Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ УЧАЩИЙСЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорякина Валентина Владимировна, Гаевая Татьяна Владимировна, Сычева Анастасия Дмитриевна

В современной динамичной среде на уроках математики часто даже опытным учителям не просто найти способы эффективной работы с одаренными детьми. Данное исследование имеет своей целью теоретическое изучение вопросов, связанных с выявлением и развитием учащихся, которых учителя считают одаренными и талантливыми в математике. Оно отражает опыт авторов в преподавании математики для школьников с разным уровнем способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND DEVELOPMENT OF MATHEMATICALLY GIFTED PERSONALITY OF SCHOOLCHILDREN

In today's dynamic math classroom environment, it is often difficult for even experienced teachers to find ways to work effectively with gifted children. This study aims to theoretically explore issues related to the identification and development of students whom teachers consider gifted and talented in mathematics. It reflects the experience of the authors in teaching mathematics to students with different levels of ability.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

В.В. Сидорякина, Т.В. Гаевая, А.Д. Сычева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ

ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В современной динамичной среде на уроках математики часто даже опытным учителям не просто найти способы эффективной работы с одаренными детьми. Данное исследование имеет своей целью теоретическое изучение вопросов, связанных с выявлением и развитием учащихся, которых учителя считают одаренными и талантливыми в математике. Оно отражает опыт авторов в преподавании математики для школьников с разным уровнем способностей.

Ключевые слова: общая одарённость, одаренный учащийся, математическая одаренность, математические способности, обучение математически одаренных учащихся.

V.V. Sidoryakina, T.V. Gaevaya, A.D. Sycheva

IDENTIFICATION AND DEVELOPMENT OF MATHEMATICALLY GIFTED PERSONALITY OF SCHOOLCHILDREN

Abstract. In today's dynamic math classroom environment, it is often difficult for even experienced teachers to find ways to work effectively with gifted children. This study aims to theoretically explore issues related to the identification and development of students whom teachers consider gifted and talented in mathematics. It reflects the experience of the authors in teaching mathematics to students with different levels of ability.

Keywords: general giftedness, gifted student, mathematical talent, mathematical abilities, teaching mathematically gifted students.

Одаренность человека - это маленький росток, едва проклюнувшийся из земли и требующий особого внимания.

Нужно лелеять и лелеять, ухаживать за ним, делать все необходимое, чтобы он рос и давал обильные плоды.

/В.А. Сухомлинский/

«Ориентируемся на среднего ученика» - эта фраза долгое время была ведущей в образовательной системе нашей страны. Считалось, что одаренные и талантливые ученики не являются образовательной проблемой, потому что благодаря своим талантам они могут позаботиться о себе сами. Согласно статистике 20% детей в России можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития талантов, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2-5%, т.е. в процессе развития и обучения страна теряет 90% потенциальных талантов [1]. В настоящее время данные ориентиры изменяются: признается актуальной проблема выявления и дальнейшего развития одаренных и талантливых учащихся. Осознано, что одаренные дети являются чрезвычайно бесценным ресурсом, которым обладает общество, и следует прилагать усилия для их поддержки. Данной категории школьников необходимо предоставить достаточно возможностей для мотивационного и поведенческого повышения талантов и способностей.

В настоящей статье, в которой основное внимание уделяется математической одаренности, наряду с рассмотрением основных понятий, обсуждаются некоторые вопросы, связанные с выявлением и развитием математически одаренных школьников.

В науке до сих пор нет точного понимания одаренности. Широкий ряд исследований, проводимых по данной теме, указывает на неоднозначность подходов к определению основных понятий. По

этой причине не уделяем много места изложению теоретических определений, а лишь ограничиваемся минимумом, необходимым для понимания темы. В работе будем придерживаться близкого к нашему пониманию подхода к определению понятий «общая одаренность», «одаренный ребёнок», «математическая одаренность».

Общая одаренность (или просто, одаренность)-это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2].

Одаренный ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].

Математическая одаренность рассматривается как особая часть или вид общей одаренности, содержащая некоторые аспекты, специфичные для предметной области.

Математическая одаренность-разновидность интеллектуальной одаренности, которая связана и развивается в специальной математической деятельности [3].

Более подробно остановимся именно на данной разновидности одаренности.

В школе нередко встречаются такие случаи: способный к предмету ученик мало интересуется им и не проявляет особых успехов в овладении им. Но если учитель сумеет пробудить у него интерес к этому предмету и склонность заниматься им, то такой ученик сможет быстро добиться больших успехов.

Для начала отметим, что одаренным и талантливым детям, подающим надежды в математике, как правило, свойственны следующие черты:

• ранняя и острая осведомленность, любопытство и понимание количественной информации;

• способность воспринимать, визуализировать и обобщать закономерности и отношения;

• способность рассуждать аналитически, дедуктивно и индуктивно;

• способность работать с математическими понятиями бегло, гибко и творчески;

• энергия и настойчивость в решении сложных задач;

• склонность формулировать математические вопросы, а не просто отвечать на них;

• выдвигать гипотезы, догадки и обобщать, проводить доказательства.

При избирательно-положительном отношении к математике, у школьников проявляется стремление заниматься предметом, ненасытное желание к приобретению знаний и решению математических задач. Такие школьники демонстрируют высокий уровень логического мышления, самоэффективность и внутреннюю мотивацию, наличие глубоких и действенных интересов в указанной области.

Здесь уместно отметить, что одаренность в математике не обязательно ведет к высоким достижениям в этом предмете, в то время как высокие достижения в математике не обязательно означают математическую одаренность.

