УДК 371 ББК 74 в
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ИДЕАЛА
Жукова Е.Ю.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся воспитания у учащихся ценностного отношения к воинскому долгу как содействие в достижении национального воспитательного идеала, провозглашенного и закрепленного в Федеральном государственном стандарте общего образования.
The article discusses the education of the students' valuable attitude to military duty as the assistance to achieve national educational ideal, proclaimed and enshrined in the federal state standard of general education.
Ключевые слова: ценностное отношение, воинский долг, национальный воспитательный идеал, гражданская идентичность
Valueable attitude, military duty, a national educational ideal, civic identity.
В педагогической практике всегда существовали и существуют школы, которые в любых условиях успешно решали свою главную задачу: социализацию воспитанников, создание им условий социальной защищенности, предоставление им возможностей самореализации как в школе, так и в последующей жизни. Одной из таких задач школы и является подготовка юношей к выполнению своего гражданского воинского долга.
Каждые полгода в армейский строй вливаются тысячи юношей. Их надо в короткий срок обучить, воспитать и приобщить к суровому мужскому долгу, который в нашей Конституции, определяется словом «священный». Но ни один офицерский корпус не справится со своей педагогической задачей, если семья, общество, школа, пресса, телевидение, радио не будут ежедневно создавать атмосферу созидательной любви к тому, что Пушкин называл «воинственным повиновением», не будут воспитывать добровольное стремление к самоограничению, прививать умение повелевать и подчиняться.
В нашей армии достаточно много недостатков, которые необходимо незамедлительно устранить. Армия должна меняться. Эти недос-
татки, как правило, результат наших общих недоработок. Если в школе, техникуме, институте, обладая и временем, и всеми средствами воздействия, не воспитали в душе молодого человека высоких чувств, называемых патриотизмом, если не воспитали в нём трудолюбия, стойкости, дисциплинированности, надо иметь мужество спрашивать с себя. Нельзя думать, что, надев военную форму, парень, будто по волшебству, освобождается от всего дурного, от накипи бездуховности, безответственности.
Любовь к своей армии, верность её традициям есть самый верный признак здоровья нации. Нападки на армию начинаются всегда, когда хотят скрыть и не трогать более глубокие пороки общества.
В последнее время всё чаще можно услышать в адрес нашей, ещё вчера самой могучей и мужественной армии в мире, много несправедливых и обидных слов. Однако, вспомним известное изречение Наполеона: «Тот, кто не хочет кормить свою армию, обречён в недалёком будущем кормить армию чужую».
Чрезвычайно сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали ранее существовавшие убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «достоинство», резко упавший престиж воинской службы внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.
В последнее время у большинства современных молодых людей зреют антиармейские настроения. В этих условиях система военно-патриотического воспитания, уходящая корнями в историю вооруженной борьбы, не удовлетворяет современным требованиям подготовки будущих воинов, защитников Родины. Переход бывших школьников в сферу реальной воинской деятельности приводит к глубоким изменениям в их представлениях, ценностных ори-ентациях, психологических качествах. Система военно-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе ориентирована в
основном на формирование определённых знаний и опыта деятельности, взятого из конкретных областей воинской деятельности. Современный старшеклассник, прослушав курс основ безопасности жизнедеятельности (курс допризывной подготовки) владеет знаниями об организации службы войск, обязанностях должностных лиц, воинских ритуалах и символике. Он обладает определёнными навыками обращения с оружием, основами строевой и физической подготовки. Вместе с тем, не всегда уровень подготовки будущего воина адекватен требованиям к личности защитника Родины, подготовленного к выполнению им своего конституционного долга. В настоящее время, когда из учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы изъята начальная военная подготовка, а курс основ безопасности жизнедеятельности явно недостаточен, становится необходимой разработка педагогических основ формирования готовности старшеклассников к выполнению своего гражданского воинского долга всеми возможными средствами и методами учебно-воспитательной работы.
Поэтому необходимо исследование целевых, содержательных и процессуальных аспектов военно-патриотического воспитания на основе инвариантных характеристик воинской деятельности, формирующих качества патриота, гражданина, защитника Отечества.
