готовит видеоряд конкретных действий командира подразделения при работе с личным составом, комментарии видеофрагментов для получения обучающимися знаний не только по теме занятия, но и об особенностях данной формы обучения; аргументирует важность наглядности материала и возможности внедрения его в программу боевой подготовки.
При применении интерактивного метода дискуссии организуется свободный обмен мнениями по исследуемому вопросу в интервалах между логическими разделами лекции, преподаватель подводит учащихся к единому выводу по обсуждаемой проблеме.
При проведении практических занятий по предмету «История» часто используется анализ исходных ситуаций, доведения до сведения обучающихся обстоятельств, при которых произошло то или иное событие. Обучающиеся с участием преподавателя делают анализ ситуации, а также применяют метод дедукции, индукции и синтеза в контексте рассмотрения положения не только нашего государства в определенный период, но и состояния всей мировой политики в целом на тот момент времени. Обучающиеся вместе с преподавателем обсуждают правильность действий того или иного исторического деятеля. Преподаватель подводит итоги выполненных обучающимися заданий и формулирует рекомендации по их деятельности в войсках.
По дисциплине «Психология и педагогика» по теме «Проведение индивидуальной беседы с военнослужащими» проводится круглый стол с приглашением командиров подразделений факультета. На занятии проходит обсуждение сформированных ценностных ориентаций военнослужащих, умения работать в коллективе и выражать личную точку зрения.
Обращается внимание на моральную сторону воинского долга, задаются вопросы: «Кто из товарищей, по вашему мнению, честно выполняет свой воинский долг?» и «Кто из воинов-героев и за что получил это высокое звание?»
Педагог даёт свою оценку, проводит детальный разбор хода и результатов занятия, определяет недостатки и даёт рекомендации по их устранению, отмечает степень участия каждого курсанта.
Благодаря систематической работе коллектива педагогов ценностные ориентации курсантов 5-го курса выглядят уже так: отмечается резкое увеличение уровня чувства патриотизма. Если 5% опрошенных курсантов 1-го курса считают патриотизм важным, то среди курсантов 5-го курса так считают уже 65% респондентов. Организационно-педагогическая работа положительно влияет на формирование ценностей, мировоззрение, моральную устойчивость будущих офицеров, основным показателем которых является патриотизм - любовь к своему Отечеству.
Формирование ценностного отношения к воинскому долгу у будущих офицеров требует от них наличия следующих качеств: любовь к Родине, товарищество, высокая боевая выучка, высокие духовно-нравственные качества, моральный дух и, главное, сформировавшееся чувство патриотизма. Всё это позволяет военнослужащему быть человеком долга в будничной армейской жизни, способным не отступить перед лицом опасности, преодолевать трудности повседневных армейских будней. Формирование ценностного отношения к воинскому долгу реализуется в процессе научно-методического сопровождения и психолого-педагогической диагностики результатов, деятельности, направленной на развитие личностных качеств военнослужащих методами педагогического воздействия, убеждения, принуждения, упражнений и поощрения на лекциях и в процессе бесед, тематических вечеров, посвященных воинскому долгу как непреходящей ценности личности.
1. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1994.
2. Андрощук В.А. Социальная безопасность: курс лекций: учебное пособие. Череповецк, 2016.
3. Бердников Ф.А. Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института физической культуры и спорта. Вестник ТГУ. 2010; № 10: 61.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
5. Кант И. Основы метафизики нравственности. Available at: http://philosophy.allru.net/perv212. html
6. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов». ВестникКемГУ. 2013; № 2 (54): 152 - 153.
7. Кулешов В.Е. Формирование нравственного отношения к жизни в современной России. Манускрипт. 2018; № 11-2 (97). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-nravstvennogo-otnosheniya-k-zhizni-v-sovremennoy-rossii
8. Миловидов А.С. В.И. Ленин об особенностях современной войны и решающей роли в ней народных масс. Москва, 1960.
9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2018.
10. Психология и педагогика. Электронный учебник. Москва: ВУ, 2016.
11. Цыганков Д.С. Авторитет: учителя и научные конфликты в сообществе московских историков в конце XIX - начале ХХ вв. Журнал Клио. Т. 116, № 8: 54 - 61.
12. Якушина Н.В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии. Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008; № 3.
References
1. Ageev B.A. Motivacionnaya gotovnost'molodyh oficerov k voenno-professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1994.
2. Androschuk V.A. Social'naya bezopasnost': kurs lekcij: uchebnoe posobie. Cherepoveck, 2016.
3. Berdnikov F.A. Ispol'zovanie psihodiagnosticheskoj metodiki Sh. Shvarca dlya issledovaniya cennostej studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta. Vestnik TGU. 2010; № 10: 61.
4. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskieproblemy gotovnostikdeyatel'nosti. Minsk, 1976.
5. Kant I. Osnovy metafizikinravstvennosti. Available at: http://philosophy.allru.net/perv212. html
6. Kotlyakov V.Yu. Metodika «Sistema zhiznennyh smyslov». Vestnik KemGU. 2013; № 2 (54): 152 - 153.
7. Kuleshov V.E. Formirovanie nravstvennogo otnosheniya k zhizni v sovremennoj Rossii. Manuskript. 2018; № 11-2 (97). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennogo-otnosheniya-k-zhizni-v-sovremennoy-rossii
8. Milovidov A.S. V.I. Lenin ob osobennostyah sovremennoj vojny ireshayuschejroli v nejnarodnyh mass. Moskva, 1960.
9. Obschevoinskie ustavy Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Rostov-na-Donu, 2018.
10. Psihologiya ipedagogika. 'Elektronnyj uchebnik. Moskva: VU, 2016.
11. Cygankov D.S. -Avtoritet uchitelya i nauchnye konflikty v soobschestve moskovskih istorikov v konce XIX nachale ХХ vv. Zhurnal Klio. T. 116, № 8: 54 - 61.
