References
1. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti. Sankt-Peterburg: TOO TK «Petropolis», 1997.
2. Tugarinov V.P. O cennostyah zhizniikultury. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, i960.
3. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1973.
4. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2003.
5. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psihologiya ipedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2003.
6. Solodilova O.P. Shpargalka po vozrastnojpsihologii. Moskva: Velbi, 2005.
7. Yanickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000.
8. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Moskva, 1995.
9. Saenko L.A. Cennostnoe otnoshenie uchaschihsya starshih klassov obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya k voennoj sluzhbe: social'no-pedagogicheskij analiz. Kant. 2021; № 2 (39): 398 - 403.
10. Saenko L.A. Pedagogicheskaya sistema patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 2 (83): 169 - 173.
11. Saenko L.A. Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
Статья поступила в редакцию 20.05.22
УДК 378
Ragimova L.K. gizi, teacher, Department of Computer Science, Ganja State University (Ganja, Republic of Azerbaijan), E-mail: [email protected]
CONTINUOUS IMPROVEMENT OF ICT COMPETENCIES OF TEACHERS AS AN IMPORTANT FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION.
The increasing role of ICT in education has led to a rethinking of the important role of teachers in schools. There is a need for their further development in order to achieve a more effective education in developing the skills of students. The use of ICT in education has prompted stakeholders such as UNESCO, Intel, Microsoft to think about the skills needed for teachers to provide effective teaching and learning in the classroom. They have developed ICT competency frameworks for teachers. The structure of the competency system includes inclusive principles of non-discrimination and equality, integrated into the latest technological advances: mobile technologies, open educational resources, artificial intelligence, etc. The author concludes that the integration of ICT into the learning environment requires the right balance of pedagogy and technology in the educational process. Consequently, teacher training is a process that must occur throughout a teacher's career, in the process commonly known as "lifelong learning."
Key words: education, student, teacher, ICT, ICT competencies.
Л.К. кызы Рагимоеа, преп., Гянджинский государственный университет Азербайджанской Республики, г. Гянджи, E-mail: [email protected]
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Повышение роли ИКТ в образовательной сфере привело к переосмыслению важной роли учителей в школах. Возникла необходимость дальнейшего их развития для достижения более эффективного образования в развитии навыков учеников. Использование ИКТ в образовании побудило такие заинтересованные стороны, как ЮНЕСКО, Intel, Microsoft, задуматься о навыках, необходимых учителям для обеспечения эффективного преподавания и обучения в классе. Они разработали системы компетенций в области ИКТ для учителей. Структура системы компетенций включает в себя инклюзивные принципы недискриминации и равенства, интегрированные в последние технологические достижения: мобильные технологии, открытые образовательные ресурсы, искусственный интеллект и др. Автор делает вывод о том, что интеграция ИКТ в учебную среду требует правильного баланса педагогики и технологий в учебном процессе. Следовательно, подготовка учителей - это процесс, широко известный как «обучение на протяжении всей жизни», который должен происходить на протяжении всей карьеры учителя.
Ключевые слова: образование, ученик, педагог, ИКТ, ИКТ-компетенции.
Эффективная интеграция ИКТ в систему образования позволяет трансформировать образовательные технологии и создать новые образовательные возможности для обучающихся. В этом плане важно, чтобы учителя владели важными компетенциями для применения ИКТ в образовательной практике, обеспечивая высокое качество обучения.
Применение ИКТ необходимо для развития у учащихся необходимых навыков для жизни в информационном обществе: критическое мышление, инновационное мышление, умение решать сложные задачи, способность работать в команде, социальные и эмоциональные навыки [1-4].
Актуальность статьи заключается в том, что эффективная интеграция ИКТ в систему образования зависит от уровня ИКТ-компетенции педагогов. Статья посвящена анализу проблем ИКТ-компетенции педагогов.