Изучение реальной подготовленности выпускников школ к воинской службе показало, что педагогический процесс целесообразно строить на основе не только актуальной модели, ориентированной на всеобщую воинскую обязанность, но и перспективной модели профессионализации армии, переход на качественные параметры оборонного строительства. Вместе с тем, сфера воинской деятельности остаётся объектом интереса старшеклассников, желающих посвятить себя службе в армии. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников в школах Челябинской области (опрошенных 140 человек) с целью изучения их отношения к выполнению гражданского воинского долга, дали следующие результаты:
7 % - систематически готовили себя к предстоящей воинской службе в военно-патриотических молодежных и детских объединениях (кружки, клубы, секции);
21 % - категорически не желали идти на службу;
39 % - отметили, что пойдут в армию со слабой подготовкой;
остальные 33 % показали, что будущая служба в армии представляется для них отклонением от жизненного пути.
Социально-педагогический анализ реальной подготовленности старшеклассников к службе в армии позволяет выделить следующие причины такого состояния:
- несовершенность системы военно-патриотического воспитания;
- неэффективность форм и методов работы;
- слабое развитие в коллективах школьников основ самоуправления, самоорганизации;
- недостаточная научно-методическая подготовленность педагогов, слабая координация военно-патриотической работы школы с организациями Российского Оборонного Спортивно-технического Общества, военно-патриотическими объединениями, спортивными клубами, войсковыми частями, военно-учебными заведениями и др.;
- недостаточнее информационное обеспечение о характере и особенностях воинского труда, воинских специальностей;
- феминизация педагогических коллективов общеобразовательных школ;
- учебно-материальная база школ, финансирование по остаточному принципу учреждений образования, не позволяет оптимально решать задачи подготовки защитников Родины;
- родители учащихся не всегда являются активными союзниками и помощниками школы в обучении и воспитании их собственных детей; эта негативная тенденция нередко распространяется и на военно-патриотическое воспитание школьников.
Как далеко зашло в настоящее время формирование негативного отношения к армии, военному делу, подготовке к защите Родины?
В современных условиях закономерно встаёт вопрос о необходимости получения оптимальных результатов в подготовке школьников к защите Отечества. Но логика получения оптимальных, заранее планируемых результатов в любой социальной области такова, что подводит к единственному выводу: получить такие результаты можно лишь в том случае,
если мы реально управляем тем или иным социальным процессом.
В настоящее время государственная политика вновь обратилась к необходимости воспитания у молодого поколения любви к своей Родине и готовности ее защищать. В сложных экономических и социальных условиях, при противоречивости процессов глобализации и национального самоопределения, в российском обществе постепенно вырабатывается новая национальная идея. Однако потребуется еще много времени, прежде чем будет сформулирован подход к патриотическому воспитанию, который примет и будет использовать школа. Педагогами, родителями, всеми причастными к работе с детьми и молодежью специалистами ощущается необходимость поиска нового содержания патриотического воспитания, новых оптимальных форм и методов такой работы.
В отечественной педагогической науке последних десятилетий патриотическое воспитание рассматривалось в рамках идейно-патриотического (Ю. К. Бабанский, Л. Р. Болотина, П. В. Конаныхин, О. И. Павелко, Л. Ф. Спирин и др.), нравственного (Н. И. Болдырев, Л. И. Мищенко, И. Т. Огородников, Н. Е. Щуркова и др.), гражданского воспитания (Е. В. Бондарев-ская, О. С. Газман, Б. Т. Лихачев, И. П. Подла-сый, В. А. Сластенин и др.) и как самостоятельное направление (Т. А. Ильина, Н. В. Ип-политова, В. А. Караковский, И. Ф. Харламов и др.). Патриотическое воспитание предполагает формирование таких качеств личности, как любовь к Родине, бережное отношение к отечественной истории и культуре, готовность защищать интересы своей страны. В системе коммунистического воспитания патриотическое воспитание рассматривалось в неразрывной связи с интернациональным. Изменившиеся социально-политические условия потребовали пересмотра определившейся системы патриотического воспитания. Очевидно, что складывается социальный заказ современного общества на новую систему патриотического воспитания.