В настоящее время существует обширная литература по выявлению математически одаренных детей [4-6]. Разрабатывается несколько подходов по выявлению и развитию детской одарённости. Одним из современных подходов в системе поиска математически одаренных детей является использование комплексного подхода, сочетающего как интеллектуальные, так и творческие одаренности, а также специальные математические одаренности личности. С этой целью используются разнообразные методики отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами. В этой связи большую популярность приобрели тестирования, основной целью которых является определение уровня овладения определенными понятиями и навыками у ребенка, а также оценка его способностей путем сравнения с результатами специальной выборки сверстников. Наряду с классическими методами тестирования, в последнее время получают широкое распространение критериально-ориентированные тесты, в которых основной упор делается на то, что ребенок умеет делать и что он знает. Данный метод позволяет учителям прослеживать динамику развития ребенка, являясь ценным источником сведений при составлении индивидуальной программы обучения для каждого отдельного ребенка.

Применение тестов может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями, полученными из различных источников: наблюдение учителя, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребёнка. Используются все возможные источники информации о ребенке. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников используются рассказы, замечания и суждения коллег, родителей, сверстников и друзей. Только после сопоставления информации, делаются какие-либо выводы. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей - достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры.

Математически одаренные и талантливые ученики отличаются от других своими потребностями, требованиями и нуждаются в особом подходе со стороны педагогов [7-10].

Этот особый подход строится на нескольких принципах.

• Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.

• Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.

• Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.

• Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.

• Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.

• Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием и

др.

Перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают сохранить и развить индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развить его потенциал, обеспечить образовательные потребности одаренных детей, чтобы в дальнейшем эти способности превратились в свои достижения. Для обеспечения условий сохранения исключительного потенциала ребенка необходимо создавать развивающую, творческую образовательную среду, разработать мероприятия, которые помогают детям уверенно использовать предметные знания.

В настоящее время в российских школах для работы с математически одаренными детьми, педагогами используются индивидуальные учебные программы и разнообразные средства обучения, усиливаются развивающие возможности урочной и внеурочной работы. Часто для обучения математически одаренных детей применяется стратегия расширенного обучения, то есть формируются профильные классы -математические, осуществляется расширенное обучение детей по отдельным разделам математики.

Формы работы с одаренными учащимися:

• творческие мастерские;

• групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

• факультативы;

• кружки по интересам;

• спецкурсы;

• элективные курсы;

• занятия исследовательской деятельностью;

• конкурсы;

• интеллектуальный марафон;

• научно-практические конференции;

• научные общества учащихся;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• сотрудничество с другими школами, вузами.

Вместе с тем данные формы работы с одаренным ребенком таят следующие серьезные опасности.

1. Важно не создавать у учащегося "чувства исключительности": и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

2. Эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто идет во вред самому ребенку.

3. Неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей.

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом обучения. Важна постоянная поддержка со стороны родителей, педагогов и всего общества. Столкновение с постоянными неудачами и хроническое ощущение своей вины и беспомощности глубоко травмируют тех детей, кто в силу своей одаренности стремится к высоким стандартам и творческой реализации своего потенциала. Социальные и эмоциональные последствия одновременного обладания исключительными способностями и трудностями в учении могут быть довольно разрушительными, если помощь не оказывается. Нереализованность потенциала одаренных школьников может не только иметь негативные последствия для развития их познавательной сферы, интересов и способностей, но и в той или иной степени деформировать их личность, нарушать поведение.

В заключении, хотелось бы отметить, что, к сожалению, далеко не все одаренные дети, проявившие свои уникальные способности в раннем возрасте в математике, повзрослев, продолжают удивлять мир своими способностями. Но те, кто сумел преодолеть так называемый «кризис одаренности» и нарастить свой талант, становятся настоящими гениями современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габдулхаков, В.Ф. Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета. Учебно-метод. пособие. / В.Ф.Габдулхаков.-Казань: РИЦ «Школа», 2012.-174 с.

2. https://rrc15.ru/Methodology-work-with-gifted-children (дата обращения 12.04.2022).

3. https://www.informio.ru/publications/id3190/Matematicheskaja-odarennost-i-ee-razvitie (дата обращения 12.04.2022).

4. https://research-jomnal.org/pedagogy/matematicheskie-sposobnosti-rebenka-i-ego-temperament/ (дата обращения 12.04.2022).

5. Sowell E.J., Zeigler A.J., Bergwall L., and Cartwright, R.M. Identification and description of mathematically gifted students: a review of empirical research / Gifted Child Q-1990.^№34-P. 147-154. doi: 10.1177/001698629003400404

6. Богоявленская, Д.Б., Шадриков, В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский, А.В., Дружинин В.Н. / Рабочая концепция одаренности/ Д.Б. Богоявленская и др. -М., 2003. -С. 30-56.

7. Шадрикова, В.Д. Рабочая концепция одаренности / В.Д.Шадриков. -М.: Просвещение, 1998.-С. 41-78.

8. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/01/11/matematicheskie-sposobnosti-uchashchikhsya (дата обращения 14.04.2022).

9. https://edu.kpfu.ru/mod/page/view.php?id=201590 (дата обращения 20.04.2022).

10. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С.Лейтес- М.: Академия, 2000. - С. 10-54.

Т.Д. Скуднова

ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрыты основные концептуальные положения антропологического проекта в педагогическом образовании, реализуемого в настоящий момент в рамках деятельности Центра междисциплинарных исследований «Антропология детства», и показаны практические результаты, полученные за истекший период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.