Цель статьи: анализировать структуру ИКТ-компетенции учителей, исследовать ее влияние на повышение качества образования.
Основная задача статьи: выявить важные элементы в структуре ИКТ-ком-петенции учителей.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с технологами и методистами в области информатизации образования и студентами, анкетирование педагогов и обучаемых).
Научная новизна статьи определяется выявлением важных элементов ИКТ-компетенции педагогов и их влияния на профессиональную работу педагога.
Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний и их систематизации о ИКТ-компетенции педагогов.
Практическая значимость представлена рекомендациями, адресованными педагогам для повышения знаний о ИКТ-компетенции.
Когда речь идет об эффективности инвестиций в ИКТ, качественная подготовка будущих учителей, их непрерывное профессиональное развитие и повышение квалификации имеют очень большое значение. Обучение и постоянная
поддержка должны способствовать развитию у учителей необходимых компетенций в области ИКТ, которые они смогут применить, чтобы помочь учащимся сформировать соответствующие навыки, включая цифровые компетенции для работы и жизни.
Для организации обучения преподавателей по использованию ИКТ как во время их профессиональной подготовки, так и в процессе работы, ЮНЕСКО разработала «Структуру ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» [1].
Современное общество в большой степени зависит от информации, знаний и технологий. Они повсеместно получают широкое распространение. Сегодня на передний план выходят такие вопросы, как:
1) подготовка специалистов, владеющих основами использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способных к творческой деятельности, к решению проблем на пути создания новых знаний;
2) формирование личностей, имеющих способности к усвоению необходимой информации, оперированию ими для принятия эффективных решений, управления своей жизнью и реализации собственного потенциала;
3) содействие активному участию людей в жизни страны и общества;
4) развитие взаимопонимания и стремления к мирному разрешению проблем.
Достижение указанных социально-экономических целей является ключевой задачей образовательных систем многих стран. Учителя должны быть подготовлены к решению этих непростых вопросов, способствовать достижению указанных целей подрастающими поколениями.
Повышение роли ИКТ в образовательной сфере привело к переосмыслению роли учителей в школах. Возникла необходимость дальнейшего их развития для достижения более эффективного результата в развитии навыков учеников. Использование ИКТ в образовании побудило таких заинтересованных сторон, как ЮНЕСКО, Intel, Microsoft, задуматься о навыках, необходимых учителям для обеспечения эффективного преподавания и обучения в классе. Они разра-
ботали системы компетенций в области ИКТ для учителей. Структура системы компетенций включает в себя инклюзивные принципы недискриминации и равенства, интегрированные в последние технологические достижения: мобильные технологии, открытые образовательные ресурсы, искусственный интеллект и т. д.
В существующей системе ИКТ-компетенции представлены технологии, широко используемые в школьной среде. Программы компетенций в области ИКТ для учителей являются инструментом, предназначенным главным образом для подготовки учителей по вопросам использования ИКТ в школах. Он адресован учителям, экспертам в области образования, организаторам курсов подготовки учителей и т. д. Для повышения эффективности внедрения ИКТ необходимо добиться улучшения подготовки учителей и их непрерывного профессионального развития.
В систему ИКТ-компетенции включены в общей сложности 18 компетенций, структурированных по шести направлениям:
1. Понимание роли ИКТ в образовательной политике. Понимание роли ИКТ в соответствии с национальной политикой в области образования. Учителя должны работать над достижением этих целей.
2. Учебная программа и оценка. Этот подход предполагает рассмотрение использования цифровых инструментов и определение конкретных целей в учебной программе, а также связанных с ними показателей и предложений по оценке учебных достижений.
3. Обучение. Учителям рекомендуется использовать ИКТ для совершенствования методов преподавания и обучения. Соответственно, они приобретают навыки и на заключительном этапе реализуют альтернативные стратегии обучения, ориентированные на учеников и основанные на совместное решение проблем.