12. Yakushina N.V. Cennosti i cennostnye orientacii voennosluzhaschih Rossijskoj armii. Vestnik SPbGU. Seriya 12. Sociologiya. 2008; № 3.
Статья поступила в редакцию 06.03.20
УДК 378
Tseloeva D.A., postgraduate, Department of Primary and Preschool Educaton, North-Ossetian State University n.a. C.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF FUTURE LINGUIST'S SPEECH CULTURE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE STUDY. The most recent progressive social and cultural changes have significantly expanded the functions of foreign languages. Currently, the foreign language is not only a key point of intercultural communication, but also an indispensable component of the competent teacher's professionalism. The modern linguist's speech culture acts as one of the key components of his general and professional culture. Therefore, the formation of speech culture is one of the priority tasks of modern education. The following article is dedicated to the matter of developing of the speech culture during the process of learning a foreign language. The speech culture stands out as a main component of the future linguist's professional culture. The article also contains the analysis of general requirements to speech culture of the modern linguist's teacher. The nature of the decrease in the level of speech culture is analyzed and the general aspects for its formation are determined.
Key words: speech, foreign languages, speech culture, profession, linguist, professional culture, requirements to speech culture.
Д.А. Целоева, аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Происходящие в последние годы культурные и социально-экономические изменения существенно расширили функции иностранного языка. Сегодня иностранный язык помимо основного средства межкультурного общения превратился в незаменимую составляющую профессионализма компетентного педагога. Речевая культура современного педагога-лингвиста выступает как одна из ключевых составляющих общей и профессиональной культуры личности, и ее формирование, безусловно, является одной из приоритетных задач образования. В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования и развития речевой культуры в процессе изучения иностранного языка. Изучены общие требования, предъявляемые к речи современного педагога. Определена природа снижения уровня речевой культуры и общие аспекты, необходимые для ее формирования.
Ключевые слова: речь, иностранные языки, речевая культура, профессиональная деятельность, педагог, профессиональная культура, требования к речевой культуре.
Процесс глобализации и постоянное расширение межкультурных контактов с зарубежными странами значительно изменили роль иностранного языка в современном обществе. Из школьной дисциплины он превратился в «базовый элемент современной системы образования и средство профессиональной реализации» [1]. Таким образом, в связи с развитием международных деловых контактов, освоением новых зарубежных технологий и созданием единого европейского пространства высшего образования существенно возросла потребность в преобразовании существующей образовательной системы в соответствии с современным заказом общества. Особого внимания при этом требуют стратегии формирования речевой культуры, которая является одним из условий гуманизации учебно-воспитательного процесса и усиления сотрудничества между нациями [2].
Общим вопросам формирования речевой культуры посвящено достаточно много внимания в отечественной педагогике и психологии. В научных работах В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, В.С. Грехнева, А.В. Мудрика и др. речевая культура педагога выступает как значимый показатель его способностей и умений взаимодействовать с другими людьми. Речевая культура лингвиста, являющаяся одной из ключевых составляющих его общей и профессиональной культуры, помимо вышеперечисленного включает в себя также знание реальной системы языка и основных типов вербального взаимодействия, общих правил ведения коммуникации и языковых стилей. Важно также знание социальных условностей и культурно-национальных аспектов. Традиционно к основным составляющим речевой культуры будущего педагога-лингвиста относят:
- свободное владение несколькими языками;
- владение общей и специальной терминологией;
- умение выступать с докладами на профессиональную тему;
- умение организовать коммуникативную ситуацию и управлять ей;
- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности [3].
На сегодняшний день владение иностранным языком является незаменимой составляющей компетентного специалиста. Соответственно, основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута только при адекватном развитии межкультурной компетенции студентов, т.е. при ее формировании необходимо воспитывать коммуникативно активную личность, способную обеспечить адекватное межкультурное общение.
Поскольку речь преподавателя влияет на эффективность коммуникативной деятельности и отражает уровень его речевого мастерства, к речевой культуре будущего педагога-лингвиста предъявляется ряд требований [4]:
- правильность речи (владение языковыми, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, орфоэпическими и иными нормами литературного языка).
- чистота речи (отсутствие в речи педагога речевых штампов, жаргонизмов и диалектизмов, слов-паразитов и т.д.);
- выразительность речи (использование в речи языковых структур, которые необходимы для поддержания внимания к речи преподавателя);
- уместность речи (соответствие языковых кодов ситуации общения);
- логичность и ясность речи (последовательность, доступность и недвусмысленность речи педагога).
Требования к качеству речи обусловлены тем, что речь преподавателя обеспечивает продуктивное взаимодействие между педагогом и обучающимися; побуждает к творческому поиску и развитию креативного мышления и способствует рациональной организации учебно-практической деятельности обучающихся. Компетентный педагог психологически готов к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем и установления межкультурных связей.