В современной личностно ориентированной парадигме педагогики содержанием воспитания становятся ценностные отношения. Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в отечественной науке занимались Б. Г. Ананьев, Т. К. Ахаян, Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, З. И. Васильева, Б. С. Гер-
шунский, В. И. Гинецинский, О. Г. Дробниц-кий, А. Г. Здравомыслов, П. Р. Игнатенко, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, А. И. Кравченко, Г. Б. Корнетов, Т. Н. Мальковская, В. С. Мерлин, А. А. Ручка, В. А. Сластенин, В. А. Сухо-млинский, В. П. Тугаринов, В. А. Дцов и др. Педагоги создавали классификационные модели ценностей, определяемые в качестве сод ер -жательной основы воспитания (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, Р. М. Рогова); изучали сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза (Л. И. Божович, М. С. Каган, Л. И. Рувинский), определяли пути и способы формирования ценностного отношения (Е. В. Бон-даревская, А. В. Кирьякова, Б. С. Круглов, Н. Е. Щуркова). В новой парадигме педагогики целью воспитания не может оставаться формирование неких специальных патриотических качеств личности. Качества - это следствие существующего у личности социального опыта отношений и только устойчивые отношения, постоянно проявляя себя, могут выступать качественными характеристиками. Следовательно, рождается понимание цели патриотического воспитания школьников как организации становления ценностного отношения к Родине, высшим проявлением которого будет патриотизм. Учащихся школы отличает еще недостаточный уровень социального опыта для проявления зрелого патриотизма. Патриотическое чувство рождается и развивается в течение всей жизни и часто существует почти неосознаваемым даже у взрослых людей.
Теоретики школьного образования считают ребенка школьного возраста способным занимать позицию субъекта деятельности и поведения (Ш. А. Амонашвили, Г. И. Вергелес, Н. Ф. Голованова, В. В. Зайцев, Л. Н. Кутергина, Л. А. Матвеева, Р. В. Овчарова, А. И. Раев, Г. А. Цукерман, Н. Е. Щуркова и др.). Эта позиция предполагает, что ребенок способен проявлять активность и самостоятельность в накоплении социального опыта отношений, осознавать собственную позицию, оценивать и корректировать свою деятельность. Роль организаторов воспитательного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления детьми собственного опыта деятельности, выражающего ценностное отношение к Родине.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что в педагогике еще недостаточно изучено понятие «ценностное отношение», сущность ценностного отношения к Родине, к выполнению воинского долга, идет поиск эффективной программы воспитания ценностного отношения к воинскому долгу в образовательном процессе школы, не определены педагогические условия воспитания ценностного отношения к воинскому долгу и особенности этого процесса. Все вышеперечисленные факторы предопределили выбор проблемы исследования - воспитания у учащихся кадетских классов образовательной школы ценностного отношения к выполнению воинского долга.
Не вызывает сомнений, что человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта.
Кардинальные изменения, произошедшие в конце XX - начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям аксиологической сферы российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление. Нравственное состояние современного российского общества, по оценкам специалистов, является негативным (А. В. Юревич). Сложившуюся ситуацию ученые обозначили как духовный кризис (Л. П. Буева, Т. И. Заславская, Д. С. Лихачев и др.), опасность которого видят в том, что лишенное духовности общество теряет способность поддерживать себя как целостность. Духовный кризис отразился на российской семье (исследования ИКСИ РАН выявили сознательное нежелание родителей воспитывать у детей необходимые духовные качества), на системе образования. Единство образования и духовных ценностей, соответствующее традиционной для российского общества культурной модели, которой всегда был присущ «напряженный интерес к идеалам и духовным проблемам личности» (М. В. Богуслав-
ский), уступило место их взаимному отчуждению. Между тем вызовы современной цивилизации предполагают активное духовное развитие тех, кому предстоит жить и работать в условиях информационного общества.
В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуализируется проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор. Система ценностей, определяющая действия западного мира и имеющая тенденцию к распространению в России, при возрастающей мощи цивилизации становится крайне опасной. В связи с этим «формирование совокупности ценностных основ жизни вырастает в основную проблему современности» (Н. Н. Моисеев), которую предстоит решать в первую очередь системе образования. Разработанный российскими учеными (А. Г. Асмолов, М. В. Богуславский, А. Я. Данилюк, В. П. Дро-нов, Л. С. Илюшин, В. В. Козлов, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов, В. Р. Кучма, Н. Д. Никанд-ров, М. В. Рыжаков, Л. Н. Феденко) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включающий в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тиш-ков), открывает перспективы решения данной проблемы. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим (Н. Д. Никандров).