4. Применение цифровых навыков. Это включает в себя интеграцию технологий в цели и задачи деятельности учителей, связанные сотрудничеством с другими учителями, планированием сотрудничества. Наиболее важными приложениями на этом уровне являются электронная почта, социальные сети и программы обработки текстов и презентаций.
6. Организация и администрирование. Этот аспект включает в себя управление цифровыми инструментами в школе, организацию классных комнат и всей учебной среды. Основная цель - создать виртуальную среду для содействия обучению вне класса.
6. Профессиональное обучение преподавателей. Развивать цифровую грамотность учителей, профессионально обучать их. Становясь производителями знаний, они используют ИКТ для совершенствования практики в классе.
В свою очередь, каждый из этих аспектов делится на три уровня использования данных технологий учителями в классной обстановке:
1. Приобретение знаний. Это позволяет учителям помогать учащимся эффективно использовать ИКТ для обучения. На этом уровне класс располагает технологическими ресурсами и инструментами ИКТ, обеспечивающими равный доступ.
Это первый этап цифровой грамотности. Преподаватели, овладевшие навыками на этом уровне, могут:
- проверить, соответствует ли их практика преподавания национальной политике;
- использовать ИКТ в соответствии со стандартами учебной программы;
- выбирать подходящей ИКТ для каждой из методологий преподавания и обучения;
- определять функции технологических инструментов, которые будут применятся;
- решать проблемы инклюзивного обучения с помощью ИКТ;
- использовать технологические инструменты для собственного профессионального развития.
2. Продвижение знаний. На этом уровне цель - улучшение способностей учителей для развития учеников. Учителя используют ИКТ для работы над содержанием учебных программ. Этот подход позволяет школьникам приобрести широкие знания по обучаемым предметам и применить то, что они узнали благодаря совместному решению проблем в реальном мире. Это проектный подход к преподаванию и обучению.
Преподаватели, обладающие навыками на этом уровне, смогут:
- внедрять методы преподавания в соответствии с политикой в области образования;
- интегрировать ИКТ в процессы преподавания, обучения и оценки;
- создавать учебные проекты с использованием ИКТ;
Библиографический список
- использовать различные технологические инструменты и ресурсы для решения проблем;
- применять технологии для повышения эффективности совместного обучения;
- использовать профессиональные сети для собственного развития.
3. Создание знаний. Это позволяет учителям создавать знания, разрабатывать мероприятия для класса, программы для применения в школе и вне её для достижения поставленных целей.
Новые знания создаются и применяются для развития общества. На этом уровне учителя смогут:
- размышлять о политике в области образования и выдвигать идеи для ее улучшения;
- создавать условия для оптимального совместного обучения, ориентированного на ученика;
- использовать ИКТ для обучения путем создания сообществ обмена знаний;
- разрабатывать технологическую стратегию школы;
- осуществлять непрерывный обмен опытом использования ИКТ для улучшения деятельности школы.
В рамках этих возможностей можно разработать планы профессиональной подготовки учителей для приобретения необходимых навыков.
Инновации и технологии, включенные в систему ИКТ-компетенции, включают:
- открытые образовательные ресурсы (OER), содержащие полные курсы, видео, подкасты, учебные материалы и т. д. ООР были созданы в качестве инструмента, который способен к трансформации образования. Это обучение, основанное на цифровых ресурсах, которые легко распространяются через Интернет;
- социальные медиа - используются для облегчения интерактивного обучения, создания сообществ и улучшения педагогической коммуникации;
- мобильные технологии - учащиеся используют планшеты, мобильные устройства для доступа к учебным ресурсам и платформам. Эти устройства повышают качество обучения, обеспечивают доступность дистанционного обучения в любое время и в любом месте;
- Интернет вещей - включает в себя все те приложения и устройства, которые влияют на сектор образования, могут работать взаимосвязанным образом, обслуживая учебные потребности образовательного сообщества;
- искусственный интеллект (ИИ) - используется в виде персонализированного контента, адаптированного для студентов, использующих приложения ИИ. Проблема заключается в адаптации последовательности обучения к особенностям и возможностям учащегося;
- виртуальная и дополненная реальность - использование приложений, которые имитируют реальные среды обучения. Они обеспечивают альтернативу личному посещению класса;
- макроданные - отображение связей между людьми и устройствами с целью улучшения возможностей обучения;
- кодирование - позволяет создавать приложения и программы с помощью языков программирования, которые способствуют развитию ключевых компетенций;
- этика и защита конфиденциальности - по мере развития технологий должны развиваться и размышления об этике и правах человека. Использование ИКТ должно учитывать этические ценности и защищать права пользователей, их конфиденциальность и безопасность.
В целях содействия реализации этих возможностей, поддержки учителей в их профессиональном развитии, в применении новых методологий преподавания и обучения с использованием ИКТ в 2016 году ЮНЕСКО создала открытый репозиторий ресурсов открытых образовательных ресурсов - OER Commons. Это поисковая система, направленная в основном на содействие улучшению практики преподавания. Она содержит коллекции открытых образовательных ресурсов (ООР), согласованных с потребностями в обучении, изложенными в структуре компетенций. Учителя могут использовать этот инструмент для поиска вспомогательного контента, а также для связи с другими преподавателями, которые используют ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, интеграция ИКТ в учебную среду требует правильного баланса педагогики и технологий в учебном процессе. Следовательно, подготовка учителей - это деятельность, которая должна происходить на протяжении всей карьеры учителя, в процессе, широко известном как «обучение на протяжении всей жизни».
1. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
2. Плеханова М.В. Формирование общепедагогической ИКТ-компетентности будущего учителя на основе системно-деятельностного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2021.
3. ИКТ-компетентность педагога: Основные понятия и термины. Available at: https://mir-ikt.blogspot.eom/p/blog-page_60.html
4. ИКТ в области образования. Available at: https://ru.unesco.org/themes/ikt-v-oblasti-obrazovaniya
References
1. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii YuNESKO. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
2. Plehanova M.V. Formirovanie obschepedagogicheskoj IKT-kompetentnosti buduschego uchitelya na osnove sistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021.
3. IKT-kompetentnost' pedagoga: Osnovnye ponyatiya i terminy. Available at: https://mir-ikt.blogspot.com/p/blog-page_60.html
4. IKT v oblasti obrazovaniya. Available at: https://ru.unesco.org/themes/ikt-v-oblasti-obrazovaniya
Статья поступила в редакцию 29.05.22
УДК 378
Suleymanova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF RUSSIAN IDENTITY. Ethno-cultural socialization is considered as one of the
key factors ensuring the effective formation of civic identity. Immediately before starting the study of the main subject, the key features of the current socio-cultural situation in Russia and the world are revealed. Based on their analysis, the necessity of forming a Russian identity among the younger generation and the importance of implementing one of its conditions - the ethno-cultural socialization of students is proved. Further attention is paid to the disclosure of the basics of this process and to the study of the main problems associated with the person's ethno-cultural socialization in the modern multicultural environment conditions. The paper studies the role that education, based on traditional ethnic values, plays in the process of solving such problems. The issues related to the influence of ethno-cultural socialization on the establishment of the relationship between ethnic and civic identities are studied.
Key words: Russian identity, ethnic identity, ethno-cultural socialization, educational process, spiritual and moral development of students.
Р.В. Сулейманова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Этнокультурная социализация рассмотрена как один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективное формирование гражданской идентичности. Непосредственно перед началом изучения основного предмета раскрываются главные особенности текущей социокультурной обстановки в России и мире. На основе их анализа доказана необходимость формирования у подрастающего поколения российской идентичности и важность реализации одного из его условий - этнокультурной социализации учащихся. Внимание уделено раскрытию сущности данного процесса, исследованию основных проблем, связанных с этнокультурной социализацией индивида в условиях современной поликультурной среды. Затем изучается та роль, которую воспитание на основе традиционных этнических ценностей играет в процессе решения таких проблем. После этого изучаются вопросы, связанные с влиянием этнокультурной социализации на установление взаимосвязи между этнической и гражданской идентичностями.