Реформирование содержания образования и включение в стандарт концепции воспитания школьников тем более значимо, что в последние десятилетия наметился существенный разрыв аксиологического и когнитивного компонентов содержания образования, школа стала рассматриваться прежде всего как транслятор знаний. Такая дисфункция системы образования есть отклик на формирующийся рыночный менталитет, тотальную коммерциализацию и прагматизацию социокультурного контекста, что влечет за собой сокращение воспитательных функций образования (В. А. Руденко), снижение значимости воспитательной деятельности учителя (О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. С. Роботова, А. П. Тряпи-
цына). Педагоги становятся все более «предметно ориентированными» (С. Г. Вершлов-ский), что означает установку на формирование у школьников преимущественно познавательного отношения к миру. Вместе с тем согласно культурологическому подходу к формированию содержания образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), принятому при разработке стандартов второго поколения, содержание образования в школе должно включать (помимо знаний, выработанных культурой, опыта осуществления известных культуре способов деятельности и опыта творческой деятельности) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. В новых стандартах школьного образования это концептуальное положение нашло отражение в установ -ке на достижение «личностных результатов образования», которые связываются с формированием системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Интерес ученых к проблеме формирования ценностных ориентаций личности проявился в 1980-е-1990-е годы, которые отмечены ростом количества работ по изучению характера ценностей различных групп населения. Благодаря проведенным исследованиям доказано, что в последние два десятилетия произошла серьезная трансформация ценностной сферы граждан России. На этом фоне стало очевидным недостаточное внимание исследователей к проблеме воспитания школьников. Сегодня стало возможным обращение к проблеме воспитания ценностных отношений школьников на новом уровне научного знания, аккумулированного в философии, психологии, акмеологии, филологии, педагогике. Кроме того, названная проблема относится к числу тех особых проблем, которые «нуждаются в постоянной обновитель -ской работе» (Е. А. Климов), связанной с учетом изменений социальной ситуации.
Понятие - ценностное отношение личности (в частности, ценностное отношение личности к воинскому долгу) - стало активно использоваться в педагогической литературе с начала 1990-х годов. С развитием аксиологии данное понятие «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку, по мнению филосо-
фов (М. С. Каган и др.), оно точнее отражает суть описываемого феномена.
Целью воспитания ценностных отношений школьников является содействие в достижении национального воспитательного идеала, провозглашенного и закрепленного в государственном образовательном стандарте.
Сегодня в основе разработки стандарта общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений.
Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества позволяют в контексте проектирования стандартов осуществить формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности через разработку нового поколения образовательных программ (А. Г. Асмолов).
Это позволяет перейти от административно-территориальной систематизации компонентов стандартов образования на федеральный, региональный и школьный компоненты стандартов и раскрыть реальные ценностные установки образования, на достижение которых и должны быть направлены программы.
В условиях роста социального разнообра-зия в стране перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.
А. Г. Асмолов (2007) выделяет следующие основные задачи стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны.
Необходимой составляющей стандартов общего образования второго поколения должна стать Программа формирования гражданской
идентичности личности, конкретизированная в отношении начальной, основной и полной ступеней образования. Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте проектирования стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека составляют:
Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществозна-ние, граждановедение и т.д.);
Совокупность программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной - село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.);
Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.).
Школьное образование призвано работать как на общенациональную консолидацию народов России, так и на гармонизацию общественных интересов в более широком измерении. Образование, особенно гуманитарное и социально-экономическое, является важным фактором формирования нового качества общества, специфические проблемы которого в условиях перехода России к правовому государству вы -званы сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать важ-нейшим фактором формирования новых жизненных установок личности.
Разработка стандартов и программ образовательной системы должна быть направлена на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе - формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствовать реализации приоритетной задачи образования - созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.
Внедрение программ формирования гражданской идентичности в общеобразовательную школу позволит обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:
- формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
- формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;
- воспитание патриотизма; воспитание ценностного отношения к воинскому долгу; воспитание толерантного сознания.
Литература
1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И. Агапова, М. Давыдова. -М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.
2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России [Текст] / С. Адаменко // Народное образование. - 2005. - № 4 - С. 23.
3. Гасанов, З. Т. Патриотическое воспитание граждан [Текст] / З. Т. Гасанов. - 2005. -№ 6 - С. 59.
4. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17.
5. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] / В. А. Ко-былянский // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52.