Ключевые слова: российская идентичность, этническая идентичность, этнокультурная социализация, образовательный процесс, духовно-нравственное развитие учащихся.
Работа выполнена по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности»
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, состоит в том, что в число характерных для трёх последних десятилетий особенностей развития социума входят:
- существенное количественное приращение стран и регионов, характеризующихся весьма пёстрым этнокультурным составом населения;
- связанный с первой тенденцией рост числа межэтнических, межкультурных и межконфессиональных противоречий [1-6].
Охарактеризованные выше тренды закономерным образом связаны с актуализацией проблемы консолидации граждан РФ. Необходимо наладить конструктивное взаимодействие между жителями нашей страны, представляющими разные этнокультурные общности, основанное на принципах толерантности и взаимоуважения.
Последнее, в свою очередь, представляется невозможным без осуществления целенаправленной деятельности по формированию российской идентичности за счёт реализации ресурсов отечественной системы образования [2; 3; 5; 7; 8].
Важным фактором её формирования является этнокультурная социализация, рассмотрению которой посвящена настоящая статья.
Цель статьи - изучить процесс этнокультурной социализации как один из важных факторов формирования российской идентичности.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- дать сущностную характеристику процессу этнокультурной социализации;
- рассмотреть основные проблемы, связанные с этнокультурной социализацией индивида в условиях современной поликультурной среды;
- изучить роль воспитания на основе традиционных этнических ценностей в решении этих проблем;
- исследовать влияние этнокультурной социализации на установление взаимосвязи между этнической и гражданской идентичностями.
Методы исследования: анализ литературы, посвящённой различным аспектам процесса этнокультурной социализации личности.
Научная новизна статьи в том, что этнокультурная социализация личности впервые рассмотрена в качестве одного из ключевых факторов формирования её российской идентичности.
Её теоретическая значимость обусловливается тем, что определены основные аспекты влияния этнокультурной социализации на формирование российской идентичности.
Практическая значимость состоит в определении путей преодоления проблем социализации индивида в поликультурной среде средствами современной педагогики.
Этнокультурная социализация представляет собой процесс интеграции личности в культуру своего народа [9, с. 155]. Она предполагает усвоение обучающимся традиционных этнических ценностей и норм. Последнее, в свою очередь, сопровождается активизацией следующих процессов:
- приобщение индивида к нормам и ценностям, характерным для общечеловеческой культуры;
- развитие компетенций личности, связанных с выживанием в поликультурной образовательной среде, характерной для современного общества [4; 10; 11; 12].
В рамках учебно-воспитательного процесса этнокультурная социализация может быть представлена посредством:
- реализации этнокультурной направленности в ходе осуществления образовательного процесса;
- реализации его регионально-этнической направленности [13, с. 78-79].
Основной целью этнокультурной социализации является формирование у
индивида этнокультурной компетентности, этнической и российской идентичности.
Процесс этнокультурной социализации индивида в условиях современной поликультурной среды может быть связан с рядом проблем различного характера. Основная причина возникновения большинства из них - трудность в достижении баланса между этнической и гражданской составляющими [1; 3; 4; 5; 9; 14].
На взгляд автора, действенным средством её устранения является воспитание учащихся, основанное на традиционных этнических ценностях. Под данным термином подразумевается система ценностей, отобранных той или иной этнической общностью в качестве образцов для подражания [6; 8; 13]. Традиционные этнические ценности большинства народов сходны. Данное обстоятельство позволяет говорить о них как об общечеловеческих ценностях [2; 3; 4; 7].